Главные вкладки

    Восемь причин, почему дети не уважают учителей: кто виноват и что делать?
    статья (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

    Алексеенко Андрей Иванович

    Приходилось ли вам слышать такие фразы: «Молодежь испорчена», «В наше время такого не было», «Дети вообще взрослых не уважают», «Меня ученики ни во что не ставят»? Возможно, вам знакомы эти проблемы. Что делать? Разберемся, что такое уважение, почему его нужно заслужить и почему так бывает, что ученики не уважают учителей.

     

    Уважение: что это и откуда берется?

     

    Уважение — основа комфортных, достойных отношений между друзьями, родственниками, коллегами и всеми людьми в социуме. Это база успешного сотрудничества, партнерства, совместного проживания, общения.

     

    Уважение — мотивированное чувство. Другими словами — требуется подкрепление для возникновения данного чувства по отношению к вам. В качестве подкрепления выступают личные качества, достижения, достоинства.

     

    Уважение бывает только взаимным. Не задевайте, не ущемляйте достоинство и честь другого человека.

     

    Уважение нельзя «отвоевать» силой кулаков, угрозами, шантажом. Запугивая, можно вызвать страх, боль, ненависть, стыд. Что угодно, но не уважение.

     

    Уважение основано на признании равенства права каждого члена социума на свободу личности, на собственное мнение, на развитие потенциала.

     

    Три кита, на которых держится уважение

     

    Особенности личности: достоинство, этичность, тактичность, воспитание, интеллект, характер.

     

    Социальные роли: должность, статус личности в обществе — «студент», «директор», «учитель», «друг». Люди, исполняющие определенные роли, могут претендовать на уважение других (например, учеников) «по умолчанию».

     

    Правило иерархии — опять речь идет о возникновении уважения в «автоматическом режиме», на базе исключительно занимаемой должности, социального статуса.

     

    Таким образом, мы получаем противоположные идеи:

     

    Уважение к педагогу должно возникать «автоматически».

     

    Уважение требует наличия определенных личностных качеств, его нужно заработать.

     

    Предлагаю следовать второму положению и требовать уважения не из-за занимаемой должности или социального статуса.

     

    Почему ученики не уважают учителя?

     

    Главные ошибки.

     

    Двойственность и лицемерие: требуем одного, а транслируем другое. Это касается не только работы в школе, но и воспитания в принципе.

     

    Синдром розовых очков: ожидание, что ученики будут сразу отлично учиться и безупречно себя вести, а родители станут на 100% выполнять все требования и рекомендации педагога. Надо принять тот факт, что ученики и их родители ничего не должны. Задача учителя — сделать так, чтобы ученики стремились к знаниям, развитию по причине собственного желания и заинтересованности.

     

    Оскорбления: обижая учеников, повышая голос, наказывая за проступки, некоторые учителя озлобляют их — это не путь к уважению. У них может получиться вызвать страх, отвращение, презрение — и не более.

     

    Нет контакта: учитель, который не слышит учеников, не умеет «держать» аудиторию, быстро теряет к себе интерес и уважение. Над работой с аудиторией учитель трудится постоянно.

     

    Нет обратной связи, или Синдром «Ой, я забыла»: нельзя забывать обещаний, которые даны ученикам — они этого не забудут. Учитель узнал мнение класса? Дает понять, что оно услышано и учтено. Пообещал что-то? Доносит до класса, что он держит свое слово.

     

    Синдром «Я главная», или «Я так сказала». Строить отношения с классом исключительно на возвышении себя над учениками, выбирая модель поведения очень важной начальницы, — неэффективный вариант. Выдерживаем баланс, не опускаясь до панибратства.

     

    «Я самая умная»: если кто-то учитель, это еще не значит, что он знает все.

     

    Неумение признавать свои ошибки. Эту честность и смелость ученики, особенно подростки, оценят. Кроме того, они осознают то, что и сами имеют право не ошибку — их не станут за это осуждать, унижать, обесценивать.

     

    http://pedsovet.su/metodika/6561_pochemu_deti_ne_uvazhayut_uchiteley

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Родительское собрание с эелементами деловой игры "Почему дети лгут?"

    Родительское собрание "Почему дети лгут" содержит в себе лекционный материал, так же элементы деловой игры (обсуждение трудных ситуаций)....

    Родительское собрание с элементами деловой игры "Почему дети лгут"

    Родительское собрание "Почему дети лгут" содержит в себе элементы деловой игры (обсуждение проблемных ситуаций), так же лекционный материал....

    Родительское собрание. Почему дети ссорятся?

    Мини- лекторий по теме "Особенности межличностных отношений в коллективе младших подростков"  Презентация помогает родителям понять причину детских ссор, способы реагирования и разрешения ко...

    " Почему детям бывает трудно учиться ?"

    Презентация  выступления учителя-логопеда на родительском собрании.  В выступлении сделаны акценты  на недостатках  письма у детей, показаны возможные  трудности  пр...

    Почему дети лгут

    В числе нравственных устоев, свойственных всем народам с древних времён, нельзя не отметить скромность. Не надо считать себя выше другого человека, возноситься, хвастать. С какого же возраста эти пра...

    Семнадцать причин. почему нужно читать

    Почему и чем могут помочь родители своим детям? Интерес к чтению формируется в семье....

    ЧЕТЫРЕ ключевые ПРИЧИНЫ, почему люди так никогда и не исполнят свою МЕЧТУ — говорить СВОБОДНО на иностранном языке:

    1 Вечно думают, что начнут. Потом, завтра. 2 Отсутствие нормального сервиса и обучения. 3 Нудные занятия по методике советского времени. 4 Очень долгое обучение, которое длится годами. ...