Интерактивная беседа "Искусство общения"
план-конспект занятия (9 класс)

Биленко Наталия Владимировна

В ходе беседы мы узнавали, как научиться распознавать, понимать и принимать эмоции других людей, управлять этими эмоциями для того, чтобы выстроить действительно хорошие отношения. Ребята узнали о многих способах помощи людям, находящимся в эмоционально - нестабильном состоянии. Они наперебой делились своими мнениями, обменивались личным опытом, узнавали что-то новое.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ib_iskusstvo_obshcheniya.docx27.73 КБ

Предварительный просмотр:

Интерактивная беседа «Искусство общения»

Цель: способствовать развитию у учащихся коммуникативных навыков.

Задачи:

- Способствовать формированию у учащихся навыка эмоциональной саморегуляции.

- Способствовать  развитию у учащихся способности к эмпатии.

- Обобщить  у  учащихся знания  об эмоциях, их разнообразии, показать значимость эмоций в общении, деятельности, учить «взаимопроникновению» при общении.

- Воспитание доброжелательности, уважения друг к другу, толерантности.

Ход занятия.

В: Здравствуйте, друзья! Я рада приветствовать вас на нашем очередном, уже таком по-семейному уютном занятии, или интерактивной беседе, как мы её называем. Я бы очень хотела, чтобы вы чувствовали себя сегодня здесь комфортно, не боялись высказывать свое мнение, не стеснялись. По традиции, начнем мы беседу с вводных заданий. Напомните мне, пожалуйста, о чем мы говорили с вами в прошлый раз, осенью?

(ответы участников)

В: Правильно, мы обсуждали эмоции: что это такое, какие они бывают, нужны ли они и как быть хозяином своего эмоционального состояния. А сейчас я бы хотела, чтобы вы вспомнили, какими словами мы можем охарактеризовать своё самочувствие (душевное), и мы проведем небольшое знакомство, чтобы понимать, кто у нас тут вообще присутствует. Для этого каждый участник называет своё имя и называет то, что он на данный момент чувствует. Я начну. Меня зовут Наталия, и я чувствую легкое волнение.

(«Калейдоскоп эмоций»)

В: Замечательно. Сделаем задание немного интересней. Сейчас я хочу, чтобы все мы разделились с вами по парам, желательно встать в пару с тем, кого вы знаете меньше всего. За несколько минут вы по очереди должны будете рассказать друг другу что-то интересное, запоминающееся о себе, о своих особенностях, увлечениях, о том, о чем сами хотите рассказать. Буквально 5-7 предложений ключевой информации. По истечении времени каждый из пары представляет нам своего собеседника, как если бы он был его лучшим другом и пришел в его компанию. Задание понятно? Начинаем.

(«Лучший друг»)

В: Как здорово у вас всех получилось! Надеюсь, это задание поможет нам всем стать немного ближе и общаться с бОльшим количеством людей, чем это было до нашей интерактивной беседы. Наверное, все вы уже поняли, что будет основной темой обсуждения сегодня?

(ответы участников)

В: Правильно, это общение! По традиции, задаю вопрос – что, по-вашему, есть общение?

(ответы участников)

В: Все ваши ответы так или иначе являются правдой. Но все же я хочу предложить вашему вниманию немного терминологии:

Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Субъектами общения являются живые существа, люди. В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становиться осознанным, связанным вербальными и невербальными актами.

Обще́ние — сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера).

В: Как всегда, в данных определениях присутствуют не совсем понятные слова, но сути это не мешает, ведь, как мы выяснили ранее, вы и так прекрасно понимаете, что такое общение. Скажите мне, пожалуйста, какими качествами должен обладать человек, чтобы нам хотелось с ним общаться? Или что, по вашему мнению, ждет от вас человек, который хотел бы пообщаться с вами?

