Рабочая программа по внеурочной деятельности "РОБОТЕХНИКА"
рабочая программа (7, 8, 9, 10, 11 класс)

РП по ВУ "Роботехника", рассчитан для детей 7-11 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_robototehnika.docx88.27 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                 АННОТАЦИЯ

Рабочая программа дополнительного образования школьников «Моделирование роботов» (далее Программа) носит научно-техническую направленность и разработана на основе примерной программы внеурочной деятельности по научно-познавательному направлению «Моделирование роботов» (под редакцией В. А. Горского).

Интенсивное использование роботов в быту и на производстве требует, чтобы пользователи обладали современными знаниями в области управления роботами, что позволит развивать новые, умные, безопасные и более продвинутые автоматизированные системы. Необходимо прививать интерес учащихся к области робототехники и автоматизированных систем.

Чтобы достичь высокого уровня творческого и технического мышления, дети должны пройти все этапы конструирования. Необходимо помнить, что такие задачи ставятся, когда учащиеся имеют определённый уровень знаний, опыт работы, умения и навыки.

Юные исследователи, войдя в занимательный мир роботов, погружаются в сложную среду информационных технологий, позволяющих роботам выполнять широчайший круг функций.

Сегодня человечество практически вплотную подошло к тому моменту, когда роботы будут использоваться во всех сферах жизнедеятельности. Поэтому курсы робототехники и компьютерного программирования необходимо вводить в образовательные учреждения.

Изучая простые механизмы, ребята учатся работать руками (развитие мелких и точных движений), развивают элементарное конструкторское мышление, фантазию, изучают принципы работы многих механизмов.

Робототехника - это проектирование, конструирование и программирование всевозможных интеллектуальных механизмов - роботов, имеющих модульную структуру и обладающих мощными микропроцессорами.

Данная программа реализуется посредством ведения кружка «Робототехника», составлена на основании:

- учебного плана дополнительного образования МАОУ СОШ № 2 на 2019-2020 учебный год;

- примерной программы внеурочной деятельности по научно-познавательному направлению «Моделирование роботов» (под редакцией В. А. Горского).

   

Цели и задачи:

Цель: обучение основам конструирования и программирования.

Задачи:

  1. Стимулировать мотивацию учащихся к получению знаний, помогать формировать творческую личность ребенка.
  2. Способствовать развитию интереса к технике, конструированию, программированию, высоким технологиям.
  3. Способствовать развитию конструкторских, инженерных и вычислительных навыков.
  4. Развивать мелкую моторику.
  5. Способствовать формированию умения достаточно самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования моделей.

Режим занятий

Реализация данной программы рассчитана на 35 часов в год. Занятия кружка проводятся 1 раза в неделю по 1 часа и включают в себя теоретические и практические занятия.

Помимо проведения фронтальных занятий Программой предусматривается выделение часов для проведения индивидуальных и групповых занятий: для формирования навыков конструирования при отставании воспитанника от общего уровня; для занятий с учащимися, проявившими особенные конструкторские способности. На индивидуальных занятиях могут присутствовать от 2 до 8 учеников, на групповых - от 5 до 12 учеников - в зависимости от цели проведения занятия.

Целевая группа - 7-14 лет.

Формы контроля и оценки образовательных результатов

-Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения обучающихся практических заданий.

-Участие в выставках научно-технического творчества различных уровней.

 -Участие работ (моделей собранных воспитанниками) в школьных и городских творческих выставках Ожидаемые личностные результаты

Личностные результаты освоения курса:

  • критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;
  • развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
  • развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения- преодолевать трудности - качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
  • воспитание чувства справедливости, ответственности;
  • начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с робототехникой.

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия:

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • планировать последовательность шагов алгоритма для достижения цели;
  • формировать умения ставить цель - создание творческой работы, планировать достижение этой цели;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • адекватно воспринимать оценку учителя;
  • вносить коррективы в действия в случае расхождения результата решения- задачи на основе ее оценки и учета характера сделанных ошибок;
  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • осваивать способы решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях;
  • оценивать получающийся творческий продукт и соотносить его с изначальным замыслом, выполнять по необходимости коррекции либо продукта, либо замысла.

Познавательные универсальные учебные действия:

  • использовать средства информационных и коммуникационных технологий- для решения коммуникативных, познавательных и творческих задач;
  • ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; « проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;
  • устанавливать аналогии, причинно-следственные связи;

моделировать, преобразовывать объект из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);

  • синтезировать, составлять целое из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов:

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • аргументировать свою точку зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов;
  • выслушивать собеседника и вести диалог;
  • признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
  • планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками —определять цели, функций участников, способов взаимодействия;
  • осуществлять постановку вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

УЧЕБНО-ТЕМАГИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование разделов и тем

Общее

кол-во

часов

В том числе

теоретических

практичес

ких

I. НАЧАЛЬНЫЙ уровень

1.

