Конспект читательской конференции на тему "Добрая книга"
методическая разработка (7, 8, 9, 10, 11 класс)

Кастерина Татьяна Ивановна

В конспекте представлены историческая справка о возникновении книги, содержание текста произведений М.Шолохова "Судьба человека", А.Платонова "Юшка", вопросы к произведениям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konferentsiya_po_literature.docx31.93 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Кулеватовская СОШ»

ЧИТАТЕЛЬСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

Подготовила: учитель литературы

                                                                                                   Кастерина Т.И.

2019-2020 учебный год

Читательская конференция «Добрая книга».

Цель:

- знакомство с книгами разных авторов и эпох; развитие кругозора и привлечение к чтению художественной литературы.

Предметные УУД:

- научиться работать с текстом, самостоятельно выделять главное;

- владеть навыками анализа художественного произведения.

Метапредметные УУД:

- коммуникативные: владеть монологической речью; полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

- регулятивные: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; осознавать самого себя как движущую силу своего научения;

- познавательные: объяснять авторскую позицию и способы  ее выражения.

Личностные УУД: формирование навыков самодиагностики в индивидуальной деятельности при консультативной помощи учителя.

Оборудование: презентация, выставка книг, портреты писателей, карточки.

Ход мероприятия.

I. Слово учителя.

- Здравствуйте. Мы присутствуем на читательской конференции «Добрая книга», и я рада приветствовать всех.

Итак, мы начинаем.

Чтение стихотворения Т. Л. Щепкиной-Куперник «Что же такое книга?» (подготовленный ученик)

Что же такое книга?

Отраженье исчезнувших лет,

Облегченье житейского ига,

Вечных истин немеркнущий свет –

Это – книга! Да здравствует книга!

          Неустанных исканий залог,

          Радость каждого нового сдвига,

          Указанье грядущих дорог –

          Это – книга! Да здравствует книга!

Чистых радостей светлый исток,

Закрепленье счастливого мига,

Лучший друг, если ты одинок, –

Это – книга! Да здравствует книга!

Учитель:

Действительно, только в книге мы можем найти ответы на многие жизненные вопросы. Из книг мы узнаем об эпохе, в которой жил герой, о быте, о нравственных ценностях, которые ценились в то или иное время. Важно помнить, что любое художественное произведение учит только доброму: любви к близким людям, искренности, милосердию, патриотизму и т.д.

 - Не каждый знает, какой путь прошла книга, прежде чем предстать перед нами в том виде, в каком мы ее видим в настоящее время.

Исторические факты о книге (ученик)

  • Своеобразные книги – это рисунки древних людей на стенах пещер. На стенах храма в Фивах (Египет) высечена летопись, каменные страницы которой достигают 40 метров в ширину.
  • Писали в старину книги на бересте – коре берёзы, а в Египте на папирусе. Писали и острым камнем, и металлическими палочками, и кукурузными стеблями,  и гусиными перьями.
  • Первые древнерусские книги писали летописцы (самый известный Нестор). Дело было нелёгким, летописец часто стоял на коленях и выводил буквы. Первая буква, как правило, писалась красной краской, украшалась цветами, изображением голов необыкновенных животных (отсюда и выражение «писать с красное строки»). Чтобы книга дольше сбереглась, титульная страница часто была из шкуры, украшалась драгоценными камнями.
  • Первая печатная книга на Руси появилась в 1564 году. Иван Федоров больше десяти лет работал над созданием типографии, затем целый год печатал свою первую книгу – «Апостол». В Москве из-за духовенства он не смог продолжать работу, переехал во Львов, там напечатал в 1574 году «Львовский апостол».

Учитель:

До души каждого человека может достучаться литература. Силу добра можно показать на произведениях русских и зарубежных писателей.

 А теперь давайте обратимся к читательскому опыту учеников, которые познакомят нас со своими любимыми произведениями, в которых есть добро.

