Квест "В поисках новых знаний" к 75 летию Великой Победы
классный час

Трилицкая Наталья Алексеевна

Квест расчитан на детей 6-9 классов. Посвящен 75-летию Победы. Составлен в виде путешесвия по различным станциям, где использованы результаты исследовательской работы учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_kvest.docx38.35 КБ

Предварительный просмотр:

Здравствуйте, друзья. Сегодня мы предлагаем вам квест, игру – поиск. А посвящен наш квест году литературы и 70 – летию Великой победы. Сегодня наш квест пройдет по следующим станциям: историческая, оружейная комната, музыкальная, литературная, живописная и фронтовой кинозал. Тему нашей игры вы знаете. А поэтому, всем счастливого путешествия.

Презентация: виды москвы 40-ковых годов, звучит школьный вальс. На этом фоне выбегают три девочки в платьицах, носочках и с косичками. Музыка тише.

1 – я: Ну ... вот и все!

2 – я: Как говорится, последний раз в десятый класс!

3 – я: Даже не верится, что мы в последний раз были в школе ...

1 – я: Ребята, а помните, как сегодня сказал наш завуч (копируя): «Дорогие друзья! Сегодня у вас замечательный день! Мы провожаем вас в последний путь ... Ой, что я говорю!»  (все смеются)

2 – я: А помните, как наши ребята в соревнованиях участвовали и заняли первое место среди школ  района?...

3 – я: А помните...?

1 – я: А помните на уроке математики?...

2 – я: Тихо! Не все сразу! Давайте устроим ночь воспоминаний! 21 июня 1941 года...

3 – я: Не 21, а 22 уже ... (смотрит на часы). Уже 3 часа 45 минут.

1 – я: сколько!?

2 – я: Без пятнадцати четыре.

1 – я: Ой, и влетит же мне от мамы! Никогда так поздно домой не приходила!

3 – я: Ты хочешь сказать, так рано! (все смеются)

1 – я: Тихо! Тихо ... Итак, ночь воспоминаний 22 июня 1941 года...

/музыка громче, и все уходят, танцуя вальс/

Слайд: начало войны, за кадром голос Молотова.

Казалось, было холодно цветам,

И от росы они слегка поблёкли.

Зарю, что шла по травам и кустам,

Обшарили немецкие бинокли.

Цветок, в росинках весь, к цветку приник,

И пограничник протянул к ним руки.

А немцы, кончив кофе пить, в тот миг

Влезали в танки, закрывали люки.

Такою все дышало тишиной,

Что вся земля еще спала, казалось.

Кто знал, что между миром и войной

Всего каких – то пять минут осталось.

Дорогие друзья. И мы начинаем наш поиск и отправляемся с вами со станции  «Исторической».

История  не терпит суесловия.

Ее страницы, залитые кровью,

Нельзя любить безумною любовью,

И не любить без памяти нельзя.

Вопросы командам.

О чем рассказывает документ? Приказ №227 от 28 июля 1942 года.

/вошел в историю под названием «Ни шагу назад!», запрещал любое отступление без особого распоряжения вышестоящего командования/

О чем рассказывает документ? Приказ №270 от 16 августа 1942 года.

/все советские военнопленные были объявлены предателями, семьи командиров и политработников, попавших в плен, подлежали репрессиям, родные солдат лишались льгот, предоставляемых семьям участников войны/

О чем договорились СССР и Германия, подписав договор о ненападении  и секретные протоколы к нему?

О разделе сфер влияния между СССР и Германией в Восточной Европе/

По какой причине СССР был исключен из Лиги Наций?

/Из-за нападения СССР на Финляндию/

Как назывался гитлеровский план военного нападения на СССР и в чём состояла его цель?

Расскажите о «Доме Павлова» в Сталинграде.

Что вы знаете о гитлеровском плане «Цитадель»?

23июня 1944 г. началась Белорусская наступательная операция «Багратион». Каковы её итоги?

Какое значение имел разгром немцев под Сталинградом для дальнейшего хода войны?

Расскажите о беспримерном подвиге героев-панфиловцев у разъезда Дубосекова в ноябре 1941года.

