Программа внеурочной деятельности "Учусь глобально мыслить"
рабочая программа (6 класс)

Башмакова Валентина Анатольевна

Курс внеурочной деятельности «Учусь глобально мыслить» предназначен для формирования метапредметных УУД, развития познавательных и творческих способностей и интересов. Программа предполагает освоение способов деятельности на понятийном аппарате учебных предметов 6 класса. Занятия проводятся в игровой форме и форме  предметно-ориентированного тренинга.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uchus_globalno_myslit.doc100 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа курса

внеурочной деятельности

«Учусь глобально мыслить»

6 класс

Учитель Башмакова Валентина Анатольевна

Пояснительная записка

        Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования предъявляет новые требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы. При этом очень важная роль отводится ориентации образования на формирование универсальных (метапредметных); общеучебных умений и навыков, общественно-значимого ценностного отношения к знаниям, на развитие познавательных и творческих способностей и интересов.

Курс внеурочной деятельности «Учусь глобально мыслить» предназначен для формирования метапредметных УУД, развития познавательных и творческих способностей и интересов. Программа предполагает освоение способов деятельности на понятийном аппарате учебных предметов 6 класса. Занятия проводятся в игровой форме и форме  предметно-ориентированного тренинга.

Курс внеурочной деятельности «Учусь глобально мыслить» изучается в 6 классе по одному часу в неделю. Всего – 34 часа.

Цель данной программы – сформировать компетентность в сфере познавательной деятельности, развить и закрепить  навыки логического мышления, создать условия для овладения учащимися способами деятельности, в состав которых входят общие и специальные учебные умения и навыки, и, таким образом, сделать детей активными участниками учебного процесса, заинтересованными в полноценных образовательных результатах.

Задачи курса:

- развитие познавательных процессов: мышления, восприятия, внимания, памяти, воображения у обучающихся на основе развивающего предметно-ориентированного тренинга;

- формирование учебно-интеллектуальных умений, приемов мыследеятельности, освоение рациональных способов ее осуществления на основе учета индивидуальных особенностей учащихся;

- формирование собственного стиля мышления;

- формирование учебно-информационных умений и освоение на практике различных приемов работы с разнообразными источниками информации, умений структурировать информацию, преобразовывать ее и представлять в различных видах;

- освоение приемов творчества и  методов решения творческих задач.

Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные результаты:

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
  • владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
  • формирование умений задавать вопросы, видеть положительные и отрицательные стороны явлений;
  • способность увязать учебно-игровое содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость  интеллектуального уровня человека в условиях развития современного общества;
  • формирование коммуникативной компетентности в процессе  творческой, игровой и  образовательной деятельности.
  • критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
  • формирование ответственного отношения к развитию своих интеллектуальных способностей,
  • формирование готовности и способности учащегося к саморазвитию и самообразованию;
  • формирование способности и готовности к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
  • способность к эмоциональному восприятию объектов, задач, решений, рассуждений.

Метапредметные результаты: 

регулятивные

  • умение ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в игровой и познавательной деятельности;
  • владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;

коммуникативные

  • умение слушать, владеть приёмами рационального запоминания,
  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; владение устной и письменной речью;
  • умение работать в группе;

познавательные

  • владение общепредметными понятиями,  умение использовать термины «интеллект», «понятие», «классификация», «признак», «отношение», «закономерность», «рассуждение», «умозаключение»; понимание различий между употреблением некоторых из этих терминов в обыденной речи и в научном контексте;
  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии); и делать выводы; анализировать, сравнивать, систематизировать, выделять главную мысль, абстрагировать, выявлять закономерности;
  • умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры; смысловое чтение;
  • владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
  • формирование ИКТ-компетентности – умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, представления результатов творческой деятельности в электронном виде

Содержание курса внеурочной деятельности

Учусь глобально мыслить. 6 класс (34 ч);

1.Основы классификации понятий  (3 ч.);

 Классификация понятий. Правила классификации. Умение классифицировать понятия по двум и трём признакам. Обобщение понятий. Подбор определений к выделенным понятиям. Развивающие игры.

