Социально значимая работа
проект (7 класс)

Дрожжина Людмила Васильевна

Классный час(3 части).Для чего нужна школьная форма

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования 

Московской области

«Академия социального управления»

Итоговая работа

Практико-значимый проект:

«Современные педагогические технологии в образовательном процессе».

Выполнил(а):

Дрожжина Л.В.

Социальный педагог

 МОУ Лицей г. Истры

Проверил (а):

В.М. Жураковская ,

к.п.н., доцент кафедры

развития образования.

Москва 2016 г.

Урок № 1. Внеклассное мероприятие:

Деловая игра: «Разработка правил поведения для учащихся Лицея».

( для учащихся 5-7 классов)

Актуальность игры:

Актуальность  деловой игры объясняется тем, что ее целеполагание согласуется с основными положениями ФГОС, в частности с личностными характеристиками выпускника («портрет выпускника основной школы»), к которым относят такие характеристики школьника:

- социально активного, соизмеряющего свои поступки с нравственными ценностями, осознающего свои обязанности перед обществом, Отечеством и др.;

- уважающего других людей, умеющего вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;

-  осознающего и принимающего ценности человеческой жизни, гражданского общества, человечества и др.;

- активно и заинтересованно познающего мир, осознающего ценность труда, науки и творчества;

- умеющего учиться, осознающего важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способного применять полученные знания на практике;

- ориентирующегося в мире профессий, понимающего значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы и др.

Цель игры:

  1. Развитие умений учащихся вести себя в соответствии с нравственными нормами, правилами поведения, правилами этикета, проработанными и внедренными самими учащимися в результате групповой работы по темам классного часа;
    профилактика спорных ситуаций среди учеников, предотвращение конфликтных ситуаций между учителями и учениками.
  2.  Познакомить учащихся с правилами поведения в школе, в разных странах.
  3. Создать и утвердить свод правил поведения учащихся 5-х классов в школе.
  4. Сформировать  навыки активной жизненной позиции:-  активное включение в решение проблем общества, человечества, принятие ответственности за свои действия, за неспособность действия; занятие гражданской позиции - ответственное выполнение гражданского долга;


Мотивация выбора данной темы: учащиеся сами должны прийти к правилам поведения в школе и школьному этикету, сами должны осознать их необходимость, чтобы потом более осознанно всего этого придерживаться.
Домашнее задание до начала игры:

В качестве домашнего задания всем ученикам класса необходимо узнать об особенностях правил поведения учащихся средней школы в разных странах Европы (например, Германии, Франции, Испании и т.д.) и Америки.

Сценарий  игры:

Учитель рассказывает учащимся о ходе деловой игры,   последовательности ее реализации:

- введение в игру:

* учитель обозначает проблему, связанную с плохим поведением учащихся 5 класса на уроках;

* показывает слайдовую презентацию и рассказывает о системах образования в других странах;

- распределение ролей между участниками игры,

- погружение в игру, решение проблемы - разработки проекта «Мой вклад в улучшении дисциплины учащихся 5 классов»

- рефлексия,

-  подведение итогов,

- выгружение из игры.

Введение в деловую игру:

  1. Ведение в проблему:

Учитель ставит перед учащимися проблему:

- Как бороться с плохим поведением на уроках?

-  К чему  приводит плохое поведение?

- Как бороться с плохим поведением на переменах?

  1. Показ материала (слайдовый ряд снятый на уроках и переменах вовремя учебного процесса) и рассказ учителя о сущности возникшей проблемы данного класса или школы:

Учитель: «Ребята, в помощь решения вами вышеотмеченной проблемы, я покажу слайдовые презентации и расскажу о сути проблемы, как она решалась другими людьми».

-  Учитель показывает слайдовую презентацию и рассказывает о различных системах образования в зарубежных школах Европы и Америки.

  1. Учитель рассказывает ход деловой игры:

Для деловой игры нужно выбрать ее участников, то есть роли:

РАСПРЕДЕНИЕ РОЛЕЙ МЕЖДУ УЧАСТНИКАМИ ИГРЫ:

 - 2 человека  (добровольный выбор учащимися) – министр образования Германии;

- 2 человека  (добровольный выбор учащимися) - министр образования Франции;

- 2 человека  (добровольный выбор учащимися)- министр образования Испании;

- 2 человека  (добровольный выбор учащимися)- министр образования Италии;

- 2 человека  (добровольный выбор учащимися) – министр образования России.

-остальные ученики класса - эксперты; учащиеся могут работать как в группах не более 2-3 человека, так и индивидуально.

Примечание: название стран учитель может изменить и предложить свои презентации.

Регламент игры:

 Классный час 45 минут:

- 15 минут  отводится на введение в игру:

а) на обозначение учителем проблемы;

б) на показ слайдовых презентаций;

- 5 минут  распределение ролей, объяснение сущности деловой игры;

- 15 минут решение проблемы: разработка проекта правил учащихся – лицеистов;

- 10 минут общая дискуссия,  рефлексия игры, подведение итогов.