«Дорога жизни» - что это?
- Единственная транспортная магистраль, проходившая по Ладожскому озеру (во время навигации – по воде, зимой – по льду), связывающая блокадный Ленинград с тыловыми районами (с сентября 1941 по март 1943). По этой дороге эвакуировали население, везли в осаждённый город продукты, топливо, оружие.

Какое событие войны называли «медовым месяцем» антигитлеровской коалиции?

/Крымская конференция глав трех великих держав, проходившая с 4 по 11 февраля 1945 года в Ливадии, близ Ялты/

Когда и где была подписана безоговорочная капитуляция Германии?

Вы думали, история – забвенье,

Архив, куда грехи свои сдают?

Она тот Высший суд, где нет прощения,

Где срока давности не признают.

Вы думали, история – что сказочка,

Где можно все напутать, переврать,

Но это вам всего лишь только кажется,

Что можно ход истории прервать.

Ну что ж, друзья, станция историческая благополучно пройдена, а мы отправляемся с вами в нашу «Оружейную комнату». Во время великой отечественной войны наше оружие, созданное советскими конструкторами, успешно разило врага на всех фронтах. А сейчас мы узнаем, как вы знаете оружие победы. Но у вас было задание: найти стихи о нашем советском оружии. Что ж, посмотрим, как команды справились с ним. /чтение стихов по командам/

 7.62 мм самозарядная винтовка Токарева (СВТ-40)

"В атаку!"-прозвучит сейчас сигнал,
матрос, надевший бескозырку вмиг,*
(он символом морской пехоты стал)
к винтовке примыкает плоский штык.

Быть может и немного длинновата,
была капризной, скажет и иной,
она нужна была так для солдата,
когда с врагом вступал в смертельный бой.

Винтовок, вроде, сделали немало,
они на фронте были всем нужны,
на каждого бойца их не хватало,
но в производстве были так сложны.

Просмотры старого киножурнала
и снова повторятся  кадры те:
последняя минута моряка настала,
в его руках - винтовка СВТ.

  Автомат ППШ и ручная граната «лимонка»

Автоматы и гранаты –
Лучшие друзья солдата.
С автоматом ППШа 
Жизнь на фронте хороша –
Он, пока не раскалится,
Бьет без устали по фрицам,
Говорит он: «Тра-та-та!
Вас никто не звал сюда!»
Коль патронов маловато,
Получай, фашист, гранату!
Сделана не зря она
Из «сухого» чугуна –
Разлетается «лимонка»
На четыреста осколков!
Вражеский редеет строй,
А кто бросил, тот – герой!
Он – фашистов победитель!
Он – солдат-освободитель!
Он за Родину свою
Не жалел себя в бою!

И на море и на суше — 
По дорогам фронтовым — 
Ходит русская «катюша», 
Ходит шагом боевым.

Подчистую фрицев косит, 
Подчистую гадов бьет — 
И фамилии не спросит, 
И поплакать не дает.

Фрицам главный штаб прикажет, 
Чтобы шли они вперед, 
А «катюша» слово скажет — 
Как метлою подметет.

Налетит «катюша» вихрем — 
Чем ее остановить? 
И задумал Гитлер «тигров» 
На «катюшу» натравить.

Но такие им гостинцы 
Приготовила она, 
Что осталась от зверинца 
Только химия одна.

У красавицы «катюши» 
Все выходит в аккурат. 
— Словно рыбу, фрицев глушит, - 
Про «катюшу» говорят.

Говорят, и после смерти 
Слышат фрицы грозный шквал 
И что даже на том свете 
Лезут прятаться в подвал.

Вопросы командам.

На фронтах Великой Отечественной сражались не только люди, но и «яки», «тигры», «пантеры», «леопарды». Что это было?
- Военная техника: «Яки» - это серия советских самолетов-истребителей, разработанных КБ А.С. Яковлева; «Тигры» - серия немецких тяжелых танков (Tiger I, Tiger II). «Пантера» - немецкие средние танки; «Леопарды» - немецкие лёгкие танки (VK1602 Leopard).

http://zanimatika.narod.ru/Zvezda_krasnaya_mini.gif  Как называли автомат «ППШ» (попробуйте догадаться)? Как расшифровывается аббревиатура?

