программа "Остров"
рабочая программа (9 класс)

Дубрияник Инна Сергеевна

За основу в своей работе мы берем отечественную концептуальную модель копинг-профилактики отклоняющегося поведения Н.А. Сирота и В.М. Ялтонского. Во – первых они разрабатывали свою модель копинг-профилактики учитывая: особенности нашего общества; особенности субкультуры Российской молодежи; культурные и этнографические особенности нашей страны; апробировали свою модель копинг-профилактики в образовательных учреждениях города Москвы. Во-вторых – эта программа имеет научно-теоретическое обоснование и базируется на теории стресса Селье и копинга Р.Лазаруса.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ostrov.docx83.5 КБ

Предварительный просмотр:

СОГБОУ «Сафоновский дом-школа»

«УТВЕРЖДАЮ»

                                                              И.О. директора  СОГБОУ

                                                            «Сафоновский дом-школа»

______________ С.А. Вахтерова

«______»____________2018г.

Программа формирования резильентности

 «Остров»

Составили педагог-психолог

Сайфулина Жанна Васильевна

Воспитатель Дубрияник Инна Сергеевна

За основу в своей работе мы берем отечественную концептуальную модель копинг-профилактики отклоняющегося поведения Н.А. Сирота и В.М. Ялтонского. Во – первых они разрабатывали свою модель копинг-профилактики учитывая: особенности нашего общества; особенности субкультуры Российской молодежи; культурные и этнографические особенности нашей страны; апробировали свою модель копинг-профилактики в образовательных учреждениях города Москвы. Во-вторых – эта программа имеет научно-теоретическое обоснование и базируется на теории стресса Селье и копинга Р.Лазаруса.

  На основе отечественной концептуальной модели профилактики аддикций была создана программа «Психологическая мозаика».При написании программы мы опирались на следующие документы:

  • Конституция РФ от 12.12.1993 г.;
  • Закон «Об образовании в РФ» от 22.08.04г. № 122-ФЗ;
  • Конвенция ООН о правах ребенка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г., ратифицированная третьей сессией Верховного Совета СССР 13 июня 1990 г. № 1591-1;
  • ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации № 124 -ФЗ от 24 июля 1998 г., принятый Государственной Думой 3 июля 1998 г., одобренный Советом Федерации 9 июля 1998 г.;
  • Федеральный закон о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.

Цель программы: профилактика отклоняющегося поведения , посредством формирования резильентности у подростков.

Задачи программы:

Задачи:

  1. Обучающие:
  • помочь подросткам осознать временную перспективу жизни, осознать привлекательность будущего без аддикций;
  • создать условия, способствующие приобретению навыков совладающего (копинг) поведения;
  • создать условия для открытого доверительного общения, восприятие информации и творческой атмосферы работы;
  • помочь подросткам освоить активные копинг-стратегии путем обучения социальным навыкам, а также способам преодоления стресса

2.         Формирующие (развивающие):

  • способствовать формированию  у подростков здорового жизненного стиля, высокофункциональных стратегий поведения и личностных ресурсов, направленных на профилактику девиантного поведения;
  • способствовать осознанию имеющихся личностных ресурсов, способствующих формированию высокоэффективного поведения;
  •  способствовать формированию  навыков эффективной коммуникации, эмпатии и толерантности в  межличностных отношениях;
  • способствовать развитию и совершенствованию ресурсов личности и среды путем формирования позитивной Я-концепции, умения воспринимать поддержку, развития интерального локус контроля и других ресурсов.
  1. Воспитательные:

Воспитывать:

  • уважительное и ценностно-ориентированное отношение
  • бережное отношение к жизни человека, заботу о продолжении рода;

Критерии эффективности программы:

  • уменьшение факторов риска возникновения аддиктивного поведения;
  • приобретение навыков саморегуляции;
  • умение решать проблемные ситуации;
  • повышение коммуникативных навыков;
  • повышения уровня общительности;
  • снижение тревожности

В качестве способа определения эффективности программы разработана процедура оценки, которая заключается в следующем:

  1. Исходный уровень информированности участников оценивается на первом занятии;
  2. Промежуточная диагностика  информированности  участников проводится  на шестом занятии.
  3. итоговый уровень информированности участников оценивается на последнем занятии.

За основу  подбора диагностик  были взяты следующие критерии:

  • Информативность
  • Возможность группового проведения
  • Стандартизированность методики (наличие возрастных норм)
  • Простота и быстрота обработки (возможность обследования большого количества респондентов)
  • Узкоспециализированность
  • Надежность методики

.

Структура программы:

Работа по программе предполагает цикл из 10 занятий по 60 минут каждое, объединены общей тематикой и направленных на достижение определенных целей, значимых и принимаемых самими участниками групповых занятий и рассчитана на подростков среднего (12-14 лет) и старшего (15-18 лет) возраста.

      Групповая коррекционная и психотерапевтическая работа является важной частью деятельности детского психолога в образовательном учреждении.

Настоящая программа предназначена для развития мотивов, лежащих в основе межличностных отношений подростков осознания опасений и страхов, желания "быть, как все" и следовать принятым социальным нормам, любопытства в основе действий и поступков по отношению к другим людям, а также развития чувства благодарности, эмпатии, ценности другого человека и себя самого как мотивов межличностных отношений. Данная программа составлена для подростков 12-15 лет. Этот возраст выбран в силу того, что, во-первых, мотивационно-смысловая система школьников еще не сформирована и открыта позитивным изменениям, возможность для которых создается в групповой психотерапии, и, во-вторых, как известно, на этом этапе общение приобретает особую смысловую ценность. Развитие мотивации межличностных отношений выбрано целью данной программы потому, что данная мотивация определяет все многообразие отношений индивида с другими людьми и в значительной мере определяет психологическое благополучие индивида, являясь показателем личностного здоровья. Сами межличностные отношения в данном случае понимаются достаточно широко как любая деятельность для другого человека.

Условия для проведения программы

Проведение программы с подростками не требует специальных материалов: нужны только бумага для рисования и для записей (вместо последней можно применить тетради, которые на время перерыва между занятиями хранятся у ведущего), наборы цветных карандашей (можно обычные 6цветные) по числу участников группы, листки бумаги с булавками для именных табличек и "бланков телеграмм". Помещение для проведения занятий должно позволять расставить стулья для участников по кругу.

Программа рассчитана на 10-12 полуторачасовых занятий, которые рекомендуется проводить один раз в неделю. При увеличении программы за счет самостоятельного включения в нее других упражнений рекомендуется сохранять ту же периодичность и продолжительность занятий.

В данной программе условно можно выделить три этапа ознакомительный, этап самораскрытия и развивающий. В соответствии с задачами тренинга в ходе занятий прорабатываются следующие основные аспекты развития мотивации межличностных отношений:

  1. развитие доверия к окружающим людям,
  2. осознание различных видов мотивов межличностных отношений,
  3. развитие представлений о ценности другого человека и себя самого,
  4. усвоение способов разрешения собственных проблем,

позитивное развитие мотивов межличностных отношений.
"домашнего задания" дать участникам подобрать такие примеры, а на следующем занятии спросить их об этом снова.
Проводя занятия, следует особо заботиться о создании атмосферы открытости и спонтанности, где каждый из участников может делиться своими чувствами и личным опытом без боязни быть осужденным или не принятым сверстниками. Поддерживая доброжелательное и заинтересованное отношение к другим людям, следует давать понять подросткам, что в жизни они могут быть любимы или вызывать неприязнь, быть понятыми окружающими или не понятыми, признаваемы в своих правах или нет, поэтому не стоит манипулировать другими в попытке обрести их любовь, приходить в негодование от того, что окружающие тебя не понимают или не принимают таким, какой ты есть, что следует признавать за другими ровно столько же прав, сколько считаешь необходимым иметь сам. Желательно время от времени возвращаться к обсуждению этих проблем наряду с текущими темами групповых дискуссий.

С детьми, участвующими в работе группы, следует проводить предварительную диагностическую работу. В контексте данного тренинга особое внимание нужно уделять детям с повышенным страхом самораскрытия в общении, неуверенностью в себе, агрессивностью и другими особенностями, отрицательно сказывающимися в межличностных отношениях ребенка. Тем большее значение для таких детей приобретают упражнения, где они получают обратную связь. Иногда оказывается необходимым повлиять на характер обратной связи. Так, например, если во время упражнения "Горячее место" в центр круга выходит неуверенный в себе, склонный к изоляции себя от людей подросток, ведущий может попросить группу дать положительную обратную связь.

