Классный час в 8 классе «Поговорим о сквернословии»
классный час (8 класс)

Ковалёва Валентина Петровна

Выбранная тема: “Наше условие: долой сквернословие!” является актуальной, особенно в нынешней жизни, т.к., в XXI век мы вошли с несколькими нерешенными проблемами и одной из них - проблемой засорения нравов. Ненормативная лексика стала подлинным бичом нашего общества. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skvernoslovie.docx25.12 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час в 8 классе «Поговорим о сквернословии»

Большой знаток слова, автор знаменитого словаря, Владимир Даль писал: «С языком, с человеческим словом, с речью безнаказанно шутить нельзя; словесная речь человека – это видимая, осязаемая связь, союзное звено между телом и духом». Ещё в древности люди заметили, что слово благое обладает целительной силой. И в наше время к людям, пережившим трагедию, в первые же минуты приходят на помощь психологи, которые словом лечат душевные раны. Добрые, спокойные, утешительные слова могут поднять настроение, вернуть человеку уверенность в себе. Но, к сожалению, чаще мы слышим совсем другие слова. Все признают, что нецензурная брань в современной России приобрела характер эпидемии. Психологи замечают, что употребление мата формирует зависимость, сходную с алкогольной, никотиновой, наркотической. Мат, нецензурная брань, грязные, оскорбительные слова мы слышим на улицах, во дворах, на детских площадках, в кинотеатрах, в телепередачах, из уст политических деятелей, артистов. Невольно вспоминаешь восточную пословицу «Нет ничего заразнее мата». Современная медицина утверждает, что осторожное, бережное обращение со словом – необходимый признак здорового образа жизни.

Выбранная тема: “Наше условие: долой сквернословие!” является актуальной, особенно в нынешней жизни, т.к., в XXI век мы вошли с несколькими нерешенными проблемами и одной из них - проблемой засорения нравов. Ненормативная лексика стала подлинным бичом нашего общества. В подростковом возрасте проблема нецензурной лексики становится особенно острой, ведь в глазах подростка сквернословие — это проявление независимости, способности не подчиниться запретам, то есть символ взрослости. Кроме того, она является знаком языковой принадлежности к группе сверстников, речевой моды. В тоже время это является защитной реакцией на воздействия, которые противоречат потребностям подростка. Но мало кто из ребят догадывается, что сквернословие, как и хамство, - оружие неуверенных в себе людей. Грубость позволяет им скрыть собственную уязвимость и защищает их, ведь обнаружить слабость и неуверенность в этом возрасте равносильно полному поражению. Кроме того, обучающиеся стараются бранными словами задеть родителей, шокировать, вывести их из себя, чтобы измерить свою власть над ними и подтвердить собственную эмоциональную независимость от них. Употребление ругательств и нецензурных слов без всякого на то повода и причины в будущем приведет к проблемам социализации подростка после окончания учебных заведений.

Пояснительная записка

Для многих детей употребление нецензурных слов стало будничным явлением. Предлагаемый сценарий содержит материал для беседы о силе слова, о значении слова в жизни людей, о вредных последствиях сквернословия, о том, как сквернословие влияет на здоровье и психику человека, каковы пути преодоления этой привычки. Основная задача учителя не напугать детей фактами, а убедить их в том, что нецензурная брань несовместима со здоровым образом жизни. Материал ориентирован на аспекты позитивной профилактики сквернословия с учётом возрастных особенностей учащихся. Методические приёмы: беседа, игра, дискуссия, творческие задания.

Настоящая методическая разработка составлена в помощь классным руководителям для проведения классных часов по нравственному воспитанию учащихся. Она помогает формировать у ребят ответственность за свои слова и поступки.





Цель: 

познакомить детей с губительным влиянием сквернословия на здоровье человека; формировать стойкую неприязнь к сквернословию, вредным привычкам; побуждать к нравственному самосовершенствованию, саморазвитию.

Методические приемы:

игра, беседа, дискуссия, творческие задания (составление памятки, лозунгов, антирекламы).

 Подготовительная работа:

- проведение анкеты

- назначить ведущих информационного блока (2 ученика);  
Оформление: 
- написать на доске:
 а) тему, эпиграфы; 
б) рифмы для антирекламы: мат - ад, брат, богат, девчат, дрожат, ушат, небогат, глуповат, слабоват, концентрат, материться - добиться, злиться, больница, лечиться.

