Главные вкладки

    Финансовая грамотность, 5 класс, 2019-2020гг.
    рабочая программа (5 класс)

    АФАНАСЬЕВА Елена Александровна

    Рабочая программа внеурочной деятельности "Финансовая грамотность" для 5 класса на 2019-2020 учебный год.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon 2019-2020g._kruzhok_finansovaya_gramotnost_5_kl.doc91.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    «Кулундинская средняя общеобразовательная школа №2»                                                   Кулундинского района Алтайского края

    Согласовано

    методический совет школы

    протокол №5 от   «30» 05.2019г.

                 Утверждено

                 приказом директора школы

                от «29» 08.2019г. №50-Д            

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

    кружка  "Финансовая грамотность»

    5 класс

    на 2019-2020 учебный год

            

    Составитель программы:

     Афанасьева Е.А. –

    учитель истории  

    с.Кулунда 2019

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

                  Рабочая программа «Финансовая грамотность» для 5 класса составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО и на основе авторской программы Е.А. Вигдорчик, И.В. Липсиц, Ю.Н. Корлюговой.( Финансовая грамотность: учебная программа. 5 – 7 классы. / Е.А. Вигдорчик, И.В. Липсиц, Ю.Н. Корлюгова. М.: ВАКО, 2018.). Она рассчитана на 17 уч. ч., из расчета 0,5 ч.

    Цели: удовлетворение познавательных потребностей обучающихся в области финансов, формирование активной жизненной позиции, развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье и обществе, приобретение опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи, воспитание интереса учащихся к дальнейшему получению знаний в сфере финансовой грамотности.

    Общая характеристика учебного предмета:

    «Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы обучающихся 5-7 классов в сфере экономики семьи. Курс рассчитан на 68 часов: 34 ч. в 5-6 кл. (5 кл.-17ч.), 34ч. в 7 классе.

    Основные содержательные линии курса:

    • Деньги, их история, виды, функции;
    • Семейный бюджет;
    • Экономические отношения семьи и государства;
    • Семья и финансовый бизнес;
    • Собственный бизнес.

    Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, истории, географии, обществознания и литературы. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, построение графиков и диаграмм, игры, мини-исследования и проекты. В процессе изучения формируются умения и навыки работы с текстами, таблицами, схемами, графиками, а также навыки поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений.

    Программа ориентирована на УМК:

    1.Липсиц И., Вигдорчик Е. Финансовая грамотность. 5—7 классы: материалы дляучащихся. — М.: ВАКО, 2018.

    2.Вигдорчик Е., Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая грамотность. 5—7 классы:учебная программа. — М.: ВАКО, 2018.

    3.Вигдорчик Е., Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая грамотность. 5—7 классы:методические рекомендации для учителя. — М.: ВАКО,2018.

    4.Корлюгова Ю., Половникова А.В.. Финансовая грамотность. 5—7 класы: рабочая тетрадь. — М.: ВАКО, 2018.

    5.Корлюгова Ю., Половникова А.В.. Финансовая грамотность. 5—7 класы: материалы для родителей. — М.: ВАКО, 2018.

    Планируемые результаты.

    Личностными результатами являются:

    •осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и государства;

    •овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчѐт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;

    •развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;

    •развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях; участие в принятии решений о семейном бюджете.

    Метапредметными результатами являются:

    Познавательные:

    •освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

    •использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, наинтернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью;

    •формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллект-карты);

    •овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

    •овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.

    Регулятивные:

    •понимание цели своих действий;

    •планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;

    •проявление познавательной и творческой инициативы;

    •оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;

    •адекватное восприятие предложений товарищей, учителей,

    родителей.

    Коммуникативные:

    •составление текстов в устной и письменной формах;

    •готовность слушать собеседника и вести диалог;

    •готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

    •умение излагать своѐ мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий;

    •определение общей цели и путей еѐ достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

    Предметными результатами являются:

    •понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;

    •формирование социальной ответственности: оценка возможностей и потребностей в материальных благах;

    •понимание и правильное использование экономических терминов;

    •освоение приѐмов работы с экономической информацией, еѐ осмысление; проведение простых финансовых расчѐтов.

    • приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет; знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;

    • развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций; определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;

    • развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.

    Срок реализации: 1 год (2019-2020гг.)         

    ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

    РАЗДЕЛ 1-2 (5-6 кл).

    Введение в курс «Финансовая грамотность».

