Воспитание толерантности и межэтнической культуры
статья

Зайнулина Гузель Ривальевна

В статье рассмотрена проблема воспитания толерантности среди школьников. Обоснована актуальность исследуемой темы. Раскрыты основные аспекты понятия «толерантность». Перечислены особенности обучения толерантности школьников. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dialog_kultur_zaynulina_guzel.docx23.04 КБ

Предварительный просмотр:

1174

Zaynulina Guzel Rivalevna

«Fostering tolerance and interethnic culture»

Зайнулина Гузель Ривальевна

Учитель русского языка и литературы, МАОУ Чикчинская СОШ им. Якина, тюменский район, Тюменская область

«Воспитание толерантности и межэтнической культуры»

Аннотация: в статье рассмотрена проблема воспитания толерантности среди школьников. Обоснована актуальность исследуемой темы. Раскрыты основные аспекты понятия «толерантность». Перечислены особенности обучения толерантности школьников.

Ключевые слова: толерантность, школьник, школа, воспитание.

Воспитание толерантности и межэтнической культуры

Для России, одной из крупнейших многонациональных и многоконфессиональных стран мира, важнейшей целью воспитания и образования стало формирование у своих граждан российского патриотизма, чувства дружбы народов и веротерпимости. Так, в Концепции государственной национальной политики Российской Федерации (утверждена Указом Президента РФ, 15 июня 1996 г., № 909) сказано: «Обеспечить разработку программ и курсов, способствующих воспитанию культуры межнационального общения, ознакомлению детей, молодежи, населения с духовным богатством народов России и их внедрение в систему дошкольного воспитания, среднего и высшего образования, повышения квалификации кадров, а также в систему обучения в воинских частях и подразделениях».

Современный культурный человек – это не только образованный человек. Этого мало. Это человек с позитивным взглядом на  мир, нравственный и социально активный, осознающий свою собственную уникальность и необходимость единения с другими людьми, осознающий многообразие окружающего мира, обеспокоенный его судьбой и понимающий, что то, каким будет мир, взаимоотношения в отдельном коллективе,  зависит от каждого.

В школу приходит всё больше детей разных национальностей, из семей с разным социальным статусом, с разными материальными возможностями. Поэтому на сегодняшний день возникает необходимость воспитания культуры толерантности с самых первых дней обучения.

Необходимо помочь детям выработать в себе понимание следующих трёх фундаментальных принципов толерантности:

1. Разнообразие людей украшает и обогащает жизнь.

2. Конфликт-это нормальный процесс, который надо уметь решать конструктивно.

3. Для общества очень важны социальная ответственность и способность каждого человека осмысленно применять моральные нормы при принятии личных и общественных решений.

           Школьников нужно учить уважать не только себя, но и тех, кто рядом. Детям необходимо показать, что главное - это человеческая личность, права человека, самоуважение человека. В процессе воспитательной работы должны решаться следующие задачи:

  • воспитание личности, осознающей достоинства человека;
  • воспитание терпимости;
  • воспитание гуманности;
  • формирование умения разрешать конфликты ненасильственным путём.

             Толерантная личность в школе формируется в процессе учебной   деятельности и во внеурочное время.

          Формирование толерантных взаимоотношений у школьников происходит, прежде всего, в процессе их совместной деятельности на уроках. Совместная работа школьников на уроке рождает разноплановые отношения. Это взаимная поддержка и требовательность, умение сообща действовать для достижения поставленной цели, расценивать свой личный успех или неудачу с позиции коллективной работы. И здесь важно, чтобы учитель оценивал  на уроке не только знание учебного материала, но и поощрял проявление детьми нравственных поступков. Урок - как средство формирования толерантных установок. Предметный  материал также даёт нам возможность использовать его для формирования толерантности. Практически на всех без исключения уроках можно реализовывать поставленные задачи: русский язык, литературное чтение, окружающий мир, изобразительное искусство, технология, музыка.

Формировать толерантность детей и подростков, на мой взгляд, возможно, используя модели различных комплексных игр. Я применяю модели комплексной игры, представляющую собой цикл сюжетно-тематических игровых программ, направленных на формирование у детей школьного возраста Я-образа и усвоение социальных норм, способствующих социализации личности. Комплексная игра может включать разнообразие творческих сюжетно-познавательных игровых программ с учетом условий, тематики, целей, задач, с помощью которых осуществляется главная сверхзадача - воспитание толерантности школьников.

Упражнение «Ритуалы приветствия»

Участники здороваются друг с другом, используя ритуалы приветствия, принятые в разных культурах.

Предложите группе образовать круг. Один из участников начинает «круг знакомств»: выступает на середину, приветствует партнера, стоящего справа. Потом идет по часовой стрелке и поочередно приветствует всех членов группы.

