Программа внеурочной деятельности для 5-6 классов «Чудесные мгновения»
рабочая программа (5, 6 класс)

Тугаринова Нина Борисовна

Из всего многообразия видов творчества декоративно- прикладное является, наверное, самым популярным. Оно непосредственно связано с повседневным окружением человека и, призвано эстетически формировать, оформлять быт людей и среду их обитания. Оглянувшись вокруг, можно заметить, что все предметы декоративно- прикладного искусства вносят красоту в обстановку дома, на работе и в общественных местах.

С давних времен огромная часть изделий создавалась в домашних условиях. Женщины ткали полотно, шили одежду, вязали, создавали прекрасные картины. За все эти годы человечество собирало по крупицам опыт искусных мастеров, передавая и совершенствуя его от поколения к поколению. Интерес к отдельным ремеслам, то ослабевал, то вновь возрастал, немало появлялось ремесел новых, а некоторые забылись навсегда.

Программа рассчитана для обучения детей 11-14 лет. Программа рассчитана на 2 года обучения по 33 занятия, 66 часов и 2 часа на проведение конкурсов, посещение выставок, экскурсий во время каникул. Всего 68 часов.  Она предназначена для ведения факультатива по технологии у девочек 5-6 классов, а также для развития интереса и художественно- творческих способностей учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_vneurochnoy_deyatelnosti.doc150 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Булыкская средняя общеобразовательная школа»

«Рассмотрено»

Руководитель МО: _________

 ________/Бутакова Г.Н../

Протокол № 1

от 29.08.2019 г.

 

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР:

______________/БалдановаД.В./

«__»____________20___г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

    Внеурочной деятельности                    

    Класс                           5-6

    Количество часов              68

 Учитель          Тугаринова Н.Б.

Категория                 I (первая)

Стаж работы                   20 лет

2019-2020 г.

«Утверждено»

Директор школы: _________

________ /Тугаринов А.С./

Приказ № 44 от «30» 08.2019г.

Пояснительная записка

Из всего многообразия видов творчества декоративно- прикладное является, наверное, самым популярным. Оно непосредственно связано с повседневным окружением человека и, призвано эстетически формировать, оформлять быт людей и среду их обитания. Оглянувшись вокруг, можно заметить, что все предметы декоративно- прикладного искусства вносят красоту в обстановку дома, на работе и в общественных местах.

С давних времен огромная часть изделий создавалась в домашних условиях. Женщины ткали полотно, шили одежду, вязали, создавали прекрасные картины. За все эти годы человечество собирало по крупицам опыт искусных мастеров, передавая и совершенствуя его от поколения к поколению. Интерес к отдельным ремеслам, то ослабевал, то вновь возрастал, немало появлялось ремесел новых, а некоторые забылись навсегда.

Программа рассчитана для обучения детей 11-14 лет. Программа рассчитана на 2 года обучения по 33 занятия, 66 часов и 2 часа на проведение конкурсов, посещение выставок, экскурсий во время каникул. Всего 68 часов.  Она предназначена для ведения факультатива по технологии у девочек 5-6 классов, а также для развития интереса и художественно- творческих способностей учащихся.

Программа «Чудесные мгновения» по целевой направленности является прикладной. По содержательной направленности программа относится к художественно- эстетической.

Условно в программе можно выделить следующие этапы: 

1-й этап. Введение: даются общие сведения об организации работы коллектива.

2-й этап: Вязание с бисером (бусами) – обучающиеся узнают о старинном рукоделии, изготовлении самодельных бус, о способах нанизывания бисера на нить, декорировании цветочными мотивами, вязании и сборке квадратов, использовании одновременно нескольких цветов, изготовлении подвесок, вязании сетки с бусами, плетение плоских фигурок.

 3-й этап: Техника лоскутного шитья – обучающиеся узнают о приемах работы с лоскутами, технологии набора в квадрат из полосок, соединение деталей различной формы и размера в треугольник, изготовление изделий в форме полукруга, о технологии изготовления текстильного коллажа, аппликации, требованиях работы с лоскутами, получают сведения о цвете и композиции в лоскутных изделиях.

4-й этап: Игрушечный мир – обучающиеся знакомятся с технологией выполнения мягкой игрушки в домашних условиях, изготовление игрушек из фетра, игрушек из бисера, узнают историю возникновения игрушки.

5-й этап: Массовые мероприятия – организовываются экскурсии на выставки, в школьный музей, участие в конкурсах.

