Сценарий проведения правового турнира "Хочу все знать!"
план-конспект занятия (9 класс)

Михайлова Елена Павловна

правовой турнир среди учащихся 9 кассов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Правовой турнир «Хочу всё знать»

Сегодня мы проводим правовой турнир. Мы должны знать законы. Не зная законов, мы часто не можем в полной мере воспользоваться своими правами. Я хочу, чтобы этот правовой турнир сформировал у вас навыки правомерного поведения, расширил ваши знания о Законе, которые вы примените в жизни.

 

Для начала представлю команды Названия. Капитаны

Конкурс капитанов (блиц-опрос)

1)«Высшей ценностью в РФ является ... (человек его права и свобода).

2)Линкольн сказал: «Демократия - это власть народа, избранная народом, для... (народа).

3) Наиболее демократичный орган власти Древнерусского государства ... (вече).

4)Устойчивая связь гражданина с государством называется ... (гражданство).

5)Россия есть … … … государство с … формой правления
6) Россия есть демократическое, федеративное, правовое государство с республиканской формой правления
7)Государственную власть в России разделяют на …, …, …..
8) Высшим органом исполнительной власти является ….
9) Высшим органом законодательной власти является…

10)Способность иметь гражданские права и нести обязанности

«Чёрный ящик»

Нужно отгадать, что находится в ящике. Правильный ответ оценивается в 2 балла

Вопросы даются по очереди, при отсутствии ответа вопрос переходит к другой команде или зрителям.

1. В ящике находится то, что в переводе с латинского означает «установление», «устройство». (Конституция.)

2. В ящике находится книга, состоящая из двух частей: общей и особенной. В первой, в частности, дается определение того, что считается преступлением. (Уголовный кодекс.)

3.Древний символ меры и справедливости. (весы)

5. В ящике лежит то, что определяет следующий принцип правосудия: «Правосудие не видит различия между людьми, оно слепо в том смысле, что воздает лишь по праву» (повязка)

4) источник, который содержит нормы трудового права –трудовой  кодекс). 

За дополнительный балл. Кто изображён на плакате? Дать информацию об атрибутах Фемиды.

ФЕМИДА - общепризнанный символ правосудия; ее изображают на эмблемах, ее изваяния осеняют здания судебных присутствий. Теперь так называется и высшая национальная юридическая премия. Слово Фемида стало нарицательным: когда, например, говорят "российская Фемида", мы понимаем, что речь идет о российском суде, правосудии.
Фемида - древнегреческая богиня права и законного порядка. Её атрибутами являются весы, меч, мантия, повязка на глазах, причем первые два - главные атрибуты и притом настолько древние и фундаментальные.
Весы - древний символ меры и справедливости. На весах правосудия взвешиваются добро и зло, вина и невиновность. Весы находятся в левой руке богини - левая сторона тела считается воспринимающей.
Меч - символ духовной силы, воздаяния; в руках Фемиды он символ возмездия. Меч держится острием вверх, что указывает на "волю небес", высшую справедливость.  Меч богини - обоюдоострый, поскольку закон не только карает, но и предупреждает. Держащая его рука - правая: это сторона действия, символ силы, "правого дела".
Мантия - торжественное, ритуальное одеяние, предназначенное для совершения в нем определенной церемонии, правосудия. Важно судье облачаться в мантию, оставляя цивильное платье для мирских дел.
Повязка на глазах богини символизирует беспристрастность. Правосудие не видит различия между людьми, оно слепо в том смысле, что воздает лишь по праву).

Правовые акты.. (4 балла) каждой команде

36 слад. 1 конкурс. Назовите правовые акты, в которых находятся данные статьи.

А) Всеобщая декларация прав человека

Б) Семейный кодекс РФ

В) Конвенция о правах ребенка

Г) Конституция РФ

1. «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они поделены разумом и совестью, и должны поступать в отношении друг друга в духе братства». (Всеобщая декларация прав человека.)

2. «Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенного посягательства на его честь и репутацию». (Конвенция о правах ребенка.)

3. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируются. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом». (Конституция РФ.)

