Сценарий праздника, посвященного Всероссийскому дню заповедников и национальных парков "Жемчужины природы"
классный час
В заповедниках лес и трава,
И животные бродят свободно.
Это зоны, где вечно жива
Наша Родина, наша природа.
Цель: познакомить обучающихся с историей празднования «Всероссийского Дня заповедников и национальных парков, видами особо охраняемых природных территорий России и Тамбовской области, историей создания «Воронинского заповедника».
Впервые День заповедников и национальных парков начал отмечаться в 1997 году по инициативе Центра охраны дикой природы и Всемирного фонда дикой природы. 11 января для этого события выбрано не случайно — в этот день в 1916 году в России был образован первый государственный заповедник — Баргузинский как соболиный охотничий заповедник.
Заповедники – это особо охраняемые природные территории – сегодня, пожалуй, единственный способ уберечь от гибели хотя бы небольшую часть дикой природы и животного мира. Они создаются для того, чтобы охранять природу и изучать ее
В природе ничто не существует обособленно, все ее элементы тесно связаны между собой, влияют друг на друга, и ущерб, нанесенный одному, немедленно вызывает ухудшение других. Каждый должен по возможности обогащать природу, и ни при каких обстоятельствах не обеднять ее
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
den_zapovednikov.docx | 37.74 КБ |
Предварительный просмотр:
«Жемчужины природы»
(сценарий праздника, посвященного Всероссийскому дню заповедников и национальных парков)
Цель: познакомить обучающихся с историей празднования «Всероссийского Дня заповедников и национальных парков, видами особо охраняемых природных территорий России и Тамбовской области, историей создания «Воронинского заповедника»
Задачи:
образовательные:
- создать условия для обобщения и систематизации знаний школьников о
видах особо охраняемых природных территорий России и Тамбовской области;
- закрепить знание обучающихся о животном и растительном мире Воронинского заповедника;
- показать огромное значение природы в жизни человека, привлечь внимание учащихся к проблемам экологии;
воспитательные:
-воспитывать экологически грамотных граждан, любящих и бережно относящихся к родной природе;
- формировать целостный взгляд на окружающий мир и место человека в нем.
развивающие:
- создать условия для развития внимания, памяти, речи, творческого воображения, кругозора, умений и навыков самостоятельной работы, обучающихся начального звена, развивать познавательный интерес ребят;
Ученик: Заповедная природа,
Заповедный дивный край,
Радуга под небосводом —
Цвет любимый выбирай!
Ученик: Эти чистые озёра,
Лес и реки, и луга
Под защитой государства —
Заповедны берега.
Ведущий 1: Здравствуйте, ребята и уважаемые гости. Мы рады приветствовать вас на празднике «Жемчужины природы». Сегодняшняя наша встреча посвящена Дню заповедников и национальных парков, который в нашей стране отмечается – 11 января. Что же такое заповедники спросите вы? В заповедниках лес и трава. И животные бродят свободно. Это зоны, где вечно жива Наша Родина, наша природа.
Ведущий 2: Заповедники – это особо охраняемые природные территории – сегодня, пожалуй, единственный способ уберечь от гибели хотя бы небольшую часть дикой природы и животного мира. Они создаются для того, чтобы охранять природу и изучать ее. В заповеднике нельзя вырубать лес, распахивать землю, косить траву, охотиться, рыбачить, т.е. запрещена любая деятельность человека. Заповедники сохраняют 80% богатства растительного и животного мира. День заповедников и национальных парков начал отмечаться в 1997 году по инициативе Центра охраны дикой природы.
Ведущий 1: Ребята, а какие виды особо охраняемых природных территорий России вы знаете? А хотите узнать? К основным видам ООПТ относятся заповедники, заказники, природные парки, памятники природы и т.д.
Ведущий 2: Какова особенность каждого вида особо охраняемых природных территорий? (Заповедник– это территория, в которой весь комплекс полностью и навечно изъят из хозяйственного пользования и находится под охраной государства.
Ведущий 1: Национальный парк - это территория, на которой охраняются ландшафты и уникальные объекты природы. От заповедников отличается допуском посетителей для отдыха.
Ведущий 2: Заказник – территория, на которой охраняются отдельные виды растений и животных. Чаще всего заказник действует в течение нескольких лет. (5-10 лет)
Ведущий 1: Памятник природы - охраняемый природный объект, ценный в научном, культурном, эстетическом отношении.
Ведущий 2: В настоящее время количество природных зон увеличивается, появляются новые парки и заповедники. Наконец-то государство поворачивается лицом к природе и ее ресурсам, которые являются важными составляющими экономики России.