План классного часа 

1.Игра «Круг радости»

2.Анализ анкет

3.Интерактивная беседа по теме «Слово с большой буквы»
4. Информационный блок «Заразные слова».
5. Дискуссия по теме «Нужен ли нам мат?». 
6. Творческие задания. Памятка «Как избавиться от сквернословия?». Антиреклама сквернословия.
7. Заключительное слово. 


От гнилого сердца и гнилые слова

Русская пословица


Ход классного часа

1. Игра «Круг радости»

- Передавая шарик по кругу, скажите друг другу добрые пожелания. А что вы хотите пожелать?

(Дети – здоровья, добра, послать привет, пожелать не болеть, не получать двоек, чтобы было много друзей…)

-Я хочу попросить вас рассказать о том, что вы чувствовали, когда посылали друг другу добрые слова и добрые чувства?

( Дети – на сердце стало легко, было весело, стало очень хорошо, я почувствовала добро, все такие были хорошие, никто не баловался, интересно так играть, понравилось…)

-Мне кажется, у нас в классе стало как будто немного теплее. А если бы такие слова звучали каждый день!

Большой знаток слова, автор знаменитого словаря, В.И.Даль писал: «С языком, с человеческим словом безнаказанно шутить нельзя; словесная речь человека – это видимая, осязаемая связь, союзное звено между телом и духом»

Обсуждение пословицы: «В здоровом теле – здоровый дух ».

Чтение пословицы

- Ребята, как вы понимаете смысл этой пословицы?

- Что бывает, когда болеет тело? ( Болит голова, горло, трудно ходить, всё трудно делать, всё время лежишь и не встаёшь, температура высокая, нужно принимать горькие лекарства, тошнит…)

- А что бывает с человеком, когда плохо у него на душе? Что он чувствует?

(Настроение плохое, тоскливо, грустно, ничего делать не хочется, ничему не радуешься, плачешь…)

- А как можно вылечить нездоровье души?

(Сделать что-нибудь доброе, приятное, пожалеть, что-нибудь подарить, развеселить, позвать играть, похвалить, послушать музыку, погулять в лесу)

- Да, правильно. Добро душу лечит. Добрые дела, добрые мысли, добрые слова – лучшее лекарство для души. Ещё в древности люди заметили, что слово благое, молитва обладает целительной силой. Добрые, спокойные,

утешительные слова могут поднять настроение, вернуть человеку уверенность к себе, укрепить его дух.

Чтение стихотворения «Мужество» А.Ахматовой.

Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет.

 

Не страшно под пулями мертвыми лечь,

Не горько остаться без крова,

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

 

Свободным и чистым тебя пронесем,

И внукам дадим, и от плена спасем

Навеки.

23 февраля 1942

Для поэта сохранить великое русское слово означало сохранить родной язык, а значит сохранить великий русский народ. В этих словах и завещание потомкам: хранить родное слово чистым, свободным, не давать его на поругание. Только так можно сохранить свой народ, свою историю и

культуру. С тех пор прошло почти 80 лет. Можем ли мы сказать, что сохранили русское слово свободным, чистым, что не стыдно его передать следующим поколениям?

Примерные ответы детей (Много слов иностранных, мало читают, очень много сквернословия )

- Да, судя по тому, как говорят наши ученики, мы не выполнили этого завета.

2. Анализ анкет (См. приложение 1)

Мы предложили учащимся 7-8 классов ответить анонимно на вопросы анкеты.

Оказалось, в 50% семей хотя бы иногда употребляется ненормативная лексика, все учащиеся в кругу сверстников произносят «смачные» словечки (кто-то только в сердцах, а кто-то постоянно с 5 лет), некоторые школьники научились ругаться в стенах школы. Но на вопрос, как ты относишься к сквернословию? – 60% ответили негативно, 30%- равнодушно, 10%- не замечаем.

На вопрос: Чем, по-твоему, можно объяснить столь широкое распространение нецензурных слов в нашем обществе?- ответили так 28%- свободой слова, 47%-низким уровнем культуры, безнаказанностью за ругань. Респонденты считают, что нецензурные слова среди молодёжи употребляются, потому что …28%-не хватает других, хороших слов; 42%-это способ самоутверждения в глазах других людей, 30%-не знаю ответа. Вопрос: Волнует ли тебя проблема чистоты языка?- дали следующие результаты.65% волнует, 0% не волнует, 35%-никогда не задумывался об этом.

Стоит ли бороться с употреблением нецензурных слов?-25% ответили, что это бесполезно, 45% можно попробовать, но не думаю, что измениться что-либо; 30% - борьба необходима в любом случае.

