Николай Рерих
классный час (10 класс)

Зотова Анна Валерьевна

Материал для внеклассного мероприятия

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon rerih.pdf987.05 КБ
Microsoft Office document icon stsenariy_po_rerihu.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

 Сценарий  к классному часу, посвященному 135 - летию Николая Рериха

1. Я был призван в этот мировой пир, и жизнь моя благословенна. Мои глаза видели, и уши мои слышали. На  мою долю пало играть на этом пиру, и сделал все, что мог.

                                      Рабиндранат Тагор

2.Философ. Художник. Ученый. Литератор. Его глаза действительно видели, а уши слышали. Николай Рерих не зря пришел на эту землю – он оставил нам в наследство приблизительно семь тысяч полотен, десяток томов повестей, рассказов, сказок, стихов.

3.27 сентября 1874 года в семье нотариуса родился мальчик, которого назвали Николаем – «Побеждающим». Отчетливый почерк отца свидетельствовал о его аккуратности. Мать, Мария Васильевна Калашникова, облик имела русский, но в аккуратности не уступала мужу со скандинавской фамилией.

Вслед за Николаем в семье Рериха  появились сестра Лидия и 2 брата : Владимир и Борис.

С десяти лет Николая отдали  учиться в частную гимназию фон Майя, где преподавание велось на немецком языке. На уроках литературы мальчик учит «Лесного царя»  Гете в подлиннике. На географии  тщательно чертит карты, белит ледники, раскрашивает  желтым  пустыни, лепит из пластилина рельефные Гималаи.

4. Николай хорошо рисует. Он делает эскизы декорации для гоголевского вечера  и очень любит читать « Вия» и другие произведения  о духах земли, об утопленницах, о прозрачном всаднике, вставшем над горами.

Любимая страна – Индия. С ней связаны мечты о скрытых  в джунглях сокровищах, о неведомых племенах, о статуях Будды…

С разрешения лесного департамента Рерих собирает  коллекцию птичьих яиц с научной целью. Его хватает  и на то, чтобы писать этюды об охоте и об озере. В литературных пейзажах господствуют тишина и покой.

Стремление к гармонии, к связи сущего, бывшего и будущего приводит Николая в  археологию. И всю жизнь Рерих будет искать могильники  и городища: ощущение древнего мира или совсем не приходит к человеку , или приходит на всю жизнь.

5. Творческие  задатки заставляют Рериха сдавать экзамены в Академию Художеств, но отец ставит непременное условие – параллельно учиться на юридическом факультете  университета и окончить его. Николай совместил палитру с лекциями по Римскому праву.

 Юноша работал в мастерской Куинджи, главное в работах которого   - ощущение гармонии жизни, природы и человека.

В 1897 году Н.Рерих получает звание художника за картину «Гонец», которую купил известный меценат Третьяков для своей галереи.

6. Картины Николая Константиновича, созданные в период 1900-1902 годов, были хорошо приняты публикой и критикой. Не мог остаться к ним равнодушным и неутомимый Дягилев. Он вновь обратился к Рериху с предложением принять участие в выставках "Мира искусства" и присоединиться к объединению.

    Приглашение было принято. Рерих дал свои произведения на выставку 1902 года в Москве и 1903 года в Петербурге. Среди них была только что законченная картина "Город строят". 

7. В 1903 и 1904 годах Николай Константинович и Елена Ивановна посетили более сорока русских городов.     В поездках 1903-1904 годов была создана большая серия архитектурных этюдов, названных С. Эрнстом "Пантеоном нашей былой славы". Серия насчитывала около 90 произведений, в их числе: "Ростов Великий", "Печорский монастырь", "Смоленские башни", "Городская стена в Изборске", "Воскресенский монастырь в Угличе", "Старый Псков", "Нижний Новгород. Башни кремля". По замыслу художника все эти произведения должны были запечатлеть грандиозную каменную летопись страны, в которой увековечилось бы величие духа ее народа-строителя.

    Эти этюды представляют огромную художественную ценность еще и потому, что многие запечатленные художником архитектурные ансамбли погибли в годы Великой Отечественной войны.

8. Весной 1906 года Рериха утверждают директором школы Общества поощрения художеств. 

Александр Бенуа, назвав перестройку школы чудом, писал: "Это чудо произошло благодаря энергии одного человека, одного художника - Рериха, заслуживающего все большего и большего уважения за ту последовательность, с которой он борется за живое искусство против мертвечины и казенщины".

