Метод проекта как личностно- развивающая технология внеурочной деятельности
проект (6, 7 класс)

На протяжении последних двух десятилетий в развитых странах мира активно обсуждалась проблема поиска средств для осуществления и реализации задач по формированию социальных компетенций. Одной из эффективных технологий, которая отвечает данной системе целеполагания, т.е. способствует оптимальной социализации и развитию личности ребёнка, является проектная деятельность. В основу метода проектов положена идея направленности деятельности воспитанников на результат, который достигается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием воспитанника, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕТОД ПРОЕКТА КАК ЛИЧНОСТНО – РАЗВИВАЮЩАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

(ГПОУ «Гимназия искусств при Главе РК» им. Ю.А.Спиридонова)

Плотникова Е.В.,

воспитатель интерната

Гимназия искусств при главе РК - это уникальная образовательная организация, которая объединяет несколько направлений деятельности: общеобразовательная школа, музыкальное, хореографическое, художественное, гуманитарное и театральное отделения. В гимназии учатся одаренные дети, как из Сыктывкара, так и дети из всех районов РК. В связи с этим предусмотрено их проживание во время учебного процесса в интернате, вследствие чего большая часть работы по воспитанию обучающихся ложится на плечи не только учителей, педагогов дополнительного образования, но и воспитателей интерната.

Одним из основных результатов деятельности любой образовательной организации должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетенций в интеллектуальной, гражданско - правовой, коммуникативной, информационной и иных сферах. Поэтому большое значение имеет правильная организация воспитательной работы в классах - группах и использование в ней личностно–ориентированный подхода в организации педагогического процесса.

На протяжении последних двух десятилетий в развитых странах мира активно обсуждалась проблема поиска средств для осуществления и реализации задач по формированию социальных компетенций. Одной из эффективных технологий, которая отвечает данной системе целеполагания, т.е. способствует оптимальной социализации и развитию личности ребёнка, является проектная деятельность. В основу метода проектов положена идея направленности деятельности воспитанников на результат, который достигается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием воспитанника, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.

В своей практике  мы используем различные виды проектов – это практико-ориентированные, исследовательские, информационные, творческие и ролевые проекты. По характеру контактов между участниками – внутри классные, внутри школьные и межшкольные проекты. По продолжительности – краткосрочные, долгосрочные и мини-проекты. Считаем, что включение в совместную проектную деятельность детей и родителей обусловливает наибольшую её эффективность. Данное взаимодействие способствует положительной динамике детско - родительских отношений, основанных на ответственности родителей и доверии детей. Это новый тип сотворчества детей и взрослых, главным условием которого является общение на равных, где взрослому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. В основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск. Основными составляющими проекта являются развитие познавательных и творческих навыков, применение полученных знаний на практике. Подобные мероприятия способствуют развитию партнёрских отношений между семьёй и школой. Расширение круга участников проекта благодатно для социализации воспитанников.


Приложение №1

Тема: «Горячее сердце».

Тип проекта: долгосрочный, информационный, творческий, внутригрупповой.

Участники: воспитанники 6 класса, родители, педагоги.

Проблема.

Воспитанники гимназии частично изолированы от мира не только взрослых, но и от старшего поколения и молодёжи. Это приводит к ещё большему нарушению механизмов получения социального опыта, разрыву связи между поколениями, автомизации личности, снижению её жизненного потенциала, росту неуверенности в собственных силах, падению доверия другим людям, обществу, миру, государству. Актуальной является задача поиска средств реализации важнейшей социальной миссии воспитания - современный национальный воспитательный идеал. Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Духовное и нравственное воспитание подрастающего поколения является одной из главных задач. Один из принципов нравственного воспитания - принцип следования нравственному примеру. Пример — это возможная модель выстраивания отношений подростка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершённого значимым другим. Достаточно много примеров подражания, восхищения воспитанники узнают через уроки истории, обществознания, гражданственную культуру, изучая героев ВОВ, героев Советского Союза и очень мало знают о героях нашего мирного времени. Герои, имеющие награду «Горячее сердце» – символ отваги и мужества, а поступки – пример высоких патриотических идеалов и лучших человеческих качеств, таких как ответственность, воля, сострадание, соучастие и сопереживание, самопожертвование.