    РАЗДЕЛ 1. ДОХОДЫ И РАСХОДЫ СЕМЬИ 1.Деньги Люди обмениваются товарами и услугами. Прямой обмен неудобен из-за несовпадения интересов и определения ценности. Товарные деньги обслуживают обмен, но имеют собственную ценность. Драгоценные металлы и монеты из них являются товарными деньгами. Металлические монеты сложно изготавливать и опасно перевозить. Бумажные деньги являются символическими деньгами. Безналичные деньги представляют собой информацию. Денежной системой страны управляет центральный банк. Деньги. Обмен. Товарные деньги. Символические деньги. Драгоценные металлы. Монеты. Купюры. Наличные деньги. Безналичные деньги. Гознак. Центральный банк. Банки. Фальшивые деньги. Объяснять проблемы бартерного (товарного) обмена. Описывать свойства предмета, выполняющего роль денег. Перечислять виды денег. Приводить примеры товарных денег. Сравнивать преимущества и недостатки разных видов денег. Составлять задачи с денежными расчётами. Объяснять, почему бумажные деньги могут обесцениваться. Знать, что денежной системой страны управляет центральный банк. Объяснять, почему изготовление фальшивых денег преступление. 2-3. Доходы семьи Доходами семьи являются: заработная плата, доходы от владения собственностью, социальные выплаты и заёмные средства. Размер заработной платы зависит от образования, профессии, квалификации. Владение недвижимостью (квартирой, домом, гаражом, участком земли) может приносить арендную плату. Деньги, положенные в банк, приносят проценты. Владельцы акций могут получать дивиденды. Предприниматель получает прибыль. Государство выплачивает пенсии, стипендии, пособия. Банки предоставляют кредиты. Заработная плата. Собственность. Доходы от собственности. Арендная плата. Проценты. Прибыль. Дивиденды. Социальные выплаты. Материнский капитал. Кредиты. Описывать и сравнивать источники доходов семьи. Описывать виды заработной платы. Сравнивать условия труда совершеннолетних и несовершеннолетних. Объяснять, как связаны профессии и образование. Объяснять, чем руководствуется человек при выборе профессии. Объяснять причины различий в заработной плате. Приводить примеры кредитов.  4. Расходы семьи Семьи тратят деньги на товары и услуги. Расходы можно разделить на три группы: обязательные, желательные и лишние. Коммунальные услуги должны оплачиваться ежемесячно. На крупные покупки деньги можно накопить или занять. Долги надо отдавать в назначенный срок. В разных магазинах цены на одни и те же товары различаются. Расходы можно сократить, выбрав магазин с более низкими ценами или воспользовавшись скидками. Предметы первой необходимости. Товары текущего потребления. Товары длительного пользования. Услуги. Коммунальные услуги. Объяснять причины, по которым люди делают покупки. Описывать направления расходов семьи. Классифицировать виды благ. Рассчитывать расходы семьи на условных примерах. Сравнивать и оценивать виды рекламы. Обсуждать воздействие рекламы и промоакций на принятие решений о покупке. Рассчитывать доли расходов на разные товары и услуги.  5. Семейный бюджет Доходы и расходы следует планировать. План доходов и расходов называется бюджетом. Превышение доходов над расходами позволяет делать сбережения. Сбережения обычно хранятся в банке. Превышение расходов над доходами сокращает сбережения или приводит к образованию долгов. Кредит. Проценты по кредиту. Долги. Сбережения. Вклады. Проценты по вкладам. Составлять семейный бюджет на условных примерах. Сравнивать доходы и расходы и принимать решения. Объяснять причины, по которым люди делают сбережения. Описывать формы сбережений. Описывать последствия превышения расходов над доходами. Сравнивать потребительский и банковский кредиты. Объяснять, при каких условиях можно одалживать и занимать деньги.

     РАЗДЕЛ 2. РИСКИ ПОТЕРИ ДЕНЕГ И ИМУЩЕСТВА И КАК ЧЕЛОВЕК МОЖЕТ ОТ ЭТОГО ЗАЩИТИТЬСЯ                                                                                                                                                                   6. Особые жизненные ситуации и как с ними справиться Экономические последствия непредвиденных событий: болезней, аварий, природных катаклизмов. Расходы, связанные с рождением детей. Страхование имущества, здоровья, жизни. Принципы работы страховой компании. Аварии. Болезни. Несчастные случаи. Катастрофы. Страхование. Страховая компания. Страховой полис. Описывать события, существенно влияющие на жизнь семьи (рождение ребёнка, внезапная смерть кормильца, форс-мажорные случаи и т. п.). Определять последствия таких событий для бюджета семьи. Различать обязательное и добровольное страхование. Объяснять, почему существует обязательное страхование. Объяснять, почему государство платит заболевшему человеку. Сравнивать различные виды страхования. 7-8. Итоговая работа по разделам 1-2: ролевая игра «Семейный бюджет».

    РАЗДЕЛ 3-4. -7 класс.

    ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

    Тема урока

    Кол-во

    часов

    Примечание /дата проведения

    Введение в курс «Финансовая грамотность» 4ч.

    1

    Почему важно развивать свою финансовую грамотность

    1

    1

    1

    1

    1

    2

    От чего зависит благосостояние семьи

    3

    Учимся оценивать финансовое поведение людей

    4

    Учимся оценивать свое финансовое поведение

    Модуль 1. Доходы и расходы семьи. 15ч.

    5

    Деньги: что это значит

    6

    Учебные мини-проекты «Деньга»

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

     1                          

    1

    7

    Из чего складываются доходы семьи

    8

    Учимся считать семейные доходы

    9

    Исследуем доходы семьи

    10

    Учебные мини-проекты «Доходы семьи»

    11

    Как появляются расходы семьи

    12

    Учимся считать семейные расходы

    13

    Исследуем расходы семьи

    14

    Учебные мини-проекты «Расходы семьи»

    15

    Как сформировать семейный бюджет

    16

    Ролевая игра «Семейный совет по составлению бюджета»

    17

    Учебные мини-проекты «Семейный бюджет»

    1

    Темы №18-19 модуля 1 и модуль 2 изучается в 6 классе (17ч.)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Обсуждение и сравнение демоверсий и проектов демоверсий ОГЭ 2019-2020гг по русскому языку и литературе

    На сайте ФИПИ опубликовали примерные проекты вариантов ОГЭ по русскому языку и литературе в 2020 году. В статье проанализированы предстоящие изменения....

    План методических занятий ППС учителей ИЯ 2019-2020гг

    План методических занятий составлен в соответсвии с методической темой города на 2019-2020 учебный год...

    Финансовая грамотность, 7 класс, 2019-2020гг.

    Рабочая программа внеурочной деятельности "Финансовая грамотность" для 7 класса на 2019-2020 учебный год....

    Рабочая программа по немецкому языку 11 класса 2019-2020гг.

    Данная программа состоит из пояснительной записки.данном материале идет описание целей обучения немецкому языку на старшей ступени ,работа над лексической грамматической стороной речи.Требования к уро...