разработка внеурочного занятия "Фильм "Туфельки" - самый необычный фильм о Холокосте
методическая разработка (9 класс)

Тамара Борисовна Карбовская

Тема Холокоста вошла в современные программы и школьные учебники  истории, но, к сожалению, находит там очень слабое освещение.  Выбор темы связан, прежде всего, с реалиями современного мира, где идёт возрождение идей нацизма, растут проявления ксенофобии, экстремизма, антисемитизма. Особенностью подобных действий является активное участие в них молодежи, в частности, подростков. Это беспокоит и общество в целом, и школу, и отдельные семьи. Подобные явления связаны с разрушением системы ценностей и института семьи, а также явлениями экономического кризиса. Наблюдается разрыв преемственности ценностных нравственных установок различных поколений. Всё вышеперечисленное определяет актуальность предложенной темы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработка внеурочного  занятия.

Тема: Фильм  «Туфельки»-самый необычный фильм о Холокосте.  

Актуальность  занятия.

. Занятие будет способствовать формированию толерантности к другим культурам, социальной активности, гражданской ответственности через осмысление уроков Холокоста, повышению образовательного и культурного потенциала школьников. Это позволяет учащимся увидеть Тема Холокоста вошла в современные программы и школьные учебники  истории, но, к сожалению, находит там очень слабое освещение.  Выбор темы связан, прежде всего, с реалиями современного мира, где идёт возрождение идей нацизма, растут проявления ксенофобии, экстремизма, антисемитизма. Особенностью подобных действий является активное участие в них молодежи, в частности, подростков. Это беспокоит и общество в целом, и школу, и отдельные семьи. Подобные явления связаны с разрушением системы ценностей и института семьи, а также явлениями экономического кризиса. Наблюдается разрыв преемственности ценностных нравственных установок различных поколений. Всё вышеперечисленное определяет актуальность предложенной темына фоне исторических событий (приход к власти фашистов, война) трагедию целого народа.                                                                                                                                                                       Цели:                                                                                                                                                  образовательная:                                                                                                                                                 *проследить историю геноцида еврейского народа в годы Второй мировой войны;                                *расширить представления обучающихся о Холокосте                                                                                               *познакомить со значением  слов: минора, Звезда Давида, концлагерь, Освенцим, толерантность *познакомить с творчеством режиссера Константина Фама                                                                          *рассказать об истории создания трилогии «Свидетели»        

 развивающая: развивать умение анализировать, используя знания, полученные на уроке; делать выводы и обобщения.                                                                        

воспитательная:                                                                                                                    *формировать и развивать чувство сопереживания и сострадания к жертвам Холокоста;                                                                                                                             *формировать межнациональную терпимость (толерантность); помочь учащимся понять, что такие преступления могут произойти вновь не только с евреями, но и другими народы                                                                                                                4. *сформировать эмпатии к жертвам Второй мировой и Великой Отечественной войны и сохранение памяти о них.                                                                                                                                                                                                              * узнать об ответственности людей в гражданском обществе для того, чтобы открыто выражать свое несогласие с насилием, геноцидом, где бы он не имел место.                                                                                                      * формирование уважительного отношения к правам человека, в особенности, к правам меньшинства.                                                                                                                                                                

Оборудование: компьютер, проектор, сноска на фильм «Туфельки», фото концлагеря Освенцим

Исторические термины и понятия: Вторая мировая война, холокост, геноцид, Яд-Вашем, противостояние, героизм, выбор, антисемитизм, национализм, неофашизм.

Ход занятия

  1. Вступительное слово учителя.(используется презентация)

- рассказ о возникновении «Холокоста», с какой целью фашисты его использовали.   (СЛАЙД 1)                                                                                                                                 ( «Холокост» - слово из греческого языка, означающее «жертва всесожжения», преследование и массовое уничтожение нацистами представителей различных этнических и социальных групп в период существования нацистской Германии, истребление фашистами евреев, цыган, инвалидов, тяжелобольных В 1939 году немецкая армия оккупировала Польшу, развязав тем самым Вторую мировую войну.

2.-Учитель: Почему фашисты уничтожали именно их? Ответ на этот вопрос мы попытаемся найти вместе после просмотра слайдов презентации.

