Необходимость развития надпредметных компетенций у школьников и педагогов – учись обучая!
статья

Шилина Елена Сергеевна

Сколько  и  каких  компетенций  должно  быть  у  обучающегося? Как правило, это определяется  социальным  заказом  общества,  зависит  от  запросов  работодателей,  от требований,  предъявляемых  к  конкурентоспособности  выпускников  на  рынке  труда,  от  социокультурной  ситуации  в  обществе. Этот вопрос я хочу более подробно разобрать в своей статье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_razvitie.docx17.23 КБ

Предварительный просмотр:

Шилина Елена Сергеевна педагог ДО ГБОУ СОШ№77

Статья

Необходимость развития надпредметных компетенций

 у школьников и педагогов – учись обучая!

         Под  компетенциями  понимается  способность  применять  знания,  умения  и 

личностные  качества  для  успешной  деятельности  в  определенной  области. 

Современные  ученые  вкладывают  разное  значение  в  понятие  компетенция. 

Компетенция  отражает  не 

только  предметные  знания  (знать  что),  но,  прежде  всего,  процедурные  (знать  как)  и  ценностно-смысловые  (знать  зачем  и  почему)  знания,  трактует  компетентность  как 

основывающуюся  на  знаниях,  интеллектуально  и  личностно-бусловленную  социально-профессиональную  жизнедеятельность  человека. Компетенция  предполагает  не столько  наличие  у  специалиста  значительного  объема  знаний  и  опыта,  сколько

  умение  актуализировать  накопленные  знания  и  умения,  в  нужный  момент

  использовать  их  в  процессе  реализации  своих  профессиональных  функций.

  В  проекте  нового  образовательного  стандарта  все  компетенции  делятся  на

  профессиональные  и  надпредметные. К  профессиональным  компетенциям

  относятся  знания,  умения  и  навыки,  необходимые  для  основных  видов

  профессиональной  деятельности,  а  также  те  качества  специалиста,  которые 

 обусловлены  государственными  требованиями  к образованию  и  его  стандартам.     

   Надпредметные  компетенции  –  это  наиболее  универсальные  и  обобщенные,

  разработанные  способности  и  умения  (т.е.  способы  действия),  которые  позволяют 

индивиду  осознавать  ситуацию,  добиваться  результатов  в  различных  сферах  жизни.  Надпредметные  компетенции  проявляются  в  надпредметной  деятельности,  то  есть

  могут  быть  реализованы  в  различных  ситуациях. 

   Надпредметные  компетенции  в  совокупности  с  профессиональными  определяют

  компетентность  будущего  специалиста.  Это  компетенции,  относящиеся  к  самому

  человеку  как  личности,  субъекту  деятельности  и  общения,  к  взаимодействию

  человека  и  социальной  сферы,  к  деятельности  человека. 

   Проблема: традиционные  ценности  российского  образования  - это прежде всего ориентация  на  понимание  научной  картины  мира,  на  духовность,  на  социальную  активность. А сколько  и  каких  компетенций  должно  быть  у  обучающегося? Как правило, это определяется  социальным  заказом  общества,  зависит  от  запросов  работодателей,  от требований,  предъявляемых  к  конкурентоспособности  выпускников  на  рынке  труда,  от  социокультурной  ситуации  в  обществе. 

   Цель: ценностным  основанием  выделения  надпредметных  компетенций  является  ориентация  на  создание  максимально  благоприятных  условий  для  саморазвития,  самоопределения  обучающихся.  При  этом  учитывается,  что  для  каждого  возраста  характерна  своя

  система  ценностей,  которая  проявляется  в  позициях,  социальных  ролях,  значимых

  проблемах.

Результатом  развития  надпредметных  компетенций  обучающихся  является  личность  школьника,  наделенная  такими  характеристиками  как  самоорганизуемая,

  самообразованная  и  саморазвивающаяся,  т.е.  компетентная. Необходимо научить  получать  знания  (учить  учиться);  научить  работать  и  зарабатывать  (учение  для  труда);  научить  жить  (учение  для  бытия);  научить  жить  вместе  (учение  для

  совместной  жизни).  Необходимо определить организационно-педагогические условия, способствующие формированию надпредметных компетенций у обучающихся

    Субъект: руководители, педагоги.

    Объект: обучающиеся, родители и сами педагоги.

