Рабочая программа волонтёрского объединения "Уникум"
рабочая программа (8, 9, 10, 11 класс)

Середова Мария Игоревна

Волонтерские или добровольческие организации - это свободные союзы людей, объединенных каким-либо общим специальным интересом. Их деятельность связана, как правило, с благотворительностью, милосердием.

В России сегодня действует много молодежных волонтерских объединений, которые занимаются пропагандой здорового образа жизни. Волонтерское движение сейчас развивается довольно бурно. И одна из основных причин этого – добровольность и свобода выбора. Добровольно выбранная социально значимая деятельность неизмеримо выше для личности подростка навязанной извне. К тому же, формирование компетентности возможно только в единстве с ценностями человека, т.е. при глубокой личной заинтересованности человека в данном виде деятельности.

Цели  программы

  1. Создание условий для социального становления и самореализации подростка.
  2. Апробация новых форм организации занятости детей для развития их самостоятельной познавательной деятельности, профилактики вредных привычек, воспитания здорового образа жизни.
  3. Развитие волонтерского движения в школе, формирования позитивных установок учащихся на добровольческую деятельность.

Задачи

  1. Продвигать идеи волонтерства и поддержки молодежных волонтерских инициатив в школе.
  2. Определить направления деятельности волонтеров.
  3. Сформировать сплоченный деятельный коллектив волонтеров.
  4. Развитие личных и социальных компетенций участников, необходимых в волонтерской деятельности, повышение социального статуса волонтера через средства массовой информации.
  5. Пропагандировать здоровый образ жизни (при помощи акций, тренинговых занятий, тематических выступлений, конкурсов и др.)
  6. Создать условия, позволяющие ученикам своими силами вести работу, направленную на снижение уровня потребления алкоголизма, табакокурения  в подростковой среде. Предоставлять подросткам информации о здоровом образе жизни;
  7. Сформировать у педагогов школы  мотивацию к работе по профилактическим программам.
  8. Создать механизм работы школы с окружающим социумом, через создание социально-поддерживающих сетей сверстников и взрослых для детей и семей “группы риска”.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_unikum.doc105 КБ
Файл plan_raboty.docx17.78 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЕЛИЗОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №8»

                                                                Утверждаю:

                                                                Директор МБОУ ЕСШ №8

                                                                                              Г.Елизово

                                                                                               Г. В. Борисенко

2019 г.

Программа волонтёрского объединения

"Уникум"

                                                                        

                                                                        

                                                        

Составил:  Середова М. И.,

Педагог-организатор

Г. Елизово

Камчатский край

2019 г.

Пояснительная записка

Стремительные политические, социально-экономические изменения, происходящие сегодня в обществе, диктуют новые требования как к организации самого учебно-воспитательного процесса в средней школе, так и к содержанию образования.

В период стремительной глобализации и информатизации жизненного пространства, подросток каждый день должен делать выбор, противостоять соблазнам жизни, сохранить здоровье и отстоять свою жизненную позицию, основанную на знании и собственном приобретённом опыте.

В общенациональной программе развития воспитания детей в РФ важнейшими проблемами воспитания названы размытость нравственных представлений и гражданских принципов детей и молодежи и асоциальное поведение подростков. Одной из задач гражданского и патриотического воспитания, согласно программе, является формирование у детей активной жизненной и гражданской позиции, основанной на готовности к участию в общественно-политической жизни страны и государственной деятельности.

Целью развития системы профилактики асоциального поведения и детской безнадзорности является усиление сопротивляемости личности негативным влияниям среды. Важнейшей задачей названо формирование у подростков навыков социальной и личностной компетентности, позволяющих им противостоять приобщению к употреблению психоактивных веществ, алкоголизму, курению в условиях давления социального окружения: умения общаться, понимать других людей, а также собственного достоинства и уважения к другим, умения отстаивать свое мнение, считаться с мнением окружающих, противостоять внешнему давлению.

“Стратегия модернизации содержания общего образования ” определят основную конечную цель образования – как приобретение учащимся определенного набора компетенций, владение которыми позволит выпускнику средней школы успешно социализироваться в будущей жизни и профессии. В Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года указывается, что “ Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных учебных действий, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющее современное качество содержания образования ”.

Именно первую группу и составляют политические и социальные компетенции. Компетенции, владение которыми позволит молодым людям брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты ненасильственным путём, участвовать в функционировании и улучшении демократических институтов.

В отечественной педагогике накоплен большой опыт социализации подростков. Пионерские дружины и комсомольские активы, тимуровцы и юные следопыты – далеко не полный перечень разных форм, направленных на формирование и развитие социальных и, главным образом, политических взглядов подростков. Вот только лишены они были одного, и самого главного - собственного желания и возможности выбора.

