Социальный проект "Грамотным быть - модно!"
проект (7 класс)

Шафранская Зимфера Гафуровна
Проект направлен на формирование навыков грамотной речи среди школьников. В наше время происходит отрицательное влияние на речь учеников от окружающей среды (взрослые, СМИ, социальные сети в интернете).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_tip-sotsialnyy_shafikova_v.docx143.44 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

 «Тахталымская СОШ»

Грамотным быть – модно!

Социальный проект

Выполнила: Шафикова Валерия,

ученица 7 «б»  класса

Руководитель: Шафранская Зимфера Гафуровна,

учитель русского языка и литературы

Халитово,  2018

Содержание

I. Введение………………………………………………………….…………………....3стр.                                        II. Основная часть

2.1. Механизм реализации проекта....………………………….………..................… 5стр.

2.2. Раскрытие механизмов реализации проекта........................................................5стр.

III. Заключение ……………………………………………………………………….  7стр.

Список литературы ……………………………………………..………………………8стр.

Приложение 1 …………………………………………………..……………………….9стр.

Приложение 2 …………………………………………………………………………10стр.

Приложение 3 ………………………………………………….…………………….. 11стр.

2

I. Введение

Проект направлен на формирование навыков грамотной речи среди школьников. В наше время происходит отрицательное влияние на речь учеников от окружающей среды (взрослые, СМИ, социальные сети в интернете).

       Многим взрослым людям уже не хочется подбирать красивые слова для своей речи, использовать средства эмоциональной выразительности. Где эпитеты и гиперболы, литоты и сравнения, метафоры и уменьшительно-ласкательные суффиксы?  Их заменили современные «морфемы», подобные этим: «трубы» вместо телефонов, «комп» вместо компьютер, «хавать» вместо кушать, «ржать» вместо смеяться, «бабки» вместо деньги.

       Русский язык сегодня ещё и криминализирован. Примеров  этому множество: срубить бабок; фраер; лох; отморозок; беспредел; оторвись по полной; тебя просто разводят; впаривать любую дрянь; разборка; и т. д. Также очень часто используют взрослые ненормативную лексику в бытовом общении, такое же наблюдаем в СМИ, в кино, в театре и в интернете. Даже в телесериалах, в ток-шоу, в речи известных людей можно услышать подобные выражения.

Когда рядом кто-то сквернословит, достаточно трудно проявить мужество и призвать его к порядку. Для этого поступка требуется твердый характер. Преобладающая реакция ребят заставляет задуматься об их общественной позиции. Источником информации для большинства ребят служат уроки русского языка и литературы, некоторые считают образцом грамотной речи свою семью.

Таким образом, основной проблемой, на решение которой направлен мой проект, является низкая информированность детей о культуре речи, а также слабый интерес со стороны общества к культуре речи детей. Встал вопрос о том: что нужно делать для того, чтобы речь стала более грамотной.

У меня возникла идея: используя словари, научно-популярную литературу и другие источники можно подобрать разнообразную информацию о  нормах современного литературного  языка. На основе собранного материала написать  статью  в районную  газету «Знамя труда» с дальнейшим включением этой статьи  в школьный сайт.                                                              

Цель проекта – создать условия для повышения уровня грамотности среди школьников и родителей.

Задачи:  - исследовать состояние речевой культуры школьников;

               - разработать материалы по развитию грамотной речи учащихся;

               - включить материалы в информационную деятельность школьного сайта и газету «Знамя труда».

3

Методы реализации проекта:

- наблюдение;

- анкетирование;

- анализ;

- поиск и систематизация информации.

Гипотеза: Быть грамотным – значит свободно владеть богатствами русского языка в устной и письменной речи. Как считают  учащиеся 7-х классов: грамотным  быть модно или  не модно?  Почему они так думают?

Объект исследования:  учащиеся 7 «А» и 7 «Б» классов.

Предмет исследования: изучение речи учащихся МБОУ «Тахталымская СОШ».

Проектный продукт: статья в газету «Знамя труда» и в школьный сайт.

Проект направлен на:

- учащихся МБОУ «Тахталымская СОШ», с. Халитова;

- педагогов школы, выпускников школы;

- родителей учащихся школы;

- друзей школьного сайта и читателей газеты.