2.Работа с вербальным представлением информации (8 ч.);

Объяснение значения слов. Подбор и объяснение значения слов в зависимости от контекста. Подбор понятий, близких по смыслу (синонимы);. Составление предложений. Принципы составления предложений из рассыпанных предложений. Уяснение смысла предложений. Устойчивые словосочетания, определяющие смысл предложений. Знакомство с устойчивыми грамматическими сочетаниями. Дополнение текста. Уяснение содержания текста. Смысловые сочетания. Дополнение известных словосочетаний по смыслу. Роль смысловых сочетаний в тексте. Практические задания и развивающие игры.

Уяснение смысла вербального материала. Крылатые и метафорические выражения и объяснение их смысла. Составление предложений. Понимание смысла пословиц. Обоснование суждений. Практические занятия и развивающие игры.

3.Развитие творческого воображения (8 ч.);

Творчество. Что такое творчество? Методы решения творческих задач. Из жизни великих людей. Секреты и методы творчества. Диагностика творческих способностей. Практические задания и развивающие игры.

Воображение. Что такое воображение. Виды воображения. Воссоздание образов. Фантастический образ. Ассоциации. Приёмы развития воображения: головоломки на плоскости, незаконченный рассказ, описание картины, задачи со спичками и т. д. Развивающие игры.

4. Конструирование (6 ч.);

Конструирование на плоскости и в пространстве. Тантрам. Головоломки на плоскости. Создание фигур по заданным рисункам. Диагностика пространственного воображения. Конструирование в пространстве. Создание моделей пространственных фигур. Практические задания и развивающие игры.

5. Развиваем логическое мышление (9 ч.);

Рассуждение. Умозаключение. Обобщающий и оценочный, дедуктивный и индуктивный выводы. Алгоритмы деятельности при формировании умений делать выводы. Доказательства. Основные этапы деятельности при обучении доказательству. Практические задания и развивающие игры. Закономерность. Закон. Поиск закономерностей. Представление закономерностей в различных видах (аналитическом, вербальном, графическом и др.);. Формирование умения анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи, находить закономерности, завершать схемы. Развивающие игры.

Таблица тематического распределения количества часов в 6 классе:

№ п/п

Разделы, темы

Кол-во часов

УУД и виды внеурочной деятельности

1

Основы классификации понятий (повторение);

3

Личностные: самоопределение,   формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

Метапредметные:

Регулятивные: осуществлять целеполагание

Коммуникативные:  сотрудничать в игровых ситуациях; слушать и вступать в диалог, выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, нормами родного языка.

Познавательные:  определять понятия, устанавливать аналогии, строить логическое рассуждение, умозаключение, делать выводы; применение правил классификации. Классифицирование понятий по одному, двум и трём признакам. Обобщение и ограничение понятий.

Виды деятельности: познавательная  деятельность; игровая деятельность.

2

Работа с вербальным представлением информации

8

Личностные: самоопределение,   нравственно-этическая ориентация, стремление к саморазвитию, формирование умений задавать вопросы, видеть положительные и отрицательные стороны явлений; способность к эмоциональному восприятию объектов, задач, решений, рассуждений.

Метапредметные:

Регулятивные: осуществлять целеполагание, планирование, оценивать результаты своей  работы, управлять поведением партнёра по игровой деятельности.

Коммуникативные:  сотрудничать в игровых ситуациях; слушать и вступать в диалог, выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, нормами родного языка.

Познавательные:  осуществлять постановку и формулирование проблемы; осуществлять анализ, синтез, как составление целого из частей, строить логическое рассуждение и делать выводы; проводить поиск и выделение необходимой информации; предвосхищать содержимое текста по заголовку; понимать основную мысль текста; ставить перед собой цель чтения; формировать систему аргументов; прогнозировать последовательность изложения идей текста; сопоставлять иллюстрационный материал с информацией текста; выделять главную и избыточную информацию; составлять вопросы и комментировать текст

Виды деятельности: познавательная  деятельность; художественное творчество; игровая деятельность.

