ТЕМА - ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ.
методическая разработка (6 класс)

Елисейкина Ирина Муяссаровна

Цели: - Дать детям понятия «патриотизм», «гражданственность». Развивать творческий потенциал воспитанников;

- Определить отношение каждого воспитанника и позиции «быть патриотом» своей Родины.

С чего начинается гражданско-патриотическое воспитание? Стоит ли в наше время уделять этому вопросу серьезное значение? И во что должен верить сам воспитатель, родитель, говорящий о патриотизме?

Давайте задумаемся: какой станет наша жизнь, если вскоре из русского языка, из нашего лексикона и сознания исчезнут такие понятия, как патриотизм, патриот, чувство патриотизма, Родина, отчизна, гражданин, чувство долга.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл beseda.5.03.2020.docx159.72 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «Ижморская общеобразовательная школа-интернат психолого-педагогической поддержки».

ВОСПИТАТЕЛЬСКИЙ ЧАС

 на тему: «ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ»

hello_html_6d3a0a35.jpg

Елисейкина И.М.

Воспитатель


ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Цели: - Дать детям понятия «патриотизм», «гражданственность». Развивать творческий потенциал воспитанников;

- Определить отношение каждого воспитанника и позиции «быть патриотом» своей Родины.

С чего начинается гражданско-патриотическое воспитание? Стоит ли в наше время уделять этому вопросу серьезное значение? И во что должен верить сам воспитатель, родитель, говорящий о патриотизме?

Давайте задумаемся: какой станет наша жизнь, если вскоре из русского языка, из нашего лексикона и сознания исчезнут такие понятия, как патриотизм, патриот, чувство патриотизма, Родина, отчизна, гражданин, чувство долга.

Ход в/часа:

Воспитатель: Жил-был город. Дома в нем были высокие, прочные, улицы широкие, светлые, но все какие-то одинаковые. Так что даже самые старожилы легко могли заблудиться. Люди в этом городе жили разные, но все они очень похожи и вот почему.

Все они не умели радоваться хорошему и огорчаться плохому. Никто не улыбался от радости, видя просыпающийся утром цветок, купающегося в луже воробья, озорные лучики солнца, пробивающиеся сквозь густую листву деревьев.

Но правила без исключений не бывает, вот и в этом городе жил один чудак. Он был обыкновенным человеком, но жителям города казался чудаком, п.ч. мог подолгу смотреть, как падают листья, мог беседовать о чем-то с воробьями, мог услышать и даже записать, о чем шелестят деревья. А порой он произносил фразы, которые казались жителям города странными и непонятными:

Не то, что мните вы, природа

Не слепок, не бездушный лик-

В ней есть душа, в ней есть свобода,                 

В ней есть любовь, в ней есть язык...        

И некий чудак чувствовал эту душу, ощущал свободу, праздновал любовь и понимал язык...

Он замечал то, чего не видели остальные и, главное, мог удивительно точно и красиво об этом сказать, ведь на самом деле он не был чудаком, а был...

Кем же он был?

Ответы: Творцом, волшебником, писателем, рассказчиком, поэтом, композитором...

  • Да действительно, он был поэтом. Поэтом, рисовавшим словами пейзажи - портреты природы.
  • Мир природы в стихах несет высокие нравственные ценности. А каждое поэтическое слово предстает перед нами, как волшебство, и нам хочется снова и снова проникать в его тайны.

Музыка «Гляжу в озера синие» и видеоряд, отражающий слова песни — картины русской природы.

  • Что удивительно, слушая звуки, издаваемые нежнейшими струнами души поэта,

вступая в мир взаимопроникновения и взаимообогащения человека. и природы;

слушая созвучные голоса природы и души поэта;

понимая еле уловимые изменения в окружающем мире,

ощущая дыхание и движение листика, травинки, цветочка,

мы где-то в глубине сердца, души, интуитивно ощущаем присутствие чего-то невидимого, неслышимого, но жизненно необходимого, значительного...

Чье же это присутствие?

Ответы: Родины, родной земли, Отчизны.

- Действительно, вспомните, читая стихи о природе, подбирая картины, иллюстрирующие их, мы всегда говорили о Родине.

Когда сердце открывается навстречу солнцу, цвету, запахам, и мы с новой силой переживаем чувство родины, ощущаем неразрывную связь с ней.

Родина одухотворена - Родина и воспринимающая ее душа неразделимы, чувство Родины неизбывно для поэтов, художников, музыкантов. Какой бы национальности они ни были, на каком бы языке они ни рисали. Слова и краски мастеров настолько созвучны, что не говорить об этом нельзя.