4. «Брак заключается в органах записи актов гражданского состояния. Права и обязанности супругов возникают со дня государственной регистрации заключения брака в органах записи актов гражданского состояния». (Семейный кодекс РФ.)

Конкурс «Ценности демократии» по 2 балла

Необходимо из предложенного набора понятий выбрать те, которые относятся к ценностям демократии, и вписать их на плакат с изображением дома.

Предлагаемые понятия:

толерантность                   личностная ориентация

консенсус                          индивидуальность

анархия                             ясность правил

компромисс                      условия для реализации

свобода                             монархия

политика.

«Юридическая консультация»

Ваша задача - дать юридически обоснованный совет, как разрешить ситуацию. За каждую правильную разрешенную ситуацию команды получают по 2 балла.

 Ситуация 1. В 1995 г. гражданка С. приватизировала свою однокомнатную квартиру. В 1996 г. она вступила с гражданином Б. в законный брак. В 1997 г. супруги решили расторгнуть брак. Кто имеет право собственности на эту квартиру после расторжения брака? (Гражданка С.)

Ситуация 2. Безработные С. и К. выпили в подъезде дома по бутылке вина. Затем оба вышли на улицу, ругались, кричали и приставали к прохожим. Какие правонарушения они совершили. Нормы какой отрасли права были нарушены?

(Хулиганство, административное право.)

Ситуация 3. 17-летний Иванов поступил на работу в кинотеатр помощником механика с двухнедельным испытательным сроком. По истечении 10 дней он был освобожден от работы как не выдержавший испытание. Считая увольнение неправильным, Иванов обратился в суд с иском о восстановлении его на работе и оплате за время вынужденного прогула. Какое решение должен вынести суд? (Считается недопустимым увольнение молодых служащих по причине несоответствия занимаемой должности, если у работника, не овладевшего техникой производства, отсутствует достаточный опыт и стаж работы. Увольнение не допускается без трудоустройства. Необходимо согласие районной комиссии по делам несовершеннолетних.)

Ситуация 4. Четырнадцатилетний Саша, желая похвастаться охотничьим ружьём отца, которое было заряжено, неосторожно нажал на курок и произвёл выстрел. В результате он тяжело ранил своего товарища, который через два дня умер в больнице. Назовите всех лиц, которые будут нести ответственность за случившееся.

(14-летний Саша будет нести уголовную ответственность за причинение смерти по неосторожности. Его отец – за ненадлежащее выполнение обязанностей по охране оружия).

Болельщикам.  “Угадай-ка!”

Угадай героя по описанию: командам зачитываются характеристики героев, и учащиеся должны угадать, о ком идёт речь (какая команда больше даст письменных правильных ответов, та и победила).

В этой сказке маленькую героиню преследовали неудачи. Несмотря на свободное передвижение по лесу, свободу слова и мысли, она подвергалась дискриминации, на ее жизнь было совершенно покушение, а ее бабушка лишилась права на неприкосновенность жилища. (Красная шапочка).

Герой этой сказки содержится в неволе. Он потерял сестру, на его жизнь покушалась ведьма, нарушая его право на личную неприкосновенность и жизнь. (Козленочек)

Он имел право на свободное передвижение в пределах станы, свободу мысли и совести, право на защиту от посягательства на честь и репутацию, но, в итоге, лиса нарушила его право на личную неприкосновенность и жизнь. (Колобок).

Этот герой многих русских сказок постоянно нарушал права других персонажей: покушался на их жизнь, содержал в рабстве, подвергал жестокому обращению, посягал на неприкосновенность жилища, вмешивался в личную жизнь других героев. (Кощей Бессмертный).

Эта героиня русских сказок очень хитра и плутовата. Нарушая права других героев, она очень часто попадала сама в неприятные ситуации, в которых ее жизнь была в опасности. (Лиса).

