Проектная деятельность в 5 классе. Опыт работы
рабочая программа (5 класс)

Нина Алексеевна Рубижанская

Формирование навыков проектной деятельности  во внеурочной деятелдьности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektnaya_deyatelnost_v_5_kl._opyt_raboty.doc150.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Рабочая программа по курсу

"Я и Мир"

5  класс

Пояснительная записка

   Рабочая программа по курсу «Я и Мир» составлена на основе  следующих документов:

  • Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. Москва "Просвещение"
  • Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ СОШ №15
  • Пособие «Основы проектной деятельности школьника» (Авторы Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В., Самара, 2016).

Структура документа

          Рабочая программа включает пояснительную записку; основное содержание; учебно-тематический план, требования к результатам, календарно-тематическое планирование и рекомендуемую литературу.

Общая характеристика учебного курса

    В условиях модернизации системы образования одной из основных задач школы является формирование ключевых компетенций учащихся. Компетентностный подход предполагает формирование интеллектуальной и исследовательской культуры школьников, создание условий для самоопределения и самореализации потенциальных возможностей ребенка в процессе обучения.

 Курс «Я и Мир» позволяет познакомить учащихся с теорией и практикой организации научно-исследовательской деятельности в учебном процессе и во внеурочной  работе, вооружить их методами познания и сформировать познавательную самостоятельность.

Каждому ребенку дарована от природы склонность к познанию и исследованию окружающего мира. Реализация программы курса позволяет совершенствовать эту склонность, способствует развитию соответствующих умений и навыков, прививает школьникам вкус к исследованию, предполагает активное участие школьников в исследовательской деятельности с целью расширения их знаний и более глубокого усвоения учебного материала. На определенных этапах работы и по окончании курса проводится публичная защита проекта или его отдельных структурных единиц – опыт презентации, выступления, демонстрация уровня психологической готовности учащихся к представлению результатов работы.

   Цель курса: содействие становлению обучающихся как духовно-нравственной, свободной, саморазвивающейся, социально-активной, творческой личности; как гражданина и патриота.

Для реализации поставленной цели необходимо решить основные задачи:

1) организовать систему занятий для удовлетворения познавательных интересов учащихся по отдельным направлениям современных российских исторических и обществоведческих исследований;

2) формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;

3) обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований; формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;

4) расширять содержание базового курса истории, краеведения и обществознания (когда учащиеся стремятся получить дополнительную подготовку по предмету, на более высоком уровне формируя УУД);

5) способствовать развитию творческих исследовательских способностей учащихся через использование методики исследовательских проектов.

В процессе прохождения курса формируются умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности; умения формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезу; навыки овладения методикой сбора и оформления найденного материала; навыки овладения научными терминами в той области знания, в которой проводиться исследование; навыки овладения теоретическими знаниями по теме своей работы и шире; умения оформлять доклад,  исследовательскую работу.

Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.

Формы  организации учебного процесса

      Программа предусматривает проведение внеурочных занятий, работу детей в группах, парах, индивидуальную работу, работу с привлечением родителей. Занятия проводятся 1 раз в неделю  в учебном кабинете, в библиотеке; проектная деятельность  включает проведение  наблюдений, экскурсий, интервью, встреч с интересными людьми, реализации проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д.

Проведение занятий предусматривает две составляющие: работа над темой теоретического раздела и работа над темой практического раздела, которые идут параллельно.

Место курса в образовательном процессе

Элективный курс «Я и Мир» рассчитан на 35 часов в рамках школьного компонента базисного учебного плана и носит выраженную гуманитарную направленность (образовательная область: "обществознание" и «история»). Курс имеет практико-ориентированную направленность и соответствует возрастным особенностям и познавательным возможностям учащихся 5 класса.

Планируемые результаты изучения курса:

Предметные результаты

В результате работы по программе курса учащиеся должны знать:

✓ основные этапы организации проектной деятельности (выбор темы, сбор информации, выбор проекта, работа над ним, презентация);

✓ понятия цели, объекта и гипотезы исследования;

✓ основные источники информации;

✓ правила оформления списка использованной литературы;

✓ правила классификации и сравнения,

✓ способы познания окружающего мира (наблюдения, эксперименты);

✓ источники информации (книга, старшие товарищи и родственники, видео курсы, ресурсы Интернета)

✓ правила сохранения информации, приемы запоминания.

Обучающиеся должны уметь:

❖ выделять объект исследования;

❖ разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;

❖ выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;

❖ анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, выделять главное, формулировать выводы, выявлять закономерности,

❖ работать в группе;

❖ работать с источниками информации, представлять информацию в различных видах, преобразовывать из одного вида в другой,

❖ пользоваться словарями, энциклопедиями  и  другими учебными пособиями;

❖ планировать и организовывать исследовательскую деятельность, представлять результаты своей деятельности в различных видах;

❖ работать с текстовой информацией на компьютере, осуществлять операции с файлами и каталогами.

