Л И Т Е Р А Т У Р Н О - М У З Ы К А Л Ь Н А Я К О М П О З И Ц И Я. У В О Й Н Ы Н Е Ж Е Н С К О Е Л И Ц О.
материал

Черняховская Оксана Владимировна

Литературно - музыкальная композиция. У войны не женское лицо.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл m1-forma-s_r1.docx40.04 КБ

Предварительный просмотр:

Л И Т Е Р А Т У Р Н О - М У З Ы К А Л Ь Н А Я    

К О М П О З И Ц И Я.  

У    В О Й Н Ы    Н Е   Ж Е Н С К О Е   Л И Ц О.

Двор. Играют дети. Юноша и девушка танцуют вальс. Звучит песня.

Мирное небо над крепостью Бреста,
В тесной квартире счастливые лица.
Вальс. Политрук приглашает невесту,
Новенький кубик блестит на петлице.

А за окном, за окном красота новолунья,
Шепчутся с Бугом плакучие ивы.
Год сорок первый, начало июня.
Все ещё живы, все ещё живы,
Все ещё живы, все, все, все.

Смотрит на Невском с афиши Утёсов,
В кинотеатрах идёт "Волга, Волга".
Снова Кронштадт провожает матросов:
Будет учебным поход их недолго.

А за кормой, за кормой белой ночи раздумье,
Кружатся чайки над Финским заливом.
Год сорок первый, начало июня.
Все ещё живы, все ещё живы,
Все ещё живы, все, все, все.

Мимо фасада Большого театра
Мчатся на отдых, трезвоня, трамваи.
В классах десятых экзамены завтра,
Вечный огонь у Кремля не пылает.

Всё впереди, всё пока, всё пока накануне…
Двадцать рассветов осталось счастливых…
Год сорок первый, начало июня.
Все ещё живы, все ещё живы,
Все ещё живы, все, все, все.

Вальс довоенный напомнил о многом,
Вальс воскресил дорогие нам лица,
С кем нас свела фронтовая дорога,
С кем навсегда нам пришлось разлучиться.

Годы прошли и опять за окном тихий вечер.
Смотрят с портретов друзья молчаливо.
В памяти нашей сегодня и вечно
Все они живы, все они живы,
Все они живы, все, все...
В памяти нашей сегодня и вечно
Все они живы, все они живы,
Все они живы, все, все, все!

Внезапно нарастает гул самолетов. Все замирают. Голос за кадром: «А ты готова к испытаниям? Сегодня началась война!».

Фонограмма. Сообщение Левитана о начале Великой Отечественной войны. 22 июня 1941 года


Фонограмма «Ах война..».

Ведущий на фоне фонограммы после текста Левитана:

Ах, война, что ж ты, подлая, сделала:


Вместо свадеб - разлуки и дым!


Наши девочки платьица белые


Раздарили сестренкам своим.


Сапоги... Ну куда от них денешься?


Да зеленые крылья погон...


Вы наплюйте на сплетников, девочки!


Мы сведем с ними счеты потом.


Пусть болтают, что верить вам не во что,


Что идете войной наугад...


До свидания, девочки! Девочки,


Постарайтесь вернуться назад! (уменьшить звук фонограммы)

Ведущая: Я ушла из детства в грязную теплушку,
В эшелон пехоты, в санитарный взвод.
Дальние разрывы слушал и не слушал
Ко всему привыкший сорок первый год.
Я пришла из школы в блиндажи сырые,
От Прекрасной Дамы в “мать” и “перемать”,
Потому что имя ближе, чем “Россия”,
Не могла сыскать.

Ведущий: Эта девушка, как многие другие, видела воочию страшное лицо войны, слышала грохот снарядов, заставляла себя подняться из окопа, чтобы помочь товарищам.

Ведущая: Я только раз видала рукопашный,
Раз - наяву. И тысячу - во сне….
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне.

Ведущая 2: Мы стояли у Москвы-реки,
Тёплый вечер платьем шелестел.
Почему-то вдруг из-под руки
На меня ты странно посмотрел -
Так порою на чужих глядят.
Посмотрел и улыбнулся мне.
Ведущий: - Ну, какой же из тебя солдат?
Как была ты, право, на войне?
Неужель спала ты на снегу,
Автомат пристроив в головах?
Я тебя представить не могу
В стоптанных солдатских сапогах!..
Ведущая: Я же вечер вспомнила другой:
Миномёты били, падал снег.
И сказал мне тихо дорогой,
На тебя похожий человек.
Ведущий: - Вот лежим и мёрзнем на снегу,
Будто и не жили в городах...
Я тебя представить не могу
В туфлях на высоких каблуках...

