Программа курса «Мозаика интересных идей и добрых дел»
материал

Кадирова Наталия Александровна

Актуальность курса «Мозаика интересных идей и добрых дел»

Общественно-полезная деятельность – важнейшее средство духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников, которое решает общеобразовательные задачи, способствует трудовому и нравственному воспитанию. Школьник, осознавая необходимость и целесообразность своего труда, понимает, что его труд настоящий и полезен обществу.

С помощью занятий общественно-полезной деятельностью можно максимально облегчить передачу учащимся общественно – исторического опыта и культуры трудовой деятельности для всесторонней подготовки к труду младшего школьника.

Влияние коллективной общественно-полезной деятельности на всестороннее развитие младших школьников имеет свои особенности. Она богата образовательным содержанием. Даже самая простая работа содержит много полезных сведений и знаний.

Данная программа составлена с учётом возрастных и психофизиологических особенностей развития учащихся начальной школы, уровня их знаний и умений. Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объёма сведений. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность формировать общественно – ценное отношение к трудовой деятельности и развивать общие способности к активному участию в общественно-полезном труде.

 

Цель курса: воспитание трудолюбия, творческого отношения к труду, потребности в самореализации в социальном творчестве и практической, общественно-полезной деятельности.

Задачи курса:

· формировать ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;

· формировать элементарные представления о различных профессиях;

· создать условия для формирования первоначальных навыков трудового творческого сотрудничества со сверстниками и взрослыми;

· дать представления о приоритете нравственных основ труда, творчества, создание нового;

· привить первоначальный опыт участия в различных видах общественно-полезной деятельности;

· способствовать формированию мотивации к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно-полезной деятельности.

 

Основные задачи реализуются при соблюдении следующих требований:

· труд учащихся должен приносить общественную пользу;

· быть коллективным по своему содержанию;

· посильным и доступным по возрасту и полу;

· приносить ощутимый и видимый результат;

· быть достаточно разнообразным по выполняемым действиям и исключить однообразие деятельности;

· хорошо организован в плане конкретности задания и чёткости учёта;

· представлять широкое поле деятельности для проявления инициативы и творчества;

· быть безопасным.

 

Основные виды деятельности учащихся:

· игровая деятельность;

· познавательная деятельность;

· социальное творчество (социально значимая волонтёрская деятельность);

· трудовая (производственная) деятельность

 

Программа курса «Мозаика интересных идей и добрых дел» основано на определенной системе базовых национальных ценностей и обеспечивает усвоение их обучающимися. Это:

уважение к труду;

творчество и созидание;

целеустремлённость и настойчивость,

бережливость,

трудолюбие.

 

Программа «Мозаика интересных идей и добрых дел» опирается на принципы природосообразности, системно-деятельностной организации воспитания, ориентации на идеал, социальной активности, мотивированности, доступности.

Программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий. В процессе реализации программы используются методы: словесные, наглядные, объяснительно-иллюстративные, методы стимулирования и мотивации учебной деятельности и контроля, целенаправленное наблюдение, оценка и суждение

Основными формами обучения являются: практические работы, экскурсии, сюжетно-ролевые игры, беседы, ведение дневников наблюдений.

В процессе проведения внеурочных мероприятий по курсу «Мозаика интересных идей и добрых дел» обучающиеся:

· получают первоначальные представления о роли труда в жизни человека и общества:

• участвуют в экскурсиях по городу, во время которых знакомятся с различными видами труда, различными профессиями в ходе экскурсий на производственные предприятия, встреч с представителями разных профессий;

• узнают о профессиях своих родителей (законных представителей) и прародителей, участвуют в организации и проведении презентаций «Труд наших родных»;

• получают первоначальные навыки сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками, старшими детьми, взрослыми в учебно-трудовой деятельности (в ходе сюжетно-ролевых экономических игр, посредством создания игровых ситуаций по мотивам различных профессий, проведения внеурочных мероприятий (праздники труда, ярмарки, конкурсы, города мастеров, организации детских фирм и т.д.), раскрывающих перед детьми широкий спектр профессиональной и трудовой деятельности);

• приобретают опыт уважительного и творческого отношения к учебному труду (посредством презентации учебных и творческих достижений, стимулирования творческого учебного труда, предоставления обучающимся возможностей творческой инициативы в учебном труде);

• учатся творчески применять знания, полученные при изучении учебных предметов на практике (в рамках предмета «Технология», участия в разработке и реализации различных проектов);

• приобретают начальный опыт участия в различных видах общественно полезной деятельности на базе образовательного учреждения и взаимодействующих с ним учреждений дополнительного образования, других социальных институтов (занятие народными промыслами, природоохранительная деятельность, работа творческих и учебно-производственных мастерских, трудовые акции, деятельность школьных производственных фирм, других трудовых и творческих общественных объединений как младших школьников, так и разновозрастных, как в учебное, так и в каникулярное время);

• приобретают умения и навыки самообслуживания в школе и дома;

участвуют во встречах и беседах с выпускниками своей школы, знакомятся с биографиями выпускников, показавших достойные примеры высокого профессионализма, творческого отношения к труду и жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kursa_mozaika_interesnyh_idey_i_dobryh_del.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Программа курса «Мозаика интересных идей и добрых дел»

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования одним из  направлений внеурочной деятельности  является общественно-полезная   деятельность. Организация занятий по этому направлению является неотъемлемой частью образовательного процесса гимназии. Начальное образование МОУ «Гимназия № 7 «Ступени»  реализует это направление через дополнительную программу «Мозаика интересных идей и добрых дел» за счёт указанных в Базисном учебном плане часов на внеурочную деятельность.        

