План воспитательной работы
методическая разработка

Лаптева Екатерина Валерьевна

Материал можно взять за основу при написаниии плана ВР своего класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл progr._vosp-y_rab.docx71.58 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ …………. СШ

Программа

воспитательной работы

5-9 классы

2014 – 2019 г.г.

Классный руководитель: ……..

2014 год

Пояснительная записка

Воспитание – это помощь человеку в становлении самого себя, когда это не происходит само собой.

Воспитание – целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития и духовно-ценностной ориентации обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей, оказания им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении».

Воспитание может быть успешным, если цели педагогического воздействия определены следующим содержанием:

  • Воспитание должно быть ориентировано на развитие ребёнка, оно не должно быть формальным.
  • В воспитании не должно быть мелочей.
  • Воспитание должно быть ориентировано в равной степени, как на человеческие, так и на национальные ценности.
  • Воспитание должно учитывать возрастные и индивидуальные особенности ученика, класса.
  • Воспитание должно строиться не на порицании, а на поддержке.
  • Воспитание должно способствовать актуализации принадлежности ребёнка к определённой культуре и приобретению культурных ценностей и черт.
  • Воспитание должно способствовать социализации ребёнка, развитию его социального интеллекта.
  • Воспитание должно способствовать овладению общечеловеческими нормами нравственности, формированию внутренней системы нравственных регуляторов поведения.

Основные  цели воспитательной деятельности.

  •    Формирование гражданско-патриотического сознания,   развитие  чувства сопричастности судьбам Отечества, формирование  нравственной  позиции.
  • Развитие познавательных интересов, потребности в познании культурно-исторических ценностей, развитие творческой активности.
  • Привлечение учащихся к работе по возрождению, сохранению и  приумножению культурных, духовно-нравственных ценностей, накопленных народами России.

Актуальность

  Стремительно меняется время, меняется общество и отношения между людьми. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

Основная задача современной школы – помочь ребёнку реализовать свои возможности. Для этого между педагогом и ребёнком, на мой взгляд, необходимо установить такие взаимоотношения, которые способствовали бы его развитию, создавали условия для его самодвижения. В своей работе я стремлюсь к этому. Такую стратегически важную задачу необходимо каждодневно конкретизировать в планомерной системно осуществляемой работе.

 Цель:

создание условий для саморазвития обучающегося как субъекта деятельности, как  личности, создание гуманистического воспитательного пространства класса, обусловливающего формирование конкурентоспособной, разносторонне развитой  личности, обладающей высоким уровнем образования, интеллектуальными, гражданскими, нравственными качествами, культурой физического здоровья, способной к самореализации, профессиональному самоопределению.

Задачи:

  • создание условий для самовыражения обучающихся,
  • формирование «образа успешного человека» как элемента школьной культуры,
  • интеграция учебной деятельности и  воспитательной работы,
  • содействие мотивации у учащихся к участию в делах школы,
  • содействие развитию инициативы и творческой активности школьников,
  • развитие ключевых компетенций личности (учебной, исследовательской, социально-личностной, коммуникативной, сотрудничества, организаторской деятельности, личностно-адаптивной).

Формы реализации задач        

  • изучение психологических особенностей учащихся (наблюдение, индивидуальные и групповые собеседования с учащимися и родителями, анкетирование, мини исследования);
  • систематическое посещение уроков с программой наблюдения с последующим анализом на классных и родительских собраниях;
  • дискуссии, диспуты, викторины, КВН, интеллектуальные марафоны;
  • ролевые, деловые, образовательные игры, «круглые столы», ток-шоу, брейн-ринги;
  • экскурсии, походы;
  • соревнования;
  • викторины, КВН, интеллектуальные марафоны;

Методы:

  • Метод беседы. Данный метод можно применять в воспитании детей разного возраста и с любым характером. В процессе беседы учитель объясняет и аргументирует то, как надо себя вести в той или иной ситуации, выясняет мотивы поведения малыша.

  • Метод убеждения. Представляет собой активное воздействие на сознание человека с целью оказания ему помощи в осмыслении сути предъявляемых ему идей или требований, а также выработки внутреннего согласия с ними. При этом реализуются два пути - убеждение словом и (или) убеждение делом. Но это не только слово или поступки взрослого, но и суждения и действия других участников педагогического процесса.

  • Коллективное мнение. Этот метод воспитания представляет собой выражение группового требования к деятельности или поведению человека. Средствами его реализации являются коллективное обсуждение и высказывание мнения коллектива отдельными людьми.

  • Упражнение. Представляет собой многократное повторение способов действий с целью формирования привычки правильного поведения, оптимального алгоритма деятельности в конкретной ситуации. К числу средств метода упражнения относится соблюдение установленного порядка в семье, школе и т.д., правильно организованная учебная деятельность, целенаправленные общественные поручения.
  • Воспитывающие ситуации. Это обстоятельства затруднения   формирующие навыки правильного поведения на основе самостоятельно сделанного выбора. Они могут быть специально организованы педагогом.

 

Каждый учебный год  несет определенную смысловую нагрузку:

 5-й класс

 Знакомство учащихся с новой учебной ситуацией, школьными традициями и правилами.