Ведущая 2: Не знаю, где я нежности училась,
Об этом не расстраивай меня.
Растут в степи солдатские могилы,
Идет в шинели молодость моя
В моих глазах – обугленного трубы.
Пожары полыхают на Руси.
И снова нецелованные губы
Израненный парнишка закусил.

Ведущий: Как разглядеть за днями

след нечёткий?

Хочу приблизить к сердцу

этот след…

На батарее

были сплошь –

девчонки.

А старшей было

восемнадцать лет.

Лихая чёлка

над прищуром хитрым,

бравурное презрение к войне…

В то утро

танки вышли

прямо к Химкам.

Те самые.

С крестами на броне.

И старшая,

действительно старея,

как от кошмара заслонясь рукой,

скомандовала тонко

Ведущая: - Батарея-а-а!

(Ой мамочка!..

Ой родная!..)

Огонь! –

Ведущий: И –

залп!

И тут они

заголосили,

девчоночки.

Запричитали всласть.

Как будто бы

вся бабья боль

России

в девчонках этих

вдруг отозвалась.

Кружилось небо –

снежное,

рябое.

Был ветер

обжигающе горяч.

Былинный плач

висел над полем боя,

он был слышней разрывов,

этот плач!

Ему –

протяжному –

земля внимала,

остановясь на смертном рубеже.

Ведущая: - Ой, мамочка!..

- Ой, страшно мне!..

- Ой, мама!.. –

Ведущий: И снова

Ведущая: - Батарея-а-а! –

Ведущий: И уже

пред ними,

посреди земного шара,

левее безымянного бугра

горели

неправдоподобно жарко

четыре чёрных

танковых костра.

Раскатывалось эхо над полями,

бой медленною кровью истекал…

Зенитчицы кричали

и стреляли,

размазывая слёзы по щекам.

И падали.

И поднимались снова.

Впервые защищая наяву

и честь свою

(в буквальном смысле слова!).

И Родину.

И маму.

И Москву.

Весенние пружинящие ветки.

Торжественность

венчального стола.

Неслышанное

Ведущий: «Ты моя – навеки!..»

Несказанное

Ведущая:  «Я тебя ждала…»

Ведущий: И губы мужа.

И его ладони.

Смешное бормотание

во сне.

И то, чтоб закричать

в родильном

доме

Ведущая:  «Ой, мамочка!

Ой, мама, страшно мне!!»

Ведущий: И ласточку.

И дождик над Арбатом.

И ощущенье

полной тишины…

…Пришло к ним это после.

В сорок пятом.

Конечно, к тем,

кто сам пришёл

с войны.

Ведущий 2: Вся Родина стала заслоном.

Нам биться с врагом до конца, -

Ведь пояс твоей обороны

Идёт через наши сердца!

Москва!

До последних патронов,

До дольки последней свинца

Мы в битвах!

Твоя оборона

Идёт через наши сердца!

Ведущий: Над моим переулком – московская осень.

 Я шагаю от дома Москвой золотою,

 Я иду к своей школе, без четверти восемь.

 Сотни раз этот путь здесь проделала Зоя.

Улыбалась, училась, мечтала, дружила,

 И с тетрадкой стихов где-то рядом бродила,

 А вот эту тропинку – она проложила.

 Эту липу у школы – она посадила.

Одноклассников смелые, добрые лица…

 Очень скоро дорожки бедою разлучатся.

 Им судьба – за страну и за город сразиться,

 Заслонить от врага, не сломаться, пробиться,

И вернуться домой. Это – если получится.

 Имена затерялись, дела растворились,

 Мало выпало славы им – страшное, злое,

 Чтобы нынче мы жили, шутили, учились…

 Вспомним их. Вспомним всех, кого сможем. И Зою.

Ведущий 2: Да, когда мы говорим о битве за Москву, мы не можем не вспомнить подвиг Зои Космодемьянской.

Выходит девушка (Маргарита Алигер).

Мне хотелось написать про Зою,
будто бы про родину свою.
Вся в цветах, обрызганных росою,
в ярких бликах утренних лучей...
Мне хотелось написать про Зою
так, чтоб задохнуться вместе с ней.
Но когда в петле ты задыхалась,
я веревку с горла сорвала.
Может, я затем жива осталась
чтобы ты в стихах не умерла.)