Ученик: День заповедников и парков
В стране сегодня отмечают,
И пусть в январский день не жарко,
Но всем нам душу согревают
О красоте природы мысли,
Так сохраним ее все вместе,
Леса, поля, низины, выси,
Вершины гор до поднебесья!
Ученик: Заповедники, парки, заказники
Отмечают сегодня свой день.
И пускай этот день станет праздником
Для животных, растений, людей.
Ведущий 1: Всероссийский день заповедников и национальных парков — праздник, посвящённый уникальным уголкам нашей страны, с каждым годом приобретает всё более и более высокую значимость.
Ведущий 2: А работники заповедников и национальных парков выполняют важную и ответственную миссию — сохраняют и восстанавливают уникальные природные комплексы нашей страны, разнообразие животного и растительного мира.
Ведущий 1: Эти люди неравнодушны к судьбе природы, они заботятся о том, какой мир останется нашим потомкам. Защита естественной природы — это выражение нашей любви к ней!
Ведущий 2: В России насчитывается 102 заповедников общей площадью более 33 миллионов гектаров (это 1,58% от общей территории страны)
Ведущий 1: 35 национальных парков общей площадью около 7 миллионов гектаров (0,41% от территории страны).
Ведущий 2: Заповедники сохраняют 80% видового богатства растительного и животного мира.
Ведущий 1: Алтайский заповедник, Байкало-Ленский заповедник
Ведущий 2: Ильменский заповедник, Лазовский заповедник имени Л. Г. Капланова
Ведущий 1: Валдайский национальный парк, Забайкальский национальный парк
Ведущий 2: Национальный парк «Смоленское Поозерье», Национальный парк «Лосиный остров»
Ученик: Заповедные зоны России –
Так естественна их чистота!
Это праздник родимой природы,
И забота о ней на века.
Пусть ветра продувают равнины,
И под камни струится вода,
И тянутся в небо деревья,
И колышется ветром трава.
Ведущий 1: Ребята, а вы знаете в каком году впервые стали отмечать данный праздник?
Ведущий 2: Впервые День заповедников и национальных парков начал отмечаться в 1997 году по инициативе Центра охраны дикой природы и Всемирного фонда дикой природы.
Ведущий 1: 11 января для этого события выбрано не случайно — в этот день в 1916 году в России был образован первый государственный заповедник — Баргузинский как соболиный охотничий заповедник.
Ведущий 2: В 1986 году решением ЮНЕСКО Баргузинскому заповеднику был присвоен статус биосферного, он был включен в международную сеть биосферных резерватов. Сегодня этот заповедник является составной частью объекта Всемирного природного наследия «Озеро Байкал» вместе с остальными заповедниками и национальными парками, входящими в «заповедное ожерелье» (Баргузинский, Байкальский, Байкало-Ленский заповедники, Забайкальский национальный парк).
Ведущий 1: Баргузинский заповедник. В настоящее время заповедник является комплексным, то есть на его территории охраняются и изучаются все природные объекты: животные, растения, сообщества организмов, природные комплексы.
Ученик: На нашем шаре на земном,
Где мы родились и живем,
Где в травах летняя роса
И голубые небеса,
Где море, горы, степи, лес –
Полно таинственных чудес.
- По лесу бродит серый волк,
И ландыш тоненький цветет,
В степи ковыль, как нежный шелк,
Расчесывает ветерок.
Гремит на скалах водопад,
И брызги радугой летят.
А в синем море синий кит –
Большой, как дом, на волнах спит.
Ученик: Не разрушайте этот мир,
Девчонки и мальчишки,
Иначе эти чудеса
Останутся лишь в книжке.
- Чтоб был в источниках нарзан,
С полянки – земляника,
Будь осторожен, как Тарзан,
Дружи с природой дикой!
- Ты тоже часть ее чудес,
И для тебя темнеет лес,
И речка светлая течет,
И все весною зацветет.
И надо постараться
Нам с этим не расстаться
Ведущий 2: Ребята, а вы знаете, какие есть охраняемые территории в Тамбовской области?
Ведущий 1: На территории Тамбовской области расположены следующие охраняемые природные объекты:
Государственный природный заповедник «Воронинский» площадью 103 км2. - 1994 г,
Ведущий 2: 4 биологических Заказника: «Польновский», «Моршанский», «Хмелино-Кершинский», «Нижневоронинский»
Ведущий 1: 105 памятников природы: Тамбовский вал, Святой источник у поселка Горелое, Мамонтова пустынь, Матырская дубрава, Туева роща Петровского района и др
Ведущий 2: 1 зеленая зона вокруг районных центров области. (слайд с картой ООПТ Тамбовской области ).
