Духовно-нравственно воспитание
план-конспект

Лобачева Евгения Геннадьевна

Патриотизм – это естественная привязанность к родным местам, языку, национальным традициям.  Любовь к Родине у каждого человека проявляется в своё время и по-своему. Сначала это происходит неосознанно, ребёнок тянется к отцу, к матери. Подрастая, он начинает испытывать привязанность к друзьям, родной улице, селу, городу. Только взрослея, человек осознаёт свою принадлежность к Отчизне

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazki_babushki.odt21.2 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

 школа -интернат № 8 Пушкинского района Санкт-Петербурга

Конспект открытого занятия

 «Сказки бабушки»

Воспитатель: Лобачева Е.Г

Павловск 2019

Цель занятия:

Формирование интереса к сказке, как источника мудрости, кладезя народных традиций, самобытности.

Задачи:

1)   развивать умения анализировать сказку; развивать логическое мышление; формировать навыки устной речи , произвольное построение речевого высказывания в устной форме;   участие в коллективном обсуждении,  аналогового общения в группе.

3)  воспитывать  интерес , любовь к культуре своего народа, его традициям, обычаям, любовь к русскому языку, как хранителю народного творчества;  продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками работу над развитием умения оценивать поступки .

 

Оборудование и инструментарий:

Выставка книг со сказками.

Карточки с частями высказываний:1) Сказка -; 2) ложь,; 3)  да; 4) в; 5) ней; 6) намёк -; 7) добру; 8) молодцу-; 9) урок.  

Карточки для проведения задания.

Вырезанные из бумаги колобки без улыбки.

Макет русской избы с печкой, русские народные куклы из ткани, кукла из бумаги( Соня).

Волшебный сундучок ,клубок  шерсти , аудиозапись.

1. Вступление в тему.

         вступительное слово воспитателя  и присказка, рассказанная бабушкой с использованием лексического аппарата, воздействующего на все модальности для создания комфортной ситуации;

          актуализация чувственного опыта  в ресурсном круге «Моя любимая сказка»

2. Основной этап.

  •  актуализация знаний детей о видах сказки: волшебные сказки, сказки о животных через фронтальную беседу;
  • связь социокультурного опыта прошлого  с опытом настоящего, выход  их на истинные человеческие качества, которые ценятся в людях испокон веков, присоединение  детей к единым духовным ценностям, заложенным в сказках через:

         Д/игры «Собери высказывание», «Помоги героям сказки найти свою сказку»;«Почему взрослые и дети так любят сказки?»;

  • раскрытие смысла понятия «поучение в сказке» через:

        постановку проблемного вопроса: «Почему А. С. Пушкин назвал сказку уроком?»;

        беседа на темы: «О чём ваши любимые сказки?»,

        создание проблемной ситуации, когда воспитатель просит ещё раз объяснить

ребят, почему А. С. Пушкин сказал: «Сказка – ложь, да в ней намёк – добру

молодцу урок».

4) работа над вопросом «Чему учат сказки?», развитие умения слушать,  развитие умения общаться в паре и достигать результата (наполнение понятий «зло», «добро») , обогащение собственного опыта общечеловеческими нормами и принципами,

3. Заключительный этап.

 1) самооценка воспитанниками своей  работы;

2) рефлексия: положительная оценка  воспитателя работы всех детей на занятии,  постановка вопроса: «Что вас порадовало на занятии, что вам было особенно интересно, что понравилось?»

3) нацеливание ребят на дальнейшее самостоятельное чтение сказок;

4) вознаграждение всех присутствующих пирожками.

Ход занятия.    

На экране слайд с изображением крестьянской избы на столе макет избы с русской печью и куклами (бабушка с внуками)

Ребята  рассаживаются по кругу вокруг макета.

      Воспитатель: Добрый день, ребята и уважаемые гости. Мы рады видеть вас на нашем очередном занятии .  На улице март месяц, то снег, то дождь. Сыро, неуютно улице. Именно в такие дни или вечера особенно приятно сидеть  в кругу семьи или друзей, в уютной теплой комнате или около горячей печки, в которой потрескивают дрова. (Учитель обращает внимание детей на макет русской избы)

      Соберутся вот так ребятишки в кружок около бабушки и ждут, затаив дыхание, и ждут … как вы думаете что им бабушка рассказывает?

