РАБОЧАЯ ПРОГРАММА "ГРАЦИЯ" СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
рабочая программа

АГАФОНОВА ОЛЬГА НИКОЛАЕВНА

Данная программа является модифицированной,  разработана и составлена в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки России от 17.12.2010 №1897.

Положения программы разрабатывались в соответствии со статьей 31 Федерального закона№329-Ф3 от 04.12.2007 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и  на основании методических пособий врачей лечебной физкультуры и спортивной медицины Степановой Н.М., Кузьминой Л.Г.

Адресат программы: Программа составлена для воспитанников в возрасте 7-18 лет. Рассчитана на  108  занятий в год, 3 занятия в неделю продолжительностью  40 минут и содержит все необходимые разделы для коррекции и профилактики различных видов нарушений и отклонений в здоровье (осанки, макро и микро моторики, зрения, плоскостопия, координации движений, сенсомоторики и т.д.)

Направленность программы: спортивно-оздоровительная.

Срок реализации:1(учебный) год.

Цель программы: формирование у несовершеннолетних первоначальных представлений о значении лечебной физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психологического), о ее позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации.

В соответствии с данной целью формируется комплекс основных взаимосвязанных задач: образовательных, оздоровительных и воспитательных

Оздоровительные задачи:

-укрепление здоровья воспитанников, гармоничное развитие всей мышечной системы;

- выработка правильной осанки, походки и профилактика плоскостопия;

-улучшение психического состояния, снятия стрессов;

- повышение умственной и физической работоспособности.

Образовательные задачи:

-вооружать воспитанников знаниями, умениями, навыками необходимыми при работе по программе;

-дать воспитанникам знания о правильной осанке, значении и функциях позвоночника, о нормах и соблюдении ортопедического режима, об охране своего здоровья.

Воспитательные задачи:

-воспитание дисциплинированности, выдержки, ориентировки, инициативности, морально-волевых и эстетических качеств;

-повышение интереса к систематическим занятиям с учётом состояния здоровья.

Предполагается, что освоение данной программы поможет естественному развитию организма ребенка, создаст необходимый двигательный режим и научит детей использовать специальные физические упражнения для укрепления своего здоровья.

Основное содержание программы составляют:

- специальные упражнения для профилактики нарушений осанки и плоскостопия у воспитанников;

- коррегирующая гимнастика;

-  подвижные игры предусматривают закрепление пройденного материала в игровой форме, повышают интерес к занятиям;

-дыхательная гимнастика.

Основными формами являются: теоретические и практические занятия, профилактические и оздоровительные мероприятия.

Начиная занятия, педагог должен иметь точное представление об индивидуальных особенностях ребенка, уровень его физического развития, состояния его двигательных навыков и умений. В зависимости от вида нарушений осанки и функциональных возможностей детей, предполагается  применение физических упражнений в разной последовательности и дозировке. Занятия проводятся группой до 8 человек  и строятся по следующей схеме:

Структура занятия: каждое занятие имеет определенную структуру: начинается с подготовительной части, затем следует основная часть и в конце - заключительная.

Планируемые результаты реализации программы: предполагается, что освоение данной программы поможет естественному развитию организма ребенка, создаст необходимый двигательный режим и научит детей организовывать свою здоровьесберегающую жизнедеятельность, освоенными способами и умениями

Новизной программы является комплексное решение в учреждении задач педагогического, психологического и, безусловно, спортивно-оздоровительного сопровождения каждого ребенка, что предусматривает создание условий, обеспечивающих реальную возможность индивидуального подхода и формирования правильной осанки, воспитание физически крепкого молодого поколения.

Мониторинг физического развития и реализации программы проводится в начале и в конце учебного года. Все полученные результаты заносятся в паспорт здоровья обучающихся. В конце реализации программы проводится итоговая диагностика

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gratsiyapoyasnitelnaya_zapiska.docx60.67 КБ
Microsoft Office document icon v_krugu_semi_poyasnit._1-10.doc97 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Вырастить здоровых, физически развитых детей — непростая задача. С каждым годом медицинские работники выявляют все больше детей с  нарушениями развития опорно-двигательного аппарата, плоскостопием. Причин, способствующих этому, много. Одной из них является сокращение двигательной активности детей из-за того, что основное внимание, как правило, уделяется «интеллектуальным» занятиям, следствием чего является снижение мышечного тонуса и общая слабость мышц, неспособных удерживать осанку в правильном положении.

Правильная осанка является одним из важных показателей здоровья. Из общего числа воспитанников, поступающих в учреждение, дети с нарушениями осанки  составляют 30%.

В связи с этим становится актуальной проблема поиска эффективных путей укрепления здоровья ребенка, профилактики заболеваний и увеличения двигательной активности, дающих стойкий результат и не имеющих негативных побочных эффектов.

 С этой целью в учреждении была создана модифицированная рабочая программа «Студия красоты и здоровья «Грация»», которая направлена на  профилактику нарушений осанки и плоскостопия у воспитанников, формирование у детей потребности в систематических занятиях физической культурой оздоровительной направленности.

 Данная программа  разработана и составлена в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки России от 17.12.2010 №1897.

Положения программы разрабатывались в соответствии со статьей 31 Федерального закона№329-Ф3 от 04.12.2007 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и  на основании методических пособий врачей лечебной физкультуры и спортивной медицины Степановой Н.М., Кузьминой Л.Г.

В нашем учреждении используются различные здоровьесберегающие технологии: утренняя гимнастика, прогулки на свежем воздухе и подвижные игры и т.д.

Новизной программы является комплексное решение в учреждении задач педагогического, психологического и, безусловно, спортивно-оздоровительного сопровождения каждого ребенка, что предусматривает создание условий, обеспечивающих реальную возможность индивидуального подхода и формирования правильной осанки, воспитание физически крепкого молодого поколения.

Адресат программы

Программа составлена для воспитанников в возрасте 7-18 лет. Рассчитана на  108 занятий в год, 3 занятия в неделю продолжительностью  40 минут и содержит все необходимые разделы для коррекции и профилактики различных видов нарушений осанки, плоскостопия.

Направленность программы: спортивно-оздоровительная.

Срок реализации:1(учебный) год.

Цель программы: приобщение подрастающего поколения к спортивно – оздоровительному образу жизни, о его позитивном влиянии на развитие человека (физическое, психологическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации.

В соответствии с данной целью формируется комплекс основных взаимосвязанных задач: образовательных, оздоровительных и воспитательных

Оздоровительные задачи:

-укрепление здоровья воспитанников, гармоничное развитие всей мышечной системы;

- выработка правильной осанки, походки и профилактика плоскостопия;

-улучшение психического состояния, снятия стрессов;

- повышение умственной и физической работоспособности.

Образовательные задачи:

-вооружать воспитанников знаниями, умениями, навыками необходимыми при работе по программе;

-дать воспитанникам знания о правильной осанке, о ее значении для здоровья.

Воспитательные задачи:

-воспитание дисциплинированности, выдержки, ориентировки, инициативности, морально-волевых и эстетических качеств;

-повышение интереса к систематическим занятиям с учётом состояния здоровья.

Предполагается, что освоение данной программы поможет естественному развитию организма ребенка, создаст необходимый двигательный режим и научит детей использовать специальные спортивно-оздоровительные упражнения для укрепления своего здоровья.

Основное содержание программы составляют:

- специальные упражнения для профилактики нарушений осанки и плоскостопия у воспитанников;

- коррегирующая гимнастика;

-  подвижные игры предусматривают закрепление пройденного материала в игровой форме, повышают интерес к занятиям;

-дыхательная гимнастика.

Основными формами являются: теоретические и практические занятия, спортивно- оздоровительные мероприятия.

Начиная занятия, педагог должен иметь точное представление об индивидуальных особенностях ребенка, уровень его физического развития, состояния его двигательных навыков и умений. В зависимости от вида нарушений осанки и функциональных возможностей детей, предполагается  применение физических упражнений в разной последовательности и дозировке.

 Занятия проводятся группой до 8 человек  и строятся по следующей схеме:

Структура занятия начинается с подготовительной части, затем следует основная часть и в конце - заключительная.

Подготовительная часть по продолжительности занимает 5-10 минут и имеет собственные задачи:

Задачи биологического аспекта - подготовка организма воспитанников к предстоящей работе (настрой центральной нервной системы, подготовка опорно-двигательного аппарата к выполнению упражнений основной части занятия.)

Задачи педагогического аспекта - формирование у детей умения выполнять двигательные действия в разном темпе с разной амплитудой и степенью мышечного напряжения.

Для решения этих задач в подготовительную часть включают различные средства: беседы, строевые упражнения, разновидности передвижений, самомассаж, вольные упражнения с элементами на координацию движений, несложные общеразвивающие и корректирующие упражнения, соответствующие нарушениям осанки и плоскостопию у детей.

