Кружок "Гном-Говорун"
рабочая программа

Кружок "Гном-Говорун"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rpgnom-govorun.docx50.18 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрено на педагогическом

совете


протокол от  
30.09.20211

«Утверждаю»

Директор МБОУ «СШ №1»

города Смоленска

____________  Л.П. Мирошкина

приказ от  01.09.2021 № 155-ОД

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КРУЖКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ГНОМ ГОВОРУН»

В 1-2, 3-4 КЛАССАХ

Учитель-логопед:

Ващенкова С.Н.

2020 - 2021  учебный год


Настоящая рабочая программа по кружковой деятельности «Гном говорун» для учащихся 1-2, 3-4 классов составлена на основе:

- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2010 года № 373;

- Примерной программы по кружковой деятельности, разработанной в соответствии с федеральным государственным стандартом начального общего образования;

- Программы развития познавательных способностей учащихся младших классов Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой «Умники и умницы» (модифицированной);

- Методического пособия Т.Н. Соколовой «Школа развития речи». – Москва: РОСТ книга, 2011 г., сборника программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н. Ф. Виноградовой. – М.: Вентана Граф, 2011 г.;

- Основной образовательной программой начального общего образования МБОУ «СШ №1» города Смоленска;

- Положением о рабочих программах МБОУ «СШ №1» города Смоленска;

- Учебного плана МБОУ «СШ №1» города Смоленска.

В учебном плане МБОУ «СШ №1» города Смоленска на изучение  кружковой деятельности «Гном говорун» в 1-2,   3-4 классах отведено 36 часа (1 час в неделю).

Основными целями изучения кружковой деятельности «Гном говорун» являются:

- способствовать более прочному и сознательному усвоению норм родного языка;

- содействовать развитию речи детей;

- совершенствовать у них навыки лингвистического анализа;

- повышать уровень языкового развития школьников;

- воспитывать познавательный интерес к родному языку;

- решать проблемы интеллектуального развития младших школьников.

Основные задачи кружка: 

  • обеспечение правильного усвоения детьми достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций;
  • создание речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи учащихся;
  • формирование речевых интересов и потребностей младших школьников, формировать устойчивый эмоциональный контакт с ребенком;
  • развивать потребность в общении и формировать коммуникативные навыки;
  • развивать интерес к окружающей действительности, стимулировать познавательную активность;
  • обеспечивать эмоциональное благополучие каждого ребёнка;
  • формировать речь во взаимосвязи с развитием восприятия, внимания, памяти, мышления;
  • работать над вербализацией игровых действий (учить отражать в речи содержание выполненных действий);
  • учить детей владеть самостоятельной, связной, грамматически правильной речью, навыками речевого общения, фонетической системой русского языка;
  • работать над развитием фонематического слуха и слоговой структуры;
  • работать над расширением лексического запаса;
  • работать над развитием грамматической стороны речи;
  • формировать общие речевые умения и навыки;
  • совершенствовать мелкую моторику рук;
  • формировать правильное речевое дыхание;
  • помочь своевременно предупредить и преодолеть трудности в освоении воспитанниками общеобразовательной программы.

Общая характеристика кружковой деятельности:

Уровень развития речи значительного числа младших школьников едва достигает необходимого предела, а у довольно многочисленной группы детей он явно недостаточен.

В младших классах существенное значение имеет речевая активность обучаемых. Некоторые дети стесняются говорить, не участвуют в беседах, не могут ответить на прямой вопрос учителя, избегают рассказов или рассказывают очень кратко, допускают такие речевые ошибки, как пропуск необходимых слов, а иногда и существенных фактов, нарушение логической последовательности, нелепые суждения, неверные ударения в словах и логические – в тексте, малый словарный запас.

Язык - это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо владеть им, то есть обладать речевой культурой. Владение словом - инструментом общения, мышления - это первооснова интеллекта ребёнка. Мышление не может развиваться без языкового материала. Начальный школьный период - одна из наиболее важных ступеней в овладении речью.