3

Развитие творческого воображения

8

Личностные: развитие творческого потенциала личности, формирование ответственного отношения к развитию своих интеллектуальных способностей.

Метапредметные:

Регулятивные: осуществлять целеполагание , планирование, оценивать результаты своей  работы, управлять поведением партнёра по игровой деятельности.

Коммуникативные:  сотрудничать в игровых ситуациях; слушать и вступать в диалог, выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, нормами родного языка.

Познавательные: проводить поиск и выделение необходимой информации, проводить аналогии; выполнять творческие задания, создавать образы, применять методы решения творческих задач

Виды деятельности: познавательная  деятельность; художественное творчество; игровая деятельность.

4

Конструирование

6

Личностные: формирование готовности и способности учащегося к саморазвитию и самообразованию; владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;

Метапредметные:

Регулятивные: осуществлять целеполагание , планирование, оценивать результаты своей  работы, управлять поведением партнёра по игровой деятельности.

Коммуникативные:  сотрудничать в игровых ситуациях; слушать и вступать в диалог, выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, нормами родного языка.

Познавательные: формирование ИКТ-компетентности – умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, представления результатов творческой деятельности в электронном виде

Виды деятельности: познавательная  деятельность; художественное творчество; игровая деятельность.

5

Развиваем логическое мышление

9

Личностные: самоопределение,  нравственно-этическая ориентация, стремление к саморазвитию, умение увязывать содержание материалов занятий с собственным жизненным опытом,  формирование критичности мышления, формирование умения распознавать логически некорректные высказывания.

Метапредметные:

Регулятивные: осуществлять целеполагание , планирование, оценивать результаты своей  работы,

Коммуникативные:  сотрудничать в поиске и сборе информации, в игровых ситуациях; слушать и вступать в диалог, выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, нормами родного языка.

Познавательные:  устанавливать аналогии, осуществлять постановку и формулирование проблемы; осуществлять планирование, анализ, синтез, как составление целого из частей, представление закономерностей в различных видах, осуществлять рефлексию, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; проводить поиск и выделение необходимой информации. 

Виды деятельности: познавательная  деятельность; игровая деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного курса "Глобальная география"

В данной программе рассматривается материал для работы с обучаемыми 10-х общеобразовательных  классов  по курсу "Глобальная география"...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Учимся мыслить»по программе Криволаповой Н.А.

Курс внеурочной деятельности «Учимся мыслить» предназначен для формирования метапредметных УУД, развития познавательных и творческих способностей и интересов, предполагает освоение способов деятельнос...

КТП для 5-6 классов к рабочей программе курса внеурочной деятельности «Учимся мыслить»

Курс внеурочной деятельности «Учимся мыслить» предназначен для формирования метапредметных УУД, развития познавательных и творческих способностей и интересов. Программа предполагает освоение способов ...

Программа метапредметного курса "Учимся мыслить и действовать"

Программа предназначена для использования в качестве отдельного междисциплинарного курса, обеспечивающего развитие у учащихся логических умений. Содержание программы даёт учащимся возможность освоить ...

Программа метапредметного курса "Учимся мыслить и действовать"

Программа предназначена для использования в качестве отдельного междисциплинарного курса, обеспечивающего развитие у учащихся логических умений. Содержание программы даёт учащимся возможность освоить ...

Программа внеурочной деятельности "Учимся логически мыслить"

Одним из инструментов развития логического мышления является решение содержательных логических задач. Эти задачи способствуют развитию памяти, смекалки, внимания и других качеств, позволяющих нестанда...

Рабочая программа внеурочной деятельности курса "Глобальные компетенции" 9 класс

абочая программа внеурочной деятельности курса "Глобальные компетенции" 9 класс...