Каждый подвиг побуждает творить добро, верить в справедливость и с оптимизмом смотреть в будущее. Справедливо, что такая социально значимая жизненная позиция вызывает заслуженное уважение в обществе. Доброй традицией стало ежегодное вручение Нагрудного знака «Горячее сердце», публикация имен героев и их историй в Почётной книге. Широкое признание смелых поступков молодых людей с «горячим сердцем» способствует формированию небезразличного и ответственного отношения к себе и окружающим.

Цель: воспитание у обучающихся основ ответственного гражданского поведения на примере неравнодушного отношения к нуждающимся в помощи; ситуаций мужественного преодоления сложных жизненных ситуаций.

Задачи:

  1. Формирование информационно-образовательной среды для расширения знаний о героях нашего времени.
  2. Создание условий для проявления социально значимой общественной активности воспитанников.
  3. Формирование понимания смысла гуманных отношений; понимания высокой ценности человеческой жизни; стремление строить свои отношения с людьми и поступать по законам совести, добра и справедливости.

Подготовительный этап:

- Рабочие группы

- Поиск информации  в различных источниках о героях нашего времени.

- Подготовка выступления ведущих о героях, имеющих почетный знак «Горячее сердце».

- Составление рассказа о героях мирного времени из круга своей семьи, малой родины, друзей, знакомых. Воспитанники вместе с родителями работают с архивными документами семьи, беседуют с близкими родственниками, ищут необходимую информацию в СМИ по заданной теме. По итогам данной работы составляют презентации, устные выступления.

- готовят для выставки оформление страницы герои нашей семьи.

- Подготовка эмблем «мужество».

УУД:

- умение постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

Основной этап.

  • Вступительное слово ведущих: Введение в тему по средствам ролевой игры.
  • Творческие презентации и выступления воспитанников о героях «Горячее сердце», о героях нашего времени своей семьи.
  • Организовали минуту молчания в честь героев, спасавшие собственной жизнью людей, минутой молчания.
  • Анализ качеств личности героя нашего времени.
  • Ежегодная традиция – эстафета. Передача символа ведущим следующего года.
  • Вручение эмблемы «Мужества» 6 а.
  • Рефлексия (происходит внутреннее сравнение качеств, присущих герою нашего времени и качеств, присущих ребёнку. «Недостающие» качества записываются с обратной стороны эмблемы для дальнейшей работы над развитием данных качеств.)
  • Разработка социальной акции «Братья наши меньшие».
  • Разработка социальной акции «Урок мужества».

УУД:

  • действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей;
  • умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
  • извлечение необходимой информации из прослушанных текстов;

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов действия;

  • умение с достаточной полнотой и точностью  выражать свои мысли в соответствии с задачами; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
  • оценка – выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;

Заключительный этап.

  • Реализация благотворительной акции «Братья наши меньшие»;
  • Оказание шефской помощи младшим классам – акция «Урок мужества» (Приложение №2)

Результаты проекта.

Воспитанники:

  • закрепили навык сбора информации из СМИ
  • расширили знания в  области истории своего села, семьи, друзей, знакомых
  • развивали творческие способности через подготовку выступлений и презентаций;
  • эмблемы «Мужества».
  • Приобрели опыт рефлексии.

Родители:

  • обогатили свои знания в области семьи через совместную с детьми поисково-творческую деятельность;

Педагоги:

  • способствовали активному сотрудничеству воспитанников с родителями, установлению партнёрских отношений между педагогами гимназии и родителями воспитанников, сплочению классного коллектива.