 Подведение итогов деловой игры:

Рефлексия деловой игры:

Учитель организует рефлексию деловой  игры.

Вопросы для рефлексивной деятельности учащихся:

- Личностная рефлексия.

- Каковы были мотивы моей/нашей деятельности?

- Какие новые смыслы возникли в результате деятельности?

- С какими  мыслями и переживаниями была связана деловая игра?

- Какая деятельность способствовала  приобретению, актуализации, развитию моих/наших качеств, способностей (каких)?

- Каковы основные трудности и как я/мы их преодолевал?

Интеллектуальная рефлексия:

- Каковы мои/наши главные результаты, что я/мы поняли, чему научились?

- Какие задания вызвали наибольший интерес и почему?

- Как я/мы выполнял задания, какими способами?

- Какими знаниями, навыками, умениями обогатился мой/наш опыт?

- Какие методы познания присутствовали во время игры?

- Какими способами была разрешена проблемная ситуация?

- Какими способами можно еще ее решить?

- Насколько правильно были произведены планирование, исполнение, контроль решенной задачи?

- Присутствовал  ли контроль над протеканием мыслительного процесса (как)?

- Как я/мы оцениваем протекание мыслительного процесса, например, по  решению проблемы в игре?

- Как я/мы оцениваем игру, решенную проблему?

- Что понравилось,/не понравилось в игре: в ходе и результатах деятельности?

- Что можно изменить при повторном ее проведении?

- Коммуникативно-кооперативная рефлексия

- Успешно ли прошла совместная деятельность, продуктивна, эффективна?

- Как партнеры по  игре воспринимали и понимали друг друга?

- Какими были отношения в группе, между группами?

- Какие неприемлемые формы поведения присутствовали в группе, между группами?

- Как устранить это негативное поведение?

- Что нужно изменить в этих отношениях при последующей работе? и др.

Учитель обращается к участникам деловой игры: «В начале деловой игры были поставлены вопросы, на которые мы с вами искали ответы, вспомним их: «Спасет ли красота  мир? Важна ли в истории человечества  личность? Один в поле не воин»? Что человек может сделать для общества? За что ответственен человек в нашем мире?

После того, как вы, ребята, разработали проектные работы, можете ли вы добавить ответы на поставленные вопросы? (учащиеся отвечают).

Тогда обобщающим вопросом будет такой: «Кто в ответе за планету Земля?»

Выгружение из деловой игры:

 Оснащение игры:

- на доске запись: Деловая игра «Правила поведения учащихся Лицея»;

- таблички на столах (бумажный вариант, напечатано на компьютере):

                       - 1-ая  табличка - Министр образования Германии (Ф.И. учащихся), например Иванова Светлана;

                   - 2-ая табличка - Министр образования Франции;

               - 3-ья табличка - Министр образования Испании и т.д.

Система оценивания результатов деловой игры:

1-й вариант оценивания проектной работы:

Таблица 1

Критерии оценивания проектной работы:

Этапы

Критерии оценки

Баллы 0 - не проявлено

1        - проявлено слабо

2        - проявлено средне

3        - проявлено сильно

Самооценка учащихся, выполнивших проект

Оценка проверяющего

Оценка работы

Сложность темы

Актуальность и новизна предлагаемых решений

Объем разработок и количество предлагаемых решений

Практическая ценность

Уровень самостоятельности участников

Качество оформления доклада

Визуальный ряд проекта

Оценка защиты (презентации)

Качество доклада (оригинальность представления)

Проявление глубины и широты представлений по излагаемой теме

Проявление глубины и широты представлений по данному предмету

Ответы на вопросы жюри

Ответы на вопросы участников других проектов

2-й вариант оценивания проектной работы:

Таблица 2

Критерии оценивания проектной работы:

Критерий

Уровни сформированности навыков проектной деятельности

Базовый

Повышенный

Самостоятельное приобретение знаний и решение проблем

Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно с опорой на помощь руководителя ставить проблему и находить пути её решения; продемонстрирована, способность приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания изученного

Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно ставить проблему и находить пути её решения; продемонстрировано свободное владение логическими операциями, навыками критического мышления, умение самостоятельно мыслить; продемонстрирована способность на этой основе приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания проблемы

Знание предмета

Продемонстрировано понимание содержания выполненной работы. В работе и в ответах на вопросы по содержанию работы отсутствуют грубые ошибки

Продемонстрировано свободное владение предметом проектной деятельности. Ошибки отсутствуют

Регулятивные действия

Продемонстрированы навыки определения темы и планирования работы.

Работа доведена до конца и представлена комиссии;

Работа тщательно спланирована и последовательно реализована, своевременно пройдены все необходимые этапы обсуждения и представления.

Примечание: учащиеся с учителем определяют, каким вариантом оценивания проектной работы они воспользуются, или учащиеся с учителем разрабатывают свои критерии оценивания проектной работы.

