Роль семьи в социализации личности
статья (5 класс)

Бурмистрова Светлана Николаевна

Данная статья предназначена для классных руководителей, учителей предметников, родителей уеников 5-ых классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vvedenie.docx29.92 КБ

Предварительный просмотр:

Введение:

Глава 1. Роль семьи в формировании личности ребёнка

1.1  Понятие семьи, семья как микросоциум

1.2  В чём проявляется роль семьи в социализации личности ребёнка

1.3  Основные задачи семьи (создание условий для роста ребёнка, передового опыта создания и сохранения семьи, обучение необходимым умениям и навыкам, обеспечение защиты ребёнка, воспитание у ребёнка ценностного отношения к себе и другим людям)

Глава 2. Условия успешного семейного  воспитания

2.1 Основные условия успешного  воспитания ребёнка в семье

2.2 Роль авторитета родителей  в воспитании

2.3 Виды ложного авторитета родителей

Заключение

Литература

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

C того момента, как ребенок  родился, и начал обживаться  в мире, он начал обучаться.  Обучаясь, ребенок постоянно воспитывается.  Процесс воспитания направлен  на формирование социальных качеств  личности, на создание и расширение  круга ее отношений к окружающему  миру – к обществу, к людям,  к самому себе. Чем шире, разнообразнее  и глубже система отношений  личности к различным сторонам  жизни, тем богаче ее собственный  духовный мир.

Таким образом, личность формируется  в процессе активного взаимодействия с окружающим миром, овладевая социальным опытом, общественными ценностями. На основе отражения человеком объективных  отношений происходит формирование внутренних позиций личности, индивидуальных особенностей психического склада, складывается характер, интеллект, его отношение  к окружающим и к самому себе. Находясь в системе коллективных и межличностных отношений, в  процессе совместной деятельности, ребенок  утверждает себя как личность среди  других людей.

Никто не рождается на свет с готовым  характером, интересами, склонностями, волей, определенными способностями. Все эти свойства вырабатываются и формируются постепенно, в ходе всей жизни, с момента рождения и  до зрелости.

Особенную роль в жизни человека, его защите, формировании и удовлетворении духовных потребностей, а также в  его первичной социализации грает  семья. Личность ребёнка формируется  под влиянием всех общественных отношений, в которых протекает его жизнь  и деятельность. Однако уровень нравственной культуры родителей, их жизненные планы  и устремления, социальные связи, семейные традиции имеют решающее значение в  развитии личности молодого человека.

В семье ребёнок приобретает  убеждения, общественно одобряемые формы поведения, необходимые для  нормальной жизни в обществе. Именно в семье проявляется в наибольшей степени индивидуальность ребёнка, его внутренний мир. Родительская любовь помогает раскрыть, обогатить эмоциональную, духовную и интеллектуальную сферу  жизни детей.

 

 

 

 

Глава 1. Роль семьи в формировании личности ребёнка

1.1 Понятие семьи, семья как  микросоциум

Среди различных социальных факторов, влияющих на становление личности, одним из важнейших является семья. Традиционно семья-главный институт воспитания. То, что человек приобретает  в семье, он сохраняет в течение  всей последующей жизни. Важность семьи  обусловлена тем, что в ней  человек находится в течение  значительной части своей жизни. В семье закладываются основы личности.

Семья- это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для  оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и самоутверждении ( самоуважении) каждого  её члена.

Семья создаёт у человека понятие  дома не как помещения, где он живёт, а как чувства, ощущение места, где  его ждут, любят, ценят, понимают и  защищают. Семье принадлежит основная роль в формировании нравственных начал, жизненных принципов ребенка. Семья  создает личность или разрушает  ее, во власти семьи укрепить или  подорвать психическое здоровье ее членов. Семья поощряет одни личностные влечения, одновременно препятствуя  другим, удовлетворяет или пресекает  личные потребности. Семья структурирует  возможности достижения безопасности, удовольствия и самореализации. Она  указывает границы идентификации, способствует появлению у личности образа своего “Я”.

В процессе близких отношений с  матерью, отцом, братьями, сестрами, дедушками, бабушками и другими родственниками у ребенка с первых дней жизни  начинает формироваться структура  личности.

В семье формируется личность не только ребенка, но и его родителей.

Семья – это такое образование, которое « охватывает» человека целиком во всех его проявлениях.