(ответы участников)

В: Мне очень нравится, что вы так открыто выражаете свое мнение по данному вопросу. Но еще более ценен сам обмен – думаю, многие из вас уже сейчас отметили что-то полезное для себя, сделали какие-то выводы, узнали что-то новое. Более подробно я бы хотела остановиться на еще одном важном пункте настоящего, искреннего общения, которое общение ради общения. Ни для кого не секрет, что у всех есть какие-то цели, которые побуждают или вынуждают нас общаться с другими. Сегодня мы с вами пролистаем мимо всякие корыстные цели и мотивы, но остановимся на том, как организовать чистую коммуникацию, с взаимопогружением, обменом не только информацией, но и эмоциями. В прошлый раз мы говорили о том, как понять и разобраться со своими эмоциями, а сегодня будем учиться самому что ни на есть искусству общения, изучать чувства своего собеседника (заметьте, я не говорю о том, какого рода отношения связывают вас, потому что уметь правильно общаться применимо ко всем, согласны со мной?).

(ответы участников)

В: Сначала я бы хотела вам рассказать о том, какие навыки нужно в себе развивать, чтобы налаживать действительно крепкие отношения. Этот комплекс называется – Управление эмоциями других. Звучит не очень-то «чисто», верно? Но посмотрите, что должен уметь человек с высоким уровнем владения этим навыком. (1)

В: А теперь рассмотрим человека с низким уровнем владения управлением эмоциями других. (2)

В: Как вы думаете, какое препятствие возникает перед нами каждый раз, когда мы хотели бы помочь другому человеку прийти в состояние равновесия?

(ответы участников)

В: Вы близки к тому, к чему я вас хочу подвести. (3)

В: Сейчас я вам хочу предложить придумать какую-то свою ситуацию по модели – собеседник испытывает сильную эмоцию, а я бы хотел привести его в состояние равновесия, потому что… и так далее. Давайте поразмышляем вместе.

(ответы участников)

В: Замечательно! А теперь мы с вами возвращаемся к нашей предыдущей беседе «Я и мои эмоции», помните, о чем мы там говорили?

(ответы участников)

В: Верно. Эту тему я сейчас подняла потому, что, прежде чем пытаться как-то воздействовать на эмоциональное состояние другого человека, нужно сначала разобраться со своим. Как уже говорилось ранее, вряд ли кто-то будет спокоен как удав, когда твой собеседник кричит или плачет, или даже сходит с ума от радости. Чрезмерная радость тоже не всегда бывает полезна, ведь так?

(ответы участников)

В: Следующая сложность состоит в том, что зачастую мы стремимся привести человека в состояние спокойствия только для того, чтобы комфортнее стало нам. Как вы думаете, правильно ли это?

(ответы участников)

В: Правильно. Если вы действительно хотите выстроить прочные отношения с кем бы то ни было, вы должны принять тот факт, что иногда нам просто необходимо побыть в эмоционально-нестабильном состоянии. Поэтому не нужно даже пытаться говорить себе о том, что вы успокаиваете человека «для его же блага».

Итак, для того, чтобы научиться качественно влиять на эмоциональное состояние другого человека, нужно следовать такому алгоритму (4).

В: Начнем с того, что влиять на эмоции человека можно разными способами. (5)

В: Скажите мне, знаете ли вы, что такое манипуляция?

(ответы участников)

В: Всё это верно. Но, по традиции, я хотела бы предложить вам обратиться к терминологии. Итак,

Психологическая манипуляция — тип социального воздействия, представляющий собой стремление изменить восприятие или поведение других людей при помощи скрытой, обманной и насильственной тактики в интересах.

Поскольку такие методы продвигают интересы манипулятора за счёт других людей, они могут считаться эксплуатационными, насильственными, нечестными и неэтичными.

Начистоту – манипуляция – один из наиболее сильных способов управления эмоциями других, но далеко не самый эффективный. Как вы думаете, почему?

(ответы участников)

В: Спасибо за ваши ответы! Я бы хотела добавить, что, во-первых, манипуляция не может гарантировать тот результат, который вам хотелось бы получить. Это происходит потому, что все мы мыслим по-разному, никогда нельзя знать наверняка, как поступит тот или иной человек, оказавшись в определенной ситуации (здесь мы имеем ввиду ту ситуацию, которую модулирует манипулятор).

