«В гостях у сказки» (викторина)
методическая разработка

Сказки появились очень давно, так давно, что никто этого уже не помнит, но они сохранились, потому что люди, любя сказки, запоминали их и пересказывали другим, а те в свою очередь- другим, так как тогда не было письменности и только передача из уст в уста могла сохранить рассказ. Затем появились писатели, которые записывали сказки, загадки, пословицы, обрабатывали материал и уже потом люди читали с книг. Но писатели не присваивали авторство,  потому что эти сказки придумал народ, вот почему они и называются «народными». Пример: «Курочка-Ряба», «Репка», «Колобок»,, «Морозко», «Крошечка- Хаврошечка», 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_gostyah_u_skazki.docx26.95 КБ

Предварительный просмотр:

                                   «В гостях у сказки» (викторина)

                                                  (развлекательное мероприятие)

      Цели  - проведение досуга с пользой для воспитанников;

        - прививать интерес к чтению;

        - развитие творческих способностей воспитанников;

        -воспитание в детях положительных качеств личности.

 Организационный момент; приветствие участников и гостей.

                     Сегодня мы с вами проведем занятие – викторину по теме сказки и мероприятие называется «В гостях у сказки»: ответим на вопросы-загадки, сделаем два практических задания, и поиграем в кукольный театр.

                   Мы все – взрослые и дети очень любим сказки. Сказки – это особая страна, особый мир, в котором царят волшебство, чудесные превращения, таинственность. Сказочные герои живут необычной жизнью, попадают в немыслимые ситуации из которых, казалось, невозможно выбраться, но на помощь всегда приходит добро, волшебство, положительные герои.

Сказки появились очень давно, так давно, что никто этого уже не помнит, но они сохранились, потому что люди, любя сказки, запоминали их и пересказывали другим, а те в свою очередь- другим, так как тогда не было письменности и только передача из уст в уста могла сохранить рассказ. Затем появились писатели, которые записывали сказки, загадки, пословицы, обрабатывали материал и уже потом люди читали с книг. Но писатели не присваивали авторство,  потому что эти сказки придумал народ, вот почему они и называются «народными». Пример: «Курочка-Ряба», «Репка», «Колобок»,, «Морозко», «Крошечка- Хаврошечка»,

Есть литературные сказки, сказки, которые придумал и написал конкретный человек – писатель.  А.С. Пушкин написал сказки: «Руслан и Людмила»

        «Сказка о мертвой царевне»

                                                               «Сказка о царе Салтане и о сыне его Гвидоне»

                                                                «Сказка о золотом петушке»

                Корней Чуковский – «Муха- Цокотуха», «Тараканище», «Краденное солнце»  

                                                        «Айболит»

        Ершов – «Конек – Горбунок»

                 С.Маршак – «12 месяцев»

        Шарль Перро – «Золушка»

                 Ганс-Христиан Андерсен – «Дюймовочка», «Снежная королева»

Ну, а мы с вами будем говорить о всех сказках, какие знаем - о народных, литературных;

 о русских, иностранных.

        Викторина.

     1.  Угадайте, кто это?

    - Герой русской сказки»По щучьему велению» (Емеля»

    -Непослушный братец сестрицы Аленушки.(Иванушка)

   -Мальчик, которого унесли дикие лебеди.(Иванушка)

   - Девочка, которая была единственной дочкой деда и бабки, но растаяла, прыгая через                                          

   Костер.(Снегурочка)

   - Обитательница болот, которая стала женой царевича(Лягушка)

   - Кто последним тянул репку? (мышка)

   - У него смерть на кончике иглы. (Кощей)

  - Самый популярный герой русских сказок? (Иван).

   2. Назовите.

    - Назовите скольких животных встретил Колобок? (четверо)

   - Назовите всех животных, от которых ушел Колобок.(заяц, медведь, волк)

   -Назовите всех, кто поселился в теремке. (мышка-норушка, ляшука-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка,, волчище-серый хвостище,медведь косолапый).

   - Сколько было у старинушки сыновей из сказки «Конек – горбунок»(три)

   3.Продолжи.

   

   - Чудище…(одноглазое)

   -Марья  -  (царевна)

   -Сивка – (бурка)

   -Василиса – (премудрая)

   -Елена – (прекрасная)

   -Чудо – (юдо)

   - Крошечка – (хаврошечка)

   -Конек – (горбунок)  

  -Мальчик – (с пальчик)

  - Иванушка – (дурачок)

  - Баба – (Яга)  

   -Скатерть – (самобранка)

  4. Загадки о сказочных героях.  Мы из сказки – ты нас знаешь.

Если вспомнишь- отгадаешь!

А не вспомнишь- ну так что ж…

                                                             Сказку заново прочтешь.