Некоторые проблемы могут возникать в связи с тем, что дети являются членами одного школьного коллектива, причем, возможно, часть участников знает друг друга давно, а часть познакомилась только что. Возможны и всплески негативных эмоций, обусловленные прежним опытом общения друг с другом. В последнем случае следует переводить реакцию участников в плоскость "здесь и теперь", например, "скажи, что ты сейчас, в данный момент чувствуешь по отношению к нему". Хорошо знакомым участникам группы следует рекомендовать говорить о таких вещах, которые были бы понятны всей группе, а не только им одним.

Соблюдение этих правил поможет участникам группы по-новому взглянуть на других людей и себя самих и сильнее ощутить ценность другого человека. Приведенные нами упражнения далеко не исчерпывают все многообразие психотерапевтических техник, помогающих развить мотивацию межличностных отношений подростков и способствующих их личностному росту.

ПРОГРАММА ЗАНЯТИЙ


Занятие 1
Тема: Знакомство. Обучение релаксации. Создание предпосылок для более свободного выражения своих чувств.
Материалы: Небольшие листки бумаги с булавками для именных табличек.
Ведущий: "Мы начнем с того, что каждый по кругу назовет свое имя и скажет несколько слов о себе. Перед этим предлагаю каждому из вас взять по табличке и написать на ней свое имя. Не обязательно это будет ваше настоящее имя, вы можете назвать себя подругому. Если вы решили взять другое имя, то, представляясь, скажите и настоящее, а потом попытайтесь сказать, почему вы решили его сменить. Через однодва занятия мы запомним, как зовут друг друга, и сможем обходиться без табличек. Может быть, те имена, которые были взяты на сегодня, потом и не понадобятся, но если нужно, каждый сможет взять свою табличку и, например, чтото рассказать о себе под другим именем. Начинаем".
Упражнение 1. Учимся расслабляться.
Ведущий рассказывает о том, что в случаях, когда испытываешь напряжение, "зажатость", тревогу, можно помочь себе, расслабляясь с помощью простых приемов, которые помогают не только почувствовать себя комфортнее и спокойнее, но и создать условия для более взвешенного, обдуманного поведения, которое не наносит ущерб интересам другого человека. Затем он проводит три упражнения на релаксацию (см. 8).
1) "Сядем поудобнее. Спина расслаблена, опирается на спинку стула, руки спокойно лежат на коленях. Можно закрыть глаза. Сделаем по десять глубоких медленных вдохов и выдохов. Чтобы замедлить их, вдыхая, сосчитаем про себя до семи, а выдыхая до девяти. Можно и не считать смотря как легче. Начнем".
По окончании: "Теперь можно закрыть глаза. Расскажем, что испытали, что почувствовали, выполняя это упражнение. Можно, я начну?" Ведущий в данном случае показывает, как можно говорить о своих чувствах, стараясь описать то, что испытал, поподробнее.

2) "Другой способ расслабиться можно было бы назвать "Волшебное слово". Например, когда мы волнуемся, мы можем
произнести про себя это волшебное слово, и почувствуем себя немного увереннее и спокойнее. Это могут быть разные слова: "покой", "тишина", "нежная прохлада", любые другие. Главное, чтобы они помогали вам. Давайте попробуем".
По окончании ведущий спрашивает, какие "волшебные слова" подобрал каждый из участников и что он почувствовал.
3) "Еще один способ успокоиться и расслабиться. Вспомните, вообразите себе ситуацию, которая обычно вызывает у вас волнение, напряжение. Произнесите про себя несколько утверждений о том, что вы чувствуете себя уверенно, спокойно. Но эти утверждения должны быть положительными. Например, не "я не волнуюсь", а "я спокоен" и т.д. Начнем".
По окончании ведущий спрашивает, 
кто какие словосочетания использовал, что почувствовал и просит, если не трудно, рассказать о том,какие ситуации вспомнились.
Данное упражнение способствует не только усвоению подростками простых навыков саморегуляции и созданию комфортной и доверительной атмосферы в группе, но и тому, что участники группы начинают более открыто и полно выражать свои чувства.


Упражнение 2. "Глаза в глаза".
Прообраз этого упражнения имеется в практике групп встреч.
Ведущий говорит о том, что в обычной жизни зачастую люди довольствуются поверхностными, неглубокими контактами друг с другом, не пытаясь увидеть, что чувствует, переживает другой, после чего предлагает участникам занятия в течение 35 минут смотреть в глаза другим, стараясь установить контакт с каждым членом группы. По окончании ведущий спрашивает о чувствах, испытанных во время упражнения, 
кому и почему было трудно Установить зрительный контакт. Это упражнение помогает Установить на этапе знакомства более глубокий и доверительный контакт между участниками группы.
Далее ведущий предлагает правила поведения на группе, особо подчеркивая, что они распространяются и на него самого (см. предыдущую развивающую программу 
Программа развития способности к самопознанию и уверенности в себе у детей 10-12 лет ).
После прочтения правил ведущий разворачивает п л а к а т с этими правилами,   к о т о р ы й    п о с л е    э т о г о    в с е г д а  в и с и т      на     з а н я т и я х .  Дается  обещание  соблюдать правила.  Ведущий произносит слово "обещаю", участники группы тоже.


Занятие 2
Тема: Осознание себя. Внимание к поведению другого. Умение вести разговор.
Упражнение 3. Части моего "Я".
Материалы: Бумага, наборы цветных карандашей (6 цветов).
Ведущий предлагает детям вспомнить, какими они бывают в разных случаях, в зависимости от обстоятельств (порой настолько непохожими на себя самих, будто это разные люди), как они, случается, ведут внутренний диалог с собой, и попытаться нарисовать эти разные части своего "Я". Это можно сделать так, как получится, быть может, символически.
После выполнения задания участники, в том числе ведущий, по очереди показывая свои рисунки группе, рассказывают, что на них изображено. Подростки обмениваются впечатлениями, трудно ли было выполнить задание, трудно ли рассказать, что изобразили. При согласии каждого из участников ведущий собирает рисунки (желающие могут оставить их себе) с условием, что они не будут показаны никому из учеников или учителей, но участники могут их посмотреть до и после занятий.
Упражнение 4. Игратренинг "Таможня".
Ведущий: "Предлагаю попрактиковаться в наблюдательности, внимательном анализе поведения другого человека, умении понять его душевное состояние. Итак, наша группа пассажиры, идущие на рейс самолета. Один из них контрабандист. Он пытается вывезти из страны уникальное ювелирное изделие" (в качестве "предмета контрабанды" используется реальный маленький предмет ключ, монета).
"Итак, кто хочет быть таможенником?"
Взявший на себя эту роль выходит. Один из участников группы, по желанию, прячет у себя ключ, после чего впускают "таможенника". Мимо него по одному проходят "пассажиры", он пытается определить, кто из них "провозит контрабанду". Чтобы облегчить задачу, ему предоставляют две или три попытки. После того, как в роли "таможенника" побывали двоетрое подростков, ведущий просит их рассказать, на что они ориенти
повались, определяя "контрабандиста". Желательно, чтобы сам ведущий побывал в роли и "таможенника", и "контрабандиста".
Помимо повышения интереса к занятиям, создания атмосферы непринужденности и веселья, игра способствует формированию навыков тонкого анализа невербальных проявлений в поведении другого человека.
Упражнение 5. Умение вести разговор..
Ведущий говорит о том, что за неумением вести разговор, поддержать беседу часто скрывается отсутствие интереса к другому человеку, недостаток сопереживания, живого участия по отношению к нему, боязнь тесных контактов с людьми. Преодолевать эти черты начинают с развития навыков ведения и поддержания разговора.
Группа разбивается на пары. Темы выбираются самостоятельно, но несколько примеров подсказывает ведущий:

  1. что беспокоит в школе;
  2. что трудно в отношениях с родителями;
  3. что  хотелось  бы развить  в  себе,  участвуя   в   групповых занятиях.