  • Оказание помощи в процессе адаптации учащихся в средней школе.
  • Знакомство с детьми и родителями, выработка стратегии воспитания.
  • Формирование у детей сознательного отношения к дисциплине.
  • Развитие навыков взаимодействия.
  • Раскрытие интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
  • Развитие навыков самоорганизации, самообслуживания.
  • Формирование ценностных представлений и отношений.
  • Организация досуговой деятельности

6-й класс

  • Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
  • Апробация элементов самоуправления (советы дела, КТД).
  • Коллективное планирование .
  • Развитие чувства коллективизма.
  • Поощрение инициативы.
  • Развитие ценностных представлений и отношений.
  • Содействие личностному развитию учащихся.
  • Формирование навыка коллективного анализа.
  • Развитие навыков социального взаимодействия. 

Программа воспитательной работы

с младшими подростками (5 - 6 классы)

Ведущие воспитательные задачи по работе с младшими подростками:

-формирование нравственного самосознания, ответственности и обучения культуре поведения на основе управления собой.

- формирование нравственных позиций по отношению к другому полу, возрасту и уровню способностей, одаренности. Подростки соотносят себя с другими, но нередко не видят границ между «можно» и «нельзя», когда речь идет о девочках, девушках, женщинах, старших и младших, более или менее способных своих сверстниках.

 7-й класс  

  • Развитие самоуправления учащихся.
  • Коллективное планирование, коллективный анализ.
  • Содействие личностному развитию учащихся.
  • Организация социально значимой деятельности.
  • Развитие навыков социального взаимодействия.
  • Развитие ценностных представлений и отношений. 

 8-й класс

  • Формирование потребности в творческой деятельности.
  • Самоуправление учащихся.
  • Коллективный анализ, коллективное планирование.
  • Развитие организаторских качеств, организация социально значимой деятельности.
  • Работа творческих групп.
  • Помощь в организации воспитательных мероприятий для младших школьников.
  • Развитие навыков социального взаимодействия.
  • Развитие навыка социального проектирования.
  • Развитие ценностных представлений и отношений. 

Программа воспитательной работы со старшими подростками

(7 – 8кл.)

Основные задачи воспитательной работы с подростками 7 -8 классов

  • формирование общественного мнения по важнейшим проблемам жизни общества и человеческих отношений;
  • развитие самосознания и культуры самовоспитания;
  • приобщение к ведущим духовным ценностям своего Отечества, воспитание гражданственности;
  • формирование полового самосознания и нравственная подготовка к семейной жизни;
  • формирование экономического мышления.

Формы воспитательной работы,  рекомендуемые для работы со старшими подростками: беседы, экскурсии, чтение книг, посещение выставок.

1.Общечеловеческие нравственные ценности

Подростковый возраст характерен особой восприимчивостью к красоте, что связано с половым созреванием, чувством зрелости, осознанием себя в качестве человека, гражданина, представителя своего народа, члена семьи, с развитием самосознания. Поэтому необходимо проводить мероприятия раскрывающие:

  • Черты русского характера (стойкость, выносливость, широта души).
  • Заповеди Библии: «Не убий!», «Не делай другим того, чего не хочешь, чтобы сделали тебе», «Люби ближнего своего, как себя самого» и т.п..

И характеризующие человеческую трагедию (смерть, убийство, война),человеческую драму (брак по принуждению, потеря близких, проводы на войну).человеческую радость (взаимная любовь, счастливое супружество, материнство и отцовство, труд по призванию).

2.Жизненное самоопределение

  • Беседы: «С чего начинается взрослость»,  «Мужской и женский характеры», «Как готовить себя к семейной жизни.
  • Практикумы: «Правила счастливого человека», «Женщина в доме», «Мужчина в доме», «Как изучить свои способности».
  • Тестирование, тренинги по вопросам подготовки к жизненно-важным ситуациям.

3.Основы экономического воспитания

Знакомство с экономическими понятиями «материальные и духовные ценности», «цена и себестоимость», «бюджет», «налог», «заработная плата», формирование нравственно-экономических качеств: альтруизм, благотворительность (иждивенчество, эгоизм), предприимчивость (безынициативность), потребности, деловитость (лень), честное слово и честь, смелость, риск (трусость), надежность, обязательность (разгильдяйство), уважение к партнеру (зазнайство), бескорыстие (алчность), оптимизм (пессимизм), общительность (замкнутость) происходит как на уроках обществознания так и посредством воспитательных мероприятий

4.Самореализация личности подростка осуществляется через проведение:

  • Бесед: «Портрет нашего современника», «Идеалы и антиидеалы», «Человек в мире техники», «Человек и рыночная экономика».
  • Психологические практикумы: как определить свои способности.

9-й класс  

  • Содействие в интеллектуальной и творческой самореализации учащихся.
  • Самоуправление учащихся.
  • Работа творческих групп.
  • Помощь в организации воспитательных мероприятий для младших школьников.
  • Содействие в профессиональном самоопределении учащихся.
  • Социальное проектирование.
  • Развитие ценностных представлений и отношений.