Определяющая роль семьи обусловлена  её глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего  в ней человека. Семья для ребёнка  является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Влияние  семьи особенно в начальной стадии жизни ребёнка на много превышает  другие воспитательные процессы. По данным исследований, семья здесь отражает и школу, и средства массовой информации, общественные организации, трудовые коллективы, друзей, влияние литературы и искусства. Всё это позволило педагогам  вывести определённую зависимость: успешность формирования личности обуславливается, прежде всего семьёй. Чем лучше семья и чем лучше влияет она на воспитание, тем выше результат физического, нравственного, трудового воспитания личности. Редко, роль семьи в формировании личности определяется зависимостью: какая семья , такой вырастет в ней человек.

Эта зависимость используется на практике. Опытному педагогу достаточно посмотреть и пообщаться с ребёнком, чтобы  понять в какой семье он воспитывается.

Точно так же не составит труда , пообщаться с родителями, установить какие в  их семье вырастут дети. Семья и  ребёнок – зеркальное отражение  друг друга.

Если семья так сильно влияет на процессы и результаты становления  личности,то именно семье должны уделять  первостепенное значение общество и  государство в организации правильного  воспитательного воздействия. Крепкие  здоровые, духовные семьи- мощное государство. Родители - первые воспитатели - имеют  самое сильное влияние на детей. Еще Ж.-Ж. Руссо утверждал, что  каждый последующий воспитатель  оказывает на ребенка меньше влияния, чем предыдущий. Родители являются предыдущими по отношению ко всем остальным; воспитателю детского сада, учителю начальных классов и  учителям-предметникам. Им самой природой отдано преимущество в воспитании детей. Обеспечение семейного воспитания, его содержательные и организационные  аспекты являются вечной и очень  ответственной задачей человечества.

Ребенок видит семью в качестве окружающих его близких людей  папы и мамы, бабушки и дедушки, братьев и сестер. В зависимости  от состава семьи, от отношений в  семье к членам семьи и вообще к окружающим людям человек смотрит  на мир положительно или отрицательно, формирует свои взгляды, строит свои отношения с окружающими. Отношения  в семье влияют также на то, как  человек в дальнейшем будет строить  свою карьеру, по какому пути он пойдет. Именно в семье индивид получает первый жизненный опыт, поэтому очень  важно в какой семье воспитывается  ребенок: в благополучной или  неблагополучной, полной или неполной.

1.2 В чём проявляется роль семьи в социализации личности ребёнка

Социализация — это «процесс вхождения индивида в социальную среду», «усвоения им социальных влияний», «приобщение его к системе  социальных связей».

У человека довольно продолжительное  детство: проходит немало времени, прежде чем маленький ребенок превратится  во взрослого, самостоятельного члена  общества. И все это время он остро нуждается в родительской семье, которая является самым важным и влиятельным фактором социализации. Длительный период беспомощности ребенка, растягивающийся на годы, заставляет родителей уделять значительное внимание как уходу за детьми(традиционно женская роль), так и их защите (традиционно мужская). Семья является первой и главной социальной группой, которая активно влияет на формирование личности ребенка. В семье переплетаются естественно-биологические и социальные связи родителей и детей. Эти связи очень важны, ибо они определяют особенности психики и первичную социализацию детей на самом раннем этапе их развития. Являясь одним из важных факторов социального воздействия, конкретной социальной микросредой, семья оказывает влияние в целом на физическое, психическое и социальное развитие ребенка. Роль семьи состоит в постепенном введении ребенка в общество, чтобы его развитие шло сообразно природе человека и культуре страны, где он появился на свет.

Специфические функции семьи, к  которым относятся рождение (репродуктивная функция), содержание детей (экзистенциональная функция) и воспитание детей (функция  социализации), остаются при всех изменениях общества, хотя характер связи между  семьей и обществом может изменяться в ходе истории.

Важную роль в процессе первичной  социализации играет воспитание ребенка  в семье. Родители были и остаются первыми воспитателями ребенка.

Отец и мать проявляют заботу, внимание, ласку к своему ребенку, защищают от жизненных невзгод и  трудностей. Личный пример родителей  — важнейшее средство влияния  на воспитание детей. Его воспитательное значение основывается на присущей детскому возрасту склонности к подражанию. Не имея достаточных знаний и опыта, ребенок копирует взрослых, подражает  их действиям. Характер отношений родителей, степень их взаимного согласия, внимания, чуткости и уважения, способы решения  различных проблем, тон и характер разговоров - все это воспринимается ребенком и становится образцом для  его собственного поведения.

