Программа внеурочной деятельности "Я и мое Отечество"
рабочая программа (6 класс)

Филипченко Ангелина Сергеевна
Актуальность программы заключается в усилении внимания на развитие и воспитание личности обучающихся, обеспечивающих формирование основ гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа, воспитания нравственности ребенка, освоения основных социальных ролей, норм и правил. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya_i_moe_otechestvo.docx24.11 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательная программа

 внеурочной деятельности

«Я и мое Отечество»

по духовно-нравственному направлению

Филипченко А.С.

Пояснительная записка

У каждого человека есть Родина, нация, язык, обычаи, в которых он воспитывается. Всю жизнь человек несет свой опыт, обучая подрастающее поколение добру и остерегая его от зла. Если люди забудут простейшие истины, заложенные в человеческом опыте, это приведет наше общество к нравственному тупику. Поэтому духовно-нравственное развитие обучающихся является необходимостью.

Современное общество бережно относится к своих традициям, обычаям и истории и гармонично соединяет их с новациями. Именно противоречия между   исторически сложившимся укладом и введением новых стандартов, традиционными методами воспитания и введением инновационных технологий, порядочностью и предприимчивостью обуславливают актуальность проблемы формирования у школьников духовно-нравственных качеств личности в условиях современной школы.

 Для реализации представленной программы в школе созданы определенные условия для обеспечения духовно-нравственного развития обучающихся на основе их приобщения к базовым российским ценностям, ценностям семьи, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России.

Стоит отметить, что сейчас, в век информационных технологий, молодому поколению особенно трудно отличить свои собственные желания и взгляды от тех, что навязаны извне. Воспитательно-образовательный процесс в основной школе направлен на воспитание личности, уважающей культурно-историческое наследие России, с высокими духовно-нравственными принципами и убеждениями.  

Цель программы: социально-педагогическая и социально-культурная поддержка собственных усилий подростка, связанных со становлением своей гражданской и индивидуальной личности, духовного наследия и достижения родного народа, народов России и всего человечества.

Поставленная цель Программы реализуется через решение задач:

  1. создание комфортной обстановки, благоприятных условий для социализации и успешного развития индивидуальных способностей каждого ученика с учётом интересов и имеющегося жизненного опыта;
  2. формирование толерантности, подготовка обучающихся к бесконфликтному, конструктивному взаимодействию с другими людьми;
  3. создание условий для нравственного самовыражения личности;
  4. развитие духовно-нравственных ценностей и утверждение их в сознании и поведении учащихся через духовное возрождение народных обычаев, семейных традиций.

В основе представленной программы лежит системно-деятельностный подходблагодаря которому формируются базовые национальные ценности:

  • патриотизм, гражданственность,
  • социальная солидарность,
  • человечество, семья,
  • нравственность,
  • здоровье,
  • творчество, труд,
  • экология,
  • наука, образование,
  • интеллект, искусство,
  • традиционные религии России.

На реализацию программы в 6-м классе отводится 34 часов из расчёта 1 часа в неделю.

Программа построена с опорой на системно-деятельностный подход и предполагает следующие виды деятельности:

  • игровую (деловая игра, виктория, соревнование);
  • творческую (конкурс, творческая мастерская);
  • досуговую (виртуальная экскурсия, экскурсия в прошлое, прогулка, праздник);
  • коммуникативную (беседа, публичная презентация);
  • проектную (реализация коллективных и групповых проектов);
  • издательскую (написание статей, фоторепортажи);
  • социально-значимую (день Памяти, благоустройство окружающей среды);
  • поисковую (музейный урок, экскурсия).

Программа предполагает проведение аудиторных и внеаудиторных занятий и реализацию коллективной, групповой и индивидуальной форм деятельности. 

Методическое обеспечение программы

При проведении занятий в рамках данной программы предусматривается использование следующих форм организации деятельности: беседы на нравственные темы; чтение отрывков из художественных произведений с последующим анализом; анализ смыслового содержания пословиц, поговорок; продолжение тематического рассказа; учебно-игровые упражнения творческого и подражательного характера; разыгрывание и анализ ситуации; тренинги; игры; ролевые игры, мини-конкурсы и другие.

Методика работы с обучающимися строится с позиции личностно-ориентированного взаимодействия. При проведении практических занятий акцент делается на самостоятельность, поисковую и творческую активность.

Все занятия, предусмотренные данной программой, содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей, в сочетании с практическими заданиями, необходимыми для формирования нравственных привычек.

Предполагаемая организация деятельности по программе будет способствовать достижению обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

В процессе освоения Программы обучающиеся получат знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что станет предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания школьника.

Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, школьники будут осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда.

Обсуждение сказок, произведений художественной литературы – все это нацелено на воспитание первоначальных этических представлений обучаемых (понятия добра и зла, значение «слов вежливости», правил вежливого поведения и их мотивации), развитие их эмоционального восприятия.

Для овладения метапредметными результатами (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей) Программа предусматривает упражнения, способствующие активизации интеллектуальной деятельности обучающихся. В них предлагается установить соответствие поступков нравственным правилам; сопоставить, сравнить героев, их поведение; классифицировать материал по разным основаниям.

