"В гостях у Снежной Королевы"
классный час (5 класс)

Попова Галина Ивановна

Внеклассное мероприятие рассказывает о тесной связи литературы и музыки, о лучших человеческих качествах на примерах положительных героев в разных сказках, песнях-сказках. Вызывает интерес к литературе, музыке, театру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazki.docx53.77 КБ

Предварительный просмотр:

«В гостях у Снежной Королевы».

Цель: развитие познавательной активности и устойчивого интереса учащихся к литературе, музыке, театру.                                                                                 Задачи: закрепление тем 1-2 четверти «Чтобы стало с музыкой, если бы не было литературы». Воспитание лучших человеческих качеств на примере положительных сказочных героев. Повторение и систематизация знаний о сказках и народных песнях-сказках. Овладение учащимися художественными образами и выразительным их исполнением.

Вед. - Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые взрослые. Мы приветствуем  сегодня всех вас на нашем празднике. Наверное, нет на свете человека, который  не любил бы сказок. С самого раннего детства  дорогу в сказку нам открывает книга. Под музыку выходят сказочные герои. Муз. Я. Дубравина, сл. Суслова песня «Страна Читалия»

1.Осенние птицы летят за окном,
И книжек страницы им машут крылом,
Похожи немножко стаи страниц,
На тех улетающих птиц.
Над морем заката горит полоса,
Ветра надувают страниц паруса,
Летит по волнам белопарусный бриг
К земле Непрочитанных книг.


Припев: Есть земля Австралия,
               Есть страна Италия,
               А ещё на свете есть
               Вот какое чудо:
               Вовсе не Австралия, 
               Вовсе не Италия - 
               Есть страна Читалия!
               Мы как раз оттуда.

Живет в каждой книжке какой-то герой, 
Мечтает герой подружиться со мной, 
И ключик волшебный от дверки в стене
Несет Буратино ко мне.                                                                                                                                        Все больше прочитанных книжек семья,
Все больше хороших друзей у меня!
В каникулы летом и в школьные дни
Со мною повсюду они!

Припев.

Вед. Наш великий поэт А.С. Пушкин сказал: «Чтение – вот лучшее учение».

Искусство народа или фольклор (происходит от английских слов folk –народ, lore – мудрость), жизненно и прекрасно.

Вед. Словесный фольклор мы называем устным народным творчеством, потому что он создавался народом, передавался из уст в уста, от одного поколения к другому.

Вед. Сказка излюбленный жанр всех народов мира и не потому, что «сказка складка, сказка-пустяк» - это игра ума, буйство воображения и как сказал А.С. Пушкин: «Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок!»

Вед. Откуда у сказок такая власть над временем? Наверное, потому, что  известны наряду со сказками о животных, волшебными сказками  есть и сказки бытовые.

Презентация иллюстраций р.н. сказок.

  1. Худ. Т.Маврина. Поехал старик в лес, доезжает до того места,  - под большой елью сидит его дочь, весёлая, румяная, вся в золоте и серебре…
  2. Ю. Васнецова . - Несёт меня лиса за тёмные леса, за быстрые реки, за высокие горы… кот, дрозд. Спасите меня!
  3. И. Кузнецов. Отец с матерью ушли, а дочка позабыли, что ей приказывали родители: посадила братца на травке под окошко, сама побежала на улицу, заигралась, загулялась…
  4. Вдруг щука говорить ему человеческим голосом  - Емеля, отпусти меня в воду, я  тебе пригожусь…

Вед. - Сегодня мы с вами отправимся в гости к одной из героинь сказки Х.К.Андерсена. Вы вспомните своих любимых сказочных героев, увидите и услышите сказки разных эпох и народов.                                                                                        Вед. Много премудрости есть у сказок, а без них и сказка не сказка. И сегодня мы будем не только сказывать  их, как делали это сказочники, но и покажем, а  ребята нам  в этом помогут.                                                                                                                          Звучит завывание метели. Танец Льдинок. Выходит задумчивый Кай.

Кай:

Безмолвие. Лишь слышно снег хрустит. 
Бесчувственность и ледяная вечность.
Мне безразлично. Сердце не болит. 
Леплю из снега слово бесконечность.

Герда:

Ах, Кай, мой милый Кай, тебя нашла. (Подходит к Каю).
Какой же ты холодный, что с тобою?
И словно заколдованы глаза ,
И ледяной покрыты пеленою.

