Внеклассное занятие "75 - летие Великой Отечественной войны"
план-конспект

Гайдарова Людмила Александровна

В данном конспекте  рассказывается о том, как наш народ героически  перенес  тяжелое время в годы Великой Отечественной войны..

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное казенное общеобразовательное учреждение Краснодарского края специальная (коррекционная) школа-интернат ст-цы Шкуринской

«75-летие Победы в ВОВ»

http://xn--b1afa1aggq.xn--80asehdb/wp-content/uploads/2018/05/day_pobedy.jpg

         

    Подготовила:

                                                                                                                       Гайдарова Л.А.

«75-летие Победы в ВОВ»

«75-летие Победы в ВОВ»

          Цели: Воспитание чувства гордости за победу русского народа в Великой Отечественной войне.

Задачи:

- Формирование у школьников патриотической позиции.

- Воспитание любви к Родине, к природе, гуманного отношения к животным.

- Увековечивание подвига многонационального народа в Великой Отечественной войне;

-Формирование уважительного отношения к исторической памяти своего народа, родного края;

- Развивать внимание, речь, мышление;

- Воспитывать организованность, дисциплинированность;

- Способствовать развитию связной речи детей.

Оборудование: наглядные пособия по теме, презентация

Оформление:  на доске висят плакаты по теме

Форма проведения: час общения

Ход мероприятия:

1.Организационный момент:

Поприветствовать учащихся и настроить их на работу в классе.

2.Сообщение темы: 

Воспитатель:  Идут  годы, меняется жизнь, но время не в силах стереть из нашей памяти великую дату – 9 мая 1945 года. Этот день отмечают в каждой семье, как великий праздник – День Победы в Великой Отечественной войне.

Воспитатель:    Мы родились уже после войны и, к счастью не узнали её ужасов, но глубоко гордимся тем, что наш народ сумел выстоять в жестокой битве с фашизмом и победить.

Воспитатель:  В этот день мы вспоминаем погибших и живых, воинов и мирных жителей – всех, благодаря кому была завоевана победа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. События военного времени не забыты – они живы в воспоминаниях ветеранов. В этом году исполнится 75-лет со дня Великой Победы! Сегодня я предлагаю поговорить о тех, кто помогал советским солдатам в этом великом Подвиге!

3. Изложение нового материала:

Воспитатель:  Слайд №3  Победа далась нелегко, использовались все возможные ресурсы. В тяжелые годы рядом с солдатами на фронте воевали и те, кого мы называем нашими меньшими братьями: звери и птицы.

 Воспитатель:  Им не давали орденов, они не получали званий. Они совершали подвиги, не зная этого. Они просто делали то, чему их научили люди – и гибли, как и люди. Но, погибая, они спасали тысячи человеческих жизней. О многих интересных случаях, когда природа помогала людям, вы сегодня услышите.Самыми верными помощниками солдат в годы Великой отечественной войны были, конечно, собаки.

Слайд №4

                  У нас уважают собаку недаром:

                  Собака на фронте была санитаром,

                  Связистом, сапёром. Порою собаки

                  На танки бросались во время атаки.

                  Да, на войне получалось и так,

                  Что «тигры», «пантеры» боялись собак.

Воспитатель:  Ребята, скажите, как вы думаете, как собаки могли помогать людям на войне?(ответы детей)

Воспитатель:  Во Время Великой Отечественной войны на фронте служило:

  • 40 000 собак;
  • Было создано:
  • 168 специальных воинских частей использовавших собак;
  • 69 отдельных взводов нартовых собак;
  • 29 отдельных рот миноискателей;
  • 13 отдельных специальных отрядов
  • 7 учебных батальонов курсантского состава Центральной школы служебного собаководства.

Воспитатель:   Слайд № 5-6 Собаки взрывали мосты, железнодорожные составы. 19 августа 1943 года на железнодорожной линии Полоцк Дриса овчарка Дина пустила под откос вражеский эшелон. Ею на расстоянии управлял солдат дрессировщик Филатов. Дина сбросила на рельсы взрывчатку и по следу догнала своего вожатого. С её  помощью было уничтожено 10 вагонов с живой силой противника. С нашей стороны потерь не было.