Урок №2  Проектная работа « Психология виктимного поведения».

«Умеющих плавать поддерживает вода, а умеющих жить поддерживает сама жизнь» (Народная мудрость)

Проблема.   Виктимное поведение – это такое поведение, в результате  которого повышается вероятность превращения лица в жертву преступления, обстоятельств или несчастного случая. Считается, что причиной такого поведения  являются социальные и личностные установки. Проект позволит определить существуют ли  предрасположенности подростков к реализации различных форм виктимного поведения.

Тема.  Психология виктимного поведения.

Актуальность: понимание важности этой проблемы формируется на всех уровнях общества и государства, так как обеспечение безопасности населения является одним из главных элементов высокого уровня жизни. Культура не передаётся от родителей генетически, а приобретается человеком по ходу жизни. Культура безопасности – определённый уровень развития творческих сил и способностей человека к профилактике рисков, предупреждению и уменьшению вреда, причиняемого вредными и опасными факторами жизнедеятельности ему лично, а также ущерба другим людям и обществу в целом. 

Объект: поведение подростка в опасных ситуациях.  

Предмет :  реакция подростка на опасности.

Цель:  изучить формы проявления  поведения.

  •  в безопасном отношении к себе;
  • в безопасном взаимодействии внутри социума, не становясь субъектом и объектом опасности для других;
  • в безопасном взаимодействии с окружающей средой.

Задачи:

  1. Определить  систему рисков и опасностей в жизни подростков.
  2. Провести анализ  поведения  подростков в различных социумах большого города.
  3. Найти необходимые меры безопасности и выбрать наиболее эффективный вариант или комбинацию этих мер

      Гипотеза: формирование выраженного типа виктимного  поведения происходит в период подросткового возраста, когда активно развиваются различные формы межличностных отношений, в этот период приобретаются необходимые меры безопасности.

Урок №3 Ролевая игра «Школьная форма нужна!»

 

Цель: воспитание осознанного отношения к внешнему виду.

Задачи:

 

  1. Познакомить учащихся с Положением Лицея о школьной форме (Устав МОУ Лицей г. Истра)
  2. Познакомить с историей школьной формы в России и за рубежом.
  3. Формировать умения красиво и правильно одеваться, в соответствии с определенным жизненным ситуациям.
  4.  Воспитывать чувство прекрасного; познакомить со стилями одежды.
  5. Ролевое проигрывание ситуаций.

Оборудование: столы в форме круга (круглый стол), мультимедийная установка, презентация к занятию, бумага А3, карточки 4 цветов, бейджики участникам «круглого» стола, фломастеры.

Продолжительность занятия-45-60 минут.

Участники-школьники 5-8 классов.

Подготовительный этап: наиболее подготовленным учащимся дается задание сделать презентацию, нарисовать модели современной школьной формы.

Роли: дизайнер-2 чел, директор фабрики-2 чел, учитель, психолог, врач, руководитель социологических исследований ВЦИОМ, представитель министерства образования РФ, представитель Государственной Думы.

План игры.

  1. Организационный момент. (2 минуты)
  2. Вступительное слово ведущего: Вопрос о школьной форме уже давно и остро стоит в школе. Нужна ли школьная форма и почему? Вот на этот вопрос мы постараемся ответить сегодня. Школьная форма – обязательная повседневная форма одежды для учеников во время их нахождения в школе и на официальных школьных мероприятиях вне школы. Обратимся к Уставу МОУ Лицей. Что говорится в нем о школьной форме лицеиста?(зачитать выдержки из Положения о школьной форме)  (3 минуты)
  3. Презентация « История школьной формы» -5-7 мин.
  4. Школьная форма: "круглый стол".
  5. Работа в группах. «Школьная форма Лицея – от Устава до «бренда»
  6. Подведение итогов.

   Ведущий:

 -Обсудить, какой должна быть форма для школьников, на «Круглый стол» пришли производитель детской одежды, дизайнер, представитель Министерства образования, представитель Государственной Думы, психолог, учитель, врач, руководитель социологических исследований ВЦИОМ. 

 

     Дизайнер-1:

- Дети не должны быть расхлябанны. В школе их нужно приучать к комфорту. Ведь костюм - это средство коммуникации. Если человек хорошо одет, с ним по-другому разговариваешь. Возрождать школьную  форму нужно. Она мобилизует, создает ощущение комфорта и среды, визуально объединяет людей, дает возможность быть собранным во время учебы.

Я считаю, что  основным для школьной одежды должен остаться клубный стиль. Темно-синие, темно-зеленые пиджаки, клетчатые юбки, жилетки, цветные декоративные галстуки, шапочки или береты. Верхняя одежда - куртки спортивного стиля из легкой стеганой ткани.

Сейчас молодежь  увлекается джинсами. Но я категорически не приемлю такой внешний вид  на уроках. Джинсы - расхлябанная, неделовая одежда. Она не формирует хороший вкус, чувство стиля.