9. Примерно с середины 1900-х годов Рерих стал работать для театра. Шумный, заслуженный успех выпал на долю Рериха в 1909 году, когда в парижском театре "Шатле" открылся первый "русский сезон". На суд требовательной французской публики Дягилев вынес достижения отечественного искусства. В зале звучала музыка Мусоргского, Глинки, Римского-Корсакова, Бородина, Чайковского. Пели Шаляпин, Смирнов, Алчевский. Танцевали Павлова, Карсавина, Нижинский, Ида Рубинштейн. Декорации и костюмы были выполнены по эскизам Бакста, Головина, Рериха.

    В оформлении Рериха шли "Половецкие пляски" из "Князя Игоря" Бородина и "Псковитянка" Римского-Корсакова.

    Еще одна театральная постановка, которой Рерих уделил много времени,- "Снегурочка" Н. А. Римского-Корсакова

С 1906 по 1914 год Николай Константинович постоянно участвует в зарубежных выставках русского искусства. Париж, Венеция, Берлин, Рим, Брюссель, Вена, Лондон знакомятся с творчеством Рериха. Его картины приобретают Римский национальный музей, Лувр и другие европейские музеи. В 1909 году Николая Константиновича избирают академиком Российской академии художеств и членом Реймсской академии во Франции.

10. Большие познания и любовь к старине выработали у Николая Константиновича чуткость и бережность к лучшим традициям древнерусской иконописи. К наиболее известным произведениям Рериха на религиозные темы относятся исполненные в 1904-1907 годах станковые композиции и эскизы для мозаик "Сокровище ангелов", "Борис и Глеб", "Апостолы Петр и Павел", "Архистратиг Михаил". Эти произведения созданы на основе тщательного изучения древнерусской живописи.

    Николай Константинович очень своеобразно раскрывал религиозные темы. В этом отношении особого внимания заслуживает оформление церкви св. Духа в Талашкине (1914.) Центральную часть мозаики занимает громадное изображение Нерукотворного Спаса

11.В искусстве Николая Константиновича перед войной 1914 года с особой силой прозвучала тема возмездия, впервые раскрытая в полотне "Ангел последний" (1912). Над объятой пламенем землей, в багряных облаках - апокалипсический ангел, воздающий по заслугам за все содеянное зло, а на далеком горизонте - сверкающие зарницы как бы оповещают о новой жизни на очищенной от скверны планете.

12. Февральская революция 1917 года не явилась неожиданностью для русской интеллигенции. Николай Константинович верил, что революционные события в России расчищают место для братства стран и народов.

       Однако контакты с теперь уже Советской Россией продолжались недолго. В мае того же года государственная граница между Финляндией и Россией была наглухо закрыта.

Кроме картин, навеянных северными пейзажами Карелии,- "Святой остров", "Северные острова", "Еще не ушли", "Скалы и утесы", "Ладога", "Север" и других,- Николай Константинович задумывает сюиту "Героика" и создает к ней семь эскизов: "Клад захороненный", "Зелье Нойды", "Приказ", "Священные огни", "Ждут", "Конец великанов", "Победители клада". Серия построена по мотивам скандинавской мифологии, но мифологические персонажи в ней лишь действующие лица, посредством которых художник иносказательно передает свое восприятие текущих событий.

 

12. Николая Константиновича не покидают мысли о необходимости синтеза исканий России и Востока. Страны этих континентов были для него реальными маяками на пути к новой эре в истории народов. Через месяц после прибытия в Индию он написал: "Уже складываются у меня серии картин: 1. "Жемчуг исканий", 2. "Сожжение тьмы", 3. "Светочи прихода". В 1924-1925 годах начинается работа над циклами картин - "Сиккимский путь", "Его страна", "Зарождение тайн", "Гималаи", "Майтрейя", "Учителя Востока".

    Рерих показал себя непревзойденным "мастером гор". Николай Константинович утверждал, что горы помогают человеку обрести мужество, проявить силу духа. Жизненная правда рериховских горных пейзажей особенно близка и понятна непокорным путникам в "незнаемое". Не случайно об искусстве художника, необычности его красок с увлечением рассказывают космонавты.

 

13.В книге « Цветы Мории», изданной  в 1921 году, собраны почти все его стихи. Автор считал, что именно в них находится ключ к современному пониманию его пути. Название книги образовано от имени великого восточного Учителя мудрости Мориа. В соответствии с индийской  традицией образ учителя (Гуру) становится центральным  в поэтической системе Н.Рериха.