4

II. Основная часть

2.1. Механизм реализации проекта.

ЧТОБЫ РЕШИТЬ ЗАДАЧУ №1, НУЖНО ВЫПОЛНИТЬ СЛЕДУЮЩИЕ ДЕЙСТВИЯ:

1. Разработать вопросы анкеты для исследования.

2. Провести анкетирование среди учащихся 7-х классов

3. Посчитать количество ответов.

4. Проанализировать ситуацию по теме.

ЧТОБЫ РЕШИТЬ ЗАДАЧУ №2, НУЖНО ВЫПОЛНИТЬ СЛЕДУЮЩИЕ ДЕЙСТВИЯ:

1. Подобрать материал по теме из различных источников (книги, словари, интернет-ресурсы)

2. Два раза в год проводить анкетирование учащихся и помещать материал под названием «Говорите правильно!» в школьный сайт.

3. Определить, какую информацию нужно представить на странице сайта.

ЧТОБЫ РЕШИТЬ ЗАДАЧУ №3. НУЖНО ВЫПОЛНИТЬ СЛЕДУЮЩИЕ ДЕЙСТВИЯ:

  1. Обратиться к учительнице информатики Калимуллиной Резеде Вакиловне  с просьбой поместить мою статью в страницу школьного сайта; направить её в газету.
  2. Определить периодичность обновления информации на странице сайта.

2.2. Раскрытие механизмов реализации проекта.

     Наблюдение за повседневной речью учащихся показало, что речь многих ребят засорена  неправильным произношением, просторечными выражениями, а также сквернословием. Мною были подготовлены  вопросы  и было проведено анонимное анкетирование среди учащихся 7«А» и 7«Б» классов, было опрошено  33 человека.

В общении друг с другом учениками чаще всего (21 человек) используются просторечные выражения. Литературным языком стараются говорить почти в три раза меньше ребят (9 человек). К счастью, сквернословие моими одноклассниками и друзьями с параллельного класса используется нечасто (3 человека).

Как правило, ученики проявляют безразличие к нецензурной речи (17 человек).

10 человек  это раздражает. И только 6 человек готовы  призвать хулигана к порядку. Всего шесть человек могут найти информацию о нормах литературного языка в средствах массовой информации.

Анализ анкет  показал, что нормы языка нарушаются большинством учащихся

из-за их незнания, потому  что общество не придает должного значения грамотности

речи детей и взрослых людей. Я думаю, что уроков русского языка и литературы недостаточно для формирования общественного сознания, а в средствах массовой информации практически не уделяется этому внимание.

5

     Повышает грамотность чтение книг, которое уже само по себе способствует повышению общей грамотности, поскольку человек невольно начинает заимствовать речевые обороты. Работает зрительная память, развивается образное мышление, творческие способности.

Ничто не может сравниться с великими произведениями, ставшими классикой. Именно чтение такой литературы возвышает нас изнутри, делает духовно богаче и восприимчивее к прекрасному. Считаю, что с произведениями великих мастеров нужно обязательно знакомиться каждому уважающему себя человеку.

Ненормативная лексики используется не только в бытовом общении, но и, к сожалению,  в СМИ, что абсолютно недопустимо. Что уж говорить об интернете, где очень распространены сленг, сокращения, а также употребление грубых, нецензурных выражений. Загрязнение языка то же самое, что загрязнение чистой реки зловонными бытовыми отходами. «Мы должны оберегать язык от засорения, помня, что слова, которыми мы пользуемся сейчас, будут служить многие столетия после нас» - писал  С.Маршак.

     Данная тема очень актуальна в последнее время, ведь  языковая среда не только задает некие стандарты, она формирует тип личности.

      К стремлению  повысить свою грамотность могут подтолкнуть и такие телевизионные шоу как «Лучше всех», «Удивительные люди», где юные дарования  поют, танцуют, рассказывают стихи, отвечают на вопросы. Ну как может не удивить маленький мальчик, который так знает географию. Как может не удивить девочка -дошкольница, которая успевает сложить числа еще до того, как ты их рассмотрел. Моё сердце покорили ещё три серьезных малыша – географ  Тимофей  Цой, знающий столицы, флаги, месторасположение на карте государств, о существовании которых я узнала только от них; виртуозная игра на саксофоне юной Софьи Тюриной; очаровательная малышка Николь, которая «шпарит» наизусть Ахматову, Есенина, Пушкина. Это очень развлекательно, удивительно, посыл к самосовершенствованию.