Ушедшие в прошлое старые формы организации досуга учащихся и изменившаяся социально-экономическая обстановка в стране, требовало появления новых подходов и методов активизации подростков. Именно поэтому появления новых форм вовлечения подростков в социальную активность, призвано способствовать формированию и совершенствованию политической и социальной компетентности подрастающего поколения.

Волонтёрское движение может стать одной из таких форм работы.

Волонтеры (от англ.Volunteer - доброволец) – это люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению.

Волонтерские или добровольческие организации - это свободные союзы людей, объединенных каким-либо общим специальным интересом. Их деятельность связана, как правило, с благотворительностью, милосердием.

В России сегодня действует много молодежных волонтерских объединений, которые занимаются пропагандой здорового образа жизни. Волонтерское движение сейчас развивается довольно бурно. И одна из основных причин этого – добровольность и свобода выбора. Добровольно выбранная социально значимая деятельность неизмеримо выше для личности подростка навязанной извне. К тому же, формирование компетентности возможно только в единстве с ценностями человека, т.е. при глубокой личной заинтересованности человека в данном виде деятельности.

Цели  программы

  1. Создание условий для социального становления и самореализации подростка.
  2. Апробация новых форм организации занятости детей для развития их самостоятельной познавательной деятельности, профилактики вредных привычек, воспитания здорового образа жизни.
  3. Развитие волонтерского движения в школе, формирования позитивных установок учащихся на добровольческую деятельность.

Задачи

  1. Продвигать идеи волонтерства и поддержки молодежных волонтерских инициатив в школе.
  2. Определить направления деятельности волонтеров.
  3. Сформировать сплоченный деятельный коллектив волонтеров.
  4. Развитие личных и социальных компетенций участников, необходимых в волонтерской деятельности, повышение социального статуса волонтера через средства массовой информации.
  5. Пропагандировать здоровый образ жизни (при помощи акций, тренинговых занятий, тематических выступлений, конкурсов и др.)
  6. Создать условия, позволяющие ученикам своими силами вести работу, направленную на снижение уровня потребления алкоголизма, табакокурения  в подростковой среде. Предоставлять подросткам информации о здоровом образе жизни;
  7. Сформировать у педагогов школы  мотивацию к работе по профилактическим программам.
  8. Создать механизм работы школы с окружающим социумом, через создание социально-поддерживающих сетей сверстников и взрослых для детей и семей “группы риска”.

Содержание программы

В процессе деятельности волонтеры будут взаимодействовать с внешним миром,

во-первых, получая воздействие извне, получая информацию, знания, обучаясь и развивая личностные;

во-вторых, взаимодействуя между собой в процессе деятельности, приобретают умения работать в команде, учатся разрешать конфликты, включаться в проект, несут ответственность;

в-третьих, передавая информацию вовне, своим сверстникам, по принципу “равный - равному”, проводя Дни профилактики с тематическими информационными выходами в классы, профилактические занятия, занятия с элементами тренинга, профилактические сказки для младших, театрализованные конкурсы, агитационные выступления, интерактивные игры, акции, оформление информационных листовок, тематического уголка, написание статей в газету. Все это будет способствовать формированию социальной компетентности. Наша школа решает проблему пропаганды ЗОЖ, профилактики возникновения вредных зависимостей всеми доступными способами:

Информационный модуль

1.    Беседы со специалистами.

2.    Групповые занятия волонтеров для учащихся.

3.    Изготовление плакатов, видео.

4.    Выпуск газеты.

5.    Оформление информационного стенда.

6.    Акции волонтеров.

7.    Листовки.

8.    Игры.

9.    Викторины.

Альтернативный модуль

1.    КВНы.

2.    Игры, конкурсы.

3.    Встречи со спортсменами.

4.    Неделя “Только здоровые привычки”.

5.    Спортивные мероприятия.

6.    Фотоконкурс.

Тренинговый модуль

1.    Обучающие занятия с волонтерам.

2.    Мини-тренинги для учащихся.

3.    Интерактивные игры.

Данная программа ориентирована на формирование и развитие следующих видов универсальных учебных действий (УУД):

Личностные УУД:

  1. Осознание своих возможностей обучиться волонтёрской деятельности;
  2. Самостоятельность и личная ответственность за свои действия, установка на ЗОЖ средствами волонтёрской деятельности.

Регулятивные УУД:

  1. Планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
  2. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  3. Адекватно воспринимать словесную оценку учителя и партнеров по волонтёрской деятельности;
  4. Оценивать правильность выполнения действий как волонтёра.