На первом этапе разрешается задавать только "открытые" (т.е. такие, на которые нельзя ответить просто "да" или "нет") вопросы, например, не "Ты любишь поболтать с Олегом?", а "Почему тебе нравится поболтать с Олегом?". Ответы рекомендуется давать также подробные, развернутые. После трех-пяти минут диалога партнеры меняются ролями.
На втором этапе упражнения участники самостоятельно высказывают свой личный опыт, дают личную информацию.


Занятие 3
Тема: Умение слушать. Люди, значимые для меня. Работа с чувствами.
Упражнение 6. "Слушаем молча".
Ведущий, напомнив окончание предыдущего занятия, говорит, что в жизни важно уметь не только поддерживать разговор, проявляя собственную активность, но и молча выслушивать собеседника, что является подчас не менее важным проявлением Участия, сопереживания другому.
Подростки разбиваются на пары. В паре сначала один из участников рассказывает о себе нечто, что его волнует, беспокоит, на что он не находит ответа. Партнеру разрешается только невербальное выражение чувств по отношению к словам собеседника. Потом подростки меняются местами и тот, кто выступал в роли слушателя, говорит о себе. Обмен чувствами, возникшими во время упражнения, можно провести и при работе в парах, но следует сделать это и в конце упражнения, когда группа собирается снова в полном составе.
Упражнение 7. Значимые люди.
Материалы: Бумага, наборы цветных карандашей.
Ведущий просит подростков нарисовать трех самых значимых для них людей. Это могут быть не обязательно те, с кем он постоянно общается в настоящее время, но непременно те, кто значит для него больше, чем все остальные, кого он или она знал(а), кто для него дороже всех. Ведущий также выполняет рисунок.
После того, как рисунки выполнены, ведущий просит участников группы по очереди показывать рисунки, рассказывая при этом об изображенных там людях:

  1. кто они;
  2. чем значимы для подростка, чем дороги;
  3. так же ли близки они ему теперь, если речь идет о прошлом;
  4. хотели бы они им что-нибудь сказать, будь у них такая возможность, прямо сейчас (например, есть невыраженное чувство благодарности).

Если кому-то из участников группы действительно хотелось бы поговорить с дорогим ему человеком, можно использовать практикуемую в гештальттерапии технику "пустого стула".
По окончании желающие оставляют свои рисунки с условием, аналогичным указанному в упражнении 3.
Упражнение 8. Список чувств. Материалы: Бумага, ручка. Ведущий: "В жизни все мы испытываем различные чувства положительные, отрицательные. Вспомните их названия. Запишите их в два столбика: слева положительные, справа отрицательные".
На выполнение задания дается примерно 5 минут. После этого ведущий просит подчеркнуть названия самого приятного чувства среди первых и самого неприятного среди вторых; спрашивает, сколько вспомнилось положительного, и сколько отрицательного.
Данное задание, помимо своего развивающего значения и, прежде всего, обогащения системы понятий, связанных с переживаниями, имеет диагностическое значение. Благополучным признаком является преобладание у подростка количества названных положительных эмоций над количеством отрицательных. Наоборот, если отрицательных эмоций названо больше, подростку требуется больше внимания и поддержки, ибо у него, возможно, большой негативный опыт межличностных отношений. В таких случаях можно спросить, когда (в какой ситуации) возникает то чувство, которое выделено как самое неприятное, а когда самое приятное.


Занятие 4
Тема: Типичные проблемы. Игровой тренинг.
Упражнение 9. "Мои проблемы".
Материалы: Бумага, ручка.
Ведущий: "В жизни все мы испытываем разные трудности, обнаруживая у себя черты, осложняющие нам жизнь. В то же время, если припомнить, найдутся примеры, показывающие, что мы вполне способны с этим справиться. Вот, например, склонность откладывать на потом, когда мы дотягиваем с делами, которые нужно выполнить к определенному сроку, до последнего момента, когда успеть уже почти нереально. Но все мы можем, наверное, вспомнить и случаи, когда заблаговременно запланировав сделать чтото, успевали вовремя. Стало быть, все в наших руках". Участникам группы предлагается вспомнить и записать такие случаи (по одному), а затем рассказать о них.

боязни или раздражении, вызываемых критикой в свой адрес; ~ стремлении обвинить в своих проблемах других.
Данное упражнение создает у каждого участника группы ощущение близости и общности с другими участниками группы и в трудностях, и в возможностях совладания с ними.
Упражнение 10. Ассоциации.
Водящий (участники группы вызываются на эту роль добровольно) выходит, остальные участники группы загадывают кого-то из оставшихся. Водящий по ассоциациям должен отгадать того кто загадан группой. Перед началом игры ведущий объясняет' что все вопросы водящего должны быть однотипны на что или на кого похож тот, кого загадали:

  1. на какое время суток;
  2. на какое время года;
  3. на какую погоду;
  4. на какой день недели;
  5. на какой цвет радуги и т.д. Следует особо напомнить, что задание нужно выполнять так, чтобы не задеть самолюбия, не оскорбить того, кто был загадан.
    Данное упражнение помогает участникам группы подготовиться к получению обратной связи в других упражнениях.


Занятие 5
Тема: Необычный опыт общения. Осознание своих идеалов и различных черт.
Упражнение 11. "Спина к спине".
Ведущий говорит о том, что на группе имеется возможность получить опыт общения, недоступный в повседневной жизни. Двое участников группы садятся спиной к спине друг к другу и стараются в таком положении в течение 35 минут поддерживать разговор. По окончании они делятся своими ощущениями.
Ведущий может спросить:

  1. было ли это похоже на знакомые житейские ситуации (например, телефонный разговор), в чем отличия;
  2. легко ли было вести разговор;
  3. какой получается беседа более откровенной или нет.

Остальные участники группы также могут поделиться своими чувствами.
Упражнение 12. Мои идеалы.
Материалы: Бумага, ручки.
Ведущий предлагает участникам группы выделить разные, достаточно большие периоды в своей жизни и попытаться вспомнить, кто из ныне живущих или живших в прошлом людей был для подростков примером, на кого они хотели быть похожими в чемто или во всем. Это могут быть не только родные и близкие, знакомые, друзья и т.д., но и вымышленные герои персонажи книг, фильмов, пьес, это могут быть и исторические личности (писатели, художники, политики и т.д.), и ныне живущие знаменитости. Чем они привлекательны? Помогли они в жизни или, может, помешали в чем-то?
Упражнение 13. "Монстр".
Прообраз этого упражнения имеется в практике групп психологической помощи взрослым детям из дисфункциональных семей.
Ведущий: "Все мы признаем за собой разные недостатки. Но так ли уж они, если вдуматься, страшны? Представим себе, что в центре нашего круга стоит чучело несимпатичное такое, вроде как ставят на огородах отпугивать птиц. Оно обладает всеми теми качествами, которые мы считаем своими недостатками. Так, если кто-то признает за собой некоторую слабость, он говорит: "Чучело такое-то" и называет этот недостаток. Затем каждый из нас скажет, чем, вообще-то, неплохи те качества, которые были названы, но не про те качества, которые назвал сам, а про те, которые назвали у нашего чучела другие".
Ведущий записывает, что называют участники, сам называет одну или несколько "черт чучела". После того, как все участники высказались, ведущий называет, что записал, а подростки говорят, какие плюсы имеет то или иное качество.


Занятие 6
Тема: Осознание проблем в отношениях с людьми.
Упражнение 14. "Мои проблемы" (продолжение упражнения 9). Материалы: Бумага, ручки.
Ведущий предлагает участникам группы назвать примеры того, когда в их жизни проявлялись и когда удавалось совладать с:

  1. манипулированием другими    для    того,    чтобы    добиться    их расположения  к себе и любви;
  2. неумением позаботиться о другом  человеке и/или о себе;
  3. трудностью    мысленно   поставить   себя   на   место    другого, понять его интересы, признать его права и т.д.