Присутствующие гости – журналисты подготовят вопросы к прослушанным  произведениям.

II. Выступление учащихся (презентация.)

1-ый учащийся: знакомит с содержанием рассказа М.А. Шолохова "Судьба человека" (1956г)

На Верхнем Доне наступила первая весна после войны. Припекающее солнце тронуло лёд на реке и началось половодье, превратившее дороги в размытую не проездную жижу.

Автору рассказа в эту пору бездорожья нужно было попасть в станцию Букановская, до которой было порядка 60 км. Он добрался до переправы через реку Еланку и вместе с сопровождающим его шофером переплыл на дырявой от старости лодке на другой берег. Водитель вновь уплыл, а рассказчик остался его ждать. Так как шофёр обещал вернуться только через 2 часа, повествователь решил сделать перекур. Он достал папиросы, которые намокли во время переправы, и разложил их сушить на солнышке. Рассказчик присел на плетень и призадумался.

В скором времени от мыслей его отвлёк мужчина с мальчиком, которые двигались по направлению к переправе. Мужчина подошёл к рассказчику, поздоровался с ним и поинтересовался: долго ли ждать ещё лодку. Решили вместе перекурить. Повествователь хотел спросить собеседника, куда он в такое бездорожье направляется с маленьким сыном. Но мужчина его опередил и заговорил о прошедшей войне.
Так повествователь и познакомился с кратким пересказом жизненной истории мужчины, которого звали Андрей Соколов.

Жизнь до войны

Несладко пришлось Андрею ещё в довоенное время. Будучи молодым парнишкой, уехал он на Кубань работать на кулаков (зажиточных крестьян). Это был суровый период для страны: шёл 1922 год, голодное время. Вот и умерли мать, отец и сестра Андрея с голоду. Остался он совсем один. Вернулся он на родину только через год, продал родительский дом и женился на сироте Ирине. Хорошая попалась супруга Андрею, послушная и не ворчливая. Ирина любила и уважала мужа.

В скором времени у молодой пары появились дети: вначале сынишка Анатолий, а затем дочки Олюшка и Настенька. Обустроилась семья хорошо: жили в достатке, дом свой отстроили. Если раньше Соколов выпивал с друзьями после работы, то теперь спешил домой к любимой жене и детям. В 29-м ушёл Андрей с завода и стал работать шофёром. Пролетели для Андрея ещё 10 лет незаметно.

Война нагрянула неожиданно. Андрею Соколову пришла повестка из военкомата, и он уходит на фронт.

Военное время

Провожали Соколова на фронт всей семьёй. Плохое предчувствие терзало Ирину: будто в последний раз она видится с мужем.

Во время распределения получил Андрей военный грузовик и отправился за его баранкой на фронт. Но повоевать ему долго не пришлось. Во время наступления немцев Соколову было отдано задание: поставить боеприпасы солдатам в горячую точку. Но довести снаряды к своим не получилось – фашисты подорвали грузовик.

Когда чудом выживший Андрей очнулся, то увидел перевёрнутый грузовик и подорванные боеприпасы. А бой уже шёл где-то позади. Тут Андрей понял, что попал прямо в окружение к немцам. Русского солдата фашисты сразу приметили, но убивать не стали – рабочая сила нужна. Так оказался Соколов в плену вместе с однополчанами. 

Пленников загнали в местную церквушку переночевать. Среди арестованных оказался военный врач, который пробирался в темноте и опрашивал каждого солдата о наличии ранений. Соколова очень беспокоила рука, вывихнутая во время случившегося взрыва, когда его выбросило из грузовика. Доктор вправил Андрею конечность, за что солдат был ему очень благодарен.

Ночь оказалась беспокойная. В скором времени один из пленных начал просить немцев выпустить его справить нужду. Но старший конвоя запретил кого-либо выпускать из церкви. Пленный не выдержал и заплакал: «Не могу, — говорит, — осквернять святой храм! Я же верующий, я христианин!». Немцы застрелили надоедливого богомольца и ещё несколько пленных.

