Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе для учащихся 7 класса с участием родителей «САМЫЕ, САМЫЕ…»
план-конспект занятия (7 класс)

Игнатова Галина Ивановна

Пояснительная записка

 

Идея данного мероприятия заключается в привлечении родителей в совместное с детьми изучение родного языка, так как во время игры они в непринужденной форме смогут проявить свои знания и умения в области русского языка.

Цель: развитие познавательного интереса к предмету.

Задачи:

1. Формирование положительной мотивации к изучению предмета.

2. Развитие познавательной и творческой активности обучающихся.

3. Обобщение знаний по русскому языку и литературе в игровой форме.

4. Создание условий для развития умения действовать коллективно, самостоятельно.

5. Создание благоприятного эмоционального фона при активном участии родителей.

Викторина может быть проведена в учебном кабинете. Единственным условием реализации является наличие учебных столов и листов-бланков для заполнения командами и членами жюри. Состав команд и жюри (смешанный: дети и родители). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igra_samye_samye.doc87.5 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие

 по русскому языку и литературе

для учащихся 7 класса с участием  родителей

«САМЫЕ, САМЫЕ…»

                                                 Автор разработки:

                                        Г.И. Игнатова,

учитель русского языка и литературы

Пояснительная записка

Идея данного мероприятия заключается в привлечении родителей в совместное с детьми изучение родного языка, так как во время игры они в непринужденной форме смогут проявить свои знания и умения в области русского языка.

Цель: развитие познавательного интереса к предмету.

Задачи:

1. Формирование положительной мотивации к изучению предмета.

2. Развитие познавательной и творческой активности обучающихся.

3. Обобщение знаний по русскому языку и литературе в игровой форме.

4. Создание условий для развития умения действовать коллективно, самостоятельно.

5. Создание благоприятного эмоционального фона при активном участии родителей.

Викторина может быть проведена в учебном кабинете. Единственным условием реализации является наличие учебных столов и листов-бланков для заполнения командами и членами жюри. Состав команд и жюри (смешанный: дети и родители).

Сценарий мероприятия

        Добрый вечер! Мы пригласили сегодня Вас на лучшее шоу этого сезона - турнир между родителями и детьми «Самые, самые...». «Самые, самые...» - это командная игра, где бок о бок будут бороться за победу дети и родители. Наш конкурс поможет взрослым вновь почувствовать себя школьниками, а ребятам – показать свои знания, проявить компетентность в вопросах русского языка.

        Сегодня здесь встретятся две замечательные команды, и я приглашаю за центральный игровой стол команду учащихся ... (название команды). Соперники у вас серьезные. Я приглашаю за левый игровой стол команду родителей ... (название команды). Нашу игру мы начнем со знакомства (по первой букве своего имени вы должны себя охарактеризовать). Например, Наталья – надежная.

В составе команды играют... (представление игроков).

        Итак, команды представились, осталось выбрать строгое, но справедливое жюри: 1 представитель от родителей, 1 - от детей, ну третьим членом жюри приглашаем классного руководителя

        Мы познакомились с участниками сегодняшней игры, представлено и жюри, поэтому я объявляю о начале нашей игры.

  Внимание – внимание! Уже звучит задание.

1 задание: « Признание в любви»

(Приветствие противоположной команде. Признание в любви - кто дружнее)

Дети – родителям: Вы у нас такие славные! Родители – просто класс!

                                  Потому нам всем так хочется быть похожими на Вас!

Родители – детям: Вы красивые, как звёздочки, и глаза блестят огнём,

                                  А улыбки ваши милые затмевают солнце днем!   

                         

Ведущий: Всем желаем только счастья мы, и откроем вам секрет

                  Что таких ребят, родителей - во всей школе просто нет!

 2 задание: «Разминка»

Вопросы команде родителей:

1. Сколько падежей в русском языке? (6)

2. Имя, отчество Лермонтова? (Михаил Юрьевич)

3. Что писал И.А. Крылов? (басни)

4. Разговор двух или нескольких лиц? (диалог)

5. К какой части речи относятся слова: тройка, семёрка, сотня? (сущ.)

6. Назовите автора следующих строк: "Я  достаю из широких штанин дубликатом бесценного груза. Читайте, завидуйте, я - гражданин Советского Союза"? (Маяковский)

7. Кто создал бессмертную комедию "Горе от ума"? (А.С. Грибоедов)

8. В словах парашют, брошюра пишем У или Ю?

