День Земли
материал (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Соколенко Светлана Ивановна

Данный материал разработан для проведения внеклассного мероприятия для  обучающихся средней школы с целью привлечения внимания к экологическим  проблемам нашей планеты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл den_zemli.docx27.42 КБ

Предварительный просмотр:

День земли

Слайд-шоу

Ведущий 1: 22 апреля вся планета отмечает Международный день Земли. Этот день – напоминание всем жителям Земли о том, что надо беречь и сохранять природу, все живые организмы на нашей планете. Земля – слово особенное. Так называется наша планета, обитаемый островок среди миллиардов километров космического пространства.

Ведущий 2: В России с глубокой древности землёй называют самый верхний слой почвы, по которому ступает нога человека. Земля – это участок суши, на котором селился человек, который возделывался его руками и который на протяжении многих веков был его кормильцем.

Ведущий 1: Покидая свой край, наши предки брали с собой горсть родной земли и хранили её как святыню. Они считали землю живым существом, которое пьёт дождевую воду, засыпает зимой и пробуждается с возвращением весны, родит из своей материнской утробы богатый урожай, судорожно дрожит при землетрясении.

Ведущий 2: Люди сравнивали широкие пространства суши с исполинским телом, в твёрдых скалах и камнях видели его кости, в водах – кровь, в древесных корнях – жилы, в травах и деревьях – волосы.

Ведущий 1: Земля – самая уникальная планета, её уникальность состоит в том, что только на ней из всех планет Солнечной системы есть жизнь.

Ведущий 2: К великому сожалению, количество живых организмов на сегодняшний день резко сократилось. Планета наша весьма засорена, но мы ещё пока не осознали опасности для жизни на этой огромной свалке. Мы-то пока на ней живём, но смогут ли жить на нашей планете наши дети?  

 

Воздух.            (Слайд-шоу)       

       С появлением крупных предприятий и расширением городов перед человечеством встала новая проблема – загрязнение воздуха. За год в атмосферу только одного углекислого газа выбрасывается 5 млрд. тонн. В результате истончается озоновый слой, появляются озоновые дыры. В эти дыры устремляются ультрафиолетовые лучи, от которых у людей возникают раковые заболевания. Кислорода на Земле становится все меньше и меньше. А выхлопных газов заводов черной и химической промышленности, котельных, транспорта все больше и больше. Только от болезней, связанных с загрязнением воздуха, в мире ежегодно погибает 2,7 млн. человек. В Китае ежегодно от этого умирает более 175 тыс. человек и еще у 2 млн. возникает хронический бронхит.

Вода.          (Слайд-шоу)        

      Ученые подсчитали, что каждый год во всем мире в водоемы попадает столько вредных веществ и бытового мусора, что ими можно было бы заполнить 10 тыс. товарных поездов. Даже в водах Арктики нашли стиральный порошок.

    В результате деятельности человека в реках Европы нельзя купаться. В сибирских реках из-за затонувшего леса и загрязненных стоков появились микроорганизмы, которые очень вредны для людей и животных.

      Использование нефти определяет уровень экономического развития и жизни современного человека. Вместе с тем следует отметить, что на всех стадиях нефтепользования, в той или иной мере за счет разливов нефти происходит загрязнение окружающей среды, отрицательное воздействие на здоровье людей.

 

Почва.        (Слайд-шоу)    

     Серьезное беспокойство вызывает состояние почвенного покрова Земли. Почва образуется медленно: для этого нужны сотни и даже тысячи лет. А вот разрушить ее можно очень быстро. За последние сто лет на Земле уничтожена примерно ¼ часть всех плодородных почв.

      В настоящее время главными показателями загрязнения почв химическими веществами являются естественные человеческие отходы жизнедеятельности, которые скапливаются в виде огромных куч биологического мусора. В отходах человека содержится большое количество токсичных веществ, которые негативным образом влияют на здоровье и функционирование грунта.

Если этот процесс не удастся остановить, то человечество потеряет до половины всех земель, которыми сейчас пользуется.

Леса.        (Слайд-шоу)      

Лес – это не просто скопление деревьев, а сложная экосистема, объединяющая растения, животных, грибы, микроорганизмы и воздействующей на климат, состояние питьевой воды, чистоту воздуха.

Вырубка лесов является серьёзной экологической проблемой, поскольку приводит к огромному количеству негативных последствий. За последние 20 лет человек вырубил столько леса, сколько было уничтожено за все его предыдущее существование, не говоря уже о пожарах, которые возникают по вине человека.   Лес - дом для многих видов животных. А лесов на Земле становиться все меньше и меньше. Значит, животные теряют свой дом. Значит, они обречены на гибель.