Таким образом, окружающая социальная микросреда, психологический климат в семье, условия воспитания, взаимоотношения  с родителями и личность самих  родителей в обязательном порядке  отражаются на ребенке и, в первую очередь, на особенностях его характера. Если семейная атмосфера неблагоприятна для психического развития ребенка, то вполне вероятно, что и сформированные черты его личности тоже будут  патологичны. Наряду с тем, что личность родителей, несомненно, играет ведущую  роль в формировании мировосприятия и нравственных убеждений детей, не следует забывать о том, что  сами родители нередко упускают из виду то обстоятельство, что и сложившаяся  в семье атмосфера способна оказать  существенное влияние на личностное становление воспитывающихся в  ней детей.

 

1.3 Основные задачи семьи ( создание условий для роста ребёнка, передового опыта создания и сохранения семьи, обучение необходимым умениям и навыкам, обеспечение защиты ребёнка, воспитание у ребёнка ценностного отношения к себе и другим людям)

Семейное воспитание- сложная система. На него влияют наследственность и  природное здоровье детей и родителей, материально-экономическая обеспеченность , социальное положение, уклад жизни, количество членов семьи, место проживания ( место дома), отношение к ребёнку. Всё это органично переплетается  и в каждом конкретном случае проявляется  по разному.

Каковы же задачи семьи?

Они состоят в том , чтобы :

- создать максимальные условия  для роста и развития ребёнка;

-обеспечить социально-экономическую  и психологическую защиту ребёнка;

- передать опыт создания и  сохранения семьи , воспитания  в ней детей и отношения  к старшим;

- научить детей полезным прикладным  навыкам и умениям, направленным  на самообслуживание и помощь  близким;

-воспитать чувство собственного  достоинства, ценности собственного  «Я».

В первый год жизни ребенка основная забота родителей заключается в  том, чтобы создать нормальные условия  для физического развития, обеспечить режим питания и всей жизни, нормальные санитарно-гигиенические условия. В  этот период ребенок уже заявляет о своих потребностях, реагирует  на приятные и неприятные впечатления  и по-своему выражает свои желания. Задача взрослых состоит в том, чтобы  научиться различать потребности  и капризы, так как потребности  ребенка должны удовлетворяться, а  капризы пресекаться. Таким образом, ребенок в семье получает свои первые нравственные уроки, без которых  у него не может быть выработана система нравственных привычек и  понятий.

На втором году жизни ребенок  начинает ходить, стремится все потрогать  своими руками, достать недостижимое, а подвижность иногда доставляет ему много огорчений. Воспитание в этот период должно строиться на разумном включении ребенка в  разные виды деятельности, следует  ему все показывать, объяснять, учить наблюдать, вместе с ним играть, рассказывать и отвечать на вопросы. Но, если его действия выходят за границы дозволенного, надо приучить ребенка понимать и беспрекословно подчиняться слову нельзя.

В дошкольном возрасте основным видом  деятельности ребенка является игра. Дети трех, четырех лет предпочитают строительные и бытовые игры. Сооружая различные постройки, ребенок познает  окружающий его мир. Ситуации для  игр ребенок берет из жизни. Мудрость родителей заключается в том, чтобы незаметно подсказывать малышу, как должен поступить в игре герой (главное действующее лицо). Тем  самым они приучают его понимать, что хорошо, а что плохо, какие  нравственные качества ценятся и  уважаются в обществе, а какие  порицаются.

Дошкольники и младшие школьники  получают в семье первый нравственный опыт, учатся уважать старших, считаться  с ними, учатся делать людям приятное, радостное, доброе.

Нравственные начала у ребенка  формируются на основе и в связи  с интенсивным умственным развитием  ребенка, показателем которого являются его действия и речь. Поэтому важно  обогащать словарь детей, в разговоре  с ними подавать образец хорошего произношения звуков и в целом  слов и предложений. С целью развития речи родители должны учить детей  наблюдать явления природы, выделять в них сходное и различное, слушать сказки и рассказы и передавать их содержание, отвечать на вопросы  и задавать свои.

Развитие речи является показателем  повышения общей культуры ребенка, условием его умственного, нравственного  и эстетического развития.

В дошкольном возрасте дети очень  подвижны, не могут продолжительное  время сосредоточиваться на одном  деле, быстро переключаться с одного вида занятий на другое. Школьное обучение потребует от ребенка сосредоточенности, усидчивости, прилежания. Поэтому важно  еще в дошкольном возрасте приучать ребенка к тщательности выполняемых  поручений, учить его доводить начатое  дело или игру до конца, проявлять  при этом упорство и настойчивость. Вырабатывать эти качества необходимо в игре и бытовом труде, включая  ребенка в коллективный труд по уборке помещения, на огороде или играя  с ним в бытовые или подвижные  игры.

