Воспитательное мероприятие «Чтобы не забыть – надо знать и помнить!», посвящённое воинам-интернационалистам, Дню вывода войск из Афганистанаа
методическая разработка (7 класс)

Гришина Ирина Леонидовна

Цель: расширить знания воспитанников о воинах-интернационалистах;

 воспитание у воспитанников патриотических чувств и глубокого уважения к истории нашей страны, на примере выполнения интернационального долга советскими солдатами и офицерами в Демократической Республике Афганистан в 1979 – 1989 гг.

Задачи:
1) познакомить воспитанников с историей войны в Афганистане, героями,

 исполнявшими интернациональный долг; 
2) сформировать представление о воинском долге и верности Отечеству, о нравственном поведении личности в суровых условиях войны; 
3) эмоционально стимулировать патриотические чувств воспитанников; 
4) воспитать желание сохранить мир для будущих поколений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_sayt.docx27.99 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитательное мероприятие 

«Чтобы не забыть – надо знать и помнить!», посвящённое воинам-интернационалистам, Дню вывода войск из Афганистана

Дата проведения: 15 февраля 2020г.

Участники: воспитанники 10 отряда ФГБУ «РСРЦ для детей- сирот»

Цель: расширить знания воспитанников о воинах-интернационалистах;

 воспитание у воспитанников патриотических чувств и глубокого уважения к истории нашей страны, на примере выполнения интернационального долга советскими солдатами и офицерами в Демократической Республике Афганистан в 1979 – 1989 гг.

Задачи:
1) познакомить воспитанников с историей войны в Афганистане, героями,

 исполнявшими интернациональный долг; 
2) сформировать представление о воинском долге и верности Отечеству, о нравственном поведении личности в суровых условиях войны; 
3) эмоционально стимулировать патриотические чувств воспитанников; 
4) воспитать желание сохранить мир для будущих поколений.

Оборудование и материалы: компьютер, проектор, выставка книг «Эхо необъявленной войны», выставка рисунков, стенд,оформленный воспитанниками «Чтобы не забыть – надо знать и помнить!», поделка «Вечный огонь», красные тюльпаны, электронная презентация, разработанная для мероприятия, видеоролики, аудио-материалы (фонограммы песен: «Память», Журавли», «Пароль–Афган», «Любой ценой«Зажгите свечи», видеофрагмент о вертолете «Черный тюльпан»;)

Этапы и виды деятельности воспитанников:

1.Этап анализа предшествующей педагогической ситуации и целеопределения.

Вид деятельности воспитанников: участвуют в коллективном планировании

2. Этап организационной части воспитательного мероприятия

Вид деятельности воспитанников: коллективная творческая.

В подготовке мероприятия участвуют воспитанники. Дети делятся на микро группы, каждая из которых занимается своим делом: оформление стенда,   подготовка рисунков, создание электронной презентации, оформление мероприятия, поиск музыкального материала, постановка танца и разучивание песни, стихотворений.

3.Этап основной части воспитательного мероприятия - проведение мероприятия: начало (создание психологического настроя, активизация внимания воспитанников), основная часть, заключительная часть.

Вид деятельности воспитанников: ценностно-ориентационная.

Ожидаемые результаты:

  • подготовка обучающихся к участию в общественно-политической жизни страны, готовности достойного служения Отечеству;
  • решение проблемы преемственности поколений;
  • повышение статуса героико-патриотического воспитания в образовательных учреждениях.

                                     Ход мероприятия

Создание психологического настроя, активизация внимания воспитанников.

(Слайд 1видео Песня «Память»)

(Слайд 2 «Чтобы не забыть – надо знать и помнить!».)

 Педагог: Здравствуйте, уважаемые педагоги, дорогие воспитанники, Центра! Наше мероприятие посвящено 31- годовщине вывода войск из Афганистана, афганской войне и воинам- интернационалистам -

 «Чтобы не забыть – надо знать и помнить!».

И память эта будет жива, пока мы об этом помним и говорим.

 Во все времена мы ценим и уважаем воина, Защитника Родины. Мы преклоняемся перед доблестью и героизмом тех, кто вернулся с полей сражения, кто сложил голову, защищая свой дом, детей, Россию.

 Тогда, в 45м, празднуя Победу, все были уверены, что закончилась последняя в истории человечества война… Но судьба распорядилась иначе. Внуки тех, кто добывал мир, вновь взяли в руки оружие.