Леса принято называть лёгкими планеты и это действительно так — колоссальные массивы растительности обеспечивают кислородом всё живое.

Ведущий 1: Наше сегодняшнее мероприятие посвящено Дню Земли, а проведём мы его в форме экологического турнира. В турнире участвуют 2 команды. Оценивать работу команд будет многоуважаемое и компетентное жюри.

Ведущий 2: Первый конкурс «Визитка»

Команды представляют себя (название, девиз, приветствие должны отражать тематику игры).

Ведущий 2: Слово первой команде. (Визитка 1-ой команды)

 Название" Экологи"

Девиз: "Сбережём нашу планету, ведь другой на свете нету!"

 Ведущий 2: Слово второй команде. (Визитка 2-ой команды)

— Вас приветствует команда: БЭД!

Борцы

Экологического

Движения

Наш девиз: «Дым и газ душат нас, надо взять противогаз!»

Экологические частушки:

1.Ничего от вас не скрою,

Всё вам честно расскажу.

Про дела свои большие

Разговор я поведу.

Припев:

Ой, лей, ля-ли-лей, лес, поляна и ручей!

2. Любят праздники в народе.

На гулянье в лес идут.

После праздника большого

В лесу травы не растут.

Припев.

Ой, лей, ля-ли-лей, лес, поляна и ручей!

3.Всюду люди – тут и там,

Где они, там сор и срам.

Сами от того страдаем,

Что природу засоряем.

Припев.

Ой, лей, ля-ли-лей, лес, поляна и ручей!

4.Ой ты реченька-река,

Не поймаешь окунька.

Ловится лишь на крючок

То пакет, то башмачок.

Припев.

Ой, лей, ля-ли-лей, лес, поляна и ручей!

5. Не кукуй, кукушка, в лес,

Вылетай на полюшко!

Мы ведь всем зверям- защита,

Браконьерам – горюшко.

Припев.

Ой, лей, ля-ли-лей, лес, поляна и ручей!

Ведущий 1: Второй конкурс «Живая азбука»            фоновая музыка

За 1 минуту команды должны вспомнить и записать представителей флоры и фауны.

Примерные ответы:

ФЛОРА                                                                                         ФАУНА

Акация                                                                                          Аист

Берёза                                                                                            Барсук

Ведущий 2: Третий конкурс «Экологическое лото»      фоновая музыка

Кто быстрее отыщет окончание пословицы.

1. Без хозяина Земля — / круглая сирота.

2.Зелёное царство — / лучшее лекарство.

3. И у берёзы слёзы текут, когда / с неё кору дерут.

4. Была бы водица, — / и зелень родится.

5. Возвращай земле долг — / будет толк.

6. Если хочешь плодов, — / не срывай цветов.

7. Враг природы тот, кто/ лес не бережёт.

8. Рощи да леса — / родного края краса.

9. Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – / посади.

10. Кто Землю лелеет, / того земля жалеет.

Ведущий 1: Четвертый конкурс «Жалобная книга природы»

Представители команд вытягивают по одной карточке с текстом «жалобы», в течение 1 минуты обсуждаете и определяете, о ком или о чём идёт речь и стараетесь разобрать жалобу и принять решение.

Жалоба 1.

  Сама знаю, что не красавица. Покажись я многие шарахаются в сторону, а то ещё и камнем бросят или ногой пнут. А за что? Придумали ведь, что от меня на руках бородавки бывают. Чушь какая-то. Не всем же быть красавицами! А польза от меня людям очень большая. Люди, будьте человечными!

 Ответ:В первой жалобе говорится о жабе. Одна жаба сохраняет от гусениц и слизней целый огород. Если в доме завелись тараканы, принеси жабу – и они исчезнут.

Жалоба 2.

 Меня называют пионером леса, так как я первой осваиваю открытые пространства, вырубки, гари. А ещё я являюсь символом России.

К сожалению, весной меня безжалостно губят, нанося непоправимые раны на моей коре, через которые вытекает живительная влага. Помогите мне! Остановите мои слёзы!

Ответ: Во второй жалобе говорится о русской берёзе. Берёзовый сок – приятный освежающий напиток, из бересты получают дёготь, который используют в медицине, ветеринарии. Настой из почек и молодых листьев используют как отхаркивающее средство и для лечения ран. Когда вы берёте сок у берёзы, не делайте отверстие большим, а проткните его шилом, а затем ранку замажьте воском или глиной.

Ведущий 2: Пятый конкурс «Первоцветы»       Фоновая музыка

Нужно отыскать в тексте, ничего не изменяя названия первоцветов, спрятанных в словах.