Растет в семье ребенок, изменяются задачи, средства и методы воспитания. В программу воспитания включаются занятия спортом, подвижные игры на свежем воздухе, продолжается закаливание  организма и четкое выполнение утренней гимнастики. Большое место занимают вопросы санитарно-гигиенической  подготовки детей, выработки навыков  и привычек личной гигиены, культуры поведения. Закладываются правильные отношения между мальчиками и девочками – отношения товарищества, взаимного внимания и заботы. Лучшим средством воспитания правильных отношений является личный пример отца и матери, их взаимное уважение, помощь и забота, проявления нежности и ласки. Если дети видят хорошие отношения в семье, то, став взрослыми, и сами будут стремиться к таким же красивым отношениям. В детском возрасте важно воспитать чувство любви к своим близким – к родителям, к братьям и сестрам, чтобы дети чувствовали привязанность к кому-либо из сверстников, привязанность и нежность к младшим.

Таким образом, можно сделать вывод, что семья – это первая школа  общения ребенка. В семье ребенок  учится уважать старших, заботиться о престарелых и больных, оказывать  посильную помощь друг другу. В общении  с близкими ребенку людьми, в совместном бытовом труде у него формируется  чувство долга, взаимопомощи. Дети особенно чувствительны к взаимоотношениям со взрослыми, не терпят нравоучений, резкостей, приказов, тяжело переживают грубость старших, недоверие и обман, мелочный контроль и подозрительность, нечестность  и неискренность родителей.

Успех воспитания в семье может  быть обеспечен в том случае, когда  созданы благоприятные условия  для роста и всестороннего  развития ребенка.

 

Глава 2. Условия успешного семейного  воспитания

2.1 Основные условия успешного  воспитания ребёнка в семье

Основными условиями успеха в воспитании детей в семье можно считать  наличие нормальной семейной атмосферы, авторитета родителей, правильного  режима дня, своевременного приобщения ребенка к книге и чтению, к  труду.

Нормальная семейная атмосфера  – это осознание родителями своего долга и чувства ответственности  за воспитание детей, основанного на взаимном уважении отца и матери, постоянном внимании к учебной, трудовой и общественной жизни, помощь и поддержка в больших  и малых делах, в бережном отношении  к достоинству каждого члена  семьи, постоянном взаимном проявлении такта; организация жизни и быта семьи, в основе которой лежит  равенство всех членов, привлечение  детей к решению хозяйственных  вопросов жизни семьи, ведению хозяйства, к посильному труду; в разумной организации  отдыха в участии в спортивных и туристских походах, в совместных прогулках, чтении, прослушивании музыки, посещении театра и кино; взаимная принципиальная требовательность, доброжелательный тон в обращении, задушевность, любовь и жизнерадостность в семье.

Созданию высоконравственной атмосферы  в семье способствуют семейные традиции, крепкие устои и принципы. К  ним относится проведение общественных и семейных праздников по случаю дня  рождения взрослых и малышей. Подготовка детьми и взрослыми подарков, вручение их при особом эмоциональном подъеме  создают ту атмосферу торжественности, радости и счастья, которая формирует  духовную культуру, «цементирует» семью  как коллектив.

Успешным воспитание в семье  будет при соблюдении четкого  режима дня для детей. Режим дня  включает весь распорядок дня ребенка  в течение суток – время  на полноценный сон, закаливающие процедуры, на упорядоченный прием пищи, на все виды труда и отдыха. При  этом учитываются возраст и состояние  здоровья ребенка. Режим дня должен иметь воспитательное значение, что  возможно лишь при обязательном привыкании к его выполнению без напоминания  взрослых. Со стороны старших должен осуществляться контроль за качественным выполнением режимных моментов и  трудовых поручений, оценка их, помощь при возникших затруднениях.