Образная, яркая, логично построенная речь – основной показатель интеллектуального уровня детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании действительности, содержательнее и полноценнее взаимоотношения с детьми и взрослыми, тем активнее происходит его психическое развитие. Поэтому работа над развитием речи младших школьников является важным и необходимым условием для успешного развития и обучения учащихся. Проблеме становления речевой деятельности учащихся всегда уделялось большое внимание. В настоящее время установлены общие тенденции речевого развития школьников, обоснована идея развития речи на межпредметном уровне, вскрыты проблемы речевого общения. Определены возможные пути формирования языковой компетенции школьников, представлен анализ монологической и диалогической форм речевого  высказывания, выявлены психологические особенности формирования устной и письменной речи младших школьников. В данном русле одной из актуальных и отвечающих современным требованиям проблем становится изучение речи, поиск соответствующих способов и приемов, форм и средств развития речевой деятельности у детей.

Однако, как показывает практика, несмотря на повышенный интерес к проблеме, уровень речевого развития детей младшего школьного возраста недостаточен. Думается, выход из этого положения в поисках форм и методов обучения, направленных на освоение речевых богатств родного языка. Поэтому разработана программа кружка «Гном говорун» для учащихся начальных классов.

Развитие речи – процесс сложный, творческий. Он невозможен без эмоций, без увлеченности. Недостаточно было бы лишь обогатить память школьника каким- то количеством слов, их сочетаний, предложений. Главное – в развитии гибкости,  точности, выразительности, разнообразия. Развитие речи – это последовательная, постоянная учебная работа. Для успешного овладения устной и письменной речью в школьных условиях необходимо целенаправленное обучение всем видам речевой деятельности: слушанию и говорению, чтению и письму. Но при этом обучение устной речи – слушанию и говорению, должно опережать письменную речь.

Одним из путей такой организации является работа по развитию речи во время кружковых занятий. Основу данного курса составляет развитие речи и творческих способностей у младших школьников. Программа «Гном говорун» составлена с учетом имеющихся в методиках русского языка и литературного чтения подходов по развитию речи младших школьников.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения кружковой деятельности

Личностные результаты:

- формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области языкознания;

- воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей;

- развитие самостоятельности в поиске решения различных речевых задач;

- формирование духовных и эстетических потребностей;

- воспитание готовности к отстаиванию своего мнения;

- отработка навыков самостоятельной и групповой работы;

- овладение начальными навыками адаптации в динамично развивающемся мире;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей и т.д.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УДД:

- определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;

- учиться высказывать свое предположение (версию);

- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

- учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей;

- овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.

- формировать умение оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

- формировать умение планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

осваивать начальные формы рефлексии.

Познавательные УДД:

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

- делать предварительный отбор источников информации;

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках;

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога;

- овладевать логическими операциями сравнения, анализа, отнесения к известным понятиям;

- находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных рисунков, схем);

- овладевать современными средствами массовой информации: сбор, преобразование, сохранение информации.

Коммуникативные УДД:

- учиться выражать свои мысли;

- учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться;

- овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи;

- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя);

- развивать доброжелательность и отзывчивость;

- учиться аргументировать, доказывать;

- уметь донести свою позицию до собеседника;

- уметь оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста);

- уметь слушать и понимать высказывания собеседников;

- уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.

Предметные результаты:

- овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;

- умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач и т.д.;

- сравнивать предметы по заданному свойству;

- устанавливать общие признаки;

- находить закономерность в значении признаков, в расположении предметов;

- находить истинные и ложные высказывания;

- наделять предметы новыми свойствами;

- переносить свойства с одних предметов на другие;

- применять правила сравнения;

- задавать вопросы;

- находить закономерность в числах, фигурах и словах;

- строить причинно-следственные цепочки;

- упорядочивать понятия по родовидовым отношениям;

- находить ошибки в предметах;

- делать умозаключения;

- выделять свойства предметов;

- обобщать по некоторому признаку, находить закономерность;

- сопоставлять части и целое для предметов и действий;

- проводить аналогию между разными предметами;

- выполнять логические упражнения на нахождение закономерностей, сопоставляя и аргументируя свой ответ.

