рабочая программа внеурочной деятельности "Мой выбор профессии"
рабочая программа (8 класс)

Захарова Галина Юрьевна

Рабочая программа рассчитана на 34 часов. Работа прошла экспертизу и получила высокую оценку экспертной группы, соответствует требованиям, предъявляемым ФГОС, заняла 2 место в XIII Международном педагогическом конкурсе "В поисках результативности" в номинации "Рабочая программа" в 2019 году от ИРСО "Сократ".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zaharova_g.yu_._moy_vybor_professii.docx622.48 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

ЗАКРЫТОГО АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПЕРВОМАЙСКИЙ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«Согласовано»

«Утверждаю»

Зам. директора по ВР

_________Е.В.К***а                                                             «        »_________2018г.

Директор школы                               __________Н.А.Ч***а

Приказ №________

 «     »  ________2018 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 «Мой выбор профессии»

(тип программы: тематическая, кружок, социальное направление)

срок реализации: 2018-2019 учебный год

возраст обучающихся: 14-15 лет/

учащиеся 8 «А», 8 «Б» общеобразовательных классов

составитель: педагог-психолог Захарова Галина Юрьевна

ЗАТО Первомайский

2018-2019 уч. год

1.Пояснительная записка

Если человек не знает, к какой пристани он держит путь. Для него ни один ветер не будет попутным.

Сенека

Актуальность

Выбор профессии очень важное дело. От верного выбора профессии зависит, с чего и как начнет свою профессиональную карьеру молодой человек или девушка. При этом, если человек, опираясь на свои способности, интересы, интеллектуальный уровень делает правильный выбор, то он, как профессионал своего дела, в дальнейшем будет способствовать развитию экономики нашей страны в целом.

Руководитель отдела профориентации Центра тестирования и развития «Гуманитарные технологии» при МГУ им. М.В. Ломоносова Кирилл Кузнецов отмечает: «Сейчас мы видим, сколько выпускников сразу после университета идут работать не по полученной специальности. Если молодые люди идут работать не по своей профессии, значит, ресурсы государства и родителей потрачены неэффективно. Это очень актуальная проблема профориентации, в таких условиях она крайне необходима».

«Я глубоко убеждена, что нужно вернуть в школы ориентацию на профессию, это необходимо», — сказала министр образования и науки РФ Ольга Васильева на сессии федерального учебно-методического объединения укрупненной группы направлений подготовки «политические науки и регионоведения» в МГИМО (цитата по ТАСС).

Возрастная характеристика группы, на которую рассчитана программа

Определение своего профессионального пути выпадает на подростковый возраст. В этот жизненный период сложно сделать правильный выбор. Особенности подросткового возраста состоят в частой смене настроения, снижении учебной мотивации, активном поиске смысла жизни, своего места в жизни, в социуме, подверженность влиянию окружения сверстников.

Работая со старшеклассниками, я обратила внимание, что далеко не все учащиеся выпускных классов могут выбрать профессию и связанный с нею дальнейший путь обучения. Выпускники имеют недостаточные, поверхностные или искаженные представления о мире профессий. Часто их выбор случаен и несамостоятелен: в основе отношения учащихся к выбранным профессиям лежат не свои,  а  чужые убеждения – как правило, это убеждения, стереотипы, шаблоны родителей, друзей, знакомых или яркая реклама в средствах массовой информации. Помимо этого у многих подростков присутствует неадекватно завышенная оценка своих способностей и возможностей; далеко не все школьники знакомы со своим внутренним миром, знают сильные и слабые стороны своего характера, состояния здоровья. У части выпускников сложились представления о простоте получения денег, существуют необоснованно высокие запросы к уровню заработной платы. Незнание не только выпускниками, но и их родителями, технологий трудоустройства повышает уровень тревожности молодых людей, снижает их конкурентноспособность на рынке труда. Разовые классные часы профориентационного содержания, разрозненные диагностические обследования, «Недели профориентации» в школе не могут исправить сложившуюся ситуацию.

Курс «Мой выбор профессии» предназначен для учащихся 8-х классов (14-15 лет), т.к. наиболее актуален именно на данном этапе взросления подростка. Часть обучающихся принимают решение о поступлении в профессиональные ОО после окончания 9-го класса, в связи с чем неэффективно откладывать вопрос профориентации на 10-11 классы. Из опыта работы: готовый ответ на вопрос с профессиональным определением учащихся особенно востребован в начале 9-го класса и связан с определением учащихся с выбором предметов по выбору для сдачи ГИА, поэтому работа, проведённая в 8-ом классе, во многом облегчает принятие важного решения выпускников, способствует личностному развитию подростков.

Обоснование вносимых автором изменений

Рабочая программа «Мой выбор профессии» составлена на основе широко известных идей ведущего специалиста СССР и России в области психологии профессиоведения Климова Е.А., предложенной им «формуле выбора профессии», классификации профессий. В программе нашли применение наиболее эффективные (из опыта работы) упражнения, игры, задания, диагностики, предложенные Пряжниковым Н.С., Овчаровой Р.В., Чистяковой С.Н., Грецовым А.Г., Аугустинавичуте А., Малкиной-Пых И.Г. и др. Значительное место в программе отведено материалу о рынке труда в современной действительности, поиску секретов успешности в профессиональном становлении на примере реальных людей – профессионалов своего дела. В содержание программы включены развивающие психологические методики.

