Развитие языковой способности учащихся на внеклассных занятиях по русскому языку в 5 классе
статья (5 класс)

Языковая способность личности име­ет многокомпонентную структуру, вби­рающую в себя общий интеллектуаль­ный и специальный компонент (состоя­щий из языковой части), ядром кото­рого является языковая интуиция.

Сложность психо-физиологической природы языковой способности и не­совершенство методики преподавания родного языка приводит к невостребо­ванности при языковом обучении в шко­ле многих элементов лингвистической способности, и прежде всего способ­ности к языковому творчеству, линг­вистической догадке, восприимчивости к образному строю речи.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_yazykovyh_sposob._uchashch_5_kl_dvurechenskaya.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Ю.В. Двуреченская

Развитие языковой способности учащихся на внеклассных занятиях

по русскому языку в 5 классе

Языковая способность личности имеет многокомпонентную структуру, вбирающую в себя общий интеллектуальный и специальный компонент (состоящий из языковой части), ядром которого является языковая интуиция.

Сложность психо-физиологической природы языковой способности и несовершенство методики преподавания родного языка приводит к невостребованности при языковом обучении в школе многих элементов лингвистической способности, и прежде всего способности к языковому творчеству, лингвистической догадке, восприимчивости к образному строю речи.

В результате процесс обучения родному языку формализуется, учащиеся заучивают лингвистические понятия, не осознавая сущности называемых ими явлений, затрудняются при построении связного монологического высказывания, недостаточно владеют фигурами речи, интонационными средствами выразительности, не чувствуют нравственной силы слова, обнаруживают низкий уровень образного и теоретического мышления, восприимчивости к комическому в языке.

Большие возможности для развития языковой способности детей представляют внеклассные занятия по родному языку, не ограниченные узкими рамками программы, регламентированностью учебного времени урока.

Главным на таких занятиях должно стать рассмотрение семантики родного языка, поскольку (по объективному мнению известных отечественных психологов Л. С. Выготского и Н. И. Жинкина) языковое развитие ребенка возможно только при развитии семантической стороны его языка, являющейся связующим звеном языка и мышления индивида.

Необходимо проводить специальную работу по совершенствованию следующих трех способностей, отличающих, по утверждению современных философов, человека от других живых существ: способности к творчеству, способности к образному мышлению, способности к сопереживанию.

Представленная система упражнений, предполагающая востребованность на занятии языковой интуиции ребенка, внимание к семантике, метафоричному строю речи, работу над сопоставлением словесных, изобразительных и музыкальных образов, позволит обеспечить развитие названных трех общечеловеческих способностей и окажет развивающее воздействие на формирование не только образного, но и теоретического мышления ученика, а также на его общее развитие в целом.

1.        Прочитайте слова К. Д. Ушинского о России. Определите основную мысль высказывания. Найдите синонимы к слову Родина, употребленные в тексте.

Наше отечество, наша родина — матушка Россия. Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком, и все в ней для нас родное, а матертью — потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать она защищает и бережет нас от всяких врагов.

2.        Прочитайте стихотворение. Какими словами из самого текста его можно озаглавить? Найдите фразеологические обороты, объясните их значение. Приведите примеры
нескольких фразеологических оборотов, основанных на употреблении одного слова.
Усердней с каждым днем гляжу в словарь.

В его столбцах мерцают искры чувства.

В подвалы слов не раз сойдет искусство,

Держа в руке свой потайной словарь.

На всех словах — события печать.

Они дались недаром человеку.

Читаю: «Век. От века. Вековать.

Век доживать. Бог сыну не дал веку.

Век заедать, век заживать чужой...»

В словах звучит укор, и гнев, и совесть.

Нет, не словарь лежит передо мной,

А древняя, рассыпанная повесть.

(С. Я. Маршак).

3.        Прочитайте текст. Определите его основную мысль. Объясните значение употребленных здесь прилагательных.