Темп выполнения - медленный, умеренный и средний. Дозировка повторения упражнений - 6 - 8 повторений.

Основная часть занятия занимает 20 минут и содержит следующие задачи:

1.Формирование жизненно необходимых и специальных двигательных навыков.

2. Развитие волевых и физических качеств детей.

В основную часть входит коррегирующая гимнастика: упражнения из положения стоя, лежа на спине, на боку и на животе. Дозировка упражнений зависит от возраста воспитанников, в среднем - 8 -12 раз.

Заключительная часть занимает 5-10 минут. Основными ее задачами являются подведение итогов данного занятия, задание на дом.

В заключительной части занятия обычно используются упражнения на расслабление (релаксация), выполняемые в исходном положении лежа на спине, отвлекающие (на внимание, на координацию, спокойные игры, выполняемые с музыкальным сопровождением), дыхательные и специальные упражнения на ощущение правильной осанки, малоподвижные игры. 

На протяжении всего курса занятий не рекомендуется частая смена физических упражнений в занятиях корригирующей гимнастики. Каждый комплекс упражнений, составляющих занятие корригирующей гимнастики, рекомендуется менять только через 2-3 месяца, постепенно увеличивая нагрузку на мышцы в симметричных упражнениях, отягощения, в исходном положении лежа (гантели, манжетки с песком).  

Занятия строятся на следующих дидактических принципах:

1. Принцип сознательности и активности.

Эффективность занятий возможна лишь при активном отношении ребенка к занятиям. Так как по настоящему активным ребенок может быть только в деятельности, которая направлена на удовлетворение осознаваемых им самим потребностей, то объяснение педагогом перспективы формирования правильной осанки и стопы под влиянием физических упражнений повышает интерес детей к занятиям.

2. Принцип наглядности.

 При обучении физическим упражнениям нужно привлекать по возможности все анализаторы и применять разнообразные наглядные приемы: показ упражнений, использование наглядных пособий, имитации, зрительных, звуковых ориентиров и др.

3. Принцип систематичности.

Предполагает учет постепенности, последовательности, регулярности занятий. Занятия физическими упражнениями начинаются с простых и легких, известных детям упражнений. По мере роста функциональных возможностей назначаются более сложные упражнения.

4. Принцип индивидуального подхода и доступности.

Предусматривает учет возрастных и индивидуальных (возможностей) особенностей, тренированности детей.

Организационно-методические рекомендации

Программа содержит подробный перечень тем и вопросов, которые необходимо освоить детям за время обучения.

Правильный психолого-педагогический подход к детям, является мощным фактором воздействия. Чувство мышечной радости порождает у ребенка стойкие положительные эмоции и является надежным средством повышения эффективности организма.

Материал разработан таким образом, чтобы обеспечить последовательность обучения движениям, систематичность увеличения нагрузки, постепенное развитие функциональных способностей занимающихся.

Прогнозируемый результат: дети, занимающиеся в  студии красоты и здоровья «Грация» должны

 знать:

-связи спортивно-оздоровительных занятий с укреплением здоровья и повышением физической подготовленности человека;

- режимы дня и личной гигиены;

-правила подготовки мест для самостоятельных спортивно-оздоровительных занятий.

уметь:

- выполнять комплексы утренней зарядки и физкультминуток;

-выполнять комплексы упражнений (с предметами и без предметов),  воздействующих на формирование правильной осанки;

-выполнять комплексы упражнений на локальное развитие отдельных мышечных групп;

- выполнять упражнения на профилактику плоскостопия;

- выполнять комплексы дыхательных упражнений;

-выполнять строевые упражнения.

 Работа с родителями предусматривает:

-индивидуальные консультации с целью разъяснения конкретных мер помощи ребенку  с учетом его возможностей;

- практические занятия по обучению родителей совместным формам деятельности с ребенком (утренняя гигиеническая гимнастика, подвижные игры, закаливающие процедуры и т.д.);

-индивидуальные консультации с привлечением социального педагога и  психолога.  

Мониторинг физического развития и реализации программы проводится в начале и в конце учебного года. Проводится вводная диагностика, проверяются показатели двигательных качеств (гибкость, скорость, сила, выносливость, скорость), тестирование функционального состояния организма. Все полученные результаты заносятся в паспорт здоровья обучающихся. В конце реализации программы проводится итоговая диагностика. Показатели сравниваются, анализируются, выводится прирост двигательных навыков.



Содержание программы.

Упражнения общей направленности.

Включают строевые упражнения, общеразвивающие упражнения, упражнения на растягивание и расслабление мышц, упражнения на дыхание и массаж. Комплексы упражнений общей направленности содействуют развитию мышечной силы, выносливости, подвижности в различных суставах и других двигательных способностей, то есть решают задачи общей физической подготовки занимающихся, оказывают профилактическое воздействие на опорно-двигательный аппарат ребёнка.

Строевые упражнения являются средством организации занимающихся и целесообразного их размещения на площадке. Они способствуют формированию правильной осанки, формируют навыки коллективных действий.

Общеразвивающие упражнения вызывают улучшение кровообращения и дыхания, способствуют развитию быстроты и выносливости, развивают двигательные способности, формируют правильную осанку. ОРУ используются для всех мышечных групп, регулируя общую нагрузку занятия. Они могут выполняться без предметов и с предметами (гимнастической палкой, мячами, мешочками, обручем, скакалкой), а так же с использованием простейших тренажеров (гантелей, резиновых колец, диска «Здоровье»).

Упражнения на растягивание и расслабление мышц способствуют формированию свободного движения, что улучшает качество двигательного навыка. Применяются при снижении физической нагрузки, содействуют хорошему кровообращению в мышцах и их питанию, улучшают самочувствие.

Упражнения на дыхание — специальные упражнения для развития дыхательной мускулатуры. Эти упражнения в разной степени связаны с общеразвивающими упражнениями.

Массаж включает приемы самомассажа со вспомогательными средствами — роликовые массажеры, массажные дорожки, массажные мячи, которые используются в сочетании с физическими упражнениями. Массажер для ног — средство эффективного массирования. Оказывает достаточно мощное тонизирующее общеразвивающее действие.

Упражнения специальной направленности.

Включают упражнения для формирования и закрепления правильной осанки, профилактики плоскостопия. Это специальные упражнения для укрепления мышц стопы, голени, бедра, таза, спины, брюшного пресса, грудной клетки. Они выполняются как с предметами (гимнастической палкой, мячами разных размеров и назначений, мешочками, обручем, скакалкой), так и без предметов из исходного положения лежа на спине, животе, сидя прямыми и согнутыми ногами, стоя на четвереньках.

Подвижные игры и элементы спортивных игр.

Особое место в программе занимают подвижные игры и элементы соревнования. Они помогают решать важные задачи воспитания, обучения детей, прививают умение правильно управлять своими движениями, дисциплинированного и сознательного отношения к занятиям. Непременным условием победы в игре, соревновании должна быть хорошая осанка всех членов команды или её большинства. Правильный подбор подвижных игр и элементов соревнования позволяет эмоционально скрасить деятельность детей и поднимает интерес к систематическим занятиям.

Приложение1

1. Элементы игры в баскетбол; забрасывание мяча в кольцо, перебрасывание мяча друг другу и др., броски назад

2. «Брось — догони» (через сетку)

3. «Горячий мяч»

4. «Встань прямо»

5. «Встань как я»

6. «Держи голову прямо»

7. «Держи плечи прямо»

8. «Подтяни живот»

9. «Каток»

10. «Перетягивание»

11. «Не урони мешочек»

12. «Подражание»

13. «Тише едешь, дальше будешь»

14. «Хитрая лиса»

15. «Паук и мухи»

16. «Поспеши, но не урони»

17. «Не оставайся на полу»

18. «Пятнашки ёлочкой»

19. «Китайские пятнашки»

20. «Солнечный зайчик»

21. «Гордая цапля»

22. «Солнечные ванны для гусеницы»

23. «Черепахи»

Подвижные игры и игровые упражнения для профилактики плоскостопия:

1. «Страус»

2. «Гибкий носок»

3. «По следам»

4. «Турпоход»

5. «Пожарные на учении»

6. «Холодно — горячо»

7. «Не намочи ног»

8. «Чьи ноги сильнее»

9. «Забрось мяч в ворота» (стопами ног).

10. «Стоп»

11. «Найди правильный след»

12. «Как стоять?»

13. «Выпрями ноги»

14. «Футбол в кругу»

15. «Голодная акула»

Подвижные игры для профилактики плоскостопия, организованные педагогами:

«Ловкие ноги»

Цель игры: развитие координации движений, чувства равновесия; укрепление мышц туловища, связочно-мышечного аппарата стоп.

Необходимый материал: ковер, палки и платки по числу игроков.