(«Папашей».)

 http://zanimatika.narod.ru/Zvezda_krasnaya_mini.gif Перед Второй мировой войной большая часть миномётов в европейских армиях имела калибр 81,4 мм. Как обосновали советские конструкторы предложение о разработке отечественных миномётов калибром 82 мм?

(Этот миномёт сможет стрелять трофейными минами, а миномёты противника не смогут использовать его снаряды.)

http://zanimatika.narod.ru/Zvezda_krasnaya_mini.gif Как расшифровывается аббревиатура «КВ»  название советского тяжёлого танка времён Великой Отечественной войны? Расскажите о нем.

(Клим Ворошилов, военачальник, государственный деятель Советского Союза. Конструктор Ж.Я.Котин, танк называли крепостью на гусеницах. Двигался со скоростью 35 километров в час и мог пройти без дозаправки 250 километров. Экипаж танка – 5 человек.)

http://zanimatika.narod.ru/Zvezda_krasnaya_mini.gif Во время Великой Отечественной войны наши фронтовики называли самоходную артиллерийскую установку СУ-152 (позже ИСУ-152)  «зверобоем». За что?

(За то, что они пробивали броню немецких танков «Тигров».)

http://zanimatika.narod.ru/Zvezda_krasnaya_mini.gif Какой тыловой уральский город во время Великой Отечественной войны был более известен под именем «Танкоград»?

(Челябинск, Южный Урал. Челябинский тракторный завод выпускал знаменитые танки Т-34.

Когда руководитель артиллерийского отдела фирмы Круппа изучил эту пушку, он воскликнул: «Это настоящий шедевр!». О какой пушке идет речь? Каковы ее характеристики?

/76 –миллимитровая пушка ЗИС – 3, при дальности стрельбы 13 километров эта пушка могла сделать 25 выстрелов в минуту./

Расскажите о гранате РПГ – 41.

/сконструирована в 1941 году . конструктор – М.И.Пузырёв. пробивала 25 – миллимитровую броню/

Фашисты называли этот самолет «черная смерть». О каком самолете идет речь?

(ИЛ – 2. советский Штурмовик времён Великой Отечественной войны, созданный вОКБ-240 под руководством Сергея Владимировича Ильюшина. Конструкторы называли разработанный ими самолёт «летающим танком», также существуют утверждения, что солдаты вермахта называли его «чумой» (нем. Schwarzer Tod, дословно: «чёрная смерть»)[3][4].

Ил-2 принимал участие в боях на всех театрах военных действий Великой Отечественной войны, а также в Советско-японской войне. В феврале 1941 года[5] началось серийное производство (приказ А. И. Шахурина № 739 от 14.12.1940). 

Первые серийные Ил-2 изготовлены в феврале 1941 года в Воронеже на заводе № 18[6] (в ноябре 1941 года завод эвакуирован в Куйбышев). Ил-2 серийно производился на авиационных заводах № 1 и № 18 в городе Куйбышеве, на авиационном заводе № 30 в городе Москве. Из общего количества Ил-2 (36183 шт.) 74% произведено в Куйбышеве (26888 шт.). [7] Некоторое время в течение 1941—1942 годов самолёт выпускался заводом № 381 в Ленинграде и Нижнем Тагиле.

Расскажите об установке БМ – 13. Что вы знаете о ней?

Да, эту установку любовно называли «Катюшей». А немцы боялись ее как огня. Много песен было сложено про нее. И все они на мотив знаменитой «Катюши». А кто автор стихов и музыки этой песни?

/Михаил Исаковский и Матвей Блантер/.

Вы нашли слова этой песни. Но не классический вариант, а ее фронтовую версию. И я прошу вас исполнить ее нам.

Слайд: песня «Катюша».

Шли бои на море и на суше, 
Грохотали выстрелы кругом. 
Распевала песенки «Катюша» 
Под Касторной, Курском и Орлом.

Дух солдат советских поднимала, 
Пела марш победный, боевой 
И врагов в могилу зарывала 
Под великой Курскою дугой.