В групповой дискуссии по завершении упражнения желательно обсудить, стало ли проще понять свои проблемы, найти способ их решения.
Упражнение 15. Свое пространство.
Один из участников группы ("протагонист") добровольно встает в центр круга. Ведущий предлагает ему представить себя "светилом", на различном расстоянии от которого находятся остальные участники группы "планеты". Протагонист, поворачиваясь лицом к участникам группы, просит встать их на различном расстоянии от себя так, чтобы очередной участник группы отошел от него на расстояние, соответствующее воображаемой дистанции в межличностных отношениях. После того как расстановка группы завершена, ведущий спрашивает протагониста насколько комфортно созданное им пространство и не хотел бы он внести какие-то изменения.
Проводить это упражнение более чем с тремя участниками в качестве "светила" за один раз не рекомендуется. В дискуссии не допускается обсуждение созданной схемы, но можно поделиться чувствами в зависимости от того, на какое расстояние оказался удаленным тот или иной участник, порассуждать, из чего складывается это расстояние, от чего оно зависит, хочется ли его сократить (увеличить). Последнее желательно обсуждать в абстрактном плане.
Упражнение 16. Игра "Крокодил"( За игрой закрепилось это название, т.к. объяснение ее правил часто строит на примере слова крокодил, очень удобного для показа).
Ведущий говорит о том, что многие люди боятся показаться окружающим смешными, нелепыми, и спрашивает участников, кому знакомо это чувство. Следующая игра предлагается как средство избавиться от этого опасения. Группа разбивается на две команды. Первая команда загадывает некоторое слово или словосочетание (можно названия предметов, часто встречающихся в обиходе), вторая делегирует своего участника (лучше, если добровольно), которому сообщается загаданное слово. Последний должен изобразить это слово только с помощью жестов и мимики, а его команда попытаться понять, что было загадано.
Команды участников группы загадывают слова по очереди. После того, как в роли изображающего побывало большинство участников, можно обсудить собственные чувства, возникавшие, когда приходилось что-то изображать.

Занятие 7
Тема: Осознание мотивов межличностных отношений. Выражение чувств.
Упражнение 17. Мотивы наших поступков.
Материалы: Бумага, ручки.
Ведущий: "Наши поступки по отношению к другим людям зазваны разными побудительными силами. Мы делаем чтото для других людей и потому, что симпатизируем им, любим их, и потому, что "так положено", так принято в обществе. Важно понимать, что движет нами в том или ином случае. Вот, например" ст Рах . боязнь наказания иногда осознается нами так или иначе, иногда мы делаем чтото, может, не осознавая зачем, а может, думая, что из лучших побуждений, но в основе все тот же страх. Вспомните два случая один, когда вы сделали чтото для другого человека потому, что боялись его или чьегото еще гнева, осуждения, наказания, хотя в тот момент и не осознавали этого, и другой, когда вы сделали чтото для другого по той же причине, но при этом прекрасно понимая, почему вы это делаете".
Участники группы, записав примеры из жизни, делятся ими. Затем ведущий просит таким же образом вспомнить два поступка, продиктованные стремлением следовать социальной норме, "быть как все", "не высовываться".
Обсуждение:
Что было труднее выполнить, не было ли трудно рассказать об этом и т.д.
Упражнение 18. "Чувства без слов".
Участники группы разбиваются на пары по взаимному желанию. Пары по очереди выходят в центр круга. Один из участников загадывает некоторое чувство (такое, чтобы его можно было назвать одним словом или словосочетанием) и пытается изобразить его без помощи слов, только жестами и мимикой, а его партнер должен отгадать, что изображено. Затем подростки Меняются ролями, и "отгадчик", загадав чувство, пытается его изобразить. Остальные участники группы тоже могут принимать Участие в отгадывании, но только после того, как у "отгадчика" закончатся все предположения.

Занятие 8
Тема: Чем мы обязаны другим. Чувство благодарности.
Упражнение 19. Особые дары.
Ведущий предлагает участникам вспомнить, что они получили от окружающих (родных, близких, друзей, учителей и т.д.) такого, что можно было бы назвать "дар" в полном смысле слова.  При этом может получиться примерно такая таблица:

 

 

Детство до  

школы

Начальная

школа

После началь

ной школы

       мать, отец

 

 

 

бабушка, дедушка

 

 

 

       тети,дяди

 

 

 

   братья, сестры

 

 

 

  друзья, подруги

 

 

 

Когда участники заполнили листок, ведущий просит рассказать их о каком-нибудь из перечисленных ими даров любом, на выбор. Затем он просит участников рассказать, нет ли по отношению к комуто из упомянутых людей чувства невыраженной благодарности. Если есть, то ведущий предлагает участникам по очереди высказать свою благодарность этому человеку или пользуясь техникой "пустого стула", или попросив когото из участников группы выступить протагонистом.
Упражнение 20. "Благодарность без слов".
Участники разбиваются на пары. Сначала один, а потом другой пытаются без помощи слов выразить чувство благодарности. Затем партнеры делятся впечатлениями о том,

  1. что чувствовал, выполняя это упражнение;
  2. искренно   или   наигранно   выглядело   изображение   благодарности партнером;
  3. понятно ли было, какое чувство изображает партнер.

Упражнение 21. "Волшебный магазин".
Ведущий предлагает подросткам подумать, какими личными качествами они обладают. Затем он просит представить себе волшебный магазин, где он продавец, и где в обмен на те свой качества (ум, смелость, честность или лень, занудство, равнодушие), которых, как считают участники, у него в избытке, или те, от которых он хотел бы избавиться, можно получить другие личностные качества, нужные для себя. "Покупатель" сдает свои качества, "продавец" говорит, есть ли то, что требуется, сколько он мог бы дать взамен и т.д. В дискуссии участники группы делятся своими переживаниями от игры, обсуждают, любое ли человеческое качество ценно и т.д.


Занятие 9
Тема: Мотивы наших поступков. Обратная связь.
Упражнение 22. Мотивы наших поступков. Материалы: Бумага, ручки.
Ведущий напоминает участникам упражнение 17 и предлагает вспомнить по два случая, в одном из которых поступок был вызван неосознанным мотивом, а в другом тот же мотив осознавался. На этот раз названы:
мотив любопытства (желание посмотреть, как поведет себя другой  человек в ответ на какой-то поступок, возможно, желание узнать предел его терпения), мотив завоевывания любви другого человека (желание непременно добиться расположения, симпатии, дружбы, любви другого при помощи манипулирования им). В обсуждении участники делятся, легко ли было вспомнить такие случаи, а если трудно, то почему, легко ли было осознать тот или иной мотив межличностных отношений и какие чувства владели, когда нужно было об этом рассказать.
Упражнение 23. Горячее место.
Ведущий предлагает подросткам узнать мнение о них остальных участников группы. Высказываться друг о друге он рекомендует приблизительно в такой форме: "Когда ты делаешь или говоришь то-то и то-то, у меня возникают такие-то чувства, и мне кажется, что это могло быть тото и тото". Используется только тот опыт, который был получен во время занятий. Следует избегать определений "нравится", "хорошо", "плохо".
Один из участников по желанию садится в центр круга. После того, как все высказались, подросток коротко рассказывает, что он испытал, когда говорили о нем. Участники высказываются по очереди, но на "горячее место" садятся только по желанию.

В обсуждении участники делятся впечатлениями, как измени лись их чувства по отношению друг к другу после этого упражнения.
Упражнение 24. Медитация.
Аналогичное упражнение практикуется в группах встреч .
Ведущий просит участников сесть поудобнее и расслабиться возможно, используя при этом приемы релаксации (см. упр. 1). Говоря негромко и неторопливо, ведущий просит участников представить себе, что они идут по лесу. По обе стороны лесной дороги тихо шелестят деревья. Они выходят на поляну, посреди которой растет старое кряжистое дерево, под которым сидит мудрец. Ему можно задать вопрос и потом, терпеливо подождав получить ответ. Участникам рекомендуется спросить его о какой-либо проблеме в отношениях с другими людьми. После этого нужно мысленно обойти вокруг дерева. На обратной стороне ствола висит отрывной календарь. "Какое на нем число? Как оно связано с окружающими людьми и с тобой?"
После упражнения участники делятся друг с другом: какой вопрос они задали мудрецу и какой получили ответ.