Во-вторых, манипулятор чаще всего действует за счет сильных эмоций, неосознанных. То есть пользуется вашим неустойчивым состоянием. Но, рано или поздно вы все же возвращаетесь в состояние равновесия, включается логика (на прошлом мероприятии мы с вами говорили о том, как полезно порой отодвинуть эмоции и разложить всё по полочкам). И, естественно, вы задумываетесь о том, что что-то тут нечисто. Какое-то смутное чувство, неприятное, отторгающее. Поразмышляв, вы понимаете, что на вас психологически воздействовали или пытались воздействовать (если вы уже достаточно «прокачались» в умении управлять СВОИМИ эмоциями). К тому же, все, кем этот человек пытался манипулировать, попытаются сократить с ним общение. Как вы думаете, почему?

(ответы участников)

В: Верно. Так что, как вы думаете, имеет ли смысл манипулировать людьми, с которыми вы хотите и дальше общаться? И будут ли они с вами общаться?

(ответы участников)

В: Возможно, вы удивитесь, но существуют также «позитивные» манипуляции. Но в таком случае вы должны быть точно уверены, что вы действуете на самом деле в интересах другого человека (того, над которым проводится манипуляция, естественно), а не своих. Вы должны четко знать, что это пойдет ему на пользу. Так манипулировать могут, например, врачи, психотерапевты, друзья. Подумайте и скажите, с какими манипуляциями вы сталкиваетесь, например, дома, с родителями, или в школе, с педагогами? Поделитесь тем, что вы думаете по этому поводу, как это понимаете. Примеры могут быть и «+», и «-».

(ответы участников)

В: К сожалению, мы не можем думать и действовать за других людей, но! Мы можем предельно искренне и честно говорить им о том, что мы чувствуем. Мы имеем право на «чистоту», нужно четко понимать, что чья-то искренность или неискренность может служить критерием привлекательности человека, связанные с этим качества могут помочь вам решить, хотите вы общаться с таким человеком или нет. Но при этом помните, что при грамотном диалоге можно решить любые проблемы. Согласны?

(ответы участников)

В: Я рада, что мы все это понимаем. А теперь – двигаемся дальше!

Существует такой принцип как «Принцип принятия эмоций        других людей»

(6)

В: Чтобы поучиться принимать проявления эмоций других, давайте проследим, в проявлении каких эмоций вы отказываете другим людям, то есть, раздражаетесь. Сейчас я начинаю фразу, а вы её продолжаете. Только не выкрикиваем, не перебиваем, а поднимаем руку и отвечаем. А для оптимального результата сделаем так – если один называет какое-то слово, а вы с ним согласны, то вы хлопаете в ладоши один раз. Вопросы есть? Тогда начинаем, только не забудьте, что сейчас мы имеем ввиду других, а не себя.

  1. На людях никогда нельзя проявлять…
  2. Нельзя позволять себе…
  3. Это возмутительно, когда…
  4. Неприлично…
  5. Меня бесит, когда другие люди…

В: А теперь – магия! Ну, не совсем, но всё же… Скорее всего, те эмоции, которые вы не позволяете проявлять другим, вы не позволяете и себе. Согласны?

(ответы участников)

В: (7) Поэтому нужно поискать способы социально приемлемого проявления эмоций. На беседе «Я и мои эмоции» мы уже говорили об этом. Может, кто был тогда, вспомнит, какие варианты мы там рассматривали? А те, кто не был, предложат свои?

(ответы участников)

В: Дыхательные упражнения, физическая активность, уйти покричать в лес, переключиться, вести дневник эмоциональных состояний… Приемов множество. Осталось подобрать то, что подойдет именно вам.

Сейчас я бы хотела поговорить с вами о том, какие ошибки чаще всего мы допускаем при работе с эмоциями других.

  1. Недооценка значимости эмоции, попытка убедить, что проблема того не стоит.

Когда вам говорят: да не расстраивайся, да брось ты, всё это ерунда – разве нам помогает это?

(ответы участников)

В: Конечно же, нет. Когда человек испытывает сильные эмоции, логика у него отсутствует напрочь. Поэтому он действительно не способен понять на данный момент, что ситуация, возможно, действительно ерундовая. И не подействуют на него никакие уверения, ни сравнения с кем-то, у кого ситуация действительно сложная.