Каждый раз участник должен приветствовать своего визави новым жестом. При этом он представляется, называя свое имя. Во втором раунде в круг вступает другой участник, стоящий справа от первого, и т.д.

Варианты приветствия:

легкий поклон, руки и ладони вытянуты по бокам (Япония);

объятие и троекратное лобызание поочередно в обе щеки (Россия);

легкий поклон со скрещенными на груди руками (Китай);

рукопожатие и поцелуй в обе щеки (Франция);

легкий поклон, ладони сложены перед лбом (Индия);

поцелуй в щеки, ладони лежат на предплечьях партнера (Испания);

простое рукопожатие и взгляд в глаза (Германия);

мягкое рукопожатие обеими руками, касание только кончиками пальцев (Малайзия);

потереться друг о друга носами (эскимосская традиция).

Упражнение «Ассоциации»

Цель: получение обратной связи, развитие навыка размышлять о свойствах других людей, сравнивая их с другими объектами.

Один из участников становится ведущим, он выходит из комнаты, остальные загадывают кого-то из присутствующих. Вернувшийся ведущий может задать группе три вопроса, например: «Если бы этот человек был рыбой (животным, погодой и т.д.), то какой?» Участники по очереди дают свои ассоциации на загаданного человека, после чего ведущий должен угадать, о ком шла речь. Если попытка оказалась неудачной, он может задать еще один вопрос. Затем ведущий может смениться

Игра «Конкурс хвастунов»

Дети садятся в круг, воспитатель объявляет: «Сегодня мы с вами проведем конкурс хвастунов. Выиграет тот, кто лучше похвастается. Но хвастаться мы будем не собой, а своим соседом. Ведь это так приятно и так почетно – иметь самого лучшего соседа. Посмотрите внимательно на того, кто сидит справа от вас. Подумайте, что в нем есть хорошего, какие добрые поступки он совершил, чем может понравиться. Не забывайте, что это конкурс, и выиграет тот, кто найдет в своем соседе больше достоинств». Такая организация игры вызывает даже у замкнутого или враждебно настроенного ребенка интерес к сверстнику и желание найти у него хорошие черты.

Упражнение «Встреча взглядами»

Цель: Игра развивает навыки общения, эмпатии, наблюдательности.

Участники сидят или стоят в кругу, опустив глаза. По команде ведущего они одновременно поднимают головы, их задача — встретиться с кем-нибудь взглядом. Чтобы придать игре оттенок соревновательности, можно ввести дополнительное правило — кому удалось выполнить задание, покидают круг, оставшиеся продолжают выполнение. Возможна и противоположная постановка задачи — подняв глаза, ни с кем не встретиться взглядом.


Литература

  1. Степанов П. Как воспитать толерантность? // Народное образование. №9, 2009
  2. Воробьева О.Я. Педагогические технологии воспитания толерантности учащихся, М., 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диалог культур. Игры для воспитания толерантности

Игра «ВОЛШЕБНЫЙ КРИСТАЛЛ»Задачи игры:Помочь детям осознать различия в их отношении к тому, кого они считают близким человеком и кого - чужим.Дать детям опыт личного проживания ситуации общения с...

Создание педагогических условий реализации социокультурной компетенции при обучении иностранным языками е роль в приобщении детей к новому социальному опыту и воспитанию толерантного оношения к иной культуре.

Социокультурная компетенция- готовность и способность учащихся строить свое межкультурное общение на основе знаний культуры народов стран изучаемого языка, менталитета, обычаев в рамках тем, сфер и си...

Протокол заседания жюри городского конкурса детского творчества на толерантности и межэтнических и расовых отношениях "В единстве наша сила" от 01.11.2018 года

Протокол заседания жюри городского конкурса детского творчества на толерантности и межэтнических и расовых отношениях "В единстве наша сила" от 01.11.2018 года...

Протокол заседания жюри городского конкурса детского творчества на тему толерантности и межэтнических и расовых отношениях "Я, ты, он, она - мы единая семья" от 09.11.2017 года

Протокол заседания жюри городского конкурса детского творчества на тему толерантности и межэтнических и расовых отношениях "Я, ты, он, она - мы единая семья" от 09.11.2017 года...

Аналитический отчет о результатах работы по профилактике экстремизма и терроризма, воспитанию толерантности, гармонизации межэтнических отношений в МБОУ СОШ № 7 г. Охи им. Д. М. Карбышева

         Одним из  основных направлений воспитательной работы школы,  целью которого является формирование у обучающихся гражданско-патриотического созна...

Сборник "Технологическое и профессиональное образование: проблемы и перспективы", Иркутск, 2019 г. "Формирование толерантности и основ культуры межэтнического и межконфессионального общения"

В Приангарье проживают представители более 150 национальностей, поэтому проблема толерантности, т.е. терпимости к иному мировоззрению образу жизни, поведению и обычаям, актуальна. Как научить подраста...