Роль дополнительного образования в системе образования РФ
статья

Коркин Максим Валерьевич

В настоящее время дополнительное образование детей в нашей стране рассматривается как уникальный феномен сферы образования, как единый, целенаправленный процесс, который  объединяет воспитание, обучение и развитие личности. Основное предназначение данного процесса – удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности  современных детей. В статье подчеркивается значение персонализации дополнительного образования, значимость его целей, раскрыты принципы, которых оно должно придерживаться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1dopolnitelnoe_obrazovanie_v_sisteme_obrazovaniya_rf.docx37.62 КБ

Предварительный просмотр:

   Дополнительное образование в системе образования РФ.

Характер образования в России меняется, что подтверждает и ориентир на развитие инициативы, конкурентоспособности, мобильности будущих специалистов. Большую роль играет дополнительное образование, развивающее способности, ценностные ориентации, влияющее на жизненное и профессиональное самоопределение [1].

Дополнительное образование рассматривается как особый тип образования, представляющий собой процесс и результат развития личности ребенка в образовательной сфере, опирающийся на психолого-педагогический потенциал свободного времени; объединяющий  процесс воспитания, обучения и развития, способствующий самоопределению, самореализации и социализации личности.

Современное дополнительное образование принципиально расширяет возможности человека, предлагая большую свободу выбора, чтобы каждый мог определять для себя цели и стратегии индивидуального развития. Оно направленно на обеспечение персонального жизнетворчества обучающихся в контексте позитивной социализации как здесь и сейчас, так и на перспективу в плане их социально-профессионального самоопределения, реализации личных жизненных замыслов и притязаний.

Пронизывая уровни дошкольного, общего, профессионального образования, дополнительное образование становится для взрослеющей личности смысловым социокультурным стержнем, ключевой характеристикой которого является познание через творчество, игру, труд и исследовательскую активность.

Персонализация дополнительного образования усиливает его преимущества по сравнению с другими институтами образования посредством актуализации следующих аспектов:

  • участие в вариативных развивающих образовательных программах на основе добровольного выбора детей (семей) в соответствии с их интересами, склонностями и ценностями;
  • возможность выбора режима и темпа освоения образовательных программ, выстраивания индивидуальных образовательных траекторий (что имеет особое значение применительно к одаренным детям, детям с ограниченными возможностями здоровья);
  • право на пробы и ошибки, возможность смены образовательных программ, педагогов и организаций;
  • неформализованность содержания образования, организации образовательного процесса, уклада организаций дополнительного образования; вариативный характер оценки образовательных результатов;
  • тесная связь с практикой, ориентация на создание конкретного персонального продукта и его публичную презентацию;
  • возможность на практике применить полученные знания и навыки;
  • разновозрастный характер объединений; возможность выбрать себе педагога, наставника, тренера.

Важной отличительной чертой дополнительного образования детей также является открытость, которая проявляется в следующих аспектах:

  • нацеленность на взаимодействие с социально-профессиональными и культурно-досуговыми общностями взрослых и сверстников, занимающихся тем же или близким видом деятельности;
  •  возможность для педагогов и учащихся включать в образовательный процесс актуальные явления социокультурной реальности, опыт их проживания и рефлексии;
  • благоприятные условия для генерирования и реализации общественных как детских (подростковых), так и взрослых инициатив и проектов, в том числе развития волонтерства и социального предпринимательства.

Цель современного дополнительного образования  детей заключается в создании организационно-педагогических условий для профессионального, социального, личностного самоопределения, самореализации и развития ребенка.

        Основная цель дополнительного образования детей конкретизируется следующими задачами:

  • создание условий для проявления и развития разнообразных индивидуальных способностей детей;
  • воспитание и практическая подготовка свободного, самостоятельного, творческого, профессионально ориентированного гражданина, способного к сотрудничеству в интересах человека, общества, государства;
  • развитие и реализация интеллектуального потенциала, творческих способностей личности ребенка, формирование интереса и мотивации к творческой и исследовательской деятельности в конкретной сфере науки, техники, культуры, производства;
  • раскрытие и реализация творческого потенциала педагога.

        Реализация задач дополнительного  образования осуществляется на основе следующих принципов:

1. Принцип дополнительности  предполагает расширение знаний, полученных в системе общего образования, позволяет каждому ребенку удовлетворить свои персональные потребности за пределами образовательной организаций, способствовать развитию универсальный учебных действий личности.

2.Принцип личностного определения предполагает выбор  направления деятельности, темпа обучения по конкретной программе, а так же различных форм предоставления образовательных результатов.

3. Принцип индивидуализации образования предполагает создание условий для максимально свободной реализации каждым ребенком заданных природой задатков, проявления своих возможностей, которые служат главным побудительным мотивом творчества; организацию индивидуальной помощи ребёнку в процессе реализации его потребностей, в эмоциональном и широком общении не столько со сверстниками, сколько со значимыми взрослыми, в освоении рационального содержания человеческой жизни; активное участие педагога в автономном самоопределении ребенка, в стимулировании развития его способности осуществлять социально значимые действия, накапливать собственный личный опыт социальной деятельности.

4. Принцип преемственности и непрерывности образования обеспечивает преемственность и специализацию образования, затрагивающей те области знаний, к которым дети проявляют устойчивый интерес. Метапредметные связи, проектирование интегрированных образовательных программ, программ профессиональной ориентации позволяют обеспечивать  преемственность и непрерывность системы образования.