      В общем, два раза в год я решила проводить анкетирование среди учащихся 7-х классов, чтобы узнать их мнение о том, что модно ли быть грамотным.

6

III. Заключение

     Задумавшись над тем, как стать грамотнее, прихожу к выводу, что необходимо постоянно совершенствоваться. Вообще стремление к развитию должно обязательно присутствовать в жизни человека. Имея какое-то увлечение, мы становимся интересны, в первую очередь, самим себе, а это значит, что и для других людей делаемся гораздо привлекательнее. Дополнительные интересы способствуют расширению кругозора и в конечном итоге тоже приводят к повышению грамотности. Становясь эрудированнее, мы открываем в себе бесконечные возможности.

Не стоит ничем ограничивать свой выбор. Можно пробовать заниматься разными видами деятельности, чтобы выявить наиболее интересные направления. Зачастую мы сами ограничиваем себя в выборе, а потом считаем, будто ни на что не способны. Выработать в себе грамотность не так сложно: необходимо лишь реализовывать природное любопытство.

     Исходя из вышесказанного, делаю вывод: Быть грамотным – это свободно владеть богатствами русского языка в устной и письменной речи. А это значит, что грамотным быть действительно модно!

     В ходе реализации проекта достигнуты следующие результаты:

 - появились условия для повышения уровня грамотности среди детей и их родителей;

 - на школьном сайте появится рубрика под названием «Говорите  правильно!», где будут помещены интересные факты о языке, нормы литературного языка, правила произношения и другое (обновление информации планируется 2 раза в год);

- в ближайшие дни на странице районной газеты будет опубликована статья «Грамотным быть – модно!».

Ожидается, что проект будет иметь хороший эффект в перспективе: повысит позитивный интерес школьников, педагогов, родителей и общественности к проблеме «загрязнения» речи.

Информационные рубрики после окончания проекта будут открыты для всех желающих.

.

7

Список литературы

  1. Толковый словарь живого великорусского языка В.И.Даля. – СПб.: ИД «Весь», 2004
  2. Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М.: Дрофа Н. М. Шанский, Т. А. Боброва, 2004
  3. Школьный словообразовательный словарь русского языка. – СПб.: ООО «Виктория плюс», 2011
  4. Справочник по орфографии и пунктуации для работников печати / К.И. Былинский, Н.Н. Никольский. М.: Искусство, 1957.
  5. Граник Г.Г. Секреты орфографии / Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, Л.А. Концевая. М.: Просвещение 1991.
  6. www. yazykoznanie.ru
  7. http://slovari.yandex.ru
  8.  http://www.docme.ru/doc/59950/slovari-xxi-veka

8

Приложение 1

Анкета

1 вопрос. Какая речь преобладает в Вашем общении с одноклассниками и друзьями?

Ответы

Количество человек

Русский литературный язык

9

Часто использую просторечные выражения

21

Использую  сквернословие

3

2 вопрос. Как Вы реагируете, если в присутствии Вас кто-то нецензурно ругается?

Ответы

Количество человек

Стараюсь не обращать внимания

17

 Меня это раздражает

10

Призываю его к порядку

6

Результаты устного опроса. Где можно найти нужную информацию о речевой норме языка?

Ответы

Количество человек

На уроках русского языка и литературы

13

В газетах, журналах

5

 Чтение классической литературы

15

9

Приложение 2

C:\Users\User\Desktop\Безымянный.jpg

10

                                                                                                          Приложение 3

Грамотным быть – модно!

(статья)

     Быть грамотным – значит свободно владеть богатствами родного языка в устной и письменной речи. И богатства эти неисчерпаемые. Но меняются времена, события. меняются  и люди. Как следствие этого изменениям подвергается и  язык. Тревожит вопрос: не являются ли эти изменения разрушительными для нашего языка как народного достояния и национальной самобытности?

