Рабочая программа по внеурочной деятельности:" Моё Оренбуржье" - 8 класс
рабочая программа (8 класс)

Хайруллина Диана Ильдаровна

Рабочая программа по внеурочной деятельности:" Моё Оренбуржье" - 8 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneuroch._hayrullina_8_klass.docx48.15 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрена

на заседании МО

 Протокол № 1

 от «__» августа 2021г.

Руководитель ШМО

_________ Т.А. Исакова

Согласовано

заместитель директора

по воспитательной  работе

МАОУ «Гимназия №1»

________ Логинова А.И

«__» августа 2021г.

Утверждена

директор МАОУ

«Гимназия №1»

______ ___ Кузьмин О.А.

Приказ № 154

от «__» августа 2021г.        

Программа внеурочной деятельности

« Мое Оренбуржье»

Направление: общеинтеллектуальное

Класс: 8а,8б

Составитель:

Гафиатулина Диана Ильдаровна,  

учитель географии

МАОУ « Гимназия №1» МО

«г. Бугуруслан»

2021-2022 учебный год

Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности «Моѐ Оренбуржье» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, МАОУ «Гимназия №1» и с учѐтом программ по учебным предметам.

Данная программа направлена на формирование у  школьников основ краеведческой культуры и способствует формированию высоких моральных качеств, таких как бережное отношение к природе, любовь к Родине, патриотизм, чувство гордости за свою малую Родину.

Цель: создание среды для духовно-нравственного, патриотического воспитания и развития личности ребенка через формирование основ краеведческой культуры.

Задачи программы:

Формирование интереса к изучению истории, культуры, природы Оренбургской области.

Воспитание любви и чувства гордости к своему краю, уважительного отношения к местным культурным ценностям; бережного отношения к природе, умение видеть и понимать красоту родной природы.

Формирование активной гражданской позиции, социальных компетенций – избирательной, экологической, общекультурной, коммуникативной.

  • программе  реализуются  следующие  направления  внеурочной деятельности:

духовно-нравственное, научно-познавательное, военно-патриотическое. При реализации содержания программы расширяются знания, полученные детьми при

изучении школьных курсов окружающего мира, литературного чтения, изобразительного искусства, технологии. Программа направлена на достижение планируемых результатов внеурочной деятельности и предназначена для учащихся

начальной школы.

Данная рабочая программа сориентирована не на запоминание школьниками предоставленной информации, а на активное участие самих школьников

  • процессе еѐ приобретения. Программа обладает  перспективой для дальнейшей работы и

имеет все условия для системы преемственности краеведческой деятельности школьников в начальной и средней школе.

Программа рассчитана на проведение еженедельных занятий из расчета 1 час в неделю продолжительностью 35–45 минут. При проведении встреч с интересными людьми, экскурсий, иследований несколько занятий объединяются в одно с увеличением количества часов.

Программа        реализуется        МАОУ «Гимназия №1»          во        взаимодействии        и

тесном        сотрудничестве        с        семьями        учащихся,        с        другими        субъектами

социализации        –        партнерами        школы, музеем, библиотекой города.

  1. Планируемые результаты Личностные универсальные учебные действия выпускника будут сформированы:

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

- способность к оценке своей учебной деятельности;

- основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, принадлежности к культуре малой родины –г. Бугуруслан и в целом к Бугурусланскому  району, Оренбургской области; чувства сопричастности и гордости за свою малую Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;

-знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

-развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;

-основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

-чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой, с культурой Оренбургской области.

Выпускник получит возможность для формирования:

-выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

-устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

-адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

-положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;

-компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

-морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учѐта позиций партнѐров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

-установки на здоровый образ жизни и реализации еѐ в реальном поведении и поступках;

-осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

-эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.

Регулятивные универсальные учебные действия Выпускник научится:

-принимать и сохранять учебную задачу;

-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации, в том числе во внутреннем плане;

учитывать  установленные  правила  в  планировании  и  контроле  способа решения;

-осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

-оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроктивной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;

-адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

-различать способ и результат действия;

-вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учѐта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.