Особое место в воспитании ребенка  в семье следует отвести чтению. В дошкольном возрасте ребенок особенно любит слушать сказки, которые  ему читают взрослые, рассказы из жизни  людей и животных. Из книг он узнает о хороших людях, об их делах, узнает о животных, растениях. В сказке побеждает  всегда сильный, ловкий, справедливый, честный и трудолюбивый человек, а злой, недобрый карается людьми и  обществом. Слушая сказку, ребенок не остается равнодушным к судьбе героя  он переживает, волнуется, радуется и  огорчается, то есть у него формируются  чувства, постепенно зарождается интерес  к книге. С поступлением ребенка  в школу, когда он научится читать, важно закрепить интерес и  выработать навык самостоятельного и систематического чтения. Этот навык  не появляется сам по себе, нужна  согласованная и умелая работа школы  и семьи. Только это приобщит ребенка  к чтению, и он начнет считать  книги своими спутниками в приобретении новых знаний. Зародившийся интерес  к чтению приведет ребенка в библиотеку, в книжный магазин. У него будут  свои герои, которым он будет подражать.

Трудно переоценить значение труда  в жизни человека. Физический труд обеспечивает высокий жизненный  тонус мышц и всех органов человека улучшает все физиологические процессы в организме – правильное дыхание, кровообращение, обмен веществ, рост всего тела и отдельных органов. Физический труд является средством  борьбы с утомлением, особенно для  лиц занимающимся умственным трудом. Смена видов труда, разумное их сочетание в режиме дня ребенка обеспечивают его успешную умственную деятельность и сохраняют работоспособность.

Трудовое воспитание является неотъемлемой частью всестороннего развития личности. По тому, как ребенок будет относиться к труду, какими трудовыми умениями он будет обладать, окружающие будут  судить о его ценности.

Важным условием успешного воспитания детей является единство требований, предъявляемых к детям всеми  членами семьи, а также единые требования к детям со стороны  семьи и школы. Отсутствие единства требований между школой и семьей подрывает авторитет учителя  и родителей, ведет к потере уважения к ним.

Развитые в раннем возрасте духовные потребности, умение общаться со сверстниками и взрослыми обогащают личность ребенка, требуют применения возможностей в обществе. А применить их можно, доверившись коллективным формам воспитания. Важным условием успеха в воспитании является авторитет родителей и  старших братьев и сестер. Отец и мать уполномочены воспитать достойного члена общества, на этом и основывается их родительская власть и их авторитет  в глазах детей. Родители являются самыми близкими и дорогими людьми для детей, поэтому дети хотят подражать  отцу или матери, быть похожими на них. Поэтому родители обязаны показывать пример своим детям во всем. Нормальные взаимоотношения детей и родителей  в семье строятся на взаимном уважении и доверии друг к другу. Дети видят  в родителях советчиков во всех своих  делах, помощников в борьбе с разного  рода трудностями, истинных друзей, с  которыми можно поделиться и радостями, и заботами. Родители должны предъявлять  к детям высокие требования, одновременно глубоко уважая их личность.

ребёнок семья авторитет воспитание

 

2.2 Роль авторитета родителей  в воспитании

Воспитание детей начинается с  того возраста, когда никакие логические доказательства и предъявление общественных прав вообще невозможны, а между  тем без авторитета невозможен воспитатель.

Смысл авторитета в том и заключается, что он не требует никаких доказательств, что он принимается как несомненное  достоинство старшего, как его  сила и ценность, видимая, так сказать, простым детским глазом.

Родительский пример и авторитет  – специфическая форма передачи социального, в том числе нравственного  опыта старшего поколения младшему, важнейший механизм социального  наследования. Отец и мать в глазах ребенка должны иметь этот авторитет. Часто приходится слышать вопрос: что делать с ребенком, если он не слушается? Вот это самое «не  слушается» и есть признак того, что родители в его глазах не имеют  авторитета.

Откуда берется родительский авторитет, как он организуется?

Те родители, у которых дети «не  слушаются», склонны иногда думать, что авторитет дается от природы, что это — особый талант. Если таланта нет, то и поделать ничего нельзя, остается только позавидовать тому, у кого такой талант есть. Эти  родители ошибаются. Авторитет может  быть организован в каждой семье, и это даже не очень трудное  дело.

Главным основанием родительского  авторитета только и может быть жизнь  и работа родителей, их гражданское  лицо, их поведение. Семья есть большое  и ответственное дело, родители руководят  этим делом и отвечают за него перед  обществом, перед своим счастьем и перед жизнью детей. Если родители это дело делают честно, разумно, если перед ними поставлены значительные и прекрасные цели, если они сами всегда дают себе полный отчет в  своих действиях и поступках, это значит, что у них есть и  родительский авторитет и не нужно  искать никаких иных оснований и  тем более не нужно придумывать  ничего искусственного. При этом нужно  всегда помнить, что в каждой человеческой деятельности есть свои напряжения и  свое достоинство. Ни в коем случае родители не должны представляться детям  как рекордсмены в своей области, как ни с чем неcpaвнимые гении. Дети должны видеть и заслуги других людей, и обязательно заслуги  ближайших товарищей отца матери. Гражданский авторитет родителей  только тогда станет на настоящую  высоту, если это не авторитет выскочки или хвастуна, а авторитет члена  коллектива.