Если бы Минобрнауки приняло решение, что школьной форме - быть, то ГОСТом были бы утверждены ткани и перечень цветов, которые могут присутствовать в школьной форме, все производственные мощности легкой промышленности стали бы на это работать. И все это продавалось бы в больших магазинах. И стоило дешевле.

     Дизайнер-2: 

-А сейчас школьные директора своим решением принимают какой-то определенный комплект школьной одежды. А это вовсе не означает, что дети смогут это носить без проблем. 

 Дети зачастую не хотят надевать то, что выбирают взрослые. И хорошо, что взрослые это стали понимать. Мнение директоров, опытных педагогов меняется. Они прислушиваются к пожеланиям учеников, молодых учителей,   производителей одежды. В результате коллекции формы меняются год от года. Становятся более стильными. И дети их сейчас с удовольствием носят. Я сама своего ребенка, который сейчас ходит в школу, одеваю в нашу форму. И он выглядит красиво, стильно. Не стыдно за то, в каком виде он ходит на занятия.

Сегодня есть и коллекции замечательные, и ткани, и производители. Но как сделать, чтобы форма была доступна для обычного рядового покупателя?  

 

       Директор  фабрики 1:

- К нам иногда приходят родители и говорят: у вас очень дорого, то же самое я на рынке могу купить за 150 рублей. Они не понимают, что хорошую вещь из хорошей ткани сделать задешево нельзя. 

     Со школьной формой я начала работать в 95-м году. Тогда ее не хотели ни родители, ни дети. Только учителя. Они понимали, что спущенные штаны с пузырями на коленках, майки, голые пупки у девочек - это не деловой, корпоративный школьный вид.

      Сейчас ситуация совершенно другая. К нам приходят сами родители и вместе с детьми выбирают стильную одежду. Поэтому наша задача - не только сделать ее красивой и качественной, приемлемой по деньгам для широкого круга потребителей, но и такой, чтобы в ней ребята чувствовали себя модными, чтобы она не надоедала.

Если бы Министерство образования приняло решение, что школьной форме - быть, то ГОСТом были бы утверждены ткани и перечень цветов, которые могут присутствовать в школьной форме, все производственные мощности легкой промышленности стали бы на это работать. И все это продавалось бы в больших магазинах. И стоило дешевле.

А сейчас школьные директора своим решением принимают какой-то определенный комплект школьной одежды. А это вовсе не означает, что дети смогут это носить без проблем. 

 Наша компания специализируется только на школьной форме. Это очень долгие деньги. У нас нет собственного производства, мы не являемся владельцами цехов. Мы закупаем ткани, пряжи, размещаем заказы на фабриках и платим за все вперед. 

Основные продажи на нашей фирме начинаются в конце апреля - начале мая и заканчиваются в сентябре - октябре. Но мы работаем круглый год, и зимой денег нам практически не поступает. А ведь расширение производства требует еще больше средств.

Поэтому, я думаю, дело не только в законодательном введении школьной формы, но и в законодательной поддержке производителя. Может быть, льготные условия кредитования, аренды или выкупа помещений.

Нам зачастую приходится прибегать к банковским кредитам. Это разорительная вещь, потому что 18 процентов годовых - очень высокая процентная ставка. Конечно, хотелось бы получить какую-то поддержку, хотя бы льготные кредиты на производство. Потому что нам, производителям, дают тот же банковский процент, что и торговле. А мы, производители, все же в менее выгодном положении, чем та же торговля.

 

     Директор фабрики 2: 

- Сегодня есть и коллекции замечательные, и ткани, и производители. Но как сделать, чтобы форма была доступна для обычного рядового покупателя? Ведь схема продаж у всех нас одинаковая: отдали на реализацию, отправили в регионы, в октябре - ноябре половину коллекции получили обратно. И не случайно, что в наших рядах каждый год - потери. С одной стороны, мы, производители, занимаемся очень проблемным бизнесом. А с другой - родители не знают, где купить добротную, красивую и недорогую форму, и, собирая ребенка в школу, вынуждены объезжать кучу фирм и фирмочек, которые часто предлагают отнюдь не самое лучшее.

 Что можно сделать? У меня и моих коллег есть мечта: Дом школьной моды.  Понятно, что ни одна из существующих на рынке фирм сегодня воплотить эту мечту не сможет. Ведь на сегодня  производители школьной формы не считают себя работниками торговли. Мы ничего не продаем - мы одеваем детей. Поэтому я сейчас через «Комсомольскую правду» обращаюсь за помощью к нашим властям. В таком Доме моды должны быть представлены все производители. А вот кого из нас выберут,  будет зависеть от наших усилий, профессионализма и личных качеств.

