Модульная дополнительная образовательная программа «ШИК»
рабочая программа (5 класс)

Анна Маслова

Социально – образовательно - воспитательный потенциал внеурочной деятельности, досуга, определяется как важнейшая среда взаимодействия человека с окружением, особенно детей и подростков; незаменимое средство, благодаря которому происходит культурное, образовательное, физическое, интеллектуальное  развитие ребенка, в чем крайне заинтересовано государство, общество, семья и сам человек. В образовании и  воспитании нет каникул  - эта педагогическая формула становится правилом для педагогов в дни школьных каникул. Основной целью работы педагога в каникулярное время становится: организация образовательного досуга детей и подростков,  создание условий для творческой реализации и удовлетворения социальных потребностей ребенка в выработке жизненных ориентиров, стиля взаимоотношений с окружающими.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Модульная  дополнительная   образовательная программа «ШИК» («Школа Интересных Каникул»).  Организация внеурочной деятельности детей в каникулярное время.

                                              Автор:

Маслова Анна Петровна

                                                                         (ФИО)

педагог - библиотекарь

(должность)

СОШ №1 г. Белоярский

(место работы)

Пояснительная записка

Хороший досуг - мудрости друг.                        

Приобретешь на досуге - пригодится в жизни.

                                                                                             Народная мудрость.                                                                                                                       

         Социально – образовательно - воспитательный потенциал внеурочной деятельности, досуга, определяется как важнейшая среда взаимодействия человека с окружением, особенно детей и подростков; незаменимое средство, благодаря которому происходит культурное, образовательное, физическое, интеллектуальное  развитие ребенка, в чем крайне заинтересовано государство, общество, семья и сам человек. В образовании и  воспитании нет каникул  - эта педагогическая формула становится правилом для педагогов в дни школьных каникул. Основной целью работы педагога в каникулярное время становится: организация образовательного досуга детей и подростков,  создание условий для творческой реализации и удовлетворения социальных потребностей ребенка в выработке жизненных ориентиров, стиля взаимоотношений с окружающими.

Следуя определению В.И. Даля, каникулами надо бы назвать время, «когда нет дела, когда нечего работать». В наше время слово «каникулы» употребляется в ином смысле, сохранив свое основное значение: это установленный перерыв в занятиях в учебных заведениях в течение учебного года (за все время обучения это около 1160 дней, более 3 лет дети проводят на каникулах). Школьные каникулы обязательно должны быть образовательными, двигательными и способствовать смене событий. Отсутствие поля деятельности для подростков вне школы приводит к тому, что они не умеют распорядиться свободным временем. Чем меньше видов деятельности в распоряжении ребенка, тем больше возникает у него проблем с окружающими.

Программа  «ШИК» имеет несомненную ценность, поскольку стимулирует развитие умений и навыков у детей, предоставляет право ребенку выбирать и участвовать в различных видах деятельности в соответствии с его мотивационно - потребностной ориентацией. Деятельность ребенка организуется, прежде всего, ради обеспечения возможности его личностного, индивидуального, интеллектуального,  физического, патриотического  развития, которому способствует его активное деятельное овладение опытом взаимодействия с окружающим миром.

Теоретической основой программы «ШИК» является идея создания  образовательной, оздоровительной, патриотической, досуговой,  творческой деятельности, направленной на обеспечение оптимальных условий для разностороннего развития детей и подростков в специфической, наиболее характерной для каникулярного периода деятельности.

Новизна и оригинальность программы «ШИК» заключается в том, что она позволяет аккумулировать не только теоретические и практические знания детей в различных профильных коллективах (хореография, вокал, спорт, библиотечное дело, ИЗО, театр), но и даѐт возможность детям принимать активное участие в проведении  образовательных, конкурсно - игровых программ, праздников и концертов, коллективно-творческих дел, патриотических мероприятий, а так же даёт возможность ребятам познакомится с профессиями: педагога – библиотекаря, педагога – организатора, педагога дополнительного образования, спортивного инструктора и т.д.

Основная часть

        Программа реализуется по нескольким направлениям (модулям). Большое значение в реализации программы играют мероприятия, которые проводятся педагогом - библиотекарем на базе школьной библиотеки, т.к. эти мероприятия включены во все направления (модули) программы.

Количество академических часов, необходимых для реализации программы:

1.Март: духовно – нравственный модуль (5 дней, 30 часов). 

2.Июнь: спортивно – оздоровительный модуль (7 дней, 42 часа), экологический (7 дней, 42  часа), гражданско – патриотический (7 дней, 42 часа).