Авторитет знания необходимо ведет  и к авторитету помощи. В жизни  каждого ребенка бывает много  случаев, когда он не знает, как нужно  поступить, когда он нуждается в  совете и в помощи. Может быть, он не попросит вас о помощи, потому что не умеет этого сделать, вы сами должны прийти с помощью.

Часто эта помощь может быть оказана  в прямом совете, иногда в шутке, иногда в распоряжении, иногда даже в приказе. Если вы знаете жизнь вашего ребенка, вы сами увидите, как поступить  наилучшим образом. Часто бывает, что эту помощь нужно оказать  особым способом. Нужно бывает либо принять участие в детской  игре, либо познакомиться с друзьями детей, либо побывать в школе и  поговорить с учителем. Если в вашей  семье несколько детей, а это — самый счастливый случай, к делу такой помощи могут быть привлечены старшие братья и сестры.

Родительская помощь не должна быть навязчива, надоедлива, утомительна. В  некоторых случаях совершенно необходимо предоставить ребенку самому выбраться  из затруднения, нужно, чтобы он привыкал преодолевать препятствия и разрешать  более сложные вопросы. Но нужно  всегда видеть, как ребенок совершает  эту операцию, нельзя допускать, чтобы  он запутался и пришел в отчаяние. Иногда даже лучше, чтобы ребенок  видел ваши настороженность, внимание и доверие к его силам.

Авторитет помощи. В жизни каждого  ребёнка бывает много случаев, когда  он не знает, как нужно поступить, когда он нуждается в совете и  в помощи. Может быть, он не попросит вас о помощи, потому что не умеет  этого сделать, вы сами должны прийти с помощью. Часто эта помощь может  быть оказана в прямом совете, иногда в шутке, иногда в распоряжении, иногда даже в приказе. Если вы знаете, жизнь  вашего ребёнка, вы сами увидите, как  поступить наилучшим образом. Часто  бывает, что эту помощь нужно оказать  особым способом. Нужно бывает либо принять участие в детской  игре, либо познакомиться с товарищами детей. Если в вашей семье несколько  детей, а это – самый счастливый случай, к делу такой помощи могут  быть привлечены старшие дети. Родительская помощь не должна быть навязчива, надоедлива, утомительна. В некоторых случаях  совершенно необходимо предоставить ребёнку  самому выбраться из затруднения, нужно, чтобы он привыкал преодолевать препятствия. Ребенок будет чувствовать ваше присутствие рядом с ним, вашу страховку, но в то же время он будет  знать, что вы от него кое-что требуете, что вы и не собираетесь всё  делать за него, снять с него ответственность. Именно линия ответственности является важной линией родительского авторитета. Ну, а вообще, для того чтобы знать  своего ребенка, нужно уметь его  слушать и слышать.

К сожалению, встречаются родители, которые организуют такой авторитет  на ложных основаниях.

2.3 Виды ложного авторитета родителей

Авторитет подавления. Это самый  страшный сорт авторитета, хотя и не самый вредный. Больше всего таким  авторитетом страдают отцы. Если отец дома всегда рычит, всегда сердит, за каждый пустяк разражается громом, при всяком удобном и неудобном случае хватается  за ремень, на каждый вопрос отвечает грубостью, каждую вину ребёнка отмечает наказанием, – то это и есть авторитет подавления. Такой отцовский, а может и  материнский, террор держит в страхе всю семью, не только детей, но и других членов семьи, мать например. Он приносит вред не только потому, что запугивает детей, но и потому, что делает мать нулевым существом, которое способно быть только прислугой. Он ничего не воспитывает, он только приучает детей подальше держаться от отца, он вызывает детскую ложь и человеческую трусость, и в то же время он воспитывает в ребенке жестокость.

Авторитет чванства. Это особый вид  вредного авторитета. У каждого человека есть свои заслуги. Но некоторые люди считают, что они – самые заслуженные, самые важные деятели, и показывают эту важность своим детям. Дома они  только и делают, что толкуют о  своих достоинствах, они высокомерно  относятся к остальным людям. Бывает очень часто, что, пораженные таким видом отца, дети начинают вести себя также.