После этого арестованные притихли на некоторое время. Затем начались разговоры шёпотом: стали друг друга расспрашивать, кто откуда родом и как попал в плен.

Соколов услышал рядом с собой тихий разговор: один из солдат угрожал взводному, что расскажет немцам о том, что тот не простой рядовой, а коммунист. Угрожавшего, как выяснилось, звали Крыжнев. Взводный умолял Крыжнева не выдавать его немцам, но тот стоял на своём, аргументируя, «что своя рубашка к телу ближе».

После услышанного Андрея затрясло от ярости. Он решил помочь взводному и убить подлого партийца. Впервые в жизни Соколов убил человека, и так противно стало ему, будто он «какого-то гада ползучего душил».

Лагерные работы

Утром фашисты стали выяснять, кто из пленных относится к коммунистам, комиссарам и евреям, чтобы расстрелять их на месте. Но таковых не оказалось, как и предателей, которые могли выдать.

Когда арестованных пригнали в лагерь, Соколов начал думать, как ему к своим вырваться. Однажды представился пленному такой случай, удалось убежать и оторваться от лагеря на 40 км. Только по следам Андрея шли собаки, и в скором времени его поймали. Натравленные собаки порвали на нём всю одежду и искусали в кровь. Поместили Соколова в карцер на месяц. После карцера последовали 2 года тяжких работ, голода, издевательств.

Попал Соколов на работы в каменный карьер, где пленные «вручную долбили, резали, крошили немецкий камень». От тяжёлых работ погибло больше половины рабочих. Не выдержал как-то Андрей, и произнес опрометчивые слова в сторону жестоких немцев: «Им по четыре кубометра выработки надо, а на могилу каждому из нас и одного кубометра через глаза хватит».

Нашёлся предатель среди своих, и доложил об этом фрицам. На следующий день Соколова попросило к себе немецкое начальство. Но прежде чем вести солдата на расстрел, комендант блока Мюллер предложил ему выпить и закусить за победу немцев.

Практически глядя в глаза смерти, отважный боец отказался от такого предложения. Мюллер только улыбнулся и приказал пить Андрею за свою гибель. Терять пленному уже было нечего, и он выпил за избавление от своих мук. Несмотря на то, что боец был очень голодным, к закуске фашистов он так и не притронулся. Немцы налили второй стакан арестованному и снова предлагают ему закусить, на что Андрей ответил немцу: «Извините, герр комендант, я и после второго стакана не привык закусывать». Рассмеялись фашисты, налили Соколову третий стакан и решили не убивать его, потому что он показал себя как настоящий, верный своей родине солдат. Его отпустили в лагерь, а за проявленную смелость дали буханку хлеба и кусок сала. В блоке разделили провизию поровну.

Побег

В скором времени Андрей попадает работать на шахты в Рурскую область. Шёл 1944 год, Германия стала сдавать свои позиции.

По случайности немцы узнают, что Соколов бывший шофёр, и он поступает в услужение немецкой конторы «Тодте». Там он становится личным водителем толстого фрица, майора армии. Через некоторое время немецкого майора посылают в прифронтовую полосу, а вместе с ним и Андрея.

Вновь пленного стали посещать мысли о побеге к своим. Однажды подметил Соколов пьяного унтера, завёл его за угол снял с него все обмундирование. Форму Андрей спрятал под сиденье в машине, а также припрятал гирю и телефонный провод. Для осуществления плана всё было готово.

Как-то утром приказывает майор Андрею везти его за город, где тот руководил постройкой. В дороге немец задремал, и как только выехали за город, Соколов достал гирьку и оглушил немца. После герой достал припрятанную форму, быстро переоделся и поехал во весь опор в сторону фронта.