Познавательные УУД:

  1. Осуществлять поиск и воспринимать конкретную информацию с помощью учителя;
  2. Строить речевое высказывание в устной форме, оформлять свою мысль в устной речи по типу рассуждения.

Коммуникативные УУД:

  1. Формулировать собственное мнение и позицию;
  2. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  3. Использовать невербальные способы общения;
  4. Взаимодействовать с партнёрами по волонтёрской деятельности;
  5. Активно участвовать в работе группы.

Организация и структура волонтёрского движения

  • Руководит работой волонтеров – Середова М. И., педагог-организатор.
  • Основой волонтерского движения является отряд обучающихся - добровольцев.

  Основные направления в работе волонтёров

  • Обучение волонтеров.
  • Просветительская работа.
  • Индивидуальная и коллективная работа.

Права и обязанности

 Волонтер имеет право:

1. Выбрать тот вид добровольческой деятельности, который отвечает его потребностям и устремлениям.

2. Участвовать в  форумах общественных молодёжных объединений.

3. Вносить предложения при обсуждении форм и методов осуществления волонтерской деятельности по профилактике.

4.  На признание и благодарность за свой труд.

5.Получение дополнительных заданий, необходимых волонтеру для выполнения возложенных на него задач.

7. Отказаться от выполнения задания (с объяснением уважительной причины)

8. Прекратить свою деятельность о волонтерском  объединении (по уважительной причине).

Волонтер обязан:

Четко и добросовестно выполнять порученную ему работу. Знать, уважать и следовать целям и принципам волонтерского движения. Соблюдать принцип конфиденциальности (не распространять не предназначенные для разглашения сведения, а также информацию о личной жизни просвещаемых людей). Следовать инструкциям, выданным ему при инструктаже.  Воздерживаться от выступления в качестве представителя учреждения, если только это не делается с согласия и предварительного одобрения.

Уведомить о своем желании прекратить волонтерскую деятельность в организации не менее чем за 2 недели.

 Руководитель имеет право:

1. Требовать от волонтера отчета за проделанную работу.

2. Требовать уважительного отношения к руководителю и к тем, с кем общается.

3. Отказаться от услуг волонтера при невыполнении им обязательств, нарушении дисциплины, некорректном поведении в отношении других активистов.

4. Предоставлять возможность для получения волонтером дополнительного образования, необходимого ему для успешного осуществления его деятельности.

 Руководитель обязан:

1.Создать волонтеру все необходимые ему условия труда.

2. Разъяснять волонтеру его права и обязанности.

3. Обеспечить безопасность волонтера (проинструктировать его о необходимой технике безопасности).

4. Разрешать конфликтные ситуации, возникающие в процессе волонтерской деятельности.

5. Проводить обучающие семинары и тренинги.

Заповеди волонтеров школы

  • Найди того, кто нуждается в твоей поддержке, помоги, защити его.
  • Раскрой себя в любой полезной для окружающих и тебя самого деятельности.
  • Помни, что твоя сила и твоя ценность - в твоем здоровье.
  • Оценивай себя и своих товарищей не по словам, а по реальным отношениям и поступкам

Правила деятельности волонтера:

  • Если ты волонтер, забудь лень и равнодушие к проблемам окружающих.
  • Будь генератором идей!
  • Уважай мнение других!
  • Критикуешь – предлагай, предлагаешь - выполняй!
  • Обещаешь – сделай!
  • Не умеешь – научись!
  • Будь настойчив в достижении целей!
  • Веди здоровый образ жизни! Твой образ жизни – пример для подражания.

Кодекс волонтеров:

  • Хотим, чтобы стало модным – Здоровым быть и свободным!
  • Знаем сами и малышей научим, Как сделать свое здоровье лучше!
  • Акции – нужное дело и важное. Скажем вредным привычкам – НЕТ! Мы донести хотим до каждого: Глупо - самим причинять себе вред! (Акции против табакокурения алкоголизма, наркотиков и СПИДа)
  • Кто тренируется и обучается, У того всегда и все получается. Тренинг лидерства, тренинг творчества. Приятно общаться, действовать хочется! (Два в одном – обучение и общение. Тренинги “Я - лидер”, “Уверенность в себе”, “Успешное общение”, “Твоя цель – твой успех”, “Ты и команда”, “Я – творческая личность”)
  • Готовы доказать на деле: Здоровый дух – в здоровом теле! ( Участие в конкурсах по пропаганде ЗОЖ)
  • Проблема. Цели. Ресурсы и срок. В работе первое дело – планирование! Волонтеры освоили новый подход – Социальное проектирование!
  • День волонтера имел успех. Желающих много – берем не всех! Ждет новичков перевоплощение – Испытание, клятва и посвящение! (После творческих испытаний – посвящение в волонтеры.)
  • Соблазнов опасных подальше держись. С нами веди интересную жизнь! Думай, когда отвечаешь “нет” и “да” И помни, что выбор есть всегда!