Ход игры: Дети сидят на полу, на ковре, руки за туловищем, кистями опираются о ковер. Между широко расставленными ногами палка. У ее конца справа носовой платок. Нужно взять его пальцами правой ноги и перенести к левой ноге, не задев палки. Правую ногу перенести в исходное положение. Потом взять платок пальцами левой ноги и перенести его вправо от палки. Повторять 2-4 раза, последние 2 раза перенести обе ноги с платком вправо и влево. Выигрывает тот, кто сделал упражнение, не задев платком палки.

Выполняя упражнение, можно приговаривать:

Я платок возьму ногой,

Поднесу его к другой,

И несу, несу, не сплю

Палку я не зацеплю.

«Дружные пальчики»

Соревновательная игра

Цель. Быстро переложить карандаши в обруч.

Инвентарь. Карандаши и обручи.

Содержание игры. Участники делятся на две команды. Для каждой команды разложены два-три обруча. Вокруг обруча располагаются четыре участника. Перед обручами на расстоянии 1—2 м разложены четыре лоточка с десятью карандашами в каждом. По сигналу воспитателя игроки берут пальцами стоп каждой ноги по карандашу, быстро доходят до обруча, опускают в него карандаши и бегом возвращаются к оставшимся. Если игрок в движении теряет карандаш, он останавливается, подбирает его и продолжает движение. Заполнив обруч карандашами, дети поднимают руку.

Правила. Выигрывает команда, игроки которой первыми завершают перенос карандашей.

Индивидуальный вариант игры: все дети сидят на стульях, перед каждым лоточек, справа и слева от которого находится по восемь-десять карандашей. По сигналу воспитателя надо быстро переложить карандаши каждой ногой в лоток. Побеждает ребенок, затративший на выполнение задания наименьшее количество времени.

«Каракатица»

Соревновательная игра

Цель. Быстро пробежать этап, перекатывая стопами гимнастическую палку.

Инвентарь. Деревянные или пластмассовые гимнастические палки.

Содержание игры. Участники делятся на две команды, каждый участник принимает положение седа на ягодицах, ноги вперед, согнуты в коленях, руки в упоре сзади. Игроки выстраиваются в колонну, которую завершает капитан. По сигналу воспитателя «Марш!» ребенок, опираясь на кисти и пятки, начинает движение до поворота, разворачивается и возвращается обратно, не прекращая стопами перекатывать гимнастическую палку. Передав эстафету своему другу по команде, ребенок встает за последним участником команды.

Правила. Выигрывает команда, капитан которой первым заканчивает игру. Игра повторяется 2 раза с музыкальным сопровождением или без него.

«Медуза»

Соревновательная игра

Цель. Подбросить и поймать платок.

Инвентарь. Платки для каждого участника.

Содержание игры. Дети сидят полукругом на стульчиках, пальцами стоп удерживая платочек. Каждый игрок подбрасывает платок одной стопой, ловит другой (танец медуз). Используются легкие прозрачные газовые платочки.

Правила. Выигрывает ребенок, наибольшее время удерживающий платок без падения. Победитель может определяться по наибольшему количеству раз подбрасываний и ловли платка.

Музыкальная игра «Передача платочка»

Дети сидят на полу. Зажав платок пальцами ноги, под музыку передают его по кругу. С окончанием музыки, ребенок получивший платок, танцует ножкой с платком, передвигая её вправо-влево.

«Эстафета с машиной»

Оборудование: машина с веревочкой.

Дети стоят в шеренге, плечом к плечу. Возле первого ребенка стоит машина с веревочкой. Он пальцами ноги берет веревочку и подтягивает машину до второго ребенка, передает ее следующему, не опуская на пол.

Усложненный вариант. Соревнуются две команды.

«Поймай рыбку» («Достань жемчужину»)

Оборудование: таз с водой, плавающие предметы (пробки, камешки.

Методика проведения: в таз с водой опускаются камешки и пробки, дети пальцами ног "ловят рыб" (пробки) и достают со дна "жемчужины" (камешки).

«Стирка»

Оборудование: платочки (салфетки).

На полу перед детьми платочки. Пальцами ноги дети собирают платочек в гармошку и отпускают 2 раза (стирают). Затем берут платочек за край, поднимают и опускают его (полощут) и снова собирают в гармошку (отжимают) и вешают платочек сушиться.

«Парашютисты»

Цель игры: развитие координации движений, чувства равновесия, укрепление связочно-мыщечного аппарата ног; улучшение опорной функции стоп.

Необходимый материал: скамейка или стул, мел.

Ход игры. Около скамеечки чертят три кружка: один совсем

близко, другой подальше, третий еще дальше. Дети по очереди

прыгают с пенька (скамейки) в кружок. Выигрывает тот, кто

точно приземлится в каждый из кружков и не упадет. Спрыгивать мягко, пружиня на носках.

«Страус»

На полу разложены камушки. «Мама страусиха» ведет своих птенцов страусят собирать камушки (ногами).

«Птички на ветках»

Перед началом игры воспитатель загадывает детям загадку, они называют отгадку и во время игры отображают её звукоподражанием. Например: «Чик-чирик, к зёрнышкам прыг! Клюй! Не робей! Кто это?» …. Воробей! Дети превращаются в воробьёв, чирикают и занимают свою палку так, чтобы она оказалась как раз посередине стопы. По сигналу «День наступает, птички летают» дети бегают по площадке в разных направлениях, взмахами рук имитируют движения крыльев птиц. По сигналу «Ночь наступает, птички засыпают» дети занимают свои места.

Можно усложнить игру, положив палок на одну меньше.

«Рыболовы»

Цель: формирование и укрепление свода стопы.

Материал и оборудование: гимнастические скамейки, разноцветные рыбки из ткани, наполненные крупой.

Описание: Дети распределяются на две команды и садятся на гимнастические скамейки. У одного торца каждой скамейки на полу лежат рыбки. По сигналу воспитателя ребёнок, сидящий рядом с рыбками, захватывают одну из них пальцами правой ноги, и опускает её на пол перед собой, затем перехватывает рыбку пальцами левой ноги и опускает её на пол перед собой, затем перехватывает рыбку пальцами левой ноги и передаёт её следующему игроку. Таким образом, участники передают всех рыбок. Побеждает команда, участники которой, сохранив правильную осанку на протяжении всей игры, быстрее передали всех рыбок.

1 Комплекс упражнений,  рекомендуемых при плоскостопии:
1) Развитие и сведение пяток, не отрывая их от пола.
2) Захватывание, стопами мяча не приподнимая его.
3) Максимальное сгибание и разгибание стоп.
4) Собирание пальцами ног коврика (или куска ткани).
5) Скольжение стопой вперед, назад помощью пальцев.
6) Сдавливание стопами резинового мяча.  
7) Ходьба по бруску с наклонными поверхностями.
8) Захватывание пальцами ног различных предметов.
9) Катание палки подошвами.
10) Перекат с пятки на носок и обратно.
11) Полуприседания на носках руки вперед.
12) Ходьба по гимнастической палке.

Специальные физические упражнения при плоскостопии.
Упражнения лежа:
1) лежа на спине, ноги согнуть в коленях, стопы вместе, упираются в пол. Активное разведение пяток с возвращением в исходное положение.
2) лежа на спине, поочередное оттягивание носков
3) то же, но оттягивание носков одновременно.
4) лежа на спине, ноги врозь. Скользящие движение стопой правой ноги по голени левой ноги, (то же другой ногой).
5) лежа на спине, ноги согнуты в коленях, стопы упираются в пол. Поочередное отрывание пяток от пола, (передний отдел стопы касается пола).
6) лежа на спине, ноги согнуты, бедра разведены, бедра касаются друг друга подошвенными поверхностями. Отведение пяток, не отделяя друг от друга передние отделы стоп.
7) лежа на спине, ноги согнуты одна нога на колени другой ноги. Круговые движения стопы наружу и внутрь. То же другой ногой.
8) лежа на животе, руки на пояс, носки повернуты внутрь. Упражнения на развитие силовой выносливости мышц спины
Упражнения сидя:
1) сидя на гимнастической скамейке продольно или полу руки на пояс стопы параллельно на расстоянии ладони. Приподнять носки (на себя), исходное положение.
2) то же. Приподнять пятки (носки на полу), исходное положение
3) то же. Приподнять пятку правой (левой) ноги и носок левой (правой), исходное положение. То же другой ногой.
4) сидя на скамейке продольно, стопы параллельно на ширину ладони. Сведение носков до соприкосновения пальцами и разведения их (пятки от пола не отрывать).
5) сидя на скамейке продольно, ноги прямые сгибание и разгибание стопы.
6) сидя на скамейке продольно, правая нога на колене левой. Круговые движение стопы наружу и внутрь. То же другой стопой.
7) сидя на скамейке продольно, ноги согнуты. Сгибание и разгибание пальцев.
8) сад на полу, ноги скрестить, кисти упираются в пол на уровне стопы. Попытка встать с опорой на тыльную поверхность стоп и с наклоном туловища вперед.
9) сад на полу без тапочек, колени подтянуты. Захватить пальцами ног скомканную бумажку и переложить ее влево, затем вправо.
10) то же. Захватить пальцами ног палку (булаву).
11) то же, но под каждой стопой маленький мяч. Поворот стоп внутрь, прижать оба мяча друг к другу.
Упражнения стоя:
1) стоя, стопы параллельно, на ширину ладошки, руки на пояс. Подъем на носки исходное положение.
2) то же, но опора на пятки (носки вверх)
3) то же, перекат с пяток на носки и обратно.
4) то же, подъем на носок левой и одновременно на пятку правой, поменять положение ног, исходное положение.
5) то же, переход в положение, стоя на наружных краях стопы, исходное положение.
6) то же, но пятки врозь. Полуприседания и приседания на носках, руки вперед, в стороны.
7) основная стойка, стопы параллельно, руки на пояс. Полуприседания с одновременной «передачей» веса тела на наружные края стоп.
упражнения во время ходьбы:
1) ходьба на наружных краях стоп, носки вместе, пятки врозь
2) ходьба с поворотом стоп внутрь.
3) ходьба с поворотом стоп внутрь, с подниманием на носок каждой ноги.
4) ходьба на носках «крадучись», то же во время бега на носках.
5) ходьба по наклонной плоскости спиной вверх и вниз.
8) основная стойка, руки на пояс. Передвижение столп вперед и назад с помощью пальцев.
9) Прыжки на месте. Прыжки в разных направлениях и различными способами. 10)Прыжки со скалкой.