Кай: (безразличным голосом, не глядя на Герду):

Зачем же, Герда, ты сюда пришла, 
И как же помешать ты мне посмела?!
Из снега собираю слово я, 
Так Снежная велела Королева.
Когда я это слово соберу, 
То королева мне весь мир подарит.

Ко мне же приближаться ты не смей, 
Тепло твоих объятий мне не нужно.
Не надо вспоминать прошедших дней, 
И весь мой прежний мир уже разрушен.

Под музыку появляется Снежная Королева.

Снежная Королева:

Я Королева ледяного царства. 
Я повелительница снега, льда.
Кому удача выпадет сюда добраться, 
Тот здесь останется со мною навсегда.
Ну как успехи, Кай? Готово ль слово? 
Чем занят был в отсутствие меня?
Так, так. А кто впустил сюда девчонку? 
И кто ей разрешил тебя отвлечь?
Её мгновенно превращу я в льдинку.

Кай:

Как жарко стало вдруг, как горячо! 
Как больно что-то в сердце мне кольнуло.
Ты знаешь, Герда, видел я ещё, 
Из глаза будто льдинка проскользнула.
Но где же я, а что это вокруг? 
Когда и как я вдруг здесь оказался?

Герда:

У Королевы Снежной был в плену. 
Вокруг нас было ледяное царство.
Закончился холодный снежный плен, 
И ледяные глыбы быстро тают.

Вед.  На этом мы закончим наш рассказ: 
         О дружбе, верности, разлуке и спасении.
         Желаю, чтобы каждому из вас 
         Удача выпала дружить с такою Гердой.
         И берегите сердце, чтоб на вас -
         Не действовали чары Снежной Королевы.

Снежная Королева:                                                                                                                                                                   Нет, нет, не отпущу я вас,

Опять одна…

Вед. Ты не одна, мы все с тобою.

         Присядь, пожалуйста, и посмотри,

         А мы продолжим: раз, два, три!

Вед. Средь болот жила царевна,

         Но зелёною была...

         Вы же знаете наверно - 

         Рукодельницей слыла.

         Я скажу тебе на ушко,

         Что царевна та …(Лягушка)

Вед. Прошла все испытания царевна-лягушка: лучше всех каравай испекла, ковёр соткала. Тут отдал царь новый приказ: чтобы все три царевича явились к нему на пир со своими жёнами. Хочет Царь, посмотреть, которая из них лучше танцует.

Скоморохи:

Сыновья на пир идут.

(Входят Царевичи с жёнами, обходят круг почёта)

В жемчугах, в парчовых киках

Женушек своих ведут.

Лишь Иванушка невесел

Буйну - голову повесил.

Громко музыка играет,

Все: Скоморохи  развлекают! 

                                                                                                                                                        Игра на музыкальных инструментах. Русская народная плясовая «Полянка».

Старший: Что же ты, брат, без жены пришел?

Средний: Хоть бы в платочке ее принес, дал бы нам всем послушать, как она квакает!

Боярская дочь: Он, наверно, на болото ускакала.

Купеческая дочь: В свой лягушатник.

Все смеются. (Раздаётся стук да гром.)


Царь: Что за шум, что за гам?

Иван-царевич: Не бойтесь, гости дорогие! Это, видно, моя лягушонка в своей коробчонке едет!

Входит Василиса Премудрая

Вед. Взяла В.П. Ивана – царевича за руки и повела  за столы дубовые, за скатерти узорчатые. Стали гости есть, пить, веселиться.

Вед. В.П. из кубка пьёт – и не допевает, остатки себе за левый рукав выливает. Покушала лебедя жаренного – косточки за правый рукав бросила. Жёны старших царевичей увидели это – и туда же.

Вед. Как встали гости из-за стола, заиграла музыка, начались танцы.  

Танец Василисы и жен старших царевичей. Русская народная песня «Во саду ли, в огороде»- инструментальное переложение.

Вед. Пошла В.П. танцевать с Иваном – царевичем. Махнула левым  рукавом – стало озеро, махнула правым – поплыли по озеру белые лебеди. Царь и гости все диву дались.

Вед. Пошли танцевать жёны старших царевичей. Как махнули своими рукавами, всех гостей забрызгали и костями осыпали, самому царю чуть глаз не выбили.

Царь: Вон из горницы, неумехи!

Снежная Королева.                                                                                                   Волшебная сказка.  Я никогда не видела лягушек, бр-р-р-р. Они такие некрасивые, а Василиса Премудрая хорошей подругой могла бы мне быть.

Вед. А ещё бывают музыкальные сказки. Посмотрите!