3.- Учитель: За что же фашисты ненавидели евреев, цыган, больных?

-Ученики говорят о том, что во 1-х,  Евреи в Германии жили лучше рядовых немцев, так как были владельцами фабрик, заводов, банков или магазинов.                                                                                                2) Еще одной причиной  была теория «Сионистского заговора».                                                                           3) Обвинения евреев в предательстве Иисуса Христа.                                                                                                 4 Цыган они считали смесью самых низших рас, и поэтому они представляли угрозу для «чистой» немецкой расы.                                                                                                                                                       5 Все остальные народы неполноценны, а значит должны быть частично истреблены. Оставшиеся должны были стать рабами и работать во благо «высшей»расы. А инвалиды и больные не могли хорошо работать, поэтому подлежали уничтожению.

4.Рассказ учителя.                                                                                                                                                     Череда легких побед в начале войны дала Гитлеру возможность претворить свои замыслы в жизнь. Он начал уничтожение еврейского народа, в основном выходцев из Польши, где проживала наиболее значительная часть европейского еврейства. В обнаруженных после окончания войны документах указано, что окончательной целью Гитлера было полное уничтожение всех евреев во всем мире. Для выполнения этого плана евреи были согнаны в гетто; были организованы трудовые, концентрационные лагеря и лагеря уничтожения, в которые доставлялись евреи; неспособных трудиться убивали сразу; остальные были обречены на смерть от голода и болезней. За годы войны нацисты уничтожили около 6 миллионов евреев, из них полтора миллиона детей, что составляло примерно треть общей численности евреев во всем мире в то время. Планомерное уничтожение евреев нельзя назвать просто актом геноцида, настолько беспрецедентным оно было по масштабам, проработанности и реализации. Это была попытка уничтожить целый народ, где бы ни находились его представители. Именно поэтому геноцид еврейского народа в годы войны получил название – Холокост)

5. Рассказ о режиссере фильма Константине Фаме. (СЛАЙД 2)                                                                                                      (род. 13 июля 1972, Первомайский, СССР) — режиссёр, продюсер, сценарист. Независимый кинематографист, создатель фильма «Свидетели», посвящённого Памяти жертвам  Холокоста. Отец — Нгуен Конг Так, вьетнамец по национальности. Более 10 лет отец провёл в партизанских отрядах вьетнамского сопротивления. По указанию Хо Ши Мина был отправлен на учёбу в Советский Союз. Семья отца — участники вьетнамской борьбы за независимость. По образованию отец — инженер-строитель.  Мать — Малкина Светлана Наумовна, еврейка. Большинство родственников по материнской линии погибли во время Холокоста. Мать в течение всей жизни скрывала своё еврейство. Истории родителей во многом повлияли на формирование творческого мировоззрения Константина. В 15 лет поступил в Днепропетровское театральное училище на отделение театра кукол, передавая с их помощью переживания героев. Впоследствии этот опыт пригодился при съёмках фильма «Туфельки». Киноальманах «Свидетели» — первый на территории постсоветского пространства полнометражный художественный фильм, посвященный памяти жертв Холокоста. Фильм «Свидетели» — три короткометражные новеллы, объединённые общей концепцией — показать историю Катастрофы, глазами её невольных свидетелей: пары обуви, маленького щенка, скрипки. Основной задачей проекта является рассказ и напоминание молодому поколению о случившейся трагедии с целью её предотвращения в будущем.Презентация проекта прошла в ноябре 2013 года на Американском Кинорынке. Его «Туфельки» были названы членами жюри «интересным и жизнеспособным проектом». Фильм «Туфельки» стал первой новеллой киноальманаха «Свидетели». Идеей проекта послужила мемориальная витрина музейного комплекса Освенцим с тысячами пар обуви узников, погибших в концлагерях в годы Второй Мировой Войны. Фильм рассказывает об истории пары женских туфелек, которая начинается в витрине магазина и трагически обрывается в братской могиле обуви концлагеря «Освенцим». Съёмки проходили в Европе и продлились более четырёх месяцев. На данный момент фильм «Туфельки» — лауреат множества премий и кинофестивалей, приглашен в коллекцию фильмов Мемориала Яд Вашем(Израиль) наряду с выдающимися фильмами о Холокосте.)