Занятие 10
Тема: Смирение в отношениях с людьми. Обратная связь (продолжение). Завершение группы.
Упражнение 25. Молитва об умиротворении.
Прообраз этого упражнения имеется в практике групп самопомощи для взрослых детей из трудных семей (9).
Ведущий читает участникам группы молитву об умиротворении: 
"Боже, дай мне разум и душевный покой принять то, что я не в силах изменить, мужество изменить то, что могу, и мудрость, чтобы отличать одно от другого. Аминь". Затем участники вслед за ведущим повторяют молитву. Ведущий просит подумать, какую проблему из собственной жизни можно было бы проанализировать при помощи молитвы, т.е. вычленить в ней то, что изменить нельзя, то, что можно изменить и попытаться отделить одно от другого.
В обсуждении участникам предлагается подумать о том, легко ли дается решение оставить попытки изменить чтото в других
людях, и прежде всего их личностные качества, и найти, что для этого нужно (смирение, альтруизм, рассудительность, терпение).
Упражнение 26. Телеграммы.
В тренингах для подростков используется при завершении занятий группы.
Материалы: "Волшебная папка", бланки "телеграмм", ручки.
Ведущий раздает участникам группы по набору "бланков телеграмм" листков с именами всех участников группы, и просит написать самое хорошее, что каждый участник узнал о других подростках и о себе самом. Ведущий собирает "телеграммы" в "волшебную папку", чтобы во время следующего упражнения просмотреть, нет ли оскорбительных и грубых телеграмм и если есть, вернуть авторам с просьбой переписать. Возможность просмотра телеграмм оговаривается заранее.
Упражнение 27. Я реальный; идеальный; глазами других.
Материалы: Бумага, цветные карандаши.
Ведущий просит участников группы нарисовать себя таким, как есть, таким, каким хотел бы быть, и таким, каким тебя видят другие люди.
В обсуждении участники пытаются ответить на вопросы, чем вызваны расхождения в представлениях о том, каким ты хотел бы быть и каким тебя видят другие, с тем, какой ты есть на самом деле. Были бы эти расхождения сильнее, если провести это задание в начале группы, и почему?
Завершение группы. Заключительное слово ведущего. Раздача "телеграмм".

Библиографический список:

1. Антикризисное поведение. Сущность, проблемы, тенденции. ИПК-ПРО, Ульяновск, 2006 год.

2.  Абрамова Г.С Введение в практическую психологию. Брест, 1993.

3. Асмолов А.Г. Дополнительное образование как зона ближайшего развития образования в России: от традиционной педагогики к педагогике развития. - Внешкольник, №9, 2001.

4. . Бадмаев С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников. - М.: Магистр, 2007.

5. Быков С.А. Наркомпния среди молодежи как показатель дезадаптированности // Социологические исследования 2005 год № 4

6. Васильев В. Л. Юридическая психология. - СПб., 2007

7. Возрастная и педагогическая психология. Учебное пособие для студентов пед. Институтов. Под ред. проф. А.В. Петровского. - М., Просвещение, 1973, с. 86

8. Вопросы социологии и социальной педагогики под ред проф. А. Н. Ростовцева. - Рязань: Изд-во РГПУ, 2006. - 88 с.

9. Воспитание юного москвича в системе дополнит. образования. Материалы городской научно-практической конференции (Москва, 19 февраля 1997). - М., 1997

10. Гилинский Я.И. Социология девиантного поведения как специальная социологическая теория / Соц. исследования -2008 г.№ 4.

11. Дольто Ф. На стороне подростка. СПб., 1997

12. Драгунова Т.В. Подросток. М.: Знание, 1998.- 143 с.

13. Журавлева Л.А.“ Факторы и условия наркотизации молодежи”.// Социологические исследования-2000 год № 5

14. Иващенко Г.М. Из опыта работы специализированных учреждений по реабилитации социально дезадаптированных детей и подростков Государственный НИИ семьи. Научно-методическое издание И-99год.

15. Калиш И.В. От внешкольной работы - к дополнительному образованию детей: Сборник нормативных и методических материалов для дополнительного образования детей. / Под ред. А.К. Бруднова. - М.: Владос, 2008.- с. 11

16.  Ковалев В.В. Буянов М.И. Основы психотерапии детей и подростков // Психиатрия детского возраста. М., 2010.

17. Кезина Л.П. Социально-психологические основы развития образования. Дисс. канд. психол. наук. - М., 1995

18. Ковалева Т.В., Степанова О.К. “ Подростки смутного времени”.// Социологические исследования,2004год № 8

19. Кон И. С. Психология старшеклассника. - М., 1980

20.  Копьев А. Ф. Индивидуальное психологическое консультирование в контексте семейной теории // Вопросы психологии. 2006. № 4.

21. Краевая целевая программа “Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних” 2009

22. Линг С. По лезвию бритвы: социально-психологический анализ преднамеренного риска / Социльные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Социология 1993г.№ 2.

23. Личко А. Е. Эти трудные подростки: записки психиатра. - Л., 1983

24. Локк Д. Мысли о воспитании. /Пед. наследие/. Сост. В.М. Кларин, А.Н. Джуринский. - М., Педагогика, 1989, с. 145, 179

25. Майерс Д. Социальная психология. СПб: Питер, 2005. - 458 с.

26. Монахов Д. Л., Жданова Н. К., Фомина А. Б. Социокультурная и социально-педагогическая деятельность учреждений дополнительного образования детей: уч.-мет. пос. – М.: УЦ «Перспектива». 2007.

27.  Морле С. и др. Методы когнитивной терапии и тренинга социальных навыков. СПб., 1996.

 28.      Музыка души. Введение в музыкотерапию. (Составлено по лекциям Антонио Менегетти.). СПб., 2001.

29. Можгинский Ю. Б. Агрессия подростка: эмоциональный и кризисный механизм. - СПб., 1999.

30.  Осипова А.А. Общая психокоррекция: Учеб. пособие для студентов вузов. - М.: ТЦ Сфера, 2006.

31. Осипова О.С.“ Девиантное поведение: благо или зло”.// Социологические исследования, № 8 2004год

32. Панов В. И., Хисамбеев Ш. Р. Образовательная среда и мотивация учащихся в учреждении дополнительного образования // Вестник практической психологии образования. – 2007. – № 2. // URL: http://www.rospsy.ru/

33. Психология подростка.  Под ред. А, А. Рена., Санкт – Петербург «прайм – Еврознак» 2006

34. Психосоциальная коррекция и реабилитация несовершеннолетних с девиантным поведением. Редакционно-издательский центр Консорциума “ Социальное здоровье России” М-99г. (Социальное здоровье России).

35. Раттер М. Помощь трудным детям. - М., 1999.

36. Роджерс К О групповой психотерапии. М.,1993

37.  Рожнов В.Е., Чаргейшвили Ю.П. Психиатрия, профилактика, психогигиена: Руководство по психотерапии. М., 2010.

38. Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Эффективные программы профилактики зависимости от наркотиков и других форм зависимого поведения. М. Фонд «Система профилактических программ», 2008. – 192с.

39. Соснин В.А., Лунев П.А. Учимся общению: взаимопонимание, взаимодействие, переговоры, тренинг. М., 2004.

40. Сластенин В.А. Психолог и социальный педагог: личность и профессия // Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. - М., Тула, 1993

41. Смелзер Н.Дж., Социология, М.,1994год.

42. Собкин  В. С. Динамика ценностных ориентаций в старшем школьном возрасте: дис. В виде науч. Доклада. М., 1997

43. Социальная работа/ Под ред. Курбатова В.И., Ростов-на-Дону, М.2000 г.

44. Социальная энциклопедия / Под ред. А.П.Горнина, Г.Н. Кареловой, Е.Д. Катульского и др. М: Большая Российская энциклопедия, 2000 год.

45. Социальные технологии: Толковый словарь/ Ответ. ред. Иванов В.Н. , Москва - Белгород, 2005год.

46. Слуцкий А.С. Поведенческая психотерапия как одна из форм эмоционально-стрессового психического воздействия. Л., 1982

47. Степанов В. Г. Психология трудных школьников. - М., 1988

48. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000

49. Толстых А.В. Возрасты жизни. М.: Знание, 2008

50. Трудный подросток: причины и следствия / Под редакцией Тельнова Ж.Н. - Омск, 2005

51. Федеральный закон « Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений» № 120 -ФЗ от 24.06.2009 г.

52. Федеральный закон. О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании». - М.: Издательство «Ось-89», 1997, с. 22

53. Харчев А.Г. Социология воспитания. Проблемы воспитания личности. М. «Политиздат», 1990 г.