 Личностные   и   метапредметные результаты

Личностные

У школьников  будут сформированы:

● учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

● ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;

● способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;

● чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Ученик получит возможность для формирования:

● внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

● выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

● устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

● адекватного понимания причин успешности/неуспешностивнеучебной деятельности;

● осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни.

Регулятивные

Школьник научится:

● планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

● учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

● осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

● оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;

● адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

● различать способ и результат действия.

Ученик получит возможность научиться:

● в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

● проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

● самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и  в конце действия.

Познавательные

Школьник научится:

● осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;

● осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

● строить сообщения, проекты  в устной и письменной форме;

● проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

● устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

● строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах.

Ученик получит возможность научиться:

● осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

● записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

● осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

● осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

● осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

● строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

Коммуникативные

Школьник научится:

● адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя,  в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

● допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной,  и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

● учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

● формулировать собственное мнение и позицию;

● договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

● задавать вопросы;

● использовать речь для регуляции своего действия;

● адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Обучающийся получит возможность научиться:

● учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

● понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

● аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

● задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

● осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

● адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

● адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Возможные результаты проектной деятельности учащихся:

творческая папка с бумажным вариантом проекта,

электронная папка с проектом,

альбом,

газета,

журнал,

книжка-раскладушка,

коллаж,

выставка

коллекция,

модель,

плакат,

серия иллюстраций,

справочник,

сценарий праздника,

фотоальбом,

экскурсия,

Содержание учебного курса

1. Проект! Проект!

 Что такое проект. Понятие о проектах и исследовательской деятельности учащихся. Важность исследовательских умений  в жизни современного человека. Презентация исследовательских работ учащихся.

Понятия: проект, проблема, информация

2. Как мы познаём мир.

Наблюдение и эксперимент – способы познания окружающего мира. Опыты. Игры на внимание.

Понятия: наблюдение, эксперимент, опыт.

Модуль 1. Исторические исследования

Письменные исторические источники: вещественные, письменные, устные

3. Проблема социального исследования

Ситуация и проблема. Описание, признак, анализ ситуации.  От проблемы к цели. Противоречия и проблема. Анализ способов разрешения проблемы

Вещественные исторические источники.

Археологический материал и его обработка. Нумизматика.

4-5. Определение темы, объекта, предмета исследования

Характеристика понятий: тема, предмет, объект исследования. Обоснование актуальности выбора темы исследования. Предмет исследования как проблема в самой теме исследования. Объект исследования “поле” научных поисков. Идея, концепция, суждение и понятие, постулат, аксиома исследования.

Модуль 2. История моей семьи в истории страны

Что в имени моем.Я и мое имя. Происхождение имен. Что означает мое имя.

6. Цель и задачи исследования

Цель. Свидетельства достижения цели. Способ убедиться в достижении цели. Риски.

Соответствие цели и задач теме исследования. Сущность изучаемого процесса, его главные свойства, особенности. Основные стадии, этапы исследования

История имен народов России.Традиции разных народов при выборе имени.

7. Учимся выдвигать гипотезы.

Гипотеза как исходный элемент поиска истины, которая помогает целенаправленно собрать и группировать факты. Требования к научной гипотезе. Значение гипотезы в определении стратегии исследовательского поиска.

Понятия: гипотеза, вопрос, ответ.

История фамилии.

Происхождение фамилий. Как появились разные виды фамилий. Изучение происхождения собственной фамилии

8-9.Планирование работы.

Планирование исследовательской деятельности с учетом целей, задач и гипотезы исследования. Характеристика условий и обстоятельств, в которых проводится поиск. Предварительная теоретическая отработка проблемы.

Составление родословной.

Виды родословных: древо, круговая, линейная. Мой род. Поколения и связь поколений

10.Работа с информацией. Понятие и виды источников информации.

Информация. Источники информации. Библиотека. Работа с энциклопедиями и словарями. Беседа. Правила общения.

Понятия: источник информации.

Практика: правила оформления списка использованной литературы. Оформление списка использованных электронных источников.

Практическая деятельность учащихся: работа с карточным каталогом; работа в группе по анализу успешности поиска информации в каталоге.

11-12. Работа с источниками Интернета

Поиск информации в электронном каталоге. Практика: работа с источником информации. Работа с электронным пособием.работа в группе по анализу успешности поиска информации в каталоге.

13-15. Анализ результатов исследования

Объекты анализа. Вычленение существенных признаков, достаточных и вспомогательных условий в ведении исследования. Определение плюсов и минусов, полученных в результате.

Презентация готовых работ модуля 2.Требования при подготовке презентации материала. Выступления.