Сегодня очень много школьной формы шьют из чистой синтетики. У нас сейчас нет такой структуры, которая бы боролась против такой продукции. Ведь до чего доходит? Берет какой-нибудь бизнесмен средней руки в Турции или Китае синтетическую ткань, привозит на швейное предприятие и говорит: шей вот по такому фасону. А потом подшивает этикетки, на которых написан состав: например, 50 процентов шерсти, 50 процентов лавсана.

      В итоге дешевая синтетика вымывает с рынка нормальный ассортимент. К чести родителей надо сказать - многие понимают: лучше 200 рублей переплатить, но купить вещь получше.

 Руководитель отдела социальных исследований ВЦИОМ:

-43 процента родителей, имеющих школьников, считают, что должно быть единое государственное решение по форме для всех школ России. Замечу, что это не подразумевает введения единого стандарта школьной формы, как было в советские времена.  Мы недавно вернулись из поездки по регионам. В одном городе, где живет 600 тысяч человек, обошли около 15 крупных детских магазинов. К школьному сезону 90 процентов костюмов - синтетические либо из химических волокон. А их стоимость - в среднем такая же, как у школьной формы из натуральных тканей в нашем магазине.       Мы были в шоке. «Стеклянные» брюки, «стеклянные» блузки, которые просто стоят колом. Мы обратились в управление образования этого города. Они с энтузиазмом к нам отнеслись. Уже два года они пытаются ввести школьную форму и ничего у них не получается. Подозреваю, что такая ситуация во многих городах России.

Учитель  школы: 

- Для родителей школьная форма решает большую проблему - в чем вести ребенка в школу. Я согласна с мнением дизайнеров, что стильная форма прививает детям вкус. Ребятам надо объяснять, что школьная форма - это одежда для работы, а школа - это место, куда они приходят учиться. Мы должны сделать так, чтобы они поняли, что форма - это одно, а одежда для развлечений и спорта - это несколько другое.

        Представитель Министерства образования РФ  

- Школьная форма - знаковая вещь. Она дисциплинирует, дает ощущение команды. Год назад я сама принимала решение вместе с родительским комитетом в отношении класса, где учится мой ребенок, - вводить или не вводить школьную форму? Мы выбрали форму.

Но может быть так, что кому-то школьная форма неудобна или ребенку не нравится ходить одетым, как все. Мы не должны ограничивать детей в возможности учиться в зависимости от того, есть у него форма или нет, хочет он ее носить или нет. Да, сейчас требования о необходимости школьной формы закрепляются в правилах внутреннего распорядка школы или в Уставе школы. Но ее отсутствие не может быть причиной, по которой ученика не допустят на занятия или тем более исключат из школы. Я думаю, что либеральный режим по отношению к школьной форме следует сохранить.

Я бы сказала, надо вводить не школьную форму, а красивую, модную школьную одежду для детей. И мы в работе со школами делаем акцент на то, что модная одежда очень важна для воспитания детей. Еще пять-шесть лет назад родители обращали внимание, прежде всего, на стоимость формы. Сегодня их больше интересует качество. Поэтому создание Домов школьной моды -  отличная идея. Родителям, чтобы подобрать для ребенка одежду по душе и по карману, не придется обегать несколько десятков рынков и магазинов.

                                        

       Представитель   Госдумы:

- Я - сторонник введения стильной формы для учащихся. Разумеется, речь не идет о возврате классической школьной моды советских времен. Хотя, признаемся, в толпе прохожих тех лет приятно  выделялись школяры в аккуратных фартучках и костюмчиках. Теперь ключевые критерии формы российского школьника XXI века - стильность, практичность, доступность.

Однако я не думаю, что мы должны навязывать форму жестким федеральным законом, как во времена «военного коммунизма». Пусть вопрос о школьной форме в каждой школе обсуждают родители и учителя. И при этом прислушиваются к мнению самих школьников.  Почему бы каждой школе не выделяться собственной одеждой? Пусть дети носят ее, подчеркивая  - я учусь в такой-то школе и этим горжусь! Только для этого модели должны быть модными, современными.

 Врач: 

-одежда ребёнка должна быть, прежде всего, безопасной для здоровья.  Пояснично-крестцовая область и нижняя часть живота – зоны, где сосредоточены нервы и сосуды, обеспечивающие функционирование почек, мочевого пузыря, органов половой системы, спинного мозга. Длительное их переохлаждение приводит к раздражению нервных окончаний и спазму сосудов. Нарушенное кровоснабжение одновременно с переохлаждением – мощный стрессовый фактор для организма в целом. При ношении узкой одежды, особенно джинсов, происходит резкое ухудшение кровотока в области таза, затруднение венозного и лимфатического оттока. Как следствие – застой крови в малом тазу, нарушение нормального функционирования органов половой системы, мочевого пузыря, кишечника. А именно в такую, не самую лучшую, с точки зрения медицины, одежду одевается  большинство подростков.

 Психолог: 

 -в школьной форме все-таки больше плюсов, чем минусов.