5. Принцип гуманизации образования предполагает создание психологически комфортной атмосферы, творчества, права выбора и равных условий для образования разных детей (одаренных, детей с ограниченными возможностями здоровья,  попавших в трудную жизненную ситуацию).

6. Принцип многообразия. Дополнительное образование детей характеризуется разнообразием: возрастов, способностей (музыкальных, спортивных, интеллектуальных, творческих и др.) и особенностей обучающихся (одаренные, с ограниченными возможностями здоровья);  а так же направленностей деятельности, типов и видов дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, форм организации образовательных объединений,

7.    Принцип единства обучения, воспитания и развития.

8. Принцип деятельностного подхода предполагает организацию процесса деятельности обучающихся, направленный на становление его сознания и его личности в целом.

9.   Принцип интегративности образования обеспечивает  интеграцию разных видов творческой деятельности, уровней их освоения, разнообразных форм организации.

10. Принцип вариативности обучения. Данный принцип обеспечивает свободный выбор вариантов образовательной деятельности всех участников учебно-образовательного процесса в разных сферах деятельности и взаимодействия. Обеспечивается вариативность содержанием и формами организации образовательного процесса.

11.  Принципы усиления социальной составляющей образования [2].

Современная реальность показывает, что реформирование системы общего образования невозможно без использования потенциала дополнительного образования детей. Эта составляющая образовательного пространства обладает потенциалом преемственности, непрерывности и межструктурного взаимодействия. Обладая мобильностью, интерактивностью, способностью быстро и точно реагировать на современный мир в интересах ребенка, его семьи, общества и государства, дополнительное образование детей социально востребовано.

Система дополнительного образования  создает  единое  образовательное пространство с другими типами образования, пронизывая уровни дошкольного, общего, профессионального образования.

В соответствии с положениями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» дополнительное образование детей необходимо рассматривать в контексте непрерывного образования, где данный подвид образования предназначен для всестороннего удовлетворения образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или), профессиональном совершенствовании и не сопровождается  повышением уровня образования (гл. I, ст. 2, п. 14).         

Понятие «непрерывное образование» хорошо известно. Во многих языках мира есть пословицы «Век живи — век учись» и «Учиться никогда не поздно», в соответствии с которыми непрерывное образование обозначает пожизненный последовательный процесс образования, обеспечивающий постоянное пополнение и расширение знаний у людей разного возраста.

Согласно определению Р. Даве  «непрерывное образование - это процесс личного, социального и профессионального развития индивида на протяжении его жизни, осуществляемый в целях совершенствования качества жизни. Это всеобъемлющая и объединяющая идея, включающая формальное, внеформальное и неформальное обучение». Непрерывное образование в его понимании предполагает любое целенаправленное обучение, осуществляемое на постоянной основе, с целью совершенствования знаний, умений и навыков (компетенций) в условиях информатизации общества, глобализации мировых процессов и стремительного научно-технического прогресса .

Таким образом, в настоящее время дополнительное образование детей в нашей стране рассматривается как уникальный феномен сферы образования, как единый, целенаправленный процесс, который  объединяет воспитание, обучение и развитие личности. Основное предназначение данного процесса – удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности  современных детей.


[1] Добрынина Галина Анатольевна Проблемы и пути модернизации системы дополнительного образования: управленческий аспект // Вестник ТГПУ. 2013. №1 (129). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/problemy-i-puti-modernizatsii-sistemy-dopolnitelnogo-obrazovaniya-upravlencheskiy-aspekt  (дата обращения: 28.05.2018). 

[2] Золотарёва Ангелина Викторовна Принципы организации дополнительного образования детей в России // Ярославский педагогический вестник. 2013. №1. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/printsipy-organizatsii-dopolnitelnogo-obrazovaniya-detey-v-rossii  (дата обращения: 28.03.2018). 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РОЛЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ЯЗЫКОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОЛЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯВ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ЯЗЫКОВОГО ОБРАЗОВАНИЯАракелян Л.Н., Аракелян А.Н....

Роль дополнительного образования в современной системе языкового образования

Дополнительное  образование детей по праву рассматривается  как важнейшая  составляющая образовательного пространства, сложившегося в  современном  российском  обществе....

Выступление на Районном семинаре «Роль дополнительного образования в творческом развитии учащихся». Тема выступления «Аэродизайн для младших школьников в сфере дополнительного образования».

Аэродизайн – это создание фигур и композиций из воздушных шаров, а также дизайн интерьеров и экстерьеров воздушными шарами.Воздушный шар живёт ярко и легко и … недолго. Как цветы, в своей одухотворённ...

Роль дополнительного образования в современной системе образования

Lополнительное образование  обладает возможностью объединить в единый процесс обучение, воспитание и развитие ребёнка. Оно предоставляет   обучающимся  широкие возможности для полу...

Роль дополнительного образования в образовательной системе России

О роли дополнительного образования в образовательной системе России...

«РОЛЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ЯЗЫКОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

              Система  дополнительного образования детей Российской Федерации в  ее  новом качественном состоянии развивается на протяжении бол...

Роль дополнительного образования в современной системе образования

       Система дополнительного образования детей - особый вид образования, направленный на всестороннее развитие интеллектуальных, духовно-нравственных, физических и професс...