Конспект занятия «Права, обязанности и ответственность несовершеннолетних»
план-конспект занятия (7 класс)

Фролова Татьяна Валентиновна

Занятие  поможет провести внеурочную деятельность с целью: профилактика преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних, воспитание правового сознания учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prava_i_obyazannosti.docx24.21 КБ

Предварительный просмотр:

 «Права, обязанности и ответственность несовершеннолетних»

Занятие  поможет провести внеурочную деятельность с целью: профилактика преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних, воспитание правового сознания учащихся.

Цель:

* Профилактика преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних, воспитание правового сознания учащихся

* Помощь в осознании, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав;

* Пропаганда правовых знаний;

* Формировать собственное мнение и позицию;

Эмоциональный настрой

Начинаем классный час,

Речь пойдёт здесь всё о нас.

Постарайтесь всё понять,

Что – то новое узнать

  -Давным - давно, тысячи лет назад на Земле появились люди. Одновременно с ними появились Главные вопросы:

· Что люди могут делать и чего не могут?

· Что они обязаны делать и чего не обязаны

· На что они имеют право и на что не имеют?

Разыграем сценку:

Аня: Дима, ты уже который понедельник не готов к чтению!

Дима: Вчера было воскресенье. Я имею полное право на отдых.

Аня (командир группы): Настя, ты сегодня дежурная, останься, пожалуйста, вымой доску, полей цветы.

Настя: Аня, не имеешь права эксплуатировать ребёнка.

 - Что так активно отстаивают ребята? (свои права)

 - Как вы понимаете, что такое право? …

«Право - возможность что - нибудь делать, осуществлять»

А где прописаны ваши права?

 - А вы знаете свои права? Давайте проверим, как вы знаете права детей. А помогут нам в этом литературные герои.

Выберите задание и ответьте сказочному герою, пользуясь статьями конвенции:

«Козлятушки - ребятушки, отоприте - ка, отворите - ка».

(не имеешь права вторгаться в жилище, оно неприкосновенно)

«Машенька, будешь у меня жить, печку топить, кашу варить».

(Не имеешь права меня эксплуатировать)

«Серая Шейка, я тебя всё равно съем».

(Не имеешь права лишать меня жизни)

 «Отдай мне свою муфту и свое хорошенькое платьице».

(Не имеешь права лишать меня имущества)

 - Почему было плохо литературным героям? ( Были нарушены их права)

Давайте сделаем вывод: Надо уважать чужие права.

  Нельзя нарушать чужие права

 -О чем забыли ребята в этих сценках? ( Об обязанностях…)

Каждый ребёнок должен знать свои права. Но не менее важно помнить о том, что кроме прав, у каждого человека есть и обязанности.

 - Что такое обязанности? (Круг действий, возложенных на кого - то и обязательных для выполнения).

 - Какая самая главная обязанность у вас в семье?

(слушаться родителей и лиц, их заменяющих, принимать их заботу и воспитание, получить основное общее образование, соблюдать правила поведения дома и в общественных местах)

А это где - нибудь прописано? (нет, существуют традиции семьи)

 - А какие обязанности существуют у учеников?

 - Давайте с вами обозначим некоторые из обязанностей школьника.

Обязанности:

  • Уважать права, честь и достоинство всех участников;
  • Прилежно учиться;
  • Иметь аккуратный вид;
  • Соблюдать правила техники безопасности;
  • Беречь школьное здание, оборудование;
  • Придерживаться общепринятых правил поведения;
  • Умножать и развивать лучшие традиции коллектива, беречь честь школы.

 - А откуда вы это знаете? Где это прописано? (Устав школы)

Какой вывод мы сделаем?

Вывод: Защищая свои права, нельзя забывать и о своих обязанностях,

а также о том, что с определенного возраста несовершеннолетние несут ответственность за нарушение чьих - либо прав, за свое противоправное поведение.

Тема «Правонарушение, преступление и подросток» актуальна на сегодняшний день, так как, к сожалению, не каждый подросток, осознает о совершаемых им противоправных деяниях, которые ведут к тяжелым и трудноисправимым последствиям. Ежегодно подростками совершается более 145 тыс. преступлений

-Какие виды ответственности вы знаете?

Ответы детей

- Существует 4 вида юридической ответственности при нарушениях:

1. Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом.

За злостное хулиганство, кражу уголовная ответственность наступает с 14 лет.

2. Административная ответственность применяется за нарушения.

(нарушение правил дорожного движения, , нарушение противопожарной безопасности. За административные правонарушения к ответственности привлекаются с 16 лет. Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы.

3. Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, т. е. к примеру: опоздание на работу, учебу, прогул без уважительной причины.

4. Гражданско – правовая ответственность регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба.

А теперь я хочу более подробно познакомить вас с видами нарушений и видами административной и уголовной ответственности за совершенные деяния. (презентация).

- Проверим, как вы поняли информацию. Сейчас вам будут даны задания, а вы постарайтесь правильно ответить.

1 Разбор ситуации:

· №1. Серёжа и Саша играли во дворе в мяч. Ребята разбили мячом окно в доме соседа. Какое правонарушение совершили подростки?

· №2. Подростка задержали на улице в 23 часа 40 минут без сопровождения взрослых. Какое наказание ему грозит?

· №3. Учащиеся 7 класса перед уроком физкультуры находились в раздевалке. После звонка все ушли в спортивный зал, а Дима задержался и похитил мобильный телефон у своего одноклассника. Какое преступление совершил подросток? С какого возраста наступает ответственность за это правонарушение?