 Программа воспитательной работы в старших классах

Молодой человек, вступающий в жизнь, должен обладать следующими качествами:

  • интеллигентностью, высоким уровнем образованности и культуры;
  • быстрой приспособляемостью, адаптивностью к непрерывным социальным изменениям;
  • инициативой, предприимчивостью, трудолюбием, организованностью;
  • потребностью в непрерывном образовании и совершенствовании в связи с избираемой профессией;
  • умением владеть собой в сложных жизненных ситуациях, самодисциплиной, самоконтролем;
  • высокой работоспособностью (здоровье, опыт труда, культура отдыха и др.).

Воспитание этих качеств осуществляется через 5 направлений, реализуемых совместно педагогами, родителями, учащимися.

1. Труд и призвание

Для подростков организуется трудовая деятельность, в процессе которой они приобретают практические умения и определенные качества личности.

Трудовой опыт, формируемый у старшеклассников в этих направлениях, является основой для многообразной профориентационной работы.

Практические навыки формируются в лагерях труда и отдыха, трудовых отрядах, работе на пришкольном участке, трудовых десантах и субботниках

Профориентационная работа со старшеклассниками складывается из мероприятий, посвященных профессиональному выбору, встреч с работниками ЦЗН и представителями ВУЗов.

2. Культура и личность

Темы и проблемы, подлежащие обсуждению в различных сферах общения старшеклассников со взрослыми:

  • Культура как синтез духовности предшествующих поколений.
  • Нравственная культура.
  • Культура труда.
  • Политическая культура.
  • Религия и культура.

3. Общение в развитии человека

  • Мир человеческого сознания.
  • Святыни человеческой души: вера, достоинство, супружеская и родительская любовь, братство по крови и духу.
  • Единство прав и обязанностей.
  • Человек - мера всех вещей.
  • Ценности жизни, принадлежащие всем: мир, содружество, природные богатства, культура, наука, образование, здравоохранение.

4. Безопасное поведение

  • Как молодые люди втягиваются в преступную деятельность.
  • Как вести себя в конфликтных ситуациях.
  • Что значит быть болельщиком.
  • Всегда соблюдать законы.
  • Как быстрее выздороветь при наступлении болезни.
  • Если вам очень плохо.

5. Человек и рынок

Экономические понятия: «маркетинг», «рынок», «хозрасчет», «нормы», «производительность труда», «экономический закон», «рентабельность», «научная организация труда», «банк», «биржа», «малое предприятие».

  • Нравственно-экономические категории: экономика и экология, социальная забота, философия рынка, рационализация и изобретательство, экономическая зависимость, экономическая реформа.

Содержание программы представлено в семи направлениях, по которым работает  классный коллектив

1 направление

Учение

« Отличником быть хочу»

Цель:

   Создать условия для раскрытия  интеллектуальных, умственных способностей.

   Развивать внимание, творческие способности, прививать интерес к учёбе.

Задачи:

  • способствовать выработке навыков учебного труда, системно и целенаправленно учить овладению учебными действиями, контролем и саморегуляцией;
  • содействовать развитию познавательных интересов и интеллектуальных умений ребёнка;
  • развивать  у обучающихся потребность к чтению, учить пользоваться книгой и учебником как источником знаний.

Формы работы:

  • интеллектуальные игры,
  • устные журналы,
  • конкурсы чтецов,
  • предметные недели,
  • викторины, турниры,
  • предметные олимпиады и др.
  • конкурсах, олимпиадах.

2 направление

Духовно – нравственное

«Я - Человек»

« Есть много родов воспитания, но всех выше должно стоять образование нравственное»

                                                    В. Г. Белинский

Данное направление  в воспитательной работе соответствует нравственному, духовному воспитанию и предполагает образование и воспитание личности обучающихся, развитие их индивидуальных, интеллектуальных качеств, привитие навыков культуры поведения, культуры речи, культуры общения, правовой культуры,  проведение актов милосердия, формирование толерантного отношения к людям другой национальности.

Задачи:

  • формирование и развитие морально-политического сознания учащихся;
  •  воспитывать нравственные навыки и привычек;
  •  формирование у учащихся единства слова и поведения;
  •  вовлечение каждого в практическую общественно-политическую, трудовую и культурно-массовую деятельность;
  • подчинение всех сторон внеурочной воспитательной работы моральному развитию школьников.

Формы работы:

  • концерты;
  • конкурс;
  • классные часы;
  • встречи с интересными людьми;
  • работа с библиотеками.

3 направление

« Гражданско-патриотическое»

«Я – Россиянин»

Направление соответствует патриотическому, гражданскому воспитанию. Предполагает организацию деятельности по изучению национальных традиций, этнических культур, деятельности детских общественных организаций, воспитание любви к родному краю, патриотических и гражданских чувств, организацию трудовой деятельности обучаемых, воспитание трудолюбия, культуры труда, экономическое просвещение подростков.