54. Цилуйко М.В.“ Влияние средств массовой информации на формирование противоправного поведения подростков”.//Вестник психосоциальной и коррекционной работы 2006 год № 4.

55. Фельдштейн Д. И. «Психология взросления» . М., 2009

56. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1989

Приложение 1.

Определение склонности к отклоняющемуся поведению (СОП)

Назначение. Предлагаемая методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (СОП) является стандартизированным тест-опросником, предназначенным для измерения склонности подростков к реализации различных форм, отклоняющегося поведения. Опросник представляет собой набор специализированных  психодиагностических шкал, направленных на измерение готовности (склонности) к реализации отдельных форм отклоняющегося поведения.

Методика предполагает учёт и коррекцию установки на социально желательные ответы испытуемых. Шкалы опросника делятся на содержательные и служебную. Содержательные направлены на измерение психологического содержания комплекса связанных между собой форм девиантного поведения, то есть социальных и личностных установок, стоящих за этими поведенческими проявлениями. Служебная шкала предназначена для измерения предрасположенности испытуемого давать о себе социально-одобряемую информацию, оценки достоверности результатов опросника в целом, а также для коррекции результатов по содержательным шкалам в зависимости от выраженности установки испытуемого на социально-желательные ответы.

Инструкция: Перед вами имеется ряд утверждений. Они касаются некоторых сторон вашей жизни, вашего характера, привычек. Прочтите первое утверждение и решите, верно, ли данное утверждение по отношению к Вам. Если верно, то на бланке ответов рядом с номером, соответствующем утверждению, в квадратике под обозначением «да» поставьте крестик или галочку. Если оно не верно, то поставьте крестик или галочку в квадратике под обозначением «нет». Если вы затрудняетесь ответить, то постарайтесь выбрать вариант ответа, который всё-таки больше соответствует вашему мнению. Затем таким же образом отвечайте на все пункты опросника. Здесь не может быть «плохих» или «хороших», «правильных» или «неправильных» ответов. Долго не обдумывайте ответы, важна ваша первая реакция на утверждение. Отнеситесь к работе серьёзно. Небрежность, а также стремление «улучшить» или «ухудшить» ответы приводят к недостоверным результатам. Не делайте никаких пометок в тексте опросника.

Вопросы для мальчиков

  1. Я предпочитаю одежду, неярких, приглушённых тонов.
  2. Бывает, что я откладываю на завтра то, что должен сделать сегодня.
  3. Я охотно записался бы добровольцем, для участия в каких- либо боевых действиях.
  4. Бывает, что  иногда я ссорюсь с родителями.
  5. Тот, кто в детстве не дрался, вырастает маменьким сынком и ничего не может добиться в жизни.
  6. Я бы взялся за опасную для жизни работу, если бы за неё хорошо платили.
  7. Иногда я ощущаю такое сильное беспокойство, что просто не могу усидеть на месте.
  8. Иногда бывает, что я немного хвастаюсь.
  9. Если бы мне пришлось стать военным, то я хотел бы стать лётчиком-истребителем.
  10.  Я ценю в людях осторожность и осмотрительность.
  11. Только слабые и трусливые люди выполняют все правила и законы.
  12. Я предпочёл бы работу, связанную с переменами и путешествиями, даже если она опасна для жизни.
  13. Я всегда говорю только правду.
  14. Если человек в меру и без вредных последствий употребляет возбуждающие и влияющие на психику вещества это вполне нормально.
  15. Даже если я злюсь, то стараюсь не прибегать к ругательствам.
  16. Я думаю, что мне понравилось бы охотиться на львов.
  17. Если меня обидели, то я обязательно должен отомстить.
  18. Человек должен иметь право выпивать столько, сколько он хочет.
  19. Если мой приятель опаздывает к назначенному времени, то я обычно сохраняю спокойствие.
  20. Меня обычно затрудняет сделать работу к намеченному сроку.
  21. Иногда я перехожу улицу там, где мне удобно, а не там где положено.
  22. Человек должен иметь право выпивать столько, сколько он хочет.
  23. Я иногда не слушаюсь родителей.
  24. Если при покупке автомобиля мне придётся выбирать между скоростью и безопасностью, то я выберу безопасность.
  25. Я думаю, что мне понравилось бы заниматься боксом.
  26. Если бы я мог свободно выбирать профессию, то стал бы дегустатором вин.
  27. Я часто испытываю потребность в острых ощущениях.
  28. Иногда мне  так хочется сделать себе больно.
  29. Моё отношение к жизни хорошо описывает пословица: «Семь раз отмерь, один раз отрежь»
  30. Я всегда покупаю билет в транспорте.
  31. Среди моих знакомых есть люди, которые пробовали одурманивающие токсические вещества.
  32. Я всегда выполняю обещание, даже если мне это не выгодно.
  33. Бывает, что мне так и хочется выругаться.
  34. Правы люди, которые в жизни следуют пословице: «Если нельзя, но очень хочется, значит можно»
  35. Бывало, что я случайно попадал в драку после употребления спиртных напитков.
  36. Мне редко удаётся заставить себя продолжать работу после ряда неудач.
  37. Если бы в наше время проводились бои гладиаторов, то я бы обязательно в них поучаствовал.
  38. Бывает, что я иногда говорю неправду.
  39. Терпеть боль назло всем бывает даже приятно.
  40. Я лучше соглашусь с человеком, чем стану с ним спорить.
  41. Если бы я родился в давние времена, то стал бы благородным разбойником.
  42. Если нет другого выхода, то спор можно разрешить дракой.
  43. Бывали случаи, когда мои родители, другие взрослые высказывали беспокойство по поводу того, что я не много выпил.
  44. Одежда должна с первого взгляда выделять человека среди других.
  45. Если в фильме нет ни одной приличной драки – это плохое кино.
  46. Иногда я скучаю на уроках.
  47. Если меня кто-то случайно задел в толпе, то я обязательно потребую от него извинений.
  48. Если человек раздражает меня, то я готов высказать ему всё, что о нём думаю.
  49. Во время путешествий и поездок я люблю отклоняться от обычных маршрутов.
  50. Мне бы понравилась профессия дрессировщика хищных зверей.
  51. Если ты уж сел за руль мотоцикла, то стоит ехать только очень быстро.
  52. Когда я читаю детектив, то мне хочется, чтобы преступник ушёл от преследования.
  53. Иногда я просто не могу удержаться от смеха когда слышу неприличную шутку.
  54. Я стараюсь избегать в разговоре выражений, которые могут смутить     окружающих.
  55. Я часто огорчаюсь из-за мелочей.
  56. Когда мне возражают, я часто взрываюсь и отвечаю резко.
  57. Мне больше нравится читать о приключениях, чем о любовных историях.
  58. Чтобы получить удовольствие, стоит нарушить некоторые правила и запреты.
  59. Мне нравится бывать в компаниях, где в меру выпивают и веселятся.
  60. Меня раздражает, когда девушки курят.
  61. Мне нравится состояние, которое наступает, когда выпьешь в меру и в хорошей компании.  
  62. Бывало, что у меня возникало желание выпить, хотя я понимал, что сейчас не место и не время.
  63. Сигарета в трудную минуту меня успокаивает.
  64. Мне легко заставить людей бояться меня, и иногда ради забавы я это делаю.
  65.    Я смог бы своей рукой   казнить преступника, справедливо приговорённого к высшей мере наказания.
  66. Удовольствие - это главное, к чему стоит стремиться в жизни.
  67. Я хотел бы поучаствовать в автомобильных гонках.
  68. Когда у меня плохое настроение, ко мне лучше не подходить.
  69. Иногда у меня бывает такое настроение, что я готов первым начать драку.
  70. Я могу вспомнить случаи, когда я был таким злым, что хватал первую попавшуюся под руку вещь и ломал её.
  71. Я всегда требую, чтобы окружающие уважали мои права.
  72. Мне понравилось бы прыгать с парашютом.
  73. Вредное воздействие алкоголя и табака на человека сильно преувеличивают.
  74. Я редко даю сдачи, даже если кто-то ударит меня.  
  75. Я не получаю удовольствия от ощущения риска.
  76. Когда человек в пылу спора прибегает к «сильным» выражениям    - это нормально.
  77. Я часто не могу сдерживать свои чувства.
  78. Бывало, что я опаздывал на уроки.
  79. Мне нравятся компании, где все подшучивают друг над другом.  
  80. Секс должен занимать в жизни молодёжи одно из главных мест.
  81. Часто я не могу удержаться от спора, если кто-то не согласен со мной.
  82. Иногда случалось, что я не выполнял школьные домашние задания.
  83. Я часто совершал поступки под влиянием  минутного настроения.
  84. Мне кажется, что я не способен ударить человека.
  85. Люди справедливо возмущаются, когда узнают, что преступник остался безнаказанным.
  86. Бывает, что мне приходится скрывать от взрослых некоторые свои поступки.
  87. Наивные простаки сами заслуживают того, чтобы их обманывали.
  88. Иногда я бываю так раздражен, что стучу по столу кулаком.
  89. Только неожиданные обстоятельства и чувство опасности позволяют мне по - настоящему проявить себя.
  90. Я бы попробовал какое-нибудь одурманивающее вещество, если бы твёрдо знал, что это не повредит моему здоровью и не повлечёт наказания.
  91. Когда я стою на мосту, то меня иногда так и тянет прыгнуть вниз.
  92. Всякая грязь меня пугает или вызывает сильное отвращение.
  93. Когда я злюсь, то мне хочется кого-нибудь ударить.
  94. Я считаю, что люди должны отказаться от всякого употребления спиртных напитков.
  95. Я мог бы на спор влезть на высокую фабричную трубу.
  96. Временами я не могу справиться с желанием причинить боль другим людям.
  97. Я мог бы после небольших предварительных объяснений управлять вертолётом.              