· №4. Рома и Петя ехали в автобусе, громко разговаривали, смеялись, нецензурно выражались, агрессивно реагировали на замечания окружающих.

· №5 Рассмотрим следующую жизненную ситуацию, в которой я верю, вы легко сейчас разберетесь.

· В каждой школе найдутся лентяи, которым не хочется учиться. Звонок в милицию «В школе заложена бомба!». После оказалось, что это была шутка, чтобы сорвать контрольную. Как вы оцените этот поступок? Это преступление или шутка? (ребята высказываются).

Так что, помните, с законом шутки плохи!

2. Определите виды юридической ответственности при рассмотрении различных нарушений. Установите соответствие.

Виды ответственности: (слайд 8)

А - административная ответственность.

Г - гражданско – правовая.

У - уголовная.

Д - дисциплинарная

Виды нарушений:

· 1. Порвал учебник одноклассника (Г)

· 2. Появление подростка на улице в нетрезвом виде (А)

· 3. Избил одноклассника (У)

· 4. Совершил кражу мобильного телефона. (У)

· 5. Совершил прогул в школе (Д)

· 6. Переходил дорогу в неположенном месте. (А)

· 7. Разбил мячом окно. (Г)

· 8. Нецензурно выражался в общественном месте. (А)

Памятка школьнику

Добросовестно учись.

Соблюдай дисциплину

Не пропускай учебные занятия без уважительной причины.

Аккуратно веди свой дневник, ведь это твой личный документ, по которому о тебе судят.

Школа - твой второй дом. Береги всё, что в нём находится: мебель, книги, инвентарь. Относись бережно к имуществу других обучающихся и работников школы.

Веди активный образ жизни и реализуй свои способности, участвуя в школьных мероприятиях.

Помни, что взрослым ты становишься тогда, когда можешь самостоятельно отвечать за свои поступки.

Если потребуется твоя помощь, не раздумывай - помоги. В следующий раз помогут тебе.

В школе ты не один, вокруг тебя твои одноклассники и учителя, имеющие такие же права, уважай их.

P. S. Если ты будешь следовать этим советам, будь уверен, проблем у тебя не будет.

Аня: Дима, ты уже который понедельник не готов к чтению!

Дима: Вчера было воскресенье. Я имею полное право на отдых.

Аня (командир группы): Настя, ты сегодня дежурная, останься, пожалуйста, вымой доску, полей цветы.

Настя: Аня, не имеешь права эксплуатировать ребёнка.

Аня: Дима, ты уже который понедельник не готов к чтению!

Дима: Вчера было воскресенье. Я имею полное право на отдых.

Аня (командир группы): Настя, ты сегодня дежурная, останься, пожалуйста, вымой доску, полей цветы.

Настя: Аня, не имеешь права эксплуатировать ребёнка.

Аня: Дима, ты уже который понедельник не готов к чтению!

Дима: Вчера было воскресенье. Я имею полное право на отдых.

Аня (командир группы): Настя, ты сегодня дежурная, останься, пожалуйста, вымой доску, полей цветы.

Настя: Аня, не имеешь права эксплуатировать ребёнка.

 

«Козлятушки - ребятушки, отоприте - ка, отворите - ка».

(не имеешь права вторгаться в жилище, оно неприкосновенно)

«Машенька, будешь у меня жить, печку топить, кашу варить».

(Не имеешь права меня эксплуатировать)

«Серая Шейка, я тебя всё равно съем».

(Не имеешь права лишать меня жизни)

 «Отдай мне свою муфту и свое хорошенькое платьице».

(Не имеешь права лишать меня имущества)

· №1. Серёжа и Саша играли во дворе в мяч. Ребята разбили мячом окно в доме соседа. Какое правонарушение совершили подростки?

· №2. Подростка задержали на улице в 23 часа 40 минут без сопровождения взрослых. Какое наказание ему грозит?

· №3. Учащиеся 7 класса перед уроком физкультуры находились в раздевалке. После звонка все ушли в спортивный зал, а Дима задержался и похитил мобильный телефон у своего одноклассника. Какое преступление совершил подросток? С какого возраста наступает ответственность за это правонарушение?

· №4. Рома и Петя ехали в автобусе, громко разговаривали, смеялись, нецензурно выражались, агрессивно реагировали на замечания окружающих.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Права, обязанности и ответственность несовершеннолетних.

Презентация, раскрывающая содержание этих категорий по возрастам....

Права, обязанности и ответственность несовершеннолетних (для учащихся 8 кл)

Этот материал могут использовать в своей работе классные руководители при проведении тематических классных часов...

Ситуативный практикум Права, обязанности и ответственность несовершеннолетних

Тема: Ситуативный практикум «Права, обязанности и ответственность несовершеннолетних»  Цели и задачи классного часа:воспитание правовой культуры школьников;ознакомление учащихся с прав...

"Права, обязанности и ответственность несовершеннолетних"

Внеклассное мероприятие, посвященное декаде "Подросток и закон" для старшеклассников....

Классный час "Права, обязанность и ответственность несовершеннолетних".

Классный час на правовую тему в 8 классе "Права, обязанность и ответственность несовершеннолетних"....

Итоговое занятие "Права и обязанности несовершеннолетних"

Итоговое занятие правового месячника....

Права, обязанности и ответственность несовершеннолетних

02.06.2020 года в Центре прошло мероприятие "Права, обязанности и ответственности несовершеннолетних" с целью формирования правовой грамотности воспитанников, умение соблюдать и выполнять пр...