Блокадный хлеб
классный час

ЭДОКОВА СЫРГАЧЫ СЕРГЕЕВНА

Всероссийская акция памяти «Блокадный хлеб». Каждый из ныне живущих сможет принять участие в акции «Блокадный хлеб», вспомнить и почтить память мирных жителей Ленинграда, которые, будучи окруженными врагом и отрезанными от остального мира, более 2 лет боролись за свои жизни и жизни родных и близких. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chas_blokadnyy_hleb.doc532.5 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час «Блокадный хлеб»

Дата проведения: 22.01.2020год

Класс: с 5 по 11

Цель: Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ.

Задачи:

  1. Познакомить учащихся с понятием блокада;
  2. Познакомить со страшным периодом в жизни нашей страны на основе исторических событий.
  3. Пробудить в детях чувство сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда.

Оформление: хлебные карточки для получения хлеба в столовой, картинки, видеофильм «Блокада Ленинграда глазами детей», 125 грамм ржаного хлеба.

Вступительное слово учителя.

Здравствуйте, дорогие ребята!

- С 18 по 27 января 2020 года  объявлена Всероссийская акция памяти «Блокадный хлеб». Каждый из ныне живущих сможет принять участие в акции «Блокадный хлеб», вспомнить и почтить память мирных жителей Ленинграда, которые, будучи окруженными врагом и отрезанными от остального мира, более 2 лет боролись за свои жизни и жизни родных и близких. Сегодня мы также принимаем участие в акции. Акция приурочена к 75-летию Великой Победы над фашистской Германией, а 2020 год в России объявлен Годом памяти и славы в честь Победы над фашистами. Пока мы помним о ленинградцах – они живы в наших сердцах (слайд 2)..

- Ребята, вы знаете, что город Ленинград это есть город Санкт-Петербург?  И в г. Ленинграде во время ВОВ была блокада. Она  длилась 900 дней. Для тех, кто жил в этом городе – это не просто цифра: каждый их этих дней оставлял тяжелый след в жизни каждого блокадника. Ленинград терял своих жителей с колоссальной скоростью. По разным подсчетам, в городе погибло от 700 000 до 1 500 000 человек – и почти все из них умерли от голода. Единственной надеждой на завтрашний день был паек. Буханка хлеба постепенно превратилась в 125-ти граммовый кусочек – именно такая минимальная норма выдачи хлеба была установлена для жителей блокадного Ленинграда.

       8 сентября 1941 года над городом сомкнулось кольцо блокады. В кольце блокады Ленинграда оказалась 2 млн. 887 тыс. человек (слайд 3,4), из них 400 тыс. были дети.

       Словарная работа: Блока́да – окружение  города, крепости, армий войском неприятеля с целью отрезать их от внешнего мира и этим принудить к сдаче или парализовать их деятельность.

      На жителей города обрушился голод. Единственным продуктом питания был хлеб, который выдавали по карточкам, но хлеба все равно не хватало (слайд 5). Хлебные карточки были именными. Получали их раз в месяц при предъявлении паспорта. При утере обычно не возобновлялись, поэтому потеря карточки была равносильно смерти.

      Запасы продовольствия к декабрю 1941 года практически подошли к концу. Три дня в декабре в городе вообще не было ни воды, ни хлеба. Замерз основной водопровод, хлебозаводы встали. Ведрами таскали воду из прорубленных в Неве лунок (слайд 6,7).

      Наступил самый голодный 35-дневный период блокады. С 20 ноября 1941 года суточный паек хлеба ленинградцев составлял 125 грамм для детей и иждивенцев, 250 граммов для работающего населения. Хлеб пекли по жестким рецептам блокады. Рецептура хлеба с конца 1941 до начала 1942 года менялась практически ежедневно. Всё зависело от того сырья, что имелось в наличии на заводах. В конце 1941 года, когда поступление продовольствия в город полностью прекратилось в хлеб стали добавлять древесину коры дерева, сосновый луб, прошедшие обработку химическим путем (слайд 8-9-10). Очереди за хлебом растянулись на несколько суток, хлеб начали выдавать мукой (слайд 11).