Во-первых, стандарт одежды воспитывает чувство принадлежности к школе и гордости за нее. Если в вашей школе нет единой формы для всех, например, в каждом классе учителя, родители и дети сами выбирают, в чем ходить учащимся, – такую ситуацию тоже легко обернуть в свою пользу. Пусть ваши ученики гордятся своей принадлежностью к классу и тем, что они носят особенную форму.

Второй несомненный плюс школьной формы состоит в том, что она несколько смягчает видимые признаки социального расслоения среди детей и подростков, хотя, конечно, скрыть эту разницу никакая форма не в силах. Есть еще обувь, косметика и парфюмерия, ювелирные украшения, мобильные телефоны и т. д. И дети из более состоятельных семей всегда найдут способ подчеркнуть свой социальный статус.

Еще один плюс школьной формы – это ее дисциплинирующее воздействие. Ребенок со школьной скамьи привыкнет носить одежду к месту и ко времени. Какой бы дизайн ни придумали модельеры для школьной формы, этот дизайн в любом случае будет строгим и деловым, не допускающим вольностей и не отвлекающим учеников от основного занятия – изучения школьной программы. Дети должны с детства привыкать к тому, что костюм – это нечто большее, чем просто одежда. Это – средство коммуникации. От того, как ты выглядишь, зависит, как с тобой будут общаться окружающие. 

 В школах, где единой формы нет, учителям приходится прилагать гораздо больше усилий для поддержания дисциплины и борьбы с вызывающим поведением отдельных учеников.

 

 Выводы ведущего:

     -Завершая  работу «круглого стола»,  я всё же попытаюсь высказать свою точку зрения на вопрос «Кому же она нужна- школьная форма?»

  • Во- первых, наверное, форма нужна взрослым: учителям, родителям. Они считают, что в ней мы станем более дисциплинированными, ведь форма будет налагать на нас какую-то ответственность перед учебным заведением. Форма будет своеобразным «опознавательным знаком» и уже не купишь бутылочку пива, пачку сигарет. А ещё ,видимо, они «за»- так как это ностальгия по их детству.
  • Во-вторых, учебному заведению. Ведь форма будет подчеркивать элитарность учреждения (если форму вводит только учреждение по своему желанию); опять же, форма будет дисциплинировать детей.
  • В третьих, родителям. Они считают, что вместе с введением формы они избавятся от проблемы «совсем нечего одеть в школу», «я хуже всех одеваюсь…» и т.д.

      А вот самим детям?...Далеко не все высказываются за её введение.

 

      5.Ведущий: Продолжаем обсуждать вопрос о необходимости школьной формы. Но сейчас важно узнать как же сами ученики видят в дальнейшем решение проблемы школьной формы. Зрители делятся на 4 группы. На основе услышанного, выдержек из Устава Лицея о школьной форме необходимо в течении 10 минут на листах ватмана представить новый «бренд» школьной формы лицеиста, на отдельных листах  в письменной форме необходимо перечислить вид ткани, состав, цвет, цену, учитывая мнения дизайнеров, психологов, врачей, участников образовательного процесса.

Бренд (англ. brand, [brænd] — товарный знак, торговая марка, клеймо) — термин в маркетинге, символизирующий комплекс информации о компании, продукте или услуге; популярная, легко узнаваемая и юридически защищённая символика какого-либо производителя или продукта.

Бренд — единое обозначение (название, символ, лозунг, слоган, девиз, стиль, термин, идея, математическая модель), узнаваемое потребителем концептуально выработанного набора товаров и услуг, обычно объединённых в направлении деятельности компании или объединения (для экономической и стратегической целесообразности), которым принадлежит.

  1. Подведение итогов.

Ведущий: Итак, мы выслушали мнения всех людей так или иначе причастных к проблеме поднятой сегодня на нашем «круглом столе», заканчивая наше обсуждение, просим всех участников сделать свой выбор из представленных на суд зрителей эскизов формы для лицеистов. При помощи листочков разного цвета необходимо сделать выбор.

 Синий цвет- 1 группа

Красный цвет – 2 группа

Желтый цвет – 3 группа

Зеленый цвет – 4 группа

Подведение итогов.

Ведущий: Давайте попробуем подвести итоги. Школьная форма преимущества и недостатки.

  Преимущества:

  1. Школьная форма, как и любая форма, дисциплинирует, сплачивает, способствует выработке в учениках ощущения общности, коллективизма, общего дела и наличия общих целей.
  2. Форма исключает (во всяком случае, ограничивает) возможность конкуренции между учениками (и их родителями) в одежде, устраняет визуальную разницу между учениками из семей различного материального достатка, препятствуя расслоению по принципу «богатые/бедные».
  3. Единый стандарт на форму, если он принимается на государственном уровне, позволяет гарантировать, что одежда школьников будет соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям и не отразится отрицательно на их здоровье.
  4. Если единая форма существует, её производство можно целевым образом дотировать, поддерживая невысокие цены и снимая с бедных семей часть бремени расходов на обучение детей.

