Главные вкладки

    Личный вклад педагога в совершенствование методов обучения и воспитания
    материал

    Ольга Владимировна Николаева

    Изменяющиеся, условия образовательной деятельности, новые запросы обучающихся и работодателей, появление новых средств обучения и другие факторы диктуют педагогическому работнику необходимость творчески подходить к их применению, развивать существующие формы и подходы, адаптировать к конкретным условиям уже известные методы и средства обучения и воспитания, иными словами, формировать собственный опыт педагогической деятельности.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл lichnyy_vklad_pedagoga.docx33.64 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

    «Дроздовская основная общеобразовательная школа»

    Сафоновского района Смоленской области













    2019 год


    Введение


    Современное информационное общество ставит перед учебными заведениями задачу подготовки выпускников, способных:
    - быстро адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место; 
    - самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть возникающие в реальной действительности проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии;

    - четко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены в окружающей их действительности;

    -грамотно работать с информацией; быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях, в различных ситуациях;

    - самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.

    Подготовка высококвалифицированного специалиста, востребованного в условиях рынка, способного самостоятельно принимать решения в рамках профессиональной компетентности – главная задача преподавателя. Такая подготовка невозможна без внедрения новых форм и методов преподавания. Изменяющиеся, условия образовательной деятельности, новые запросы обучающихся и работодателей, появление новых средств обучения и другие факторы диктуют педагогическому работнику необходимость творчески подходить к их применению, развивать существующие формы и подходы, адаптировать к конкретным условиям уже известные методы и средства обучения и воспитания, иными словами, формировать собственный опыт педагогической деятельности.


    «Скажи мне и я забуду.

    Покажи мне и я запомню.

    Дай мне действовать самому, и я пойму»

                                                      Конфуций




    Главная задача современной системы образования – создание условий качественного обучения. Педагогика накопила в своем арсенале значительное число эффективных методик. Однако проблемы стабильности в обучении, а также достижения каждым учеником высоких результатов важны и по сей день. С развитием науки и техники значительно расширились возможности человека, появились новые технологии (промышленные, электронные, информационные) с колоссальными обучающими ресурсами.

    Технология обучения – системный метод планирования, применения и оценивания всего процесса обучения и усвоения знаний путем учета человеческих и технических ресурсов и взаимодействия между ними для достижения более эффективной формы образования.

    Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков.

    Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности преподавателя, реализующего новый стандарт.

    Передо мной, как и перед всеми моими коллегами, возникла проблема – превратить традиционное обучение, направленное на накопление знаний, умений, навыков, в процесс развития личности обучающихся.   

    Новые жизненные условия, в которые поставлены все мы, выдвигают свои требования к формированию молодых людей, вступающих в жизнь: они должны быть не только знающими и умелыми, но мыслящими, инициативными, самостоятельными.

    Уход от традиционного урока через использование в процессе обучения новых технологий позволяет устранить однообразие образовательной среды и монотонность учебного процесса, создаст условия для смены видов деятельности обучающихся, позволит реализовать принципы здоровьесбережения.

     Цель моей педагогической деятельности – создание условий для достижения

    современного качества образования, воспитания информационно-компетентной личности, способной адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Достижение этой цели вижу возможным через эффективное построение учебного процесса, применение современных образовательных технологий, на которые акцентирует внимание новый стандарт образования.  

    На протяжении межаттестационного периода изучены и реализованы следующие инновационные технологии:

    Технология личностно-ориентированного обучения

    Реализуемая цель:

    Организация самостоятельной деятельности обучающихся по раскрытию проблемной ситуации, развитие мыслительных и творческих способностей обучающихся.

    Внедрение технологии личностно – ориентированного обучения заключается:

    - в правильной постановке индивидуальной задачи через создание проблемной ситуации,

    При изучении конкретной темы учебных занятий - сравнение и анализ результативности полученных знаний, умений и навыков;

    - поиск решения алгоритма поставленной задачи, активизация творческой деятельности обучающихся.

    Результатами использования мною технологии являются:

    -активная самостоятельная деятельность обучающихся;

    -повышение интереса к избранной профессии;

    -раскрытие мыслительных способностей и активизация самостоятельной деятельности.

    Инфомационно-коммуникационные технологии

    Цель:

    -активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках теоретического обучения;

    - внеурочных мероприятиях;

    - обогащение содержания изучаемых предметов.