16-18.Структура научно-исследовательской работы

Структура научно-исследовательской работы: введение, основная часть, заключение. Изучение образцов и знакомство со структурой научных работ.

Модуль 3.Мой мир- мой край родной

Старая, старая история....

Краеведение. История г.Королев

19-21. Введение к работе.

Практическая работа (содержание): Выбор темы исследования. Введение:  введение в проблему, основные задачи работы, аргументация актуальности и характеристика общего состояния проблемы ко времени начала исследований. Определение проблем работы с источниками. Ретроспективный анализ литературных источников, изученных исследователем.

Вот эта улица, вот этот дом...

История улицы на которой я живу.

22-24. Работа над основной частью исследования

Практическая работа (содержание): Работа над основной частью исследования: материал и методика, описание места и условий исследования, основные результаты исследования, обобщение и вывод. Составление индивидуального рабочего плана. Сбор первичной информации (поиск и анализ исторических источников). Выбор стиля изложения материала. Знакомство с разными стилями изложения научных работ.

Что такое исследовательский поиск. Способы фиксации получаемых сведений (обычное письмо, пиктографическое письмо, схемы, рисунки, значки, символы и др.).

Понятия: способ фиксации знаний, исследовательский поиск, методы исследования.

Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы .

Мыслительные  операции, необходимые для учебно-исследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение, суждения, умозаключения, выводы.

Практическое занятие,  направленное на развитие умений анализировать свои действия и делать выводы.

Жизнь замечательных людей

Люди, которые внесли свой вклад в развитие нашего города

25-26. Заключение. Обобщение полученных данных.

Практическая работа (содержание): Заключение: обобщение наиболее важных результатов исследования и перспективы исследования. Результаты  научного исследования и их обработка. Выбор способов обработки информации и представления. Выводы.

Что такое обобщение. Приемы обобщения. Определения понятиям. Выбор главного. Последовательность изложения.

Практические задания: “Учимся анализировать”, “Учимся выделять главное”, “Расположи материал в определенной последовательности”.

Понятия: Анализ, синтез, обобщение, главное, второстепенное.                                                        

Презентация готовых работ модуля 3

27-28. Как правильно оформить работу

Требования к оформлению научных работ. Цитирование. Ссылки и правила оформления ссылок. Схемы и иллюстрации.

Практическая работа (содержание): Оформление титульного листа, библиографических ссылок, правила оформления приложений

Модуль 4. Мой Мир- история вокруг

Я поведу тебя в музей…

Виды музеев. Виртуальная экскурсия

29-30. Подготовка тезисов

Составление тезисов исследования и компоненты их содержания. Доклад, компоненты содержания доклада. Подготовка доклада о научном исследовании. Требования к тезисам и докладу.

Практическая работа (содержание): Составление тезисов своего исследования в соответствии с предъявляемыми требованиями

Давай будем путешествовать.

Создание группового проекта.

31-32. Презентация научного исследования

Подготовка к защите.

Психологический аспект готовности к выступлению. Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как выделить главное и второстепенное. Культура выступления: соблюдение правил этикета, ответы на вопросы, заключительное слово.  Знакомство с памяткой «Как подготовиться к публичному выступлению».

Эталон. Оценка. Отметка. Самооценка.

Коллективное обсуждение проблем: “Что такое защита”, “Как правильно делать доклад”, “Как отвечать на вопросы”.

Защита проектов.

Анализ результатов и качества выполнения проекта. Оценка продвижения учащегося в рамках проекта и оценка продукта.

Способы преодоления трудностей.  

Конференция.  Выступления учащихся с презентацией своих проектов.

 Анализ проектно-исследовательской деятельности

Презентация готовых работ модуля 4

33-35- резервное время

Учебно-тематический план

2019-2020 уч. г.

№п/п

Наименование раздела, темы

Всего часов

Наименование темы теоретического раздела

Наименование темы практического раздела

Раздел 1. Методы и формы научного исследования

Модуль 1. Источники исследований

1

Проект! Проект!

1

2

Как мы познаём мир.

Письменные исторические источники

1

3

Проблема социального исследования

Вещественные исторические источники

1

4-5

Определение темы, объекта, предмета исследования

Модуль 2. История моей семьи в истории страны

2

Что в имени моем

6

Цель и задачи исследования

История имен народов России

1

7

Учимся выдвигать гипотезы.

История фамилии

1

8-9

План и организация исследования

Составление родословной

2

10

Работа с информацией. Понятие и виды источников

1

11-12

Работа с источниками интернета.

1

13-15

Анализ результатов исследования

Презентация готовых работ модуля 2

3

Раздел 2. Организация научного исследования

Модуль 3. Мой Мир-мой край родной

16-18

Структура научно-исследовательской работы.

Старая, старая история....

3

19-21

Введение (постановка проблемы, объяснение выбора темы, ее значения и актуальности, определение цели и задач). Анализ источников литературы.