Про лес как не рассказывать, мне он люб как осенью, весной, летом, так и зимой. Снег и воздух чист. Я как в волшебной сказке. День погож, и каждый след виден. Надо, нисколько не меняя лесной жизни, наблюдать. Вон там, недалеко, гнездо скопы, тень от него похожа на страшного косматого зверя. Ни мороз, никакой холод не остановит весны. Вот и кончается сон трав, а у деревьев уже много сока. Весна идёт!

Ведущий 1: Шестой конкурс «В гостях у сказки»       Фоновая музыка

 Составить экологическую сказку, выстроив предложения в логической последовательности.

  1. Филин обиделся и улетел в другой лес.
  2. Мыши стали поедать соты и разорили улей.
  3. Пришлось мужику мириться с Филином.
  4. Не стало пчёл – не опыляются травы и их урожайность понизилась.
  5. Худо стало мужику без мёда и молока.
  6. Не стало Филина — расплодились мыши.
  7. Мало стало травы – корова не стала давать молока.
  8. Однажды мужик сказал Филину: «Нет от тебя в лесу никакой пользы!»

Ответ: 8, 1, 6, 2, 4, 7, 5, 3.

Ведущий 2: Седьмой конкурс «Экологические ситуации»

Ситуация 1.

 Серёжа рассказал: когда они гуляли с папой по лесу, то развели костёр и пекли картошку. Потом папа залил костёр из ручья, чтобы не было пожара, а банки и пакеты закопал. Как убедить папу Серёжи в том, что в лесу разжигать костёр нельзя?

Ответ: Кострище в лесу не зарастает 5-7 лет, а до полного разложения консервной банки нужно 90 лет, полиэтиленового пакета – 200 лет.

Ситуация 2.

 Идя на экскурсию в лес, ребята увидели сон-траву.  Гена хотел сорвать и принести её в класс, а Ира предложила выкопать и посадить на пришкольном участке. Ребята долго спорили, но так и не решили, кто прав.

Ответ: Сон-траву рвать нельзя, она взята под охрану. Пересаживать тоже нельзя. Осенью нужно собрать семена и посадить в не слишком затемнённом месте.

Ведущий 1: Восьмой конкурс «Детские высказывания»      

         В этом туре ребята знакомятся с наиболее распространенными отходами, возможностью их вторичного использования. На каждый из отходов заготовлено по пять детских высказываний. Задача: попытаться понять, что имели в виду дети. И догадаться как можно скорее.  

1.  В небольших количествах он очень полезен.

2.  Его производит обыкновенная корова.

3.  Когда его слишком много, это становится настоящим бедствием.

4. При попадании в водоемы он разрушается, рыба и другие водные животные      

     начинают задыхаться.

5.  Его необходимо компостировать.        (НАВОЗ)  

1. Она бывает разноцветной, и её очень трудно сломать.

2. Предметы, изготовленные из неё, мало весят.

3. Очень много игрушек сделано из неё.

4. Если её поджечь, то появляется много черного дыма, который плохо пахнет.

5. Её нельзя выбрасывать, так как она сама по себе в природе не разлагается.                              

                                                                                (ПЛАСТМАССА)

1. Её изобрели китайцы.

2. У нас её получают из дерева.

3. Она легко горит.

4. Из неё получается очень много мусора.

5. На ней обычно рисуют или пишут.          (БУМАГА)

1. Всегда чёрного цвета.

2. Этого много в городе, особенно где есть фабрики и заводы.

3. Это очень вредно.

4. У человека вызывает болезни, а одежда его делается грязной.

5. Этого много при горении.                                                                         (САЖА)

1. Это то, без чего уже не можем прожить.

2. Этим мы пользуемся каждый день.

3. Когда это попадает в воду, то образуется много пены.

4. Это убивает рыбу в воде, растения на земле.

5. С помощью этого все становиться чище.     (СМС – синтетич. моющ. средства)

1. Это легче воды.

2. Это может плавать в воде и не тонет.

3. В речке этого много, когда в ней моют машины.

4. Это мешает дышать рыбам.

5. Это надо удалять с поверхности воды.               (ГСМ)

Ведущий 2: Девятый конкурс «Экомост»

Ответить на вопросы блицтурнира.

Вопросы для 1-ой команды:

1. Оболочка Земли, заселённая живыми организмами. (Биосфера.)

2. Природные богатства, находящиеся в глубине земли, который человек использует в хозяйстве. (Ископаемые.)

3. Деятельность человека, нацеленная на защиту живой и неживой природы. (Охрана.)

4. Верхний плодородный слой земли, на котором растут растения. (Почва.)

5. Природный минерал, встречающийся на Земле в трёх агрегатных состояниях. (Вода.)

6. Экологически чистое топливо. (Водород.)