Выпускник получит возможность научиться:

-в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

-преобразовывать практическую задачу в познавательную;

-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

-самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

-осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

-самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные универсальные учебные действия Выпускник научится:

-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет;

-осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

-использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;

-строить сообщения в устной и письменной форме;

-ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

-основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);

-осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

-осуществлять синтез как составление целого из частей;

-проводить   сравнение,   сериацию   и   классификацию   по   заданным критериям;

- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

-строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

-обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;

-осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

-устанавливать аналогии;

-владеть рядом общих приѐмов решения задач.

Выпускник получит возможность научиться:

-осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек (школьной, Саракташской централизованной библиотечной системы) и сети Интернет;

-записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

-создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

-осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

-осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

-осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

-осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

-строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

-произвольно и осознанно владеть общими приѐмами решения задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия Выпускник научится:

-адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

-допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнѐра в общении и взаимодействии;

-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

-формулировать собственное мнение и позицию;

-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

-строить понятные для партнѐра высказывания, учитывающие, что партнѐр знает и видит, а что нет;

-задавать вопросы;

-контролировать действия партнѐра;

-использовать речь для регуляции своего действия;

-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Выпускник получит возможность научиться:

-учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;

-учитывать  разные  мнения  и  интересы  и  обосновывать  собственную позицию;

-понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

- аргументировать свою позицию и координировать еѐ с позициями партнѐров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

-продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учѐта интересов и позиций всех участников;

-с учѐтом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнѐру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнѐром;

-осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.

  1. Содержание курса «Моѐ Оренбуржье

Гражданско-патриотическое направление:

  • ценностные представления о любви к России, народам Российской Федерации, к своей малой родине (Оренбургской области,г. Бугуруслан)

  • первоначальные нравственные представления о долге, чести и достоинстве в контексте отношения к Отечеству, к согражданам, к семье, школе, одноклассникам;

  • элементарные представления о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, важнейших законах государства;

  • представления  о  символах  государства –  Флаге,  Гербе  России,  о

флаге и гербе Оренбургской области,г. Ьугуруслана;

  • интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, Оренбургской области,г. Бугуруслана;

  • уважительное отношение к русскому языку как государственному, языку межнационального общения;

  • первоначальные представления о народах России, Оренбургской области об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;

  • первоначальные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и Оренбургской области;

  • уважительное отношение к воинскому прошлому и настоящему нашей страны, уважение к защитникам Родины, защитники родного города Бугуруслана

Нравственное и духовное воспитание:

  • первоначальные представления о морали, об основных понятиях этики (добро и зло, истина и ложь, смысл и ценность жизни, справедливость, милосердие, нравственный выбор, достоинство, любовь и др.);

  • первоначальные представления о значении религиозной культуры в жизни человека и общества, связи религиозных культур народов России и российской гражданской (светской) этики, свободе совести и вероисповедания, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре Оренбургской области;

  • первоначальные представления о духовных ценностях народов России, народов Оренбургской области;

  • уважительное отношение к традициям, культуре и языку своего народа и других Оренбургской области;

  • знание и выполнение правил поведения в образовательной организации, дома, на улице, в населенном пункте, в общественных местах, на природе;
  • уважительное отношение к старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;

  • установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;

  • бережное, гуманное отношение ко всему живому;

  • стремление избегать плохих поступков, не капризничать, не быть упрямым; умение признаться в плохом поступке и проанализировать его;

  • отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов

  • телевизионных передач.

Положительное отношение к труду и творчеству:

  • первоначальные представления о нравственных основах учебы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;

  • уважение к труду и творчеству старших и сверстников;

  • элементарные представления об основных профессиях, профессии родного города Бугуруслан;

  • ценностное отношение к учебе как виду творческой деятельности;
  • элементарные  представления  о  современной  экономике  Оренбургской

области;

  • первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке
  • реализации учебных и учебно-трудовых проектов;

  • умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;

  • умение соблюдать порядок на рабочем месте;

  • бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;

  • отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учебе, небережливому отношению к результатам труда людей.