3 Упражнения для развития мелкой моторики рук.

  1. сжимание и разжимание пальцев в кулак правой и левой руками одновременно и поочередно;
  2. - сжимание обеими руками мелких резиновых мячей - большим и указательным
  3. - большим и средним
  4. - большим и безымянным
  5. - большим и мизинцем
  6. - хлопать в ладони перед собой на уровне груди, лица и над головой;
  7. - круговые движения кистями;
  8. - руки в замок - круговое движение влево- вправо, вперед - назад;
  9. - пальцы в замок. Попеременное разгибание и сгибание пальцев;
  10. - сжимание и разжимание пальцев в кулак с разворотом наружу;
  11. - держать и передавать между пальцами теннисный шарик.

4 Упражнения для формирования правильной осанки

  1. - Принять положение стоя у стены, касаясь её затылком, спиной, ягодицами и пятками; отойти от стены и вернуться к ней, сохраняя начальное положение.
  2. - Стоя с правильной осанкой у стены, поднимая руки вперед, вверх, в стороны; вверх поочередно и одновременно обе руки.
  3. - Поднимание согнутой в колено ноги.
  4. - Сидя, наклоны туловища вправо, влево, вперед, назад.
  5. - Лежа на спине: отведение рук в стороны, вперед, вверх. Сгибание и разгибание ног.
  6. - Ходьба высоко поднимая ноги.

5 Упражнения для формирования правильной осанки

1. И.п. - стоя, руки к плечам, вытягивание рук вверх- вдох, опускание - выдох. (Повторить 3-4 раза.)

2. И.п. - стоя, руки на пояс; разгибание корпуса назад- вдох, возвращение в и.п. - выдох. ( Повторить 3-4 раза.)

3. И.п. - стоя, руки опущены; подняться на носки - вдох, с последующим не глубоким приседанием и выносом рук вперед - выдох. (Повторить 3-4 раза.)

4. И.п. - стоя, руки на пояс; повороты головы вправо, влево - попеременно (темп медленный); дыхание произвольное. В каждую сторону - по 3 раза.

5. И.п. - стоя, руки согнуты в локтевых суставах; сжимание и разжимание пальцев в быстром темпе. Дыхание произвольное. (Повторить 8-10 раз.)

6 Комплекс упражнений для формирования правильной осанки

1. И.п. - стоя, руки на пояс; выпрямление корпуса со сведением лопаток - вдох; возвращение в и.п - выдох. (Повторить 4-5 раз.)

2. И.п. - стоя, руки в стороны; круговые движения руками назад, дыхание произвольное. (Повторить 8-10 раз.)

3. И.п. - стоя, руки к плечам; наклон корпуса вперед с прямой спиной - вдох, возвращение в и.п. - выдох. (Повторить 4-5 раз.)

4. И.п. - стоя, руки за спиной; наклоны корпуса вправо - влево, дыхание произвольное. (Повторить 4-5 раз.)

5. И.п. - стоя с палкой в руках; приседание, вытягивание рук вверх - вдох, возвращение - выдох. (Повторить 3-4 раз.)

6. И.п. - стоя с палкой в руках; поднимание палки вверх - вдох, возвращение в и.п. - выдох. (Повторить 3-4 раза.)

7. И.п. - лежа на спине; попеременно поднимание ног вверх. (Повторить 3-4 раза.)

8. И.п. - лежа на груди, руки на пояс; разгибание корпуса - вдох, возвращение в и.п. - выдох. (Повторить 3-4 раза.)

9. И.п. - стоя на четвереньках; попеременно вытягивание прямой руки и ноги вверх - вдох, возращение в и.п. - выдох. (Повторить 3-4 раза.)

7 Комплекс упражнений для профилактики плоскостопия

1. Ходьба босиком по одной линии высоко на носках. Передвижения закрытыми глазами. (Повторить 6-8 раз.)

2. Стоя на носках, руки вперед. Перекат назад в стойку на пятки, носки максимально наклонять к себе, руки назад, плавно выполнять перекат вперед в стойку на носках, руки вперед. (Повторять 6-8 раз.)

3. Поднимание мелких предметов с пола пальцами ног. (Повторить 6-8 раз.)

4. Сидя с прямыми ногами, взяться руками за переднюю часть стопы, поочередно и одновременно сгибая и разгибая ступни ног. (Повторить 6-8 раз.)

5. Упор сидя сзади с согнутыми ногами, правая нога опирается на большой палец, левая на пятку. Смена положений стоп. (Повторить 6-8 раз.)

6. Лежа на спине, выполнить движения ногами "велосипед" с поочередным расслаблением ног и потряхиванием стоп. (Повторить 6-8 раз.)

8 Комплекс упражнений для профилактики плоскостопия

1. Стойка на носках, руки на пояс; шаг правой ногой вперед, подняться на носок переходом с пятки на переднюю часть стопы. Тоже с другой ноги. (Повторить 6-8 раз.)

2. Стойка на носках, руки за голову. Шаг правой ногой на пятку, шаг левой ногой на пятку. Шаг правой ногой на носок, шаг левой ногой на носок. (Повторить 6-8 раз.)

3. О.с - руки в стороны. Полуприсед на правой ноге, левую в сторону на носок, акцентированное опускание левой стопы с носка на всю ступню, передавая на тяжесть тела, правую в сторону на носок. (Повторить 6-8 раз.)

4. Стойка, руки за спину. Полуприседя подняться на носки, полуприседя перекат с носков на всю ступню. (Повторить 6-8 раз.)

5. Сидя с прямыми ногами, руки на пояс. Резким движением переместить носки ног на себя, от себя, наружу (пятки вместе), развести в стороны (пятки вместе), соединить. (Повторить 6-8 раз.)

6. Упор стоя на коленях. Опираясь на правую руку, выпрямить ноги, касаясь пола пальцами ног, согнуть ноги, опираясь на всю ступню, выпрямить, с перекатом на заднюю часть стопы. (Повторить 6-8 раз.)

9 Комплекс упражнений для профилактики плоскостопия

1. Ходьба перекатом с пятки на носок; выставляя ногу вперед на пятку, максимально наклонять ступню к голени, с последующим подниманием на носок. (Повторить 6-8 раз.)

2. Лежа на полу. Ступни наклонить вправо, влево (поочередно и вместе) расслабить ступни, пошевелить пальцами ног. (Повторить 6-8 раз.)

3. Лежа на полу. Наклонить переднюю часть стопы к себе, оттянуть носки от себя, расслабить ступни, пошевелить пальцами ног. (Повторить 6-8 раз.)

4. Лежа на полу, ноги врозь: опустить ступни наружу, поднять в исходное положение, опустить внутрь; принять исходное положение. (Повторить 6-8 раз.)

5. Лежа на полу, согнуть ноги; движения ступнями влево, в право, вместе и поочередно, наружу и вовнутрь. Встряхнуть ступни. (Повторить 6-8 раз.)

6. Сидя на полу с прямыми ногами, взяться руками за переднюю часть стопы. Наклонить ступни вперед, назад, влево, вправо, наружу, вовнутрь. (Повторить 6-8 раз.)