     Наряду с экологией окружающей среды существует и лингвистическая экология. Эта тема очень актуальна в последнее время, ведь лингвистическая экология призвана дать объективную оценку состоянию языка, предупредить о возникновении «трещин» и нарушений лексических норм, постепенно приживающихся в обществе.

Современные исследования лингвистов фиксируют неблагополучную экологию нашей языковой среды. По мнению ученых , это опасная тенденция, ведь языковая среда не только задает некие стандарты, она формирует тип личности. Проблема современной школы состоит в том, что параллельно с общепринятыми словами, подростками используется жаргонная и срамная лексика.

     В современном русском языке молодежный жаргон называют сленгом. Жаргон – речь какой -либо социальной или профессиональной группы, содержащая большое количество свойственных этой группе слов и выражений (часть искусственных или условных). Существует студенческий, молодежный, воровской жаргон и др. Это слова и выражения, похожие на омонимы, стилистически окрашенные: зубрить, шпора, капец, каюк, жесть и т. д. Появление этих слов- жаргонизмов связано с тем, что молодежь делает попытку ярче показать и себя, и свое отношение к предмету разговора в глазах окружающих друзей. Речь многих молодых людей « пестрит» словами и выражениями, подобными таким: клевый, классный, супер, кайф, балдеж, отпад, выпасть в осадок, атас, шухер и т. п.

Сегодня разговаривать вежливо и красиво- значит выставить себя посмешищем. Подростки таких сверстников считают «лохами», «лошарами», « тюфяками». Употребление модных, «устоявшихся» лексических форм стало уже нормой и правилом общения в обществе, особенно среди молодежи.

Настораживает то, что в речи молодых людей жаргон часто переходит в мат. По мнению многих, коллективный мат объединяет, позволяет установить тесный контакт. Мат- неприличная, оскорбительная брань, сквернословие. Он становится полноправным хозяином не только быта, но и искусства.

Мат- это язык пьяниц, подонков, преступников, хамов  или просто неуверенных в себе людей. Умный, порядочный и воспитанный человек даже в порыве злости не будет ругаться матом, а найдет другие слова для выражения эмоций. Людям, которые не относятся к перечисленной категории, нет внутренней потребности и желания пользоваться матерной лексикой.

С раннего школьного возраста не нужно замалчивать проблему засорения русской речи. Напротив, надо рассказывать ученикам о происхождении брани, причинах ее живучести, о том, что это язык несостоявшихся людей.

     И всё же многие люди задумываются над тем, как стать грамотнее. Некоторые хотят произвести нужное впечатление на окружающих, другие желают развиваться и

11

совершенствоваться в выбранной области. В любом случае стремление работать над

собой может считаться похвальным. Желание стать лучше должно обязательно подкрепляться какими-то практическими действиями. Только в этом случае личность получает возможность работать над своими недостатками. Повышает грамотность чтение книг. Не бульварной прессы, а давно признанных, написанных хорошим, литературным языком произведений. Вместе с грамотностью при чтении повышается и интеллект. Не обижайтесь, если вам спокойно и вежливо укажут на ошибки в вашем тексте, поправят неправильно произнесенное слово. Для вас будет гораздо хуже, если этого не сделают.

Мы должны оберегать язык от засорения, помня, что слова, которыми мы пользуемся сейчас, будут служить многие столетия после нас.  (С.Маршак)

12


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровым быть модно.

Рассуждение о том, что такое здоровье....

Эссе "Здоровым быть - модно"

Пропаганда здорового образа жизни...

Сценарий мероприятия «Здоровым быть модно!»

Разработка  мероприятия по ЗОЖ «Здоровым быть модно!». Для учащихся 7-9-х классов...

Здоровым быть - модно

Это эссе содержит размышления автора о моде на здоровье, о том, насколько сочетаются эти два понятия...

Игра-презентация "Здоровым быть модно"

В презентации представлены различные задания для учеников начальных классов по теме "Здорорвым быть модно", выполняемые в виде игровой деятельности. Презентация может быть использована для командной и...

Здоровым быть модно

классний час о здоровом образе жизни...

Презентация к классному часу"Здоровым быть модно"

Презентация "Здоровым быть модно"...