  1. Попытки заставить человека немедленно перестать испытывать эмоцию (например, сразу давать советы и предлагать решения)

Здесь стоит вспомнить о том, какие эмоции испытываем МЫ рядом с человеком, которому на данный момент плохо (грустит, злится, волнуется). Кто-то поделится?

(ответы участников)

В: Мы тоже можем и злиться, и грустить, но самая первичная эмоция – это…

(ответы участников)

В: Это страх, конечно же. И где-то в глубине подсознания подкрадываются мысли, что это мы виноваты, что это из-за нас и т.д. А уж если у собеседника истерика, то у нас уже просто паника из-за того, что мы не держим всё под контролем, верно? Именно поэтому мы стремимся убрать чужие эмоции, потому что они ПУГАЮТ нас, и это глубинно именно от этого мы и хотим зачастую избавиться, не беря во внимание самочувствие другого.

Но, вспомним, у человека в «буре» отсутствует логика. И ему больше всего важно, чтобы его приняли сейчас таким, со всеми эмоциями. А если мы стремимся как можно скорее успокоить его, то он понимает, что такое его состояние напрягает нас, и в будущем вряд ли будет уже на 100% открыт. И потом мы задаемся вопросом «А чего это ты мне ничего не рассказываешь?»

То же относится и к подкидываемым вами решениям – не может человек в гневе или истерике понять гениальность ваших идей – логики же нет. Прежде всего, этому человеку нужно выговориться и получить поддержку.

От абстрактного переходим к конкретному.

(8)

В: Скажите, чисто интуитивно использовали ли вы когда-нибудь нечто подобно? Что обычно вы делаете в ситуациях крайнего возбуждения собеседника?

(ответы участников)

В: Хорошо. Зная теперь то, что я вам рассказала, будете ли вы этим пользоваться и почему?

(ответы участников)

В: Отлично. Идем дальше. Существуют такие небольшие хитрости… (9)

В: Вот такие нюансы. Скажите, узнали ли вы что-то новое для себя? Может быть, кто-то из вас уже использовал такие методы в общении?

(ответы участников)

В: Это здорово. Мы поучились с вами возвращать людей в равновесное русло, но есть еще два не менее важных раздела – это управление чужими страхами и печалью (или обидой).  В принципе, работа с эмоциями разного спектра очень взаимосвязана, поэтому не удивительно, что методы-то одни и те же – поговорить, выслушать, понять, принять. (10)

В: Наше занятие, интерактивная беседа, подошло к концу. Мне бы очень хотелось узнать, что вы думаете по поводу таких занятий в целом и о конкретно данной теме? Что нового для себя узнали? Какие ваши впечатления?

(ответы участников)

В: Спасибо большое, что пришли сегодня. Ваше мнение действительно очень важно для меня, именно ваша поддержка и участие мотивируют меня на создание таких бесед. Спасибо огромное! До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Управление классом при организации интерактивного общения на уроках иностранного языка

создание эффективной схемы управления классом во время урока при создании ситуаций интерактивного общения...

"Влияние интерактивного общения на грамотность учащихся". Исследовательская работа по русскому языку

Исследовательская работа по русскому языку  посвящена важной проблеме : влияют ли современные средства общения на грамотность учащихся. Выдвинута гипотеза, что  внедрение в повседневную жизн...

Презентация "Интерактивная сторона общения"

Презентация по теме "Интерактивная сторона общения". Может быть использована при изучении курса социальной психологии как в профильных классах школы, так и в высших и средних учебных заведениях....

Мастерская общения с элементами интерактивной технологии "Серьезный мир несерьезных подростков".

Цель мастерской: создание условий для развития у обучающихся стремления к осмыслению себя, своих поступков и поведения; формирование нравственных качеств личности, ответственности и порядочности; разв...

Методы и приемы интерактивного обучения иноязычному общению в условиях реализации ФГОС

Методы и приемы интерактивного обучения иноязычному общению в условиях реализации ФГОС...