В стихах часты обращения к путнику, к мальчику. Это не наставления читателю, а обращения к себе, к своему творческому «Я».

Рерих стремится  охватить жизнь в трех её временных измерениях, потому прошлое, настоящее и будущее у него  нерасторжимы. Сама композиция книги символизирует восходящее по ступеням развитие человеческого духа, призванного к творчеству, то есть постепенное обретение творцом смысла жизни. Сначала  человек только угадывает светлые   знаки, затем слышит внутренний голос, делает первые самостоятельные шаги и … осознает  свое назначение. Вот как это звучит в поэме:

 Знающий ищет. Познавший –

Находит. Нашедший изумляется

легкости овладения. Овладевший

Поет песнь радости.

Радуйся! Радуйся! Радуйся!

Ловец, трижды позванный.

14. Свечи горели. Я... (музыка)

Свечи горели. Яркое пламя трепетным
Светом все обливало. Казалось: потухни оне -
Темнота словно пологом плотно закроет глаза,
Бесконечной, страшной завесой затянет.
Напрасно взоры скользнут, в пустоту утопая.
Полно! Один ли света источник
Дрожащие, мрачные тени бросает вокруг?
Робко, украдкой сине-лиловый рассвет
Тихонько в окошко струится,
Гордым блеском свечей затуманен.
Никому не приметны, ненужный
Серый отсвет бросает.
Свечи горели. В холоде блеска утра
Новый тон заиграл, тепловатый, манящий...
Хочется штору поднять, да и сам он дорогу
Скоро пробьет. Ласковый свет разливается,
Первый угол туманом затянут.
Ярче светлый... Вечный, могучий
Светоч сияет. Все сияет... А свечи?...

15. ВЕЧНОСТЬ (музыка)

(фрагмент из цикла 'Мальчику')
Мальчик, ты говоришь,
что к вечеру в путь соберешься.
Мальчик мой милый, не медли.
Утром выйдем с тобою.
В лес душистый мы вступим
среди молчаливых деревьев.
В студеном блеске росы,
под облаком светлым и чудным
пойдем мы в дорогу с тобою.
Если ты медлишь идти, значит,
еще ты не знаешь, что есть
начало и радость, первоначало
и вечность. 

16. В 1929 году Николай Константинович вторично поднимает вопрос об охране культурных ценностей в военное время.     Вместе с Пактом Николай Константинович предложил и отличительный флаг, назвав его "Знаменем Мира". Он должен был водружаться на объекты, подлежащие охране. Флаг представлял собою белое полотнище с красной окружностью и вписанными в нее тремя красными кружками. Происхождение предложенного символа теряется в далекой древности. Этот знак, по мысли художника, символизировал вечность, выражающуюся в преемственности прошлого, настоящего и будущего.

Рерих отмечал: "Понятие Культуры предполагает не отвлеченность, не холодную абстракцию, но действительность творчества, оно живет понятием неустанного подвига жизни, просвещенным трудом, творением... Поэтому для нас "Знамя Мира" является вовсе не только нужным во время войны, но, может быть, еще более нужным каждодневно, когда без грома пушек часто свершаются такие же непоправимые ошибки против Культуры".

17. Одной из важнейших тем, которую разрабатывал Рерих и которая получила у него глубокое философское содержание, стала тема Учителя. В этом отношении показателен цикл картин "Знамена Востока" ("Учителя Востока").     Духовность и подвижничество персонажей Рериха подлинно человечны, и вся серия в целом пронизана идеей всеединства этических понятий вне зависимости от той или иной религии. Находясь в 1925 году в Кашмире, художник записывает в путевой дневник:    "Серия "Знамена Востока" сложилась: 1. "Будда-победитель" - перед источником жизни. 2. "Моисей Водитель" - на вершине, окруженной сиянием. 3. "Сергий-строитель" - самосильно работает. 4. "Дозор Гималаев" - в ледниках. 5. "Конфуций Справедливый" - путник в изгнании. 6. "Енно-Гуйо-Дья" - друг путников (Япония). 7. "Миларепа слушающий" - на восходе познавший голос дэв. 8. "Дордже Дерзнувший" - стать лицом к лицу с самим Махакалой. 9. "Саракха - благая стрела" - не медлящий в благих посылках. 10. "Магомет на горе Хира" - весть архангела Гавриила, предание. 11. "Нагарджуна - победитель змея" - видит знамение на озере владыки нагов. 12. "Ойрот - вестник Белого Бурхана" - поверие Алтая. И те, что уже в музее - 13. "Матерь Мира". 14. "Знаки Христа". 15. "Лао Цзе". 16. "Дзон Ка Па". 17. "Падма Самбгава". 18. "Чаша Христа". 19. "Змий древний".