В имеющейся на данный момент литературе представлено немало программ по профориентированию. Однако представленные программы не удовлетворяют в полной мере всем запросам нашей школы в организации внеурочной деятельности социального направления в 8-х классах, а именно:

  • Чётко заданный Администрацией школы на реализацию программы социального направления временной интервал - 34 часа по 40 минут – 1 раз в неделю (например, программа Резапкиной Г.В. рассчитана на 8 академических часов в каждом классе с 5-го по 9-ый; в программе В.П.Бондарева, А.В.Гапоненко и др. «Технология профессионального успеха» - 23 темы; программа Безденежных И.В. «Технология поиска работы» для 11-классников рассчитана на 10 часов и 14 часов для безработных граждан, программа Чистяковой С.Н. «Твоя профессиональная карьера» рассчитана на 272 часа)
  • Востребованность программы учащимися 8-ых классов (например, программа А.В.Гапоненко и др. «Технология профессионального успеха»  рассчитана на учащихся 10-11 классов, Безденежных И.В. «Технология поиска работы» - на учащихся 11 класса и безработных граждан)
  • отсутствие в библиотечном фонде достаточного количества учебников по профориентации на каждого учащегося параллели 8-х классов (программы В.П.Бондарева, А.В.Гапоненко др. «Технология профессионального успеха», предусматривают использование учебников), что стимулирует реализацию авторской программы.
  • Использование современных технологий: заполнение Портфолио (как в бумажном, так и в электронном виде – на выбор обучающегося), использование технических средств обучения (компьютерное он-лайн и офф-лайн тестирование, просмотр современных видео роликов профориентационного содержания) как альтернатива учебников (чего не было предусмотрено в большинстве программ, изданных до введения ФГОС) 
  • необходимость чередования аудиторных часов с внеаудиторными на основании требований ФГОС к организации внеурочной деятельности (большинство существующих программ оформлены как программы учебных курсов в рамках ведения Технологии или элективных курсов)
  • Учёт добровольности посещения аудиторных занятий, вариативность использования аудиторных и внеаудиторных часов в связи с занятостью учащихся на дополнительных занятиях в ДШИ, с репетитором и пр.. Программа даёт возможность заменять аудиторные часы внеаудиторными, например, посредством самостоятельного прохождение диагностических обследований в режиме он-лайн, оформления Портфолио, чего не предусматривают имеющиеся в литературе программы
  • Особенность территории ЗАТО Первомайский – трудности с частыми коллективным выездами учащихся в город Киров на предприятия с экскурсиями, учебные заведения на Дни открытых дверей

Формулировка цели и задач

Программа профориентационного курса «Мой выбор профессии» соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приложение к приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897) и направлена на:

  • формирование готовности обучающихся к выбору направления своей профессиональной деятельности в соответствии с личными интересами, индивидуальными особенностями  и способностями, с учётом потребностей  рынка труда (это ЦЕЛЬ программы курса).

ЗАДАЧИ (в соответствии с ФГОС ООО):

  • информировать обучающихся об особенностях различных сфер профессиональной деятельности, социальных и финансовых составляющих различных профессий, особенностях местного, регионального, российского и международного спроса на различные виды трудовой деятельности;
  • развить собственные представления обучающихся о перспективах своего профессионального образования и будущей профессиональной деятельности;
  • оказать психолого-педагогическую поддержку обучающимся в их профессиональной ориентации, включающей диагностику профессиональных склонностей и профессионального потенциала обучающихся, их способностей и компетенций, необходимых для продолжения образования и выбора профессии, а также консультационную помощь.

Реализация программы курса подчиняется основным принципам организации внеурочной деятельности, предусмотренным ФГОС:

  • учёт индивидуальных и возрастных особенностей и возможностей;
  • сочетание индивидуальных и коллективных форм работы;
  • связь теории с практикой;
  • доступность и наглядность;
  • включение в активную жизненную позицию.

Тип программы «Мой выбор профессии» – тематическая. По определению «тематическая» программа направлена на получение воспитательных результатов в определённом проблемном поле и использующая возможности различных видов деятельности: игровой, познавательной, частично - проблемно-ценностного общения (в дискуссиях и проблемных беседах) и социального творчества (на профессиональных пробах).

Формы организации детского коллектива во внеурочной деятельности  по программе «Мой выбор профессии»:

  • групповые - кружковая работа, игры, дискуссии, групповые консультации, социально-психологический тренинг;
  • индивидуальные – заполнение Папки – портфолио, психологическая развивающая диагностика, профессиональные пробы. 

Пути, средства, методы достижения цели

Программа «Мой выбор профессии» отличается разнообразием применяемых методов:

  • информационно-просветительских: ведение беседы, рассказ, мини-лекции (теоретические блоки), просмотр и обсуждение видеороликов, печатных текстов (профессиограмм, статей и пр.), объяснений , работа в информационно-поисковых системах, со средствами массовой информации; реклама профессий (агитация), встречи со специалистами различных сфер профессиональной деятельности; познавательные и просветительские лекции и беседы;  участие (присутствие) в общешкольных мероприятиях профориентационной направленности (например, «День выпускника» с привлечением мобильного ЦЗН г.Кирова), презентация – выставка своих творческих работ;
  • диагностических: анкетирование, опрос, тестирование, «профессиональные пробы» в специально организованных условиях с оформлением результатов в Портфолио, наблюдение, использование различных игровых ситуаций моделирования различных аспектов профессиональной деятельности;
  • интерактивных (тренинговых и консультативных): использование «мозгового штурма», эвристической беседы с применением элементов интеллектуального и социально-психологического тренинга, различных игр (сюжетно-ролевых, карточных, деловых, развивающих и др.), свободной и директивной дискуссии, составление коллажей, коллективное рисование, анализ конкретных  ситуаций, презентации в группе, коллективное разгадывание кроссвордов и ребусов, кукольная драматизация, пантомима и пр.

Сведения о сроках реализации программы и распределение часов

Курс занятий по программе «Мой выбор профессии» рассчитан на учебный год (34 недели) с периодичностью встреч раз в неделю. Продолжительность одного занятия – 40 минут.

С учётом занятости части 8-классников в параллельно проводимых дополнительных занятиях с репетиторами по предмету, спортивных секций и занятий в сфере дополнительного образования за пределами МКОУ СОШ ЗАТО Первомайский, часть занятий может проводиться внеаудиторно с последующим оформлением результатов своей деятельности в Портфолио. При согласовании с представителями профессий, существующих в посёлке, встречи со специалистами могут проходить как на базе школы, так и с выходом на предприятия.

