Проект " Жизнь и быт коренных народов Севера"
проект (6 класс)

Ильясова Римма Алексеевна

Проект " Жизнь и быт коренных народов Севера" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhizn_i_byt_korennyh_narodov_severa.docx34.84 КБ

Предварительный просмотр:

КОУ «Специальная учебно-воспитательная школа №2» г. Сургут

Тема исследования:

 «Жизнь и быт коренных народов Севера»

Авторы проекта:

Толшмяков Матвей, Банков Павел, Бугонин Богдан.

Научный руководитель:

Ильясова Римма Алексеевна,

учитель русского языка и литературы  КОУ«СУВШ №2».

2020

Оглавление

1.

Введение

Цель работы, задачи………………………………………………………………3

Объект и методы исследования………………………………………………….3

Актуальность темы и гипотеза…………………………………………………...3

2. История возникновения народов ханты и манси…………………………….4

3. Жизненный уклад народов ханты и манси…………………………………...4

3.1 Жилища………………………………………………………………………..4

3.2 Одежда…………………………………………………………………………5

3.3Пища……………………………………………………………………………5

3.4 Традиционные занятия……………………………………………………….5

3.5 Средства передвижения..…………………………………………………….5

4. Выполнение бумажного макета "Стойбище хантов"………………………...5

5. Вывод……………………………………………………………………………6

6. Список использованной литературы………………………………………….6

     

 Ханты почитают природу, одухотворяют ее, наделяют человеческими чертами. Основной закон взаимоотношений человека с природой: «Ты можешь брать столько, сколько тебе потребуется для жизни, но не сверх того. Все, что взял у природы, должен употребить с пользой, но не с жадностью».

1.Введение

           Прочитав книги о Югре,  мы узнали очень много интересного о жизни коренных народов Севера – ханты и манси. Ханты и манси – это два северных  народа, близких по культуре и языку. Проживают, в основном, на территории Ханты-Мансийского АО. Разговаривают на хантыйском (остяцком) языке.

        Жизнь народов ханты и манси была тесно связана с природой.  Дома и посуду  они изготавливали из дерева. Основными помощниками в их хозяйстве были олени и собаки. Они занимались рыболовством, оленеводством и охотой.

Цель работы – изучить жизнь и быт коренных народов севера.

Задачи:

1. Изучить литературу по данному вопросу и интернет ресурсы.

2. Выполнить бумажный макет «стойбище хантов».

Объект исследования: жизнь и быт коренных народов Севера - ханты и манси.

Методы исследования: изучение, анализ, практическое применение полученных знаний.

Актуальность темы: в этом году исполняется 90 лет образованию нашего округа – ЮГРА. Мы живем в этом краю, и нам интересно узнать:

- Кто был первыми жителями этих мест?

- Как они выглядели?

 - Какова была их культура?

 - Как складывался их быт?

Гипотеза: Тесная взаимосвязь жизни и уклада коренных народов Севера с природой.  

2. История возникновения народов ханты и манси

            Своим названием Ханты-Мансийский автономный округ-Югра обязан коренным жителям – ханты и манси. Первые люди в нашем крае появились в глубокой древности, 8 – 10 тысяч лет назад. Они пришли с юга. Это были Угры - предки ханты и манси.

Жили ханты и манси в паулах - маленьких посёлках и укреплённых поселениях - городищах, которые располагались всегда в очень удобных  для промысла местах.

3.  Жизненный уклад коренных народов севера

3.1. Жилища

Их основное жилище – прямоугольные срубленные дома. Внутри дома располагалась печь – чувал, которая занимала весь угол. Она давала свет и тепло. Было  одно правило при строительстве дома – окна в сторону реки не делают и никогда не ложатся спать головой к реке.

Современные ханты живут в  чумах – это переносное жилище конусообразной формы. Каркас чума делается из жердей, летом его покрывают полотнами бересты, а зимой – шкурами оленей.

Лабаз

Около каждого жилища располагался амбар - лабаз. Это высокое строение, в котором хранились овощи, продукты, одежда. Ханты их строили высоко, для того чтобы грызуны не смогли  попасть в амбар и испортить запасы.   Амбар тоже похож на дом, но он стоит на высоких ножках.