Все это способствует формированию интереса к декоративно- прикладному творчеству.

Цель программы:

-Воспитание личности творца, способного осуществлять свои творческие замыслы в области разных видов декоративно – прикладного искусства.

-Формирование у учащихся устойчивых систематических потребностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самоопределению в процессе познания искусства, истории, культуры, традиций.

Цель может быть достигнута при решении ряда задач:

 -Расширить представления о многообразии видов декоративно – прикладного искусства.

 -Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе с декоративно – прикладным искусством.

 -Вооружить детей знаниями в изучаемой области, выработать необходимые практические умения и навыки;

 -Учить замечать и выделять основные средства выразительности изделий.

 - Приобщать школьников к народному искусству;

 -Реализовать духовные, эстетические и творческие способности воспитанников, развивать фантазию, воображение, самостоятельное мышление;

 -Воспитывать художественно – эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность.

 -Помогать детям в их желании сделать свои работы общественно значимыми.

Программа строится на основе знаний возрастных, психолого – педагогических, физических особенностей детей среднего школьного возраста.

Ожидаемые результаты

Освоение детьми программы «Волшебные мгновения» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.

В сфере личностных универсальных учебных действий у учащихся будут сформированы:

-   учебно – познавательный интерес к декоративно – прикладному творчеству, как одному из видов изобразительного искусства;

- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мультикультурной картиной современного мира;

-  навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ;

-  ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;

- способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;

- заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.

Учащиеся получат возможность для формирования:

- устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности;

 - осознанных устойчивых эстетических предпочтений ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

- возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне;

  - эмоционально – ценностное отношения к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей.

В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся научатся:

- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ. Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;

- учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;

- адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих;

- навыкам работы с разнообразными материалами и навыкам создания образов посредством различных технологий;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.

Учащиеся получат возможность научиться:

-осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия как по ходу его реализации, так и в конце действия.

 - пользоваться средствами выразительности языка декоративно – прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно - творческой;

 - моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы средствами декоративно – прикладного творчества.

-осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации;

-отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла;

В сфере познавательных   универсальных учебных действий учащиеся научатся:

- различать изученные виды декоративно – прикладного искусства, представлять их место и роль в жизни человека и общества;

- приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;

- осваивать особенности художественно – выразительных средств, материалов и техник, применяемых в декоративно – прикладном творчестве.

- развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать многообразие видов и жанров искусства;

- художественно – образному, эстетическому типу мышления, формированию целостного восприятия мира;

-  развивать фантазию, воображения, художественную интуицию, память;

- развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного декоративно – прикладного искусства;

             Учащиеся получат возможность научиться:

-создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач;

- понимать культурно – историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, и уважать их;

- более углубленному освоению понравившегося ремесла, и в изобразительно – творческой деятельности в целом.

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся научатся:

-первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности;

 - сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми

 - формировать собственное мнение и позицию;

Учащиеся получат возможность научиться:

- учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;

- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

В результате занятий декоративным творчеством у обучающихся должны быть развиты такие качества личности, как умение замечать красивое, аккуратность, трудолюбие, целеустремленность.

Оценка планируемых результатов освоения программы

Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через участие их в выставках, конкурсах, фестивалях, массовых мероприятиях, создании портфолио.

Итогом занятий является зачетная выставка работ, представленная в виде выполненных учащимися творческих проектов.

Выставки могут быть:

•        однодневные - проводится в конце каждого задания с целью обсуждения;

•        постоянные - проводятся в помещении, где работают дети;

•        тематические - по итогу изучения разделов, тем;

•        итоговые – в конце года организуется выставка практических работ учащихся, организуется обсуждение выставки с участием педагогов, родителей, гостей.

        Создание портфолио является эффективной формой оценивания и подведения итогов деятельности обучающихся.

Портфолио – это сборник работ и результатов учащихся, которые демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях.

         В портфолио ученика включаются фото и видеоизображения продуктов исполнительской деятельности, продукты собственного творчества, материала самоанализа, схемы, иллюстрации, эскизы и т.п.

Учебно-тематический план.

Название темы

Количество     учебных         часов

всего

теории

практики

1.

Вводное занятие

1

             1

-

5 класс

32

             3,5

28,5

22.