2.Календарно-тематический план

Наименование тем

Всего часов

Место проведения занятия

Дата проведения

плановая

Фактическая

1 блок. Мир профессий

Игротека «Я и мир профессий»

1

Учебная аудитория

Личностный смысл труда

1

Учебная аудитория/ актовый зал

Мотивы выбора профессии.

Мотивация в жизни человека.

1

Учебная аудитория

Профессионал своего дела

1

Возможно вне аудитории

Многообразие мира профессий

1

Учебная аудитория/ актовый зал

Профессиональная мобильность

1

Учебная аудитория

Классификация профессий по предмету труда

1

Возможно вне аудитории

Классификация профессий по отраслям, целям, средствам, условиям труда

1

Учебная аудитория

Игротека «Все работы хороши – выбирай на вкус»

1

Учебная аудитория

2 блок. Технология выбора профессии

Что влияет на выбор профессии.

1

Учебная аудитория

Формула выбора профессии

1

Учебная аудитория

Самооценка профессиональных интересов

1

Возможно вне аудитории/

компьютерные классы

Коммуникативные и организаторские способности в выборе профессии

1

Учебная аудитория

Самооценка интеллектуальных и  творческих способностей

1

Возможно вне аудитории, компьютерные классы

Способы развития познавательной сферы, креативности

1

Учебная аудитория

Темперамент в профессиональном становлении личности

1

Возможно вне аудитории, компьютерные классы

Качества личности в профессии. Самооценка свойств личности.

1

Возможно вне аудитории

Развитие личности и профессиональное самоопределение

1

Учебная аудитория

Профессиограмма и психограмма профессий

1

Учебная аудитория

Здоровье и выбор профессии

1

Учебная аудитория

Профессиональные пробы

1

Возможно вне аудитории

Профессиональные пробы

1

Возможно вне аудитории

Защита творческих работ

1

Учебная аудитория

Рынок труда: реалии, перспективы

1

Учебная аудитория/

актовый зал

Потенциальная доходность профессии

1

Учебная аудитория

Молодежь на рынке труда

1

Учебная аудитория

3 блок. От мечты к действиям

Планирование личного профессионального плана

1

Учебная аудитория

Помощники в выборе профессии

1

Учебная аудитория/ Возможно вне аудитории

Выбираем место учебы

1

Возможно вне аудитории/

Компьютерные классы

Ищем работу

1

Учебная аудитория

Собеседование с работодателем

1

Учебная аудитория

Безработица. Подводные камни поиска работы

1

Учебная аудитория

Адаптация на новом рабочем месте. Оформление трудовых отношений

1

Учебная аудитория

Защита творческих работ

1

Учебная аудитория/ актовый зал

Итого

34

Минимум 10 из 34 возможно проводить вне аудитории

3. Содержание программы

Для кружковой формы работы характерна быстрая сменяемость тем, акцент на занимательности материала, значительный акцент на практическую часть, что отражено ниже в содержании программы «Мой выбор профессии».

1 блок. Мир профессий (9 часов)

  • Игротека «Я и мир профессий» (1 час)

Практика: Правила группы. Анкета «Пре/пост-тест» Игры «Ассоциации» (профессиональные и личностные);  с куклами ОХ и АХ «Плюсы и минусы профессий»; «Знатоки профессий», «Если птичка, то какая…»

  • Личностный смысл труда (1 час)

Цель и результаты труда. Умственный и физический труд. Культура труда. Труд в жизни человека и общества.

Практика: Дискуссия «Зачем мы работаем?». Анализ притчи «Эпитафия», пословиц о труде. Игра «Ленивый-трудолюбивый». Игра «Я умею делать так…»

  • Мотивы выбора профессии. Мотивация в жизни человека. (1 час)

Карьерные ориентации (по Шейну): профессиональная компетентность, менеджмент, автономия, стабильность, служение, вызов, интеграция стилей жизни, предпринимательство. Мотивация достижения успеха и мотивация избегания неудач.

Практика: Методика оценки карьерных ориентаций «Якоря карьеры» (Шейн Э.) Тренинг мотивации достижения успеха

  • Профессионал своего дела (1 час)

Профессионализм, успех в профессиональной самореализации

Практика: Знакомство с историями успешных людей по СМИ, литературным источникам, видеороликам «Советы самых богатых людей в мире» (допускается проведение вне аудитории). Составление памятки «Как стать успешным в профессии»

  • Многообразие мира профессий (1 час)

Разнообразие профессий. Профессия, специальность, специализация, должность квалификация

Практика: Игры «Определи профессию» (по описанию). Разгадывание кроссворда «Такие разные профессии». Просмотр видео ролика ««Самые необычные профессии». Встреча с представителем профессии……. (по согласованию)/ (допускается проведение вне аудитории).

  • Профессиональная мобильность (1 час)

Новые профессии и профессии исчезающие

Практика: Разгадывание кроссворда «Необычные профессии». Работа с литературными источниками. Просмотр видеоролика «Топ-10 исчезнувших профессий»

  • Классификация профессий по предмету труда (1 час)

Типы профессий по предмету труда: «человек», «знаковая система», «техника», «природа», «художественный образ».

Практика: Методика «ДДО» (дифференциально-диагностический опросник) (Климов Е.А.) (допускается проведение вне аудитории, например, во время проведения «Дня выпускника» Мобильным ЦЗН г.Кирова). Упражнение «Чья профессия?». Работа в микрогруппах с  «Классификатором профессий» (по Климову Е.А.). Просмотр видеоролика «Ты и твоя будущая пофессия» от Инфоурок.