Нормативно-правовой и документальной основой программы «Мозаика интересных идей и добрых дел» на ступени начального общего образования МОУ «Гимназия № 7 «Ступени» являются:

  • Закон Российской Федерации «Об образовании»;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт;
  • Устав МОУ «Гимназия № 7 «Ступени»;
  • Концепция духовно-нравственного  развития и воспитания личности гражданина России;
  • Базисный учебный план;
  • Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования МОУ «Гимназия № 7 «Ступени»;

Актуальность курса «Мозаика интересных идей и добрых дел»

Общественно-полезная деятельность – важнейшее средство духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников, которое решает общеобразовательные задачи, способствует трудовому и нравственному воспитанию. Школьник, осознавая необходимость и целесообразность своего труда, понимает, что его труд настоящий и полезен обществу.

С помощью занятий общественно-полезной деятельностью можно максимально облегчить передачу учащимся общественно – исторического опыта и культуры трудовой деятельности для всесторонней подготовки к труду младшего школьника.

Влияние коллективной общественно-полезной деятельности на всестороннее развитие младших школьников имеет свои особенности. Она богата образовательным содержанием. Даже самая простая работа содержит много полезных сведений и знаний.

Данная программа составлена с учётом возрастных и психофизиологических особенностей развития учащихся начальной школы, уровня их знаний и умений. Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объёма сведений. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность формировать общественно – ценное отношение к трудовой деятельности  и развивать общие способности к активному участию в общественно-полезном труде.

        

Цель курса: воспитание трудолюбия, творческого отношения к труду, потребности в самореализации в социальном творчестве и практической, общественно-полезной деятельности.

Задачи курса:

  • формировать ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;
  • формировать элементарные представления о различных профессиях;
  • создать условия для формирования первоначальных навыков  трудового творческого сотрудничества со сверстниками и взрослыми;
  • дать представления о приоритете нравственных основ труда, творчества, создание нового;
  • привить первоначальный опыт участия в различных видах общественно-полезной деятельности;
  • способствовать формированию мотивации к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно-полезной деятельности.

Основные задачи реализуются при соблюдении следующих требований:

  • труд  учащихся должен приносить общественную пользу;
  • быть коллективным по своему содержанию;
  • посильным и доступным по возрасту и полу;
  • приносить ощутимый и видимый результат;
  • быть достаточно разнообразным по выполняемым действиям и исключить однообразие деятельности;
  • хорошо организован в плане конкретности задания и чёткости учёта;
  • представлять широкое поле деятельности для проявления инициативы и творчества;
  • быть безопасным.

Основные виды деятельности учащихся:

  • игровая деятельность;
  • познавательная деятельность;
  • социальное творчество (социально значимая волонтёрская деятельность);
  • трудовая (производственная) деятельность

Программа курса «Мозаика интересных идей и добрых дел»  основано на определенной системе базовых национальных ценностей и обеспечивает  усвоение их обучающимися. Это:

уважение к труду;

 творчество и созидание;

целеустремлённость и настойчивость,

 бережливость,

 трудолюбие.

Программа  «Мозаика интересных идей и добрых дел» опирается на принципы природосообразности, системно-деятельностной организации воспитания, ориентации на идеал,   социальной активности, мотивированности, доступности.

Программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий. В  процессе реализации программы  используются  методы:  словесные, наглядные, объяснительно-иллюстративные, методы стимулирования и мотивации учебной деятельности и контроля, целенаправленное наблюдение, оценка и суждение

Основными формами обучения являются: практические работы, экскурсии, сюжетно-ролевые игры, беседы, ведение дневников наблюдений.

В процессе проведения внеурочных мероприятий по курсу «Мозаика интересных идей и добрых дел» обучающиеся:

