Что подсказала природа?
план-конспект занятия (6 класс)

Карякина Любовь Сергеевна

Воспитание позитивного эмоционально-целостного отношения к природе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_chto_podskazala_priroda.docx22.27 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

школа-интернат №9

Калининского   района Санкт-Петербурга

                         

                   Конспект внеклассного занятия

                   по экологическому воспитанию

              «Что подсказала природа?»

                   

                                                   

                                                                                     Карякина Любовь Сергеевна

                                                                                     воспитатель высшей категории

                                           

                                           Санкт-Петербург, 2021 г.

               «Что подсказала природа»

Цель:  воспитание позитивного эмоционально- ценностного отношения к        

           природе

Образовательные  задачи:  - закрепить знания детей о живой природе

           - расширять представления о взаимосвязях

                                                 человека с ней

Развивающие задачи:   - развивать у детей мыслительные процессы

          - развивать доказательную речь

                                        - обогащать словарный запас

Воспитательные задачи: - воспитывать уважительное, осознанно- правильное                      

                                             отношение к природе

                                           - интерес к познанию

Оснащение:  иллюстрации диких животных, насекомых, растений,  

                       подводных обитателей, разнообразных инструментов и                      

                       техники, использование ИКТ. Книга Т.И.Тарабарина,  

                       Е.И.Соколова «И учёба, и игра, природоведение», белая  

                       плотная бумага, цветные карандаши, краски.

Предварительная работа: чтение книги Б.Зубкова «Что подсказала летучая мышь», рассматривание иллюстраций с изображением диких животных, насекомых, морских обитателей, открыток «Живые барометры».

Звучит музыка и на экране меняются слайды с изображением леса, птиц, животных, насекомых.

Педагог: Ребята, что вы сейчас видели на экране?  

                (лес, луга, поля, птиц, разных животных)

                А как всё это можно назвать одним словом?

Ответы детей… (природа)

Педагог: Что же означает слово природа?

Ответы детей…  (Природа это- растения, птицы, разные животные,                    

                             насекомые)

Педагог: А вы любите наблюдать за природой?

Ответы детей…(да)

Педагог:  Расскажите, что интересного вы увидели во время таких  

                 наблюдений?

Ответы детей…(рассказы из опыта детей)

Педагог: Человек очень любознателен и издавна наблюдал за зверями и    

                птицами, за насекомыми и растениями. Его многое поражало и  

                удивляло. И человек подумал: что можно у них позаимствовать?

Рассматривание слайдов:

Слайд с изображением тигра – у тигра острые зубы.

Слайд с изображением медведя – у медведя мощные когти.

Слайд с изображением слона – у слона огромные бивни.

Педагог: И древний человек, который жил много тысяч лет назад, подумал: «А не сделать ли мне такие когти, как у медведя, такие бивни, как у слона, такие зубы, как у тигра?»

Слайд с изображением древнего человека и орудиями труда.

Педагог: Для чего же он всё это сделал?

Ответы детей…

Педагог:  Ребята подумайте, а какие машины придумал человек, в которых  

                 есть резцы и зубья, очень похожие на клыки и зубы разных зверей    

                 и зверушек. На слайде появляются разные машины и инструменты,  

                 и детям предлагается найти сходство между изобретением человека  

                 и природой.

Рассматривание слайда с изображением одуванчика.

Педагог:  дети  назовите цветок и вспомните стихотворение о нём

(носит одуванчик жёлтый сарафанчик…)

Педагог: что же за беленькое платье появляется у одуванчика, когда он  

                отцветает? Если вы подуете на него, что произойдёт?

Ответы детей… (пушинки разлетятся в разные стороны)

                            показ слайда

Педагог:  на что похожи эти пушинки.

Ответы детей… (на маленькие парашютики)

Педагог:  как вы думаете, наблюдая за такими парашютами, что придумал        

                 человек?

Ответы детей… (большие парашюты для людей и грузов)

                             показ слайдов

Педагог:  вот так обыкновенный одуванчик надоумил человека изобрести          

                 парашют. А кто из вас видел летом, что цветок одуванчика вдруг  

                закрылся днём, что он подсказывает человеку своими  

                закрывшимися цветами?

               

                показ слайда

 Ответы детей…(погода будет пасмурная, пойдёт дождь)

 

Человек всё время учится у природы.

Педагог:  ребята, посмотрите у вас на столах, на подносах лежат семена с  

                 разных деревьев. Найдите семена клёна.

Дети находят и показывают их.

Педагог:  а теперь подумайте, на что они похожи, и где человек это  

                 использует?

Ответы детей… (на пропеллер, самолётный винт)

                           

                            показ слайда

Физкультминутка «Самолёты».