Выходит вторая девушка (Зоя).

Как морозно!
Как светла дорога,
утренняя, как твоя судьба!
Поскорей бы!
Нет, еще немного!
Нет, еще не скоро...
От порога...
по тропинке...
до того столба...
Надо ведь еще дойти дотуда,
этот длинный путь еще прожить...
Может, ведь еще случится чудо.
Где-то я читала...
Может быть!..
Жить...
Потом не жить...
Что это значит?
Видеть день...
Потом не видеть дня...
Это как?
Зачем старуха плачет?
Кто ее обидел?
Жаль меня?
Почему ей жаль меня?
Не будет
ни земли,
ни боли...
Слово "жить"...
Будет свет,
и снег,
и эти люди.
Будет все, как есть.
Не может быть!
Если мимо виселицы прямо
все идти к востоку - там Москва.
Если очень громко крикнуть: "Мама!"
Люди смотрят.
Есть еще слова...
- Граждане,
не стойте,
не смотрите!
(Я живая,- голос мой звучит.)
Убивайте их, травите, жгите!
Я умру, но правда победит!
Родина!-
Слова звучат, как будто
это вовсе не в последний раз.
- Всех не перевешать,
много нас!
Миллионы нас!..-
Еще минута
- и удар наотмашь между глаз.
Лучше бы скорей,
пускай уж сразу,
чтобы больше не коснулся враг.
И уже без всякого приказа
делает она последний шаг.
Смело подымаешься сама ты.
Шаг на ящик,
к смерти
и вперед.
Вкруг тебя немецкие солдаты,
русская деревня,
твой народ.
Вот оно!
Морозно, снежно, мглисто.
Розовые дымы... Блеск дорог...
Родина!
Тупой сапог фашиста
выбивает ящик из-под ног.

Первая девушка (Маргарита Алигер):

Жги меня, страдание чужое,
стань родною мукою моей.
Мне хотелось написать о Зое
так, чтоб задохнуться вместе с ней.
Мне хотелось написать про Зою,
чтобы Зоя начала дышать,
чтобы стала каменной и злою
русская прославленная мать.
Чтоб она не просто погрустила,
уронив слезинку на ладонь.
Ненависть - не слово,
это - сила,
бьющий безошибочно огонь.
Чтобы эта девочка чужая
стала дочкой тысяч матерей.
Помните о Зое, провожая
в путь к победе собственных детей.

Ведущий:

 Девушки-санинструкторы. Сколько жизней вы спасли! Маленькие, худенькие. Вы под снарядами, под пулями вытаскивали тяжелых мужчин с поля боя! 

Ведущий 2: Побледнев, стиснув зубы до хруста,
От родного окопа одна
Ты должна оторваться и бруствер
Проскочить под обстрелом должна.
Ты должна, хоть вернешься едва ли,
Хоть "Не смей!" повторяет комбат.
Даже танки (они же из стали!)
В трех шагах от окопа горят.
Ты должна. Ведь нельзя притворяться
Пред собой, что не слышишь в ночи,
Как почти безнадежно "Сестрица!"
Кто-то там, под обстрелом, кричит..

Исполнение песни.

Сестpа, ты помнишь, как из боя

Меня ты вынесла в санбат.

Oстались живы мы с тобою

В тот pаз, товаpищ мой и бpат.

Припев:

Hа всю оставшуюся жизнь

Hам хватит подвигов и славы,

Победы над вpагом кpовавым

Hа всю оставшуюся жизнь.

Гоpели Днепp, Hева и Волга

Гоpели небо и поля...

Одна беда, одна тpевога

Одна судьба, одна земля

Припев:

Hа всю оставшуюся жизнь

Hам хватит гоpя и печали,

Где те, кого мы потеpяли

Hа всю оставшуюся жизнь.

Сестpа и бpат... Взаимной веpой

Мы были сильными вдвойне.

Мы шли к любви и милосеpдью

В немилосеpдной той войне

Припев:

Hа всю оставшуюся жизнь

Запомним бpатство фpонтовое.

Как завещание святое

Hа всю оставшуюся жизнь...

Ведущий : В мир приходит женщина,
Чтоб свечу зажечь.