Восточноевропейская овчарка Аста, нёсшая донесение, от которого зависела судьба полка, была смертельно ранена. Но, истекая кровью, она сумела всё-таки доползти до своих и доставить донесение.

Воспитатель:  Из донесения командующего 30-й армией генерал-лейтенанта Лелюшенко от 14 марта 1942 г.: «В период разгрома немцев под Москвой пущенные в атаку танки противника были обращены в бегство собаками истребительного батальона. Противник боится противотанковых собак и специально за ними охотится». Использовались собаки и в отрядах Смерша для поиска диверсионных групп противника, особенно для поиска вражеских снайперов-“кукушек”. В  архиве сохранилось  одно забавное распоряжение, касающееся собак: «за то, что на утреннем выгуле собаки выгуливаются вяло, имеют печальный вид, а курсанты не пытаются развеселить их, объявляю командиру подразделения наряд вне очереди».

Воспитатель:  Слайд №7(видео)-8

По официальной статистике во время Великой отечественной войны

  • собаки вытащили с поля боя около 700 тысяч раненых;
  • нашли 4 миллиона мин и фугасов;
  • участвовали в разминировании 300 крупных городов;
  • в боевой обстановке доставили 200 тысяч документов;
  • проложили 8 тысяч километров телефонного провода;
  • уничтожили 300 вражеских танков.

Воспитатель:   Слайд №9 А сейчас, ребята, мы поговорим с вами о благородных животных – о лошадях.

 И стучат по планете копыта

 Там где войн полыхает гроза.

 Сколько бедных их было убито,

 Человечьи их плачут глаза…

Лошади старались, как умели.

 Вынесли героев из атак –

 Чтоб герои в песнях прогремели,

 Только не споют о лошадях…….

Воспитатель:  Несмотря на то, что Вторую мировую войну называли войной моторов, конница играла в ней немаловажную роль. Конница всегда идёт по кратчайшему пути, через овраги и болота, форсируя реки и просачиваясь сквозь лесные чащобы. Быстрые и неутомимые, целые партизанские соединения иногда проходили незамеченными в нескольких метрах от фашистов.

Воспитатель:  Вот что писал в своей докладной записке немецкий генерал Гальдер: «Мы постоянно сталкиваемся с конными соединениями. Они так маневренны, что применить против них мощь немецкой техники не представляется возможным. Сознание, что ни один командир не может быть спокоен за свои тылы, угнетающе действует на моральный дух войск».

 И действительно, хотя конь бежит со средней скоростью не более 20 км в час и может преодолеть не более 100 км за сутки, но он может пройти там, где не пройдёт никакая техника – и сделает это незаметно.

Воспитатель:  В войну лошадей применяли и как транспортную силу, особенно в артиллерии. Упряжка в шесть лошадей тянула пушку, меняя огневые позиции батареи. Перед глазами встают кадры фронтовой кинохроники: красноармейцы из всех сил выталкивают застрявшую телегу со снарядами, запряжённую лошадьми.

Воспитатель:  Лошадь оставалась основной тяговой силой армии. На начало войны в армии их было без малого 2 миллиона – но их всё равно катастрофически не хватало. Лошадей использовали для переброски боеприпасов, провианта и раненых

 Воспитатель:  Много лошадей пало на полях сражений. Лошадь не могла спрятаться в траншеи или укрыться в блиндаже от пуль и осколков снарядов.

Воспитатель:  Слайд 10   Ребята, как вы думаете, какие ещё животные помогали людям во время Великой отечественной войны? (Ответы детей)

4.Физкультминутка

В нашем классе, как в семье.

На зарядку ходят все.

Чтоб до папы нам достать,

Нужно на носочки встать.

Руки разведём пошире –

Нет семьи дружнее в мире!

Воспитатель:  Во время тяжелейших боев под Сталинградом в Астрахани формировалась 28-я резервная армия, укомплектованная пушками. Однако двигаться в путь было невозможно: во всей округе — ни грузовиков, ни лошадей. Осмотревшись, командование решило привлечь в качестве тягловой силы верблюдов.