7. Сидя на пятках, опираясь на прямые руки, выпрямить ноги, передавая тяжесть тела на передний свод стопы; принять исходное положение. (Повторить 6-8 раз.)

8. Стойка, руки на пояс. Правую ногу поставить вперед на пятку, левую - вперед на пятку; правую - назад на носок, левую назад на носок. (Повторить 6-8 раз.)

10 Комплекс упражнений дыхательной гимнастики

1. Руки выпрямлены над головой, пальцы сплетены - вдох. На вдохе, сгибая и опуская руки мимо лица, груди, живота, наклоняться (ноги прямые) под прямым углом. Медленно выпрямляясь - выдох. (Повторить 4-5 раз.)

2. Руки в стороны. На вдохе захлестнуть себя руками, коснувшись пальцами лопаток, на выдохе развести руки. (Повторить 4-5 раз.)

3. Руки на поясе. На вдохе медленно и глубоко присесть, на выдохе медленно выпрямиться. (Повторить 4-5 раз.)

4. Глубокий вдох. Задержать дыхание и на паузе медленно поднять прямые руки в стороны, соединить ладонями перед грудью, затем за спиной. Опустив руки, выдох. (Повторить 4-5 раз.)

5. Глубокий вдох. На паузу - круговые движения руками вперед и назад (по одному движению в каждую сторону). Выдох. (Повторить 4-5 раз.)

6. Глубокий вдох. На паузе, поднимаясь на носках, поднять прямые руки через стороны вверх, вернуться в исходное положение. (Повторить 4-5 раз.)

7. Глубокий вдох. На паузе медленно присесть и встать. Выдох. (Повторить 4-5 раз.)

11 Упражнения для развития координации.

1. Стоя на месте переносить тяжесть тела с одной ноги на другую; расслаблять мышцы тазобедренных суставов. (Повторить 8-10 раз.)

2. Стоя на пятках - поднимать носки, стоя на носках - поднимать пятки .(Повторить 8-10 раз.)

3. Ходьба длинными шагами со взмахами прямых рук. (Повторить 8-10 раз.)

4. Ходьба по кругу диаметром 6-7 метров и змейкой (сначала 5-6 шагов по дуге влево, потом столько же вправо.) (Повторить 8-10 раз.)

5. Стоя на месте имитация движения руками. (Повторить 8-10 раз.)

6. Стоя на месте, переносить тяжесть тела с одной ноги на другую, с упором руками на гимнастическую лесенку. (Повторить 8-10 раз.)

12 Упражнения для развития функции координации и вестибулярного аппарата.

1. Прыжком принять положение равновесия на одной ноге с наклоном туловища вперед, в сторону.(Повторить 8-10 раз.)

2. Прыжок вверх с поворотом на 180 градусов влево, вправо.(Повторить 8-10 раз.)

3. Прыжок вверх с поворотом на 360 градусов. (Повторить 6-8 раз.)

4. Передвижение по наклонной скамейке вниз, вверх.(Повторить 6-8 раз.)

5. Сидя на полу, согнуть ноги в коленях, выпрямляя поднять высоко в "угол", руками взяться за пятки.(Повторить 6-8 раз.)

6. Стоя на одной ноге, прыжок с поворотом на 180 градусов влево, вправо.(Повторить 8-10 раз.) Приземление на ту же ногу.

7. Стоя на одной ноге, прыжок с поворотом на 360 градусов влево, вправо.(Повторить 8-10 раз.) Приземление на ту же ногу.

8. Тоже с поворотом на 180 - 360 градусов влево - вправо с закрытыми глазами. (Повторить 6-8 раз.)

13 Специальные упражнения для глаз

И.п. – стоя у гимнастической стенки

1. Посмотреть строго вверх, перевести взгляд вниз (6-8 раз).

2. Посмотреть вверх-вправо, затем по диагонали вниз – влево (6-8 раз).

3. Посмотреть вверх-влево, по диагонали вниз – вправо (6-8 раз).

4. Перевести взгляд в левый угол глаза, затем по горизонтали в правый (6-8 раз).

5. Вытянуть вперед руку по средней линии лица. Смотреть на конец пальца и медленно приближать его, не сводя глаз до тех пор, пока палец начнет «двоиться» (6-8 раз).

6. Палец на переносице. Перевести взгляд обоих глаз на переносицу и обратно (10-11 раз).

7. Круговые движения глазами по часовой стрелке и обратно.

И.п. – сидя.

8. Быстро моргать в течение 15с. Повторить 3-4 раза.

         9. Крепко зажмурить глаза на 3-5с, затем открыть на 3-5с. Повторить 8-10 раз.

10.Закрыть глаза и массировать веки круговыми движениями пальца в течение 1 мин.

И.п. – стоя.

11. Перевод взгляда с ближнего предмета на дальний и наоборот.

14 Упражнения для развития функции координации и вестибулярного аппарата.

1. Прыжком принять положение равновесия на одной ноге с наклоном туловища вперед, в сторону. (Повторить 8-10 раз.)

2. Прыжок вверх с поворотом на 180 градусов влево, вправо. (Повторить 8-10 раз.)

3. Прыжок вверх с поворотом на 360 градусов. (Повторить 6-8 раз.)

4. Передвижение по наклонной скамейке вниз, вверх. (Повторить 6-8 раз.)

5. Сидя на полу, согнуть ноги в коленях, выпрямляя поднять высоко в "угол", руками взяться за пятки. (Повторить 6-8 раз.)

6. Стоя на одной ноге, прыжок с поворотом на 180 градусов влево, вправо. (Повторить 8-10 раз.) Приземление на ту же ногу.

7. Стоя на одной ноге, прыжок с поворотом на 360 градусов влево, вправо. (Повторить 8-10 раз.) Приземление на ту же ногу.

8. Тоже с поворотом на 180 - 360 градусов влево - вправо с закрытыми глазами. (Повторить 6-8 раз.)

Лечебно-профилактический танец (фитнес-данс)

Комплексы упражнений лечебно -профилактического                 танца  для    суставов.

                          « Джазовая разминка»

Упражнение направлено на развитие подвижности (гибкости) различных суставов. Характер упражнения танцевальный, ритмичный.

(любая музыка в стиле «диско»).                                         

Первая часть

I

И.П. – основная стойка.

1 – шаг правой ногой вправо, правое плечо вверх, левое вниз.

2 – приставить левую, правое плечо вниз, левое вверх.

3-4 – повторить движения счёта 1-2.

 5 – шаг правой ногой вправо, полуприсед, бедро вправо, руки согнуть вправо, голова направо.

6 – бедро влево, руки согнуты влево, голова влево.

7 – шаг галопа вправо с круговыми движениями предплечий книзу.

8 – бедро вправо, руки согнуты вправо, голову направо.

II      Повторить движения части I с другой ноги в другую сторону.

III

1-2 – шаг левой ногой по диагонали влево, полуприсед с двумя движениями таза вперёд, правая рука за голову, левая – за спину.

3-4 – повторить движения счёта 1-2 в другую сторону с другой ноги и руки.

5-6 – «кик» левой ногой вперёд с переступанием левой ногой назад, правая нога впереди в выпад.

7-8 – повторить движения счёта 5-6.

IV     Повторить движения части  III с другой ноги в другую сторону

Вторая часть

I

1 – выпад вправо с круговым движением правого плеча назад.

2 – выпад влево с круговым движением левого плеча назад.

3-4 – полуприсед с поворотом направо с двумя круговыми движениями плеч назад.

5 – с поворотом налево шаг левой ногой вперёд.

6 – приставить правую ногу (лицом к основному направлению).

7 – с поворотом налево шаг левой ногой в сторону.

8 – приставить правую ногу, голову вправо.

II

1-2 – приставной шаг вправо с круговым движением предплечий перед собой (правым боком к основному направлению).

3-4 – повторить движения счёта 1-2 влево.

5 – с поворотом направо шаг правой ногой вперёд.

6 – «кик» левой ногой вперёд.

7-8 – поставить левую ногу скрестно перед правой, поворот на 360* вправо.

III – IV   Повторить движения I – II первой части в другую сторону с другой ноги и руки.

«Карнавал»

Упражнение для подготовительной части занятия по ЛПТ  для развития подвижности суставов.

(любая музыка в стиле «латино»).

И.П. – основная стойка.

I 1-2 – руки плавно в стороны книзу, кисть наружу (от себя).

3-4 – руки в стороны.

5-6 – руки в стороны кверху.

7-8 – руки вверх.

П 1-2 – руки в стороны кверху.

3-4 – руки в стороны.

5-6 – руки в стороны книзу.

7-8 – руки вниз.\

                                         Проигрыш

I 1-4 – шаг вперёд правой ногой в полуприсед, плечи назад, руки вперёд книзу, кисти от себя, потрясти плечами – как в «цыганочке».