Ведущий 1: Пожалуй, на земле никогда не наступит такое время, когда слово «солдат» станет ненужным и незнакомым. Войны на нашей планете не прекращаются с древних времен. А путь войны всегда страшен

Исполнение песни «Журавли» (воспитанница )

          Танец (в образе журавлей) (танц. группа девочек отряда)

(Слайд3 «Путь войны всегда страшен»)

Педагог: ВОЙНА …– это страшно! Что же таит в себе это слово?

Воспитанник: ВОЙНА –— конфликт между политическими образованиями — государствамиплеменамиполитическими группировками и так далее,  

— происходящий на почве различных претензий, в форме вооружённого противоборствавоенных (боевых) действий между их вооружёнными силами.

Как правило, война является средством навязывания оппоненту своей воли.

Ведущий 2

Так уж вышло, что история России – это история воинского долга.

Ни одно государство в мире не вынесло за свою историю столько войн.

Педагог :мировых нашествия прокатились по нашей земле и, разбившись о стойкость русских, исчезли в безвестности.

У всех на пути к нему встала РУСЬ, РОССИЯ.

Ведущий 1.   15 февраля — день памяти о тех, кто отдал свой воинский долг, не предав присягу.

Это День вывода войск из Афганистана праздник афганцев-ветеранов и

день памяти воинов-интернационалистов

 (Слайд 5 «Воины-интернационалисты»)

Педагог : Кто они? ВОИНЫ – ИНТЕРНАЦИОНАЛИСТЫ?

Воспитанник: Воинами- интернационалистами считались военные, которые участвовали в вооруженных конфликтах на территории других государств.  Воинов-интернационалистов отправляли поддерживать иностранные политические движения, и часто это делалось тайно.

Во время Гражданской войны воинами-интернационалистами называли иностранных граждан, участвовавших в Гражданской войне на стороне Советской РоссииВ годы Афганской войны так называли советских военнослужащих в Афганистане.

Воспитанник

Вспомним тех, кто воевал

За пределами Отчизны.

Вспомним тех, кто отдавал

Свои судьбы, свои жизни!

Вспомним тех, кто не пришел,

Вспомним их скупым молчанием,

Вспомним тех, кто не ушел от клятвы и от обещаний

Ведущий 2. Историки подсчитали, что после Второй мировой войны 1,5 миллиона наших граждан принимали участие более чем в 30 вооруженных конфликтах за пределами страны, 25 тысяч из них погибли. Наши солдаты и офицеры воевали в Корее, Вьетнаме, Афганистане, Сирии и Египте, Мозамбике, Анголе и других странах. Российские военнослужащие «тушили горячие точки» в республиках бывшего СССР, были в составе миротворческого контингента в Югославии, Абхазии, Южной Осетии.

Ведущий 1.Самый жестокий из всех вооруженных конфликтов, в которых участвовала Россия, состоялся на территории Афганистана.

Ведущий 2

Изучают в школе дети где-то
Континенты света, климат стран
И не знают, что на белом свете
Есть страна пустынь – Афганистан

(Слайд 6 «Географическая справка об Афганистане») 

Воспитанник

Южная Азия, где расположен Афганистан, отделена от остальной Азии цепью массивных горных хребтов. По территории Афганистана тянется второй в мире по высоте горный хребет засушливый Гиндукуш. Он идет через Центральный Афганистан.

Столица: Кабул.

Государственный язык: афганский, персидский,

пушту.

Другие языки: узбекский, турецкий.

Основные религии: ислам 99%, индуизм, иудаизм

Ведущий2. «Настал черед, пришла пора, взять в руки автомат

Забудь про то, кем был вчера. Сегодня – ты солдат»

(Слайд 7 «Начало Афганской войны»)

Ведущий1   25 декабря 1979 года в 15.00 часов наши войска, верные воинской присяге, отправились на чужую землю защищать интересы своего народа и выполнять “интернациональный долг”. Это был страшный   день для парней 18-19 лет. Это день начала Афганской войны…

Воспитанник.

Стихотворениет«Получают мальчики повестки,

И уходят мальчики служить…»

Педагог. -Что же такое Афганская война?

Воспитанник: Афганская война – военный конфликт на территории Демократической Республики Афганистан (ДРА).

В этом конфликте принимал участие ограниченный контингент советских войск.

Конфликт проходил между правительственными войсками Афганистана и вооруженными формированиями афганских моджахедов.