                 

Вопросы для девочек

  1. Я стремлюсь в одежде следовать самой  современной моде или даже опережать её.
  2. Бывает, что я откладываю на завтра то, что должна сделать сегодня.
  3. Если бы была такая возможность, то я с удовольствием пошла бы служить в армию.
  4. Бывает, что  иногда я ссорюсь с родителями.
  5. Чтобы добиться своего, девушка иногда может подраться.
  6. Я бы взялась за опасную для здоровья работу, если бы за неё хорошо платили.
  7. Иногда я ощущаю такое сильное беспокойство, что просто не могу усидеть на месте.
  8. Я иногда люблю немного посплетничать.
  9. Мне нравятся профессии, связанные с риском для жизни.
  10. Мне нравится, когда моя одежда и внешний вид раздражают людей старшего поколения.
  11. Только слабые и трусливые люди выполняют все правила и законы.
  12. Я предпочла бы работу, связанную с переменами и путешествиями, даже если она опасна для жизни.
  13. Я всегда говорю только правду.
  14. Если человек в меру и без вредных последствий употребляет возбуждающие и влияющие на психику вещества это вполне нормально.
  15. Даже если я злюсь, то стараюсь никого не  ругать.
  16. Я с удовольствием смотрю боевики.
  17. Если меня обидели, то я обязательно должна отомстить.
  18. Человек должен иметь право выпивать столько, сколько он хочет и где хочет.
  19. Если моя подруга  опаздывает к назначенному времени, то я обычно сохраняю спокойствие.
  20. Мне часто бывает трудно сделать работу точно к определенному сроку.
  21. Иногда я перехожу улицу там, где мне удобно, а не там где положено.
  22. Некоторые правила и запреты можно отбросить.
  23.  Бывало я не слушалась родителей
  24. В автомобиле я ценю безопасность, больше, чем скорость.
  25. Я думаю, что мне бы понравилось заниматься карате или похожим видом спорта.
  26. Мне понравилась бы работа официантки в ресторане.
  27. Я часто испытываю потребность в острых ощущениях.
  28. Иногда мне  так хочется сделать себе больно.
  29. Моё отношение к жизни хорошо описывает пословица: «Семь раз отмерь, один раз отрежь»
  30. Я всегда плачу за проезд в общественном транспорте.
  31. Среди моих знакомых есть люди, которые пробовали одурманивающие токсические вещества.
  32. Я всегда выполняю обещание, даже если мне это не выгодно.
  33. Бывает, что мне так и хочется выругаться.
  34. Правы люди, которые в жизни следуют пословице: «Если нельзя, но очень хочется, значит можно»
  35. Бывало, что я случайно попадала в неприятную ситуацию после употребления спиртных напитков.
  36. Я часто не могу заставить себя продолжать работу после обидной неудачи.
  37. Многие запреты в области секса старомодны, и их следует отбросить.
  38. Бывает, что иногда я говорю неправду.
  39. Терпеть боль назло всем бывает даже приятно.
  40. Я лучше соглашусь с человеком, чем стану с ним спорить.
  41. Если бы я родилась в давние времена, то стала бы благородной разбойницей.
  42. Добиваться победы в споре нужно любой ценой.
  43. Бывали случаи, когда мои родители, другие взрослые высказывали  беспокойство по поводу того, что я не много выпила.
  44. Одежда должна с первого взгляда выделять человека среди других в толпе.
  45. Если в фильме нет ни одной приличной драки – это плохое кино.
  46. Бывает, что я скучаю на уроках.
  47. Если меня кто-то случайно задел в толпе, то я обязательно потребую от него извинений.
  48. Если человек раздражает меня, то я готова высказать ему всё, что о нём думаю.
  49. Во время путешествий и поездок я люблю отклоняться от обычных маршрутов.
  50. Мне бы понравилась профессия дрессировщицы хищных зверей.
  51. Мне нравится ощущать скорость при быстрой езде на автомобиле и мотоцикле.
  52. Когда я читаю детектив, то мне хочется, чтобы преступник ушёл от преследования.
  53. Бывает, что я с интересом слушаю неприличный смешной анекдот.
  54. Мне нравится смущать, и ставить в неловкое положение     окружающих.
  55. Я часто огорчаюсь из-за мелочей.
  56. Когда мне возражают, я часто взрываюсь и отвечаю резко.
  57. Мне  нравится слушать или читать о кровавых преступлениях и катастрофах.
  58. Чтобы получить удовольствие, стоит нарушить некоторые правила и запреты.
  59. Мне нравится бывать в компаниях, где в меру выпивают и веселятся.
  60. Я считаю вполне нормальным,  если девушка курит.
  61. Мне нравится состояние, которое наступает, когда выпьешь в меру и в хорошей компании.  
  62. Бывало, что у меня возникало желание выпить, хотя я понимала, что сейчас не место и не время.
  63. Сигарета в трудную минуту меня успокаивает.
  64. Некоторые люди побаиваются менч.
  65.    Я хотела бы присутствовать при   казни преступника, справедливо приговорённого к высшей мере наказания.
  66. Удовольствие - это главное, к чему стоит стремиться в жизни.
  67.  Если бы я могла, то с удовольствием поучаствовала в автомобильных гонках.
  68. Когда у меня плохое настроение, ко мне лучше не подходить.
  69. Иногда у меня бывает такое настроение, что я готова первой начать драку.
  70. Я могу вспомнить случаи, когда я настолько разозлилась, что хватала первую попавшуюся под руку вещь и ломала её.
  71. Я всегда требую, чтобы окружающие уважали мои права.
  72. Мне хотелось бы из-за любопытства прыгнуть с парашютом.
  73. Вредное воздействие алкоголя и табака на человека сильно преувеличивают.
  74. Счастливы те, кто умирает молодым.  
  75. Я получаю удовольствие, когда немного рискую.
  76. Когда человек в пылу спора прибегает к «сильным» выражениям    - это допустимо.
  77. Я часто не могу сдерживать свои чувства.
  78. Бывало, что я опаздывала на уроки.
  79. Мне нравятся компании, где все подшучивают друг над другом.  
  80. Секс должен занимать в жизни молодёжи одно из главных мест.
  81. Часто я не могу удержаться от спора, если кто-то не согласен со мной.
  82. Иногда случалось, что я не выполняла школьное домашнее задание.
  83. Я часто совершаю поступки под влиянием  минутного настроения.
  84. Бывают случаи, когда я могу ударить человека.
  85. Люди справедливо возмущаются, когда узнают, что преступник остался безнаказанным.
  86. Бывает, что мне приходится скрывать от взрослых некоторые свои поступки.
  87. Наивные простаки сами заслуживают того, чтобы их обманывали.
  88. Иногда я бываю так раздражена, что громко кричу.
  89. Только неожиданные и опасные обстоятельства позволяют мне по - настоящему проявить себя.
  90. Я бы попробовала какое-нибудь одурманивающее вещество, если бы твёрдо знала, что это не повредит моему здоровью и не повлечёт наказания.
  91. Когда я стою на мосту, то меня иногда так и тянет прыгнуть вниз.
  92. Всякая грязь меня пугает или вызывает сильное отвращение.
  93. Когда я злюсь, то мне хочется  громко обругать виновника моих неприятностей.
  94. Я считаю, что люди должны отказаться от всякого употребления спиртных напитков.
  95. Я бы с удовольствием прокатилась на горных лыжах с крутого склона.
  96. Иногда, если кто-то причиняет  мне боль, то это бывает даже приятно.
  97. Я бы с удовольствием занималась в бассейне прыжками с вышки.                              
  98. Мне иногда не хочется жить.
  99. Чтобы добиться успеха в жизни, девушка должна быть сильной и уметь постоять за себя.