Ему очень не везло в жизни: сначала он был собственностью одного человека, затем стал сыном другого. Разбойники не раз нарушали личную неприкосновенность этого героя, право на жизнь и свободу, попытались завладеть его имуществом, а вот правом на образование он сам не воспользовался. (Буратино)

Эта девушка имела право на брак, но ее разлучили с женихом. Поскольку она была очень красива, злая женщина нарушила ее право на жизнь и свободу, право на защиту от посягательств. Но настойчивость жениха привела сказку к счастливому концу. (Белоснежка, Спящая красавица)

Она родилась в знатной семье, но старшие сестры жестоко с ней обращались, нарушали ее права, заставляли ее прислуживать им (т.е. рабство подневольный труд). Воспользовавшись своим правом на создание семьи, девушка была счастлива. (Золушка)

Она жестоко обращалась со своим мужем, дискриминация его прав проявлялась во всем ее отношении к нему: она заставляла его унижать собственное достоинство, но, обогащаясь, она осталась у разбитого корыта. (Старуха)

Этот герой русской народной сказки потерял жилище из-за одной коварной особы, претерпел унижения, и жестокое обращение пока самозванка не была выставлена из дома. (Заяц).

                                                 Всякая всячина.

Команды должны ответить на 7 вопросов. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

Вопросы первой команде:

1. Форма высшего непосредственного выражения власти народа, предусмотренная Конституцией России (Референдум.)

2. Кто является главой Российской Федерации (Президент РФ.)

3. Какие органы из этого перечня не входят в систему органов государственной власти? Совет Федераций, Правительство РФ, органы местного самоуправления, судебные органы.

4. Когда отмечается День прав человека? (10 декабря.)

5. Чем по национально-государственному устройству является Россия? (Федерация.)

6. Выраженное в законах и других государственных актах, охраняемое государством общеобязательное правило поведения. (Норма права.)

7. Отдельный гражданин как субъект гражданского права. (Физическое лицо.)

Вопросы второй команде:

1. Какой правовой документ обладает высшей юридической силой на территории РФ? (Конституция.)

2. Кто в соответствии с Конвенцией о правах ребенка считается ребенком? (Человек до 18 лет.)

3. Кто является гарантом Конституции РФ? (Президент РФ.)

4. Носитель суверенитета и единственный источник власти в России. (Многонациональный народ РФ.)

5. Как называется тайное хищение имущества? (Кража.)

6. Как называется законодательный акт, в котором объединены и систематизированы нормы права, регулирующие определенную область общественных отношений. (Кодекс.)

7. Принцип в уголовном праве, означающий, что обвиняемый в совершении преступления считается невиновным до тех пор, пока его вина не будет доказана судом. (презумпция невиновности)

Литературно-правовая викторина.  (5 баллов)

 Вопросы первой команде.

1) Мачеха с утра до ночи заставляет Золушку трудиться. Девочке запрещено участвовать в играх и забавах её сестёр. Какое право ребёнка нарушено? (право на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных  мероприятиях, свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством).

2)Схватив крысу Шушеру за хвост, Буратино нарушил ее право на………………

(личную неприкосновенность)

3)Лягушка из сказки В.Гаршина «Лягушка путешественница», отправившись в

Путешествие, воспользовалась своим правом на……(свободное передвижение)

4)Буратино хотел попасть в театр, потому что у него было право…………(поль-

зоваться учреждениями культуры)

5) Опекун всемирно известного Гарри Поттера  перехватывает и читает письма, адресованные мальчику. Какое право он нарушает? (право на личную жизнь, тайну корреспонденции)

Вопросы второй команде

1) А.С. Пушкин. «Сказка о попе и его работнике Балде»

Балда нанимается на работу к попу. Это значит, он воспользовался правом на... (труд). (Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду.)

2)Подарив Буратино азбуку и отправив его в школу, папа Карло надеялся, что  Бура-

тино воспользуется своим правом на……………..(получение бесплатного обра-

зования)

  1. Полицейские из сказки А.Толстого «Золотой ключик», силой ворвавшись в камор-

ку  папы Карло нарушили его право на ……(неприкосновенность жилища)

  1. Царевич Иван  из сказки «Иван- царевич и серый волк», украв Жар-птицу у царя

Берендея, нарушил его право на….(владение имуществом)

  1. Напавшие на Буратино кот Базилио и лиса Алиса, пытались отнять у него деньги,

что является покушением на право Буратино……(иметь имущество и собственность)

Работа по группам. Лингвистичечкая мозаика.