 Она начнёт рассказывать им любимую сказку. Давайте закроем глазки и возможно мы сможем услышать их разговор.

Аудиозапись .

Бабушка : Далеко-далеко раскинулось царство, необъятное государство – Страна Сказок, Чудес и Волшебства. Прекрасная страна! И кто хоть раз побывал в ней, останется пленником навеки. Потому что деревья там самые причудливые, горы самые высокие, терема самые расписные, птицы самые звонкие, а чудища самые страшные.

Дети: Бабушка, расскажи нам сказку.

Бабушка: А какую сказку?

Дети: Самую любимую.

 «Моя любимая сказка».

Воспитатель: А какая сказка у вас самая любимая? Расскажите мне. Вот я и клубочек из сказки прихватила, что путь-дорожку указывает. Пусть он и вам поможет.

Учитель первый называет любимую сказку и передает клубок воспитаннику .Ученик называет любимую сказку и передает клубок товарищу.

Воспитатель: Много сказок вы знаете. Все они разные.  Одни сказки могут  превратить лягушку в царевну, лебедя в девицу, молодца в комара. Это какие сказки?

 В других сказках нет волшебства, но эти сказки забавные, в них медведь добродушный, заяц трусливый, лиса хитрая, а волк злой.  И это сказки …Дети называют виды сказок: о животных, волшебные, бытовые.

Воспитатель: И каждая из них достойна внимания и уважения. Ведь сказки хранят мудрость народа, его историю, мечты и надежды. Не зря говорят.…  Ой, что-то запамятовала!. Все слова разбежались. А ну-ка, ребятишки, помогайте, слова известного всему миру человека, Александра Сергеевича Пушкина, собирайте.

Дидактическая игра «Собери высказывание»

«Сказка - ложь, да в ней намек – добру молодцу  урок».

Дискуссия по проблемному вопросу.

Воспитатель: Сказки могут быть народными и авторскими, у которых есть свой автор. Сказки А. С. Пушкина – это авторские сказки.  А  почему А. С. Пушкин сказки назвал уроком?

Примерный ответ: Сказки нас учат, и т. д

Воспитатель: А о чём ваши любимые сказки? Выступление детей: «О чём моя любимая сказка»

Чему они учат?

Ответы детей:

БОРОТЬСЯ СО ЗЛОМ.

УМЕТЬ ПРОЩАТЬ.

ПРЕЗИРАТЬ ХИТРЕЦОВ И ЛГУНОВ.

ТРУДОЛЮБИЮ.

ПОМОГАТЬ ДРУГ ДРУГУ.

ПОНИМАТЬ ЧУЖУЮ БЕДУ.

БЫТЬ ДОБРЫМ.

Воспитатель: Давайте и мы сделаем доброе дело.

Игра «Помоги герою сказки попасть в свою сказку»

Работа детей в группе.

Физкультминутка «Волшебное число-  3»

Воспитатель : А теперь послушайте мою сказку. В ней есть магическое число. Какое число волшебное во всех русских народных сказках?

Дети: Число – 3.

Воспитатель: Встаньте и послушайте, а как число 3 услышите, сразу три раза топаете

«В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь, и было у него ТРИ сына. Вот решил отец женить трех сыновей. Дал им лук и дал по ТРИ стрелы. Первым стрелял старший сын. Все ТРИ стрелы упали на княжеский двор. Вторым стрелял средний сын. ТРИ стрелы улетели на боярский двор. Третьим стрелял младший сын. ТРИ раза он натягивал тетиву, ТРИ раза улетала его стрела в тридевятое царство в тридесятое государство. А жил в этом царстве змей-Горыныч трёхголовый. Одной головой он огнём палил, второй головой водой студёной поливал, третьей головой так сильно свистел, что падал лес за  ТРИ версты. Собрался младший сын. Шёл он ТРИ дня и ТРИ ночи, стёр ТРИ пары сапог, съел ТРИ каравая, выпил ТРИ бочонка воды. А когда до царства змея-Горыныча дошел, увидел он пред собой ТРИ рва. Первый ров огнём полыхал, второй ров змеями – гадами кишил, а через третий ров мостик был перекинут. А что было дальше, придумайте  сами и сроку вам на это ТРИ дня

Ученики встают и слушают сказку при слове «ТРИ» три раза топают .