  • Классификация профессий по отраслям, целям, средствам, условиям труда (1 час)

Отрасли труда. Цели, средства, условия труда

Практика: Игры «Отгадай профессию». Работа с литературными источниками, средствами массовой информации (подбор профессий по отраслям труда). Тест «Матрица выбора профессии» (допускается проведение вне аудитории, например, во время проведения «Дня выпускника» Мобильным ЦЗН г.Кирова). Встреча с представителем профессии……. (по согласованию)

  • Игротека «Все работы хороши – выбирай на вкус» (1 час)

Практика: Методика «Будь готов!» (Пряжников Н.С.). Игра «Профессии на «языке тела» или ни слова о профессиях!»

2 блок. Технология выбора профессии (17 часов)

  • Что влияет на выбор профессии (1 час)

Возможность, влечение, востребованность. Ошибки в выборе профессии

Практика: Упражнение «Мои цели». Игры: «Клубок проблем», «Барьер». Анализ жизненных ситуаций «Письмо подростка»

  • Формула выбора профессии (1 час)

ХОЧУ-МОГУ-НАДО (профессиональные интересы, возможности, потребности рынка труда)

Практика: Мозговой штурм «Формула идеальной профессии». Упражнение «Примерь профессию». Анализ жизненных ситуаций

  • Самооценка профессиональных интересов (1 час)

Степень выраженности профессиональных интересов и ее влияние на успешность в профессии

Практика: Методика «Карта интересов» (Голомшток) (допускается проведение вне аудитории, например, во время проведения «Дня выпускника» Мобильным ЦЗН г.Кирова, он-лайн тестирование «Всероссийская профдиагностика» в рамках проведения всероссийского проекта «Zасобой»).

  • Коммуникативные и организаторские способности в выборе профессии (1 час)

Коммуникативные и организаторские способности

Практика: Опросник «КОС» (Синявский В., Федоршин Б.А.). Мини-тренинг общения

  • Самооценка интеллектуальных и  творческих способностей (1час)

Интеллектуальные и  творческие способности

Практика: Тестирование  - диагностика интеллектуальных и творческих способностей (допускается проведение вне аудитории, например, во время проведения «Дня выпускника» Мобильным ЦЗН г.Кирова, он-лайн тестирование «Всероссийская профдиагностика» в рамках проведения всероссийского проекта «Zасобой»).

  • Способы развития познавательной сферы, креативности (1 час)

Успешность профессионального труда от степени развития познавательной сферы, креативности 

Практика: Игры, упражнения на развитие интеллектуальных и творческих способностей

  • Темперамент в профессиональном становлении личности (1 час)

Типы темперамента: холерик, флегматик, меланхолик, сангвиник. Свойства темперамента. Роль темперамента в профессиональном становлении личности.

Практика: Теппинг-тест (Ильин И.). «Ать-два, левой». Опросник «Белов - темперамент» (допускается проведение вне аудитории, например, во время проведения «Дня выпускника» Мобильным ЦЗН г.Кирова, он-лайн тестирование он-лайн тестирование «Всероссийская профдиагностика» в рамках проведения всероссийского проекта «Zасобой»).

  • Качества личности в профессии. Самооценка свойств личности (1 час)

Характер. Роль характера в профессиональном самоопределении.

Практика: «Цифровой профориентационный тест» (А. Аугустинавичуте). «Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур» (Карелина А.А.). Тест «Самооценка» (Дембо-Рубинштейн)

  • Развитие личности и профессиональное самоопределение (1 час)

Личностный рост. Самовоспитание личности.

Практика: Игра «Три судьбы». Составление индивидуального плана самовоспитания. Просмотр видеоролика - упражнения «Три главных вопроса для правильной постановки цели»

  • Профессиограмма и психограмма профессий (1 час)

Профессиограмма. Требования, предъявляемые профессиями к человеку.

Практика: Работа с литературными источниками с профессиограммами выбранных профессий (в подгруппах). Игра «Словарь профессий»

  • Здоровье и выбор профессии (1 час)

Медицинские противопоказания

Практика: Анализ жизненных ситуаций. Игра «На кого она похожа?». Работа с профессиограммами. Здоровьесберегающие мини-упражнения (антистрессовые).

  • Профессиональные пробы (2 часа)

Профессиональные пробы

Практика: Подготовка и проведение (допускается проведение вне аудитории)

  • Защита творческих работ (1 час)

Практика: презентация результатов профессиональных проб по выбору в свободной форме.

  • Рынок труда: реалии, перспективы (1 час)

Мониторинг  рынка труда. Потребности рынка труда в будущем

Практика: Встреча с представителями ЦЗН (по согласованию). Работа со справочными материалами ЦЗН. Видеоролик «Профессии будущего: на кого стоит учить наших детей»

  • Потенциальная доходность профессии (1 час)

Заработная плата.

Практика: Игры: «Реклама товара», «Аукцион». Дискуссия «Кому на Руси жить хорошо?». Видеоролик «Топ-9 самых высокооплачиваемых профессий в России»

  • Молодежь на рынке труда (1 час)

Требования современных работодателей к молодым специалистам. Конкурентноспособность. Цена товара «рабочая сила», работодатели. Вакантное рабочее место.

Практика: Тест оценки уровня конкурентоспособности личности. Анализ ситуации «Молодежь на рынке труда: плюсы и минусы». Разгадывание кроссворда «Рынок труда»

3 блок. От мечты к действиям (8 часов)

  • Планирование личного профессионального плана (1 час)

Личный профессиональный план. Карьера, карьерный рост. Алгоритм принятия решений. Аксиомы профессионального самоопределения.

Практика: Методика поиска профессии. Упражнение «20 незаконченных предложений («Мои профессиональные желания»)». Построение личного профессионального плана.

  • Помощники в выборе профессии (1 час)

Центры занятости населения, Центры психологической помощи. Роль психолога в выборе профессии (диагностика, консультирование, информирование).