На этот раз удалось храброму солдату добраться к своим с немецким «гостинцем». Встретили его как настоящего героя и обещали к государственной награде представить.
Дали бойцу месяц отгула: подлечиться, отдохнуть, с родными повидаться.

Отправили Соколова для начала в госпиталь, откуда он сразу написал письмо жене. Прошло 2 недели. Приходит с родины ответ, но не от Ирины. Письмо писал их сосед, Иван Тимофеевич. Не радостным оказалось это послание: жена и дочки Андрея погибли ещё в 42-м. Немцы подорвали дом, где они жили. Осталась от их хатёнки лишь глубокая яма. Выжил только старший сын, Анатолий, который после гибели родных попросился на фронт.

Андрей приехал в Воронеж, посмотрел на место, где раньше стоял его дом, а теперь яма, наполненная ржавой водой, и в этот же день отправился в дивизию обратно.

В ожидании встречи с сыном

Долго не верил Соколов своему несчастью, горевал. Жил Андрей только надеждой свидеться с сыном. Между ними началась переписка с фронта и отец узнаёт, что Анатолий стал командиром дивизии и получил множество наград. Гордость переполняла Андрея за сына, и в мыслях он уже стал рисовать, как заживут они с сыном после войны, как он станет дедом и будет нянчить внуков, встретив спокойную старость.

В это время русские войска стремительно наступали и отодвигали фашистов к немецкой границе. Теперь вести переписку не было возможности, и только к концу весны отец получил весточку от Анатолия. Солдаты подошли вплотную к германской границе – 9 мая наступил конец войны.

Взволнованный, счастливый Андрей ждал с нетерпением встречи с сыном. Но недолгой была его радость: Соколову сообщают, что командира батареи подстрелил немецкий снайпер 9 мая 1945, в День Победы. Проводил отец Анатолия в последний путь, похоронив сына на немецкой земле.

Послевоенное время

В скором времени Соколова демобилизовали, но возвращаться в Воронеж он не захотел из-за тяжёлых воспоминаний. Тогда он вспомнил о военном друге из Урюпинска, приглашавшего его к себе. Туда ветеран и направился.

Друг жил с женой на окраине города, детей у них не было. Пристроил приятель Андрея работать шофёром. После работы Соколов часто заходил в чайную, чтобы пропустить стаканчик-другой. Возле чайной Соколов приметил беспризорного мальчишку лет 5-6. Андрей узнал, что беспризорника звали Ванюшка. Ребёнок остался без родителей: мать погибла во время бомбёжки, а отца убили на фронте. Андрей решил усыновить ребёнка.

Привёл Соколов Ваню в дом, где жил с семейной парой. Мальчика вымыли, накормили и одели. Стал ребёнок своего отца в каждый рейс сопровождать и ни за что не соглашался оставаться дома без него.

Так и жили бы сынишка с отцом ещё долго в Урюпинске, если бы не один инцидент. Ехал как-то Андрей на грузовике в непогоду, машину занесло, и сбил он с ног корову. Животное осталось невредимым, а Соколова лишили водительских прав. Списался тогда мужчина ещё с одним сослуживцем из Кашары. Тот пригласил его к себе поработать и обещал, что поможет получить новые права. Вот они и держат сейчас путь с сыном в Кашарский район. Признался Андрей рассказчику, что всё равно бы долго в Урюпинске не выдержал: тоска не даёт ему засиживаться на одном месте.

Всё бы хорошо, но сердце у Андрея стало пошаливать, боится не выдержит, и сынишка один останется. Каждый день своих покойных родных стал мужчина видеть, будто зовут его к себе: «Разговариваю обо всем и с Ириной, и с детишками, но только хочу проволоку руками раздвинуть, — они уходят от меня, будто тают на глазах… И вот удивительное дело: днем я всегда крепко себя держу, из меня ни «оха», ни вздоха не выжмешь, а ночью проснусь, и вся подушка мокрая от слез…»

Тут показалась лодка. На этом и закончилась история Андрея Соколова. Он попрощался с автором, и они двинулись к лодке. С грустью рассказчик смотрел этим двум близким, осиротевшим людям вслед. Ему хотелось верить в лучшее, в лучшую дальнейшую судьбу этих чужих ему людей, ставших для него за пару часов близкими.