    Результаты:

    -развитие различных видов мышления;

    -углубление межпредметных связей;

    -расширение диапазона знаний и возможностей для творческой деятельности обучающихся;

    - обогащение содержания изучаемого материала.

    Здоровьесберегающие технологии.

    Цель: Способствование формированию психически устойчивой, физически развитой, нравственной личности обучающегося.

    Результаты:

    -сохранение здоровья обучающихся;

    -повышение качества образовательного процесса:

    -удовлетворение личностных потребностей обучающихся в образовании;

    -усиление мотивации обучения, повышение уровня познавательной активности.

    - укрепление их здоровья, воспитание у них культуры здоровья, стремлении

    грамотно заботиться о своем здоровье.

    -построение урока с учетом работоспособности обучающихся;

    - благоприятный психологический климат, ситуации успеха и эмоциональные разрядки;

    С целью предотвращения перегрузки обучающихся и сохранения их здоровья использую различные приемы и методы: поддерживаю в кабинете обоснованные санитарно-гигиенические условия. Чистота, освещенность, дизайн; физиологически грамотное построение занятий, строгая дозировка учебной нагрузки; смена видов деятельности.

    Мониторинг интеллектуального развития

    Анализ и диагностика качества обучения каждого учащегося при помощи тестирования и построения графиков динамики успеваемости.

    Воспитательные технологии -реализуется в виде вовлечения обучающихся в дополнительные формы развития личности: участие в культурно-массовых мероприятиях .

    Технология портфолио реализует следующие функции в образовательном процессе:

    - диагностическую (фиксируются изменения и рост (динамика) показателей за определенный период времени);

    - целеполагания (поддерживает образовательные цели, сформулированные стандартом);

    -мотивационную (поощряет обучающихся, педагогов и родителей к взаимодействию и достижению положительных результатов);

    - содержательную (максимально раскрывает весь спектр достижений и выполняемых работ);

    -развивающую (обеспечивает непрерывность процесса развития, обучения и воспитания от курса к курсу);

    -рейтинговую ( показывает диапазон и уровень навыков и умений);

    следует добавить:

    - обучающую (создает условия для формирования основ квалиметрической компетентности);

    - корректирующую (стимулирует развитие в условно задаваемых стандартом и обществом рамках).

    Для обучающегося портфолио – это организатор его учебной деятельности, для преподавателя – средство обратной связи и инструмент оценочной деятельности.

    Проектное обучение — развивает творческие способности, самостоятельную познавательную активность;

    Цель проектного обучения: создать условия, при которых обучающиеся:

    -самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;

    - учатся пользоваться приобретѐнными знаниями для решения познавательных и практических задач;

    - приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;

    - развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем,

    сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);

    - развивают системное мышление.

    В своей работе применяю также педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности обучающихся.

    • Игровые технологии;

    • Проблемное обучение;

    • Технология коммуникативного обучения.

    Игровые технологии

    Деловая игра - в деловых играх моделируются жизненные ситуации и отношения, в рамках которых выбирается оптимальный вариант решения рассматриваемой проблемы и имитируется его реализация на практике.

    Деловая игра  это форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования систем отношений, характерных для данного вида практики. В деловой игре моделируются разнообразные условия профессиональной деятельности, деловая игра выступает как метод эффективного обучения, поскольку снимает противоречия между абстрактным, формальным характером учебного предмета и реальным характером профессиональной деятельности.

    Педагогические игры по характеру педагогического процесса подразделяются на группы:

    а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

    б) познавательные, воспитательные, развивающие;

    в) репродуктивные, продуктивные, творческие;

    г) коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические

    - формируют устойчивую мотивацию учения;

    - формируют ценностно-смысловые, социокультурные компетенции.

    Результат:

    Переход от игровой деятельности к учебной

    Проектные методы обучения - в своей работе широко использует метод защиты проектов, так как он ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся. Работая над проектом, обучающиеся раскрывают свои творческие и интеллектуальные возможности.

    Цель технологии - стимулировать интерес обучающихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания.

    Формируются компетенции: учебно-познавательные, ценностно-смысловые.

    Результат:

    Усвоение способов организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки.

    Практикую работу с применением технология развития критического мышления


    Критическое мышление – это способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-ориентированного подхода с тем, чтобы применять полученные результаты, как к стандартам, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам. Критическое мышление – это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения.

    Цель технологии – обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в процесс обучения.

