Рабочая программа элективного курса по физике 9 класс «Методы решения физических задач»
рабочая программа (9 класс)

Нестерова Екатерина Викторовна

Помощь учителю в подготоке к ОГЭ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektiv_9_klass_fizika.docx24.11 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

 «Средняя  школа № 32 им. С.А. Лавочкина» города Смоленска

РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДЕНО

на заседании педагогического совета

приказом директора

Протокол № 1

МБОУ «СШ  № 32 им. С.А. Лавочкина»

от « 30 » августа 2019 г.

Приказ от « 30 » августа 2019 г. № 83-од

Рабочая программа элективного курса

«Методы решения физических задач»

Наименование учебного предмета:       ФИЗИКА                                        

Класс: 9

Уровень общего образования: основное общее образование

Учитель: Нестерова Екатерина Викторовна

Срок реализации программы, учебный год: 2019-2020

Количество часов по учебному плану: 17 ч; II полугодие – 17 ч, всего за год – 17 ч.

Составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта и примерной программы по математике.

Рабочую программу составила:     ___________________         ________________________________

                                         подпись                                        расшифровка  подписи

Пояснительная записка

Предлагаемый элективный курс предназначен для изучения в 9 классе в рамках предпрофильной подготовки и рассчитан на 34 часа. Содержание курса расширяет и углубляет знания учащихся по разделу «Механика». Раздел «Механика» является не только одним из важнейших разделов физики, но и одним из самых сложных разделов из–за используемого в нем обширного математического аппарата. В предлагаемый элективный курс вошел ряд вопросов механики, которые недостаточно отрабатываются в рамках базового курса физики, а именно: методы решения задач по механике.

Актуальность курса.

Решение задач – одно из средств развития мышления. Именно неумение решать задачи, незнание методов подхода к их решению создает у ученика отрицательное отношение к физике, а потеря интереса порождает неуверенность в собственных силах.

В школьном курсе физики задачам отводится вспомогательная роль. На уроках физики в основном изучают теорию, а не решают задачи. Под усвоением теории часто кроется запоминание, причем запоминание без понимания. Практика показывает, что теория запоминается значительно лучше, если ее не заучивать, а многократно использовать в процессе решения задач.

Элективный курс дает прекрасную возможность овладеть искусством решать задачи по механике.

Цели курса:

Обучающие: познакомить учеников с различными приемами и способами решения задач; такими, как: алгоритмы, аналогии, геометрические приемы, графические, метод размерностей. Сформировать у учащихся представление о классификации задач. Рассмотреть качественные и количественные, экспериментальные и познавательные, занимательные и комбинированные задачи.

Воспитательные: воспитать у учеников устойчивый интерес к изучению физики, продолжить знакомство учащихся с взаимосвязанностью и обусловленностью явлений окружающего мира.

Развивающие: развивать память, умения пользоваться полученными знаниями, формирование умений выдвигать гипотезы, логично и образно выражать свои мысли.

Во время изучения курса учащиеся имеют возможность оценить собственные силы, «испытать себя». Данный элективный курс позволит подойти осознанно к выбору физико-математического профиля обучения на старшей ступени. В то же время, в содержание курса включены вопросы занимательного характера, что делает элективный курс полезным и привлекательным и для тех школьников, которые не планируют изучать физику на профильном уровне в старшей школе. В связи с этим определяются
Задачи курса:

Расширение и углубление знаний учащихся по физике

  • Уточнение способности и готовности ученика осваивать предмет на повышенном уровне
  • Создание основы для последующего обучения в профильном классе.

Методы и организационные формы обучения и контроля знаний.
Курс опирается на знания, полученные при изучении базового курса физики. Основное средство и цель его освоения - решение задач. Кроме практикумов по решению задач при проведении занятий используются и такие формы учебной деятельности, как: лекции (обзорного плана), самостоятельные работы учащихся (групповые и индивидуальные), консультации, работа с учебной литературой, проведение эксперимента с реальными физическими приборами и с использованием электронных пособий. Освоение курса учащимися проверяется в форме тестовых заданий по окончании каждого раздела.

Содержание элективного курса (17 ч).

Вводное занятие. «Нет физики без задач» (1ч).

Классификация физических задач (качественные, количественные, экспериментальные, познавательные, графические). Примеры задач всех видов. Приемы и способы решения физических задач: алгоритмы, аналогии, геометрические приемы, метод размерностей, графический метод и др. Анализ условия задачи и полученного результата.

Основы кинематики (5 ч).Путь и перемещение. Прямолинейное равномерное движение. Графики прямолинейного равномерного движения. Средняя скорость. Прямолинейное равноускоренное движение. Графическое изображения переменного движения. Свободное падение тел. Движение тела, брошенного вертикально вверх. Движение тела, брошенного под углом к горизонту. Движение тела, брошенного с горизонтальной скоростью. Криволинейное движение. Закон сложения скоростей.