9. Что изучает фонетика? (звуки)

10. Определите род  у следующих слов: лебедь, тюль, рояль. (м.р)

11. Как зовут жителей Архангельска? (архангелогородцы)

Вопросы команде детей:

1. Сколько падежей в русском языке? (6)

2. "Избушка там на курьих ножках стоит без окон, без дверей.."- откуда строчка, кто автор? (А.С. Пушкин)

3. Образуйте форму мн. ч.  слов дно, шило? (донья, шилья)

4. В какую группу славянских языков входит русский язык? (восточно-славянскую)

5. О каком писателе идет речь: "Невесёлым было детство этого мальчика. Мать умерла, когда ему не исполнилось и 3-х лет. Отца видел редко; бабушка  не любила его и  заставила уступить ей право воспитывать мальчика"? (Лермонтов)

6. Особые формы глагола? (причастие, деепричастие)

7. Назовите размеры стиха? (анапест, амфибрахий, дактиль, хорей, ямб)

8. Синоним  лингвистики? (языкознание)

9. Как переводится с греческого библио- ? (книга)

10. Настоящее имя Дефоржа. (В. Дубровский)

11. Как зовут жителей Курска? (куряне)

 3 задание: «Пантомима»

Послушайте правила. Участник команды выбирает одну из карточек, на которой записана пословица. Прочитав ее, он должен за минуту мимикой и жестами донести ее до остальных членов команды. В случае правильного ответа команда получает 10 очков.

Начнем мы играть с команды... (название). Какую карточку вы выбираете? Итак, вы выбрали ... (цвет) карточку. Прочитайте про себя пословицу. Готовы? Время! (Показ пословицы).

Каждая команда получает по три пословицы:
1. Яблоко от яблони недалеко падает.
2. Не рой другому яму, сам в нее попадешь.
3. Много будешь знать, скоро состаришься.
4. Горбатого могила исправит.
5. За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.
6. Без труда не вытащишь рыбку из пруда.

4 задание: «Словарная дуэль»

        Послушайте правила третьего задания. Из одного сложного слова участники должны составить как можно больше простых слов (в ед.ч., И.п., нарицательные). На это задание отводится около 5 мин. Затем представители команд зачитывают получившиеся слова по очереди. Команда, в резерве которой остались слова, считается победившей.

 Итак, команды ... набрали ... очков. По итогам 3 конкурсов лидирует команда ...

Слова могут быть следующими:
1. Любознательный 
2. Сформулировать

5 задание: «Проба пера»

        Послушайте правила четвёртого раунда. Капитан команды выбирает одну из карточек, на которой написана буква. Далее вся команда сочиняет небольшой рассказ, начиная каждое слово в предложении на выбранную букву. На это задание отводится 5 минут. Сочинения зачитываются и сдаются жюри.

6 задание: «Слово болельщикам»

                Командам даём возможность отдохнуть. Слово предоставим их болельщикам. Сейчас вы можете помочь своим любимым  командам. Выслушайте СМС-ки литературных героев и отгадайте, кому они принадлежат.

родители

дети

1. Срочно уточни расписание поездов на Москву. (Анна Каренина)

2. Не волнуйтесь, я даже волка уделал! Подробности по возвращении. (Колобок)

3. Буду поздно, не забудь помолиться на ночь. (Отелло)

4. Куплю стулья. (Остап Бендер)

5. Молилась. Жду. (Дездемона)

6. Блин, когда же я высплюсь? (Красавица)

1. Нашел невод, пошел за рыбой, тебе чего-нибудь пожелать? (Старик)

2. Она утонула. (Герасим)

3. Мама, тут какой-то серый под окнами, говорит доставка продуктов. На козла не похож. Мы заказывали? (Семеро козлят)

4. Емеля, до дворца не дошла, стою в пробке на Невском. (Печь)

5. Мелофон у меня. Я дома. (Алиса)

6. Козел ты, Иванушка. (Старшая сестра)

7 задание: «Переводчики»

        Заменить

заимствованные слова исконно-русскими

Заменить

устаревшие слова современными

презентация – представление

шоу – зрелище

позитивный – положительный

имидж – облик

санкция – разрешение, указание

коммуникабельный – общительный

абориген - коренной житель

сервис - обслуживание

стезя - дорога

денница - заря

льзя – можно

брань – битва

ланиты – щёки

длань – ладонь

шуйца – левая рука

десница – правая рука

8 задание: «Диктор»

        Что важно для настоящего диктора? Конечно, правильная, грамотная речь. Предлагаю и вам попробовать свои силы в этом деле. Вы должны правильно расставить ударения  в предложенных словах.

        Красивее, торты, банты, договор, баловать, звонишь, завидно, избалованный, средства, плесневеть, ожил.

КрасИвее, тОрты, бАнты, договОр, баловАть, звонИшь, завИдно, избалОванный, срЕдства, плЕсневеть, Ожил.

9 задание: «Артист»

        Переводчиками были, дикторами тоже, а сейчас вы – артисты! Капитан команды выбирает одну из карточек, на которой написаны родовые понятия (например: «домашнее хозяйство» и «искусство»), которые сообщаются всем членам команды. Далее капитану предлагают список из 7 слов, связанных с этим понятием. За 2 минуты он должен показать своей команде как можно больше слов из этого списка. За каждое правильно угаданное слово команда получает 10 очков. 