Воспитатель:  Местные власти выловили почти всех диких животных, передав их воинским частям. Солдатам пришлось непросто, многие видели двугорбых в первый раз, а здесь предстояло управлять такой махиной на передовой. Да и скверный характер животины проявляли при каждой попытке общения. На помощь пришли мальчишки-пастухи. За короткое время с их помощью красноармейцы обучили животных носить упряжку, возить повозки и полевую кухню, тащить орудие, вес которого превышал тонну. Верблюды славились выносливостью, поэтому вместо трех пар коней, полагающихся для перевозки пушек, запрягали две пары верблюдов.

Воспитатель:    Часто не только верблюды защищали своими телами солдат, но и бойцы, рискуя жизнью, бросались на помощь двугорбым товарищам. По воспоминаниям командира 902-го полка, Героя Советского Союза Григория Ленева, во время этого же боя на открытой местности, простреливаемой фашистами, бойцы увидели двух верблюдов. Солдаты вывели их из опасной зоны и поместили в подвал. Правда, для этого пришлось расширить вход по высоте и почти насильно затаскивать их внутрь. Верблюдов звали Мишка и Машка, и они остались живы.
   Весной 1945-го часть артиллеристов участвовала в сражениях за Берлин, с ними был и верблюд Яшка.

Воспитатель:  Слайд 11    Ослики против фашистов! В сражениях в Крыму и на Северном Кавказе самые тяжёлые грузы таскали выносливые ослики. И не только снаряды, провизию, бревна для блиндажей, но и раненых. Причем ослики оказались очень сообразительными и приспособленными для войны. Подвижные и относительно миниатюрные, они шустро бегали по траншеям и были почти неуязвимы для вражеских пуль за исключением длинных ушей. Однако, что удивительно, вскоре они сами научились их прижимать. Вид «окопного» ослика с робко прижатыми ушами был очень трагичным и трогательным!

Воспитатель:  Слайд №12 С первых дней войны началось формирование партизанского движения. Применение лошадей, для того чтобы незаметно перевезти боевую технику или людей на большие расстояния, зачастую приводило к расшифровке расположение партизанского лагеря: отпечатки подков лошади были хорошо заметны в лесу.

Воспитатель:   Тогда и появилась идея использовать для этой цели лосей. Следы лося не вызывали подозрений. Лось может питаться тонкими ветками деревьев, а лосиное молоко обладает целебными свойствами.

Воспитатель:   Определённый опыт в этом направлении уже был. В шведской армии были лосиные войска, а первая попытки одомашнивания лосей в СССР были предприняты ещё в 1930 году.

Воспитатель:   Для подготовки лосей была создана специальная группа. Лосей объезжали и приучали к выстрелам. Около двадцати лосей были направлены в разведотделы армии. Известны случаи успешных рейдов наших разведчиков на лосях в тыл противника.

Воспитатель:   Слайд №13 Северный олень- боевой товарищ. На самом севере, на Карельском фронте, на выручку нашей 14-й армии пришел гордый северный олень. Сквозь пургу, через глубокие снежные завалы и каменные россыпи, олени вывезли с поля боя более десяти тысяч раненых, перевезли сотни тонн военных грузов.

Воспитатель:  Слайд №14 Во время Великой Отечественной Войны применяли уникальные способности дельфинов для морской разведки. Ставка была сделана верно: иногда животный спецназ выполнял задания лучше и быстрее людей. Специально тренированные военные дельфины способны находить подводные мины и спасать водолазов и моряков, которые попали в беду. Подобно собакам, они проходили дрессировку и обучение, а затем отправлялись на фронт.

Воспитатель:  Следующая страничка нашего классного часа будет посвящена птицам (голуби).

Воспитатель:  Слайд 15  Как не странно, символ мира может оказаться эффективным средством войны. Голубиная почта существовала ещё со времён глубокой древности, но с приходом радио казалось, что её век окончен. Но первые бои Великой Отечественной войне показали, что проводная связь действовала только на расстоянии 3 км, радио – 5 км. Зачастую техника выходила из строя.

Воспитатель:  В этом плане показательным является сражение при форсировании реки Великая в 1944 г. Наши войска захватили плацдарм и оторвались от основных частей белее, чем на 25 км. Связи на таком расстоянии не было и быть не могло. И тогда были применены голуби. Они ежечасно приносили сведения с немецких позиций и корректировали огонь.  Применялись голуби и для уничтожения объектов противника.