Литература

  • философско-антропологические идеи и теории отечественной философии (Н.А.Бердяев, С.Н.Булгаков, И.А.Ильин, А.Ф.Лосев, Н.С.Трубецкой, Г.П.Федотов);
  • культурно-историческая концепция, в рамках которой развитие личности определяется и осуществляется социально-культурным контекстом, влиянием исторически развивающейся культуры (Л.С.Выготский);
  • принципы «гуманного воспитания», основанного на уважении личности (С.Т.Шацкий);
  • концепции развития личности и возрастной периодизации в психологии,   развития и теории развивающего образования (Э. Эриксон, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин);
  • концепция периодизации развития этнокультурной идентичности (Ж. Пиаже, С.А. Баклушинский, Н.Г. Орлова, и др.).

Приложение № 2.

Название акции: «Урок мужества 2017»

Тип, вид: информационный, творческий, краткосрочный.

Обоснование актуальности: Одно из направлений инновационной деятельности гимназии – реализация культурологического подхода к выстраиванию модели образовательно-воспитательного пространства. В этой связи миссию гимназии можно определить как миссию своеобразного этнокультурного центра социума. Выпускник гимназии должен быть охарактеризован как целостный субъект культуры, ориентированный на свои корни, и в то же время, обладающий толерантным сознанием и поведением, способный понять и оценить значимость других культур.

усиливает объективно существующую в современной культуре тенденцию к изоляции детской субкультуры от мира не только взрослых, но и от старшего поколения и молодёжи. Это приводит к ещё большему нарушению механизмов трансляции культурного и социального опыта, разрыву связи между поколениями, автомизации личности, снижению её жизненного потенциала, росту неуверенности в собственных силах, падению доверия другим людям, обществу, миру, государству…». Актуальной для современной школы является задача поиска средств реализации важнейшей социальной миссии.

Цель акции: Сформировать у воспитанников основы ответственного гражданского поведения на примере неравнодушного отношения к нуждающимся в помощи; ситуаций мужественного преодоления сложных жизненных ситуаций.

Целевая группа: воспитании 8 группы

Задачи:

  • Формирование информационно-образовательной среды для расширения знаний о героях нашего времени.
  • Создание условий для проявления социально значимой общественной активности воспитанников
  • Формировать осознание подростком ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности;

  • Формировать понимание смысла гуманных отношений; понимание высокой ценности человеческой жизни; стремление строить свои отношения с людьми и поступать по законам совести, добра и справедливости.
  • формирование морали — осознанной обучающимся необходимости поведения, ориентированного на благо других людей и определяемого традиционными представлениями о добре и зле, справедливом и несправедливом, добродетели и пороке, должном и недопустимом;
  • укрепление у подростка позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма
  • развитие способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;
  • развитие навыков и умений организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими и младшими в решении личностно и социально значимых проблем на основе знаний, полученных в процессе образования;
  • формирование у подростков социальных компетенций, необходимых для конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе;
  • укрепление доверия к другим людям, институтам гражданского общества, государству;
  • развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям, приобретение опыта оказания помощи другим людям;
  • развитие навыков и умений организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими и младшими в решении  социально значимых проблем на основе знаний, полученных в процессе образования;

Ожидаемый результат:  

закрепили навык сбора информации из СМИ

расширили знания в  области истории своего села, семьи, друзей, знакомых

развивали творческие способности через подготовку выступлений и презентаций эмблемы «Мужества».

Приобрели положительный опыт организации и участия в социальной акции.

Приобрели навык доброжелательного сотрудничество с младшими классами.

