Литературная гостиная "МЫ ПАМЯТЬ БЕРЕЖНО ХРАНИМ»
план-конспект

Цель: формирование патриотических чувств через историческое и героическое прошлое нашей Родины в годы Великой Отечественной войны. Задачи: Образовательные: - расширять и углублять представления детей о Великой Отечественной войне. Развивающие: - способствовать развитию речи, способ¬ности выразительно передавать смысл про-читанных стихотворений; - развивать гражданственность у учащихся. Воспитательные: - воспитывать уважение к героическому прошлому страны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnaya_gostinaya.docx36.76 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

  1. «ДОРОГОБУЖСКИЙ ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»

Литературная гостиная

«МЫ ПАМЯТЬ БЕРЕЖНО ХРАНИМ»

                                                       Подготовила: педагог дополнительного образования                                   Березовская И.В.

г.  Дорогобуж

2021 г.

Цель: формирование патриотических чувств через историческое и 
героическое прошлое нашей Родины в годы Великой Отечественной войны.

Задачи: 

Образовательные:

- расширять и углублять представления детей о Великой Отечественной войне.

Развивающие:

- способствовать развитию речи, способности выразительно передавать смысл прочитанных стихотворений;

- развивать гражданственность у учащихся.

Воспитательные:

- воспитывать уважение к героическому прошлому страны.

Оформление и оборудование:

- презентация;

- компьютер, ММ-проектор.

 

 

 

 
 

Ход мероприятия:

(Стихотворение читает учащаяся):  

Много праздников мы отмечаем,

Все танцуем, играем, поем.

И красавицу осень встречаем,

И нарядную елочку ждем.

Но есть праздник один – самый главный.

И его нам приносит весна.

День победы – торжественный, славный,

Отмечает его вся страна.  (Слайд 1,2)

Педагог: Сегодня у нас необычный день – мы стоим на пороге самого великого праздника – Дня Победы над фашистской Германией. 9 мая 2021 года вся наша огромная страна отмечает 76-ю годовщину победы советского народа в Великой Отечественной войне. Слишком много боли, страдания и потерь принесла эта война, слишком много жизней забрала. Нам трудно сейчас представить, что пришлось испытать нашему народу.

- Как вы думаете, нужно ли помнить об этом? Или лучше вычеркнуть из памяти все плохое  и страшное?

С чего начинается память – с берез?

С речного песочка? С дождя на дороге?

А если – с убийства! А если – со слез!

А если – с воздушной тревоги!

А если с визжащей пилы в облаках,

Со взрослых, в пыли распростертых!

А если с недетского знания – как

Живое становится мертвым!

- Почему же люди помнят о той войне, что закончилась больше полувека назад? Посмотрите на эти цифры, о чем они говорят?

(3 слайд)

  • 22 июня 1941 года – (22 июня 1941 года,  на рассвете, в 4 утра  Германия без объявления войны напала на Советский Союз. Началась Великая Отечественная война)
  • 1418 –  (дней и ночей длилась ВОВ)
  • 50 000 000 (жизни людей)
  • 76 -  (лет Победе над фашизмом)

- Давайте сегодня поговорим о том, как и в чем народ сохраняет память о тех событиях, о той войне.

- Смоленская земля испытала все тяготы войны. Наша область в числе первых приняла на себя удар фашистской Германии, здесь велись кровопролитные бои, здесь за два года оккупации нацисты сожгли пять тысяч деревень, а довоенная численность населения не восстановлена до сих пор. Смоленск вошёл в число советских городов, получивших звание «город-герой».

( Дети читают стихотворение  о Константина Симонова «Письмо другу»)

(4 слайд)

1.Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины,
     Как шли бесконечные злые дожди,
     Как кринки несли нам усталые женщины,
     Прижав от дождя их к увядшей груди.

    Как слезы они вытирали украдкою,
     Как вслед нам шептали: господь вас спаси!
     И снова себя называли солдатками.
     Как встарь повелось на Великой Руси.

     Слезами измеренный больше чем верстами
     Шел тракт, на пригорках скрываясь из глаз:
     Деревни, деревни, деревни с погостами,
     Как будто на них вся Россия сошлась.

2.Ты помнишь, Алеша: изба под Борисовым,
   По мертвому плачущий девичий крик,
   Седая старуха в салопчике плисовом,
   Весь в белом, как на смерть, одетый старик.

    Ну, что им сказать, чем утешить могли мы их?
    Но горе, поняв своим бабьим чутьем,
    Ты помнишь, старуха сказала: родимые,
    Покуда идите, мы вас подождем.

     — Мы вас подождем! — говорили нам пажити,
     — Мы вас подождем! — говорили леса.
     Ты знаешь, Алеша, ночами мне кажется,
     Что следом за мной их идут голоса.