В целях формирования коммуникативных УУД (ведение диалога, признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; выражение своего мнения и аргументация своей точки зрения; уважительное восприятие других точек зрения) необходимо использовать задания, их формирующие. Так, с обучающимися организуются коллективные обсуждения, предлагаются вопросы «открытого» типа, например: «Почему?.. Как?..», которые помогают высказывать свою точку зрения, выслушать мнение одноклассников, т. е. работать коллективно или в группах, парах, а также задания на выбор ответа, альтернативного решения.

Работа на занятиях с художественной литературой помогает обучающимся использовать различные способы поиска информации.

Формами контроля освоения Программы в течение учебного года будут: выставки творческих работ, выполнение творческих проектов.

Техническое оснащение образовательного процесса: наглядные материалы (репродукции картин, фоторепродукции), аудиозаписи музыкальных произведений, видеозаписи (классической литературы, живой природы, социальных явлений), аудио/видео аппаратура, мультимедийная техника (ноутбук, проектор, колонки).

Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности

Данная программа внеурочной деятельности способствует формированию у обучающихся личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных учебных действий.

В сфере личностных универсальных учебных действий будет формироваться внутренняя позиция школьника, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации.

В сфере регулятивных универсальных учебных действий будет формироваться способность контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

В сфере познавательных универсальных учебных действий обучающиеся получат знания об основных категориях и понятиях этики, основных положительных нравственных качествах человека; освоят общие понятия гражданско-правового сознания.

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий будет формироваться умение учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать содержание и условия деятельности в сообщениях.

Ученики должны быть:

• дружны между собой, внимательны друг к другу и к окружающим, открыты миру и людям;

• обладать индивидуальными способностями и интересами, уметь работать творчески, уметь самостоятельно добывать знания, не пугаться нестандартных ситуаций, с интересом искать и находить их решение;

• самостоятельны, владеть самоконтролем и самооценкой;

• способны к изменению самих себя.

Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.

Первый уровень результатов — обучающиеся приобретают социальные знания. На первом уровне обучающиеся получает знания о духовно-нравственных ценностях.

Второй уровень результатов — обучающиеся получают опыт переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества. На втором уровне ценности усваиваться школьниками в форме отдельных нравственно-ориентированных поступков.

Третий уровень результатов — обучающиеся получают опыт самостоятельного общественного действия, у них формируются социально приемлемые модели поведения. На третьем уровне обучающиеся принимают участие в нравственно-ориентированной социально значимой деятельности и приобретают элементы опыта духовно-нравственного поведения.

С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают показатели эффективной деятельности:

Достижение трех уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов воспитания и социализации детей – формирование у школьников коммуникативной, этической, социальной, гражданской и социокультурной компетентности.

КТП «Я и мое Отечество»

 6 В   класс на 2019 – 2020 учебный год

Тема

Количество часов

Теория

Практика

1

Отечество мое. С чего начинается Родина?

1

2

Россия – великая наша держава.

1

3

Кинолекторий: «История государства российского»

2

4

Москва – столица нашей Родины.

1

1

5

Что мы знаем о столице?

1

6

История праздника «День народного единства»

1

7

«Овеянные славою флаг наш и герб»

1

8

Гимн – символ государства

1

9

Конституция

2

10

Конвенция о правах ребенка

1

11

Кто руководит нашим государством

1

12

Если бы я был президентом страны?

2

13

Зачем проводят выборы?

1

14

Деловая игра «Выборы президента школьного самоуправления»

2

15

Знакомство со школьным уставом, правилами

2

16

Что такое «гражданственность»?

1

17

Россия – многонациональное государство

2

18

Что такое «толерантность»?

1

19

Культурное наследие Отечества: многонациональность, разнообразие

2

20

Экскурсия в музей

2

21

Посещение филармонии

2

22

Героическое прошлое России

1

23

Герои Отечества

2

9

25

Итого

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочное деятельности по духовно-нравственному воспитанию учащихся "Я и мое Отечество"

В общественной атмосфере сегодняшнего дня, когда бескорыстие, милосердие, доброта, патриотизм стали дефицитом, духовно-нравственное возрождение человека – это проблема, от решения которой зависи...

Комплексная модульная образовательная программа внеурочной деятельности «Юнармеец – защитник Отечества»

Проблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения сегодня одна из актуальных задач государства и общества. В Национальной доктрине образования РФ определена не тол...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Защитники Отечества» (спортивно – оздоровительное направление)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАПроблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения сегодня одна из актуальных задач государства и общества. Сегодня определена не только госуда...

Программа внеурочной деятельности "Я и мое Отечество"

Программа внеурочной деятельности “Я и мое Отечество” по духовно-нравственному направлению разработана для обучающихся 6 классов в соответствии с новыми требованиями ФГОС. Внеурочная деяте...

Программа внеурочной деятельности "Я и моё Отечество"

Программа направлена на воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России....