проект "масленица"
проект (6, 7, 8, 9 класс)

Лавренова Анна Анатольевна

Масленица – один из самых радостных и светлых праздников на Руси. Знакомство с традициями проведения этого праздника даёт детям возможность понять всю широту и глубокий смысл этого весёлого и немножко грустного праздника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл maslenitsa.docx251.01 КБ

Предварительный просмотр:

КГКУ «Центр содействия семейному устройству  детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей пгт Славянка»                                                

                       

                                  Проект:

         «Масленица»

         

                                       

                                                                                  Разработала:

                             Воспитатель   Лавренова Анна Анатольевна

                                          2019 г

Актуальность:

Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гуляние в конце зимы – Масленица. Здесь всегда находятся желающие силой потягаться, удаль свою показать, вкусными блинами угоститься да песни попеть. Масленица – один из самых радостных и светлых праздников на Руси. Знакомство с традициями проведения этого праздника даёт детям возможность понять всю широту и глубокий смысл этого весёлого и немножко грустного праздника.

 Знание истории своего народа, родной культуры, участие в народных праздниках, духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре.

В настоящее время актуальным стало личностное развитие  воспитанников, развитие нравственных ценностей, забота об эмоциональном благополучии  наших детей.

Цель работы:

Повышение интереса к традициям русского народа (праздник Масленица).

Задачи:

1. Познакомить детей с русским обрядовым праздником «Масленица».

2. Развивать художественно – творческую деятельность путем ознакомления с предметами декоративно – прикладного искусства русской культуры.

3. Формировать любовь к Родине, ее традициям.

4. Воспитывать чувства патриотизма ,основанного на русских традициях .

 5  Обогатить духовный мир;

 6  Провести праздник, через участие : мастер – класса « стаканчик» коллективный выход на центральную площадь, где принять активное участие на ярмарке . Приобщить всех воспитанников к традиции проведения народного праздника Масленицы.

Планируемые результаты:

1.Приобщение воспитанников  к традиции проведения народного праздника – Масленицы , через активное  участие .

2.Создание атмосферы радости приобщения к традиционному народному празднику.

3.Повышение познавательного интереса среди воспитанников к родной истории.

 Методы и приёмы работы над проектом:

1.Беседа.

2.Изготовление оберега «Ангел»

3.Мастер-класс «стаканчик»

4.Знакомство с рецептами блинов.

5 Чаепитие.

6 Участие в ярмарке.

Тип проекта: локальный (направлен на совместную творческую деятельность ) 

Сроки проведения проекта: с 4 по 10 марта (проводится в рамках масленичной недели )

Участники: воспитанники, воспитатель, педагог дополнительного образования.

                   

                 Этапы реализации проекта:

 Информационный этап

  1. Беседа. Поговорим о «Масленице»

Масленица – один из тех древних народных праздников ,который  не закреплён  за конкретным календарным числом .Это переходный праздник ,который связан с Пасхой .Празднуют Масленицу на последней неделе перед Великим постом ,который длится семь недель  и заканчивается Пасхой .  

Масленицу называют сырной неделей , а также «блиноедной». Это самый веселый, самый разгульный всеобщий праздник. И стар, и млад, как говорится, веселится. Масленичная неделя была буквально переполнена праздничными делами. Традиционные действа и затеи, обязанности и игры – все это постепенно отложилось в традицию непринужденной, раскрепощенной радости и веселья.

Процесс приготовления блинов считался таинством: его передавали из рода в род через дочек и внучек.

Старинная Русь справляла Масленицу шумно. Олицетворением праздника часто являлось чучело из соломы и тряпок, одетое в женскую одежду. Повсеместно устраивали разные игры и гулянья: качели, конные соревнования, ледяные горки, катание на санках. Молодежь щеголяла нарядами, каждый стремился перечудить другого.

 Каждый день масленой недели имел свое название ,которое как бы подсказывает , что в этот день полагается делать .

Понедельник – «встреча»

Вторник – «заигрыш» в этот день проходили самые весёлые игры .

Среда – «лакомка» готовили самые вкусные блюда.

Четверг – « разгуляй» УСТРАИВАЛИ КАТАНИЕ НА ЛОШАДЯХ

Пятница – «Тещины вечера»зять идёт к тёще на блины .

Суббота – «Золовкины посиделки» все ходят в гости к родственникам .

Воскресенье – «Прощеный день». Проводы Масленицы.

Воскресенье был самым грустным моментом праздника. Масленицу надо было хоронить. С жалобными причитаниями везли за околицу, где был сложен костер. Когда Масленицу сжигали, прыгать через костер решались только смельчаки: размеры его были огромны. После песен, игрищ, хороводов веселье заканчивалось. В деревне воцарялся мир. Родные и знакомые прощали друг другу обиды, Младшие приходили к друг другу со словами: «Прости меня, пожалуйста, если я в чем-то виноват перед тобой».4.