Результаты  изучения кружковой деятельности

К окончанию кружка «Гном говорун» обучающиеся научатся:

- уместно использовать изученные средства общения в устных высказываниях (жесты, мимика, телодвижения, интонацию);

- выразительно читать небольшой текст по образцу;

- определять степень вежливого поведения, учитывать ситуацию общения;

- вступать в контакт и поддерживать его, умение благодарить, приветствовать, прощаться, используя соответствующие этикетные формы;

- быть хорошим слушателем;

- определять лексическое значение слова;

- отличать текст как тематическое и смысловое единство от набора предложений;

- редактировать предложения;

- определять по заголовку, о чем говорится в тексте, выделять в тексте опорные слова;

- сочинять на основе данного сюжета, используя средства выразительности;

- распознавать типы текстов;

- устанавливать связь предложений в тексте;

- распознавать стили речи;

- логически рассуждать, пользуясь приёмами анализа, сравнения, обобщения,  классификации, систематизации;

- сравнивать предметы, понятия;

- выделять существенные признаки и закономерности предметов;

- обобщать и  классифицировать понятия, предметы, явления;

- определять отношения между понятиями или связи между явлениями и понятиями;

- концентрировать, переключать своё внимание;

- самостоятельно выполнять задания;

 - осуществлять самоконтроль, оценивать себя, искать и исправлять свои ошибки;

- решать логические задачи на развитие аналитических способностей и способностей, рассуждать;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

- учитывать установленные правила в планировании;

- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

- адекватно использовать коммуникативные (прежде всего, речевые) средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

- задавать вопросы.

Учащийся получит возможность научиться:

- самостоятельно добывать, обрабатывать, хранить и использовать информацию по волнующей проблеме;

реализовывать право на свободный выбор.

- работать в группе, коллективе;

- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнении, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

- учитывать мнения других людей, отличные от собственной позиции, и координировать действия в сотрудничестве;

- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности, речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Формы деятельности:

  • игры (обучающие, познавательные, коммуникативные, логические, дидактические, лингвистические);
  • просмотр мультфильмов;
  • конкурсы, викторины;
  • беседы;
  • наблюдения.

Содержание кружковой деятельности

Своеобразие предлагаемой программы заключается в том, что в ней сделана попытка интеграции занятий русского языка и литературного чтения, направленной на развитие устной и письменной речи учащихся. Учить хорошей речи, устной и письменной, - вот главная задача курса. Для этого нужно открыть те «секреты» родного языка, которые помогут научиться в устной и письменной форме наилучшим образом выражать свои мысли, доносить их до других. А открыть «секреты» языка – это понять, как он устроен, какие возможности предоставляет нам для полноценного использования в процессе общения.

Программа предполагает организацию активной речевой деятельности самих учащихся. Узнавая определенные речевые сведения, дети постоянно сами создают речевые произведения, применяя полученные знания на практике. В процессе реализации программы предусматривается выполнение учениками письменных и устных заданий.

В программе кружка реализуется идея обучения языку как речевой деятельности. Программа построена на дополнении и углублении базового образования.

Участники образовательной программы: учащиеся 1-4 классов.

Сроки реализации образовательной программы: 4 года

Программа рассчитана на 36 часов в 1-2 классах и 36 часов в 3-4 классах.

Занятия проводятся 1 раз в неделю.

1 класс

     Речь

Речь и ее значение в жизни. Техника речи.

Речь. Устная и письменная речь. Особенности устной речи: окраска голоса, громкость, темп.

Умение регулировать громкость речи, темп речи, пользоваться дыханием в процессе речи. Умение выразительно читать небольшой текст по образцу, данному учителем. Знание нескольких скороговорок.