В  настоящее сложное время нашему государству жизненно необходимо воспитывать патриотов, способных вывести страну из экономического нравственного кризисов, защитить Россию от любого нашествия извне и любых проявлений терроризма. Чтобы выявить суть направлений процесса гражданско – патриотического  воспитания, необходимо определить на чем оно базируется. Вера  в  Россию,  в  её будущее – это основа, краеугольный камень всей системы гражданско–патриотического  воспитания.

Цель:

  • Создание условий для патриотического, гражданского и духовно- нравственного воспитания учащихся.
  • Формирование чувства гордости за свою Родину, свой край, свой поселок, свою школу.

Задачи:

  • помочь учащимся осознать нравственные нормы и правила;
  •  углубить знания об истории, традициях, культуре народов России, о своём родном крае, своей семье;
  • воспитывать гордость за свою Родину, уважение к патриотам своей земли, защитникам земли Русской;
  • способствовать формированию у учащихся чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны;
  • воспитывать у учащихся активную жизненную позицию.

Формы внеклассной работы:

  • уроки мужества,
  • организация встреч с ветеранами,
  • торжественные линейки памяти,
  • Дни воинской славы,
  • тематические вечера, например «В жизни всегда есть место подвигу»,
  • сбор материала по истории школы и др.

4 направление

«Здоровый образ жизни»

«Здоровье не купишь - его разум дарит»

Данное направление соответствует физическому и экологическому воспитанию учащихся. Предполагает организацию природосоообразной деятельности, формирование у учащихся ценностного отношения к природе, людям и собственному здоровью, сохранение и укрепление нравственного, психического и физического здоровья, воспитание способности выпускника школы осознанно вести здоровый образ жизни, заниматься физическим совершенствованием, организация деятельности по формированию здорового образа жизни, по профилактике употребления психоактивных веществ, организация туристической, спортивной работы, воспитание гармонично развитой личности.

Цель:

   Создание условий, направленных на укрепление здоровья и привитие навыков здорового образа жизни. Формирование осознанного отношения к своему здоровью и физической культуре.

Задачи:

  • содействовать укреплению здоровья и здорового образа жизни через различные спортивно-оздоровительные мероприятия и уроки физкультуры.
  • развивать умение пользоваться знаниями о здоровом образе жизни, жить по принципу «В здоровом теле - здоровый дух»
  • воспитывать стремление к сохранению и укреплению здоровья, развитию и совершенствованию необходимых способностей, качеств и свойств личности;
  • формировать убеждение, что для достижения жизненных и профессиональных целей необходимо заниматься спортом.

Формы работы:

  • праздники здоровья и спорта,
  • Дни здоровья,
  • спортивные соревнования,
  • ведение книги спортивных рекордов,
  • спортивные викторины,
  • Беседы  медицинского работника

5 направление

«Экологическое и трудовое»

«Живое рядом»

Не  тот  хорош, кто  лицом  пригож,

а  тот  хорош, кто  на  дело  гож.

Направление соответствует экологическому и  трудовому воспитанию. Предполагает  организацию трудовой деятельности обучаемых, воспитание трудолюбия, культуры труда, экологического  просвещение подростков.  Трудовая деятельность человека всегда была и остаётся основным условием существования общества, источником его материальных и духовных богатств. В процессе труда развиваются умственные  способности, познаётся радость творчества. Только в труде на общую пользу ученик формируется как личность, как гражданин.

Цель:

Сформировать соответствующее отношение к труду. Вооружить детей необходимыми знаниями, умениями, навыками, развивать способности.

Задачи:

  • формировать потребность бережного отношения к природе, ресурсам, проявлять заботу о «братьях наших меньших»;
  • воспитывать осознанное понимание экологической культуры человека;
  • формировать умения и навыки поведения в экстремальных ситуациях;
  • обучение психологической подготовке к предупреждению опасных ситуаций.
  • формирование навыков труда,

Формы внеклассной работы:

  • экологических действий,
  • экологические игры, акции,
  • посещение музеев,
  • трудовые десанты,
  • предметные недели

6 направление

«Ученическое самоуправление»

  Данное направление включает участие в управлении воспитательным процессом членов детского самоуправления класса и школы в целом.

Самоуправление класса, как любого другого первичного коллектива, складывается из распределения конкретных обязанностей между определёнными учащимися, выборы ответственных за наиболее важные секторы работы учащихся.

Цель:

 Формирование саморазвивающейся, активной, самостоятельной личности.

Задачи:

  • создание условий для самовыражения, самоутверждения каждой личности через участие в конкретных делах;
  • создание условий для развития организаторских способностей каждого, формировать лидерские качества;
  • развивать креативность, стимулирование социального творчества, инициативы, формирования активной гражданской позиции детей;
  • воспитание у школьников демократической культуры, формирование умения действовать в интересах не только своей личности, но и общества (класса, школы);
  • создать благоприятные условия совместной деятельности детей и взрослых (учителей и родителей);
  • формировать толерантность.

Структура самоуправления класса.