Команды получают по 1 конверту , в которых содержатся карточки с написанными в них отдельными словами.: из группы слов составить изречение, а затем раскрыть мысль, сформулированную в данном высказывании.

«Свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого» М.Бакунин

«Законы нужны не только для того, чтобы устрашать граждан, но и для того, чтобы помогать им» (Вольтер). 

Участники викторины должны составить по 1определению правоведческого понятия, используя все приведённые в каждом конверте слова и назвать их

1) Осуществлять, обеспечиваемая, государство, возможность, что-то, узаконенная, делать, охраняемая.

(Ответ: охраняемая, обеспечиваемая государством, узаконенная возможность что-то делать, осуществлять– право).

2) Документ, регулирующий имущественные права и обязанности супругов. (брачный договор)
В это время конкурс болельщиков 

1) Среди законов высшей юридической силой обладает….

2) Когда была принята Конституция РФ?

3) Нижняя палата российского парламента называется…..

4) Высший судебный орган по разрешению экономических споров.

5) Какие органы государства могут ограничить дееспособность гражданина? (суд)

6) С какого возраста гражданин РФ имеет право заниматься предпринимательской деятельностью? (с 18 лет, с 16-ти при согласии родителей)

7) Продолжительность рабочей недели.

8) С какого возраста мнению ребёнка придаётся юридический смысл?

9) С какого возраста определена административная ответственность?

10) Какой максимальный срок лишения свободы назначается несовершеннолетним? (10 лет)

11) Нормы какой отрасли права применяются, если совершено мелкое хулиганство?

12) Нормы какой отрасли права применяются, если предприниматель регулярно уклоняется от уплаты налогов?

3 конкурс “Придумай-ка!”

Пословицы к статьям (командам предлагается 15 пословиц, кто больше отгадает. Сколько правильных ответов команда даст за 3 минуты, столько баллов она получает).

Пословицы:

  1. Правда суда не боится. (статья 8: право на защиту своих интересов и свобод с помощью суда)
  2. Жить – родине служить. (статья 21: право принимать участие в управлении своей страной, статья 15: право на гражданство)
  3. Грамоте учиться – всегда пригодится. (статья 26: право на образование)
  4. Всякому мила своя сторона. (статья 13: право на свободу передвижения)
  5. Делу – время, а потехе – час. (статья 24: право на отдых и досуг)
  6. Дело мастера боится. (статья 23: право на труд)
  7. При солнышке тепло, при матери – добро. (статья 25: право на достойный жизненный уровень в семье )
  8. Петь хорошо вместе, а говорить врозь. (статья 27: право наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами)
  9. Дружба дружбой, а денежки врозь. (статья 23: право на достойное вознаграждение за труд)
  10. Волка ноги кормят. (статья 13: право на свободу передвижения. статья 23: право на труд)
  11. Хочешь есть калачи, так не сиди на печи. (статья 23: право на труд)
  12. По заслугам и почёт. (статья 21: право принимать участие в управлении своей страной, статья 23: право на труд)
  13. Тот герой – кто за родину горой. (статья 21: право принимать участие в управлении своей страной, статья 15: право на гражданство)
  14. Один в поле – не воин. (статья 20: право на свободу мирных собраний)
  15. Любишь кататься – люби и саночки возить. (статья 23: право на труд)

«Юридическая консультация»

 Ситуация 1. В 1995 г. гражданка С. приватизировала свою однокомнатную квартиру. В 1996 г. она вступила с гражданином Б. в законный брак. В 1997 г. супруги решили расторгнуть брак. Кто имеет право собственности на эту квартиру после расторжения брака? (Гражданка С.)

Ситуация 2. Безработные С. и К. выпили в подъезде дома по бутылке вина. Затем оба вышли на улицу, ругались, кричали и приставали к прохожим. Какие правонарушения они совершили. Нормы какой отрасли права были нарушены?

(Хулиганство, административное право.)