Слово

Слово. Лексическое значение слова. Толковый словарь. Однозначные и многозначные слова. Слова – «родственники». Слова – «родственники» и слова – «друзья» (синонимы)

Слова – «родственники» и слова, внешне сходные, но разные по значению (омонимы).

Слова, противоположные по смыслу (антонимы).

Умение выделить слова – «родственники» среди других слов, подобрать к данному слову слова – «родственники», установить общность их значения на основе элементарного словообразовательного анализа. Установить общность написания слов – «родственников».

Умение определить лексическое значение слова (в том числе на основе словообразовательного анализа). Умение определить лексическое значение многозначного слова по предметным картинкам, контексту.

Умение выделить синонимы, антонимы в тексте, подобрать синонимы, антонимы к данному слову.

Умение отличить слова – «родственники» от синонимов, омонимов и слов с частичным графическим или звуковым сходством.

Предложение и словосочетание

Предложение. Простое предложение с точкой, вопросительным и восклицательным знаком. Умение членить небольшой текст на предложения, устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении. Умение редактировать простое предложение: исправлять порядок слов в предложении, заменять в нем неудачно подобранные слова. Распространять предложение. Умение составлять простое распространенное предложение по вопросу учителя, на тему, по картинке, по схеме, по аналогии с данным. Умение интонационно правильно читать (произносить предложение с точкой, вопросительным, восклицательным знаками).

Текст

Понятие о тексте. Тема текста. Умение отличать текст от отдельных предложений, не объединенных общей темой. Вычленение опорных слов в тексте. Озаглавливание. Основная мысль в тексте. Выделение частей текста, составление плана. Типы текста. Коллективное составление текстов по заданной теме, сюжетным картинкам. По плану, по опорным словам. Творческое дополнение готового текста. Восстановление деформированного текста.

Культура общения

Волшебные слова. Слова – выражения просьбы, благодарности, извинения. Слова – выражения приветствия, прощания.

Умение пользоваться словами – выражениями приветствия, прощания, извинения, благодарности в собственной речевой практике с учетом конкретной ситуации общения.

2 класс

Речь

Устная и письменная речь. Выразительность речи. Умение регулировать громкость и высоту голоса. Знание скороговорок. Умение коллективно разметить текст для выразительного чтения; обсудить тембр, темп чтения, расставить паузы, выделить логически ударенные слова и сочетания слов, продумать мелодику чтения.

Слово

Повторение изученного в 1 классе. Слово. Слово имеет значение. Синонимы. Омонимы. Многозначные слова. Изобразительные средства языка: сравнение, олицетворение. Вежливые слова.

Знакомство со словарями: толковым, орфографическим. Умение определять лексическое значение слова по словарю, контексту, на основе словообразовательного анализа.

Умение выделять слова в переносном значении в тексте, сравнивать прямое и переносное значения, определять основу переноса значения. Умение сконструировать образное выражение (сравнение, олицетворение) по образцу, из данных учителем слов, умение использовать слова с переносным значением при составлении предложений, текстов описательного и повествовательного характера.

Совершенствование умений, определённых программой 1 класса.

Предложение и словосочетание

Предложение. Виды предложений по цели высказывания и интонации. Умение устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении. Умение редактировать простое и сложносочинённое предложение: исправлять порядок слов или порядок частей, распространять части предложения, заменять неудачно употреблённые слова. Умение интонационно правильно читать (произносить) предложения разных типов.

Текст

Текст. Типы текстов: рассуждение, сравнительное описание, повествование.

Умение редактировать текст с точки зрения лексики и грамматики. Восстанавливать деформированный текст.

Тема и основная мысль текста. Умение определять основную мысль текста.

План текста. Виды планов. Умение составлять планы различных видов.

Связь между предложениями в тексте. Умение устанавливать тип связи между предложениями в тексте, составлять цепочки связей из опорных слов.

Умение писать творческое изложение с языковым разбором, сочинение по данному началу и опорным словам, по наблюдениям.