Ведущий 1: Воронинский заповедник расположен на берегу реки Вороны. Создан в 1994 году, его площадь 103 км2 (107)
Ведущий 2: Там много редких и исчезающих видов растений - ковыль перистый, брандушка разноцветная, прострел весенний, ятрышник шлемовидный и др.
Ведущий 1: много редких животных - гадюка Никольского, орлан – белохвост, выхухоль, рысь, рыба шемая и др.
Ведущий 2: Заказник «Моршанский», располагается в Моршанском и Сосновском районах. Его общая площадь составляет 45275,00 га.
Ведущий 1: На его территории охраняются такие животные как: заяц-русак, сурок-байбак.
Ведущий 2: Заказник «Хмелино-Кершинский», располагается в Пичаевском и Бондарском районах. Его общая площадь составляет 17461,00 га.
Ведущий 1: На его территории охраняются такие животные как: лось, рысь, норка европейская, выдра речная, выхухоль, глухарь, рябчик, осоед, серый журавль.
Ведущий 2: Заказник «Польновский», располагается в Мичуринском и Никифоровском районах. Его общая площадь составляет 12200,0 га.
Ведущий 1: На его территории охраняются: выхухоль, серая куропатка, заяц-русак.
Ведущий 2: Заказник «Нижневоронинский» Создан 12 марта 2013 года, площадью 20288,00 га расположен на территории Уваровского и Мучкапского районов
Ведущий 1: охраняемые виды: выхухоль, норка европейская, выдра речная, косуля европейская, серый журавль.
Ученик: Мир заповедника — чистейший мир,
И дышится там легче, проще.
Но современный человек забыл,
Приятно как гулять по белой роще.
Ученик: Чтоб это вспомнить и не потерять,
Сверкнувшую красой необъяснимой —
Природу нашу надо сохранять
В величии ее неповторимой.
Ведущий 1: Один из памятников природы находится в г. Тамбове. Это дуб – долгожитель, растет в центре бывшей усадьбы царского генерал-майора А.Ф. Грушецкого. Высота 35м, возраст 400лет парке.
Ведущий 2. В Петровском районе есть роща туи западной близ с. Стеньшино. Она представляет чрезвычайный интерес. Площадь её около 1 га и насчитывается около 700 деревьев в возрасте 117 лет. Роща взята под охрану.
Ведущий 1. Многие растения и животные, которые раньше встречались часто, сейчас стали редкими. Они занесены в Красную книгу.
Ученик: Охраняется Красной книгой
Столько редких животных и птиц,
Чтобы выжил простор многоликий
Ради света грядущих зарниц.
Чтоб пустыни нагрянуть не смели,
Чтоб души не стали пусты.
Охраняются звери,
Охраняются змеи,
Охраняются даже цветы.
Ведущий 2. Красную книгу учредил Международный союз охраны природы и природных ресурсов в 1966 году. Она хранится в швейцарском городе Морже.
Ведущий 1. В 1974 году учреждена Красная книга СССР. В 1999 году – Красная книга Тамбовской области.
Ведущий 2. Растительный мир Тамбовской области насчитывает более 1200 видов, в Красную книгу включено около 200 видов растений. Это: адонис весенний, шалфей шлемовидный, хохлатка торопливая, колокольчик, медуница неясная, ковыль перистый, прострел весенний, ландыш майский и др.
Ведущий 1. Современная фауна Тамбовской области насчитывает около 1700 видов. Из них занесены в Красную книгу: 89 видов птиц, 18 видов млекопитающих из которых 1 вид, относится к вероятно исчезнувшим (бурый медведь), а три вида (степной сурок, обыкновенный слепыш и рысь) входят в категорию восстанавливающихся видов.
15 видов рыб, 164 вида беспозвоночных, 5 видов пресмыкающихся
Выступление юных экологов.
Театрализованная картинка «Красота спасет мир» в исполнении участников театрального коллектива.
ВСЕ ГЕРОИ (по очереди)
Мы к вам пришли из Красной книги,
С её заботливых страниц,
Что берегут и охраняют
Растения, животных, птиц.
Мы чувствуем теперь защиту,
И знаем, что мы будем жить,
Ведь в эту книгу люди душу
Сумели добрую вложить.
Цветок
И больше сразу станет красоты,
Опять в лесу появятся цветы.
Когда вы не сорвёте их в букет,
Они спасибо вам шепнут в ответ.
Заяц
Я – заяц русский, я – чистопородный.
И сколько сказок про меня народных!
Меня не будет и исчезнут сказки.
Как сохранить меня?