Педагог: «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины» - это знаменитое стихотворение Константина Симонова. Вот что он  говорил о своем стихотворении:

Своё стихотворение  я посвятил своему старшему товарищу по многим фронтовым поездкам, главным образом в 1941 и 1942 годах, поэту Суркову. Эти стихи — воспоминание об одной из наших поездок на передовую на Западном фронте в июле 1941 года. Конечно, не все подробности этой поездки могли войти в стихи, но многое из того, что оказалось потом в стихах, было в самой жизни. Были эти старик и старуха, которых мы встретили в одной из деревень на Смоленщине, были эти сказанные нам горькие слова: «Покуда идите, мы вас подождем». Была и голосившая по убитому молодая соседка. Было и большое старое кладбище около маленькой деревеньки. Кладбище, напоминавшее нам о том, сколько поколений русских людей легло в эту землю, которую хотели отнять у нас фашисты».

 (5 слайд)

Константин Симонов – хоть и не уроженец Смоленской области, но в 1941 году он провел в регионе много времени – отправился на фронт работать военным корреспондентом. Именно в 1941 году, во время Смоленского сражения, которое сорвало гитлеровский план «молниеносной войны», Константин Михайлович написал «Жди меня, и я вернусь». Пронзительные строки, посвященные актрисе Валентине Серовой, Симонов часто по просьбе товарищей читал вслух, а напечатал только в 1942 году. Солдаты на фронте переписывали это стихотворение и отсылали его женам домой.

  1. Жди меня, и я вернусь.
    Только очень жди,
    Жди, когда наводят грусть
    Желтые дожди,
    Жди, когда снега метут,
    Жди, когда жара,
    Жди, когда других не ждут,
    Позабыв вчера.
    Жди, когда из дальних мест
    Писем не придет,
    Жди, когда уж надоест
    Всем, кто вместе ждет.

2.Жди меня, и я вернусь,
  Не желай добра
  Всем, кто знает наизусть,
  Что забыть пора.
  Пусть поверят сын и мать
  В то, что нет меня,
  Пусть друзья устанут ждать,
  Сядут у огня,
  Выпьют горькое вино
  На помин души...
  Жди. И с ними заодно
  Выпить не спеши.

    3.  Жди меня, и я вернусь,
        Всем смертям назло.
        Кто не ждал меня, тот пусть
        Скажет: — Повезло.
        Не понять, не ждавшим им,
        Как среди огня
        Ожиданием своим
        Ты спасла меня.
        Как я выжил, будем знать
        Только мы с тобой,-
        Просто ты умела ждать,

         Как никто другой.

Педагог: На войне люди не только воевали, на войне они продолжали жить... Вместе с солдатами по дороге войны шла песня. Песня провожала военные эшелоны, навещала раненых в госпиталях, была с бойцами на передовой, в тяжелые дни атак и отступлений, грела душу в редкие минуты затишья. Песня поддерживала дух бойца, его огромную веру в победу. Одной из самых популярных песен войны стала известная «Катюша». Ещё в 1938 году её создали наш земляк поэт Михаил Исаковский и композитор Матвей Блантер. (6 слайд)

Враг дрожал, услышав о «Катюше»,

Мощь «Катюш» вела солдат вперед.

Песню свою ты послушай,

Что сложил и пел о ней народ.  

(Исполнение куплета песни «Катюша»)

- Но особое звучание песня приобрела, когда народ дал ласковое название «катюша» новому оружию – гвардейскому миномёту. Впервые это оружие было применено 14 июля 1941 года для нанесения ударов по занятому накануне немцами городу Рудня.

( 7 слайд)

Через два дня с его помощью обстреляли железнодорожную станцию Орша и переправу через реку Оршица.

 (8 слайд)

Педагог: Некий прообраз песни и оружия в виде небольшого мемориального знака расположен в Смоленской области, над рекой Угрой, неподалёку от родной деревни Михаила Исаковского.

- Всего на территории Смоленской области сооружено более 700 памятников и мемориальных знаков, запечатлевших все значительные события войны. Это места свершения подвигов, боевая техника, поднятая на пьедестал, братские кладбища и др. захоронения участников Великой Отечественной войны, места казни фашистами партизан и патриотов-подпольщиков, "огненные" деревни - деревни, сожженные оккупантами вместе с жителями, и др.

(Просмотр фотографий памятников в Смоленске - 9-15  слайды)

- Сквер памяти Героев  по улице Дзержинского был открыт в 1912 году.  

- В 1943 году, после освобождения Смоленска и части области,  начались захоронения погибших советских воинов у крепостной стены – стал формироваться смоленский некрополь.

- В 2006 году была открыта Аллея городов-героев.

- В 1968 году вдоль крепостной стены были установлены 39 гранитных плит, над которыми были установлены мемориальные доски с указанием имен захороненных.

- 5 мая 1923 года родился Михаил Алексеевич Егоров, Герой Советского Союза, в ночь с 30 апреля на 1 мая 1945 года вместе с младшим сержантом М. В. Кантарией водрузил Знамя Победы на крыше Рейхстага в Берлине.  Михаил Егоров похоронен в Смоленске, в Сквере Памяти Героев, рядом с Вечным огнем, который он когда-то сам зажег.