Воспитатель:

Ситуация. Сегодня на уроке я разрешу вам делать то, чего никогда не разрешала. Познакомьтесь, это Соня (учитель показывает куклу, вырезанную из бумаги). Сейчас мы ее начнем обижать. Вспомните, как вы обижаете, друг друга на перемене, когда злитесь друг на друга. Ведь обижая, даже словом, мы причиняем боль. Поэтому, когда мы будем говорить Соне что-то обидное, мы будем причинять ей боль, загибая край бумаги. (Ученики выполняют работу, и кукла по кругу доходит до учителя). Посмотрите на куклу, изменилась ли она? Такая ли она, была? Что в ней изменилось и почему? Я думаю, что мы очень травмировали куклу. Можем ли мы что-то изменить? Как нам исправить положение? (Ученики предлагают варианты решений: пожалеть куклу, сказать что-то приятное). Давайте попробуем сказать ей что-нибудь хорошее, сами тем временем будем разглаживать те шрамы, которые мы оставили. Ребята, а сейчас посмотрите на Соню, ей уже лучше, но стала ли она такой, какая была? Нет. Почему? Вывод: боль остается в душе еще очень долго, и никакие комплименты мне могут ее разгладить. Почему мы дольше помним обиды? Воспитатель: Как вы считаете, трудно ли быть добрым? Надо ли учиться доброте? Издавна люди стремились к добру и ненавидели зло,  Да, непросто, быть добрым человеком. Этому необходимо учиться всю жизнь. А помогают нам в этом не только наши родители, учителя, но и старые, добрые сказки. Ведь именно в сказках Добро всегда побеждает зло.

Воспитатель: Ребята мы с играми совсем позабыли про бабушку с ребятишками. Давайте отгадаем какие она им сказки рассказывала ?

Игра «Сказочные пары»

А ещё  вы, ребята, знаете, что во многих русских народных сказках у героев двойные имена – прозвища. Давайте и мы с вами  разобьемся на сказочные пары. У вас есть карточки с именами сказочных героев. Найдите свои половинки. Встаньте ребята,  у которых на карточках красный кружочек, прочитайте своё имя. А остальные слушайте внимательно и ищите свою «половинку»

Дети, на карточках которых нарисован красный кружочек,  по очереди зачитывают «половинки» сказочных имён. Остальные присоединяются к своей  паре.

Сказочные пары:

Змей - Горыныч, Иван-Царевич, Лягушка-Квакушка, Муха-Цокотуха,

Мышка-Норушка, Василиса -Прекрасная, Кощей Бессмертный, Красная Шапочка, Лисичка-Сестричка, Снежная королева, Комар-Пискун, Баба-Яга.

Воспитатель интересно было?  А почему все и взрослые, и дети любят сказки?

Предполагаемые ответы детей:

-Интересно слушать.

-В сказке происходят чудеса.

- В сказке добро побеждает зло.

- Красавица находит себе прекрасного принца.

- Все герои получают по справедливости

Воспитатель : Теперь, я думаю, всем стали понятны слова А. С. Пушкина: «Сказка - ложь, да в ней намек – добру молодцу  урок».

Воспитатель: Молодцы, ребята! Оказывается, вы действительно любите, знаете  и понимаете сказки. Ребята я жду от вас на следующем занятие любимую сказку вашей бабушки.

 Итог. Рефлексия «Колобок» (На заготовка сказочного героя дети рисуют колобку улыбку )

Воспитатель: Ребята к нам пришел последний сказочный герой -колобок и вы конечно обратили внимание , что ему не хватает улыбки . Пожалуйста поделитесь с ним своим настроением, своей улыбкой.

         

Спасибо всем за интересную работу!