          3.Июль: творческий модуль (7 дней, 42 часа), здоровьесберегающий  (7 дней, 42 часа),  социальный  модуль (7 дней, 42 часа).

          4.Октябрь: развивающий модуль (5 дней,  30 часов).

          Всего — 312 часов.

               Целевая группа (социовозрастная характеристика той группы детей, для которой предназначена программа): учащиеся общеобразовательных школ Белоярского района (6 – 17 лет), не выезжающие за пределы района (том числе  дети из многодетных, опекаемых, малообеспеченных семей; дети, находящиеся в социально  - опасном положении, тяжёлой жизненной ситуации).

Цель программы: создание  условий для физического, психического, интеллектуального, нравственного, патриотического развития детей и подростков в каникулярное время; профориентационная работа.

Задачи:

-приобщать детей к разнообразному социальному опыту, создать в лагере стиль отношений подлинного сотрудничества, содружества, сотворчества;

-развивать различные формы общения в разновозрастных отрядах;

-организовать разнообразную общественно значимую досуговую, патриотическую  деятельность, и прежде всего - активное общение;

 -выявлять и развивать интеллектуальный, физический и творческий потенциал ребёнка, включать его в развивающую коллективную и индивидуальную деятельность;

-привитие любви к чтению;

-знакомство с профессиями;

 -способствовать укреплению навыков здорового образа  жизни.

Основные образовательные технологии, используемые при реализации программы и соответствующие им формы занятий.

Технологии: разноуровневое, проблемное обучение, здоровьесберегающие, информационно — коммуникативные  технологии, проектные, исследовательские методы.

Мероприятия: деловые, ролевые, обучающие игры, учебные проекты, решение воспитанниками кейсов, викторины, экскурсии,  творческие конкурсы, тематические фестивали, спортивные мероприятия, патриотические  игры и мероприятия, среды совместной работы с образовательным содержание.

               Содержание и структура модулей программы.

Модуль,  количество дней

Содержание деятельности

1.Март: духовно – нравственный модуль (5 дней, 30 часов). 

 Привитие любви к Родине, семье; уважительного отношения к старшему поколению, организация познавательно-развивающего и оздоровительного отдыха детей; воспитание личности ребенка, основываясь на историческом культурном наследии и достижениях человечества; развития навыков самовыражения детей в системе социальных отношений и создание условий для освоения детьми комплекса новых видов деятельности; закрепление общечеловеческих ценностей и идеалов в коллективе с учетом личностных интересов и потребностей.

Занятия на базе школьной библиотеки, школьного Музея: изучение истории родного края, знакомство с профессией архивариуса, педагога – библиотекаря, проведение экскурсий, поиск информации об участниках локальных войн, ветеранах, вдовах Вов, тружениках тыла и организации их досуга.

Профессиональные пробы: знакомство с профессиями  педагога – библиотекаря,  воспитателя,  архивариуса, экскурсовода.

2.Июнь: спортивно – оздоровительный модуль (7 дней, 42 часа),

экологический модуль (7 дней, 42 часа),

гражданско – патриотический модуль (7 дней, 42 часа).

Спортивно – оздоровительный модуль: на базе школьной библиотеки (под руководством педагога – библиотекаря и спортивного инструктора) осуществляется знакомство с историей Олимпийских игр, различных видов спорта, с методикой проведения спортивных соревнований, праздников.

Профессиональные пробы: знакомство с профессией  спортивного инструктора.

Экологический модуль: воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни (реализация экологических проектов на базе школьной Профессиональные пробы: эколог.

Гражданско – патриотический  модуль: ролевые, обучающие игры, выставки, обзоры книг, тематический фестивали, спортивные мероприятия,  патриотические  игры и мероприятия, соревнования, эстафеты, экскурсии в музеи.

 Профессиональные пробы: военное дело.

3.Июль: творческий модуль (7 дней, 42 часа),

здоровьесберегающий  модуль (7 дней, 42 часа),

социальный  модуль (7 дней,  42 часа).

Творческий модуль: изучение истории кинимотографа, творческие конкурсы, тематические фестивали на базе школьной библиотеки под руководством педагога – библиотекаря, педагога – организатора, педагога дополнительного образования (кухня, обычаи, национальная одежда, культура народов мира). Изучение азов прикладного искусства (свойств материалов из которых изготавливается работа).

Профессиональные пробы: знакомство с профессией  педагога – организатора, педагога дополнительного образования.