Лики лжи Ложь бывает доброй или злой,

Сердобольной или беспощадной,

Ложь бывает ловкой и нескладной,

Осмотрительной и безоглядной,

Упоительной и безотрадной,

Слишком сложной и совсем простой.

Ложь бывает грешной и святой,

 Скромненькой бывает и нарядной,

Выдающейся и заурядной,

Откровенной, нелицеприятной,

 А бывает просто суетой...

Ложь бывает страшной и смешной,

То всесильной, то совсем бесправной,

То униженной, то своенравной,

Мимолетной или затяжной.

Ложь бывает дикой и ручной,

 Будничной бывает и парадной,

Вдохновенной, скучной и иной...

Правда же бывает только правдой.

(Ф. К р и в и н ).

Попробуйте сочинить диалог Правды и Лжи, или Смелости и Трусости, или Доброты и Жестокости, или каких-либо других антонимичных человеческих качеств, в котором бы раскрывались их существенные признаки, а также было бы выражено ва отношение к сравниваемым понятиям.

  1. Изобразите пантомимой, без слов, следующие фразеологические обороты: столкнуться  нос к носу, воду в ступе толочь,  воды в рот набрал, пожать плечами.
  2. Изобразите   в   рисунках   пословицы  весна красна  цветами, а  осень снопам любишь кататься, люби и саночки возить
  3. С помощью пантомимы передайте смысл следующих пословиц: волков бояться — в л не ходить; без труда не вытащить и рыбку из пруда.

(Учащиеся показывают друг другу рисунки, пантомиму, пытаются отгадать изображенное одноклассниками).

7.        Отгадайте загадку, объясните, как сочетаются прямое и переносное значения ело

О каком предмете идет речь?

— Черная? — Нет, красная.— А почему она не белая? — А потому что зеленая. (Красная смородина).

(Ю. И. Левин).

Придумайте подобную лингвистическую загадку о фруктах, овощах, обыграв многозначность слова, антонимию и синонимию, соотношения прямых и переносных значений.

8.        Прочитайте стихотворение. Найдите слова, употребленные в переносном значении. Опишите реалистическую картину увиденного и образную, созданную автором.

А.

Убежало молоко

Убежало молоко,

Убежало далеко!

 Вниз по лестнице

Скатилось,

Вдоль по улице

Пустилось,

Через площадь

Потекло,

Постового

Обошло,

Под скамейкой

Проскочило,

Трех старушек подмочило,

 Угостило двух котят,

Разогрелось — и назад:

Вдоль по улице Летело,

Вверх по лестнице Пыхтело,

И в кастрюлю заползло,

Отдуваясь тяжело.

Тут хозяйка подоспела:

— Закипело?

Закипело!

(М. Бородицкая).

Б

Осторожно ветер

Из калитки вышел,

Постучал в окошко,

Пробежал по крыше,

Поиграл немного

Ветками черемух,

Пожурил за что-то

Воробьев знакомых.

И, расправив бодро

Молодые крылья,

Полетел куда-то

Вперегонку с пылью.

(М. Исаковский).

8.        Весна

В каждом человеке

Прячется весна.

Если ты печален,

Значит, спит она.

Ну, а если ты запел

На бульваре в стужу,

Значит, что весна в тебе

Вылезла наружу.

(Р. Сеф)

Г

Кислые стихи

 Встало солнце кислое,

Смотрит — небо скисло,

В кислом небе кислое

Облако повисло...

И спешат несчастные

Кислые прохожие,

И едят ужасно

Кислое мороженое...

Даже сахар кислый!

Скисло все варенье!

Потому что кислое Было настроение.

(Э. Мошковская).

Попробуйте написать свою шуточную миниатюру о настроении человека, о явлении природы как о живых существах, используя в своем тексте слова в переносном значении.

9.        Прочитайте стихотворение. Определите основную мысль текста. Озаглавьте его.

Найдите метафоры.

Солнце разлито поровну.

Вернее, по справедливости,

Вернее, по стольку разлито,

Кто сколько способен взять:

В травинку и прутик — поменьше,

В огромное дерево — много.