5-8 – приставить правую ногу, круговое движение руками книзу.

II            Повторить упражнения первой части с другой ноги.

III – IV Повторить упражнения частей I – II.

Пауза.   4 счёта (1-2 – пауза, на 3-4 – руки поочерёдно вверх).

                                     Первый куплет

I 1-2 – приставной шаг вправо, приседая и вставая («самба» - ход в сторону) с круговыми движениями предплечий перед собой вправо.

3-4 – повторить движения счёта 1-2 в другую сторону.

5-8 – повторить движения счёта 1-4.

II 1-2 – шаг правой ногой вперёд (шаг «мамбо» вперёд), руки на бёдрах, локти назад.

3-4 – шаг правой ногой назад – шаг «мамбо» назад.

5-8 – повторить движения счета 1-4 и перевести руки на правое, затем на левое бедро.

III 1-3 – с поворотом направо три широких шага с правой ноги вперёд, плечи назад.

  4 – с поворотом налево приставить левую ногу.

5-6 – приставной шаг влево, голова влево.

7-8 – приставной шаг вправо с переводом рук на правое бедро, голова вправо.

IV     Повторить упражнения третьей части в другую сторону с другой ноги.

                                         Припев

I 1 – шаг правой ногой вперёд, полуприсад, правую руку в сторону книзу, пальцы раскрыты наружу.

2 – левую руку вверх, ладонью наружу.

3 – встать, правую руку вверх.

4 – пауза (вес тела на левую ногу).

5-7 – поворот направо на 360*, руки вниз (с правой ноги).

8 – левая скрестно назад (шаг «мамбо» назад).

II Повторить упражнения первой части с другой ноги и руки в другую сторону.

III – IV Повторить упражнения частей I – II.

V 1-2 – шаг «мамбо» вперёд правой, руки в стороны с поочерёдными вращениями предплечий внутрь.

3-4 – шаг «мамбо» назад.

5-8 – повторить движения счёта 1-4.

VI 1-2 шаг правой ногой вперёд, резко руки вверх.

3-4 – приставить правую ногу, руки вниз.

5-8 – повторить движения счёта 1-4 с левой ноги.

VII – VIII Повторить упражнения частей V – VI.

Второй куплет.  Повторить упражнения первого куплета.

Припев. Повторить упражнения припева.

Проигрыш. Повторить упражнения проигрыша.

Комплексы упражнений лечебно-профилактического танца на расслабление

«Чебурашка»

Упражнение направлено на расслабление мышц и восстановление дыхания. Проводится в заключительной части занятия.

                                              Вступление

1-8 – потряхивающие движения кистями рук.

1-4 – основная стойка.

                                           Первый куплет

1-4 – подняться на носки, руки дугами наружу в стороны-кверху, вдох.

5-8 – опуститься на всю стопу в круглый полуприсед, руки дугами наружу, расслабленно вниз – выдох.

    2.   Повторить движения части 1.

    3.  1-2 – полуприсед с поворотом туловища налево, руки согнуть вперёд, большой палец к ушам, остальные пальцы вместе, ладонями вперёд. «Уши Чебурашки».

         3-4 – с поворотом в И,П. встать, руки вниз.

         5-6 – полуприсед с поворотом туловища направо, руки согнуть вперёд, кисти вниз – «дворняжка».

         7-8 – с поворотом встать в И.П., руки вниз.

   4.   1-8 – в стойке ноги врозь, поворот переступанием налево на 360* с наклоном туловища в сторону на каждый шаг, руки согнуть в стороны, пальцы в стороны.

   5.       Повторить движения части 3.

   6.       Повторить движения части 4., только поворот выполнить в другую сторону и остаться в стойке ноги врозь.

                                       

Второй куплет

1-2 – в стойке ноги врозь поворот туловища налево, руки внизу, расслаблены.

3-4 – поворот туловища направо, руки расслаблены.

5-8 – повторить движения счёта 1-4.

    2.   1-4 – медленно принять упор присев.

       5-8 – скольжением ноги назад лечь на живот, правая согнутая рука на левой, подбородок на предплечье, тело расслаблено.

3.   1-2 – согнуть правую ногу назад, без напряжения.

      3-4 – поменять положение ног.

      5-8 – повторить движения счёта 1-4.

4.   1-4 – повторить движения части 3 счёта 1-4.

      5-6 – поменять положение ног.

      7-8 – разогнуть правую ногу к левой.

   Третий куплет. Повторить упражнения первого куплета, в конце принять основную стойку.

«Жаворонок»

Упражнение можно использовать в заключительной части занятия. Оно способствует расслаблению мышц, мягким и слитным движениям. Упражнение носит образный характер.

Сборник оркестровой музыки Paul Mauriat «Alouette».

                                         Первая часть

1-2 – приставной шаг вправо в стойку на носках, руки дугами наружу, в стороны-кверху.

3-4 – опуститься на всю стопу с вибрацией кистью, сгибание-разгибание (4 раза).

5-6 – круглый полуприсед, руки расслабленно вниз скрестно.

7-8 – руки расслаблены вниз в стороны.

   2.   Повторить упражнения части 1, выпрямляясь и вставая с приставным шагом влево.

   3.  1-2 – встать, выпрямиться, правую руку плавно поднять вверх.

        3-4 – полуприсед, левую руку плавно вверх, правую руку вниз.

        5 – встать, руки влево.

                                  Вторая часть

1-2 – приставной шаг вправо с круговыми движениями рук книзу, вправо.

3-4 – пружинистый шаг вправо, руки дугами книзу-вправо.

5-6 – пружинистый полуприсед, встать на левую ногу, правая в сторону на носок с расслабленным махом рук влево.

7-8 – повторить движения счёта 5-6 в другую сторону.

  2.               Повторить движения части 1 с приставным шагом влево.

  3.     1-4 – поворот направо на 360* переступанием на носках, руки в стороны и вправо.

           5-6 – опуститься на всю стопу с поворотом туловища налево, руки расслабленно вниз.

           7-8 – поворот туловища направо, руки расслабленно вниз.

4.                 Повторить упражнения части 3 в другую сторону.

                                Третья часть

1-2 – приставной шаг с правой ноги вперёд в стойку на носках, руки вперёд-кверху.

3-4 – опуститься на всю стопу, потряхивая кистью руки.

5-6 – круглый полуприсед, руки расслабленно вниз и назад.

7-8 – расслабленно вниз и вперёд.

    2.   1-2 – приставной шаг с левой ноги назад в стойку на носках, руки назад-книзу.

           3-4 – опуститься на всю стопу, потряхивая кистью руки.

           5-6 – круглый полуприсед, руки расслабленно вниз и вперёд.

           7-8 – руки расслабленно вниз и назад.

  3.      1-2 – упор, стоя на левом колене.

           3-4 – упор, стоя на коленях.

           5-6 – сед на коленях с упором на предплечия спереди.

           7-8 – расслабиться в этом положении.

  4.      1-2 – с небольшим поворотом туловища направо, правую руку в сторону с вибрацией кистью.

            3-4 – принять И.П., затем повторить движения счёта 5-6 части 3.

            5-8 – повторить движения счёта 1-4 с другой руки.

                                 Четвёртая часть

1-2 – стойка на коленях, руки вверх.

3-4 – удерживать это положение.

5-8 – посегментное расслабление рук.

     2.         1-2 – упор, стоя на коленях.

                 3-4 – упор, стоя на правом колене.

                 5-8 – через упор присев встать в основную стойку.

      Пятая часть.        Повторить упражнения первой части.

Приложение 2

МОНИТОРИНГ ДОСТИЖЕНИЯ ДЕТЬМИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

4-77-10

5-88-12

Статическое равновесие

И.П. пятка правой (левой) ноги примыкает к носку левой (правой) ноги, стопы расположены по прямой линии, руки — вдоль туловища. Удержать равновесие как можно дольше.

мал: 12-20дев: 15-28

25-3530-40

35-4245-60

Тест для определения силовой выносливости мышц брюшного пресса (автор Н. А. Гукасова). Ребёнок ложится на спину на пол. Руки спокойно лежат вдоль туловища. Необходимо медленно поднять ноги до угла 45, (включается секундомер) и удерживать их в таком положении максимально возможное время. Если после подъема ног отмечается тремор, секундомер выключается. Такая ситуация свидетельствует о несостоятельности мышц брюшного пресса у данного ребёнка. В других случаях секундомер выключается после касания нижними конечностями поверхности пола.

Игровая ситуация: «Осень, дует сильный ветер, а на дереве остался один единственный листочек, и все животные в лесу приходят на него посмотреть. Опустятся ножки, и упадет этот листочек. Постарайся его удержать как можно дольше». Дыхание должно быть ровное, произвольное, без задержки.