Недостатки:

  1. Форма — элемент уравнительного воспитания и обучения.
  2. Форма лишает учеников возможности выражать свою индивидуальность в одежде, является средством деиндивидуализации учеников школы.
  3. Требование ношения формы само по себе есть форма насилия над личностью, требование строгого соблюдения формы может при желании произвольно толковаться школьными работниками и использоваться для безосновательного преследования неугодных учеников. Форма может быть слишком дорогой для бедных семей.
  4. В конвенции о правах ребёнка сказано, что каждый ребёнок имеет право выражать свою индивидуальность, так как это ему угодно. Школьная форма ограничивает свободу самовыражения.

Заключение: Нужна ли школьная форма сегодня? Какой она должна быть? Мы попробовали рассмотреть этот вопрос под разными углами зрения. У нас есть мнения разных специалистов, а так же победители или представители нового «бренда» школьной формы.

      В заключении хотелось бы сказать следующее: в школьной форме наших дней одинаковое количество плюсов и минусов. Но, все же, учитывая чрезмерную «демократичность» наших детей, форма помогает воспитывать внутреннюю дисциплину, прививает вкус. Посмотрите, в чем большинство школьников ходят на занятия: тут и спортивные костюмы, и голые животы с пирсингом, и декольте…! Самое обидное то, что старшеклассники не понимают, что школа – это учреждение, а не ночной клуб и правило хорошего тона требуют носить деловую одежду, так принято во всем мире.
Однако в последнее время есть тенденция к возврату школьной формы, особенно в лицеях, гимназиях и частных школах. Вопрос только в том какая она будет. Следует помнить, что школьная форма – это не столько наряд, сколько повседневная одежда, в которой ребенок ходит 5-6 дней в неделю. Идеальный вариант – это красивая, удобная и недорогая форма, состоящая из нескольких аксессуаров для разных времен года. Я думаю, что предпочтительней, конечно, удобная практичная одежда, которая не мнется и не требует особого ухода.

         Мы не ставили своей целью убедить учащихся в необходимости введения школьной формы. Надеемся, что  большинство из них задумается - всегда ли уместно они одеты, правильно ли  выбрали одежду  в конкретном случае.

       Народная мудрость права - встречают всё-таки по одёжке.

 Презентация

Из истории школьной формы

    Мода на школьную форму пришла в Россию из Англии в 1834 году. Сначала для мальчиков, а затем, когда стали возникать женские гимназии, и для девочек. Мальчики щеголяли в фуражках с эмблемой гимназии, гимнастерках, шинелях, куртках, брюках, черных ботинках и с непременным ранцем за спиной. Форма девочек тоже была строга: коричневые платья с фартуками, правда, из ткани высокого качества и с изящным покроем, который делал девичий силуэт стройным.

   Однако уже в те времена гимназисты относились к форме неоднозначно. С одной стороны, гордились, потому что в гимназиях учились дети состоятельных родителей, и форма подчеркивала их принадлежность к высшему сословию. С другой стороны, не любили, потому что форму обязывали носить после уроков. Если гимназистов в форме засекали в неположенных местах: в театре, на ипподроме, в кафе, ресторация – им приходилось несладко. В дни российских торжеств гимназисты одевались в праздничную форму, приближенную к одежде взрослых: костюм военного кроя для мальчика и темное платье с плиссированной юбкой до колен – для девочки.

    После революции о форме не задумывались вплоть до 1949 года. В 1962 году мальчиков переодели в серые шерстяные костюмы, а в 1973-м — в костюмы из синей полушерстяной ткани, с эмблемой и алюминиевыми пуговицами. В 1976 году девочки также стали одеваться в новую форму. С той поры девочки стали ходить в темно-коричневых платьях, а мальчики – в синих костюмах. В середине 80-х произошла последняя реформа формы: мальчикам и девочкам пошили пиджаки синего цвета.

И только в 1992 году школьную форму отменили, исключив соответствующую строку из закона “Об образовании”. Коричневые платья и синие костюмы заменили “вареные джинсы”, брюки-клеш и девичьи наряды в духе “кто во что горазд”. В современной России нет единой школьной формы, как было в СССР, но многие лицеи и гимназии, особенно наиболее престижные, а также некоторые школы имеют свою собственную форму, подчёркивающую принадлежность учеников к тому или иному учебному заведению. Кроме того, в учебных заведениях, не имеющих школьной формы, могут существовать правила ношения одежды. Советскую школьную форму принято надевать выпускницам школ на Последний звонок. 25 мая каждого года на праздник “Последний звонок” девушки-выпускницы приходят на праздник в школьной форме старого образца и белых передниках. Кто-то позаимствовал форму, у кого-то она сохранилась в “сундуках”. Получается очень нарядно и торжественно.