Высший орган самоуправления - классное собрание. В его работе участвуют все учащиеся класса и классный руководитель, а в случае рассмотрения особо важных вопросов могут привлекаться и родители обучающихся.  В компетенцию классного собрания входят следующие вопросы:

- определение программы деятельности ученического коллектива;

- избрание органов самоуправления, определение их структуры и функциональных обязанностей;

- избрание исполнительных органов самоуправления (секторов);

- установление конкретных задач деятельности ученического коллектива на определенный срок и принятие конкретных программ работы;

- делегирование своих представителей в общественные органы самоуправления (совет лидеров школы);

- координация работы исполнительных органов самоуправления (секторов), заслушивание отчетов об их работе и оценка их деятельности;

- установление форм поощрения и порицания в классном коллективе;

- внесение предложений в администрацию школы и органы школьного самоуправления об улучшении жизнедеятельности своего коллектива.

      Ведет классное собрание его председатель -  классный руководитель Он подготавливает вопросы для обсуждения и выносит их на Совет класса.

Распределение общественных поручений происходит на первом же в учебном году классном собрании учащихся путем голосования. Предварительно составляются списки поручений и предлагается каждому написать фамилию достойного напротив каждой должности. При анализе анкет в первую очередь учитываются личное желание выполнять то или иное поручение, а также большинство голосов. Поручения можно менять каждую учебную четверть, чтобы каждый учащий мог попробовать себя в различных ролях.

 Каждый сектор имеет свои функции и соответствующие им поручения.

1.Сектор«Просвещение» оказывает помощь учащимся в преодолении затруднений в учёбе, контролирует посещаемость и готовность к занятиям, помогает в организации и  помогает   классному  руководителю  проводить  рейтинг  учащихся  по  результатам  обучения,  готовит  интересные  тематические  классные  часы,  викторины,  знакомит с  современными  достижениями  науки  и  культуры, участвует в подготовке к интеллектуальным конкурсам, олимпиадам, отвечает за проведение внеклассных мероприятий  для учащихся начальных классо

2.Сектор «Порядок»  по мере необходимости проводит работу с нарушителями дисциплины и порядка,  составляет график дежурств, осуществляет организацию субботников, отвечает за своевременную сдачу учебников и их получение в школьной библиотеке, разрабатывает мероприятия по уборке и озеленению территории школьного  двора.

3.Сектор «Досуг» способствует культурному и содержательному проведению досуга, организует культурно-массовые мероприятия в классе и школе, отвечает за организацию экскурсий, классных и школьных вечеров, дискотек, составление развлекательной программы, совместно с родителями и класснымруководителемзанимается организацией экскурсий, посещением театров и музеев.

4.Сектор «Пресс-центр» контролирует выпуск учащимися класса газет и плакатов к знаменательным датам и праздникам, отражает итоги жизнедеятельности учащихся, осуществляет контроль за содержанием и периодичностью смены информации на стендах, фиксирует жизнь класса в фотографиях;  руководит работой по оформлению классного альбома.

5.Сектор «Олимпиец» формирует команду для участия в школьных соревнованиях, организует спортивные мероприятия в классе. Отвечает за организацию выездов класса в туристические поездки.

7 направление

«Работа с родителями»

Взаимодействие с семьей с целью усиления ее роли в становлении иразвитии  личности ребенка – важное направление работы.Реализуя это направление, опираюсь на информацию о семьях

Цель:

Развитие эффективности взаимодействия семьи и школы в воспитании детей

Важным органом, оказывающим помощь органам классного самоуправления являетсяродительский комитет, который избирается на родительском собрании прямым открытым голосованием из числа родителей обучающихся в количестве трех человек сроком на один учебный год. Руководит работой родительского комитета его председатель. Функции родительского комитета:

- рассматривает спорные ситуации, возникающие в процессе деятельности классного коллектива;

- решает вопросы финансового обеспечения классных мероприятий;

- принимает активное участие в решении различных вопросов жизни классного коллектива;

- оказывает классному руководителю помощь в организации и осуществлении учебно-воспитательного процесса;

- организует и проводит индивидуальную работу с семьями обучающихся. [1]

Таким образом, по моему мнению, внедрение ученического самоуправления позволяет решать проблемы личностного и профессионального самоопределения, формирования навыков здорового образа жизни, социальной адаптации школьников. Кроме того, деятельность органов классного самоуправления существенно облегчает работу классного руководителя.

Задачи:

  • информирование родителей о различных аспектах жизнедеятельности ребенка  в образовательном учреждении
  • повышение уровня правовой и психолого-педагогической компетенции родителей
  • вовлечение родителей в процесс жизнедеятельности школы (в общественную экспертизу качества образования, проведение совместных мероприятий)

Методы изучения семьи:

  1. наблюдение;
  2. индивидуальные беседы;
  3. тестирование;
  4. анкетирование;
  5. диагностика;
  6. деловые игры;

Формы  работы  с  родителям:

  • Выбор родительского комитета класса и определение его функций в воспитательной работе.
  • Привлечение  родителей к воспитательной работе в классе, активизация работы  родительского комитета.
  • Проведение родительских собраний, темы которых соответствуют индивидуальным и возрастным особенностям учащихся, специфическим проблемам класса, задачам  школы.
  • Проведение индивидуальных и групповых консультаций (по необходимости).
  • Привлечение родителей к сотрудничеству.
  • Организация взаимного творчества детей и родителей.
  • Поощрение родителей и учащихся к  активному  участию  в жизни классаи школы.
  • Привлечение  (по мере необходимости) администрации школы к решению проблемных ситуаций в классе.