    Критическое мышление:

    -способствует взаимоуважению партнѐров, пониманию и продуктивном взаимодействию между людьми;

    -облегчает понимание различных «взглядов на мир»;

    -позволяет воспитанникам использовать свои знания для наполнения смыслом ситуаций с высоким уровнем неопределѐнности, создавать базу для новых типов человеческой деятельности.

    Критерии оценки результата в условиях технологии развития критического мышления обучающихся:

    - критичность мышления, которая может быть раскрыта через следующие показатели:

    Оценка (Где ошибка?)

    Диагноз (В чѐм причина?)

    Самоконтроль (Каковы недостатки?)

    Критика (Согласны ли вы? Опровергните. Приведите контраргументы?)

    Прогноз (Постройте прогноз).

    Основные методические приемы развития критического мышления:

    1.   Прием «Кластер»

    2.    Таблица

    3.     Учебно- мозговой штурм

    4.    Интеллектуальная разминка

      Таким образом,  можно выделить следующие   признаки инновационных технологий:

    -  ориентированы на получение  конкретного результата;

    -  цель  урока с их  использованием – приобретением знаний в процессе деятельности;

    -  индивидуализация  процесса обучения;

    -  способствует социализации обучающихся в процессе обучения  и после  окончания колледжа;

     -  использует  другие инновационные технологии;

    -  требует от преподавателя   организации образовательного пространства урока;

    -  устанавливает качественно новые  взаимоотношения преподавателя и обучающегося на уроке;

    -  способствует  творческому и интеллектуальному развитию личности обучающегося.

    Вывод: основное отличие инновационных технологий: практическая направленность, проблемный характер, использование активных методов обучения. Разнообразие современных педагогических технологий позволяет учитывать индивидуальные способности обучающихся, раскрывать их творческий потенциал, обеспечить всестороннее развитие личности обучающихся.


    Таблица 1 – Классификация современных педагогических технологий

    Название

    Цель

    Механизм реализации

    Сущность

    технологии

    Технология проблемного обучения

    Развитие познавательной активности, творческой самостоятельности обучающихся.

    Поисковые методы, постановка познавательных задач, решение проблемных ситуаций.

    Последовательное и целенаправленное выдвижение перед обучающимися проблемных задач, разрешая которые обучаемые активно усваивают знания, умения, навыки.

     

    Технология модульного обучения

    Обеспечение гибкости, приспособление его к индивидуальным потребностям личности, уровню его базовой подготовки.

    Разделение материала на логические блоки – модули; индивидуальный темп обучения.

    Самостоятельная работа обучающихся по индивидуальной учебной программе.

    Технологии развивающего обучения

    Всестороннее развитие личности и ее способностей.

    Работа с обучающимися, вовлеченных в различные виды деятельности

    Ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию.

    Технология дифференцированного обучения

    Создание оптимальных условий для выявления и развития интересов и способностей обучающихся в рамках образовательного процесса.

    Использование методов индивидуального и дифференцированного обучения.

    Усвоение программного материала на различных уровнях, но не ниже государственного образовательного стандарта.

    Информационные технологии обучения

    Развитие у обучающихся навыков получения необходимых знаний с помощью современных технических средств обучения.

    Активное использование в образовательном процессе компьютерных и  Интернет-ресурсов, компьютерного тестирования и др.

    Непрерывное поэтапное развитие интереса обучающихся образовательным аспектам использования технических средств обучения.

    Технология деловой игры

    Обеспечение личностно-деятельностного характера усвоения знаний и умений.

    Игровые методы обучения, способствующие вовлечению обучающихся в творческую деятельность.

    Самостоятельная познавательная деятельность, направленная на поиск, обработку и усвоение знаний.

    Проектная технология

    стимулировать интерес обучающихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания.

    наличие проблемы требующей исследования,

    организация и осуществления деятельности,

    защита проекта

    развитие познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

    Здоровье- сберегающая технология

    сохранение и повышение работоспособности, укрепления здоровья

    поддержание в кабинете обоснованных санитарно-гигиенических условий, от чистоты и освещенности до дизайна; физиологически грамотное построение уроков с использованием в их процессе оздоровительных мероприятий, строгая дозировка учебной нагрузки; динамические дидактические материалы, смену видов деятельности, свободное обсуждение и дискуссию на уроке

    активная деятельность по сохранению и укреплению здоровья обучающихся, в которой можно выделить следующие основные компоненты:

    - осознанное, целенаправленное применение разнообразных форм физкультурной активности;

    -целенаправленное освоение гигиенических навыков и навыков охраны здоровья;

    - использование естественных природных факторов в укреплении здоровья и цивилизованное отношение к природе;

    - активная борьба с вредными привычками и их полное искоренение;

    - деятельность по пропаганде и внедрению ЗОЖ в жизнь каждого человека и общества.