Вводное занятие. Органы чувств роботов.

1

1

2.

Игровые автоматические устройства.

1

1

3.

Лабораторная работа №1 «Создание робота божьей коровки»

2

2

4.

Лабораторная работа №2 «Создание робота кузнечика»

1

1

5.

Лабораторная работа №3 «Создание робота таракана»

2

2

6.

Движущиеся роботы. Беспроводное управление роботами.

1

1

7.

Лабораторная работа № 4 «Создание робота жука-рогача»

2

2

8.

Лабораторная работа №5 «Создание модели мельницы»

1

1

9.

Лабораторная работа №6 «Создание робота жука- водомерки»

1

1

10.

Лабораторная работа №7 «Создание робота усатого жука»

2

2

11.

Особенности устройства и изготовления исполнительных механизмов для модели робота.

1

1

12.

Лабораторная работа №8 «Создание робота зайца»

1

1

13.

Лабораторная работа №9 «Создание робота жука- броненосца»

1

1

14.

Лабораторная работа № 10 «Создание робота тюленя»

1

1

15.

Дистанционное управление роботами с помощью В1ие1оо1;11

1

1

II. БАЗОВЫЙ уровень

16.

Лабораторная работа №10 «Создание робота слона»

1

1

17.

Проект: Собери робота, определяющего расстояние.

1

1

18.

Проект: Собери робота, отслеживающего линию.

1

1

19.

Программирование с RoboPlus

1

1

20.

Управление роботами с помощью программной среды LabView.

1

1

21.

Лабораторная работа №11 «Создание робота объезжающего препятствия»

1

1

22.

Лабораторная работа №12 «Применение простейших сенсорных устройств. Сборка робота- пингвина»

1

1

23.

Лабораторная работа №13 «Типы приводов и механических передач. Сборка робота- катапульты»

1

1

24.

Лабораторная работа №14 Регистрирование и воспроизведение звуков. Сборка робота, реагирующего на звук»

1

1

25.

Лабораторная работа №15 «Регистрирование и воспроизведение звуков. Сборка дракона, реагирующего на звук»

1

1

26.

Лабораторная работа №16 «Влияние сил инерции. Сборка робота-щенка»

1

1

27.

Лабораторная работа №17 «Управление скоростью и ускорением роботов. Сборка робота-мышки»

1

1

28.

Лабораторная работа №18 «Тяговая сила роботов. Сборка робота-кузнечика»

1

1

29.

Лабораторная работа №19 «Переключение периферийных устройств. Сборка автоматизированного шлагбаума»

1

1

30.

Лабораторная работа №20 «Подъемно-транспортные машины. Сборка подъемного крана»

1

1

31.

Выставка созданных роботов, демонстрация движения.

1

ИТОГО часов:

35

Содержание программы

Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить и углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности с взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия и реализовывать планы, вести поиск и систематизировать нужную информацию. Это стимулирует развитие познавательных интересов школьников, стремления к постоянному расширению знаний, совершенствованию освоенных способов действий.

Предметное содержание программы направлено на последовательное формирование и отработку универсальных учебных действий, развитие логического мышления, пространственного воображения.

Содержание программы предоставляет значительные возможности для развития умений работать в паре или в группе. Формированию умений распределять роли и обязанности, сотрудничать и согласовывать свои действия с действиями товарищей, оценивать собственные действия и действия отдельных учеников (пар, групп).

  1. В разделе Начальный уровень постепенно происходит введение в конструирование, выработка навыков сборки роботов.

Ознакомление с конструктором марки "Технолаб". Названия и назначения деталей. Названия и назначения всех деталей конструктора. Виды соединений деталей. Изучение типовых соединений деталей. Понятие конструкции, ее элементов. Основные свойства конструкции: жесткость, устойчивость, прочность, функциональность и законченность

Учащиеся должны знать:

  • названия всех деталей конструктора;
  • виды соединений и их характеристики;
  • способы соединения деталей.
  • способы постановки задачи; а способы описания конструкции;
  • отличия их друг от друга;
  • условные обозначения деталей.

Учащиеся должны уметь:

  • соединять детали различными способами;
  • характеризовать различные соединения.
  • описывать конструкцию всеми способами;
  • выбирать наиболее рациональный способ описания.

  1. В разделе Базовый уровень учащиеся знакомятся с программированием роботов.

Построение моделей с использованием технологических карт.

Учащиеся должны знать:

  • виды форм энергии.
  • основы программирования конструктора 01X0.
  • создание и отладка программ.

Учащиеся должны уметь:

  • работать в коллективе;
  • самостоятельно конструировать механизмы способные передавать энергию.
  • производить отладку программы управления роботом.

Методическое обеспечение программы.