Ванюшка повернулся и помахал повествователю на прощание.

Вопросы:

1)Какова была довоенная жизнь Соколова? (Он работал слесарем, потом шофером грузовика, был счастливо женат и имел троих детей)

2)Как Соколову удалось избежать расстрела? (Он, не закусывая, выпил три рюмки водки, не желая брать у коменданта подачку в виде хлеба)

3) Что случилось с Соколовым после войны? (Семья Соколова погибла, он долго скитался по разным городам, пока не нашел в Урюпинске беспризорника Ванюшку)

4) Какие нравственные качества присутствуют в характере Андрея Соколова? (доброта, милосердие, сочувствие, смелость, любовь к людям, Родине)

2-ой учащийся: знакомит с содержанием рассказа А.Платонова «Юшка» (1935г). 

«Давно, в старинное время, жил у нас на улице старый на вид человек». Он работал в кузнице подручным помощником, так как плохо видел и «в руках у него было мало силы». Мужчина помогал носить в кузницу песок, уголь, воду, раздувал горн и делал другую подсобную работу.

Звали человека Ефимом, но все люди называли его Юшкой. «Он был мал ростом и худ; на сморщенном лице его» «росли по отдельности редкие седые волосы; глаза же у него были белые, как у слепца».

За работу кузнец его кормил, а также выдавал жалование – семь рублей шестьдесят копеек в месяц. Однако Юшка деньги почти не тратил – чай с сахаром он не пил, а «одежду носил долгие годы одну и ту же».

Когда рано утром Юшка шел на работу, все понимали, что пора вставать. А когда он вечером возвращался – что пора ужинать и ложиться спать.

Все в городе обижали Юшку. Когда мужчина шел по улице, дети бросали в него камни и ветки. Юшка не ругался, не обижался на них и даже не закрывал лицо. Дети «радовались тому, что с ним можно все делать, что хочешь». Юшка же не понимал, зачем они мучают его. «Он верил, что дети любят его», «только они не умеют любить, и поэтому терзают его».

Родители, ругая детей, говорили: «Вот ты будешь такой же, как Юшка!».

Иногда и пьяные взрослые начинали ругать и сильно бить Юшку. Он все переносил молча и «потом долго лежал на пыли в дороге». Тогда за ним приходила дочь кузнеца и, поднимая, спрашивала Юшку, зачем он живет – лучше бы уже умер. Но мужчина каждый раз удивлялся: «зачем ему умирать, когда он родился жить». Юшка был уверен, что народ его хотя и бьет, но любит: «сердце в людях бывает слепое».

Юшка с детства «грудью страдал», из-за чахотки он выглядел гораздо старше своих лет. Каждое лето, в июле или августе, он уходил в деревню. Зачем – никто не знал, только догадывались, что где-то там живет его дочь.

Выходя за город, Юшка «дышал благоуханием трав и лесов», здесь он не чувствовал мучавшей его чахотки. Уйдя далеко, он «склонялся к земле и целовал цветы», «поднимал с тропинки бабочек и жуков, которые пали замертво», «чувствуя себя без них осиротевшим».

Через месяц он возвращался и снова «работал с утра до вечера в кузнице» и снова люди «терзали» его. И снова он ждал лета, брал с собой накопленные «рублей сто» и уходил.

Однако болезнь все сильнее мучила Юшку, поэтому в одно лето он остался в городе. Как-то, когда мужчина шел по улице, его начал задевать «веселый прохожий», спрашивая, когда уже Юшка умрет. Всегда кротко молчавший, Юшка неожиданно рассердился и сказал, что раз он «по закону родился», то без него, как и без прохожего, «всему свету нельзя».