Ситуация 3. 17-летний Иванов поступил на работу в кинотеатр помощником механика с двухнедельным испытательным сроком. По истечении 10 дней он был освобожден от работы как не выдержавший испытание. Считая увольнение неправильным, Иванов обратился в суд с иском о восстановлении его на работе и оплате за время вынужденного прогула. Какое решение должен вынести суд? (Считается недопустимым увольнение молодых служащих по причине несоответствия занимаемой должности, если у работника, не овладевшего техникой производства, отсутствует достаточный опыт и стаж работы. Увольнение не допускается без трудоустройства. Необходимо согласие районной комиссии по делам несовершеннолетних.)

Ситуация 4. Четырнадцатилетний Саша, желая похвастаться охотничьим ружьём отца, которое было заряжено, неосторожно нажал на курок и произвёл выстрел. В результате он тяжело ранил своего товарища, который через два дня умер в больнице. Назовите всех лиц, которые будут нести ответственность за случившееся.

(14-летний Саша будет нести уголовную ответственность за причинение смерти по неосторожности. Его отец – за ненадлежащее выполнение обязанностей по охране оружия).                                         

Всякая всячина.

.Вопросы первой команде:

1. Форма высшего непосредственного выражения власти народа, предусмотренная Конституцией России (Референдум.)

2. Кто является главой Российской Федерации (Президент РФ.)

3. Какие органы из этого перечня не входят в систему органов государственной власти? Совет Федераций, Правительство РФ, органы местного самоуправления, судебные органы. (органы местного управления)

4. Когда отмечается День прав человека? (10 декабря.)

5. Чем по национально-государственному устройству является Россия? (Федерация.)

6. Выраженное в законах и других государственных актах, охраняемое государством общеобязательное правило поведения. (Норма права.)

7. Отдельный гражданин как субъект гражданского права. (Физическое лицо.)

Вопросы второй команде:

1. Какой правовой документ обладает высшей юридической силой на территории РФ? (Конституция.)

2. Кто в соответствии с Конвенцией о правах ребенка считается ребенком? (Человек до 18 лет.)

3. Кто является гарантом Конституции РФ? (Президент РФ.)

4. Носитель суверенитета и единственный источник власти в России. (Многонациональный народ РФ.)

5. Как называется тайное хищение имущества? (Кража.)

6. Как называется законодательный акт, в котором объединены и систематизированы нормы права, регулирующие определенную область общественных отношений. (Кодекс.)

7. Принцип в уголовном праве, означающий, что обвиняемый в совершении преступления считается невиновным до тех пор, пока его вина не будет доказана судом. (презумпция невиновности)

Пословицы:

  1. Правда суда не боится. (право на защиту своих интересов и свобод с помощью суда)
  2. Жить – родине служить. ( право принимать участие в управлении своей страной, право на гражданство)
  3. Грамоте учиться – всегда пригодится. (право на образование)
  4. Всякому мила своя сторона. (право на свободу передвижения)
  5. Делу – время, а потехе – час. ( право на отдых и досуг)
  6. Дело мастера боится. (право на труд)
  7. При солнышке тепло, при матери – добро. (право на достойный жизненный уровень в семье )
  8. Петь хорошо вместе, а говорить врозь. (право наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами)
  9. Дружба дружбой, а денежки врозь. ( право на достойное вознаграждение за труд)
  10. Волка ноги кормят. (право на свободу передвижения.право на труд)
  11. Хочешь есть калачи, так не сиди на печи. (право на труд)
  12. По заслугам и почёт. (право принимать участие в управлении своей страной,  право на труд)
  13. Тот герой – кто за родину горой. ( право принимать участие в управлении своей страной, право на гражданство)
  14. Один в поле – не воин. (право на свободу мирных собраний)
  15. Любишь кататься – люби и саночки возить. ( право на труд)

конкурс “Придумай-ка!”                                                                              

Пословицы:

1)Правда суда не боится.

2)Жить – родине служить.)

3)Грамоте учиться – всегда пригодится.

4)Всякому мила своя сторона.

5)Делу – время, а потехе – час.

6)Дело мастера боится.

7)При солнышке тепло, при матери – добро.

8)Петь хорошо вместе, а говорить врозь.

9)Дружба дружбой, а денежки врозь.

10)Волка ноги кормят.

11)Хочешь есть калачи, так не сиди на печи.

12)По заслугам и почёт.

13)Тот герой – кто за родину горой.

14)Один в поле – не воин.