Просмотр  фильма «Туфельки».

СЛАЙД 6  Вопросы, на которые нужно ответить, после просмотра фильма.

  1. О чем фильм, который только что посмотрели
  2. Какие кадры показывают, что началась война
  3. Есть ли в фильме кадры насилия.
  4. Как  мы узнали, что люди погибли в концлагере?

После беседы  на поставленные вопросы, подводится  итог.                                           Холокост – величайшая трагедия еврейского народа. Пострадали многие ни в чем неповинные люди, и мы должны помнить об этом, т.к. сегодня ещё страдают и даже погибают люди от того, что они другой национальности, религии. Антисемитизм, ксенофобия не изжили себя и возникают ещё неофашистские организации, пропагандирующие национализм, насилие.

Рассказ учителя о Яд- Вашем  и Праведниках Мира.                                                                                                               Яд Вашем был основан только в 1972 году. Днем Памяти был объявлен день начала восстания в Варшавском Гетто. Яд-Вашем называют музеем совершенно неправильно: это не место, где выставляют что-либо, а огромный мемориальный комплекс, посвященный памяти жертв Катастрофы европейского еврейства во время Второй Мировой Войны, которую в Европе называют Холокост, а на иврите - Шуа. Мемориал - предупреждение, здания которого собраны из 6 миллионов камней, символизирующих эти жертвы. Название переводится как Рука и Имя, однако у слова яд на библейском иврите есть еще одно значение, кроме слова рука - памятник , мемориал , надгробие . Название взято как цитата из Библии: память и имя останутся в делах человеческих. Есть в Яд ва-Шем исторический раздел, зал Имен, долина Погибших Общин, но, пожалуй, самое сильное по эмоциональному воздействию место – Детский мемориал. В зеркалах его видим лишь мириады отражений маленьких свечек. Их невозможно сосчитать, чем пристальней всматриваемся, тем больше их кажется: это души погибших детей, невинно убиенных младенцев, ибо сказано в Писании: «душа человеческая – это свеча Божия».

Вопрос: что такое толерантность?

Зажигается свеча памяти и объявляется минута памяти. 

Интернет - ресурсы

Сайт Центр – фонд Холокост http://www.holocf.ru/  

Сайт Музея толерантности http://www.jewish-museum.ru/ru/blog 

Сайт «История РФ. Холокост. Трагедия еврейского народа»  

http://videocentury.ru/index.php?newsid=10


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самые необычные здания мира

Презентация, которую можно использовать на уроках Искусства в 8-9классе, МХК....

Настенный календарь: "Самый необычный активный отдых в России"

Творческий проект учащихся 6 "б" классаЦель: Создать настенный календарь, пропагандирующий активный отдых в Росии в 2013г.Целевая аудитория: 1) Люди, планирующие отдых в 2013г.2) Руководители и работн...

Конкурсная работа «Самый необычный день из жизни учителя английского языка»

Конкурсная работа «Самый необычный день из жизни учителя английского языка» ...

Разработка внеурочного занятия по английскомй языку для учеников 4 класса по теме "Как построить необычный дом"

Данная разработка предназначена для детей 4 класса, изучающих английский язык. Данное занятие следует проводить в конце темы "Мой дом". Занятие разработано с учётом ФГОС....

УЧАСТИЕ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Создание анимационных проектов (мультипликационные фильмы, видео открытки, социальные ролики), с коллективами учащихся в урочное и внеурочное время. (период создания фильмов с 2014 по 2018 гг.)

УЧАСТИЕ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.  Создание анимационных проектов (мультипликационные фильмы, видео открытки, социальные ролики), с коллективами учащихся в урочное и внеурочное время.  (пери...

УЧАСТИЕ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Создание анимационных проектов (мультипликационные фильмы, видео открытки, социальные ролики), с коллективами учащихся в урочное и внеурочное время. (период создания фильмов с 2019 по 2023 гг.)

УЧАСТИЕ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.  Создание анимационных проектов (мультипликационные фильмы, видео открытки, социальные ролики), с коллективами учащихся в урочное и внеурочное время.  (пери...