Здоровьесберегающий модуль: воспитание чувства самосохранения при возникновении чрезвычайных ситуаций в быту, на дороге, в обществе и умения предотвратить их; привития любви к занятиям спортом.

Профессиональные пробы: пожарный.

Социальный  модуль: развитие навыков самостоятельности, общения в обществе, ответственности за свои поступки, умение общаться с природой, строить свои отношения со сверстниками и взрослыми; создание атмосферы сотрудничества и взаимодействия; приобретение навыков безопасного и здорового образа жизни; вовлечение подростков в различные формы деятельности ; приобретение дополнительных знаний по истории и культуры родного края  (на базе школьной библиотеки, под руководством педагога – библиотекаря, воспитателей).

 Профессиональные пробы: психолог, социальный педагог.

4.Октябрь: развивающий модуль (5 дней,  30 часов).

Организация и проведение интеллектуальных мероприятий. Знакомство с профессиями  с помощью сотрудничества с социумом города (по запросам детей).

Профессиональные пробы: (по запросам детей).

Всего — 312 часов.

В рамках реализации программы были запланированы: экскурсии, прогулки, спортивные мероприятия, творческие конкурсы, интеллектуальные игры,  профилактические беседы, мероприятия на базе школьной библиотеки, взаимодействие с социумом города, ролевые, обучающие игры, тематический фестиваль, патриотические  игры и мероприятия, соревнования.

                    Организация межмодульного сопровождения.

В межмодульный период организуется  групповая и индивидуальная поисковая деятельность (работа на базе школьной библиотеки и школьного Музея), участие и проведение спортивных мероприятий, занятия в спортивных секциях, решение воспитанниками кейсов, занятия элективных курсов, выполнение творческих работ, занятия в объединениях дополнительного образования, ролевые, обучающие игры, тематические фестивали, спортивные мероприятия, гражданско – патриотические, экологические  игры.

Ожидаемые образовательные, социальные и социокультурные результаты реализации программы.

Социальные и социокультурные результаты: умение общаться в группе, развитии личностных качеств и способностей, развитии ценностных отношений к окружающему миру, людям, к себе самому, положительное  отношении к социально-значимой деятельности, военно – патриотическое воспитание.          

Образовательные результаты: повышение уровня знаний в области патриотического направления, истории родного края, искусства: развития спорта, работы библиотек, Музеев; приобретении новых знаний и умений.

Характеристика педагогического состава, реализующего данную образовательную программу.

Начальник лагеря  - 1 профессиональная категория.

Воспитатели - 1 профессиональная категория.

Спорт. инструктор-  1 профессиональная категория.

Музыкальный работник- 1 профессиональная категория.

Воспитатель кадетского класса- 1 профессиональная категория.

Педагог - библиотекарь- без категории.

Заведующая Музеем- 1 профессиональная категория.

Педагог – психолог- 1 профессиональная категория.

Социальный педагог- 1 профессиональная категория.

Сотрудники ГИБДД, ОДН- 1 профессиональная категория.

Педагог – организатор- 1 профессиональная категория.

Педагоги дополнительного образования- 1 профессиональная категория.

Вожатые – наличие удостоверения о прохождение обучения в Школе  вожатых.

Ресурсы, необходимые для реализации программы.

Материально — техническая база ОУ, бюджет школы на организацию каникулярного образовательного отдыха детей, материально — техническая база организации социума (по договору).

Мониторинг реализации программы.

1. Изучение предпочтений в способах организации каникулярного отдыха детей и подростков.

2. Мониторинг:

2.1. воспитательно-образовательных показателей эффективности программы:

- количество каникулярных мероприятий;

- количество участников каникулярных мероприятий;

- состояние здоровья детей;

-развитие умственных, физических, творческих способностей детей;

- психологический комфорт участников каникулярных мероприятий;

-анкетирование воспитанников лагеря и их родителей (в конце каждой смены).

 Педагогические условия:
- соответствие направления и формирования работы с целям и задачам смены, создание условий для индивидуального развития личности ребенка через участие в общих мероприятиях;
 
- отбор педагогических приемов и средств с учетом возрастных особенностей детей;
- обеспечение единства и взаимосвязи управления и самоуправления;
- единство педагогических требований во взаимоотношениях с детьми.

Методические условия:
- наличие необходимой документации: Положения о  лагере с дневным пребыванием детей,  программа, план работы;
- проведение обучающего семинара по каникулярному  отдыху для педагогических работников.