Вязание с бисером (бусами):

  1. Технология вязания крючком.
  2. Низание бисера на нить.  
  3. Очечник с застежкой на   пуговицу.
  4. Изделия, декорированные цветочными мотивами;

Игрушечный мир:

  1. Изготовление мягких игрушек.
  2. Изготовление плоских игрушек

14

2

2

3

7

       18

9

9

2

0,5

0,5

            0,5

            0,5

1,5

1

0,5

12

1,5

1,5

2,5

6,5

16,5

8

8,5

3.

 Экскурсии, выставки, конкурсы.

1

1

-

4

Итого

34

            5,5

           28,5

4.

Вводное занятие

1

1

-

6 класс

32

5.

Техника лоскутного шитья:

  1. 1.Изготовление салфетки в технике «квадрат».
  2. Изготовление подушечки- игольницы в стиле «спираль».
  3. Изготовление сумочки в стиле пэчворк.

Игрушечный мир:

  1. Изготовление игрушки- сувенира к новогодним праздникам.
  2. Изготовление объёмных игрушек из бисера.

3.Вязание с бисером (бусами):

Вязание ажурного жгута;

Оплетение пасхального яйца;

Вазочка «Паутинка».

10

         

3

3

4

11

   

5

           

6

11

3

3

4

2

1

0,5

0,5

1,5

1

0,5

1,5

0,5

0,5

0,5

8

2

2,5

3,5

9,5

 

            5

            5,5

9,5

2,5

2,5

3,5

 

6.

Экскурсии, выставки, конкурсы.

1

1

-

Итого

34

5

29

8

Всего:

68

10,5

57,5

                    Содержание изучаемого курса.

Тема 1. Вводное занятие.

Цели и задачи факультатива. Материалы, инструменты, оборудование, организация рабочего места, инструктаж по технике безопасности.

Тема 2. Вязание с бисером (бусами).

История возникновения вязания крючком. Материалы и инструменты. Условные обозначения при вязании крючком, схемы вязания. Воздушные петли, полустолбики, столбики без накида, столбики с накидом.

История вязания с бисером. Низание бисера на нить. Технология вязания с бисером.

Из истории возникновения бус. Особенности техники вязания с бусинами.

Практические работы: 

  • Вязание образцов воздушных петель, полустолбиков, столбиков без накида, столбиков с накидом.
  • Низание бисера на нить.
  • Изготовление шнура с бусинами.
  • Плетение с бисером в технике сетчатого вязания.

Изготовление изделий:

  1. Очечник с застежкой на пуговицу.
  2. Объёмное вязание «цветок»
  3. Изделие, декорированное цветочными мотивами.

  1. Вазочка «паутинка».

Тема 3. Техника лоскутного шитья.

О развитии традиционного лоскутного шитья. Лоскутная мозаика, аппликация, коллаж, текстильная мозаика, стёжка. декоративная вышивка, техника «пэчворк», «квилт». Материалы, инструменты, оборудование, организация рабочего места. Основные понятия лоскутного шитья – сетка, шаблон, блок.

Понятие о цвете, композиции. Техника «полоска»: общие правила работы с полоской, подбор и раскрой полосок. Способы соединения квадратов.

Основные понятия об орнаменте. Виды орнаментов. Технический, символический, геометрический, растительный, фантастический, пейзажный, предметный, животный изобразительный орнаменты.  

Способы соединения квадратов, треугольников. Способы сборки рисунков из треугольников, квадратов.

Практические работы: 

  • Составить из тканей образцы различных цветовых тонов.
  • Выполнить рисунки в технике «квадрат», «треугольник»:
  • Изготовить блок в технике «полоска» на выбор: «колодец», «очаг», «мельница».
  • Выполнить пошив лоскутного блока.
  • Собрать лоскутное полотно. Обработать края изделия.

Изготовление изделий:

  1. Изготовление салфетки в технике «квадрат».
  2. Изготовление подушечки- игольницы в стиле «спираль».
  3. Сумочка в стиле пэчворк.

Тема 4. Игрушечный мир.  

Исторические сведения о развитии кукольного производства. Роль игрушки в развитии детей. История народной деревянной, глиняной игрушки. Значение цвета в декоративном решении модели. Задачи игрушки- сувенира. Выбор материала для игрушки. Правила пошива игрушек из фетра, сукна, войлока. Использование новых синтетических материалов в фабричной меховой игрушке. Правила раскроя меха. Технология изготовления и плетения игрушек из бисера.

Практические работы: 

  • Зарисовка образца игрушки. Выполнение чертежа выкройки.              
  • Заготовка лекал. Раскладка лекал.
  • Раскрой деталей, сметывание, пошив и вывертывание деталей.
  • Набивка и оформление модели, просмотр и анализ готовых изделий.
  • Плетение игрушки из бисера по схеме.