 1.Всех грязнуль отчистит быстро                                    4. На ней женится хочет

Всех нерях умоет чисто        Слепой и жадный крот

Умывальников начальник        Мышь над ней хохочет,

И мочалок командир-        А ласточка спасет. (Дюймовочка)

Знаменитый (Мойдодыр)

2.Лечит всех зверей подряд        5.А теперь про чей-то дом

Лечит взрослых и детей        Разговор мы заведем

К вам спешит, когда болит,          В нем богатая хозяйка

Добрый доктор (Айболит)        Припеваючи жила,

3.Она,  как снег, бела и  светла                                                  Но беда пришла нежданно:

Она, как снег, боится тепла.        Этот дом сгорел дотла.(Кошкин дом)

Рады солнцу и дети и курочка,

Ему не рада только (Снегурочка).

        6. Налетела злая вьюга

4.Перед волком не дрожал,        Герда потеряла друга:

От медведя убежал,        В царство льда умчался Кай.

А лисице на зубок        Герда, Герда, выручай!

Все ж попался (Колобок)                Вьюга кружит влево, вправо

        В сказке (Снежная королева)

7.Подарит новое корыто,        8.В этой книжке – именины,

И новый дом и слуг в придачу.        Много было там гостей

Но если уж она сердита,        А на этих именинах

С ней вместе уплывет удача!        Появился там злодей.

Исчезнет все, и в море зыбком         Он хотел убить хозяйку,
Растает золотая (рыбка)

            Чуть ее не погубил.

        Но коварному злодею

         Кто-то голову срубил.

9. «Не садись на пенек,        (Муха-Цокотуха)

Не ешь пирожок!»

Ну-ка, вспомни , дружок:                            10. Их приглашают с другом Геной

Кто умнее был, ответь,                                                                  На день рожденья непременно

В сказке…(«Маша и медведь»)        И любит каждую букашку

        Забавный добрый (Чебурашка)

5. А сейчас предлагаю  вам необычный конкурс « Сказочник»

Двум командам даются отрывки из разных сказок. Надо самим придумать

 новую сказку, используя отрывки, вставляя их как вам хочется.

 (команды берут тексты и идут в другое помещение)

Отрывки:  1 сказка

«Ехал мужик с горшками и потерял один горшок…»

«Стали они жить вчетвером…»

«Часто уходила коза в лес искать корму…»

«Волк ушел и спрятался…»

«Жил-был волк, старый-престарый…»

«Тут устроили пир на весь мир…»

 2 сказка:

«За тридевять земель, в тридевятом царстве…»

«Посадил дед репку…»

«Кошка мяукнула и обронила на пол волшебное кольцо…»

«Иван царевич женился на Елене Прекрасной, и стали они жить-поживать и горя не знать…»

«А у меня не лапы, а лапищи, не усы, а усищи, не зубы, а зубищи…»

«Шла лисичка по дорожке, нашла скалочку. Подняла и дольше пошла…»

 6. Кукольный театр.

 А сейчас попробуем себя в роли кукольников. Приглашаю вас в кукольный театр. Вызвать участников к доске и дать кукол. Задание: Проговорить текст из сказки голосом «героя»

Куклы: Баба –Яга, Коза, Иванушка –дурачок, левица-краса…

7. Театр-экспромт.

  Пока команды  сочиняют сказки, мы поиграем в театр- экспромт. Вызываются  участники из команд  по  количеству персонажей.

Реплики:

Репка: «А вот и я!

Дедка: «Вот это да….»

Бабка: «Тьфу ты.»

Внучка:»Всегда готова»

Жучка:»Ав-ав!

Кошка: «О*кей!»

Мышка: «А я тебя сейчас съем!»

        Репка.

Посадил дед репку. Выросла репка большая – пребольшая. Стал дед репку  из земли тянуть. Одному тяжело. Не поддается репка. Позвал бабку. Бабка за дедку, дедка за репку, вытянуть не могут. Позвала бабка внучку. Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут- потянут, не могут вытянуть репку.Позвала внучка собачку Жучку. Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не могут репку.Позвала Жучка кошку. Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, не  поддается  репка. Прибежала мышка к репке да как заорет нечеловеческим голосом: «…..!».  Репка испугалась и выскочила из земли. Тут и сказке конец, кто слушал - молодец!

  - Приглашаем сказочников. Прослушать варианты сказок.

8. Сказка на новый лад. (при нехватке времени – прочитать классу)

Переделать сказку на новый лад. Для начала послушайте уже переделанную сказку, называется «Емеля»:

Действующие лица: Емеля, Щука.

Сказительница. Не так давно, но и не вчера отправился добрый молодец Емеля на пруд воды набрать. И неожиданно Щуку поймал. И не простую, а говорящую!

Щука. Отпусти меня,  Емелюшка! А уж я за это помогу, доброе дело сделаю!

(Емеля отпускает Щуку).