Интеллектуальное направление:

  • первоначальные представления о возможностях интеллектуальной деятельности, о ее значении для развития личности и общества;

  • представление об образовании и самообразовании как общечеловеческой ценности, необходимом качестве современного человека, условии достижении личного успеха в жизни;

  • элементарные представления о роли знаний, науки в развитии современного производства, в жизни человека и общества, об инновациях, инновационном обществе, о знании как производительной силе, о связи науки и производства;

  • первоначальные представления о содержании, ценности и безопасности современного информационного пространства;

  • интерес к познанию нового;

  • уважение интеллектуального труда, людям науки, представителям творческих профессий;

  • элементарные навыки работы с научной информацией;
  • первоначальный опыт организации и реализации учебно-исследовательских

проектов;

  • первоначальные представления об ответственности за использование результатов научных открытий.

Здоровьесберегающее направление:

  • первоначальные представления о здоровье человека как абсолютной ценности, его значения для полноценной человеческой жизни, о физическом, духовном

  • нравственном здоровье;
  • формирование  начальных  представлений  о  культуре  здорового  образа

жизни;

  • базовые навыки сохранения собственного здоровья, использования здоровьесберегающих технологий в процессе обучения и во внеурочное время;

  • первоначальные представления о ценности занятий физической культурой

  • спортом, понимание влияния этой деятельности на развитие личности человека, на процесс обучения и взрослой жизни;

  • элементарные знания по истории российского и Оренбургского спорта, уважение к спортсменам;

  • отрицательное отношение к употреблению психоактивных веществ, к курению и алкоголю, избытку компьютерных игр и интернета;

  • понимание опасности, негативных последствий употребления психоактивных веществ, алкоголя, табака, наркотических веществ, бесконтрольного употребление лекарственных препаратов, возникновения суицидальных мыслей.

Социокультурное и медиакультурное направление:

  • первоначальное понимание значений понятий «миролюбие», «гражданское согласие», «социальное партнерство», важности этих явлений для жизни и развития человека, сохранения мира в семье, обществе, государстве;

  • первоначальное понимание значений понятий «социальная агрессия», «межнациональная рознь», «экстремизм», «терроризм», «фанатизм», формирование негативного отношения к этим явлениям, элементарные знания о возможностях противостояния им;

  • первичный опыт межкультурного, межнационального, межконфессионального сотрудничества, диалогического общения;

  • первичный опыт социального партнерства и межпоколенного диалога;

  • первичные навыки использования информационной среды, телекоммуникационных технологий для организации межкультурного сотрудничества, культурного взаимообогащения.

Культуротворческое и эстетическое направление:

  • первоначальные представления об эстетических идеалах и ценностях народов Оренбургской области;

  • первоначальные навыки культуроосвоения и культуросозидания, направленные на приобщение к достижениям общечеловеческой и национальной культуры;

  • проявление и развитие индивидуальных творческих способностей;
  • способность формулировать собственные эстетические предпочтения;
  • представления о душевной и физической красоте человека;

  • формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного; умение видеть красоту природы, труда и творчества людей малой Родины;

  • начальные представления об искусстве народов России, народные промыслы родного города

  • интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке;

  • интерес к занятиям художественным творчеством;
  • стремление к опрятному внешнему виду;
  • отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.

Правовое направление и культура безопасности:

  • элементарные представления об институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении;

  • первоначальные представления о правах, свободах и обязанностях человека;

  • элементарные представления о верховенстве закона и потребности в правопорядке, общественном согласии;
  • интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в

обществе;

  • стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи
  •  отвечать за свои поступки;

  • негативное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей;

  • знание правил безопасного поведения в школе, быту, на отдыхе, сельской среде, понимание необходимости их выполнения;

  • первоначальные представления об информационной безопасности;

  • представления о возможном негативном влиянии на морально психологическое состояние человека компьютерных игр, кинофильмов, телевизионных передач, рекламы;

  • элементарные представления о девиантном1 и делинквентном2 поведении.