18.Духовность и подвижничество персонажей Рериха подлинно человечны, и вся серия в целом пронизана идеей всеединства этических понятий вне зависимости от той или иной религии.

    Реалистические пейзажи, исторические и бытовые сцены постоянно переплетаются в искусстве Рериха с мифологическими мотивами. Все мифы были для Рериха памятью о прошлом, претворенной народным сознанием в мечту о лучшем будущем.

    "Давным-давно я выражал мое понимание жизни. Ценности великого искусства победоносно проходят через все бури земных потрясений... И когда утверждаем: Любовь, Красота и Действие, мы знаем, что произносим формулу международного языка. Эта формула, ныне принадлежащая музею и сцене, должна войти в жизнь каждого дня. Знак красоты откроет все "священные врата". Под знаком красоты мы идем радостно. Красотою побеждаем. Красотою молимся. Красотою объединяемся... И, чуя путь истины, мы с улыбкой встречаем грядущее".

19. В далеких Гималаях, год за годом Рерих неустанно трудился и думал о России. Неусыпной также была его мечта о продолжении своей деятельности на родной земле.

    Еще в 1940 году в предчувствии ратного подвига Родины художник написал картины "Богатыри проснулись" и "Александр Невский". Разразилась военная гроза, и появляется картина "Поход Игоря". В военные годы Рерих часто обращается к национальным героическим темам и образам. Им создаются картины "Ярослав", "Мстислав Удалой", "Единоборство Мстислава с Редедей", "Партизаны", повторяются "Настасья Микулична", "Святогор", "Борис и Глеб", "Александр Невский" и другие. По существу, всю "россику" последнего периода творчества можно назвать героическим циклом, торжественным гимном народному подвигу.     Сразу же после начала военных действий на русском фронте Юрий Николаевич и Святослав Николаевич трижды обращались в советское посольство в Великобритании с просьбой зачислить их в ряды Красной Армии.

    В Индии было проведено несколько выставок Николая Константиновича и Святослава Николаевича с продажей их картин. Большая часть сбора направлялась в пользу советского Красного Креста и на военные нужды Красной Армии.

20. По подсчетам, сделанным самим Николаем Константиновичем, его жизнь распределилась так: сорок два года - Россия; одиннадцать - Индия; Финляндия - два; Америка - три; Китай - два; Тибет - полтора; Монголия - один; Франция - один; Англия - год с четвертью; Швеция - полгода; Швейцария - полгода; Италия - четверть года. Кроме того, он бывал в Германии, Голландии, Бельгии, Египте, Джибути, Японии, Гонконге, на Цейлоне и Филиппинах.

    После экспедиции 1934-1935 годов Рерих уже не покидал Индию. В самой Индии Николай Константинович пользовался огромной популярностью.

21. В октябре-ноябре 1947года начались хлопоты по возвращению домой – в Россию, в СССР.

Но  художник ушел из жизни 13 декабря 1947 года.

    Через два дня перед домом Николая Константиновича запылал погребальный костер. Позднее на его месте у крутого горного склона перед ликом величественных Гималайских вершин был водружен большой камень, сорвавшийся с заснеженного утеса. На лицевой стороне камня высечена надпись:

    "Тело Махариши Николая Рериха, великого друга Индии, было предано сожжению на сем месте 30 магхар 2004 года Викрам эры, отвечающего 15 декабря 1947 года. ОМ РАМ".

22. Память о Рерихе живет не только в его картинах. Предложенный им Пакт по охране культурного достояния народов продолжал привлекать к себе новых сторонников и после кончины Николая Константиновича. В 1948 году Пакт одобрило правительство свободной Индии, а в 1950 году Нью-Йоркский комитет передал основные его положения со всей документацией по истории продвижения главному директору ЮНЕСКО Торезу Бодэ. Специальная комиссия ЮНЕСКО занялась разработкой статута, который был предложен конференции по вопросам образования, науки и культуры, созванной ООН весной 1954 года в Гааге. Эта конференция 14 мая приняла "Международную конвенцию о защите культурных ценностей в случае вооруженных конфликтов".