Руководитель акции, рабочая группа: Плотникова Е.В., учащиеся 6 класса

Сроки и место реализации, акции: февраль, школа № 26, класс 3«а»

Краткая аннотация, акции:

Направления деятельности

Цели и задачи

Форма реализации

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека

 Формировать опыт участия в социальных акциях;

  Развить проявление толерантного поведения по отношению к представителям различных национальностей, проживающих на территории России и  Республики Коми

Участие в соц. акции «Урок мужества»

Представление героев нашего времени относящихся к разным народам

Воспитание социальной ответственности и компетентности

Формировать опыт взаимодействия, совместной деятельности и общения со сверстниками, старшими и младшими, взрослыми, с реальным социальным окружением в процессе решения личностных и общественно значимых проблем

Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания

понимание смысла гуманных отношений; понимание высокой ценности человеческой жизни; стремление строить свои отношения с людьми и поступать по законам совести, добра и справедливости

Подготовка и выступление перед одноклассниками и младшими школьниками

  План реализации акции (механизм реализации):

этап

Содержание

дела

Ответственные

(степень

отв-сти)

Результат

Педагоги /

Воспитанники

1

Подготовительно-организационный

  • Обсуждение идеи проекта
  • Анализ потенциала каждого из участников

Организаторы проекта: Плотникова Е.В.,

2

Целеполагание

  • Формулировка основной цели социального проекта.
  • Формулировка конкретных задач, раскрывающих содержание работы по ращению социальной проблемы.
  • Проведение поиска методов и средств решения социальной проблемы

Организаторы проекта: Плотникова Е.В.,

Сформулированы: цели и задачи проекта. Встреча и совместная работа над реализацией акции с педагогом школы №26

3

Планирование

  • Определение перечня основных мероприятий
  • Составление графика выполнения всех пунктов плана
  • Определение ответственных на каждый пункт плана
  • Указание необходимых ресурсов и источников их получения

Организаторы проекта: Плотникова Е.В.,

Воспитанники 8 группы

Организован совместно с воспитанниками «Мозговой штурм», в результате которого определены основы мероприятия, сроки их проведения и назначены ответственные среди воспитанников.

Педагогами составлена смета расходов.

4

Реализация проекта

  • Творческая работа подготовка концерта для учащихся 3 класса.
  • Творческая работа подготовка нагрудных эмблем орден мужества.
  • Создание презентации «Урок мужества 2017»
  • Акция «Урок мужества 2017»

Организаторы проекта: Плотникова Е.В., Воспитанники 8 группы

Воспитанники 8 группы изготовили эмблемы мужества.

Воспитанники 8 группы создали презентацию «Урок мужества»

Воспитанники 8 группы провели акцию «Урок мужества»

5

Итоги

  • Мониторинг изменений, которые произошли в результате реализации проекта.
  • Рефлексия

Организаторы проекта: Плотникова Е.В.,

Воспитанники 8 группы

Фактический  результат: вывод из педагогических наблюдений является положительным. Воспитанники проявили ответственное отношение к подготовке и проведению акции. Передали опыт и знания младшим классам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода проектов на уроках и во внеурочной деятельности учащихся по биологии

Проектная деятельность способствует формированию у учащихся компетенций:- информационных (умение пользоваться и обрабатывать информацию);- социально-правовых (знать законы, как вести себя и т.д.);- ко...

Использование метода проектов в организации урочной и внеурочной деятельности учащихся

Одним из основных направлений совершенствования учебного процесса является активизация познавательной деятельности учащихся, заключающаяся не столько в пассивном запоминании и воспроизведении информац...

Метод проектов как активная форма во внеурочной деятельности

Применение методов проектов не является принципиально новым, а условно переживает второе рождение. В современной практике используются различные педагогические технологии, обеспечивающие активизацию т...

Статья "Метод проектов на уроках и во внеурочной деятельности"

Метод проектов на уроках и во внеурочной деятельности...

Презентация «Метод проектов на уроках и во внеурочной деятельности по материалам Полат Е. С.»

Презентация «Метод проектов на уроках и во внеурочной деятельности по материалам Полат Е. С.»Внеурочная деятельность — неотъемлемая часть образовательного процесса. Проект...

Статья Особенности применения метода проектов на уроках физики и внеурочной деятельности

Метод проектов – это один из ведущих методов обучения в условиях реализации ФГОС.Однако возможно ли его действительно в полной мере реализовать в современной школе? Например,...