Семейные ценности:

  • первоначальные представления о семье как социальном институте, о роли семьи в жизни человека и общества;

  • знание   правил   поведение   в   семье,   понимание   необходимости   их

выполнения;

  • представление о семейных ролях, правах и обязанностях членов семьи;
  • знание истории, ценностей и традиций своей семьи;
  • уважительное, заботливое отношение к родителям, прародителям, сестрам и

братьям;

  • элементарные представления об этике и психологии семейных отношений, основанных на традиционных семейных ценностях народов Оренбургской области.

Экологическое направление:

  • развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;

  • ценностное отношение к природе и всем формам жизни;
  • элементарный  опыт  природоохранительной  деятельности  в  родном  городе
  • бережное отношение к растениям и животным Оренбургской области;
  • понимание взаимосвязи здоровья человека и экологической культуры;

  • первоначальные навыки определения экологического компонента в проектной и учебно-исследовательской деятельности, других формах образовательной деятельности;

  • элементарные  знания  законодательства  в  области  защиты  окружающей

среды.

  1. Календарнтематическое планирование 8 класс

№ п/п

Дата по плану

Дата по факту

Тема

Кол-во часов

Моя Родина – Россия. Родной Оренбургский  край

8

Оренбургская область, Бугурусланский район. Историческое образование границ. Пограничные территории.

1

Губернаторы г. Бугуруслана,  Администрация Бугурусланского района (история и современность).

1

Что даёт  наш край стране. Природные богатства.

1

Традиции и обычаи народов Оренбургской области.

1

Из истории моей школы. Посещение школьного музея.

1

Экскурсия в городской музей

1

Исторические памятники родного края.

1

Урок-проект Эколого – краеведческий маршрут.

1

Моя семья. Родословная

6

Моя семья - моё богатство. Генеалогическое древо моей семьи.

1

Старые фотографии рассказали. История моей семьи в истории города  и страны.

1

Виртуальная экскурсия в музей «Национальная  деревня»

1

Традиционные праздники моей семьи.

1

Профессии моих родителей.

1

Урок- « Я выбираю профессию»

1

История нашей школы

4

Гордость нашей школы. Традиции моей школы.

1

Учителями славится Россия, ученики приносят славу ей.

1

Урок-проект «Школа нашей мечты».

1

Экскурсия. Литературный музей заповедник писателя С.Т. Аксакова.

1

История Оренбуржья и города Оренбурга

6

Оренбуржье – многонациональный край. Кто является аборигенами Оренбургского края? (казахи, башкиры, татары, русские, мордва, чуваши)

1

Экскурсия (виртуальная) в музей Оренбургского казачества.

1

Загадочный мир названий улиц города.

Исторические  здания на карте города.

1

Родной край в годы Великой Отечественной войны.

1

Герои нашего времени.

1

Современный Бугуруслан.

1

Флора и фауна Оренбургского края

4

Природа нашего края. Экскурсия.

1

Флора и фауна нашего края. Красная книга Оренбургской области.

1

Лекарственные и ядовитые растения, произрастающие в нашей местности.

1

Водоемы   Оренбургской области.

1

Дела нашего города. Что дает наш город стране

6

Предприятия и достопримечательности нашего района.

1

С чего начинается Родина. История моего города.

1

Любить город - значит быть ему полезным.

1

Экскурсия. Саракташская обитель милосердия      

( виртуальная)

1

Народные промыслы моего края.

1

Турнир «Я-оренбуржец»

1


Список использованной литературы

1. Л.И. Футорянский Учебное пособие « История Оренбуржья» Оренбургское        книжное

издательство. 1996г.