Вот и решили мы с ребятами, продолжая тему человека, природы, Родины в литературе и искусстве провести урок-подарок родной земле, из стихов и цветов сплести «Венок любви к Отчизне».

Домашнее задание было подобрать стихотворение о Родине и подумать, какой цветок вплели бы вы в подарочный венок Отчизне.

Почему венок из цветов и стихов спросите вы?

Может быть, потому чтобы еще раз убедиться в верности слов А.Блока: «В душе каждого человека есть клапан, отворяющийся только поэзией».

Пожалуйста, ребята, ваши стихи и цветы.

Ответы: (воспитанники рассказывают стихи о Родине, выученные к уроку, и «вплетают» в венок свои цветы в знак любви к Отечеству, объясняя, почему выбрали именно этот цветок, — прикрепляют по кругу к венку на доске изображения цветов, можно аппликацию). Рассказывают стихотворение Прокофьева «Мне о России надо говорить...»

Мне о России надо говорить

Да, так, чтоб вслух стихи произносили,

Да так, чтоб захотелось повторить,

Сильнее всех имен сказать: «Россия!»

Сильнее всех имен произнести,

Сильнее матери, любви сильнее

И на устах отрадно пронести

К поющим волнам, что вдали синеют.

Не раз наедине я был с тобой,

Просил участья, требовал совета,

И ты всегда была моей судьбой,

Моей звездой, неповторимым светом.

Он мне сиял из материнских глаз,

И в грудь вошел, и в кровь мою проник,

И если б он в груди моей погас,

То сердце б разорвалось в тот же миг!

И стихотворение Гафеза «Да, я ирон...»

Беседа:

  • Ребята, скажите, какой теме посвящены стихи?

А как рассказывают о Родине авторы строк?

Одинаково?        

А какова же идея всех стихотворений, что хотят сказать нам авторы стихов?

Назовите идею словами стихов, которые вы рассказывали:

Там, где отчий дом, Родина твоя...

Родина бывает разная, но у всех она одна...

Как ты хороша, Родина моя!

Дарованы и слова, и бессмертье земле Осетии...

Любите Родину!

  • Действительно, общая идея всех этих стихов - Любовь к Родине

Музыка «Я люблю тебя, Россия».

- Вы видели и слышали, что стихи очень разные. Однако при всех индивидуальных различиях стихи русских поэтов Прокофьева, Евтушенко, Петровской, Александровой, азербайджанского поэта - Абдуллы Шайка, осетинских поэтов Хетагурова, Гафеза, Ады Томаевой, литовского поэта Матутиса объединяет глубокое чувство родины, осознание нерасторжимой связи с ней. И все это они передают нам в наследство, на память.

Воспевая свою, особенную, Русь, верит каждый художник, поэт, музыкант, что га стихи, картины, музыка защитят росток любви к заповедной красоте лесного озера, к белоснежным птицам, к бескрайним лесам, высоким горам, ко всему тому, что мы называем Родиной, потому что, как писал К.Г.Паустовский, «Любовь к родной природе - один из вернейших признаков любви к своей стране».

И если вы способны испытывать очарование сверкающей зелени, теплых запахов трав, солнечных светотеней, если от радости ходить по земле вашу душу охватывает ветерок счастья, навеянного золотым днем истинной красоты бытия, то и вы найдете свой, единственной цветок в подарок Отчизне (ведь не обязательно это должны быть стихи, каждому — свое), и Родина с благодарностью примет его в «венок любви к Отчизне».

Музыка «Ма Ирыстон» в исполнении В.Сагкаева и видеоряд картин природы Осетии.

Воспитанники говорят о любви к Родине, о необходимости ее беречь, защищать и помогать ей. Они видят негативные процессы и явления, с которыми необходимо вести борьбу, и начинают понимать, что на них, будущих граждан России, возлагается ответственность за будущее страны.

Подлинное воспитание возможно только через «проживание», сопереживание. Поэтому в беседах нужно приводить множество фактов и примеров, взывающих к чувствам.

Может быть, в результате такой общей работы из этих мальчишек и девчонок, сегодня так трепетно рассказывающих стихи о родной земле и выбирающих для нее любимые цветы, и вырастут истинные патриоты?