Вот эта улица, вот этот дом...

3

22-24

Работа над основной частью исследования.

Жизнь замечательных людей

3

25-26

Заключение (обобщение результатов, перспектива исследования). Выводы.

Презентация готовых работ модуля 3

2

Модуль 4. Мой Мир- история вокруг

27-28

Как правильно оформить работу

Я поведу тебя в музей

2

29-30

Подготовка тезисов

Давай будем путешествовать

2

31-32

Презентация научного исследования

Презентация готовых работ модуля 4

2

33-35

Резервное время

2

Всего- 35 часов

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Дата

Тема урока

Характеристика основных видов деятельности ученика

Основные понятия темы

1.

2.

3.

4.

5.

Раздел 1. Методы и формы научного исследования

1

02-06.09

Проект! Проект!

Определяют роль исследований в жизни человека

 умеют определять вид источника

осуществляют поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий

планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

адекватно используют коммуникативные средства для решения различных коммуникативных задач

Письменные, вещественные, устные исторические источники

2

09-12.09

Как мы познаём мир.

3

16-19.09

Проблема социального исследования

4-5

23.09

30.09

Определение темы, объекта, предмета исследования

6

07-10.10

Цель и задачи исследования

умеют выделять необходимую информацию

выбирают действия в соответствии с поставленной задачей

умеют ставить вопросы и проявлять активность в решении коммуникат. задач

Родословная

Имя

Фамилия

генеалогия

7

14-17.10

Учимся выдвигать гипотезы.

8-9

24-31.10

План и организация исследования

10

07.11

Работа с информацией. Понятие и виды источников

Знают основные этапы организации проектной деятельности (выбор темы, сбор информации, выбор проекта, работа над

Строят  рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах

различают способ и результат действия

формулируют собственное мнение и позицию

Презентация

11

12

11.11-21.11

Работа с источниками интернета.

13-15

25-04.12

Анализ результатов исследования

Раздел 2. Организация научного исследования

16-18

09.12-20.12

Структура научно-исследовательской работы.

устанавливают причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений оценивают правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области

 строят монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи

Цель

Задачи

Проблема

Методы

источники

19-21

23.12-16.01.20

Введение (постановка проблемы, объяснение выбора темы, ее значения и актуальности, определение цели и задач). Анализ источников литературы.

22-24

06-16.03

Работа над основной частью исследования.

25

26

20-29.04

Заключение (обобщение результатов, перспектива исследования). Выводы.

27

28

04-09.05

Как правильно оформить работу

Осуществляют расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет

 вносят необходимые коррективы в исполнение как по ходу реализации проекта, так и  в конце действия

задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером

29

30

11.05-21.05

Подготовка тезисов

31

32

25-27.05

Презентация научного исследования

33-35

Резервное время

Используемые источники

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
  2. Брагинский И.Л. Исследования юных. Научные общества учащихся в России. История и современность. М.: Просвещение, 2007.
  3. Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации. // Народное образование. 2000. № 9.
  4. Исследовательская работа школьников: Научно-методический и информационно-публицистический журнал. 2002. № 1.
  5. Леонтович. А. В. Учебно-исследовательская деятельность школьника как модель педагогической технологии //Народное образование. 1999. № 10.
  6. Пиявский С. Л. Критерии оценки исследовательских работ учащихся. // Дополнительное образование. 2001. № 1.
  7. Разумовский В. Г. Развитие творческих способностей учащихся. Пособие для учителей. М.: просвещение, 1975.
  8. Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001.
  9. Ступицкая М.А. Материалы курса «Новые педагогические технологии: организация и содержание проектной деятельности учащихся»: лекции 1-8. -М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность как эффективная форма работы с подростками в условиях СРЦ

Цель творческого отчета: теоритически обосновать, разработать и апробировать проект с подростками в условиях СРЦ. ...

Проектная деятельность как эффективная форма работы с подростками в условиях СРЦ

Цель творческого отчета: теоритически обосновать, разработать и апробировать проект с подростками в условиях СРЦ. Задача: 1. Провести теоритический анализ литературы по исследуемой проблеме. 2. О...

Лингвострановедческий компонент проектной деятельности учащихся во внеклассной работе по иностранному языку.

Как сохранить интерес учащихся к иностранному языку на всем протяжении его изучения? Большую роль в поддержании мотивации к изучению иностранных  языков играет введение элементов страноведения. ...

Проектная деятельность в рамках внеклассной работы по информатике

В этой статье я рассказаю о том, как организована в нашей гимназии внеклассная работа по информатике, какие методы лежат в ее основе и как они помогают в реализации Федеральных Государственных Образов...

"Проектная деятельность как форма организации работы с учащимися"

ЭПИГРАФ: «Скажи мне – и я забуду,                       Покажи мне – и я запомню,              ...