  1. П.И.Сучков Учебное пособие «История родного края». Челябинское Южно – уральское книжное издательство.1988г.

3.Н.П.Семыкин. Учебное пособие « История родного края». 1976г.

  1. М.Н.Мохова. Учебное пособие «Наш край». Южно – Уральское книжное издательство.1972г.

5.Л.И.Футорякский. , В.А.Лабузов Учебное пособие « История Оренбуржья» Оренбургское книжное издательство. 2008г.

  1. Н.Л.Моргунова Археология Южного Урала, Оренбургское литературное издательство

2007г.

  1. А.А. Чибилев, Т.В.Краснов, П.В. Вельмовский Кавркенский район Оренбургской области. Краеведческий атлас Институт степи УрОРАН.- Оренбург, 2009г.

Познавательная.

1.В.Г.Синельников. «Знакомьтесь, Оренбуржье». Южно-уральское книжное издательство 1970г.

2.А.Е.Акиньшина. Документы и материалы «Культурное строительство в Оренбуржье». Южно-уральское книжное издательство1989г.

3Н.Ф.Корсунов Сборник лучших детских сочинений «По тебе, Яик, слава добрая».

Оренбургское книжное издательство 1999г.

4А.В.Коваленко Записки секретаря обкома партии «Гвардии земледельцы». Москва.

Издательство политической литературы1980г.

  1. А.Лазукин Документы воспоминания « Гагарин в Оренбурге». Южно-уральское книжное издательство 1975г.

6.И.Уханов. «Оренбургский платок». Издательство «Советская Россия» Москва-

1976г.

7Книга-альбом Планета целина., Оренбург ООО «Оренбургский край» 2004г

  1. И.Смольников. «Путешествие ПА.С.Пушкина в Оренбургский край». Москва

«Мысль» 19991г.

9.В.П.Россовский. «Солдатская слава». Оренбург 1994г.

  1. Н.И.Мячин. « Орденоносное Оренбуржье». Южно-уральское книжное издательство 1968г.

  1. Б.Н.Чистяков. Воспоминания участников гражданской войны в Оренбуржье. «За счастье народное». Южно-уральское книжное издательство 1969г.

12.Г.М. Десятков. «Герои секретных архивов». Оренбург, «Южный Урал».

  1. А.А.Чибилев. «Геологические памятники природы Оренбургской области». Оренбургское книжное издательство 2000г.

  1. Б.Т.Уткин. Краткий библиографический словарь «Урал литературный». Южно-уральское книжное издательство 1988г.

Сайты : pro-orenburg.ru orenplatok.kviter.ru

ol-ileck56.ru (арбузы)

сезоны-года.рф (природа Оренбургской области.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 5 классе в рамках введения ФГОС "Творческая мастерская"

                 Рабочая программакурса внеурочной деятельности «Творческая мастерская»5 класс (1 час в неделю, всего 34 часа)Уровень базо...

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 5 класса "Мое портфолио"

В рамках внедрения новый ФГОС внеурочная деятельность является неотемлемой частью учебно-воспитательного професса. Программа "Мое портфолио" предназначена для учителей, классных руководителей, работаю...

рабочая программа по внеурочной деятельности учащихся 5 класса "Наглядная геометрия"

В  программе отражены актуальность курса, сроки реализации,ожидаемые результаты, тематическое планирование ( с УУД), список используемой литературы...

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 1 класса "Природа и фантазия"

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1класса (ФГОС НОО). Кружок "Природа и фантазия" разработан для учащихся 7-8 лет, срок реализации 1 год. Программа направлена для освоения учащимися культур...

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 5 классе

Программа организации внеурочной деятельности младших подростков по направлению «Исследовательская деятельность»  предназначена для работы с учащимися 5 классов и является  пропедевтическим ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 6 класса " Учусь делать добро"

Рабочая программа разработана для учащихся 6 класса . В ней освещается работа тимуровского движения в классе....

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 5 классов "Умники и умницы"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 5 классов "Умники и умницы"...