7.  Защитный экран Земли. (Озоновый слой.)

8.  Токсичный туман. (Смог.)

9.Независимая Международная организация по охране окружающей среды. (ГРИНПИС.)

10. Индикаторы (показатели) чистоты воздуха, представляющие собой симбиоз двух организмов: гриба и водоросли. (Лишайник.)

Вопросы для 2-ой команды:

1. Наука, которая занимается изучением взаимосвязей организмов друг с другом и средой, в которой они обитают. (Экология.)

2. Овощная культура наиболее чувствительна к кислотным дождям. (Огурец.)

3. Токсичный металл, содержащийся в выхлопных газах автомобильного транспорта. (Свинец.)

4. Система длительных наблюдением за состоянием окружающей среды и процессами, происходящими в экосистемах и биосфере. (Мониторинг.)

5. Что означает «плач» берёзы весной? (Сокодвижение.)

6. Токсичные вещества. (Яды.)

7. Потепление климата земли вследствие чрезмерного накопления в атмосфере углекислого газа. (Парниковый эффект.)

8.Комнатное растение – лучший очиститель воздуха в помещении. (Хлорофитум.)

9. Именно она составляет большую часть мусора, загрязняющего Землю (Пластмасса.)

10. Что изучает гарбология? (Наука о мусоре, мусороведение.)

Ведущий 1: Десятый конкурс «Когда наступит весна…»

 Продолжить предложение: «Когда наступит весна, я…»

     Варианты ответов:

  • посажу дерево;
  • расчищу лес от сушняка;
  • не буду рвать первоцветы;
  • сделаю скворечник;
  • не буду разорять птичьих гнёзд;
  • не буду ломать ветви деревьев и кустарников;
  • после сбора березового сока, отверстие на дереве заделаю;
  • не буду разводить костры;
  • не буду шуметь в лесу;
  • не буду оставлять на природе после себя мусор;

Ведущий 2: Для подведения итогов турнира слово предоставляется жюри.

Ведущий 1: Земля – всего лишь маленькая частичка Вселенной, и только на ней, как пока известно учёным, есть жизнь. А значит, надо стараться, чтобы природа нашего общего дома не просто сохранилась, а становилась всё богаче и краше. Чтобы беречь и защитить планету Земля, не обязательно быть бедным или богатым, высоким или низким, учёным или простым рабочим, взрослым или ребёнком. Нужно только прислушаться к голосу своего сердца.

Ведущий 2: Будущее благополучие и процветание нашей планеты Земля в ваших руках, дорогие ребята!

«Люди гости на планете Земля»           Фоновая музыка

На планете Земля люди — гости,
Им немного отпущено жить.
Миллиарды лежат на погосте,
Не дано им бессмертными быть.

Но гостить надо тихо, спокойно,
И хозяюшку Землю любить,
А у нас постоянные войны,
Все стараются Землю делить.

Катастрофы на нашей Земле:
Ураганы, трясенья, цунами,
Говорят — не живите во зле!
Лишь Добро пусть царит между Вами!

Постарайтесь понять это люди,
И увидишь тогда, человек —
Жизнь счастливой и радостной будет,
И подольше продлится твой век!   (Диана)

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

внеклассное мероприятие по экологии "День Земли"- краеведческий материал

Цели: - привлечь внимание зрителей и участников мероприятия  к       проблемам окружающей среды; - показать связь живых организмов с окружающей средой; - прививат...

"День Земли"

День Земли (англ. Earth Day) — название, используемое по отношению к различным мероприятиям, проводящимся весной и призванным побудить людей быть внимательнее к хрупкой и уязвимой окружающей среде на ...

22 апреля - Всемирный день Земли.

1. 22 АПРЕЛЯ — Всемирный день Земли. Он посвящен защите окружающей среды. В этот день проводится различные акции. ЗАДАЧИ: научить любить мир таким, какой он есть; воспитывать чувство прекрасного; сист...

"День птиц и День Земли" классный час

Классный час по экологическому воспитанию. Включает материал по образованию апрельских праздников День птиц и День Земли. Опирается на материал регионального компонента Республики Северная Осетия-Алан...

Всемирный День Земли. Животные на планете Земля.

Раскрываются вопросы защиты прав животных; правила обращения с дикими животными....

Всемирный День Земли. Растения на планете Земля.

Растения на планете Земля. Берёза. Есенин....

22 апреля отмечается День Земли. Что мы знаем о Дне Земли?

22 апреля отмечается День Земли Что мы знаем о Дне Земли? Традиционно праздник отмечается весной – 20 марта, в день Весеннего равноденствия. Эта дата выбрана ООН неслучайно: с этого времени прир...