Прохожий тут же возмутился, что Юшка посмел сравнять его с собой, и сильно ударил мужчину в грудь. Юшка упал, «повернулся вниз лицом и более не пошевелился и не поднялся». Мертвого Юшку нашел столяр: «Прощай, Юшка, и нас всех прости. Забраковали тебя люди, а кто тебе судья!..» На похороны Юшки пришли все люди, которые мучили его при жизни.

 «Юшку похоронили и забыли его». Но людям без него стало жить хуже – теперь вся злоба и глумление, которые они вымещали на Юшке, «оставались среди людей и тратились меж ними».

Глубокой осенью к кузнецу пришла девушка и спросила, где найти Ефима Дмитриевича. Она рассказала, что была сиротой, а Юшка поместил ее маленькую «в семейство в Москве, потом отдал в школу с пансионом». Каждый год он приходил ее проведывать, принося деньги, чтобы она жила и училась. Теперь она уже окончила университет, выучившись на врача, и приехала сама, так как этим летом Ефим Дмитриевич не приходил ее проведать.

Девушка осталась в городе и стала работать в больнице для чахоточных, бесплатно помогая больным людям. «И все ее знают, называя дочерью доброго Юшки, позабыв давно самого Юшку и то, что она не приходилась ему дочерью».

Вопросы:

1)Как люди относились к Юшке? (били его, ругались)

2)Почему Юшка выглядел старше своих лет? (из-за болезни)

3) Куда уходил Юшка каждое лето? (в деревню)

3) Продолжите предложение: 

         «Я считаю, что платоновская «формула жизни» - это ….    (уметь любить человека, быть великодушным и милосердным, постоянно трудиться, дарить людям радость, быть кому-то необходимым, заботиться о ком-то) 

III. Подведение итогов.

Ребята, какой мы можем сделать вывод после знакомства с содержанием произведений? Чему учат произведения? Какие человеческие качества формируют? Каково авторское отношение к героям произведений?

IV.Составление кластера (карточки со словами: доброта, любовь, милосердие)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Читательская конференция по книге К.Паустовского "Заячьи лапы"

Читательская конференция представляет собой обобщающее мероприятие-итог по книге К.Паустовского "Заичьи лапы", в которую входит несколько рассказов. Именно по этим рассказам составлен кроссворд, вопро...

Читательская конференция по книге Б.Полевого "Повесть о настоящем человеке"

Разработка мероприятия  по теме:   «Настоящий человек»Цели: познакомить учащихся с жизнью и творчеством Б. Полевого; раскрыть характер главного героя в  повести; воспитывать такие ...

Читательская конференция по книге А.Приставкина «Ночевала тучка золотая»

Читательская конференция по книге  А.Приставкина «Ночевала тучка золотая» рассчитана на детей 8 - 9 класса. Это призыв к правде, добру, справедливости. "Моя повесть, - дополняет автор, - есть фак...

Читательская конференция по книге В.Закруткина "Матерь человеческая" 8-11 классы

На примере героини  повести раскрыть  учащимся духовную красоту  и величие, силу духа русской женщины, ее человечность, цельность натуры, мужество и стойкость в годы Великой Отечественн...

Сценарий читательской конференции по книге Э.Распе "Приключения барона Мюнхгаузена", 5 класс

Данный сценарий разработан с целью активизации читательского интереса учащихся 5 класса. Книга Э.Распе "Приключения барона Мюнхгаузена" - кнгиа юбиляр (230 лет со дня создания в 2014-2015 году). В теч...

читательская конференция по книге В.Катаева 8 вид (3-4 классы)

Читательская конференция по книге В.Катаева "Цветик-семицветик" 8 вид , 3-4 класс...

Материалы читательской конференции "Автору - память, книге - постамент"

Материалы читательской конференции "Автору - память, книге - постамент"...