Профилактическая  деятельность

Работа с трудными – пробный камень, на котором

отчетливо раскрываются все достоинства и изъяны

как отдельного педагога, так и целого педагогического

коллектива

В.Мясищев

В развитии детей часто возникают проблемы, которые выражаются в отклонении от общепринятых социальных возрастных ожиданий, установленных в обществе норм поведения и общения.

Эти отклонения (девиации) проявляются в:

  • школьной неуспеваемости детей;
  • недисциплинированности;
  • невыполнении общественных норм поведения;
  • конфликтности, высокой тревожности;
  • наличия нежелательных качеств личности: лени, лживости, эгоистичности, лживости;
  • гиперактивности;
  • немотивированной агрессии, жестокости.

Цель: подведение ребенка к процессу самовоспитания и перевоспитания; коррекция отклонений, имеющихся в развитии и поведении.

Задачи:

  1. Помочь ребенку преодолеть социально педагогические трудности, перешагнуть через возникший кризис.
  2. Формировать адекватную самооценку.
  3. Социальная реабилитация: восстановить отношения со средой.
  4. Перестроить отношения к ребенку на основе личностного подхода.

В классе есть ребята, требующие индивидуального подхода в воспитании и обучении.

Основными направлениями в этой области являются:

  • изучение индивидуальных особенностей каждого ребёнка;
  • установление межличностных контактов с каждым ребёнком;
  • создание в детском коллективе наиболее благоприятных условий для развития реальных и потенциальных возможностей ученика;
  • помощь учащимся в установлении и налаживании отношений с взрослыми в школе (учителями, руководителями кружков, секций);
  • оказание поддержки в выполнении норм и правил поведения в школе и за её пределами;
  • взаимодействие с родителями с целью поддержки развития учащегося;
  • учёт личных достижений каждого ребёнка, создание ситуаций успеха.

Ожидаемые результаты как конечный результат, воспитание личности:

  • мыслящей, способной найти выход из нестандартной ситуации, обладающей четко сформированными навыками учебной деятельности;
  • творческой, обладающей широкими способностями, развитым интеллектом, стремящейся к преобразующей деятельности;
  • духовной, стремящейся к познанию, поиску смысла жизни, цельности;
  • гуманной, стремящейся к миру и гармонии с окружающим миром, милосердию, доброте, способной к состраданию и оказанию помощи;
  • любящей свою малую и большую Родину;
  •  знающей и хранящей традиции;
  • ведущей здоровый образ жизни;
  •  свободной, обладающей высоким уровнем самосознания, чувством собственного достоинства, верным выбором содержания жизнедеятельности.

ОБЯЗАННОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ:

Роль классного руководителя представляет собой управление ресурсами общеобразовательного учреждения и окружающей среды для реализации задач воспитания учащихся вверенного ему класса. Ответственность классного руководителя школы охватывает различные стороны жизнедеятельности воспитанников и может быть выражена в инвариантном и вариативном компонентах.

Инвариантный компонентдеятельности классного руководителя включает:

1) обеспечение жизни и здоровья учащихся (контроль за посещаемостью школы учащимися класса, контроль причин пропусков, информированность о состоянии здоровья  учащихся класса, ведение документации о заболеваемости учащихся, работа с листком здоровья в классном журнале, совместно с врачом и родителями разработан и реализуется комплекс мер по охране и укреплению здоровья,  вовлечение учащихся в занятия физкультурной и спортивной деятельностью, организуется охват учащихся горячим питанием, проведение инструктажей и ведение документации по технике безопасности),

2) обеспечение позитивных межличностных отношений между учащимися и между учащимися и учителями (информированность о межличностных взаимоотношениях в классе, о характере взаимоотношений   учащимися класса  и ведущих в классе учителей, проведение диагностики межличностных отношений, оперативное регулирование возникающих противоречий, определение задач оптимизации психологического климата в классе, выявление учащихся имеющих проблемы в сфере межличностных отношений, привлечение для этой работы психолого-педагогическую службу),

3) содействие освоению школьниками образовательных программ (информированность об особенностях содержания образования, предусмотренного учебным планом, о проблемах и перспективах реализации образовательной программы в ученическом классе, координация деятельности учителей- предметников и родителей, прогнозирование и мониторинг успеваемости, содействие в разработке и реализации индивидуальных траекторий образования, планирование и реализация работы с с одаренными, с неуспевающими учащимися,

4) осуществление патриотического, гражданско-правового воспитания, формирование социальной компетентности учащихся(разработка годового цикла мероприятий, содействующих воспитанию патриотизма и гражданственности, расширяющих правовую и социальную компетенцию учащихся, содействие в формирование опыта гражданского поведения в процессе ученического самоуправления, поддержка в ученическом самоуправлении высоких эталонов, осуществляется планомерное развитие ученического самоуправления на основе исходного состояния дел в классном коллективе, осуществление договорных начал во взаимодействии классного руководителя и учащихся).