Практика: Ролевая игра «Профконсультация» (в подгруппах). Работа с электронными ресурсами (портал «Работа в России», канал «Работа.ру» и др.) (допускается проведение вне аудитории). Корректировка личного профессионального плана

  • Выбираем место учебы (1 час)

Запасные варианты. Пути получения профессионального образования.

Практика: Продолжение построения личного профплана. Игра «Убеди «предков»»

Просмотр видеороликов об учебных заведениях Кировской области - Репортажи об учебных заведениях Кировской области из Архива видео ГТРК «Вятка» (в соответствии с запросами обучающихся) (допускается проведение вне аудитории, например, во время проведения «Дня выпускника» с приглашением представителей ВУЗов и ССУЗов г.Кирова и Кировской области либо как зачётное мероприятие – посещение Дня открытых дверей в профессиональных учебных заведениях  г.Кирова)

  • Ищем работу (1 час)

Формы и методы поиска работы. Основы самопрезентации. Поисковой телефонный звонок. Психологическое тестирование. Резюме

 Практика: Ролевая игра «Поисковой телефонный звонок». Просмотр видеоролика «Работающее резюме. Советы Алёны Владимирской». Проба «Составление резюме».

  • Собеседование с работодателем (1 час)

Подготовка к собеседованию. Условия эффективного собеседования. Ошибки соискателя при прохождения собеседования.

Практика: Упражнение «Внешний вид соискателя» (работа с карточками-фотографиями, иллюстрациями из журналов). Сюжетно-ролевая игра «Собеседование у работодателя»

  • Безработица. Подводные камни поиска работы (1 час)

Поведение безработного на рынке труда

Практика: Анализ результатов соцопроса «50 причин, по которым не получают работы». Обсуждение газетной статьи «Простака видно издалека». Упражнение «Железное алиби»

  • Адаптация на новом рабочем месте. Оформление трудовых отношений (1 час)

Трудовой договор. Трудовой кодекс

Практика: Ролевая игра «Я - работник». Коллаж «Я успешный работник». Игра «Мой портрет в лучах солнца»

  • Защита творческих работ (1 час)

Практика: Анкета «Пре/пост-тест». Презентация-выставка своих лучших работ из Портфолио (в выбранной учащимся форме). Игра «Пожелайте мне доброго пути!»

4. Предполагаемые результаты реализации программы


      По окончании реализации программы «Мой выбор профессий» планируется достижение трёх уровней воспитательных результатов внеурочной деятельности.

 Первый уровень предполагает приобретение школьниками социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Учащиеся будут владеть информацией:

  • о значении профессионального самоопределения;
  • о требовании к составлению личного профессионального плана;
  • о правилах выбора профессии; о профессиях и профессиональной деятельности, об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии;
  • о понятиях профессиональной карьеры, современных формах и методах организации труда в условиях рыночных отношений.
  • о смысле и значении труда в жизни человека и общества;
  • о рынке труда, о сущности хозяйственного механизма в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров.

Второй уровень воспитательных результатов внеурочной деятельности предполагает получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к таким базовым ценностям нашего общества как человек (отношение к себе и к окружающим), труд  и к социальной реальности в целом.

Третий уровень воспитательных результатов внеурочной деятельности характеризуется приобретением школьниками опыта самостоятельного социального действия, личностные и метапредметные результаты, которые будут достигнуты учащимися.

Метапредметные результаты:

 1.Познавательные универсальные действия

Учащиеся будут уметь:

  • формулировать проблему профессионального самоопределения для себя, владеет способами решения проблем профессионального самоопределения
  • вести поиск необходимой информации, перерабатывать, структурировать её в нужной         форме, делать выводы,
  • добывать необходимую информацию, отбрасывая второстепенную, для самопознания (диагностические методики), об особенностях различных сфер профессиональной деятельности, социальных и финансовых составляющих различных профессий, особенностях местного, регионального, российского и международного спроса на различные виды трудовой деятельности;
  • соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии,
  • составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его;
  • анализировать профессиограммы, информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности (по предмету, цели, орудиям, условиям труда),
  • анализировать информацию о современных условиях рынка труда;
  • пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.

2. регулятивные действия

Учащиеся будут уметь:

  • высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, видеороликом, презентацией, текстом и пр.
  • составлять план действий, работать по предложенному педагогом плану, вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае необходимости
  • поставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и освоено учащимся, и того, что еще неизвестно
  • демонстрировать навыки адекватного реагирования на трудности, способность к волевому усилию, рефлексии

3.коммуникативные действия

Учащиеся будут уметь:

  • учитывать позиции других людей, партнера по общению или деятельности,
  • умение слушать и вступать в диалог, доносить свою позицию до других: выражать свою мысль в устной и письменной речи, договариваться конструктивными способами
  • участвовать в коллективном обсуждении проблем,
  • интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
  • совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им
  • рефлексировать своё место в коллективе.

Личностные результаты

Учащиеся будут иметь:

  • положительную социальную установку к труду, уверенность в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии;
  • представления о своём месте в профессиональном мире, своих возможностях и потребностях
  • потребность в самосовершенствовании;
  • профессиональный интерес в определённой сфере, желание овладеть какой-либо профессиональной деятельностью.

5. Формы и виды контроля

В начале и в конце учебного года (на первом и последнем занятии) проводится анкетирование обучающихся по методике «Пре/пост тест», которая позволяет отследить изменения в профессиональной ориентации 8-классников.

К концу года у обучающихся сформируется Портфолио  (на выбор обучающихся: в электронном или бумажном виде) с результатами профориентационной обучающей, развивающей диагностики, копиями статьей, профессиограмм, буклетов с информацией об учебных заведениях г.Кирова, Кировской области и др., фотографиями с самостоятельного посещения Дней открытых дверей, экскурсий с классом. Просмотр педагогом Портфолио обучающихся позволит сделать вывод о степени сформированности выше обозначенных УУД.