Авторитет педантизма. В этом случае родители больше обращают внимания на детей. Они уверены в том, что  дети должны каждое родительское слово  выслушивать с трепетом, что слово  их – это святыня. Свои распоряжения они отдают холодным тоном, и раз  оно отдано, то немедленно становится законом. Такие родители больше всего  боятся, как бы дети не подумали, что  папа ошибся, что папа человек не твёрдый. Если такой папа сказал: «Завтра  будет дождь, гулять нельзя», то хотя бы завтра была и хорошая погода, всё же считается, что гулять нельзя. Папе не понравилась какая-нибудь кинокартина, он вообще запретил детям ходить в  кино, в том числе и на хорошие  картины. Жизнь ребёнка, его интересы, его рост проходят мимо такого папы незаметно; он ничего не видит, кроме  своего бюрократического начальствования  в семье.

Авторитет резонерства. В этом случае родители буквально заедают детскую  жизнь бесконечными поучениями и  назидательными разговорами. Вместо того чтобы сказать ребёнку несколько  слов, может быть, даже в шутливом тоне, родитель усаживает его против себя и начинает скучную и надоедливую  речь. Такие родители уверены, что  в поучениях заключается главная  педагогическая мудрость. В такой  семье всегда мало радости и улыбки. Родители изо всех сил стараются  быть непогрешимыми. Но они забывают, что дети – это не взрослые, что  у детей своя жизнь и что  нужно эту жизнь уважать. Ребёнок  живет более эмоционально, более  страстно, чем взрослый, он меньше всего  умеет заниматься рассуждениями.

Авторитет любви. Это у нас самый  распространённый вид ложного авторитета. Многие родители убеждены: чтобы дети слушались, нужно, чтобы они любили, родителей, а чтобы заслужить  эту любовь, необходимо на каждом шагу показывать детям свою родительскую любовь. Нежные слова, бесконечные лобзания, ласки, признания сыплются на детей  в совершенно избыточном количестве. Если ребёнок не слушается, у него немедленно спрашивают: «Значит, ты нас  не любишь?» Родители ревниво следят за выражением детских глаз и требуют  нежности и любви. Часто мать при  детях рассказывает знакомым: «Он  страшно любит папу и страшно  любит меня, он такой нежный ребёнок...»  Такая семья настолько погружается  в море сентиментальности, что уже ничего другого не замечает. Ребёнок всё должен делать из любви к родителям. В этой линии много опасных мест. Здесь вырастает семейный эгоизм. У детей, конечно, не хватает сил на такую любовь. Очень скоро они замечают, что папу и маму можно как угодно обмануть, только нужно это делать с нежным выражением. Папу и маму можно даже запугать, стоит только надуться и показать, что любовь начинает проходить. С малых лет ребёнок начинает понимать, что к людям можно подыгрываться. А так как он не может любить так же сильно и других людей, то подыгрывается к ним уже без всякой любви, с холодным и циничным расчётом. Иногда бывает, что любовь к родителям сохраняется надолго, но все остальные люди рассматриваются как посторонние и чуждые, к ним нет симпатии, нет чувства. Это очень опасный вид авторитета. Он выращивает неискренних и лживых эгоистов. И очень часто первыми жертвами такого эгоизма становятся сами родители. Безусловно, «безлюбовь» к своему чаду показывать важно и нужно

Авторитет доброты. Это самый неумный  вид авторитета. В этом случае детское  послушание также организуется через  детскую любовь, но она вызывается не поцелуями и излияниями, а уступчивостью, мягкостью, добротой родителей. Они  всё разрешают, им ничего не жаль, они  замечательные родители. Они боятся всяких конфликтов, они предпочитают семейный мир, они готовы чем угодно пожертвовать, только бы всё было благополучно. Очень скоро в такой семье  дети начинают командовать родителями. Иногда родители позволяют себе небольшое  сопротивление, но уже поздно.

Авторитет дружбы. Довольно часто  ещё и дети не родились, а между  родителями есть уже договор: наши дети будут нашими друзьями. В общем, это, конечно, хорошо. Отец и сын, мать и  дочь могут быть друзьями и должны быть друзьями, но всё же родители остаются старшими членами семейного коллектива, и дети всё же остаются воспитанниками. Если дружба достигнет крайних пределов, воспитание прекращается, или начинается противоположный процесс: дети начинают воспитывать родителей.