3.2. Одежда

                  Одежду ханты и манси изготавливали из шкур оленей, диких зверей, собак, птиц (гагар, лебедей, уток и др.), кожи рыб (налима, стерляди, осетра). Утепляют одежду мехом белок, лисиц, песцов, зайцев, рысей. На одежде есть красивые орнаменты с изображением ушек зайцев и рогов оленя.

3.3. Пища

Основной пищей ханты и манси считается рыба, ее употребляют круглогодично в сыром, вареном, вяленом, копченом, сушеном, жареном и соленом виде. В летнее время варят уху,  коптят, вялят и солят рыбу. В зимнее время они едят строганину – свежемороженую рыбу.

Второй продукт питания ханты и манси – мясо. Мясо оленя и лося употребляют в пищу сырым, вареным, жареным, вяленым и копченым. Едят обские угры и медвежье мясо, но только варят без соли.

            Летом  в пищу употребляют ягоды. Сушат черемуху, смородину, чернику. Грибы в пищу не употребляли, считая их нечистыми.

3.4. Традиционные занятия

Главными занятиями ханты и манси является охота, рыболовство и оленеводство. Олени им  заменяют всех домашних животных: овец, коров, лошадей.  С их помощью они передвигаются на далекие расстояния. Из оленьих шкур они  утепляют жилище. Из рогов изготовляют различные орудия труда и лекарства.

3.5. Средства передвижения

Лодка. Жизнь ханты и манси так тесно связана с водой, что их трудно представить без лёгкой  лодки, называемой облас или обласок. Обычно облас изготовляли из осины ли кедра.                          

Лыжи. Зимой для передвижения использовали лыжи.

Нарты. Основной транспорт зимой –  это нарты –  собачьи или оленьи.

4. Выполнение бумажного  макета «стойбище хантов»

После  знакомства с книгами о Югре, мы решили изготовить  макет из бумаги «стойбище  хантов и манси». Ханты умели выбирать место для своего жилища. Они никогда не строили поселение на случайном месте. Все должно быть поблизости – лес для охоты и общения с духами, речка, где водится много рыбы, а также пастбища для оленей.

5. Вывод

В процессе работы над проектом «Стойбище хантов» мы сделали вывод, что несмотря на то, что ханты и манси относятся к малочисленным народам, они вносят огромный вклад в развитие культуры нашего края.

Вся проделанная работа очень полезна для нас и пригодится нам в дальнейшем.  

Этот проект научил нас  любить родной край, уважать культуру и традиции коренных народов Севера.

6. Список использованной литературы:

  1. Зашихин Е.С., Киричек Е.А., Проснякова Т.Н. Моя Югра, край, в котором я живу.- Москва, Аст-пресс школа, 2020.-112стр.
  2. Айпин, Е. Д. Ханты, или Звезда Утренней Зари - М.: Молодая гвардия 1990 - 71 стр.
  3. Гаврилова, О.Н. «Край родной. Азбука краеведения»  - Екатеринбург: ООО «СВ-96», 2001. – 392 стр.
  4. Интернет-ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Командная игра «ЛЮБИ и ЗНАЙ родной свой край» по предмету «Этнография коренных народов Севера»

Повторение и закрепление пройденного материала по предмету "Этнография коренных народов Севера", развитие познавательных способностей учащихся, воспитание любви к своей Родине - Югре....

Классный час "С новыми силами и вместе в 5 класс" (с элементами фольклора коренных народов Севера)

ссылки на видео и генератор облака слов: Поздравление робота Федора с Днем Знаний, Гора самоцветов "Проделки лиса" https://tvzvezda.ru/news/vstrane_i_mire/content/20198312329-4XAkh.html...

ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ С КУЛЬТУРОЙ, ОБРЯДАМИ И ПРАЗДНИКАМИ КОРЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА ЧЕРЕЗ ИЗУЧЕНИЕ ТРАДИЦИОННЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВОКУПНОСТИ С НАРОДНЫМ КАЛЕНДАРЕМ.

В докладе поднимается вопрос о сохранении традиционного наследия коренных малочисленных народов Севера через познание их быта, традиций и праздников на занятиях в художественных, образователь...

Проект В гости к коренным народам Севера

Проект В гости к коренным народам Севера можно провести на уроке при изучении Северного ЭР...