В трудный час пехоту выручала, 
Пела песни громкие она. 
Лишь тогда «Катюша» замолчала, 
Как победой кончилась война.

Потом куплет классической песни.

А сейчас нетрудно догадаться после песни, на какую станцию мы прибыли. Да, это станция «Музыкальная».   На войне всегда было место для песни, шутки. Вспомните фильм о музыкальной эскадрильи капитана Титоренко из фильма «В бой идут одни старики». И песня помогала воевать, на привале согревала, в короткие минуты затишья успокаивала.  Но поговорим мы с вами сегодня об особых песнях – о частушках. Солдатский фольклор здесь был неистощим.

Мы предлагаем командам проявить себя в качестве певцов. Получите, пожалуйста, задания. /раздаются листы с частушками/ А вы, друзья, нам их сейчас споете.

Частушки

Партизанская тропа

Не бывает узкой.

Сколько Гитлер не воюй,

А победа – русская.

Что вы, фрицы, приуныли,
Что носы повесили?
Или жарких оплеух
Наши ваш отвесили...

Гитлер Геббельса спросил:
Что ты рот перекосил?
У мартышки слезы градом,
Подавился Сталинградом...

Москву-город взять пытались 
Немцы-неприятели — 
Рокоссовского герои 
Их назад попятили! 

Ехал Гитлер на Москву 
На машинах-таночках, 
А оттуда, из Москвы – 
На разбитых саночках. 

Мы частушки вам пропели,

Пусть они достигнут цели –

И врага от этих строк

Пусть согнёт в бараний рог.

Нам дороги песни военных лет. Я предлагаю вам ответить на музыкальные вопросы. А если вы знаете слова этих песен, то подпевайте.

  1. Стихи этой песни были напечатаны на третий день войны -24 июня 1941года. О какой песни идет речь? 
    Ответ: «Священная война» В.И. Лебедева-Кумача музыка А. Александрова
  2. Строки  из письма этого поэта – фронтовика своей жене с фронта стали текстом этой знаменитой песни. Назовите автора и песню.  /Алексей Александрович Сурков «Землянка»/
  3.  Песня «День Победы» принесла этому композитору заслуженную славу и признание. Назовите его.
    Ответ: Тухманов 

Несмотря  на  то  что,казалось  бы,  на  войне  не  до  искусства,без  него  человеку ни  на  фронте,ни  в  тылу  было  не  прожить,и  поэзия  была  самым  популярным  жанром. Поэты и писатели отправлялись на фронт защищать свою страну. Эти строки, рожденные под шквальным огнем неприятеля, останутся с нами навсегда. И мы с вами сейчас находимся на станции «Литературная».

Вопросы командам.

В тяжелейшие годы суровых испытаний Великой Отечественной войны деятели советской культуры – писатели и поэты, художники и композиторы, работники кино и радио – весь свой талант отдавали победе над врагом. Более тысячи членов Союза писателей создавали свои произведения непосредственно на фронте и в партизанских отрядах. Почти половина из них пала в боях за свободу родины, была ранена.



1.  Самое знаменитое письмо с фронтов Великой Отечественной войны – это… Какое?
Ответ: «Жди меня, и я вернусь…», стихотворение К. Симонова.

 2.  Первые главы поэмы Твардовского «Василий Тёркин» сразу понравились читателям. Какой подзаголовок носила поэма Твардовского «Василий Тёркин»? («Книга про бойца»)

3. В одном из рассказов герой Андрей Соколов  взял бездомного мальчика себе в сыновья. Как называется этот рассказ? Кто автор?

  (Шолохов, «Судьба человека»)

  1. Когда в 1941 году враг приближался к Москве, на улицах города появились плакаты со словами: «Ребята, не Москва ль за нами?»