Вариативный компонент деятельности классного руководителя:

5) определение целей воспитания учащихся класса на основе учета возрастных особенностей, существующей ситуацией в классе, планирование работы с классом (комплексное изучение состояния, проблем и определение перспектив в воспитании, обучении и развитии учащихся класса, качественное и обоснованное целеполагание, программирование и планирование работы с классом, ведение отчетной документации, осуществление мониторинга эффективности собственной деятельности, организация участия учащихся в конкурсах и соревнованиях городского, областного и Всероссийского уровня в соответствии с профильной - системообразующей деятельностью класса),

6) определение зон риска для учащихся класса, планирование профилактической деятельности (составление списка учащихся, вызывающих наибольшее опасение как потенциальные нарушители дисциплины, разработка и согласование с социальным педагогом, психологом, администрацией школы, родительским комитетом комплекса профилактических мер, привлечение широкого круга участников к профилактическим мероприятиям, использование возможностей лечебных, образовательных, социальных учреждений, правоохранительных органов, общественных организаций).

В качестве ресурсов обеспечивающих воспитание учащихся могут рассматриваться:

-  деятельность педагогов, педагогических коллективов, воспитательных организаций,

- программы воспитания, воспитательные технологии, методическое обеспечение воспитательной деятельности,

- сотрудничество с родителями учащихся, семьями школьников,

- СМИ, деятельность социальных организаций, учреждений культуры,

- социально значимая деятельность самих воспитанников, их общественная самоорганизация.

Психолого-педагогическая характеристика  класса

В классе 25 учеников: 12 мальчиков и 13 девочек. Учащиеся класса являются работоспособными, успеваемость за 1 четверть составила  100 %, качество знаний-44 %  . Учатся на «отлично» - 3, на «4» и «5» -8 человек, с одной «3» -5. Рыбакова Даша занимается индивидуально (на домашнем обучении), она инвалид по зрению. Очень способная и активная девочка. Отличница, всесторонне развита, занимается во внеурочное время в кружках: «Волейбол», «Плавание».Видякин Саша - очень слабый мальчик, в начальной школе занимался индивидуально, а в среднем звене занимается со всеми в классе.

 В классе основной вид  деятельности – учёба, но обучающиеся в большинстве своём активно заняты во внеурочное время в кружках и секциях. Результаты медицинского обследования свидетельствуют о том, что здоровье детей находится в пределах допустимых норм. Но есть ребята, которые освобождены от уроков физической культуры (Киселёва Алина, Мамаева Ирина, Кисельников Андрей).

Ребят, без причины пропускающих уроки, нет. Ведётся строгий контроль по каждому пропуску: записка от родителей, медицинская справка.

 Дисциплина  на уроках удовлетворительная, активность обучающихся на занятиях зависит от предмета, но в целом ребята готовы к урокам, требования учителей – предметников выполняются. Так как коллектив по своему составу неоднородный, поэтому требует особого подхода к каждому ученику согласно индивидуальным особенностям, требует постоянного контроля со стороны классного руководителя, тесной связи между учителями – предметниками, родителями.

Родители обучающихся интересуются жизнью своих детей, посещают общешкольные и классные родительские собрания.

Большинство детей в классе имеют сформированные положительные нравственные качества, не боятся высказывать свою точку зрения по любому вопросу,  противостоят проявлению отрицательного поведения. Мальчики и девочки дружат между собой, переживают удачи и неудачи своего класса, болеют за свой коллектив. Девочки в классе стараются быть дружными, умеют помочь друг другу в трудную минуту. Мальчики требуют постоянного контроля, очень подвижные,  эмоциональные. Одноклассники могут повздорить между собой, но, как правило, они быстро мирятся.

Класс очень подвижный, старается быть активным в делах школьной жизни. Ребята в своих делах ставят перед собой общественно – полезные цели, положительные духовные запросы. Их объединяет общая цель деятельности. Пятиклассники  стремятся постоянно общаться друг с другом, им нравится бывать вместе, им хочется чаще находиться в классе, участвовать в совместной деятельности. Большинство ребят прислушиваются к мнению своих товарищей и приходят к единодушному суждению, легко находят общий язык, взаимопонимание. Критические замечания со стороны членов класса принимаются доброжелательно и способствуют созданию единого группового мнения.

Но есть ученики (Долганов А., Загайнов Н.), которые так и не приняли правил поведения в коллективе, часто нарушают их сознательно, не признают своих ошибок, не могут зачастую объяснить своё неадекватное поведение. Этим ребятам уделяется большое внимание на классных часах, уроках, во внеурочное время, в индивидуальных беседах. Они требуют постоянного контроля и корректирующих действий со стороны классного руководителя.

Обучающиеся класса всегда информированы о том, что происходит в школе  и в других классах. Общешкольные поручения всегда выполняются классом.У ребят привито бережное отношение к труду. Они понимают ценность труда, добросовестно относятся к самообслуживанию, бережливы в сохранности учебников и школьной мебели, проявляют огромный интерес к общественным делам. Особое значение уделяется организации  общественно-полезного труда ребят, дежурству по классу.