Педагог:  а теперь скажите, что мог придумать человек, наблюдая за птицами

слайд с изображением летящей птицы

Педагог:  что позаимствовал у птиц человек?

Ответы детей… (крылья)

Педагог:  что общего есть у самолёта и птиц? А чем они отличаются друг от          

                 друга?

Ответы детей…

Педагог: не было бы на свете птиц, не знал бы человек вообще, что такое

                «летать». На что похожи самолёты?

Ответы детей… (на больших птиц)

                   

                            показ слайда

Педагог:  показывает слайд с изображением стрекозы. Кто это?

Ответы детей… (стрекоза)

Педагог:  это птица? А к какому классу она относится?

Ответы детей…(к насекомым)

Педагог:  а что придумал человек, наблюдая за стрекозой?

Ответы детей… (вертолёт)

                           показ слайда

Педагог:  а теперь, я приглашаю вас в путешествие в подводное царство

               

                 слайд подводного мира

Педагог:  многие из вас ездили отдыхать на море, и что вы видели под водой?

Ответы детей…

               слайд с изображением медузы

Педагог: кто знает этого морского обитателя?

Ответы детей… (это медуза, её нельзя брать в руки)

Педагог: люди подсмотрели у медузы и изобрели устройство, которое

                предсказывает  морякам приближение бури. Оказывается, у медузы  

                есть особое ухо. Устроено оно просто, но хитро. Всё ухо – шарик с  

                жидкостью. Внутри шарика мельчайшие камешки. Задолго до бури  

                разносятся над волнами особые, неслышимые для человека

                тревожные звуки. Дошёл звук до уха медузы, дрогнул в ухе шарик с

                жидкостью, заколебались камешки, растревожили медузу. Поплыли

                медузы подальше от грозных звуков, на мелководье. Когда человек

                узнал, как устроено ухо медузы, он сделал прибор, который

                предсказывает бурю. Прибор тоже умеет слушать неслышный

                рокот, гул ветра и волн. За 15 часов до бури прибор сообщает

                капитану корабля: «Буря идёт! Надо укрыться в порту или уйти

                подальше от бури»

               показ слайда

Педагог: наблюдая за природой, человек учится у неё, используя свои  

                наблюдения с пользой для себя. Если в лесу гулять да не по  

                сторонам зевать, а присматриваться и приглядываться – много  

              интересного и полезного заметишь.

             Ребята, а вы знаете правила вежливости в лесу?

Ответы детей… (называют правила поведения в лесу)

Чтение стихотворения С. Михалкова «Прогулка».

 Педагог: а вы внимательно послушайте и ответьте, какие правила забыли

и взрослые, и дети.

                   «Прогулка»

Мы приехали на речку воскресенье провести

А свободного местечка возле речки не найти!

Тут сидят и там сидят: загорают и едят,

Отдыхают, как  хотят, сотни взрослых и ребят.

Мы по берегу прошли и поляночку нашли.

Но на солнечной полянке тут и там - пустые банки

И, как будто нам назло, даже битое стекло!

Мы по бережку прошли, место новое нашли.

Но и здесь до нас сидели; жгли костёр, бумагу жгли

-Тоже пили, тоже ели, насорили и ушли!

Мы прошли, конечно, мимо… - Эй, ребята! – крикнул Дима.

-Вот местечко хоть куда! Родниковая вода! Чудный вид!

Прекрасный пляж! Распаковывай багаж!

Мы купались, загорали, жгли костёр, в футбол играли

Веселились, как могли! Пили квас, консервы ели, хоровые песни пели…

Отдохнули и ушли!

И остались на полянке у потухшего костра:

Две разбитых нами склянки, две размокшие баранки - словом мусора гора!

Мы приехали на речку понедельник провести,

Только чистого местечка возле речки не найти!

Ответы детей… (дети называют, какие правила поведения были нарушены)

Педагог: чтобы таких нарушений не было, давайте с вами придумаем и  

                нарисуем экологические знаки, которые можно поставить в лесу.  

                Для чего нужны такие знаки? Кто их видел в парке, лесу.

 Ответы детей…

Педагог: такие знаки напомнят людям о правилах поведения в природе.

                Давайте и мы с вами попробуем придумать и нарисовать такие

                знаки, которые помогут людям не нарушать правила поведения в  

                природе.

Дети: придумывают и рисуют экологические запрещающие знаки, а затем

          показывают и объясняют их значение.

Сегодня мы узнали много интересного и полезного.

Вспомнили, как надо вести себя в лесу.

Все молодцы! Спасибо


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Живая и неживая природа1

Презентация для 5 класса по природоведению к учебнику Суховой. Повторение темы "Живая и неживая природа"...

Живая и неживая природа2

Продолжение презентации "Живая и неживая природа1"...