Наблюдение педагога за поведением обучающихся в ходе игр, за полнотой выполнения различных заданий (разгадывание кроссвордов, ребусов и пр.) даёт возможность педагогу оценить степень владения теоретическими знаниями. Теоретические контрольные срезы (как на уроках) не проводятся.

Презентация – выставка, защита своих творческих работ в коллективе (демонстрация с пояснениями своих рисунков, коллажей, сочинений, презентаций, результатов профессиональных проб и пр.) позволяет оценивать деятельность школьников не только педагогу, но и одноклассникам.

Диагностические обследования учащихся проводятся с письменного согласия родителей/законных представителей (берётся в начале учебного года на первом родительском собрании) (текст представлен в Приложении 2). Диагностические методики, предлагаемые учащимся, не являются самоцелью, а лишь помогают учащимся в самопознании, активизации в вопросе профориентирования.

Отметки по 5-тибалльной системе (как на уроках) за освоение как всего курса, так и отдельных его тем не предусмотрены.

6. Методические рекомендации

Занятия по форме, содержанию и способу организации деятельности, по принципам взаимодействия психолога-профконсультанта с учащимися во многом отличаются от традиционных уроков в школе. Поскольку основаны, прежде всего на диалогичности общения, рефлексивной позиции ведущего, безоценочном принятии учащихся.

Дополнительно к 34 часам по программе домашних заданий обучающимся н задаётся. Время, потраченное дома, на выполнение заданий входит в программные часы в качестве внеаудиторных часов. Занятия внеурочной деятельности позволяют широко использовать образовательное пространство школы (кабинет психолога, профориентационный кабинет, библиотека, дискотечный зал, актовый зал, компьютерные классы).

Программа позволяет школьникам свободно посещать аудиторные часы (регулярные еженедельные занятия в классном кабинете), заменяя их на самостоятельные внеаудиторные, т.к. часть 8-классников бывают заняты параллельно во время проведения кружка на дополнительных занятиях в Детской школе искусств, Клубе физического развития населения «Прогресс», с репетитором, некоторые школьники проживают не на территории ЗАТО Первомайский, испытывая транспортные трудности для посещения всех занятий.

На каждом занятии предусматривается практическая деятельность, включающая в себя работу с диагностическими методиками, участие в различных профориентационных играх (деловых, карточных, ролевых и пр.), выполнение упражнений, разгадывание кроссвордов, заполнение Портфолио. Предполагается также использование таких активных методов обучения, как эвристическая беседа, эвристический семинар, проблемное изложение учебного материала. Все результаты психодиагностики вносятся в Портфолио с правом обучающихся не показывать результаты как одноклассникам, так и педагогу.

В течение реализации программы проводятся родительские собрания (в соответствии с планом школы: общешкольные и классные), на которых освещается проблема профессионального самоопределения, освещаются ошибки выбора профессии, дается информация о рынке труда, престижных и востребованных профессиях Кировской области, родителям предоставляется информация о результатах диагностики (по желанию школьников).

Изложение материала доступно для понимания всем категориям обучающихся: как нормотипичных детей, так и с ОВЗ. Для обучающихся с нарушениями интеллекта адаптированы диагностические методики (часть подлежит упразднению, замене на игровые, арт-терапевтические методики).

В ходе реализации программы «Мой выбор профессии» обучающиеся имеют возможность общаться не только с педагогом – составителем программы, но и другими взрослыми: с приглашёнными специалистами ЦЗН пгт.Юрья и г.Кирова, представителями ВУЗов и ССУЗов г.Кирова и Кировской области, представителями различных профессий ЗАТО Первомайский. Ежегодно учащиеся 8-11 классов участвуют в он-лайн тестировании «Всероссийская профдиагностика» в рамках проведения всероссийского проекта «Zасобой», поэтому часть диагностических процедур, запланированных в программе, проводится внеаудиторно.

7. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

1.Библиотечный фонд МКОУ СОШ ЗАТО Первомайский

1.1. для обучающихся (для дополнительного чтения)

 

  1. Алиева Н. Блокнот-навигатор «160 страниц о моём будущем».- М.: ООО «Первая Оперативная Типография», 2018
  2. Грецов А.Г. Выбираем профессию. Советы практического психолога. – СПб.: Питер, 2007.
  3. Климов Е.А. Как выбирать профессию: Кн.для учащихся. – М.: Просвещение, 1984
  4. Мир профессий: Человек – природа/ Сост. С.Левиева. – М.: Мол.гвардия, 1985
  5. Мир профессий: Человек – техника/ Сост. Д.Каверина. – М.: Мол.гвардия, 1988
  6. Мир профессий: Человек – художественный образ/ Сост. А.Смирнов; предис. В.Рябова, А.Смирнова.  – М.: Мол.гвардия, 1987
  7. Резапкина Г. Я и моя профессия. Факультативный курс для учащихся 9-х классов.//Школьный психолог, № 14, 1999г..
  8. Тутубалина Н.В. Твоя будущая профессия: сборник тестов по профессиональной ориентации/ Н.В. Тутубалина – Ростов н/Д.: «Феникс», 2005
  9. Энциклопедия для детей. [Т.34]. Выбор профессии/ред. Коллегия: М.Аксёнова, Е.Ананьева и др. – М.: Мир энциклопедий Аванта+, Астрель, 2008

Интернет-ресурсы для учащихся (для самостоятельного изучения, практики)