Спит, затаившись до времени:

Смотришь, а не видать.

Голыми руками можно его потрогать,

Не боясь слепоты и ожога.

Солнце умеет работать.

Солнце умеет спать...

Солнце разлито поровну,

Вернее, по справедливости,

Вернее, по стольку разлито,

Кто сколько способен взять:

В одного человека — поменьше,

В другого гораздо больше,

А в некоторых — очень много.

Спит, затаившись до времени.

Можно руку смело пожать этим людям,

Не надевая брезентовой рукавицы,

Не ощутив на ладони ожога...

Но в минуты, когда не только что солнца —

Звезды не найдешь вокруг,

Когда людям в потемках

Становится страшно и зябко,

Вдруг появляется свет.  

Вдруг появляется пламя,

Разгорается постепенно, но ярко.

 Люди глядят, приближаются,

Сходятся, улыбаются,

Руке подавая руку,

Приветом встречая привет.

Солнце спрятано в каждом!

Надо лишь вовремя вспыхнуть,

Не боясь, что окажется мало

Вселенского в сердце огня.

(В. Солоухин).

10. Прочитайте текст. Составьте его партитуру (т. е. расчлените фразы на такты, поставьте логическое ударение, объясните расстановку знаков препинания, интонационную оформленность текста). Понаблюдайте за рифмой, ее смысловой нагрузкой (в поэтических текстах). Найдите средства создания образов (эпитеты, сравнения, метафоры). По впечатлениям прочитанного нарисуйте свои картины природы. Попробуйте символически (только с помощью цвета, без изображения конкретных предметов) передать свое настроение. Расскажите о звуковых образах, возникающих при чтении данного текста.

Осень

А. Первый месяц осени похож на хитрого рыжего лиса. Неслышно крадется он по земле, ловко прячется среди веток деревьев, лишь кое-где сначала мелькает среди зелени его рыжий хвост. А потом вдруг все вокруг рыжеет, словно на каждом дереве, на каждом кустике рассядутся огненные звери. Потом золотым дождем спрыгнут они на землю, и ветер станет гонять по дорогам их стаи. На зеленую траву упадут пестрые листья.

(Т. Говорова).

Б.

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

 Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небе, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной.

За лето высох он от солнца,

И осень тихою вдовой

Вступает в пестрый терем свой.

(И. А. Бунин).

Зима

А. ...Все это страшно далеко, как будто на краю света. Я закрываю глаза и тогда вижу: вот я отворяю калитку, вхожу в сад. Зима, снег, но дорожка к старой беседке над обрывом расчищена, а кусты сирени все в инее. В комнатах трещат печи. Пахнет березовым дымом. Рояль, наконец, настроен, и ты вставил в подсвечники витые желтые свечи — те, что я привез из Ленинграда. И те же ноты лежат на рояле: увертюра к «Пиковой даме» и романс «Для берегов отчизны дальной». Звонит ли колокольчик у дверей? Я так и не успел его починить. Неужели я все это увижу опять? Неужели опять буду умываться с дороги нашей колодезной водой из кувшина? Помнишь? Эх, если бы ты знал, как я полюбил все это отсюда, издали!

(К. Г. Паустовский).

Б. Чудная картина, Как ты мне родна: Белая равнина, Полная луна, Свет небес высоких, И блестящий снег, И саней далеких Одинокий бег.

(А. А. Фет).

Весна
А.        Весенние воды

Еще в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят —

Бегут и будят сонный брег,

Бегут и блещут, и гласят...

Они гласят во все концы:

«Весна идет, весна идет! Мы молодой весны гонцы,

Она нас выслала вперед!»

 Весна идет, весна идет!

И тихих, теплых майских дней

 Румяный, светлый хоровод

Толпится весело за ней.

(Ф. И. Тютчев).