Главная задача в работе с классом – воспитание коллективизма, требовательность к себе и друг другу, честность и правдивость, доброта и принципиальность.

Деятельность педагогического коллектива по созданию системы воспитательной работы и обеспечению воспитанности учащихся (14-15 уч.г.)

Целью воспитания и социализации обучающихся является созданиеусловий для формирования гражданских, интеллектуальных и нравственных качеств личности, правового воспитания обучающихся с целью их успешной самореализации в современном обществе.

Для реализации поставленной цели были сформулированы следующие задачи воспитательной деятельности:

  1. Развивать у обучающихсянравственные качества, соответствующие общечеловеческим ценностям.
  2. Создавать условия  для формирования потребности в здоровом образе жизни, сохранения и укрепления здоровья обучающихсяпутем привлечения к спортивно-массовым мероприятиям.
  3. Искать и применять современные эффективные формы привлечения к воспитательной работе с детьми родительского актива.
  4. Создать, развить и упрочить ученическое самоуправление в школе; совершенствовать условия для дальнейшего развития творческой активности обучающихся.
  5. Повысить  уровень  правовой культуры обучающихся.
  6. Воспитывать гражданскую ответственность, достоинство, уважение к истории и культуре своей  страны и малой родины.
  7. Создать условия для профессиональной ориентации обучающихся путём сотрудничества с базовыми предприятиями, учреждениями профессионального образования, центрами профориентационной работы.

Цели воспитания и задачи воспитательной работы реализуются:

  • в образовательном процессе;
  • во внеурочное время;
  • в учебном процессе.

через направления деятельности:

  • нравственно-патриотическое развитие и воспитание
  • социализация обучающихсяи их общеинтеллектуальное развитие
  • формирование экологической культуры и культуры здорового и безопасного образа жизни
  • правовое воспитание
  • работа с родителями; формирование и сохранение семейных ценностей;

Органы самоуправления в 8 … классе

Самоуправление в классном коллективе – это действие детей, осуществляемые как самостоятельно, так и совместно со взрослыми членами классного общества ( классный руководитель, родительский комитет ) по планированию, организации и анализу жизнедеятельности в классе, направленной на создание благоприятных условий для развития духовно богатой личности каждого учащегося, для оптимального общения друг с другом.

В детском коллективе существует единая система самоуправления. В начале каждого учебного года формируются органы самоуправления, состав которых год от года незначительно меняется. Наличие органов самоуправления в классе помогает осуществлять воспитание у ребят чувства личной ответственности за коллективные дела класса, способствует выявлению уровня притязаний каждого, позволяет каждому ребенку проявить свои способности, а главное – способствует развитию личности и формирует умение соотносить свои интересы с интересами коллектива, помогает ребенку определить свое место в коллективе.

1.

трудовой сектор

2.

ответственный за порядок в классе

3.

ответственный за дежурство в классе

4.

редколлегия

5.

культмассовый сектор

6.

ответственный за учебники

7.

редколлегия

8.

культмассовый сектор

9.

ответс. за спорт.мероприятия

10.

цветовод

11.

ответственный за посещение уроков

12.

учебный сектор

13.

редколлегия

14.

ответственныйза спортивные мероприятия

15.

ответственная за питание

16.

культмассовый сектор

17.

помощник мэра

18.

учебный сектор

19.

20.

ответственная за внешний вид (форму)

21.

ответственная за учебники

22.

учебный сектор

23.

мэр класса

Состав родительского

комитета

      Место работы

Телефон, адрес

.

Родительский патруль на 2016-2017 учебный год:



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План воспитательной работы в 9 классе на 2012-13г. (План мероприятий, Классные часы, Самоуправление в классе, План работы с родителями и др.)

Наш 9-й класс![[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3420969","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"320","style":"width: 480px; height: 320px; border-width: 2px; border-st...

План воспитательной работы в 10 «В» классе по программе «Организация гуманистического воспитательного пространства класса»

В основе современной Концепции воспитания детей и учащейся молодёжи в Российской Федерации заложен принцип гуманизации и демократизации процессов обучения и воспитания. В современных условиях с...

Воспитательные программы, план воспитательной работы

Предлагаю материалы, которые Вам пригодятся в работе. ...

планы воспитательной работы и краткие планы-конспекты внеурочных занятий и мастер-классов

План внеклассных мероприятий на 2013-2014 учебный год классного руководителя подготовительных групп №2 и №3 Яковлевой Е.О.График проведения родительских собраний в 2015-16 учебном году.Планы внеклассн...

Анализ воспитательной работы в 9 классе (1 четверть). План воспитательной работы на 2 четверть.

План воспиттаельной работы соответсвует новой программе воспитанияю....

План воспитательной работы и план самообразования

План воспитательной работы и планс самообразования...


 

Комментарии

Царева Светлана Владимировна

Спасибо за Вашу работу. Удачи в профессиональных достижениях и аттестации 2020)

Елена Валериевна Горбасенко

Актуальная работа, рассмотрены разные направления деятельности классного руководителя, спасибо за работу!

Перова Елена Павловна

Спасибо за информацию, воспользуюсь вашими рекомендациями!