Список источников

Федеральный закон об образовании от 29.12.2012г. № 273  - ФЗ

Конвенция о правах ребенка ( принята резолюцией 44/25  от 20.11.1989г._

Концепция развития дополнительного образования  и молодёжной политики в Ханты - мансийском  Округе Югры от 19.02.2016г.  № 231.

Приказ Департамента образования и молодёжной политики ХМАО — Югры  от 06.03.2014г.  № 229.

Устав СОШ г. Белоярский.

Положение о лагере дневного пребывания.

Правила внутреннего распорядка лагеря с дневным  пребыванием детей,  военно – патриотическом лагере с круглосуточным пребыванием детей.

Правила по технике безопасности, пожарной безопасности.

Рекомендации по профилактике детского травматизма, предупреждению несчастных случаев с детьми в школьном оздоровительном лагере.

Инструкции по организации и проведении экскурсий.

Приказы Управления образования «Об организации каникулярного отдыха детей».

Должностные инструкции работников.

Санитарные правила о прохождении медицинского осмотра.

Заявления от родителей.

Правила регистрации детей при поступлении и выбытии.

Акты приемки лагерей, план  работы.

Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю., Кипарис-2: Учебное пособие по организации детского досуга в детских оздоровительных лагерях и школе. – М.: Педагогическое общество России, 2002.

Гузенко А.П. Как сделать отдых детей незабываемым праздником. Волгоград: Учитель, 2007

Нещерет Л.Г. Хочу быть лидером! Выпуск 4.-Н. Новгород: изд-во ООО «Педагогические технологии», 2006.

Организация досуговых, творческих и игровых мероприятий в летнем лагере.  С.И.Лобачева. Москва: ВАКО, 2007 г.

Учебник для  вожатого. М.П.Кулаченко – Ростов на Дону: Феникс, 2008.

Общевоинские Уставы Вооруженных Сил Российской Федерации. ЭКСМО Москва,2013

Учебное пособие «Уставы Вооруженных Сил РФ». Москва, 2011

Учебное пособие «Строевая подготовка». Москва, 2014

Учебное пособие «Огневая подготовка». Москва, 2013

Учебное пособие «Тактическая подготовка». Москва, 2013

Учебное пособие «Военная топография». Москва, 2011

Методическое пособие «Основы Военной Службы». Москва, 2014

Представляя аттестационное задание, автор гарантирует, что использованная в задании информация не нарушает прав интеллектуальной собственности третьих лиц.

   

                                                       

                                                  Матрица для эксперта

Параметры анализа

Да

Нет

Проект программы:

Содержит основные требования ФГОС

2

0

Учитывает основные задачи развития образования в

2

0

Учитывает требования образовательной программы

2

0

Учитывает особенности ступени образования, для

2

0

которой он разработан

Предусматривает

организацию

самостоятельной

2

0

деятельности учащихся

Предусматривает

использование

современных

2

0

учебных материалов

Предусматривает

использование

современных

2

0

образовательных технологий

Предусматривает

использование

современных

2

0

оценочных средств

Предусматривает развитие образовательной среды

2

0

Предусматривает привлечение социальных партнеров

2

0

                                                                                                                                                                                                                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог

Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...

Модульная дополнительная общеобразовательная программа технической направленности "Мультитворчество"

Цель программы: развитие у обучающихся личностного самоопределения и самореализации по отношению к стремительно развивающимся информационным мультимедийным технологиям и ресурсам через создание мультф...

Модульная дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности "Журналистика"

Цель: Развитие личности ребенка через овладение основами журналистского мастерства Задачи:-овладение      обучающимися   основами    журналистики...

Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв

Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...

Модульная дополнительная общеобразовательная программа технической направленности "«Avto ревю»"

ЦЕЛИ:Образовательные:сформировать знания, умения и навыки в техническом творчестве, через изучение легковых автомобилей;Развивающие:развить наглядно-образное и логическое мышление;развить умения иссле...

Модульная дополнительная общеобразовательная программа технической направленности "Автомоделирование"

Занятия техническим творчеством имеют огромное значение в раскрытии творческих способностей подростка. Они способствуют развитию у обучающихся интереса к науке, технике, исследованиям, помогают сознат...

Модульная дополнительная общеобразовательная программа технической направленности "Мир автомобилей"

Актуальность программы  обусловлена постоянным развитием в Сургутском районе сети дорог, резким ростом количества транспорта, которые породили  целый ряд проблем. Статистические данные показ...