В той книге есть подсказка.
Бабочка
Я бабочка - живой цветок.
И если сяду на листок,
Вы ощутите хрупкость красоты.
Нужны лесам воздушные цветы!
Белка
Ценен мой пушистый мех
И в обаянье мой успех.
Меня теперь разводят и в лесах, и в парках,
В кормушки мне кладут подарки.
Еж ушастый
Еж – он тем уже хорош,
Что и мил он, и пригож.
По ночам люблю я шастать.
Симпатяга – еж ушастый.
Я – санитар природы.
И без меня прожить попробуй!
ВСЕ ГЕРОИ (по очереди)
Спасает мир природа, красота,
Мы – братья меньшие, с рожденья в том уверены.
И возвращается духовность, доброта,
Тем, что когда-то было для людей потеряно.
О, человек, ты тоже часть природы вольной,
Но много в мире для тебя подвластно.
Так пусть же станет книгою настольной
Дом цвета сердца – книги Красной.
Ученик: Мы – люди, мы – природы дети.
Мы – часть её. И что же мы творим?
Ей объявив войну, забыв про всё на свете,
В конце концов, себя мы истребим.
Ученик
Но порой под нашими руками
Красота твоя бесследно исчезает.
Задыхаются от грязи океаны,
Звери, птицы, травы погибают
Ведущий 2 Постоянное и неуклонно возрастающее влияние человека на природу привело к тому, что на нашей планете уже вымерло
около 150 видов животных. Они записаны в черные страницы «Красной книги».
Ведущий 1 Маврикийский дронт или додо. Этот вид располагался на острове Маврикий. Эта птица исчезла в конце семнадцатого века.
Ведущий 2. Морская корова. В результате хищнического промысла к 1768 полностью истреблена.
Ведущий 1. Тур- дикий предок домашнего быка. Жил в Европе. Последний представитель погиб в 1627 г. в Польше.
Ведущий 2. Странствующий голубь. Он жил в Северной Америке. Живший в неволе последний голубь умер в 1914 г.
Ведущий 1. Степная лошадь- тарпан, Тасманский сумчатый волк, Черный кулик-сорока, речной дельфин и другие.
Ученик: Берегите Землю, люди, берегите!
Хрупкую планету внукам сохраните.
Чтоб они, гуляя по тропам заповедным,
Сердцем приникали к истинам заветным.
Чтоб леса шумели, чтоб шептали травы...
На любовь к природе им оставьте право!
Ведущий 2 В нашей области жил и работал великий ученый, преобразователь природы - Мичурин Иван Владимирович. Более 60 лет Мичурин посвятил делу улучшения сортов плодово-ягодных растений. Им было выведено около 550 сортов ягодных и плодовых культур.
Ведущий 1 Благодаря его деятельности на Тамбовщине стали расти, великолепно плодоносить яблони, груши, вишня, абрикосы, виноград, миндаль, грецкий орех, айва и другое.
Ведущий 2 Владимир Иванович Вернадский - выдающийся российский учёный, академик Российской АН, организатор и директор Радиевого института, Биогеохимической лаборатории. Он разработал учение о биосфере Земли и неизбежности её превращения в ноосферу.
Ведущий 1.С Тамбовским краем связано 30 лет его жизни. В Пичаевском районе в родовое поместье «Вернадовка», зарождались великие идеи будущих учений.
Ведущий 2. В 2005 году здесь был образован Научный культурно – просветительский ноосферный центр имени В.И.Вернадского.
Ученик:
И нам теперь одно лишь остаётся:
Беречь, что есть, хранить как дивный сад,
Свой дом, свой край родной, свой заповедник,
Свою природу, свой бесценный клад!
Учитель: А теперь я хочу проверить на сколько хорошо вы знакомы с природой «Воронинского заповедника», его животным миром (викторина о «Воронинском заповеднике»)
Вопросы викторины. Тема «Заповедник «Воронинский»
1.Что такое заповедник?
2.Назовите примерное количество заповедников, находящихся на территории России.( Более 100 заповедников)
3. В чем отличие заповедника и национального парка? ( На территорию национального парка допускаются посетители для отдыха).
4. Какие заповедники (национальные парки) называются биосферными? ( На территории которых проводят научные исследования, мониторинги).
5.На территории каких районов находится заповедник «Воронинский?» (Кирсановского и Инжавинского).