«Волшебный смычок» - инсценировка белорусской народной песни.

Снежная Королева: Какой замечательный музыкант и он нужен людям. Как же без музыки жить на свете?! Музыку я очень люблю!

Вед: А теперь, уважаемая Снежная Королева, посмотри одну из сказок о    животных.

Звучит р.н. песня «Журавель» - 1 куплет и припев.

Повадился журавель, журавель.
На зелену конопель, конопель.
Припев:
Такой, такой длинноносый
Такой, такой выступает
Такой, такой длинноногий
Конопельку поедает.

                                                                                                                                              Вед.

Журавлю стало скучно жить одному, и задумал он жениться.

Ж. - Дай пойду посватаюсь к цапле!

Вед. Пошел журавль, - тяп-тяп! - семь верст болото месил.

Приходит и говорит:

Ж. - Дома ли цапля?

Ц. - Дома.

Ж. - Выдь за меня замуж!

Ц. - Нет, журавль, не пойду за тебя замуж: у тебя ноги долги, платье коротко, сам худо летаешь, и кормить-то тебе меня нечем! Ступай прочь, долговязый!

Вед. Пошел журавль домой несолоно хлебавши. Цапля после раздумалась:

Ц. "Чем жить одной, лучше пойду замуж за журавля".

Вед. Приходит к журавлю и говорит:

Ц. - Журавль, возьми меня замуж!

Ж. - Нет, цапля, мне тебя не надо! Не хочу жениться, не возьму тебя замуж. Убирайся.

Вед. Цапля заплакала со стыда и воротилась домой. Ушла цапля, а журавль раздумался:

Ж. "Напрасно не взял за себя цаплю! Ведь одному-то скучно".

Вед. Приходит и говорит:

Ж. - Цапля! Я вздумал на тебе жениться, пойди за меня!

Ц. - Нет, журавль, не пойду за тебя замуж!

 Вед. Пошел журавль домой. Тут цапля раздумалась:

Ц. "Зачем отказала? Что одной-то жить? Лучше за журавля пойду".

Вед. Приходит она свататься, а журавль не хочет. Вот так-то и ходят они по сию пору один к другому свататься, да никак не женятся.                                                              

Снежная Королева.

Интересная сказка и поучительная.  Обе птицы живут на болотах и не смогли договориться.

Одному всегда плохо, вдвоем веселее и не надо думать о выгоде.

Снежная Королева: А бытовую сказку покажите?

Вед. - Обязательно. Сказка «Солдатская шинель».

Вед. - Встретился однажды барин с солдатом.

Солдат - Здравствуйте, барин!

Барин: -  Здравствуй, солдат. А что это у тебя?

Солдат: - Это шинель -  самое дорогое, что есть у солдата. Каждый ею дорожит.

Барин:- А что в ней такого ценного?

Солдат:- Когда мне нужно спать, постелю я шинель, и в головах положу шинель, и покроюсь шинелью. И подушку мне заменяет, и перину, и одеяло.

Барин:- Служивый, продам мне шинель.

Солдат:- Нет, она мне и самому нужна.

Барин:- А я тебе за шинель 25 рублей дам.

Солдат:- Согласен.

Вед.Пришел барин домой и говорит жене.

Барин:- Посмотри, какую я вещь-то купил! Теперь не нужно мне ни перины, ни подушек, ни одеяла: постелю шинель, и в головах положу шинель, и оденусь шинелью.

Жена : - Ну, как же ты будешь спать?

Вед.: -И точно, барин постелил шинель, а в головах положить и одеться нечем, да и лежать-то ему жестко.

Барин: - Обманул меня солдат! Я так это не оставляю!

Вед. И пошел барин к полковому командиру жаловаться на солдата. Командир велел позвать солдата.

Командир: - Что же ты, брат, обманул барина?

Солдат: - Никак нет, ваше благородие.

Вед. Взял солдат шинель, расстелил, голову положил на рукав и накрылся полою.

Солдат: - Куда как хорошо на шинели после походу спится!

Командир:- Молодец, солдат! А Вам, барин, я скажу, кто поработает да устанет, тот и на камне спит, а кто ничего не делает, тот и на перине не уснет!

Снежная Королева: Какой находчивый солдат  и талантливый музыкант оказались в этих сказках. А как же дальше развивался этот жанр литературы?