Ведущий 2: В мир приходит женщина,
Чтоб очаг беречь.
Ведущая: В мир приходит женщина.
Чтоб любимой быть.
Ведущая 2: В мир приходит женщина,
Чтоб детей родить.
Ведущий: В мир приходит женщина,
Чтоб цветком цвести.
Ведущий 2: В мир приходит женщина,
Чтобы мир спасти.

Ведущий: Советские женщины грозных сороковых годов спасли мир.

В самолётах, медсанбатах, блиндажах,
Они - хрупкие, красивые, родные,
Наводили на врагов тоску и страх,
Нашей доблести военной часовые.
Хоть, порой, боялись мышки и огня,
Но в святом бою не дрогнули, стояли,
И горела у захватчиков броня,
Не прошли! Им «Зори тихие» не дали!
Ведь, давно уже закончилась война,
Но всегда вы на посту, на всей планете,
Наши женщины, бесстрашно, как одна,
Чтобы дома тихо-мирно спали дети.

Фонограмма «Ах война..».

Ведущая 2:  Мы легли у разбитой ели.

Ждем, когда же начнет светлеть.

Под шинелью вдвоем теплее

На продрогшей, гнилой земле.

Ведущая 2: — Знаешь, Юлька, я — против грусти,

Но сегодня она не в счет.

Дома, в яблочном захолустье,

Мама, мамка моя живет.

У тебя есть друзья, любимый,

У меня — лишь она одна.

Пахнет в хате квашней и дымом,

За порогом бурлит весна.

Старой кажется: каждый кустик

Беспокойную дочку ждет…

Знаешь, Юлька, я — против грусти,

Но сегодня она не в счет.

Ведущая:  Отогрелись мы еле-еле.

Вдруг приказ: «Выступать вперед!»

Снова рядом, в сырой шинели

Светлокосый солдат идет.

С каждым днем становилось горше.

Шли без митингов и знамен.

В окруженье попал под Оршей

Наш потрепанный батальон.

Зинка нас повела в атаку.

Мы пробились по черной ржи,

По воронкам и буеракам

Через смертные рубежи.

Мы не ждали посмертной славы.-

Мы хотели со славой жить.

…Почему же в бинтах кровавых

Светлокосый солдат лежит?

Ее тело своей шинелью

Укрывала я, зубы сжав…

Белорусские ветры пели

О рязанских глухих садах.

— Знаешь, Зинка, я против грусти,

Но сегодня она не в счет.

Где-то, в яблочном захолустье,

Мама, мамка твоя живет.

У меня есть друзья, любимый,

У нее ты была одна.

Пахнет в хате квашней и дымом,

За порогом стоит весна.

И старушка в цветастом платье

У иконы свечу зажгла.

…Я не знаю, как написать ей,

Чтоб тебя она не ждала?!

Фоном звучит мелодия  «День победы».

Ведущий:

Нет, это не заслуга, а  удача –
Стать девушке солдатом на войне.
Когда б сложилась жизнь моя иначе,
Как в День Победы стыдно было б мне…
С восторгом нас, девчонок. Не встречали,
Нас гнал домой охрипший военком.
Так было в сорок первом. А медали
И прочие регалии – потом.
Смотрю назад, в продымленные дали:
Нет, не заслугой  в тот зловещий год,
А высшей честью школьники считали
Возможность умереть за свой народ.

Ведущий 2:

И теперь на мирных перекрестках
Вспоминая молодость свою
Многих
Прежних девушек-подростков
Я в солидных мамах узнаю.
И прошу их:
«Вы своим ребятам,
Не смущаясь говорить должны,
Что без нас, без женщин,
В сорок пятом,
Может быть, и не было б весны!».

Звучит завершающая песня (школьный хор).

День Победы, как он был от нас далёк,
Как в костре потухшем таял уголёк.
Были вёрсты, обгорелые, в пыли,-
Этот день мы приближали, как могли.

Припев:

Этот День Победы
Порохом пропах.
Это праздник
С сединою на висках.
Это радость
Со слезами на глазах.
День Победы!
День Победы!
День Победы!

Дни и ночи у мартеновских печей
Не смыкала наша Родина очей.
Дни и ночи битву трудную вели -
Этот день мы приближали, как могли.

Припев.

Здравствуй, мама, возвратились мы не все…
Босиком бы пробежаться по росе!
Пол-Европы прошагали, пол-Земли,-
Этот день мы приближали, как могли.

Припев.