Тест для определения силовой выносливости мышц спины (автор Н. А. Гукасова). Ребёнок ложится на живот на пол, ноги фиксирует взрослый. Ребёнок ставит руки на пояс, прогибается (включается секундомер). Время останавливается, когда туловище касается условной горизонтальной линии.

Игровая ситуация: «Дельфин высунулся из воды и ждет, когда дрессировщик даст ему рыбку». «Бабочка взлетела высоко вверх, летит и ищет цветок, на который можно было бы сесть и отдохнуть».

Тест для определения гибкости позвоночника (автор М.А. Рунова). Ребенок становится на гимнастическую скамейку или любой другой предмет высотой не менее 25 см. Для измерения глубины наклона линейку прикрепляют таким образом, чтобы поверхность скамейки соответствовала нулевой отметке. Если при наклоне вперед ребенок не дотягивается кончиком пальцев до нулевой отметки, то результат определяется со знаком минус. При выполнении упражнения ноги в коленях сгибаться не должны.

Игровая ситуация: «Ты стоишь на мосту и видишь, как маленький мальчик роняет свою любимую игрушку в речку. Помоги ему достать игрушку из воды».

Тест для определения статического равновесия (автор М.А. Рунова). Ребенок встает в стойку: пятка правой (левой) ноги примыкает к носку левой (правой) ноги, стопы расположены по прямой линии, руки — вдоль туловища. Время удержания равновесия фиксируется секундомером. Смещение ног с первоначальной позиции, схождение с места, балансирование расцениваются как минус.

Игровая ситуация: «Мы с вами построим поезд. Чей поезд дальше проедет и не сойдет с рельсов!»

Оценка освоения результатов программы:

— низкий

— средний

— высокий

Оборудование зала

  1. Шведская стенка
  2. Ковер или индивидуальные коврики
  3. Массажные дорожки
  4. Приставные лесенки, доски
  5. Мячи резиновые разных размеров
  6. Мячи массажные (мячи-«ёжики»)
  7. Набивные (ортопедические) мячи (вес 1 кг)
  8. Гимнастические палки
  9. Обручи
  10. Мешочки с песком
  11. Мелкие предметы для захвата пальцами ног: камушки, платочки, пуговицы, цветные палочки (диаметр 1см)
  12. . Кольца от серсо
  13. Веревки
  14. Дорожки со следочками
  15. Резиновые кольца для кистей рук

Вспомогательное оборудование

1. Компьютер, музыкальный центр.






Список литературы

  1. Александровская М. Пальчиковая зарядка для ног «Обруч», 1998г. №5, 32стр.
  2. Лосева В.С. Плоскостопие у детей 6-7 лет. – Москва , 2004г.
  3. Попов С.Н. Лечебная физическая культура. – Москва , 1988г.
  4. Саркисян А., Овакимян Г. Детское плоскостопие и косолапость, ж. «Дошкольное воспитание» 1991г. №7, 19-25 стр.
  5. Селиверстов В.И. Современные приоритетные направления развития коррекционно-педагогической работы в дошкольном образовании //Дошкольное воспитание. 1997, № 12, с. 2-6.
  6. Сергеев И. Профилактика плоскостопия //Дошкольное воспитание. 1985, № 6, с. 58-60.
  7. Козырева О.В. Лечебная физкультура для дошкольников. М., «Просвещение», 2005г.
  8. Федеральный государственный образовательный стандарт.
  9. Бабенкова Е.А. Как сделать осанку красивой, а походку легкой. М., ТЦ Сфера, 2008
  10. . Лечебная физическая культура. Под ред. В.Н.Епифанова. М., «Медицина», 1987г.
  11. Лечебная физкультура в лечении нарушений опорно-двигательного аппарата (методические рекомендации). Составители: Степанова Н.М., Кузьмина Л.Г. Чебоксары, 2004г.



Предварительный просмотр:

Оглавление:

  1. Титульный лист
  2. Оглавление……………………………………………………………….…1
  3. Пояснительная записка…………………………………………………..2-8

3.1.Актуальность………………………………………………………………2

  1. Педагогическая целесообразность………………………………………..2
  2. Новизна……………………………………………………………………..3
  3. Цель и задачи………………………………………………………………3
  4. Отличительная особенность………………………………………………3
  5. Принципы…………………………………………………………………..4
  6. Реализация программы……………………………………………………4
  7.  Продолжительность учебной недели……………………………………4
  8. Общие сведения об учебной группе……………………………………...4
  9. Построение конспектов занятий……………………………………4
  10. Формы и режим занятий…………………………………………….4
  11. Структура и содержание программы………………………………5
  12. Формы оценки результативности обучения……………………….5
  13. Планируемые результаты программы……………………………...5
  14. Воспитанник должен знать………………………………………….5
  15. Воспитанник должен уметь…………………………………………5
  16. Совместная педагогическая деятельность семьи и реабилитационного центра…………………………………………………..5
  17. Материально-техническое обеспечение…………………………...5
  1. Список используемой литературы………………………..………………6

Пояснительная записка

Рабочая программа «В кругу семьи»  разработана для детей возрасте 12 – 18 лет, социально – педагогической направленности по коррекции детско – родительских отношений.

Данная программа является модифицированной и составлена на основе авторской программы Е.И. Ждановой «Тропинка к счастливой семье».

В наше время все больше внимания уделяется семейной политике. Полноценная семья - это важнейшая составляющая процветающего общества. Счастливые, крепкие семьи воспитывают полноценных разумных людей, ведущих общество к развитию.

Можно научить ребенка какому-то ремеслу, соблюдению правил культурного поведения, дать ему хорошие знания, привить эстетический вкус и  т. д.,  но если его не научить жить  в семье, не сформировать чувство ответственности за своих будущих детей, он будет практически лишен возможности иметь собственную нормальную семью. Такой человек не состоится как личность, его семейная самореализация будет невозможна. Что является актуализацией данной программы.

Социализация ребенка протекает во взаимодействии его с окружающими людьми, в процессе которого происходит усвоение социального опыта в виде знаний, норм поведения, ценностей народа. Одной из форм социализации на протяжении тысячелетий была и остается семья. Так, вне семьи невозможно обретение адекватных представлений о семейных ролях («муж», «жена», «отец», «мать»), об основах семейной жизни, детско-родительских отношениях образцами которых для ребенка служат его собственные родители.

Такие представления у детей,  проживающих в неблагополучных, неполных семьях, существенно искажены. Такие дети часто создают свои, неверные образы той или иной роли.

Вот почему так важно, повышать социальную компетентность воспитанников детей, формировать у них ценностные ориентации и положительную мотивацию по созданию в будущем своей собственной полноценной семьи, в этом и заключается педагогическая целесообразность программы «В кругу семьи». 

Семейное воспитание детей в условиях реабилитационного центра – является одним из наиболее важных, актуальных направлений воспитательного   и реабилитационного процесса.

Новизна программы «В кругу семьи» состоит в том, что она позволяет повысить уровень социализации в обществе, личностное и духовно-ценностное саморазвитие воспитанников.  

 Формируется представление о жизни в нормальной полноценной семье, о взаимоотношениях между близкими людьми, о проблемах семейной жизни. Даются основы ведения домашнего хозяйства,  организации быта.

Данная программа ставит перед собой цель: способствовать формированию у воспитанников семейных ценностных ориентиров и положительной мотивации по созданию в будущем собственной полноценной семьи и коррекцию детско – родительских отношений.

 Программа «В кругу семьи» решает следующие задачи:

 - заложить в сознание детей, что семья величайшая ценность;        

- способствовать социализации воспитанников;

- формировать у воспитанников традиционное представление о семейных ролях, функциях семьи и ее ценности на примере русских народных обычаев, обрядов, об истории русской семьи и культурных традициях русского народа;

- развивать умение и навыки правильного построения внутрисемейных взаимоотношений;

- расширить теоретические знания и совершенствовать навыки воспитанников в благоустройстве жилища;

- предоставить воспитанникам теоретические знания и сформировать у них практические навыки ведения домашнего хозяйства;

- воспитать интерес и желание заниматься домашней экономикой, формировать разумные потребности;

 - научить ведению бюджета семьи

Отличительной особенностью данной программы, является стремление в течение всего периода реализации программы создание модели  семейного воспитания в учреждении реабилитационного центра.

 Принципы:

- принцип развивающего образования;

- принцип научной обоснованности и практической применяемости;

- принцип интеграции;

- комплексно-тематический принцип;

- принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей развития детей;

- культуросообразности.

Реализация программы: «В кругу семьи» рассчитана на период 6 месяцев, с повторным изучением курса во втором полугодии. Занятия проводятся один раз в неделю, длительность занятий 2 академических часа (40 минут) с перерывом 10 минут. Праздники, развлечения, театральные постановки, экскурсии могут иметь большую продолжительность.

Продолжительность учебной недели: 7 дней.