  • Канал «Бизнес молодость». (Электронный ресурс). Режим доступа: https://www.youtube.com/channel/UCHkwstIzx7rMCgK4bqLmTrA
  • Канал «Навигатум игровые профориентационные материалы». (Электронный ресурс). Режим доступа: https://www.youtube.com/NavigatumRu 
  • Канал «Работа.ру». (Электронный ресурс). Режим доступа: https://www.youtube.com/channel/UCVOJkMjKpE6GtWU87jvOhHA 
  •  Портал «Zасобой». (Электронный ресурс). Режим доступа: https://www.засобой.рф/ 
  • Портал «ПроеКТОриЯ – твоя профессиональная территория». (Электронный ресурс). Режим доступа: https://proektoria.online/ 
  •  Портал «Работа в России/Каталог вакансий». (Электронный ресурс). Режим доступа: https://www.rabota.ru/vacancy/catalogue 
  • Сайт компании интернет-рекрутмента «HeadHunter в Кирове». (Электронный ресурс). Режим доступа: https://kirov.hh.ru/ 
  • Сайт Резапкиной Г.В. «Методический кабинет профориентации» (Электронный ресурс). Режим доступа: http://metodkabi.net.ru/ 
  • Центр тестирования и развития «Гуманитарные технологии». (Электронный ресурс). Режим доступа: https://профориентация.рф/ 

1.2. для педагога

  1. Алиева Н. Блокнот-навигатор «160 страниц о моём будущем».- М.: ООО «Первая Оперативная Типография», 2018
  2. Безденежных И. В. Технология поиска работы: Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. - Киров: Изд-во Кировского областного ИУУ, 2003.
  3. Грецов А.Г. Выбираем профессию. Советы практического психолога. – СПб.: Питер, 2007.
  4. Дидактический материал по курсу «Твоя профессиональная карьера»: Кн. для учителя – М: Просвещение, 1999.
  5. Климов Е. А. Памятка профконсультанту/ Е.А.Климов. – М., 2000
  6. Климов Е. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации. – М.: Знание, 1983.
  7. Льюис Д. Тренинг эффективного общения. - М., 2002.
  8. Малкина-Пых И.Г. Справочник практического психолога – М., 2004
  9. Методика преподавания курса «Твоя профессиональная карьера»: Кн.для учителя – М: Просвещение, 1999.
  10. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога-2-е изд., дораб. — М.: «Просвещение», «Учебная литература», 1996
  11. Профессиональная и трудовая ориентация детей с ограниченными возможностями. Методические рекомендации. — М., 2006г.;
  12. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М., 2000.
  13. Сборник учебно-программных материалов по курсу «Технология поиска работы»/ Под ред.Тюшляевой С.И. - Киров, 1999.
  14. Старобина Е.М. Профессиональная подготовка лиц с умственной отсталостью. – М., 2003г.;
  15. Технология профессионального успеха: Учеб. для 10-11 кл./ В.П.Бондарев, А.В.Гапоненко, Л.А.Зингер и др.; под.ред.С.Н.Чистяковой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2003.
  16. Трошин О.В., Жулина Е.В., Кудрявцев В.А. Основы социальной реабилитации и профориентации. – М.: Издательство «ТЦ Сфера», 2007г.;
  17. Трудовая и медицинская реабилитация детей и подростков с ограниченными возможностями / Под ред. Ю.А.Блинкова, С.А.Игнатьева, Н.К.Горшунова. — М., 2002.
  18. Тутубалина Н.В. Твоя будущая профессия: сборник тестов по профессиональной ориентации/ Н.В. Тутубалина – Ростов н/Д.: «Феникс», 2005
  19. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Приложение к приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897
  20. Чернявская А. П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации – М: Психология для всех, 2001.

Интернет-ресурсы, использованные для подготовки программы:

2. Печатные пособия для обучающихся

Специальные печатные пособия в программе «Мой выбор профессии» не используются, т.к. материальная база школы не позволяет приобрести печатные пособия на всех учащихся параллели 8-х классов (2 класса), да и в этом нет необходимости, т.к. могут изменяться диагностические методики, информационные тексты могут быть заменены на видео ролики. К тому же программа «Мой выбор профессии» не повторяет полностью какую-либо одну существующую профориентационную программу.

Печатные пособия для каждого обучающегося изготавливаются по ходу реализации программы, носят индивидуальный характер, заполняются обучающимися в форме Портфолио (скоросшиватель с листами - вкладышами с диагностическими материалами на печатных бланках, распечатками результатов он-лайн-тестирования и пр. либо в электронном виде – на усмотрение обучающихся)

3. Экранно-звуковые пособия

В кабинете психолога имеются компакт-диски, содержащие как теоретические материалы, так и диагностические методики, включая возможность их компьютерной обработки:

  • Коммуникативно-педагогическая деятельность в школе – М.: Издательство «Учитель», 2007
  • Программа компьютерной обработки блока психологических тестов «ПРОФИ-II». – М.: НПФ «Амалтея», 2007
  • Профильная школа. 5-11 классы: в помощь школьному психологу – М.: Издательство «Учитель», 2009
  • Профильное образование в школе: практика и теория– М.: Издательство «Учитель», 2007
  • Психологическое тестирование детей и подростков: для школьных психологов и родителей – М.: ООО «Равновесие-Медиа», 2002

В ходе реализации программы «Мой выбор профессии» учащимися востребован просмотр видеороликов профориентационного содержания.

Перечень видеороликов, используемых в программе

№  занятия

тема занятия

Название видео ролика

Ссылка на электронный ресурс

4

Профессионал своего дела

«Советы самых богатых людей в мире»

https://www.youtube.com/watch?time_continue=1&v=ZyuUtX-bQi0

5

Многообразие мира профессий

«Самые необычные профессии»

https://www.youtube.com/watch?time_continue=159&v=dgzILrvKjIg

6

Профессиональная мобильность

«Топ-10 исчезнувших профессий»

https://www.youtube.com/watch?time_continue=206&v=gOFF8cc5kUM

7

Классификация профессий по предмету труда

«Ты и твоя будущая профессия»

https://www.youtube.com/watch?v=iMmhaE5RvUc

18

Развитие личности и профессиональное самоопределение

«Три главных вопроса для правильной постановки цели»

https://www.youtube.com/watch?v=dq7v2Z4foAA

20

Выбираем место учёбы

Репортажи об учебных заведениях Кировской области из Архива видео ГТРК «Вятка»

https://www.youtube.com/channel/UCqNxB_1hc8-hBAABEMNDqcQ

24

Рынок труда: реалии, перспективы

«На кого стоит учить наших детей»

https://www.youtube.com/watch?time_continue=1&v=I8VzXoTuy8Y

25

Потенциальная доходность профессии

«Топ-9 самых высокооплачиваемых профессий в России»

https://www.youtube.com/watch?time_continue=33&v=iYT8vIsYpTE

30

Ищем работу

«Работающее резюме. Советы Алёны Владимирской»

https://www.youtube.com/watch?time_continue=73&v=1QpGHhscsY4

4. Игры и игрушки

Куклы Ох и Ах (авторские)/ фото см. в Приложении 2

Подробное описание игр, используемых в программе, можно найти в литературных источниках по списку, указанному выше, для педагогов, а также на упомянутых выше компакт-дисках.