  • получают первоначальные представления о роли труда в жизни человека и общества:
  • участвуют в экскурсиях по городу, во время которых знакомятся с различными видами труда, различными профессиями в ходе экскурсий на производственные предприятия, встреч с представителями разных профессий;
  • узнают о профессиях своих родителей (законных представителей) и прародителей, участвуют в организации и проведении презентаций «Труд наших родных»;
  • получают первоначальные навыки сотрудничества, ролевого  взаимодействия  со  сверстниками,   старшими детьми, взрослыми в учебно-трудовой деятельности (в ходе сюжетно-ролевых экономических игр, посредством создания игровых ситуаций по мотивам различных профессий, проведения внеурочных мероприятий (праздники труда, ярмарки, конкурсы, города мастеров, организации детских фирм и т.д.), раскрывающих перед детьми широкий спектр профессиональной и трудовой деятельности);
  • приобретают опыт уважительного и творческого отношения к учебному труду (посредством презентации учебных и творческих достижений, стимулирования творческого учебного труда, предоставления обучающимся возможностей творческой инициативы в учебном труде);
  • учатся творчески применять знания, полученные при изучении учебных предметов на практике (в рамках предмета «Технология», участия в разработке и реализации различных проектов);
  • приобретают начальный опыт участия в различных видах общественно полезной деятельности на базе образовательного учреждения и взаимодействующих с ним учреждений дополнительного образования, других социальных институтов (занятие народными промыслами, природоохранительная деятельность, работа творческих и учебно-производственных мастерских, трудовые акции, деятельность школьных производственных фирм, других трудовых и творческих общественных объединений как младших школьников, так и разновозрастных, как в учебное, так и в каникулярное время);
  • приобретают умения и навыки  самообслуживания в школе и дома;

участвуют во встречах и беседах с выпускниками своей школы, знакомятся с биографиями выпускников, показавших достойные примеры высокого профессионализма, творческого отношения к труду и жизни.

На занятиях практикуется демонстрация презентаций, видеороликов и различных наглядных средств обучения.

        Основное содержание курса состоит из   четырёх разделов: «Для себя и для других», «Школа наш родной дом», «Все работы хороши, выбирай на вкус», «Сотвори добро».

Первый раздел: «Для себя и для других»

Правила поведения на учебно-опытном участке. Виды сельскохозяйственных растений.

Выращивание растений на пришкольном участке. Уход за комнатными растениями. Размножение растений. Выращивание рассады.

Второй раздел: ««Школа наш родной дом»

Изготовление простейших пособий и дидактических игр. Ремонт наглядных пособий. Оформление школы к праздникам. Оформление тематических выставок. Трудовой десант.

Третий раздел: «Все работы хороши, выбирай на вкус»

История профессий. Где живут профессии. Мои помощники в труде. Творчество в труде.

Четвёртый раздел: «Сотвори добро»

Живи книга. Праздничный сюрприз. «Фабрика Деда мороза». Операция «Забота». Операция «Радость людям».

Планируемые результаты курса «Мозаика интересных идей и добрых дел»

  • ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;
  • ценностное и творческое отношение к учебному труду;
  • элементарные представления о различных профессиях;
  • первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
  • осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;
  • первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
  • потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;
  • мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы курса

«Мозаика интересных идей и добрых дел»

Для достижения учащимися лучших результатов в общественно-полезной деятельности, при оценивании учитель  поощряет труд школьников, отмечает их хорошие, полезные дела и делает их достоянием всего коллектива. Это поднимает активность учеников и воодушевляет их на новые трудовые дела. Однако во всех случаях поощрения школьника учитель  оценивает не  личные качества ученика, а указывает на ту пользу, которую он  принёс школе, городу, обществу, добросовестно выполнив порученное ему дело.

Все результаты общественно-полезной деятельности  учащиеся  отмечают в «Дневнике добрых дел».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коллекция дел. ДОСУГОВЫЕ ДЕЛА ВАЖНЫЕ, ИНТЕРЕСНЫЕ. (Идеи проведения различных дел в коллективе).

Сборник методических рекомендаций для педагогов и учащихся. Методические рекомендации посвящены организации и проведению различных  досуговых дел в классных сообществах. В рекомендациях раск...

Cоциальный проект "Идем дорогою добра»

Что такое добро?Откуда берется добро?...

Авторская адаптационная педагогическая программа «ХИМИЧЕСКАЯ МОЗАИКА» Программа факультативного курса

   Программа факультативного курса «Химическая мозаика» способствует усвоению определенного объема химических знаний, формированию в сознании научной картины мира, интеллектуальному р...

СЕМЕЙНЫЕ НОВОГОДНИЕ ТРАДИЦИИ: ИНТЕРЕСНЫЕ ИДЕИ.

Новый год - лучшее время для того, чтобы завести теплые праздничные ритуалы, которые объеденят всю семью, от мала до велика. Не столь важно, что это за традиция - сложные для исполнения домашние спект...

"Идем дорогою добра!" Праздник ко дню инвалида

Показать на что способны слабослышащие ребята....

Доклад "Учебно-исследовательская деятельность на уроках биологии" Педагогическая конференция "Повышение качества образования:интересные идеи,эффективные методики"г. Певек. 2019г.

Одним из путей творческого восприятия современных наук считается систематическая учебно-исследовательская работа. Грамотно проводить исследования может не только человек, занимающийся наукой профессио...

Как пережить карантин с ребёнком и не сойти с ума: 25 интересных идей и полезных советов.

Cобрали советы психологов и педагогов для тех, кого пугает перспектива провести длительное время наедине с собственными детьми. Спокойно, всё не так страшно.Что происходит?Из‑за эпидемии коронав...