В чём же должен состоять настоящий  родительский авторитет в семье? Главным основанием родительского  авторитета только и может быть жизнь  и работа родителей, их гражданское  лицо, их поведение. Семья есть большое  и ответственное дело, родители руководят  этим делом и отвечают за него перед  своим счастьем и перед жизнью детей. Как только дети начинают подрастать, они всегда интересуются, где работает отец или мать, каково их общественное положение. Как можно раньше они  должны узнать, чем живут, чем интересуются, с кем рядом стоят их родители. Дело отца или матери должно выступать  перед ребёнком как серьёзное, заслуживающее  уважения дело. Заслуги родителей  в глазах детей должны быть прежде всего заслугами перед обществом, а не только внешностью. Дети должны видеть не только заслуги своих родителей, но и заслуги других людей, и обязательно заслуги ближайших друзей отца и матери.

Но и родительское дело должны выполнять  как можно лучше, и в этом заключаются  корни авторитета. И прежде всего  должны знать, чем живёт, интересуется, что любит, чего не любит, чего хочет  и чего не хочет ребёнок. Всё это  нужно знать, но это вовсе не значит, что нужно преследовать ребёнка  постоянными и надоедливыми расспросами. С самого начала родители должны так  поставить дело, чтобы дети сами рассказывали о своих делах, чтобы  им хотелось это рассказать. Для  всего этого не требуется много  времени.

 

 Заключение

Семья – это самая важная среда  формирования личности и институт воспитания. Семья отвечает за население в  целом и за своих детей в  частности. Существуют, конечно, и еще  факторы влияющие на развитие и становление  личности – это и среда обитания, и среда обучения и даже среда  отдыха. Но семья несет главенствующую в этом функцию. «Все хорошее и  все плохое человек получает из семьи!» - известная педагогическая мудрость.

Любое ваше недостойное поведение  отразится на воспитании ребенка  – распитие спиртных напитков при  нем, курение, не цензурная брань, драки  и оскорбления и подобные вещи – все воспринимается малышом  и формирует его мировоззрение.

Если в ваших отношения с  супругом (супругой) не будет доверия, теплоты, любви, гармонии, души, спокойствия, то и ребенку не чего будет взять  и вынести из своей школы семейной жизни. Если в ваших отношениях с  ребенком не будет того же самого, то не удивляйтесь, что в вашей семье  вырос трудный ребенок.

Вся жизнь в семье – это  образовательный процесс для  ребенка и педагогический для  родителя. Учите своим примером! Важны любые ситуации – как  вы е го кормите, как вы его укладываете спать, как вы его будете, как провожаете в детский садик, школу, как расстаетесь с ним, как встречаетесь, что при этом рассказываете друг другу.

Семья первая, кто приобщает ребенка  к разным видам деятельности –  познавательной предметной, игровой, творческой, образовательной, коммуникативной. Семья  поддерживает ребенка, стимулирует  и развивает в нем все то что находится зачаточном состоянии, организовывает его.

Самое главное в этом – не забывайте  поощрять своего малыша, хвалить, даже награждать за то или иное действие, поступок.

Старайтесь как можно меньше ругать его, тем более не делайте  это публично. Так же не рекомендуется  ругать и наказывать ребенка когда  –

1. Болен.

2. Перед и после сна (или  во время, когда ребенок просыпается  и никак не хочет укладываться  снова).

3. Когда ребенок кушает. Вместе  с приемом пищи ребенок поглощает  и все происходящее. т.е. негативная  информация поступает напрямую  и впитывается, что не очень  хорошо сказывается на нежной  психике.

4. Когда ребенок чем-то очень  занят.

5. Когда у вас у самих слишком  плохое настроение.

6. Когда ребенок по возрасту  не справляется с поставленной  задачей.

Никогда нельзя забывать о том , что  семья -первая и самая важная школа, основа основ, для маленького, но уже - человека.

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль семьи в становлении личности

Нередки непонимания в семье между детьми и родителями. Данный материал во многом поможет разобраться....

Фольклорный ансамбыль- роль ансамбля в социализации личности

Дается описание опыта работы школы по этно- региональному направлению....

Роль профориентации в социализации личности школьника.

В данной презентации содержится матриал по профориентации учащихся....

Доклад "Роль УДОД в социализации личности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"

Из оыта работы педагога дополнительного образования. Доклад "Роль УДОД в социализации личности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"...

Роль ФКиС в социализации личности

выступление на педагогическом совете...

Роль семьи в социализации ребенка -инвалида

Семья, ближайшее окружение ребенка-  инвалида -главное звено в системе его воспитания, социализации,удовлетворение его потребностей,убучения, профориентации....