Были предложены такие способы: 33%предлагают разработать систему штрафов, 37%- заниматься воспитанием, 8%-не знают.

Хотел бы ты, чтобы твои будущие дети употребляли в своей речи нецензурные слова? 0% - да, 100% - нет.

Кроме того, никто из респондентов совершенно не предполагал, что сквернословие влияет на здоровье и психику человека и хотел бы узнать об этом больше.

Как вы видите, данные анкетирования свидетельствуют о том, что сейчас эта вредная привычка приобрела характер эпидемии. Для многих детей употребление нецензурных слов стало будничным явлением.

3. Информационный блок «Заразные слова»

Классный руководитель.

К сожалению, чаще мы слышим совсем другие слова… Современная медицина утверждает, что осторожное, бережное обращение со словом необходимый признак здорового образа жизни. В противном случае возникают болезни. Наши ребята (имена, фамилии) подготовили небольшой информационный блок о сквернословии. Приглашаю их к доске.

Ведущий 1. Скверные слова присутствуют в лексике большинства народов. Но везде и всегда их употребление было ограничено или запрещено. Современные ученые, используя современное оборудование, пытались доказать вредное воздействие мата. Проводились, например, опыты на растениях: на одни растения направляли слова добрые, ласковые, молитвы, классическую музыку; на другие - матерщину. В результате «обруганные» растения хуже развивались, болели и давали меньший урожай. Подобные опыты ученые проводили и с водой. Ученые утверждают, что мат опасен и для здоровья человека. Он влияет на наследственность, ведет к гормональным изменениям. Слово-это связь между телом и духом. На эту связь указывает и русская пословица: «Гнилые слова - от гнилого сердца». Гнилые слова заглушают добрые начала, огрубляют сердце, делают человека жестоким, способствуют быстрому развитию дурных наклонностей.

Ведущий 2. Все признают, что нецензурная брань в современной России приобрела характер эпидемии. Психологи замечают, что употребление мата

формирует зависимость, сходную с алкогольной, никотиновой, наркотической. В этом процессе наблюдается три стадии:

1) человек впервые слышит нецензурное слово, он испытывает стыд, отвращение, брезгливость;

2) человек впервые употребляет такое скверное слово – за компанию, для разрядки или ради напускной удали;

3) человек привыкает к этому слову, ему уже не стыдно употреблять его. В дальнейшем человек уже использует эти слова, не замечая этого. Еще позже - он уже не может изъясняться без мата, забывая другие слова.

 Мало того,  сегодня ненормативная лексика проникла и в литературу, и в кино, и даже в средства массовой информации. 

Ведущий 3. В подростковом возрасте проблема нецензурной лексики становится особенно острой, ведь в глазах подростка сквернословие-это проявление независимости, символ взрослости.

Но мало кто из ребят догадывается, что сквернословие-оружие неуверенных в себе людей. Того, кто произносит матерные слова, они заражают болезнью зла, жестокости, лжи, бессердечия. Стрела, запущенная злой силой через уста человеческие, поражает и того, кто её выпустил, и того, в кого она попала.

4. Дискуссия «Можно ли обойтись без мата»?

Классный руководитель. Итак, вы ознакомились с фактами, которые касаются сквернословия. Предлагаю обсудить эти факты.

- Как можно объяснить повальное распространение мата в наше время. (Низкий культурный уровень, желание подражать кумирам, желание быть «крутым», модным, боязнь прослыть «белой вороны» и т.п.)

- Сейчас в моде здоровый образ жизни. Люди занимаются физкультурой, следят за своим весом, выполняют режим дня. Как вы считаете, совместимы ли сквернословие и здоровый образ жизни?

- Сквернословие – это вредная привычка. Какие еще вредные привычки вам известны? Почему их называют вредными? (Наркомания, курение, токсикомания, игромания, компьютеромания). Они разрушают организм человека, ведут к болезням, смерти.

- Согласны ли вы, что нецензурная брань, сквернословие могут вызвать зависимость.

5. Творческое задание.

Составление памятки «Как избавиться от сквернословия?

- перестать ругаться самому, выработать отвращение к сквернословию;

- избегать общения с людьми, которые употребляют нецензурные слова;

- читать русскую классическую литературу;

- запоминать стихотворения афоризмы;

Придумайте антирекламу мату. Например, мат - дорога в ад.

Заключение

Сквернословие – это признак ограниченного словарного запаса или неумения выразить мысль, а чаще и того, и другого.