Чтец. Стих «Блокадный хлеб» (слайд 12-13).

      Далеко за кольцом блокады есть продовольствие – мука, мясо, масло. Как их доставить? Лишь одна дорога связывала блокадный город с Большой землёй. Шла она по воде, а с наступлением холодов – по тонкому, неокрепшему льду Ладожского озера.  Сначала по нему прошлись конные обозы с мукой, а потом уже машины. Машины могли взять не больше 20-30 мешков муки. Но даже столько мешков поначалу грузить было опасно: лёд мог не выдержать и проломиться. Поэтому грузили только по 12 мешков. Конечно, это было мало. Стали водители думать, как взять груза побольше. И придумали. Прицепили к машине лёгкие конные сани и положили на них ещё по 7 мешков (слайд 14). Когда в Ладоге тонули машины, везшие муку в город, специальные бригады ночью, в затишье между обстрелами, крючьями на веревках поднимали мешки из воды. В середине такого мешка какое-то количество муки оставалось сухим, а внешняя промокшая часть при высыхании превращалась в твердую корку. Эти корки разбивали на куски, затем измельчали и заново перемалывали. Эта дорога сохраняла людям жизнь, поэтому и назвали её Дорогой жизни. По ней вывозили из осаждённого города слабых, обессиленных людей. «Хлеб – в  Ленинград, а  детей – в тыл» (слайд 14).

     На втором километре Дороги жизни, у деревни Ковалево, находится памятный комплекс, посвященный детям блокадного Ленинграда. На 14 метров уходит в высоту стебель «Цветка», а на цветке написано «Пусть всегда будет солнце» и нарисован ребенок (слайд 15).

      Легче его жителям стало после наступления советских войск в январе 1943 года, когда в фашистской обороне был пробит коридор шириной около 11 километров. По нему пошли поезда и машины с продуктами. Полностью от блокады Ленинград был освобождён только в январе 1944 года. В честь освобождения от блокады был построен мемориал «Разорванное кольцо». Он расположен на западном берегу Ладожского озера, у начала Дороги Жизни (слайд 16).

     1. Ведущий.  Страшным был итог блокады.  Поколения, пережившие голод и невзгоды войны знают цену куску хлеба.

Заключительное слово учителя

      В осаждённом Ленинграде между хлебом и жизнью стоял знак равенства (слайд 18).

      Наше поколение живёт в мирное время. Мы не знаем, что такое война и голод. Но рядом с нами живут люди, которые испытали все ужасы блокады (слайд 19). К вашему вниманию видеофильм «Блокада Ленинграда глазами детей».

Рефлексия:

- мы раздали  вам карточки блокадного хлеба и вы, по приходу в столовую, получите по 125 грамма  хлеба.

- очень прошу нарисовать рисунки по данному классному часу и сдать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок Мужества "Блокадный хлеб"

Урок Мужества рассказывает о роли хлеба в жизни человека, особенно в тяжелые военные годы, учит ценить хлеб....

Внеклассное мероприятие "Блокадный хлеб"

Мероприятие, посвященное годовщине снятия блокады Ленинграда...

Литературно-музыкальная композиция "Нам не забыть тех страшных дней". По мотивам стихотворения Сергея Чекмарёва "Блокадный хлеб". Дню снятия Блокады Ленинграда посвящается.

Мои ученики - это творческие, отзывчивые ребята. С ними претворять смелые идеи легко, потому что они ребятя серьёзные, ответственные, им можно доверять серьёзные проекты. Одним из таких проектов стала...

презентация к уроку памяти "Блокадный хлеб"

В данной презентации рассказывается об одной из самых страшных страниц Великой Отечественной войны - блокаде города-героя Ленинграда, о жизни людей в это время, о холоде т голоде, о блокадном хлебе....

Блокадный хлеб

Презентация для классного часа....

Сценарий внеклассного мероприятия "Блокадный хлеб" (в рамках проведение Акции – Всероссийский Урок памяти «Блокадный хлеб»)

Всероссийский Урок памяти «Блокадный хлеб» проводился  по всей стране 27 января 2020 года в День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады 1944 года (День воинской славы Р...