15) Любишь кататься – люби и саночки возить.

конкурс “Придумай-ка!”                                                                              

Пословицы:

1)Правда суда не боится.

2)Жить – родине служить.)

3)Грамоте учиться – всегда пригодится.

4)Всякому мила своя сторона.

5)Делу – время, а потехе – час.

6)Дело мастера боится.

7)При солнышке тепло, при матери – добро.

8)Петь хорошо вместе, а говорить врозь.

9)Дружба дружбой, а денежки врозь.

10)Волка ноги кормят.

11)Хочешь есть калачи, так не сиди на печи.

12)По заслугам и почёт.

13)Тот герой – кто за родину горой.

14)Один в поле – не воин.

15) Любишь кататься – люби и саночки возить.

конкурс “Придумай-ка!”                                                                              

Пословицы:

1)Правда суда не боится.

2)Жить – родине служить.)

3)Грамоте учиться – всегда пригодится.

4)Всякому мила своя сторона.

5)Делу – время, а потехе – час.

6)Дело мастера боится.

7)При солнышке тепло, при матери – добро.

8)Петь хорошо вместе, а говорить врозь.

9)Дружба дружбой, а денежки врозь.

10)Волка ноги кормят.

11)Хочешь есть калачи, так не сиди на печи.

12)По заслугам и почёт.

13)Тот герой – кто за родину горой.

14)Один в поле – не воин.

15) Любишь кататься – люби и саночки возить.

Расположите в правильной последовательности этапы принятия федерального закона:

А. утверждение закона в Совете Федерации РФ,

Б. внесение законопроекта,

В. опубликование закона,

Г. подписание закона Президентом РФ,

Д. обсуждение закона в Государственной Думе,

Блиц-вопросы:

1) Продолжите следующие фразы:

- Россия есть … … … государство с … формой правления
( Россия есть демократическое, федеративное, правовое государство с республиканской формой правления

- Высшей ценностью является …, …. … ….

- Высшей ценностью является человек, его права и свободы

Государственную власть в России разделяют на …, …, ….
Государственную власть в России разделяют на законодательную, исполнительную, судебную.

- Высшим органом исполнительной власти является ….
Высшим органом исполнительной власти является Правительство РФ

-Высшим органом законодательной власти является…

Высшим органом законодательной власти является Федеральное Собрание

- Сколько Субъектов Федерации в РФ? Каков их состав?
- 83 субъекта ( республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа)

II. Трудовое право:

1.выбор участников.

2.Трудовой договор. Выявите, что неверно в этом трудовом договоре.

        Мы, нижеподписавшиеся, Егорейченко Анатолий Давидович с одной стороны и фирма "УГУ" с другой, составили настоящий договор о том, что Егорейченко А.Д. обязуется произвести ремонт офиса фирмы в течение 20 дней с момента заключения договора, а фирма "УГУ" - оплатить работу в размере 7000 рублей по завершении работ.

Подписи

20 сентября 2003 года

ОТВЕТ: 1) не указаны фамилия, имя и отчество работодателя, заключившего трудовой договор от имени фирмы; 2) не указана профессия работника; 3) не перечислены виды работ, которые должны быть выполнены во время ремонта, их объем и качество; 4) отсутствуют права работника; 5) не указаны права работодателя; 6) не оговорена ответственность сторон; 7)не охарактеризованы условия труда; 8) не указан режим труда и отдыха работника; 9) не оговорены виды и условия социального страхования, непосредственно связанные с трудовой деятельностью. (9 баллов, по 1 за каждую найденную ошибку).

        

Ответ: Действия Романова нужно квалифицировать по ч.1 ст. 150 УК РФ как вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления путем угроз, совершенное лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста.

.3. Швайбович на личной автомашине следовал ночью по шоссе. Заметив лежащего на проезжей части мужчину, он остановил автомобиль и подошел к лежащему. Увидев, что тот находится в сильной степени алкогольного опьянения, Швайбович не стал его трогать и уехал, не сообщив кому-либо о происшествии.

Находился ли неизвестный мужчина в опасном для жизни состоянии?