Школьная форма в разных странах

     Современные ученики консервативной Англии по-прежнему любят школьную форму, которая является частью истории их учебного заведения. Например, в одной из старинных английских школ для мальчиков ученики с XVII века по сей день, носят форменные галстуки и жилетки и, между прочим, гордятся тем, что одежда подчеркивает их корпоративную принадлежность. Самой большой европейской страной, в которой существует школьная форма, является Великобритания. Во многих её бывших колониях форма не была отменена, и после независимости, например в Индии, Ирландии, Австралии, Сингапуре и Южной Африке.

  В Германии нет единой школьной формы, хотя ведутся дебаты о её введении. В некоторых школах введена единая школьная одежда, не являющаяся формой, так как ученики могут участвовать в её разработке. Что характерно, даже во времена Третьего Рейха школьники не имели единой формы — они приходили на занятия в повседневной одежде, в форме Гитлерюгенда (или иных детских общественных организаций). В Японии для большинства средних и старших школ обязательной считается школьная форма. В каждой школе она своя, но на самом деле вариантов не так уж много. Обычно это белая рубашка и темные пиджак и брюки для мальчиков, и белая рубашка и темные пиджак и юбка для девочек, или же сейлор фуку — “матросский костюм”. К форме обычно даётся ещё и большая сумка или портфель. Школьники начальных классов, как правило, одеваются в обычную детскую одежду.

 Из истории школьной формы России.

      История школьной формы в России начинается еще с дореволюционных времен. В далеком 1834 году был принят закон, утвердивший общую систему всех гражданских мундиров в империи. В эту систему вошли гимназический и студенческий мундиры. А в 1896 году появилось положение о гимназической форме для девочек. Воспитанницам знаменитого Смольного института предписывалось ношение платьев определенных цветов, в зависимости от возраста воспитанниц. Для воспитанниц 6 – 9 лет – коричневый (кофейный), 9 – 12 лет – голубой, 12 – 15 лет – серый и 15 – 18 лет – белый.

       Однако вскоре после революции, в рамках борьбы с буржуазными пережитками и наследием царско-полицейского режима в 1918 был издан декрет, отменявший ношение школьной формы. Несомненно, в первые годы существования советского государства ношения школьной формы было непозволительной роскошью в стране, разоренной мировой войной, революцией и гражданской войной.

      Школьная форма становится вновь обязательной лишь после Великой Отечественной в 1949 году в СССР вводится единая школьная форма. Отныне мальчики обязаны были носить военные гимнастерки с воротничком стоечкой, а девочки – коричневые шерстяные платья с черным передником. Стоит отметить, что, в общем, школьная форма для девочек сталинской эпохи походила на школьную форму царской России. Постепенно школьная форма претерпевала изменения и становилась чуть более свободной. Однако отменена она была лишь в 1992 году.

       В настоящее время приверженцами школьной формы выступают учителя, родители и ученики, но ни все согласны с мнением большинства. Введение школьной формы, с одной стороны, поможет сгладить разницу в материальном положении среди школьников, а с другой, привьет, подрастающему поколению хороший вкус.

       Вопрос о введении формы каждой школой по-прежнему решается самостоятельно, причем решение должно приниматься на педагогическом совете и Управляющем Совете лицея, куда входят учителя, родители и школьники в равных пропорциях. Законодательством не запрещено введение школьной формы на уровне субъектов РФ.
Требование ношения школьной формы может быть законным в случае, если родители заключают со школой договор, где берут на себя обязательство выполнять устав школы и соблюдать правила внутреннего распорядка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы по теме: «Организация социально значимой деятельности с детьми «группы риска»

Презентация на тему:  «Организация социально значимой деятельности с детьми «группы риска»...

Проведение социально-значимых и образовательных акций. Из опыта работы.

Проведение социально-значимых и образовательных акций - основа для формирования социальной компетентности, ответственности за себя, за коллектив, за общее дело. В разработке дано описание акций, котор...

Социально-значимый проект "Трудовое лето - 2014. Работа бригады старшеклассников по реализации социально-значимых дел "Добрая сила"

Социально-значимый проект "Трудовое лето - 2014. Работа бригады старшеклассников по реализации социально-значимых дел "Добрая сила"...

Социально-значимый проект "Трудовое лето - 2015. Работа бригады старшеклассников по реализации социально-значимых дел "Добрая сила"

Социально-значимый проект "Трудовое лето - 2015. Работа бригады старшеклассников по реализации социально-значимых дел "Добрая сила"...

Социально-значимый проект "Трудовое лето - 2013. Работа бригады старшеклассников по реализации социально-значимых дел "Добрая сила"

Социально-значимый проект "Трудовое лето - 2013. Работа бригады старшеклассников по реализации социально-значимых дел "Добрая сила"...

Работа с социальными партнерами как социально значимое учебное событие.

Работа с социальными партнерами - Санкт-Петербургским Океанариумом (проект «Большая Регата») и Кафедрой культурологического образования СПб АППО (проект «Литературный багаж») п...