Понятия и слова:

1. Домашнее хозяйство: утюг, прищепка, раковина, веник, дуршлаг, мясорубка, поварёшка.
2. Искусство: певец, скрипач, дирижер, балет, гитарист, танцор, фотомодель.

Итак, команды с помощью капитанов смогли отгадать ... слов и на их счету ... очков.

10 задание: «Головоломка»

Сейчас вам придётся поломать голову и отгадать ребусы.

Подведение итогов

Слово жюри: подведение итогов и награждение.

Послесловие

Дорогие дети, уважаемые родители! Вы все молодцы! Наши ребята много трудились на протяжении всего учебного года, многому научились. Прекрасные результаты показали сегодня и родители! Я желаю, чтобы Вы и в дальнейшем во всём поддерживали своих детей, сопровождали их во время всего школьного обучения. А детям желаю в школе новых открытий и хороших друзей!

Успехов вам!

Приложение (карточки)

Задания

Команда родителей

Команда детей

1. "Признание в любви" (3 б.)

2. "Разминка" (1 б. за правильный ответ - всего 11 б.)

3. "Пантомима"

(1 б. за правильный ответ)

4. "Словарная дуэль" (1 б.)

5. "Проба пера" (каждое слово - 1 б.)

6. "Слово болельщикам"

(1 б. за правильный ответ - всего 6 б.)

7. "Переводчики" (1 б. за правильный ответ - всего 16 б.)

8. "Диктор" (всего - 11 б.)

9. "Артист"  (1 б. за правильный ответ - всего 7 б.) 

10. "Головоломка"

1 задание: « Признание в любви»     Слова приветствия:

Дети – родителям:              Вы у нас такие славные! Родители – просто класс!

                                               Потому нам всем так хочется быть похожими на Вас!

Родители – детям:              Вы красивые, как звёздочки, и глаза блестят огнём,

                                               А улыбки ваши милые затмевают солнце днем!   

3 задание: «Пантомима»

Яблоко от яблони недалеко падает.

Не рой другому яму, сам в нее попадешь.

Много будешь знать, скоро состаришься.

Горбатого могила исправит.

За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.

Без труда не втащишь рыбку из пруда.

4 задание: «Словарная дуэль»

Л Ю Б О З Н А Т Е Л Ь Н Ы Й

или

 В З А И М О В Ы Р У Ч К А

5 задание: «Проба пера»

О

П

7 задание: «Переводчики»

  Заменить

заимствованные слова исконно-русскими

Заменить

устаревшие слова современными

презентация –

стезя -

шоу –

денница -

позитивный –

льзя -

имидж –

брань -

санкция –

ланиты -

коммуникабельный –

длань -

абориген -

шуйца -

сервис -

десница -

8 задание: «Диктор»

Красивее, торты, банты, договор, баловать, звонишь, завидно, избалованный, средства, плесневеть, ожил.

Красивее, торты, банты, договор, баловать, звонишь, завидно, избалованный, средства, плесневеть, ожил.

9 задание: «Артист»

Домашнее хозяйство:

прищепка

веник

утюг

раковина

дуршлаг

поварёшка

мясорубка

Искусство:

дирижер

певец

фотомодель

балет

скрипач

танцор

гитарист


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного мероприятия по русскому языку и литературе для учащихся 6-7 классов "Последний герой"

Методическая разработка внеклассного мероприятия по русскому языку и литературе для учащихся 6-7 классов "Последний герой"...

по русскому языку и литературе для учащихся 5-6 классов "Путешествие знатоков языка"

В общей системе мероприятий, проводимых в школе с целью повышения грамотности у учащихся, с целью приобщения их к прекрасному, большое значение имеет внеклассная работа по русскому языку и литературе....

Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе в 6 классе (КВН) «Великое русское слово».

Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе в 6 классе может проходить в форме КВНа в рамках предметной недели.Применяемые игровые технологии являются действенным методом для развити...

внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе для учащихся 5-6 классов

Не секрет, что у учащихся 5-6 классов снижается интерес к учению. Одним из способов воспитывать интерес к обучению является, на мой взгляд, внеклассная работа по предмету. А так как 5-6-классники еще ...

Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе (для учащихся 8 – 9 классов) «Последний герой»

Данная разработка ставит своей задачей развивать познавательный интерес учащихся к предметам гуманитарного цикла, а также расширить кругозор учащихся....

Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе для учащихся 5-6 классов

Внеклассное мероприятие предназначено для учащихся 5-7 классов.КВН - одна из наиболее популярных и полезных форм работы. Во время игры любой учащийся может раскрыться, он не боится неудач. У учащихся ...