Вед: Русская народная сказка сыграла большую роль в развитии литературы. Глубокий интерес к фольклору появляется в России со второй половины XVIII века. Сказка проникла во все жанры литературы — поэму и повесть, рассказ и роман. Многие русские писатели отдавали дань сказке:  В.А. Жуковский и А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов и Н.В.Гоголь, В.Ф.Одоевский и А.Н.Толстой. Сказки, которые написали писатели, называются литературными.

 «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкина.

Вед. К сказке как  жанру литературы обращались  и многие зарубежные писатели: Шарль Перро, Ганс -Христиан Андерсен, Братья Гримм, Эрнст Теодор Амадей Гофман. (Звучит песня А. Рыбникова «Песня Красной шапочки»).

Песня Красной Шапочки

Если долго долго-долго
Если долго по тропинке
Если долго по дорожке
Топать, ехать и бежать
То, пожалуй, то, конечно,
То наверно верно-верно
То возможно можно-можно
Можно в Африку придти


А-а в Африке реки вот такой ширины
А-а в Африке горы вот такой вышины
А-а крокодилы, бегемоты
А-а обезьяны, кашалоты
А-а и зеленый попугай
А-а и зеленый попугай

Волк. Здравствуй, девочка!
К.Ш. Ой, как вы меня напугали!  Уж думала, что вы и есть тот самый страшный волк, о котором предупреждала меня матушка.

Волк. Какой же я волк. Я лишь всего лесной обитатель. А куда ты идёшь с этой корзинкой?

К.Ш. Я очень спешу к своей бабушке. Она заболела, и я должна отнести ей лекарство.

Волк. А где живёт многоуважаемая бабушка?

К. Ш. Сразу за лесом, где кончается тропинка. (Волк убегает, переодевается в бабушку. Кр. Шапочка напевая, приближается к дому бабушки).

К.Ш. Бабушка, это я, твоя Красная Шапочка! Я принесла настойку из красных ягод, варенье и пирог.

Волк. Дверь открыта! ( прохрипел волк)

К.Ш. Бабушка. Какой у тебя грубый голос!

Волк. Конечно, грубый, ведь я больна…Подойди ближе, дитя моё.

К.Ш. ( поставила корзинку. - Ой, бабушка, какие у тебя большие руки!

Волк. ( прячет лапы). Чтобы лучше обнять тебя.

К.Ш.- Но, бабушка, а почему у тебя большие уши?

Волк. -Чтобы лучше слышать тебя, К.Ш. Ну, сядь ко мне.

К.Ш. Ой. Бабушка, а почему у тебя такие большие глаза?

Волк. Чтобы лучше видеть тебя, К.Ш.

К.Ш. Ой, бабушка. А почему у тебя такие большие зубы? (закричала К.Ш)

Волк. Чтобы съесть тебя! ( Прорычал волк и проглотил К. Ш., лёг и захрапел).

Вед. Мимо проходил лесник, он догадался, что произошло, увидев пузатого и храпящего волка. Выхватив нож, он вспорол живот волка, и оттуда выскочила К.Ш. , а за ней и бабушка. С тех пор К.Ш. ходила только короткой дорогой.

Снежная Королева.

Я рада, что вы побывали у меня в гостях. Много интересного узнала, что сказки обязательно чему-то учат, поэтому их любят не только дети, но и взрослые; увидела, какие вы умные, весёлые, талантливые. На правах гостеприимной хозяйки примите от меня угощение. Учащиеся получают большой пирог. Спасибо вам и до новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В гостях у снежной королевы

Сценарий вечера развлечений в подготовительной логопедической  группе....

" В гости к Снежной королеве"

Конспект интегрированного развлечения   для детей подготовительной группы...

Сценарий новогоднего мероприятия для детей среднего школьного возраста "В гостях у Снежной королевы"

В рамках участия во Всероссийском Online конкурсе-выставке творческих работ "Творчество по Новый год", объединение "Эковертикаль", педагог дополнительного образования, методист Ермакова Елена Юрьевна....

Сценарий новогоднего вечера "В гостях у Снежной Королевы"

Я проводила этот новогодний вечер для 9-11 классов....

В гости к Снежной Королеве

Новогодний утренник для детей подготовительной группы "В гости к Снежной Королеве"...

Квест-игра "В гостях у Снежной Королевы"

Квест-игра для детей дошкольного возраста. Направлен на самовоспитание и саморазвитие ребенка, как личности творческой с активной познавательной позицией....

Квест-игра "В гостях у Снежной Королевы"

Квест-игра для детей дошкольного возраста. Направлен на самовоспитание и саморазвитие ребенка, как личности творческой с активной познавательной позицией....