 Педагог. Мы с ребятами в процессе подготовки ознакомились с военным жаргоном, который обогатился новыми, на то время, терминами:

(СЛАЙД 9 «Черный тюльпан», «Груз-200»)

 Воспитанник. Цифра «200» обозначает среднюю массу одного цинкового гроба с помещенным внутрь него телом умершего. Чаще всего термин «груз 200» применяется к скончавшимся военнослужащим, но на самом деле в ящиках из цинка перевозят не только их тела, но и тела гражданских лиц

(СЛАЙД 10 Видеофрагмент о вертолете «ЧЕРНЫЙ ТЮЛЬПАН») 

(СЛАЙД 11 «Война в Афганистане длилась…»)

Педагог. В Афганистане наши солдаты воевали более 9 лет. Точнее 9 лет, 1 месяц, 21 день.

Ведущий2

 Согласно статистике, в Афганистане каждый день погибало 4 человека.

В боях было сбито 333 вертолета, 118 самолетов, автомобилей и бензовозов – более 11 тысяч единиц!

(Слайд 12 «Цифры войны»)

Ведущий1. За 9 лет через Афганистан прошли более 600 000(шести ста тысяч) советских солдат.

За время боевых действий российские военнослужащие проявляли чудеса героизма

86 человек получили звание Герой Советского Союза (28-посмертно), сотни тысяч были награждены медалями и орденами за боевые подвиги.

За время войны пропали без вести и оказались в плену 417 военнослужащих, из них на родину вернулись только 130.

Советскому Союзу война обошлась в 15 тысяч погибших, 37 000 искалеченных.

Стали инвалидами войны – 6тысяч 669 человек.

 (Слайд 13 «Вывод войск из Афганистана»)

Ведущий 2. 15 февраля 1989 года государство Афганистан покинули последние советские войска.

Воспитанник

В день вывода войск из Афганистана

Вздохнула спокойней родная страна,

И мы повторять будем вновь неустанно:

Не надо войны, нам война не нужна.

Желаем всем только лишь мирного неба,

И близких людей никогда не терять,

Чтоб было достаточно теплого хлеба,

И чтоб по-другому свой долг выполнять...

Воспитанник

И в этот день — 15 февраля

Мы скажем, воинов, погибших вспоминая:

Пускай от войн очистится Земля,

Чтоб не постигла никого судьба такая!

Воспитанник

Сегодня день такой настал:

Сказать хотелось очень

О тех, кто был в Афганистан

Заброшен давней ночью.

О тех, кто долг свой исполнял

В совсем чужой стране,

Кто власть чужую защищал

И канул на войне.

Педагог. Каждый год, в этот памятный день ,15 февраля, собираются те, кто прошел Афганскую войну. Памятные митинги проходят во всех городах и селениях, у мемориалов и памятников. Для посещения открыты Музеи боевой славы воинов-интернационалистов. Участники мероприятий вспоминают тех, кто погиб на той войне, отдают дань уважения живым и семьям воинов-интернационалистов.

(Слайд 14 «Музей боевой славы воинов-интернационалистов в Евпатории»)

 В нашем городе тоже есть Музей боевой славы воинов-интернационалистов, экспозиция которого рассказывает о событиях Афганской войны, о евпаторийцах, выполнявших свой интернациональный долг в составе ограниченного контингента советских войск.

(Слайд 15«Памятник афганцам»)

А в тихом сквере афганцев находится памятник воинам- афганцам, воинам, павшим, выполняя свой долг.

Памятник воинам-афганцам (Евпатория)

Памятник находится в одноименном сквере по улице Некрасова. Установлен в 1993 году. Монумент представляет собой сердце, расколотое горами пополам, и на его фоне - 12 солдатских фигур, по количеству погибших евпаторийцев.

Педагог. В нашем отряде у одного из воспитанников, Иванова Никиты, дядя тоже воевал в Афганистане.

Слово Никите.

Педагог. Во время подготовительного этапа мы с ребятами провели акцию «Красный тюльпан». Красный тюльпан связывают с этой датой не случайно. Он является символом войны в Афганистане. Каждый из ребят отряда принял участие в данной акции, изготовив своими руками красные тюльпаны (КРАСНЫЙ ТЮЛЬПАН-это вид казни, который избирали душманы для российских пленных солдат.)

Воспитанник

Я не знаю, кому и зачем это нужно,

Кто послал их на смерть не дрожащей рукой,

Только так бесполезно, так зло и ненужно

Опускали их в вечный покой.

