Статья "Использование метода учебного проекта в практике работы педагога дополнительного образования"
статья (5, 6, 7 класс)

Создание в школе условий для проектной работы способствует активному вовлечению детей в творческий поиск, увеличивает объём знаний, добытых самостоятельно; возрастает интерес среди обучающихся, которые недостаточно активно проявляют себя в привычной для них урочной системе. Проектная работа становится средством индивидуализации образовательного процесса.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сотская Ирина Игоревна

педагог дополнительного образования

ГБОУ школа №428 Приморского района Санкт-Петербурга

Использование метода учебного проекта в практике работы педагога дополнительного образования

Перемены в организации образовательного пространства требуют поиска инновационных методов и форм обучения, которые помогут не столько дать ребенку как можно больше конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, сколько вооружить его такими универсальными способами действий, которые помогут ему развиваться и самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе.

Общеизвестно, что учащиеся прочно усваивают только то, что прошло через их индивидуальное усилие. Проблема самостоятельности учащихся при обучении не является новой. Этому вопросу отводили исключительную роль ученые всех времен. Эта проблема является актуальной и сейчас. Внимание к ней объясняется тем, что самостоятельность играет весомую роль не только при получении среднего образования, но и при продолжении обучения после школы, а также в дальнейшей трудовой деятельности. В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении и в дополнительном образовании приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Ведущее место среди таких методов, я считаю, принадлежит сегодня методу проектов. Он позволяет приблизить обучение, учебную деятельность школьников к решению практических, общественно значимых задач, что реализует идею сближения школьного образования с жизнью, делает процесс обучения активным и личностно значимым.

Метод проектов обеспечивает заявленный в Стандарте деятельностный подход к обучению, позволяющий быстрее и легче реализовать перевод обучающегося в режим саморазвития. Проектная технология в педагогике существует уже давно. Основан метод проектов в американской школе начала ХХ века Джоном Дьюи, применялся и в отечественной практике в 20-З0-е годы. В последнее время этому методу вновь уделяется пристальное внимание, так как проектная деятельность становится особенно актуальной в современном информационном обществе.

На мой взгляд, проектная деятельность становится столь востребованной в современной школе также благодаря универсальности этой технологии. 

Метод проектов позволяет в процессе работы сочетать различные образовательные технологии.

  • Во-первых, проектная деятельность направлена на сотрудничество учащихся и преподавателей. Учитель выступает консультантом, партнером, организатором познавательной деятельности своих учеников. Таким образом, метод проектов тесно связан с педагогикой сотрудничества.
  • Во-вторых, проектная технология ориентирована на личностные характеристики учащегося и позволяет применять все режимы работы: индивидуальный, парный, групповой, коллективный. Здесь мы видим взаимосвязь метода проектов с личностно-ориентированным обучением и с технологиями групповой и индивидуальной деятельности. Возможность каждого обучающегося работать в своем режиме способствует созданию условий для ситуации успеха, а также реализации здоровьесберегающих технологий в обучении.
  • В-третьих, основное предназначение метода проектов состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических, исследовательских или творческих задач, требующих интеграции различных предметных областей. Межпредметные связи, которые сейчас обязательно присутствуют в содержании любой образовательной программы, осуществляются в ходе проектной работы в сочетании с интегрированными технологиями обучения.
  • В-четвертых, проектная деятельность требует умения ориентироваться в информационном пространстве. Современные информационные технологии способствуют эффективности проектного метода. По ходу работы ученики могут использовать компьютер как инструмент поисковой и оформительской работы.

В основе проектной технологии лежит развитие познавательных навыков учащихся, поэтому проектный метод можно отнести к исследовательскому типу, что, в свою очередь, предполагает применение исследовательских методик. Таким образом, у учащихся развивается познавательный интерес, появляется возможность углубить знания, выявить свои склонности и способности, научиться экспериментировать, наблюдать, работать с литературой, выступать с докладом.

Таким образом, универсальность метода проектов предоставляет педагогу широкие возможности его использования как в учебной, так и во внеклассной работе.

Применение метода проектов определяется рядом требований:

  • Наличие проблемы (задачи), требующей поиска для ее решения. Затем определяется цель проектной работы и задачи.
  • Структурирование содержательной части проекта. Необходимо четкое планирование действий, поэтому работа над проектом разбивается на этапы.
  • Самостоятельная деятельность учащихся. Используется распределение (если имеется в виду групповая работа) заданий для каждого участника, которые учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.
  • Использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы.
  • Практическая значимость предполагаемых результатов. Работая над проектом, учащиеся не только приобретают новые знания, навыки, опыт, но и используют их в своей деятельности.
  • Реализация проекта, т.е. конечный продукт. Законченный проект предполагает создание конечного продукта и его реализацию (например, изготовление наглядного пособия). Результатом выполненных проектов могут быть видеофильмы, альбомы, журналы, компьютерные презентации, поделки, и т.д.

Современная классификация проектов разнообразна. На основе преобладающей деятельности учащихся можно выделить следующие виды проектов:

  • практико-ориентированный проект;
  • исследовательский проект;
  • информационный проект;
  • творческий проект;
  • ролевой проект;
  • межпредметный проект.

Проект также может быть завершенным или открытым для продолжения работы. В практической деятельности очень редко можно встретить проекты, полностью соответствующие классификации. Обычно виды проектов взаимосвязаны, поэтому легко сочетаются друг с другом.

Создание в школе условий для проектной работы способствует активному вовлечению детей в творческий поиск, увеличивает объём знаний, добытых самостоятельно; возрастает интерес среди обучающихся, которые недостаточно активно проявляют себя в привычной для них урочной системе. Проектная работа становится средством индивидуализации образовательного процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные проекты, используемые в работе педагога дополнительного образования

Характерной особенностью нашего времени является активизация инновационных процессов в образовании. Инновационные нововведения коснулись и дополнительного образования, как системы общего образования.И...

Использование метода учебного проекта в практике работы учителя физической культуры

Поиск новых стратегий в преподавании теоретической части физической культуры....

« Использование метода учебного проекта в практике работы учителя английского языка»

Данная статья предназначена для учителей, которые используют на своих уроках метод проектной деятельности...

Использование метода учебного проекта в практике работы учителя английского языка.

Одной из технологий, которую я использую на уроках, является метод проектов, обеспечивающий личностно-ориентированное обучение. Технология проектов разнообразна. Проекты могут быть объёмными и длитель...

Методическая разработка "Электронные образовательные ресурсы в практике работы педагога дополнительного образования"

Методическая разработка предназначена для проведения занятия с педагогами дополнительного образования по применению электронных образовательных ресурсов в учебном процессе....

Использование ИКТ в практике работы педагога дополнительного образования

Ввиду того, что предмет «Изобразительное искусство» предусматривает большое количество межпредметных связей и включает в себя демонстрации практически всего окружающего мира, то иллюстративного ма...