Общие сведения об учебной группе: 

- половозрастная группа обучающихся: девочки 12 - 18 лет;

- вид учебной группы: группа с переменным составом;

- количество воспитанников до 8 детей.

Построение конспектов занятий: конспекты занятий строятся с учётом возрастной группы детей. Имеет следующую структуру: организационный момент, основная часть, заключительная часть.

Формы и режим занятий

Занятия рассчитаны на коллективную, групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной.

Формы занятий, планируемых по каждой теме различны: могут проводиться в форме теоретических и практических занятий, экскурсий, игр, викторин, презентаций, устных журналов, игр-путешествий, работы над проектами.

В процессе работы с воспитанниками предусматривается использование следующих методов работы:

- проектная деятельность;

- экспресс-интервью, опросник;

- разбор ситуации на определенную тему;

- беседа, дискуссия, диспут;

- разговор за круглым столом;

- демонстрация фильмов;

- составление рукописной семейной газеты или альбома;

- отработка практических навыков;

- мини-сочинение детей на заданную тему;

- игры-драматизации, деловые игры;

-домашний «Эрмитаж» (рисунки на определенную тему или

рукодельные изделия для украшения комнат и пр.);

- экскурсии;

- устный журнал;

- встречи с интересными людьми и специалистами разных областей;

- семейные вечера (игры, конкурсы, викторины, музыкально – литературные композиции). 

Структура и содержание программы

Программа включает в себя три теоретико-практических  блока:

1 блок -  «Семья и её функции»

2 блок - «Хозяйство и бюджет семьи»

3 блок -  «Духовно - нравственные основы семьи»

В каждом блоке разработаны темы теоретических и практических занятий, которые проводятся в течение всего периода реализации программы.   Представлен механизм реализации программы, заключающийся в способах и алгоритмах решения перечисленных вопросов. 

Формы оценки результативности программы:

В ходе реализации программы "В кругу семьи" контроль и оценка результатов освоения программы осуществляется педагогом в процессе проведения практических занятий, а также выполнения воспитанниками индивидуальных заданий, проектов. Используются  различные  формы  учета  познавательной  активности воспитанников,  а  также  разнообразные  средства  оценки  результатов.

Результаты, ожидаемые от реализации программы:

- расширение диапазона теоретических знаний детей об организации жизнеустройства взрослых и детей в семье (быт, досуг);

- уяснение детьми приоритетного значения семьи как жизненно-ценного ориентира;

- воспитание в детях понимания необходимости взаимоуважения, взаимопомощи, взаимопонимания в семейных отношениях;

- развитие у детей умения правильно оценивать свои и чужие поступки, адекватно выражать свои мысли и чувства.

Планируемые результаты

Воспитанники должны знать:

основные родственные связи в семье, основные обязанности членов семьи;

- соблюдать основные этические правила взаимоотношений между юношей и девушкой;

- основные нравственные правила поведения людей в ситуациях конфликта;

- понимать важность такого шага как создание собственной семьи, важности планирования семьи;

- основные статьи доходов и расходов семьи;

- основы  организации семейного досуга.

Воспитанники должны уметь:

 - проявлять заботу об окружающих, близких людях;

- анализировать собственное поведение и адекватно реагировать в различных ситуациях;

- организовывать собственный досуг и привлекать окружающих к рациональному использованию свободного времени.

В конце изучения этих разделов у детей должно быть сформировано:

- представление о доме, понятие о благополучной семье;

- глубокое уважение к родителям и людям, которые проявляют заботу о них;

- культура общения с взрослыми, старшими, сверстниками;

- навыки конструктивного общения и ролевого поведения. 

Формы работы с родителями:

1.Психологическо-педагогическое просвещение родителей (родительские часы, собрания, информационные стенды, консультирование родителей по семейным проблемам)

2. Вовлечение родителей в практическую деятельность (индивидуальная, групповая, коррекционно-развивающая деятельность с привлечением родителей)

3.Вовлечение родителей в социокультурную деятельность (праздники, конкурсы, КВН, развивающие мероприятия)  

Совместная педагогическая деятельность семьи и реабилитационного центра:

- тематические родительские часы;

- совместные проекты с родителями;

- участие родителей в субботниках по благоустройству территории реабилитационного центра;

- привлечение родителей для участия в досуговых мероприятиях (в течение года)

Методическое обеспечение  программы:

Дидактические:

- наличие наглядного материала (плакаты, выставочные стенды);

 -наличие демонстрационного материала (фотоальбомы, видеофильмы, аудиозаписи);

 - литература по методике преподавания.

Материально - технические:

-помещение для занятий;

-инвентарь, бросовый материал;

- фотоаппарат;

- канцелярские принадлежности;

- компьютер.

Методы организации занятий:

- словесные, наглядные, практические;

-репродуктивные: объяснительно - иллюстративные, поисковые, исследовательские, проблемные;

- стимулирования, определенные поощрения в формировании мотивации, чувства ответственности, обязательств, интересов в овладении знаниями, умениями, навыками.

Формы оценки результативности программы:

- составление и защита проектов,  творческих работ;

- оформление альбомов, буклетов, папок по итогам занятий;

- конкурсы, викторины, фотоотчеты;

- тестирование;

- выставки детских работ.

Список используемой литературы:

1.Азаров Ю.П. Семейная педагогика. Воспитание ребенка в любви, свободе и творчестве / Юрий Азаров. – Москва: Эксмо, 2015. – 496 с.

2.Герасимова Л.П. Семейное право: Конспект лекций. – М.: Издательство Юрайт ; Юрайт-Издат, 2010. – 127 с.

3.Гребенников И.В. Основы семейной жизни: Учеб.пособие для студентов пед.ин-тов. – М.: Просвещение, 1991. – 158 с.

4.Корчак Я. Как любить ребенка / Януш Корчак. – Екатеринбург: У-Фактория, 2008.- 380 с. – (Психология детства: Классическое наследие)

5.Миньковский Г.М. О воспитательном потенциале семьи.-   М.- 2000.

6.Панкова Л.М. У порога семейной жизни.- М.- 1991.

7.Семья: психология, педагогика, социальная работа / Под ред.    А.А.Реана. – М.: АСТ. 2010. – 576 с.

Приложение 1

к  программе

«В кругу семьи»

Учебно-тематический план

Название разделов, блоков, тем

Всего

Количество часов

в том числе

Формы аттестации/ контроля

теоретических

практических

  1.

Введение в программу

1

1

2.

Блок: Семья и ее функции

30

8

22

опрос

3.

Блок: Хозяйство семьи и бюджет. Домашняя экономика

8

2

6

тестирование

4.

Блок: Домашний труд в семье

16

4

12

викторина

5.

Блок: Духовно – нравственные основы семьи

    14

5

11

деловая игра

6.

Итоговое мероприятие «В кругу семьи»

2

-

2

семейный праздник

ИТОГО

72

20

52

Приложение 2

к программе «В кругу семьи»

Совместная педагогическая деятельность семьи и реабилитационного центра:

Срок        проведения

                Тема, вопросы для обсуждения

   сентябрь

«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома».

Родительский всеобуч.

    октябрь

Круглый стол с элементами игры; практикум «Семейные традиции…Важно ли это?».

     ноябрь

«Нет милее дружка, чем родная матушка»

(праздничная программа, посвященная дню матери»)

    декабрь

Диспут «Почему мой ребенок становится трудным?»

     январь

Тематическая встреча «Папа, мама, я - здоровая семья»

    февраль

Конференция отцов «Роль отца в воспитании сына»

      март

Свободное время и семейный досуг. Организационно - деятельностная игра.

     апрель

 Круглый стол. «Человеком быть совсем непросто,

или как воспитывать в детях

нравственные качества на собственном примере».

 

       май

Праздничная программа, посвященная Дню семьи «Все начинается с семьи»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по направлению «Органическая химия» 10 КЛАСС

Рабочая программа по химии создана на основе федерального компонента государственного стандарта и примерной программы по химии среднего (полного) общего образования. Она разработана в целях конкретиза...

Рабочая программа по направлению «Общая химия» 11 КЛАСС

Курс общей химии изучается в 11 классе и ставит своей задачей интеграцию знаний учащихся по неорганической и органической химии с целью формирования у них единой химической картины мира. Ведущая идея ...

Рабочая программа художественной направленности "Цветочные фантазии"

Эта программа расчитана  на два года обучения...

Рабочая программа казачьей направленности 5 - 8 классы

Данная рабочая программа разработана мною и будет полезна классным руководителям, а также учителям, ведущим класс казачьей направленности....

Рабочая программа по направлению «Технология. Обслуживающий труд»

Cоставлена  на основе: примерной программы основного общего образования по направлению «Технология. Обслуживающий труд» для 5-8 классов.Рабочая программа составлена на 68 часов - из р...

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г.

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г....