Изготовление изделий:

  1. Изготовление мягких игрушек из меха.
  2. Изготовление плоских игрушек фетра, сукна, войлока.
  3. Изготовление игрушек из бисера.
  4. Игрушка- сувенир.

Учебно- тематический план:

дата

факт

Наименование

тем курса

Кол-во часов

Деятельность обучающихся

5 класс

34

1.

Ι. Вводное занятие.

1

Знакомиться с целями и задачами факультатива. Изучать материалы и инструменты, оборудование для вязания. Организовывать рабочее место, знакомиться с инструктажем по технике безопасности. Изучать лучшие работы мастеров декоративно-прикладного искусства родного края.

2.

ΙΙ. Вязание с бисером (бусами)

1. Вязание крючком.

2. Вязание с бисером.

3.Вязание очечника с застежкой.

4. Изделия, декорированные цветочными мотивами.

14

2

2

3

7

Изучать материалы и инструменты для вязания, условные обозначения при вязании крючком, схемы вязания, воздушные петли, полустолбики, столбики без накида, столбики с накидом. Подбирать крючок и нитки для вязания. Вязать образцы крючком.

 Нанизывать бисер на нить. Изучать способы нанизывания бисера на нить, вязать образцы.

Применять технологию вязания с бисером при изготовлении изделий. Зарисовывать и фотографировать наиболее интересные вязаные изделия. Находить и представлять информацию об истории вязания и бисероплетения.

Выполнять объемное вязание «цветок», вязать «бабушкин» квадрат, собирать из квадратов изделия.

Знакомиться с примерами творческих проектов пятиклассников. Выполнять индивидуальные и коллективные проекты вязанных изделий, защищать проекты.

3

ΙΙΙ. Игрушечный мир.

1.Изготовление мягких игрушек.

2.Изготовление плоских игрушек.

18

9

9

Изучать историю народной игрушки из разных источников. Находить и представлять информацию о народных промыслах своего региона, о способах и материалах. Зарисовывать модели, подбирать материал, изготавливать детали игрушки по лекалам, учитывая правила раскроя меха. Набивать и оформлять игрушки.

Изучать правила раскроя плоских игрушек из фетра, сукна, войлока. Кроить и сшивать игрушки по лицевой стороне петельным швом, оформлять модель бусинками, кусочками кожи.

Плести плоские игрушки из бисера на проволоке и на леске по готовой схеме. Подбирать бисер по цвету и тону.

4.

ΙV. Экскурсии, выставки, конкурсы.

1

Посещать краеведческий музей (школьный музей). Находить и представлять информацию о народных промыслах своего региона, о способах и материалах.

Участвовать в конкурсах и выставках, представлять свои проекты.

6 класс

34

5.

Ι. Вводное занятие.

1

Знакомиться с целями и задачами факультатива. Изучать материалы и инструменты, оборудование. Организовывать рабочее место, знакомиться с инструктажем по технике безопасности. Изучать лучшие работы мастеров декоративно-прикладного искусства родного края.

6.

ΙΙ. Техника лоскутного шитья.

1. Изготовление салфетки в технике «квадрат».

2. Изготовление подушечки- игольницы в стиле «спираль».

3. Изготовление сумочки в стиле пэчворк.

10

3

3

4

Изучать различные виды техники лоскутного шитья. Разрабатывать узор для лоскутного шитья на ПК с помощью графического редактора. Изготовлять шаблоны из картона или плотной бумаги. Подбирать лоскуты ткани соответствующего цвета, фактуры, волокнистого состава для создания лоскутного изделия. Изготовлять образцы лоскутных узоров. Обсуждать наиболее удачные работы. Находить и представлять информацию об истории лоскутного шитья. Изготавливать изделия в лоскутной технике.

7.

ΙΙΙ. Игрушечный мир.

Изготовление игрушки –сувенира к новогодним праздникам.

Изготовление объёмных игрушек из бисера.

11

5

6

Изучать историю игрушки- сувенира из разных источников. Находить и представлять информацию о способах изготовлении игрушек- сувениров из различных материалов, знать о народных промыслах своего региона. Проявлять фантазию и воображение при создании игрушки-сувенира. Изготавливать игрушку- сувенир по собственному замыслу и эскизу.

Изучать технологию плетения объёмных игрушек из бисера. Читать схемы изготавливать объёмные игрушки по схеме, подбирать проволоку, леску, бисер по цветовой гамме.