Для реализации программы в кабинете имеются наборы конструктора OLLO (среда программирования RoboPlus), базовые детали, компьютеры, принтер, проектор, экран. Наборы образовательных материалов и методик содержат: методические указания для преподавателя по проведению занятий; руководства по сборке и программированию на различных языках программирования, в том числе руководства по программированию в программной среде ЬаЬУ1е\у; руководства по проведению лабораторных работ и экспериментов; примеры программ.

Все методические рекомендации разработаны при поддержке специалистов факультета «Робототехника и комплексная автоматизация» МГТУ им Н.Э.Баумана с использованием учебно-методических материалов издательства «Экзамен», которые имеют грифы ИСМО РАО, МИОО и допущены к использованию в общеобразовательных учреждениях (приказ №729 от 14 декабря 2009 г. МОН РФ).

Модуль направлен на стимулирование и развитие любознательности и интереса к технике. Обеспечивает решение образовательных задач участников образовательного процесса (обучающийся, педагог) с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), в том числе моделирования, конструирования объектов и их программирования на компьютере.

Модуль способствует развитию системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий. Модуль предназначен для проведения урочных и дополнительных занятий по изучению основ робототехники и информатики.

Методы обучения

  1. Познавательный (восприятие, осмысление и запоминание учащимися нового материала с привлечением наблюдения готовых примеров, моделирования, изучения иллюстраций, воспринятая, анализа и обобщения демонстрируемых материалов);
  2. Метод проектов (при усвоении и творческом применении навыков и умений в процессе разработки собственных моделей)
  3. Контрольный метод (при выявлении качества усвоения знаний, навыков и умений и их коррекция в процессе выполнения практических заданий)
  4. Групповая работа (используется при совместной сборке моделей, а также при разработке проектов)
  5. Индивидуальная работа.

Материальное обеспечение

Базовый робототехнический набор состоит из пластиковых деталей и крепежных элементов, а так же специализированного инструмента для их сборки. Элементы, входящие в набор, позволяют реализовывать как фиксированные соединения деталей и фланцев, гак и подвижные вращающиеся соединения шарниров и различных передач. Состав модуля:

  1. Базовый робототехнический набор - 6 шт;
  2. Методические рекомендации для преподавателя - 1 шт;
  3. Методические рекомендации для ученика - 6 шт;
  4. Диск с рабочими материалами - 1 шт;
  5. Диск с ПО для программирования - 1 шт;
  6. Комплект модулей Вluetooth - 1 ш.

Состав базового робототехнического набора:

  1. Набор конструктивных и крепежных элементов;
  2. Привод на базе двигателя постоянного тока - 2 шт;
  3. Программируемый контроллер - 1 шт;
  4. Пульт дистанционного управления -1 шт;
  5. Батарейный отсек - 2 шт.

Перечень учебно-методического обеспечения

1. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. Под редакцией В. А. Горского.М: Просвещение,2013г.-111с.

  1. Индустрия развлечений. ПервоРобот. Книга для учителя и сборник проектов. Lego Group, перевод ИНТ, - 87 с., илл.
  2. Методические рекомендации для преподавателя «Образовательный роботехнический модуль» К. В. Ермишин, И. И. Мацаль. М.:Издательсвто «Экзамен», 2014 г.- 96с.
  3. История изобретений. Большая детская энциклопедия. М.: ООО «Издательство», 2009. [Электронная энциклопедия.]
  4. Креативный мир. [Электронный ресурс.] www.trizland.ru
  5. Сайт Технолаб http://examen-technolab.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности учащихся для 5 «К»класса «Юные инспектора дорожного движения» (социальное направление) (на 1 год реализации) Программу составила Учитель физической культуры Михеева Ольга Николае

Рабочая программапо внеурочной деятельности учащихся для 5 «К»класса       «Юные инспектора дорожного движения»(социальное направление)(на 1 год реализации)...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Создаем компьютерные игры в программе Скретч"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Создаем компьютерные игры в программе Скретч" для 5 класса,1 час в неделюhttp://videouroki.net/filecom.php?fileid=98737887 также по этой ссылке можно скач...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Офисные программы»

Программа разработана на основеФГОС ООО, информатика математика программы внеурочной деятельности для основной школы.7-9 классов, М.С. Цветкова, О. Б. Богомолова, Н. Н. Самылкина. Москва БИНОМ. Лабора...

Проект рабочей программы по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Православная культура» для 8 класса ФГОС на основе программы Шевченко Л.Л. учебного предмета «Православная культура» 8 год обучения

Данная рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Православная культура» для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образоват...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Сдаем ГТО » для 10-11 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)

Данная рабочая программа разработана на основе примерной программы «Внеурочная деятельность. Подготовка к сдаче комплекса ГТО»; учебное пособие для общеобразовательных организаций/ В.С. Ку...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Первая помощь» для 5 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)

Актуальность курса.  В современных условиях все возрастающей сложности и напряженности жизни, пребывания людей в стрессовых ситуациях, роста аварийности на предприятиях и дорогах, возрастает роль...