(Слайд 16 Песня с видео «Любой ценой вернуть бойцов назад»)

Педагог:

Мы, повстречавшись на родной земле,

Уйдя в круговорот воспоминаний,

Помянем не вернувшихся парней

Единственной минутою молчанья

(Слайд17 «Свечи»)

МИНУТА МОЛЧАНИЯ

(СЛАЙД 18 «След Афганской войны…»)

Ведущий 1 Война в Афгане оставила след в искусстве и культуре народов. Она отразилась в литературе: Михаил Евстафьев «В двух шагах от рая», Эдуард Тополь «Красная площадь»;

Ведущий 2.В музыке «Баллада об афганце», «Караван», «В горах Афгании»,

В киноматографии - самая известная художественная картина, посвященная событиям в Афганистане – фильм ФЕДОРА БОНДАРЧУКА «9 РОТА»

Ведущий 1. Всю свою боль и переживания воины Афгана отображали в своих письмах родным.  Солдатские письма из Афганистана сегодня воспринимаются как достоверный исторический документ ушедшей эпохи. Это мысли, настроения, переживания обычных парней, попавших на войну в возрасте 18- 19 лет. Кто-то писал о дедовщине, другие отправляли лирические послания любимым девушкам, а большинство ребят старались успокоить своих родных и близких.

ИНСЦЕНИРОВКА «Незаконченное письмо солдата»

(Солдат в афганской форме пишет письмо и читает)

(Воспитанница, прижимая «пробитый пулей» конверт,продолжает  читать слова)

Педагог.

Ветер горячий, горы, песок

Матери пишет с Афгана сынок,

Весточку ей принесет почтальон

Завтра с войны возвращается он…

( Чтение солдатских писем )

Воспитанник (письмо из конверта)

Ведущий 2. Каждое время рождает свои песни, но они не уходят, а остаются, волнуют и тревожат,ведь в тех песнях была правда о той войне. 

(Слайд 19ВИДЕОКЛИП «Пароль -Афган»)

Ведущий1.Память о тех, кто прошел дорогами войны, и кто не вернулся в родной дом, для которых совесть, долг, отечество, честь были главными в жизни пусть останется в наших сердцах частицей гордости за них.

Педагог:В русском народе живет убеждение, что истинный человек и сын Отечества есть одно и то же. Патриотизм, любовь к Родине, преданность ей, стремление защищать ее от врагов, обходимое, чувство долга.

Надеюсь, что сегодняшняя встреча была для вас небесполезной, пусть она останется в ваших сердцах напоминанием того, Чтобы не забыть – надо знать и помнить! А пока жива человеческая память, жив и сам Человек.

А войны, какими бы ни был, они остаются в памяти народа. И мне хочется пожелать, чтобы мы никогда не увидели войны.

Воспитанники.

Нам оставлено в наследство

Самая великая страна,

Где детство, там войне нет места

Все: Несовместимы дети и война!

 Педагог. 

РЕФЛЕКСИЯ   Дорогие ребята! Пусть вам на вашем жизненном пути никогда не придётся испытать и сотой доли того, что пришлось испытать солдатам в Афганской войне.

На столе лежат разноцветные листочки. Это символы отблесков огня.

 Сейчас мы зажжём “живой огонь” из этих лепесточков. Он будет символизировать те чувства, которые вы сегодня испытали.

 Каждый цвет обозначает то или иное чувство: красный – гордость; жёлтый – скорбь; оранжевый – слёзы; белый – равнодушие. 

(Воспитанники «зажигают «живой огонь»)

- Таким образом получился вечный огонь, и мы видим, что равнодушных сегодня не было. 

На этом торжественное мероприятие, посвященное 31 - годовщине вывода войск из Афганистана, афганской войне и воинам- интернационалистам, закончено.

В мероприятии принимали участие воспитанники 10 отряда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час, посвящённый воинам-интернационалистам.

Фотоальбом участников.Музыка очевидцев....

Надо знать, чтобы помнить...

Данный материал содержит краткую информацию об участниках ВОв из моей семьи...

Классный час "Это надо знать и помнить"

Конспект классного часа "Это надо знать и помнить"...

Сценарий воспитательного мероприятия «Чтобы не забыть – надо знать и помнить!», посвящённое воинам-интернационалистам, Дню вывода войск из Афганистана

Сценарий воспитательного мероприятия «Чтобы не забыть – надо знать и помнить!», посвящённое воинам-интернационалистам, Дню вывода войск из Афганистана...