Основы динамики (5ч).

Закон всемирного тяготения. II закон Ньютона. Нахождение равнодействующей силы. III закон Ньютона. Силы упругости. Закон Гука. Силы трения. Сила тяжести. Вес тела. Движение тел в горизонтальном и вертикальном направлении. Движение системы связанных тел. Движение тел по наклонной плоскости. Движение тел по окружности. Применение законов динамики.

Законы сохранения в механике (3ч).

Импульс тела. Закон сохранения импульса. Механическая работа. Мощность.Закон сохранения энергии. Задачи на совместное применение законов сохранения в механике. Комбинированные задачи.

Промежуточная аттестация (1 ч)

Механические колебания и волны(2ч).

Свободные колебания. Колебания математического маятника и груза на пружине. Длина и скорость распространения волны.

Ожидаемые результаты.

  • Развитие познавательных интересов и творческих способностей на основе опыта приобретения новых знаний.
  • Сознательное самоопределение ученика относительно профиля дальнейшего обучения.

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения элективного курса по физике «Методы решения физических задач» ученик должен

знать/понимать смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии и импульса, механических колебаний и волн 

уметь

решать задачи на применение изученных физических законов различными методами

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

сознательного самоопределения ученика относительно профиля дальнейшего обучения.

Календарно – тематический план

Наименование разделов и тем

Вид занятия

Кол-во часов

Дата проведения занятия

Планируемая

Фактическая


Вводное занятие. «Нет физики без задач»


теоретическое занятие


1



Основы кинематики

5

Путь и перемещение.

Прямолинейное равномерное движение.

Графики прямолинейного равномерного движения.

Средняя скорость.


практическое занятие

1

Прямолинейное равноускоренное движение.

Графическое изображения переменного движения.

практическое занятие

1

Свободное падение тел. Движение тела, брошенного вертикально вверх Движение тела, брошенного под углом к горизонту

практическое занятие

1

Движение тела, брошенного с горизонтальной скоростью.

практическое занятие

1

Криволинейное движение.

Закон сложения скоростей.

практическое занятие

1


Основы динамики

5

Закон всемирного тяготения. II закон Ньютона. Нахождение равнодействующей силы III закон Ньютона.

практическое занятие

1



Движение тел в горизонтальном и вертикальном направлении.


практическое занятие


1




Движение системы связанных тел.


практическое занятие


1




Движение тел по наклонной плоскости.


практическое занятие


1




Движение тел по окружности.


практическое занятие


1



Законы сохранения в механике. 

3

Импульс тела. Закон сохранения ипульса.


практическое занятие


1



Механическая работа. Мощность. Закон сохранения энергии.


практическое занятие


1



Задачи на совместное применение законов сохранения в механике.


практическое занятие


1



Промежуточная аттестация

1

Механические колебания и волны 



2




Итого



17


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса по физике «Методы решения физических задач»(10-11 класс)

Рабочая программа по физике "Методы решения физических задач" для 10-11 классов. Курс расчитан на 2 года обучения (68 часов). Программа включает разделы:пояснительная записка, общая характеристика кур...

Рабочая программа элективного курса по физике "Методы решения задач по физике"

Рабочая программа элективного курса «Методы решения задач» рассчитана на два учебных года для учащихся 10- 11 классов,  составлена на основе «Программы элективных курсов. Физика. 9-11 классы. Про...

Элективный курс по физике в 10 классе "Методы решения физических задач"

Рабочая программа и КТП элективного курса по физике в 10 классе в 2013-14 уч.году...

Рабочая программа элективного курса в 9 классе «Практикум решения математических задач при подготовке к ОГЭ»

Рабочая программа элективного курса  в 9 классе «Практикум решения математических задач при подготовке к ОГЭ»...

Рабочая программа элективного курса по физике «Методы решения физических задач»

Рабочая программа элективного курса по физике«Методы решения физических задач»                 (к учебнику Элективный ку...

Элективный курс "Просто о сложном: методы решения физических задач"

Программа элективного курса для учащихся 10-го гумманитарного класса, желающих более углубленно изучать физику. Программа позволяет при 2-х часах физики в неделю подготовитьучащихся к сдаче ЕГЭ за сче...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Элективного курса по физике «Методы решения физических задач при подготовке к сдаче ЕГЭ» 10-11 класс 2019

Процесс решения задач служит одним из средств овладения системой научных знаний  по тому или иному  учебному предмету. Особенно велика его роль при обучении физике, где задачи выступают дейс...