    Воздействие: в  рамках образовательного  процесса надпредметные  компетенции  могут  быть  развиты  при

  создании  определенных  условий: 

- вовлечение  учеников  в  осуществление  какой-либо  деятельности  –  исследования,  проектирования,  руководства,  т.е.  деятельностный  характер  обучения; 

- ориентация  профессионально-образовательного  процесса  школы  на  развитие  самостоятельности  и  ответственности  подростка  за  итоги  его  деятельности;

- формирование  условий  для  получения  опыта  постановки  и  достижения  цели; конкретность  и  понятность  всем  участникам  образовательного  процесса  правил 

 аттестации  –  подведения  итогов; организация  эффективной  работы  в  группе; демонстрация  преподавательским  составом  личностного  компетентностного  поведения.

   Возмущения: дополнительная нагрузка, нежелание педагогов, когда учитель занят отчетами и работой на 2+ ставки, данная проблема будет решаться только в тех местах, где учитель «не деньги зарабатывает», а работает по «призванию» и всего себя отдаёт детям.

   Реакция: под  надпредметными  компетенциями  мы  подразумеваем  те  обобщенные  знания,

  умения,  навыки  и  способы  деятельности,  которые  относятся  к  метапредметному

  содержанию  образования  (например,  коммуникативная,  организаторская,

  диагностическая,  прогностическая  и  др.);  они  связываются  с  успешностью  личности  в  быстро  меняющемся  современном  мире, причем считаю, что развитие надпредметных компетенций в обязательном порядке сначала должно проводиться в педагогической среде, а уже от педагогов – детям.

    Измерения: рост  качества  образования  является  одним  из  ведущих  вопросов  не  только  в  России,  но  и  во  всем  мировом  сообществе.  Ответ  на  него  взаимосвязан  с  модернизацией  содержaния  образования,  оптимизацией  способов  и  технологий  профессионально-образовательного  процесса,  а  так  же  с  изменением  целей  и  итогов  образования.

Целью  такого  образования  становится  развитие  компетенций  у  школьников. Исследования  в  области  требований  к  подготовке  высококвалифицированных

  специалистов  показывают,  что  профессиональная  компетенция  на  современном

  этапе  определяется  не  столько  высоким  уровнем  предметных  компетенций,  сколько

сформированностью  таких  надпредметных  компетенций  как:  осознание  сущности выбранной  профессии,  долга  перед  обществом,  профессией,  и  понимание  ответственности  за  принимаемые  решения;  умение  трудится  эффективно,  как  индивидуально,

так  и  в  команде;  умение  реализовать  на  практике  методы  эффективной  коммуникации,  как  в  профессиональной  среде,  так  и  в  социуме  (написание  отчетов,  презентация  материалов,  выдача  и  прием  ясных  и  понятных  инструкций);  компетентность  в сфере  проектирования;  творческий  поиск  в  профессиональной  сфере,  понимание

 потребности  самообучения  на  протяжении  всей  жизни.

   Канал обратной связи: на мой взгляд подготовка  обучающегося  считается  качественной,  если  он  овладел  надпредметными  понятиями  и  возможностями  будущей  специальности,  составляющими  основные научные  и  профессиональные  знания,  сформировал  такие  качества  личности,  как

конкурентоспособность  на  рынке  труда,  способность  к  самообразованию,

самосовершенствованию  и  повышению  своего  профессионального  уровня,  умение

 использовать  свои  знания  и  навыки  в  новых,  в постоянно  изменяющихся  условиях. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект «Развитие надпредметных способностей детей через создание электронной школьной газеты»

Данный проект подразумевает  организацию издательской деятельности на базе нашей школы силами учащихся  при поддержке учителей, воспитателей, специалистов данной школы.Во время реализации пр...

ПРОЕКТ «Развитие надпредметных способностей детей через создание школьной газеты»

Что же такое – школьная газета? Школьная газета – современное средство воспитания патриотизма, формирования активной гражданской позиции, а также средство повышения интереса к учёбе. Она моделир...

Педагогический проект "Развитие надпредметных умений и навыков на уроках литературы в 5-11 классах"

В новых образовательных стандартах начального и основного общего образования формированию общеучебных умений и навыков, а также различным способам деятельности уделено особое внимание: они выделены в ...

«Развитие надпредметных способностей детей через создание школьной газеты по музыке».

Формирование надпредметных умений через создание школьной газеты, в которой освещаются важные и значительные музыкальные события в жизни школы....

Эссе "Учусь обучая"

Краткое обобщение опыта работы...

Развитие познавательной активности школьников или «Почему ребенок плохо учится?!»

Развитие познавательной активности школьников или «Почему ребенок плохо учится?!»...