2 Традиции Масленицы:

Наверно, без блинов невозможно представить русскую Масленицу. Блин издавна был символом Солнца. Ритуально съедение блина — во славу весны, плодородия земли. Форма блина тоже не случайна — круг считался знаком Солнца. «Блин круглый, как настоящее щедрое Солнце

Трудно найти в России хозяйку, которая не пекла бы блины и оладьи на Масленицу. Настоящие русские блины - из дрожжевого теста, тесто для них ставили ещё с ночи и пекли непременно на чугунных сковородках. Выпечь тоненькие, кружевные блины получится не у каждого, несмотря на кажущуюся простоту процесса. Есть в этом несложном деле свои тонкости:

  1. Первая хитрость при выпечек блинов на Масленицу - непременное просеивание муки перед замесом теста. Особенно это важно для дрожжевых блинов. Тогда тесто будет гораздо лучше подниматься.
  2. Вторая хитрость - сковородку нужно очень хорошо разогреть, и только потом выливать на нее тесто. Смазывать сковороду можно кусочком соленого сала, надетого на вилку. Это надо делать перед каждым блином. А можно добавить ложку растительного масла в само тесто, и тогда надо будет смазать сковороду только один раз, перед началом жарки.

. Рецепт блинов на Масленицу - Дрожжевые блины на молоке

  • 1 литр молока
  • 500 г муки
  • 2 яйца
  • маленький пакетик сухих дрожжей
  • 2 ст. ложки сахара
  • половина чайной ложки соли
  • 1 ст. ложка растительного масла
  • сливочное масло для смазывания блинов

Разделите муку на две части. В одну добавьте сахар и дрожжи, перемешайте. Влейте теплое молоко и тщательно вымешайте. Не поступайте наоборот, то есть, не всыпайте муку в молоко. Тогда у вас образуются в тесте комочки.

Поставьте опару в теплое место минут на 40. Она должна подняться раза в 2. Пока опара поднимается, отделите у яиц желтки от белков. Желтки разотрите с солью и растительным маслом, а белки взбейте миксером в крепкую пену.

Добавьте в опару остальную муку и желтки и дайте еще раз подняться тесту. Затем, добавьте белки, аккуратно вымешайте. Если надо, добавьте муку.

Выпекайте блины на Масленицу на разогретой сковороде с обеих сторон. Смажьте сливочным маслом

Рецепт блинов на Масленицу 3 - Домашние блины на молоке

  • молоко — 1 литр
  • яйца — 4 штук
  • мука — 500 г
  • растительное масло — 2 ст. ложки
  • сахар — 1,5 ст. ложка
  • соль — 1 щепотка

В большой миске взбиваем яйца и сахар. Заливаем 1 часть теплого молока и солим. Хорошо перемешиваем. Засыпаем муку (постепенно) в яично-молочную смесь. Хорошо перемешиваем для того, чтобы не было комков. Добавляем немного соды, соль и растительное масло, перемешиваем, добавляем оставшееся молоко и взбиваем. Тесто должно получиться в меру жидким.

Хорошенько разогреваем сковороду и смазываем растительным маслом. Обжариваем каждый блинчик с обоих сторон до золотистого цвета.

           

       

 Практический этап

 

                  1Изготовление оберега «Ангел».

Цель: знакомство воспитанников с историей изготовления старинных кукол – оберегов.

 Задачи:

- Привитие интереса к изучению элементов русской народной культуры;

- Развивать  мелку моторику рук.

 - Способствовать развитию творческого потенциала детей;

- Воспитание в воспитанников  бережного отношения к сохранению традиций и обычаев русского народа;

- Развивать творческие способности .

-Воспитывать самостоятельность.

Место проведения: мастерская «кройки, шитья»

Необходимое оборудование: ткань ,нитки.

          2 Мастер – класс  по изготовлению «стаканчик»

Цель : Приобщение  к русским народным праздникам  и обычаям  через творческую деятельность.

Задачи:

- Познакомить ребят с художественными росписями.

-Развивать способности ,различать стиль  в декоративном искусстве и использовать  их отдельные элементы в своём творчестве .

-Развивать мыслительные процессы .

-Способствовать развитию роста интереса детей к народному творчеству .

-Способствовать формированию эстетического вкуса .

-Воспитывать в детях любовь к Родине  .

Необходимое оборудование : цветной картон ,цветная бумага, клей карандаш , клей пистолет, бусинка , ножницы .

Место проведения : группа .

 3 Коллективный выход : Торговля на ярмарке , выставка своих работ.

C:\Users\uzer1\Desktop\IMG_20190309_140250.jpg

C:\Users\uzer1\Desktop\IMG_20190309_140233.jpg

C:\Users\uzer1\Desktop\IMG_20190310_121927.jpg C:\Users\uzer1\Desktop\IMG_20190310_121827.jpg

               

            Результат

Внедрение проекта в воспитательно - образовательный процесс помогло обогатить его содержание. Обеспечило развитие у ребят  любознательности, стремление изучить традиции родной страны. Воспитанники  познакомились с традициями родной страны. Работа по проекту помогла развить у них кругозор, эстетическую восприимчивость. Ребята получили возможность почувствовать себя свободными, раскрепощенными, обрели уверенность в себе, в своих силах, в умении мыслить, фантазировать.

Анализируя результаты проекта, я увидела , что воспитанники  с большим интересом включались  в различные виды деятельности, проявляли чувство ответственности за себя и других. Реализуя проект, я ставила перед собой цель - сделать жизнь для моих воспитанников интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. Я думаю, что мне это удалось.

6.Список используемой литературы

1. Научно - практический журнал «Спутник классного руководителя» №4/2011г.

2. Газета «Последний звонок» №12 /2010 г.

3. Научно-методический журнал «Воспитание школьников» №2/2012 г.

4. «Организация общешкольных мероприятий: сценарии тематических и творческих праздников», сост. С. А. Цабыбин.- Волгоград: Учитель, 2011 г.

5 Весенняя капель,ред.-сост .Л.И.Жук-Мн.:Красико-Принт,2006.-128 с.