РАБОТА ВОЛОНТЕРОВ

осуществляется по трем НАПРАВЛЕНИЯМ:

  1. «Мы в ответе за нашу планету» - организация субботников, экологических десантов;

Изучение экологической обстановки в регионе; формирование правовой и экологической культуры; озеленение прилегающей территории, аудиторий школы; участие в экологических мероприятиях района.  

Цель: способствовать положительным изменениям состояния окружающей среды.

  1. «Связь поколений!» -  помощь ветеранам, вдовам труженикам тыла  Великой Отечественной войны ;

Историческое значение каждого русского человека измеряется его заслугами Родине, его человеческое достоинство – силой его патриотизма.

Н.Г.Чернышевский

Актуальность:        

  1. Молодое поколение стало забывать о значении победы в Великой Отечественной Войны, сама победа стала историй, сухими фактами из учебника.
  2. Отсутствие должного внимания подрастающим поколением к историческим корням -  ветеранам войн и труженикам тыла века  великих потрясений.  

Цель: воспитание способности делать свой жизненный выбор и нести за него ответственность, отстаивать свои интересы, своего отряда,  своей семьи, своего народа, государства, освоение навыков самоуправления.

Задачи:

  1.  Формировать гордость за отечественную историю, сохранять историческую память поколений в памяти потомков;
  2. Воспитать уважение к национальной культуре, своему народу, традициям своей страны.
  3. Проявлять свою гражданскую позицию, бороться с безнравственными и противоправными поступками людей.  

  1. «Спорт и здоровый образ  жизни!» - пропаганда ЗОЖ как альтернатива алкоголизму, табакокурению и наркомании.

Актуальность:

Наша современная молодежь не ведет здоровый образ жизни. Двигательная активность детей стала очень низкой, спорт и физическая культура перестали быть значимыми. Такое положение вещей угрожает психическому и физическому здоровью школьников.

Цель: формирование у учащихся всех возрастов понимания значимости здоровья для собственного самоутверждения.

Задачи:

  • Воспитать у сверстников культ здоровья и научить их основам здорового образа жизни.
  • Формировать у школьников навыки сопротивления влиянию социальной среды.
  • Способствование преодолению вредных привычек учащихся путем привлечения их к физкультуре и спорту.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Основной результат работы – формирование в ходе деятельности более ответственной, адаптированной, здоровой личности.

  • Владеть знаниями о здоровом образе жизни и уметь аргументировано отстаивать свою позицию, формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения.

  • Увеличение количества детей и подростков, вовлеченных в волонтерские отряды.
  • Привлечение детей и подростков к общественно значимой деятельности и уменьшение количества несовершеннолетних состоящих на внутришкольном учете и учете в ПДН.
  • Уметь общаться с учащимися и взрослыми, владеть нормами и правилами уважительного отношения.
  • Участвовать в акциях по здоровому образу жизни организуемых школой, районом.

Система навыков приобретенных в школьном волонтерском отряде:

  • навык ответственного принятия решений;
  • навык критического мышления и способности сделать правильный выбор;
  • навык конструктивного поведения и управления собой в различных ситуациях.

Основные принципы:

  • добровольность
  • толерантность
  • безвозмездность
  •  инициатива и оптимизм
  • патриотизм
  • взаимопомощь и поддержка
  • развитие и самореализация
  • партнерство и сотрудничество
  • правовое равенство

ПЛАН

работы волонтерского отряда  "Уникум» на 2019/2020 уч. год

Мероприятия

Сроки

Работа Клуба волонтёров (КГБУ «Камчатский центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции» г. Петропавловск- Камчатский, ул. Фрунзе, д. 8)

Популяризация опыта подростковых объединений, стимулирование социальной активности.

В течение года (1 раз в два месяца)

Составление плана работы на год;

Планирование совместной деятельности КГБУ «Камчатский центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции» и волонтёрской группы МБОУ «ЕСШ №8»

Сентябрь

Школьная благотворительная акция "Подари игрушку первокласснику"

Сентябрь-октябрь

Организационное заседание волонтёрской команды. Распределение поручений. Тренировочные (теоретические и практические) занятия с членами школьной волонтерской команды

1 раз в четверть

“Полезные и вредные привычки”  игра для школьников  начального и среднего звена.