8.

VΙ. Вязание с бисером (бусами):

Вязание ажурного жгута;

Оплетение пасхального яйца;

Вазочка «Паутинка».

11

3

3

4

Применять технологию вязания с бисером, низание бисера на нить,

особенности техники вязания с бусинами при изготовлении изделий.

Изготавливать шнур с бусинами. Плести жгут ажурный.

Изучать русские православные традиции украшения яиц на Пасху. Изучать технику «сетчатое вязание», применять при плетении бисером яйца.

Изготовить вазочку «Паутинка».

9.

V. Экскурсии, выставки, конкурсы.

1

Анализировать особенности декоративно-прикладного искусства народов России. Участвовать в конкурсах и выставках, представлять свои проекты.

Методическое обеспечение программы:

Литература для учащихся:

  • А.М.Диченскова «Вяжем с бисером», Ростов н\Д.; Феникс,2006г.
  • Л.Н.Семенова «Вяжем с бисером», Ростов н\Д.; Феникс,2006г.
  • М.А. Гусакова «Аппликация» М.: Просвещение, 1987г.
  • М.В.Максимова, М.А. Кузьмина «Лоскутики». М.1998г.
  • Дж. Валли Берти «Лоскутное шитье». Изд-во АРТ-Родник. 2003г.
  • Сьюзан Бриско «Сумки в стиле пэчворк» Изд-во АРТ-Родник. 2005г.
  • Памела Мостек «Ослепительный квилт» Изд-во «Кристина &К». 2008г.
  • С. Кочетова «Мягкая игрушка. Игрушки с бисером» М.:» Рипол классик»2001г.
  • Т. Кононович «Мягкая игрушка. Веселый зоопарк» М.: «Рипол классик»2001г.
  • Н. Деревянко «Мягкая игрушка. Волшебный сад» М.: «Рипол классик»2001г.

Литература для учителя:

  • Е.А. Гурбина «Обучение мастерству рукоделия» 5-8 классы. Волгоград: «Учитель» 2008г.
  • О.И. Нагель «Художественное лоскутное шитье». М.2000г.
  • И.П. Арефьев. «Занимательные уроки технологии для девочек» 5 класс, М «Школьная пресса» 2005г.
  • И.П. Арефьев. «Занимательные уроки технологии для девочек» 6 класс, М «Школьная пресса» 2005г.
  • С.Э. Маруцкая «Тесты по технологии» 5-7 классы. М.: «Экзамен» 2006г.

Интернет-ресурсы.

http://www.rukodelie.net/biser.htm- плетение бисером

http://www.rukodelie.net/vjazanie-kruchkom.htm вязание крючком

http://www.valentina.ru/ вязание крючком

http://burdastyle.ru/ лоскутное шитьё

http://www.kniga-on.ru/index.php?do=cat&category=pechvorg лоскутное шитьё

http://stranamasterov.ru/technics сайт по рукоделию

http://mmc.rightside.ru/links/66-nachalka/139-n8 уроки Кирилла и Мефодия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа внеурочной деятельности для 1-4 классов " Корригирующая гимнастика"

Традиционная организация учебного процесса при доминировании сидячей рабочей позы учащегося требует проведения специальных мероприятий, направленных на профилактику нарушений опорно-двигательног...

Авторская программа. Внеурочная деятельность "Мастерская доброты". 3 класс

Программа внеурочной деятельности продолжает занятия учащихся начальной школы по предметам "Крупицы доброты" (1 класс) и "Дорогой добра" (2 класс). Нагрузка - 1 час в неделю. программа разработана в с...

Программа внеурочной деятельности "Создаём игры", 5 класс

Программа «Создаём игры» разработана на основе авторской программы « Создаём игры вместе» Чепасова П.А. для организации внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности . в рамках ФГО...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Наглядная геометрия" 5 класс и 6 класс

Программа «Наглядная геометрия» является подготовительной работой перед изучением систематического курса геометрии. В основе курса «Наглядная  геометрия» лежит максимально...

Рабочая программа внеурочной деятельности в 5-9 классах "Решение расчетных задач по неорганической химии" для 8а класса

Рабочая программа элективного курса “Решение типовых расчетных задач по химии” предназначена для учащихся 8 классов общеобразовательной школы.Содержание курса включает в себя практические ...

Рабочая программа внеурочной деятельности по литературе 8 класс " Проектная деятельность по литературе"

Одно из приорететных направлений внеурочной деятельности является проектная деятельность....