Для того чтобы уничтожить народ, совсем не обязательно его завоевывать, достаточно уничтожить его культуру и, прежде всего, его язык. Как? Заменить одну азбуку на другую, внедрить жаргон, массу непонятных иноязычных слов, разрешить свободное хождение сквернословия. То, что сейчас делается с русским языком, можно назвать экологической катастрофой. Русский язык пора объявлять зоной экологического бедствия и заносить в Красную книгу.

Увы, мат в России стал, чуть ли не национальным достоянием. Услышать его можно везде и всюду, от людей всех возрастов и профессий. Причем одни матерятся потому, что уже не умеют говорить по-другому, другие делают это, подражая окружающим или, как подростки, назло учителям и родителям.

Матерная брань — это не только набор непристойностей. Подобная лексика свидетельствует о духовной болезни человека. Ведь слово — не просто набор звуков, выражающих мысль. Оно способно очень многое рассказать о нашем душевном состоянии. Сократ говорил: «Каков человек, такова его и речь». Язык — это наше оружие, средство общения, убеждения, языком надо учиться владеть. И делать это очень трудно, когда речь обременена мусором, обеднена.

И.С. Тургенев сказал: «Берегите чистоту языка, как святыню!». В слове скрыта самая великая энергия, известная на Земле, – энергия человеческого духа.

Сегодня мы узнали, что в скверном слове таится огромная разрушительная сила. Вероятно, если бы человек мог видеть, какой мощный отрицательный заряд, словно ударная волна взорвавшейся бомбы, распространяется во все стороны от скверного слова, он никогда не произносил бы его. Давайте задумаемся над тем, что и как мы говорим.

Есть слова пострашнее, чем порох,
Чем снаряд над окопными рвами
Я советую людям при ссорах
Осторожнее быть со словами.

Мир устроен на этой основе,
И достаточно, в общем, серьёзно:
О любом опрометчивом слове
Пожалеете рано иль поздно

Вы к словам проявляйте терпение,
Не берите в расчёт кривотолков.
Ведь от них остаются раненья,
Как от мелких, но острых осколков.

М. Матусовский

- Готовы ли вы излечиться от вируса сквернословия?

Только в единстве духовного, нравственного, психического и физического здоровья возможно гармоническое развитие личности, только в единстве здорового духа в здоровом теле наш организм приобретает гармонию здоровья и сделает нашу жизнь прекрасной на Земле.

Будьте здоровы!




Приложение 1.

Анкета для учащихся 7-8 классов

«Твоё отношение к сквернословию»


1. Как ты относишься к сквернословию?

2. Употребляешь ли ты ненормативную лексику?

3. От кого ты чаще всего слышишь такие слова?

4. Чем, по-твоему, можно объяснить столь широкое распространение нецензурных слов в нашем обществе?

5.Волнует ли тебя проблема чистоты языка?

6. Что ты чувствуешь, когда при тебе кто-то ругается матом?

7.Стоит ли бороться с употреблением нецензурных слов?

8.Какие средства борьбы с нецензурной лексикой ты бы предложи

9. Хотел бы ты, чтобы твои будущие дети употребляли в своей речи мат?

10.Влияет ли сквернословие на здоровье и психику человека?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Устный журнал «Поговорим о сквернословии»

Цель: информировать подростков о проблеме сквернословия.Задачи: Познакомить с историей сквернословияПредупредить о вреде здоровьюПровести исследованиеВыявить сущность матаРасширять кругозорКорре...

Круглый стол: «Поговорим о сквернословии».

Круглый стол:«Поговорим о сквернословии»....

Классный час с презентацией "Поговорим о сквернословии"

Данный классный час посвещен проблеме сквернословия среди школьников. Присутствует анкета "Таоё отношение к сквернословию". Беседа о происхождении скверносло...

Классный час в 8 классе «Поговорим о сквернословии»

Цель: формирование негативного отношения к ненормативной лексике, развитие языкового вкуса, воспитание культуры речевого общения.Оформление: презентация, содержащая высказывания писателей о языке....

Презентация к классному часу "Поговорим о сквернословии"

Цель: формирование негативного отношения к ненормативной лексике, развитие языкового вкуса, воспитание культуры речевого общения....

Поговорим о сквернословии

Методические рекомендации к проведению занятия...

Презентация классного часа " Поговорим о сквернословии..."

Бранные ,нецензурные ,  матерныеслова – это   неприличные   непристойные,   оскорбительные  слова    (Большой толковый словарь русског...