5.Технические средства обучения и оборудование класса

Поскольку кабинет психолога не может вместить обучающихся целого класса, то аудиторные занятия проводятся в учебных кабинетах с партами и стульями. При необходимости (для игр, упражнений, коллективного рисования и пр.) допускается перестановка классной мебели: в круг (только стулья или стулья за столами), по группам (сгруппированы по 2 стола) и т.д.

Кабинет педагога-психолога оснащён лазерным принтером, персональным компьютером с монитором и колонками.

Учебные (аудиторные) кабинеты оснащены мультимедийным оборудованием для просмотра видео роликов, текстов, презентаций, прослушивания аудиоматериалов.

В актовом зале также имеется мультимедийное оборудование с экраном для просмотра видео и графики, есть микрофоны для выступающих.

Компьютерные классы оснащены персональными компьютерами. При проведении «Дня выпускника» специалистами мобильного ЦЗН г.Кирова устанавливаются специализированные профориентационные программы для прохождения диагностических обследований школьников, открывается доступ к программам на переносных ноутбуках мобильного ЦЗН.


Приложение 1

«Информационное согласие родителей

на проведение диагностических обследований несовершеннолетних»

Уважаемые родители!

При определении образовательного маршрута своего ребенка очень важно  уделять внимание его профориентации, так как в будущем  это даст ему возможность стать хорошим специалистом, любить свое дело, совершенствоваться  в выбранной профессиональной сфере.

В рамках реализации социального направления внеурочной деятельности по ФГОС в 8-х классах 2018-2019 уч.г. в МКОУ СОШ ЗАТО Первомайский Кировской будет организована профориентационная работа по программе «Мой выбор профессии». Занятия будет проводить педагог-психолог Захарова Г.Ю. Учащиеся 8 «А» класса будут заниматься еженедельно по пятницам в 15.00.

Важной частью работы по профессиональному  выбору обучающихся   является профориентационное тестирование.

Тестирование способствует:

√ выявлению интересов, склонностей, способностей обучающихся в разных видах деятельности;

√ повышению компетенции школьников в области планирования карьеры;

√ формированию психологической готовности  к совершению осознанного профессионального выбора.

В соответствии с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 279-ФЗ психолого-педагогическая помощь оказывается детям на основании письменного  согласия родителей/законных представителей, поэтому просим Вас оформить Информационное согласие (см. ниже).


Директору МКОУ СОШ

ЗАТО Первомайский

Кировской области

Ч***й Н.А.

Информационное согласие

Я (ниже подписавшийся родитель/законный представитель), добровольно даю согласие на участие моего ребёнка учащегося 8 «А» класса в профориентационных тестированиях на занятиях внеурочной деятельности «Мой выбор профессии». Я получил(а) объяснения об условиях, порядке  цели и задачах тестирования. Мне была предоставлена возможность задавать вопросы, касающиеся тестирования. Я полностью удовлетворен(а) полученными сведениями.

Ф.И.О. родителя/ законного представителя

Ф.И. учащегося

Заявляю о согласии

Отказываюсь

Дата подписания

Подпись родителя/ законного представителя

согласие

отказ

согласие

отказ

согласие

отказ

согласие

отказ

согласие

отказ

согласие

отказ

согласие

отказ

согласие

отказ

согласие

отказ

согласие

отказ

согласие

отказ

согласие

отказ

согласие

отказ

согласие

отказ

согласие

отказ

согласие

отказ

согласие

отказ

согласие

отказ

согласие

отказ

согласие

отказ

Родители (лица их заменяющие) имеют право:

  • Обратиться к специалистам школы по интересующему вопросу
  • Отказаться от психолого-педагогического сопровождения ребёнка (или отдельных его компонентов), оформив заявление об отказе на имя директора школы.

Приложение 2 «Куклы Ох и Ах»

D:\фотки\Галя\Ох иАх 3.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука профессий"

Курс «Азбука профессий» реализует  познавательное  направление во внеурочной деятельности в 1 классе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами  начальн...

Рабочая программа «Психология и выбор профессии»

В соответствии с Концепцией модернизации российского образования на старшей ступени общеобразовательной школы предусматривается профильное обучение, задача которого - создание в старших классах общеоб...

Рабочая программа курса основы выбора профессии для 8-11кл. 2013-2014

Рабочая программа курса основы выбора профессии для 8-11кл. 2013-2014...

Рабочая программа курса основы выбора профессии для 8-11кл. 2014-2015

Рабочая программа курса основы выбора профессии для 8-11кл. 2014-2015...

Рабочая программа по профориентации "Выбор профессий"

Рабочая программа для внеклассной работы по профориентации для учащихся 9 классов....

Рабочая программа Внеурочной деятельности "Выбираем профессию"

Рабочая  программа Внеурочной деятельности 14-15 лет "Выбираем профессию"...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука профессий"

Рабочая программа курса «Азбука профессий» составлена на основе Сборника программ. Исследовательская и проектная деятельность. Социальная деятельность. Профессиональная ориентация. Здоровы...