Октябрь

 Проведение тематических  часов «Влияние алкоголя на здоровье человека»  для детей старшего звена

Ноябрь

Участие в краевом этапе Всероссийской акции «Я выбираю спорт как альтернативу пагубным привычкам».

Ноябрь

Акция  «Диалог памяти», посвящённая Дню неизвестного солдата

Декабрь

Выпуск буклетов о правильном питании “Мифы и реальность”

Февраль

Конкурс плакатов “Мы и наше здоровье”

Март

Агит. бригада “Как сказать наркотикам: “Нет!”.

Всероссийская акция патриотической направленности «Георгиевская ленточка»

Апрель

Акция «Чистое слово», (выпуск буклетов, листовок, конкурс рисунков)

Акция патриотической направленности «Дари добро», «Открытка ветерану»

Апрель-май

Участие в параде Победы, поздравление ветеранов ВОв.

9 мая

Наведение порядка и благоустройство пришкольной территории (субботник)

Май

Участие во Всероссийской антитабачной акции «31 мая – день отказа от курения»

Май

Подведение итогов работы

Май

  • Даты и темы могут редактироваться

Таким образом, опираясь на собственные традиции и используя инновационный подход, мы реализовываем данную программу в нашей школе.



Предварительный просмотр:

ПЛАН

работы волонтерского отряда  "Уникум» на 2019/2020 уч. год

Мероприятия

Сроки

Работа Клуба волонтёров (КГБУ «Камчатский центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции» г. Петропавловск- Камчатский, ул. Фрунзе, д. 8)

Популяризация опыта подростковых объединений, стимулирование социальной активности.

В течение года (1 раз в два месяца)

Составление плана работы на год;

Планирование совместной деятельности КГБУ «Камчатский центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции» и волонтёрской группы МБОУ «ЕСШ №8»

Сентябрь

Школьная благотворительная акция "Подари игрушку первокласснику"

27.09.2019 - 25.10.2019

Организационное заседание волонтёрской команды. Распределение поручений. Тренировочные (теоретические и практические) занятия с членами школьной волонтерской команды

1 раз в четверть

Полезные и вредные привычки”  игра для школьников  младшего и среднего возраста

Октябрь

 Проведение тематических  часов «Влияние алкоголя на здоровье человека»  для детей старшего возраста

Ноябрь

Участие в краевом этапе Всероссийской акции «Я выбираю спорт как альтернативу пагубным привычкам».

Ноябрь

Акция  «Поменяй сигарету на конфету!»

Декабрь

Выпуск буклетов о правильном питании “Мифы и реальность”

Февраль

Конкурс плакатов “Мы и наше здоровье”

Март

Агит. бригада “Как сказать наркотикам: “Нет!”.

Акция «Чистое слово» (выпуск буклетов, листовок, конкурс рисунков)

Апрель-май

Участие в параде Победы, поздравление ветеранов ВОв.

9 мая

Наведение порядка и благоустройство пришкольной территории (субботник)

Май

Участие во Всероссийской антитабачной акции «31 мая – день отказа от курения»

Май

Подведение итогов работы

Май

  • Даты и темы могут редактироваться

Таким образом, опираясь на собственные традиции и используя инновационный подход, мы реализовываем данную программу в нашей школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа волонтёрского движения

Программа волонтёрского движения...

Программа волонтёрского отряда "Парус Надежды"

Клятва волонтеров  Вступая в ряды волонтерского отряда торжественно клянемся: - быть честными; - дисциплинированными; - не курить, не принимать алкогольные н...

«Волонтёр» Программа волонтёрской работы

Программа "Волонтёр" ориентирована на учащихся школы. Она определяет основные пути развития системы волонтёрской работы среди учащихся школы, ее основные компоненты, позволяющие формировать ...

Рабочая программа Волонтёрского движения «ВолЯ»

Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников старшего школьного  возраста и разработана с учетом Концепции духовно-нравственного воспитания...

Рабочая программа внеурочной деятельности волонтёрского отряда «Энергия жизни»

Программа волонтёрского отряда «Энергия жизни» направлена на развитие волонтёрского движения в школе и в городе, и предполагает  включение подростков в социально-значимую деятельность...

Рабочая программа по внеурочной деятельности - волонтёрское движение "Единство"

Волонтерство – это институт воспитания Семейственности, Честности, Справедливости,Дружбы, Верности, Милосердия, Вдохновения, Ответственности, Созидательности,Терпимости, Трудолюбия, Умеренности,...