Воспитатель:  Но не только голуби спасали людей на войне. Сейчас ребята вам расскажут, как в годы войны птицы спасли раненых и голодных жителей Мурманска.Когда фашисты окончательно убедились, что город им не взять, они решили его сжечь. Тысячи кассет с зажигательными бомбами полетели на деревянные дома, тысячи фугасов обрушились на тех, кто пытался тушить пожары. Положение Мурманска, и без того тяжелое, стало угрожающим. Город испытывал огромные трудности, особенно с продовольствием. На службу фронту было поставлено все.

Воспитатель:  Рыбаки уходили в море и под обстрелом фашистских самолётов ловили рыбу. А орнитолог Белопольский организовал «яичную операцию» Шестого Особого дивизиона. В бухте безымянной на Новой Земле, где высились стометровые  скалы, миллионы кайр на территории своих так называемых птичьих базаров откладывали яйца. Их-то с сердечным извинениями перед птицами собирали промысловики под руководством Белопольского. Дело это нелёгкое. Да и немцы обнаружили промысловиков и начали обстреливать, но мурманские госпитали получили свыше миллиона яиц кайр, доставленных на траулерах «Камбала», «Искатель» и «Осетр».

 5.Итог:

Воспитатель: Вот прошло уже 75 лет с того дня, как закончилась Великая Отечественная война. Многое изменилось с тех пор, но мы с вами должны навсегда оставить в своей памяти подвиг, который совершил народ, ради женщин и детей, ради внуков и правнуков, то есть ради нас с вами, ради мира на земле. Мы должны помнить тех, кто погиб, дав нам возможность видеть чистое небо над головой. Но нужно вспоминать и добрых друзей человека, помогавших ему на трудном пути к победе. Ребята, давайте ценить мир! (Слайд 16-17 видео)

                 Мир это лучшее слово на свете,

                Взрослые к миру стремятся и дети,

                Птицы, деревья, цветы на планете.

                Мир – это главное слово на свете.

                Любить этот мир, любить его свет…

                 За то, что в нём есть, за то, чего нет.

                 Любить просто так, за то, что живёшь.

                 За то, что берёшь и что отдаёшь.

                 Любить за свободу и за красоту.

                 Его совершенство, его простоту.

                 Любить в ожидании нового дня,

                 Который в ответ тоже любит тебя!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий к 65-летию Великой Отечественной войны

Сценарий к 65-летию Великой Отечественной войны. Можно использовать как общешкольное мероприятие....

к 70-летию Великой Отечественной войны

поделка "Никто не забыт, ничто не забыто"Техника: Канзаши...

Внеклассное мероприятие посвященное к 65 летею Великой Отечественной войны

У времени есть своя память-история. И потому мир никогда не забывает о трагедиях, потрясавших планету  в разные эпохи, в том числе, и о жестоких войнах, уносивших миллионы жизней, отбрасывавших н...

исследовательская работа к 70 летию Великой Отечественной войны : Герои Смоленского района в годы ВОв

краеведческий материал , все фото эксклюзивные , интервью взяты при жизни фронтовиков , данный материал публикуется впервые.Ввиду ограничения размеров документа , половину фото пришлось удалить ....

презентация к 70-летию Великой Отечественной войны

Материал для уроков истории по краеведению, посвященный Великой Отечественной войне.Использовать можно и на уроках истории, во внеклассной работе....

Презентация к 75-летию Великой Отечественной войны: " Спортсмены- герои Великой Отечественной Войны".

Трудно перечислить имена всех советских спортсменов, участвовавших в Великой Отечественной войне. Их сотни и тысячи.•Честь и слава погибшим и тем, которые навсегда ушли вслед за своими фронтовыми...

Урок внеклассного чтения "Детство, опалённое огнём войны" К 75 - летию Великой Отечественной войны

Мир во всём мире. Всем нам хочется жить в мире,  свободном от войн и насилия. Об этом человечество мечтало во все времена. Мы  хотим жить в мире, чтобы светило солнце, чтобы пели птицы. Мы н...