6.В каком году был образован заповедник «Воронинский»? (В 1994 году)
7. Назовите озера, находящиеся на территории заповедника «Воронинский»? (Рамза, Кипец, Симерка)
8.Назовите танцующих птиц с длинными ногами и длинной шеей? (Журавли)
9. Назовите не менее четырех птиц, которые обитают в заповеднике «Воронинский»? (белый аист, рыжая цапля, лебеди, пестрый дятел, сизая чайка и др)
10.Какая птица является эталоном любви и верности? (лебедь)
12.Назовите растения, которые растут на территории заповедника «Воронинский» и нуждаются в «защите».(брандушка разноцветная, ковыль перистый, ятрышник шлемовидный и др.)
13. Назовите декоративные растения, которые растут на территории заповедника «Воронинский» и нуждаются в «защите». (Степные пионы, тюльпаны, птицемлечники, катран, кермеки, ирисы, ковыль Залесского, Тюльпан Шренка, безвременник веселый и др.)
14. Назовите млекопитающих, которые обитают в заповеднике «Воронинский» (русская выхухоль, европейская норка, выдра, бобр, волк, кабан и др.)
15.Назовите представителей земноводных, обитающих в заповеднике (съедобная лягушка, гребенчатый тритон ).
16. Назовите представителей пресмыкающихся, обитающих в заповеднике (гадюка Никольского, живородящая ящерица и др)
17.Назовите охраняемые виды насекомых, обитающих в заповеднике (пчела-плотник, изменчивый шмель и др.)
Ведущий 1.В природе ничто не существует обособленно, все ее элементы тесно связаны между собой, влияют друг на друга, и ущерб, нанесенный одному, немедленно вызывает ухудшение других. Каждый должен по возможности обогащать природу, и ни при каких обстоятельствах не обеднять ее
Учитель: Природа была задолго до человека, но чтобы она существовала и дальше, нужна забота каждого жителя Земли о ней. Хочется верить, что каждый из нас в жизни сможет не раз навестить эти уголки волшебства и совершенства… Пусть все их обитатели живут в мире и спокойствии, а мы, люди, от этого станем добрее и счастливее.
Ведущий 2: Ребята, а как мы можем помочь природе зимой?
Ученик: Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна –
И не страшна будет им зима.
Итог: С какой целью проводилось данное мероприятие?
Ребята, что нового узнали сегодня в ходе проведения мероприятия?
Что вы делали для этого? Какой результат вы получили?
Поднимите руки, кто узнал много новой и интересной информации об особо охраняемых природных территориях России и Тамбовской области?
Учитель: Ребята, много тайн природы вам еще придется разгадать и я желаю, чтобы все ваши действия по разгадыванию ее тайн были экологически грамотными, созидающими природу, не наносящими ей вред.
Ученик
Давайте, люди,
Дружить друг с другом,
Как птица с небом,
Как травы с лугом.
Как ветер – с морем.
Поля – с дождями,
Как дружит солнце со всеми нами!
К тому стремиться,
Чтоб нас любили
И зверь, и птица
И доверяли
Повсюду нам
Как самым верным своим друзьям.
Давайте, люди,
Беречь планету –
Во всей Вселенной
Похожей нету.
Во всей Вселенной
На всех одна.
Что будет делать
Без нас она?
Ученик
Как чудесна природа своей красотой.
И душа ощущает тепло и покой.
Человек – он ведь тоже природа,
Он ведь тоже закат и восход,
И четыре в нем времени года,
И особый в нем музыки ход.
И какая в нем брезжит погода?
Сколько в нем одиночества, встреч?
Человек – он ведь тоже природа…
Так давайте природу беречь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема. Влияние человека на природу Африки. Заповедники и национальные парки.
Подробный конспект урока. Основная цель урока - экологические проблемы Африки, установление причинно-следственных связей....
День заповедников и национальных парков в России.
Материал подготовлен для беседы с учащимися....
Влияние человеке на природу. Заповедники и национальные парки
Задачи: 1. Называть и показывать заповедники и национальные парки, объяснять изменения природы континента под влиянием деятельности человека.2. Способствовать формированию интереса к географическим зн...
"День заповедников и национальных парков – 11 января"
Презентация предназначена для проведения классного мероприятия "День заповедников и национальных парков – 11 января"...
Внеклассное мероприятие "22 апреля - День заповедников и национальных парков (Марш парков)"
Внеклассное мероприятие, посвященное особо охраняемым природным территориям. В ходе занятия раскрывается понятие ООПТ, рассматриваются катеогрии охраняемых земель. Показаны примеры ООПТ на территории ...
Африка. Влияние человека на природу. Заповедники и национальные парки.
АФРИКА.Влияние человека на природу.Заповедники и национальные парки. Презентация для интерактивной доски....
"Влияние человека на природу Африки. Заповедники и национальные парки"
Конспект урока географии в 7 классе...