Сегодня гражданско-патриотическое воспитание является важной частью целостного учебно-воспитательного процесса общеобразовательной школы, целью которого ставится формирование разносторонне развитой личности, способной реализовать творческий потенциал в динамичных социально- экономических условиях, как в собственных жизненных интересах, так и в интересах общества (продолжение традиций, развитие науки, культуры, техники, укрепление преемственности поколений). На формирование гармонически развитой личности со стойкими патриотическими убеждениями направлена учебно-воспитательная работа в общеобразовательном учреждении.

В основе гражданско-патриотического воспитания лежит развитие у воспитанников самосознания в процессе усвоения художественного материала, усиления нравственной направленности изучения литературы в школе, применение активных форм, методов и приемов познавательной, творческой деятельности.

Уважение к вековым традициям народа, национальным идеалам, ко всему тому лучшему, что было создано предками, героизм, защита Родины, самопожертвование, сострадание, нравственная чистота - все эти идеи проходят красной нитью воспитательного процесса на протяжении всех лет обучения в школе.

Одна из задач в/часа - показать, подчеркнуть, донести до ребят преемственную связь времен и народов, связь поколений, связь между прошлым, настоящим и будущим. В процессе работы применяются активные формы и методы проведения занятий, направленные на формирование у учащихся патриотических взглядов и убеждений: диалоги, дискуссии, рефераты, эссе, сочинения и другие творческие работы. Причем важными факторами являются индивидуально-личностное отношение к изучаемым произведениям, эмоциональное восприятие художественного материала как своеобразной основы познания окружающего мира, человека и самого себя.

Воспитанники систематизируют и углубляют свои знания, исследований, семинарских занятий, а также внеурочной деятельности, в результате которых происходит процесс формирования мышления, воспитание патриота и гражданина.

К предстоящей беседе поразмышлять на тему «С чего же, по твоему мнению, начинается Родина?» и написать небольшое эссе, в котором обозначить свою позицию. При этом надо обязательно объяснить ребятам, что в песне «С чего начинается Родина» у поэта М. Матусовского понятие и образ Родины ассоциируются с запевкой скворца, старой отцовской буденовкой, стуком вагонных колес, картинкой в букваре потому, что он это «прожил», «прочувствовал». Поэт отразил в песне близкие своему сердцу черты и сделал их достоянием многих людей. У каждого человека, гражданина, «формула» Родины складывается из своих слагаемых - они очень широки и имеют свои признаки и особенности.

В ходе в/часа подчеркнуть, что настоящий патриотизм не в выпячивании себя как патриота, не хождение под знаменами с песней, а способность делать важное и нужное всегда, даже тогда, когда об этом не просят, когда этого не видят и за это не награждают. Вспоминаем о бесчисленных могилах неизвестных солдат, которые покрывают российскую землю. О людях, которые, не ожидая наград, делали и делают свое дело, и делают его честно только потому, что это нужно Родине, единственной и лучшей в мире стране. И надо обязательно заметить, что лучшей в мире она становится тогда, когда ей отдаешь, а не только берешь, когда сделаешь для нее хоть маленькое дело, но для нее, а, значит, и для себя. Надо говорить о том, что патриотизм не в пламенных речах с трибуны, а в обычных делах: в посадке дерева около школы или дома, в том, чтобы не бросать мусор на землю и т.п. И даже в хороших оценках, потому что оценки — это тоже мера ответственности человека. Итогом такой воспитательной работы может стать начинающийся духовный поиск школьников.

        2020год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему "Гражданско-патриотическое воспитание в школе"

Текст выступления на школьном мероприятии "День открытых дверей в МОУ Овчинниковская СОШ"...

Обобщение опыта работы по теме: «Гражданско-патриотическое воспитание в условиях кадетской школы-интернат»

 В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением остаётся патриотическое воспитание. Сейч...

Выступление на семинаре по теме "Гражданско-патриотическое воспитание учащихся на уроках информатики"

В статье рассматриваются формы и методы работы по формированию гражданско-патриотического сознания учащихся...

Статья на тему: «Гражданско-патриотическое воспитание в школе – нравственная основа жизнеспособности государства»

Целью патриотического воспитания в школе является формирование патриотических чувств у обучающихся, развитие у них высокой социальной активности, гражданской ответственности....

Доклад на тему "Гражданско-патриотическое воспитание школьников: традиции и инновация".

Гражданско - патриотическое воспитание школьников: традиции и инновация....

Курсовая работа по теме "Гражданско-патриотическое воспитание школьников во внеурочное время «Я люблю тебя, Россия»"

Гражданско-патриотическое воспитание школьников во внеурочное время «Я люблю тебя, Россия»  (из опыта работы преподавателя-организатора ОБЖ)....