Емеля. Вот те раз! Щука заговорила! Что же мне надобно-то, а?( чешет затылок) О! Придумал! Ну-ка, Щука, сделай мне сани, да чтоб сани сами ехали!

Щука. Ну и лодырь же ты Емеля! Ладно, уж, так и быть, помогу тебе твою проблему решить. Только принеси мне сегодня к семи часам   вечера журналы: «Техника-молодежи», «Юный техник», и «Сделай сам».

Емеля. А почему раньше нельзя?

Щука. Э, милай! У меня весь день расписан!

Емеля. Да ну!?

Щука. Ну да! К десяти часам за мудростью Иванушка-дурачок должен прийти. Слыхал о таком?

Емеля. Ага! Бабушка мне сказывала.

Щука. А к одиннадцати часам сам Кощеюшка за тайной вечной жизни пожалует…

Емеля. И ты им всем поможешь?

Щука. А как же!

Емеля. Вот так и подаришь им – Ивану- мудрость, а Кощею – бессмертие.

Щука. А вот этого я не говорила!

Емеля. Так ведь они съедят тебя, милая Щука!

Щука. Нет, не съедят! Я ведь секрет один знаю, Емелюшка!

Емеля. Какой такой секрет?

Щука. Сказать тебе на ушко? (Емеля наклоняется к Щуке) А пошлю-ка  я их…. Да идите вы все в библиотеку!!

Емеля.  (Показывая на плакат) Поймите же , люди: испокон веку

         Книга – путь к знанию для человека!

Дать  варианты сказок на выбор : «Колобок», «Репка», «Курочка Ряба»

 Пока сочиняются сказки вызвать двух человек на

9. «Сказочный турнир»

Вопрос – жребий: Каким фруктом отравилась царевна из сказки «Сказка о мертвой царевне» (яблоком).  Начинает турнир то, кто первым ответит на вопрос.

  1. Что несла бабушке Красная Шапочка? (пирожки и горшочек с маслом)
  2.  Что больше всего любил Карлсон? (варенье и печенье)
  3. Из чего сделала фея Золушке карету? ( из тыквы)
  4. Какого цвета были волосы у Мальвины? (голубые)
  5. Сколько лет пролежал на печи Иван-Муромец? 33 года)
  6. Какие чудеса были за морем в сказке «О царе Салтане и о сыне  его Гвидоне»

        ( белка песенки поет, да орешки золотые грызет, 33 богатыря, Царевна-лебедь)

  1. Что потеряла Золушка на балу?( туфельку)
  2. А почему Золушку звали «Золушка?»( потому что была вся в золе, так как топила печь всегда)
  3. С какими словами обращалась Баба-Яга к своей избушке? (Стань ко мне передом, а к лесу задом)
  4. Какими словами надо было позвать Сивку-Бурку Ивану? (Сивка-Бурка, вещая каурка, встань передо мной, как лист перед травой)
  5. Какая девочка спала в цветке? (Дюймовочка)

Вот и подошло к концу наше занятие. Мы побывали в гостях у сказки, снова вспомнили любимых героев, вспомнили их  поступки,  слова. Я думаю вы сегодня  убедились, что можете и сами придумывать сказки, необязательно брать уже известных героев, можете придумать неизвестных героев; и вы убедились, что обладаете актерскими талантами; талантом сочинительства,  думаю, что это надо развивать дальше.

А самое главное в том, что вы все начитанны и эрудированны в области сказок, помните  некоторые сказки наизусть. Не зря говорится «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок», когда-то наши предки так учили и воспитывали своих детей, ,на примере  поступков сказочных героев, где зло наказывалось,

 добро торжествовало. Поступки у сказочных героев как у людей; их дела, слова, даже мысли, и поэтому - мы все  учимся у сказок только хорошему, доброму и это берем дальше в жизнь.

Спасибо за участие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина "В гостях у сказки"

Выяснить, какие сказки и каких сказочных героев знают дети, познакомить с новыми понятиями «народные» и «литературные» сказки, выявить лучших знатоков сказок....

ТСО к уроку-викторине по литературе ""В гостях у сказки..."

https://www.youtube.com/watch?v=Ac2dT1zRiKQТСО к уроку-викторине по литературе ""В гостях у сказки..."...

Внеклассное мероприятие. Викторина «В гостях у сказки»(5кл.)

Внеклассное мероприятие "Путешествие в страну сказок" 5 класс. Проводится после темы "Знакомство со сказками", на данном уроке проводится обобщение по изученному материалу....

Викторина "В гостях у сказки"

Данная викторина расчитана на детей в возрасте от 7 до 10 лет.  В разработке указаны цель и задачи викторины, описание всех ее этапов....

Литературная викторина "В гостях у сказки"

Литературная викторина "В гостях у сказки"...

литературная викторина "В гостях у сказки"

Сценарий познавательно-развлекательного мероприятия и краткая презентация к нему....