Б. Видел ли кто-нибудь, как умирает лед на лугу в лучах солнца? Вчера еще это был богатый ручей: видно по мусору, оставленному на лугу. Ночь была теплая, и он успел за ночь унести почти всю свою воду и присоединить ее к большой воде. Последние остатки под утро схватил мороз и сделал из них кружева на лугу. Скоро солнце изорвало все эти кружева, и каждая льдинка отдельно умирала, падая на землю золотыми каплями.

(М. М. Пришвин).

Напишите свои сочинения-миниатюры о временах года, попытайтесь передать разнообразие звуков, мелодий, храсок природы, одухотворить ее.

11. Прочитайте стихотворение. Послушайте затем «Утро» Э. Грига из музыки к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт». Попробуйте передать своими словами увиденную и услышанную картину просыпающейся природы.

Утро в горах

Лазурь небесная смеется,

Ночной омытая грозой,

И между гор росисто вьется

Долина светлой полосой.

Лишь высших гор до половины

Туманы покрывают скат,

Как бы воздушные руины

Волшебством созданных палат.

(Ф. И. Тютчев).

  1. Послушайте «Времена года» П. И. Чайковского. Напишите сочинение-миниатюру об осени по впечатлениям от услышанного.
  2. Послушайте «Тройку» Г. Свиридова. Расскажите, какая картина возникла перед вами. Нарисуйте иллюстрацию к услышанной музыке.
  3. Послушайте «Вальс снежных хлопьев» П. И. Чайковского (из балета «Щелкунчик») . Создайте словесную картину падающего снега (сочинение-миниатюру).
  4. Послушайте «Прелюдию» С. Прокофьева. Какие весенние звуки вы услышали в музыке? Напишите сочинение, передав словом звуки весенней природы.

Применение предложенных упражнений по развитию языковой способности учащихся, поможет ученикам овладеть эмоциональной стороной родной речи, увидеть нравственную силу родного слова, почувствовать себя творческой личностью, что особенно актуально в современных условиях потери нравственных ориентиров, рационализации и стандартизации общества. Таким образом, будут востребованы и эффективно использованы развивающие и воспитывающие возможности внеклассных занятий по русскому языку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Методические аспекты развития творческих способностей учащихся, формирования интереса к русскому языку и литературе посредством формирования коммуникативных компетенций и ИКТ-компетенций на уроках и во внеурочное время в рамках компетентностно-деятельнос

Я представляю свой опыт работы по теме: «Методические аспекты развития творческих способностей учащихся, формирования интереса к русскому языку и литературе посредством формирования коммуникативных ко...

«Методические аспекты развития творческих способностей учащихся, формирования интереса к русскому языку и литературе посредством формирования коммуникативных компетенций и ИКТ-компетенций на уроках и во внеурочное время в рамках компетентностно-деятельнос

Я представляю свой опыт работы по теме: «Методические аспекты развития творческих способностей учащихся, формирования интереса к русскому языку и литературе посредством формирования коммуникативных ко...

Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения русскому языку

В работе освещаются следующие вопросы:1.Понятие творчества.2.Компоненты творческих способностей.3.Условия развития творческих способностей.4.Развитие творческих способностей учащихся на уроках русског...

Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения русскому языку

В работе освещаются следующие вопросы:1.Понятие творчества.2.Компоненты творческих способностей.3.Условия развития творческих способностей.4.Развитие творческих способностей учащихся на уроках русског...

Развитие познавательных способностей учащихся через внеклассную работу

Статья о формах и методах внеклассной работы с детьми по формированию познавательных способностей...

Развитие творческих способностей учащихся во внеклассной работе по немецкому языку

Материал содержит подборку внеклассных мероприятий в деятельности учителя немецкого языка. В процессе подготовки и проведения внеклассных мероприятий на немецком языке формируются положительные м...

Духовно-нравственное воспитание и развитие творческих способностей учащихся через внеклассные мероприятия

Опубликовано: Практика административной работы в школе, №3 2015 г.Рубрика материала: Воспитательная работаАвторы: Новолодский Алексей Сергеевич...