Кто автор этих слов и откуда они? (Лермонтов «Бородино»)

  1. Юрий Бондарев - один из тех писателей, который правдиво и со всей прямотой рассказывает о войне. Продолжите название книг Юрия Бондарева «Горячий…»,  «Батальоны просят…»

 («Горячий снег», «Батальоны просят  огня»)

  1. Поэт, испытавший все ужасы фашистского концлагеря, был привезён в тюрьму. Здесь его обвинили в участии в подпольной организации. Он был казнён. Но остались 115 стихотворений, написанных в заточении. Кто этот поэт? Назовите имя. (Муса Джалиль)

  1. На обелисках, памятниках погибшим высечены слова «Никто не забыт и ничто не забыто». Кому из поэтов принадлежат эти слова?

 (Ольга Берггольц: Но знай, внимающий этим камням,

                                   Никто не забыт и ничто не забыто)

  1. В основу этого романа положена подлинная история героической борьбы и трагической гибели комсомольской организации в шахтёрском городке Краснодоне. Назовите автора и название романа.

 (Александр Фадеев «Молодая гвардия»)

  1. Назовите автора и книгу, в основу которой легла судьба лётчика, героя Советского Союза, который остался без ног, но продолжил летать 

(Борис Полевой «Повесть о настоящем человеке»)

  1.  Как называется кинофильм по сценарию К.Симонова, посвященный героям обороны Брестской Крепости?
    Ответ: «Бессмертный гарнизон»


11. Назовите имя героини М.Алигер, которой принадлежат эти слова:
“Граждане, не стойте, не смотрите,
Я живая, голос мой звучит,
Убивайте их, травите, жгите,
Я умру, но правда победит!”
Ответ: Зоя Космодемьянская 

Великая Отечественная война запечатлена на полотнах  наших художников. И мы прибываем на станцию «Живописная».

Вопросы к командам.

Юон «Парад на Красной площади. 7 ноября 1941год»

Васильев «Прощание славянки»

Широков «За родину»

Марченко «На окраине Сталинграда»

Толкунов «Бессмертие. Брест 1941 год»

Петр Александрович  Кривоногов «Победа»

Много фильмов снято о Великой отечественной войне.

Кадры из фильмов.

Подведение итогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОЛОЖЕНИЕ о школьном смотре-конкурсе «Рубежи Наследников Победы»,посвященном 70-летию Великой Победы.

ПОЛОЖЕНИЕ о школьном смотре-конкурсе «Рубежи Наследников Победы»,посвященном 70-летию Великой Победы....

Стенгазета к 70-летию Великой Победы "Ветеран Великой Отечественной войны Назаров Павел Иванович"

Стенгазета к 70-летию Великой ПобедыПриближается самый важный праздник – День Великой Победы. К этому знаменательному дню мы готовим выставку в приемной. Родители принимают активное участие в оф...

Классный час «Они подарили нам Победу», посвящённый 70-летию Великой Победы

Сценарий классного часа "Они подарили нам Победу" о родственниках учащихся, прадедах, участвовавших в боях с немецко-фашистскими захватчиками. Также рассказывается о Тербунском районе в годы войны, дн...

Классный час к 70-летию Великой Победы "Памятники Великой Отечественной войны, посвященные Курской битве"

Материал содержит сценарий и презентацию для классного часа о памятниках Великой Отечественной войны, посвященных Курской битве. Данный материал познакомит учащихся с ходом ВОВ, а конкретнее с Курской...

Митинг,посвящённый 70 - ти летию Великой Победы в Великой отечественной войне (для учащихся начальной школы)

Данный сценарий поможет провести небольшой миттинг с участием детей начальной школы накануне  празднования Дня Победы....

Акция Знамя Победы "Твой Герой всегда с тобой" к 70-летию Великой Победы.

Знаменем Победы называется штурмовой флаг 150-й ордена Кутузова II степени Идрицкой стрелковой дивизии, согласно официальной версии водружённый 1 мая 1945 года над зданием рейхстага в городе Берл...

Электронный сборник материалов первого этапа педагогической эстафеты 2019-2020 учебного года, посвященной 75 -летию Великой Победы в Великой Отечественной войне и 25-летию проведения районного конкурса "Учитель года"

Материалы выступлений педагогов на первом этапе педагогической эстафеты 2019-2020 учебного года, посвященной 75 -летию Великой Победы в Великой Отечественной войне и 25-летию проведения районног...