(16 слайд)

- Есть в городе-спутнике Смоленской АЭС место, особенно дорогое десногорцам, это Курган Славы. История мемориала началась 40 лет назад с небольшого обелиска, выполненного десногорцами из нержавеющей стали. Тогда в основу зарождения Кургана Славы легла инициатива ветеранов Великой Отечественной войны. Позже вознеслась к небу большая пятиконечная звезда с аркой, были построены смотровая площадка и лестница.  Величественный памятник, спроектированный архитектором Юрием Самойловым, открыли 9 мая 1988 года. Средства на его возведение собирали всем миром.  Спустя 11 лет у подножия комплекса заложили Поле Памяти, сейчас в 11 братских могилах покоятся 1284 советских воина и два партизана, поднятых поисковыми отрядами на полях былых сражений и перезахороненных с почестями.

( 17 слайд)

- Братская могила есть в ближайшем селе Екимовичи Рославльского района.

( 18 слайд)

- Памятник «Танк Т-34» был установлен в Дорогобуже напротив аллеи героев-дорогобужан, в небольшом сквере рядом с Валом Победы и набережной Днепра в ноябре 1967 года. Танк направлен на запад  и словно охраняет город от возможных бед, напоминая об освобождении города от фашистских захватчиков в 1943 году.

(19-22 слайд)

- Вал Победы – главный мемориал города Дорогобужа. Он расположен в центре города, недалеко от набережной Днепра и Администрации Дорогобужского района. После окончания Великой Отечественной войны, в 1952 году здесь начали обустраивать братскую могилу и спустя 2 года, в 1954 году здесь была установлена скульптура «Воин скорбящий» с надписью: «Вечная слава героям, павшим в боях за независимость нашей Родины 1941-1943 гг.» В последующие годы в братскую могилу совершали дополнительные захоронения останков воинов, найденных на Дорогобужской земле. Сегодня в братской могиле № 1, находящейся на Валу, погребены останки 1827 человек – солдат и командиров Красной Армии, партизан. В 1990-е гг. на Валу был сооружен мемориальный комплекс воинской славы. Автором проекта является архитектор Дорогобужского района В. А. Михеенков,  а спустя год на территории вала установили длинную черную стену из гранита, на которой начертаны имена воинов, захороненных в братской могиле №1. Мемориальный комплекс Дорогобужа был дополнен в  2010 году, когда на Валу появились две пушки-гаубицы.  

Педагог: Ребята, мы сегодня еще раз подтвердили и убедились, что память о Великой войне и Великой Победе жива. Она живет в литературе, музыке, в памятниках и мемориалах, в истории наших семей и в наших сердцах. Наша задача – сохранить эту память, гордиться нашим славным героическим прошлым и рассказывать о нем следующим поколениям. И пока мы помним, мы не допустим повторения войны.

- Ребята, у вас на столах лежат лепестки огня, давайте зажжем свой вечный огонь, который будет символизировать ваше отношение к Великой Отечественной войне.

Красный – гордость;

Желтый – скорбь;

Оранжевый – слезы;

Белый – равнодушие

(Дети из своих лепестков собирают общий огонь)

- А теперь почтим память павших минутой молчания. Прошу всех встать. Склоним головы перед величием подвига наших солдат.

(звучит метроном)

 - Если бы каждому погибшему в этой войне посвятить минуту молчания, то население всей Земли замолчало бы на 30 лет.

(23  слайд)

Помните! Через века, через года

Помните! О тех, кто уже не придет никогда, -

Помните! Не плачьте! В горле сдержите стоны…

Памяти  павших,  будьте достойны!

Вечно достойны!

- День Победы – это замечательный, светлый праздник мира. Давайте же постараемся сберечь нашу удивительную планету от новой беды. Пусть больше никогда черные тучи войны не заслонят солнце над нашей Родиной. Пусть всегда будет мир!

- На этом наше мероприятие окончено.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Память бережно храним

Данное мероприятие посвященно ко Дню Победы....

Классный час "Память бережно храним"

Данная разработка помогает решить такие воспитательные аспекты как: преемственность поколений, чувство патриотизма, любовь к Родине....

Конспект мероприятия "Память бережно храним"

Конспект классногочаса , посвященного Дню Победы " И память бережно храним"...

Память бережно храним

Литературно-музыкальный классный час для 10-11 классов...

Открытое мероприятие_ПАМЯТЬ БЕРЕЖНО ХРАНИМ

Открытое мероприятие_"ПАМЯТЬ БЕРЕЖНО ХРАНИМ!" Патриотическое воспитание подрастающего поколения одна из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатна...

Классный час «ПАМЯТЬ БЕРЕЖНО ХРАНИМ…»

Классный час к Дню Победы....

"Мы память бережно храним (из опыта работы музея ДОУ)

Этот текст является сопровождением к ролику "Музей образовательной организации" из опыта работы по патриотическому воспитанию, приуроченный к Великой Победе 1945 года....