100.По-настоящему уважают только тех людей, кто вызывает у окружающих страх.

101. Я люблю смотреть выступления боксёров.

102. Я могу ударить человека, если решу, что он серьёзно оскорбил меня.

103. Я считаю, что уступить в споре – это значит показать свою слабость.

104. Мне нравится готовить, заниматься домашним хозяйством.

105. Если бы я хотела прожить жизнь заново, то я хотела бы стать мужчиной, а не женщиной.

106. В детстве мне хотелось стать актрисой или певицей.

107. В детстве я была всегда равнодушна к игре в куклы.

Библиографический список:

1. Антикризисное поведение. Сущность, проблемы, тенденции. ИПК-ПРО, Ульяновск, 2006 год.

2.  Абрамова Г.С Введение в практическую психологию. Брест, 1993.

3. Асмолов А.Г. Дополнительное образование как зона ближайшего развития образования в России: от традиционной педагогики к педагогике развития. - Внешкольник, №9, 2001.

4. . Бадмаев С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников. - М.: Магистр, 2007.

5. Быков С.А. Наркомпния среди молодежи как показатель дезадаптированности // Социологические исследования 2005 год № 4

6. Васильев В. Л. Юридическая психология. - СПб., 2007

7. Возрастная и педагогическая психология. Учебное пособие для студентов пед. Институтов. Под ред. проф. А.В. Петровского. - М., Просвещение, 1973, с. 86

8. Вопросы социологии и социальной педагогики под ред проф. А. Н. Ростовцева. - Рязань: Изд-во РГПУ, 2006. - 88 с.

9. Воспитание юного москвича в системе дополнит. образования. Материалы городской научно-практической конференции (Москва, 19 февраля 1997). - М., 1997

10. Гилинский Я.И. Социология девиантного поведения как специальная социологическая теория / Соц. исследования -2008 г.№ 4.

11. Дольто Ф. На стороне подростка. СПб., 1997

12. Драгунова Т.В. Подросток. М.: Знание, 1998.- 143 с.

13. Журавлева Л.А.“ Факторы и условия наркотизации молодежи”.// Социологические исследования-2000 год № 5

14. Иващенко Г.М. Из опыта работы специализированных учреждений по реабилитации социально дезадаптированных детей и подростков Государственный НИИ семьи. Научно-методическое издание И-99год.

15. Калиш И.В. От внешкольной работы - к дополнительному образованию детей: Сборник нормативных и методических материалов для дополнительного образования детей. / Под ред. А.К. Бруднова. - М.: Владос, 2008.- с. 11

16.  Ковалев В.В. Буянов М.И. Основы психотерапии детей и подростков // Психиатрия детского возраста. М., 2010.

17. Кезина Л.П. Социально-психологические основы развития образования. Дисс. канд. психол. наук. - М., 1995

18. Ковалева Т.В., Степанова О.К. “ Подростки смутного времени”.// Социологические исследования,2004год № 8

19. Кон И. С. Психология старшеклассника. - М., 1980

20.  Копьев А. Ф. Индивидуальное психологическое консультирование в контексте семейной теории // Вопросы психологии. 2006. № 4.

21. Краевая целевая программа “Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних” 2009

22. Линг С. По лезвию бритвы: социально-психологический анализ преднамеренного риска / Социльные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Социология 1993г.№ 2.

23. Личко А. Е. Эти трудные подростки: записки психиатра. - Л., 1983

24. Локк Д. Мысли о воспитании. /Пед. наследие/. Сост. В.М. Кларин, А.Н. Джуринский. - М., Педагогика, 1989, с. 145, 179

25. Майерс Д. Социальная психология. СПб: Питер, 2005. - 458 с.

26. Монахов Д. Л., Жданова Н. К., Фомина А. Б. Социокультурная и социально-педагогическая деятельность учреждений дополнительного образования детей: уч.-мет. пос. – М.: УЦ «Перспектива». 2007.

27.  Морле С. и др. Методы когнитивной терапии и тренинга социальных навыков. СПб., 1996.

 28.      Музыка души. Введение в музыкотерапию. (Составлено по лекциям Антонио Менегетти.). СПб., 2001.

29. Можгинский Ю. Б. Агрессия подростка: эмоциональный и кризисный механизм. - СПб., 1999.

30.  Осипова А.А. Общая психокоррекция: Учеб. пособие для студентов вузов. - М.: ТЦ Сфера, 2006.

31. Осипова О.С.“ Девиантное поведение: благо или зло”.// Социологические исследования, № 8 2004год

32. Панов В. И., Хисамбеев Ш. Р. Образовательная среда и мотивация учащихся в учреждении дополнительного образования // Вестник практической психологии образования. – 2007. – № 2. // URL: http://www.rospsy.ru/

33. Психология подростка.  Под ред. А, А. Рена., Санкт – Петербург «прайм – Еврознак» 2006

34. Психосоциальная коррекция и реабилитация несовершеннолетних с девиантным поведением. Редакционно-издательский центр Консорциума “ Социальное здоровье России” М-99г. (Социальное здоровье России).

35. Раттер М. Помощь трудным детям. - М., 1999.

36. Роджерс К О групповой психотерапии. М.,1993

37.  Рожнов В.Е., Чаргейшвили Ю.П. Психиатрия, профилактика, психогигиена: Руководство по психотерапии. М., 2010.

38. Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Эффективные программы профилактики зависимости от наркотиков и других форм зависимого поведения. М. Фонд «Система профилактических программ», 2008. – 192с.

39. Соснин В.А., Лунев П.А. Учимся общению: взаимопонимание, взаимодействие, переговоры, тренинг. М., 2004.

40. Сластенин В.А. Психолог и социальный педагог: личность и профессия // Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. - М., Тула, 1993

41. Смелзер Н.Дж., Социология, М.,1994год.

42. Собкин  В. С. Динамика ценностных ориентаций в старшем школьном возрасте: дис. В виде науч. Доклада. М., 1997

43. Социальная работа/ Под ред. Курбатова В.И., Ростов-на-Дону, М.2000 г.

44. Социальная энциклопедия / Под ред. А.П.Горнина, Г.Н. Кареловой, Е.Д. Катульского и др. М: Большая Российская энциклопедия, 2000 год.

45. Социальные технологии: Толковый словарь/ Ответ. ред. Иванов В.Н. , Москва - Белгород, 2005год.

46. Слуцкий А.С. Поведенческая психотерапия как одна из форм эмоционально-стрессового психического воздействия. Л., 1982

47. Степанов В. Г. Психология трудных школьников. - М., 1988

48. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000

49. Толстых А.В. Возрасты жизни. М.: Знание, 2008

50. Трудный подросток: причины и следствия / Под редакцией Тельнова Ж.Н. - Омск, 2005

51. Федеральный закон « Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений» № 120 -ФЗ от 24.06.2009 г.

52. Федеральный закон. О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании». - М.: Издательство «Ось-89», 1997, с. 22

53. Харчев А.Г. Социология воспитания. Проблемы воспитания личности. М. «Политиздат», 1990 г.

54. Цилуйко М.В.“ Влияние средств массовой информации на формирование противоправного поведения подростков”.//Вестник психосоциальной и коррекционной работы 2006 год № 4.

55. Фельдштейн Д. И. «Психология взросления» . М., 2009

56. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1989