4. Комментрий юриста: Виташов Леонид Михайлович (4-50)

Ответ: Неизвестный мужчина находился в сильной степени алкогольного опьянения, в результате чего не мог передвигаться самостоятельно, т.е. находился в опасном для жизни состоянии, т.к.  лежал на проезжей части дороги. В действиях Швайбовича усматриваются признаки преступления, предусмотренные ст. 125 УК РФ оставление в опасности.

Выводы :Возвращаемся к эпиграфам нашего урока

.Эпиграф урока «Закон суров, но это закон»  (Dura lex., sed lex) лат.

«Право есть искусство добра и справедливости» ( Jus est ars boni et aequi) лат.

Как сейчас мы можем трактовать эти латинские выражения. 🡪 необходимость уважения закона в обществе, в современном обществе право должно быть гуманистическим.

Предлагаемые понятия:

толерантность                   личностная ориентация

консенсус                          индивидуальность

анархия                             ясность правил

компромисс                      условия для реализации

свобода                             монархия

политика.

Ситуация 1. В 1995 г. гражданка С. приватизировала свою однокомнатную квартиру. В 1996 г. она вступила с гражданином Б. в законный брак. В 1997 г. супруги решили расторгнуть брак. Кто имеет право собственности на эту квартиру после расторжения брака?

Ситуация 2. Безработные С. и К. выпили в подъезде дома по бутылке вина. Затем оба вышли на улицу, ругались, кричали и приставали к прохожим. Какие правонарушения они совершили. Нормы какой отрасли права были нарушены?

Ситуация 3. 17-летний Иванов поступил на работу в кинотеатр помощником механика с двухнедельным испытательным сроком. По истечении 10 дней он был освобожден от работы как не выдержавший испытание. Считая увольнение неправильным, Иванов обратился в суд с иском о восстановлении его на работе и оплате за время вынужденного прогула. Какое решение должен вынести суд?

Ситуация 4  Швайбович на личной автомашине следовал ночью по шоссе. Заметив лежащего на проезжей части мужчину, он остановил автомобиль и подошел к лежащему. Увидев, что тот находится в сильной степени алкогольного опьянения, Швайбович не стал его трогать и уехал, не сообщив кому-либо о происшествии.

Находился ли неизвестный мужчина в опасном для жизни состоянии? Как оценить действия Швайбовича?

Вопросы первой команде:

1. Форма высшего непосредственного выражения власти народа, предусмотренная Конституцией России

2. Кто является главой Российской Федерации

3. Какие органы из этого перечня не входят в систему органов государственной власти? Совет Федераций, Правительство РФ, органы местного самоуправления, судебные органы.

4. Когда отмечается День прав человека?

5. Чем по национально-государственному устройству является Россия?

6. Выраженное в законах и других государственных актах, охраняемое государством общеобязательное правило поведения.

7. Отдельный гражданин как субъект гражданского права.

Вопросы второй команде:

1. Какой правовой документ обладает высшей юридической силой на территории РФ?

2. Кто в соответствии с Конвенцией о правах ребенка считается ребенком?

3. Кто является гарантом Конституции РФ? (Президент РФ.)

4. Носитель суверенитета и единственный источник власти в России.

5. Как называется тайное хищение имущества?

6. Как называется законодательный акт, в котором объединены и систематизированы нормы права, регулирующие определенную область общественных отношений.

7. Назовите общее понятие для перечисленных терминов: правосудие, суд, система судебных учреждений.

Назовите правовые акты, в которых находятся данные статьи.

А) Всеобщая декларация прав человека

Б) Семейный кодекс РФ

В) Конвенция о правах ребенка

Г) Конституция РФ

1. «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они поделены разумом и совестью, и должны поступать в отношении друг друга в духе братства».

2. «Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенного посягательства на его честь и репутацию».

3. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируются. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом».

4. «Брак заключается в органах записи актов гражданского состояния. Права и обязанности супругов возникают со дня государственной регистрации заключения брака в органах записи актов гражданского состояния».