    Таблица 2. Результаты использования современных образовательных технологий

    технология

    уровень использования

    результат использования технологий

    Личностно-ориентированное обучение

    Методические приёмы. Отдельные компоненты

    Стабильная, 100% успеваемость, повышение качества знаний и обученности обучающихся, всестороннее развитие личности .

    Здоровьесберегающие технологии

    Отдельные компоненты

    Уменьшение пропусков по болезни. Отсутствие снижения уровня зрения, осанки обучающихся.

    Информационно-коммуникационные технологии

    Отдельные компоненты

    -Создание и грамотное оформление творческих работ.

    -Обновление дидактического материала,

    -работа в веб-сайтах,

    -тестирование при входном контроле,

    -подготовка презентаций,

    -использование электронных учебников,

    -участие в сообществах по интересам,

    -повышения эффективности своей профессиональной деятельности,

    -принимать участие в онлайн конференциях,

    - преподаватели и обучающиеся могут постоянно работать и взаимодействовать друг с другом, в том числе непосредственно в ходе занятий и в виртуальном режиме.

    Проектные методы обучения

    Методические приёмы

    Выход содержания проектов за рамки предмета. Переход на практическую направленность проектов.


    Результаты использования инновационных технологий:

    - повысилась уверенность обучающихся в собственных силах;

    -обеспечение механизмов критического мышления обучающихся, умение искать пути решения поставленной задачи;

    -качественное усвоение знаний, развитие интеллекта и творческих способностей;

    -усиление мотивации на успешную учебную деятельность;

    -повышения умения адекватно оценивать себя:

    -развитие познавательных интересов и творческой активности обучающихся;

    -развитие исследовательских способностей;

    -развитие умения мыслить адекватно;

    -развитие «чувства локтя», коммуникабельности.

    Этапы работы

    1. Внедрить в свою работу бинарные уроки - нетрадиционную

    форму занятия.

    2. Продолжить мониторинг интеллектуального развития.

    3. Внедрять в учебный процесс возможности ИТК технологий.

    4.Углубить уровень использования проектной технологии.

    5. Продолжить реализовывать технология портфолио.

    6. Продолжать использовать здоровьесберегающие технологии.

    Заключение

    Использование в педагогической деятельности различных образовательных

    технологий позволяет повысить мотивацию обучающихся, профессионально-практическую направленность занятий, а следовательно, добиваться более гарантированных запланированных результатов в своей профессионально-педагогической деятельности.

    Таким образом, современные образовательные технологии связаны с повышением эффективности  обучения и воспитания и направлены на конечный результат образовательного процесса – подготовку высококвалифицированных рабочих кадров и специалистов, способных успешно осваивать новые профессиональные области, гибко и динамично реагировать на изменяющиеся социально-экономические условия, обладающих высокими нравственными качествами в условиях инновационного образовательного пространства.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    4.2 Личный вклад педагога в совершенствование методов обучения и воспитания. Приложение 13.

    Благодаря обучению посредством   ИКТ у учащихся развиваются  способности к исследованию, постоянному освоению новых видов деятельности....

    Программа «Личный вклад педагога в совершенствование методов обучения и воспитания»

    Современное информационное общество ставит перед школой задачу подготовки выпускников, способных:- быстро адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания,...

    Программа «Личный вклад педагога в совершенствование методов обучения и воспитания»

    Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности. Поставлен...

    Программа «Личный вклад педагога в совершенствование методов обучения и воспитания»

    Программа «Личный вклад педагога в совершенствование методов обучения и воспитания»...

    Программа «Личный вклад педагога в совершенствование методов обучения и воспитания»

    Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности. Поставлен...

    Программа «Личный вклад педагога в совершенствование методов обучения и воспитания»

    В настоящее время всё более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приёмов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую и...

    Личный вклад педагога в совершенствование методов обучения и воспитания

    Результаты профессиональной деятельности учителя информатики Пантелеевой О.В."Личный вклад педагога в совершенствование методов обучения и воспитания"...