    Гаагскую конвенцию при ее заключении подписали представители 37 государств. Таким образом, идея Пакта пережила Рериха и облеклась в нормы международного права.

    23.Николай Константинович был деятелем международного масштаба. И хотя в век противоречий и войн многие проблемы трудно решать мирным путем, он на практике осуществлял идеи сотрудничества между народами. При этом в поисках синтеза лучших завоеваний русской, западноевропейской и восточной мысли Рерих оставался русским по складу ума, идеалам, которые сложились у него на родине и которые он пронес через всю жизнь. Известный испанский художник Игнасио Сулоага писал о нем: "Великий художник! Его искусство свидетельствует, что из России на весь мир исходит некая сила - я не могу определить ее словами, но она налицо".

    Рерих, сам устремляясь к будущему, неустанно мечтал и дерзал. Дерзал в искусстве, в науке, на общественном поприще. Вся его жизнь, как отмечала Елена Ивановна, была подвигом "во всей его суровой красоте", подвигом "полного самоотречения" во имя благополучия народов всей земли.

24.Завет Николая Константиновича - "Мир через Культуру" звучит все громче и громче. Он объединяет людей доброй воли, готовых к миру и сотрудничеству на всей планете.

В счастье не бывает друзей

У русского художника и мыслителя Н.К.Рериха есть такая притча.

Старый викинг Гримр, сидя на пиру в кругу друзей, сказал вдруг, что за всю его долгую жизнь не было у него ни одного верного друга. Со всех сторон раздались возражения. Один сказал: "Вспомни, кто первый протянул тебе руку в изгнании! Это был я". Другой сказал: "Когда враги сожгли твой дом, кто строил новый дом вместе с тобой? Это был я". Третий сказал: "Кто в битве заслонил тебя собою? Вспомни о друге!" Гримр ответил им: "Я помню все, что вы сделали для меня, я люблю вас, но вы друзья в несчастьях моих, и я благодарю вас за это. Но скажу правду: в счастье не было у меня друзей. А я был очень редко счастлив. Это было, когда на охоте я спас короля, и он при всех обнял меня и назвал лучшим мужем. Все говорили мне приятное, но сердца друзей молчали. Это было, когда моя дружина одержала победу над датчанами. Меня считали спасителем народа, но и тут молчали сердца друзей. Когда лучшую деву я ввел в дом и назвал женой, меня венчали, но слова друзей шли не от сердца. В счастье человек как будто на вершине горы, а сердца людей открыты вниз. В счастье никогда не бывает друзей.

Оборудование: 1.Презентация

2.  Индийский танец

3. Музыка ( Индии, России)

4. Репродукции картин

5.Скатерти.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебный фильм "Две стороны личности Николая II. Императорская семья в Царском Селе"

Этот фильм, снятый мной, является продолжением фильма о могиле Распутина. У меня на уроках они являются учебными пособиями в курсе истории 20 века.htt...

Урок по лирике Николая Рубцова. Представление поэта. Технология критического мышления.

Урок литературы "Поэзия Н. Рубцова. Представление поэта" был проведен в 7 классе в 2008 году. Использована технология критического мышления. Занятие было проведено для слушателей курсов "Технология кр...

«НИКОЛАЙ И АЛЕКСАНДРА» Литературно-музыкальная композиция /с элементами театрализации/

Данный сценарий  нацелен на  формирование патриотических чувств и сознания учащихся. ...

Беседа по картине. Николай Константинович Рерих. Сострадание.

Данный материал может быть использован на уроке изобразительного искусства в 4 классе по теме «Сопереживание-великая тема в искусстве» или на классных часах этической направленности. Мы согреваем...

Николай Рерих

Презентация по МХК...

Музыкально - литературная композиция по творчеству Николая Рубцова «Россия! Русь! Храни себя, храни!» Музыкально - литературная композиция по творчеству Николая Рубцова «Россия! Русь! Храни себя, храни!»

Николай Рубцов будет жить в своем народе, как будут жить свободные, глубокие, печальные и светлые звуки его стихов, будет звучать его негромкий и добрый поэтический голос. И чистая звезда его душ...

"День Святого Николая-Никола Зимний"

Сегодня 19 декабря все верующие празднуют день Святого Николая, Николая Чудотворца. На Руси Николая Чудотворца всегда любили и почитали. Его именем называли детей. У нас сегодня на занятии есть именин...