«Юридическая консультация»

Ситуация2. Четырнадцатилетний Саша, желая похвастаться охотничьим ружьём отца, которое было заряжено, неосторожно нажал на курок и произвёл выстрел. В результате он тяжело ранил своего товарища, который через два дня умер в больнице. Назовите всех лиц, которые будут нести ответственность за случившееся

 Ситуация 2. Безработные С. и К. выпили в подъезде дома по бутылке вина. Затем оба вышли на улицу, ругались, кричали и приставали к прохожим. Какие правонарушения они совершили. Нормы какой отрасли права были нарушены?

«Юридическая консультация»

Ситуация 1. 17-летний Иванов поступил на работу в кинотеатр помощником механика с двухнедельным испытательным сроком. По истечении 10 дней он был освобожден от работы как не выдержавший испытание. Считая увольнение неправильным, Иванов обратился в суд с иском о восстановлении его на работе и оплате за время вынужденного прогула. Какое решение должен вынести суд?

Ситуация2. В 1995 г. гражданка С. приватизировала свою однокомнатную квартиру. В 1996 г. она вступила с гражданином Б. в законный брак. В 1997 г. супруги решили расторгнуть брак. Кто имеет право собственности на эту квартиру после расторжения брака?

Вопросы первой команде:

1. Форма высшего непосредственного выражения власти народа, предусмотренная Конституцией России

2. Кто является главой Российской Федерации

3. Какие органы из этого перечня не входят в систему органов государственной власти? Совет Федераций, Правительство РФ, органы местного самоуправления, судебные органы.

4. Когда отмечается День прав человека?

5. Чем по национально-государственному устройству является Россия?

6. Выраженное в законах и других государственных актах, охраняемое государством общеобязательное правило поведения.

7. Отдельный гражданин как субъект гражданского права.

Вопросы второй команде:

1. Какой правовой документ обладает высшей юридической силой на территории РФ?

2. Кто в соответствии с Конвенцией о правах ребенка считается ребенком?

3. Кто является гарантом Конституции РФ? (Президент РФ.)

4. Носитель суверенитета и единственный источник власти в России.

5. Как называется тайное хищение имущества?

6. Как называется законодательный акт, в котором объединены и систематизированы нормы права, регулирующие определенную область общественных отношений.

7. Назовите общее понятие для перечисленных терминов: правосудие, суд, система судебных учреждений.

Блиц-вопросы:

1) Продолжите следующие фразы:

- Россия есть … … … государство с … формой правления
( Россия есть демократическое, федеративное, правовое государство с республиканской формой правления

- Высшей ценностью является …, …. … ….

- Высшей ценностью является человек, его права и свободы

Государственную власть в России разделяют на …, …, ….
Государственную власть в России разделяют на законодательную, исполнительную, судебную.

- Высшим органом исполнительной власти является ….
Высшим органом исполнительной власти является Правительство РФ

-Высшим органом законодательной власти является…

Высшим органом законодательной власти является Федеральное Собрание

- Сколько Субъектов Федерации в РФ? Каков их состав?
- 83 субъекта ( республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий проведения Интернет- урока антинаркотической направленности «Имею право знать».

Сценарий проведения Интернет- урокаантинаркотической направленности«Имею право знать».Цель – ознакомить школьников со специальным разделом на официальном сайте Федеральной службы Российской Федерации ...

План проведения правовой недели 7-9 классы коррекционная школа

Планпроведения правовой недели №Мероприятие КлассОтветственный1.Выставка тематической литературы  «Права человека и права ребенка»    -Быховская Е.М. Мамарахимова Л.Б.2.Т...

Сценарий проведения проведения школьного конкурса "Лидер 21 века"

В статье приведен материал для школьного этапа конкурса "Лидер 21 века"...

Сценарий проведения заключительного концерта в рамках проведения недели иностранного языка в МАОУ Домодедовская СОШ № 10.

усилить мотивацию к изучению иностранных языков, способствовать практическому владению речевой деятельностью,увеличивать активный языковой запас учащихся,стимулировать в целом их интеллектуальную...

Сценарий классного часа "Хочу все знать"

Разработа сценария классного часа для учащихся 5 класа, нацелена  на формирование познавательного интереса учащихся в процессе выполнения различных практических заданий, дискуссий и др. методах р...

План работы дискуссионного правового клуба «Право знать»

План работы дискуссионного правового клуба «Право знать»...