Сочинение загадок.

Культура общения

Волшебные слова: слова приветствия, прощания, извинения и так далее. Умение использовать вежливые слова с учётом речевой ситуации с нужной интонацией, мимикой.

3 класс

Культура речи

Общее понятие о культуре речи. Основные качества речи: правильность, точность, богатство. Выразительность речи. Интонация: сила, темп, тембр, мелодика речи. Монолог и диалог.

Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению произведения. Умение выразительно прочитать текст после самостоятельной подготовки.

Слово

Слово, его значение. Слова нейтральные и эмоциональные и эмоционально окрашенные. Знакомство со словарём синонимов. Изобразительно- выразительные средства языка: метафора, эпитет, сравнение, олицетворение. Умение выделять их в тексте, определять значение и назначение, использовать при создании текста в художественном стиле.

Крылатые слова. Умение определять значение устойчивого выражения, употреблять его в заданной речевой ситуации.

Научные слова. Умение выделять их в тексте, объяснять значение с помощью толкового словаря, употреблять в тексте научного стиля.

Жизнь слова. Откуда берутся слова? Как живут слова? Основные источники пополнения словаря. Знакомство с элементами словообразования.

Знакомство с происхождением некоторых антропонимов и топонимов.

Устаревшие слова. Умение выделять их в тексте, определять значение, стилистическую принадлежность.

Предложение и словосочетание

Предложение. Умение редактировать простое предложение: исправлять порядок слов и порядок частей, заменять неудачно употреблённые слова, устранять лишние и восстанавливать недостающие слова, распространять предложения.

Текст

Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова. Структура текста. План, виды плана.

Стили речи: разговорный и книжный( художественный и научный). Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле.

Типы текста. Повествование, описание, рассуждение. Умение составлять описание предметов и явлений, рассуждение в художественном и научном стилях. Умение составлять повествование с элементами описания.

Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи. Средства связи при цепном построении текста. Средства связи в тексте с параллельным построением. Видовременная соотнесённость глаголов, единообразие синтаксических конструкций.

Культура общения

Волшебные слова: слова приветствия, прощания, просьбы, благодарности, извинение. Умение дискутировать, использовать вежливые слова в диалоге с учётом речевой ситуации.

4 класс

Культура речи

Основные качества речи: правильность, точность, богатство, выразительность. Умение совершенствовать (исправлять, редактировать) свою речь, работать над наиболее распространенными грамматическими и речевыми ошибками.

Монолог и диалог как разновидность речи. Умение составлять текст – монолог и текст – диалог, правильно их оформлять на письме. Драматические импровизации.

Выразительное чтение, интонация. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению произведения. Умение импровизировать. Умение инсценировать диалог.

Слово

Повторение изученного в 1-3 классах.

Лексическое значение слова. Многозначные слова и омонимы. Каламбуры. Умение определять значение многозначного слова и омонимов с помощью толкового словаря; отличать многозначные слова от омонимов.

Прямое и переносное значение слова. Тропы. Сравнение, метафора, олицетворение, эпитет – сравнительная характеристика. Крылатые слова и выражения. Пословицы, поговорки, афоризмы.

Иностранные заимствования. Новые слова. Канцеляризмы.

Умение выделять в тексте стилистически окрашенные слова; определять стили речи с учетом лексических особенностей текста.

Лингвистические словари. Умение пользоваться толковым словарем.

Речевой этикет: формы обращения.

Предложение и словосочетание

Предложение. Простое и сложное предложение. Предложение со сравнительным оборотом.

Умение редактировать простое и сложное предложение: исправлять порядок слов и порядок частей, заменять неудачно употребленные слова, распространять предложение…

Умение составлять простое сложносочиненное и сложноподчиненное предложение с определительной, изъяснительной, причинно – следственной, сравнительной связью. Умение интонационно правильно читать предложения разных типов.

Текст

Текст. Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова и ключевые предложения. План. Виды плана (вопросный, цитатный, картинный, мимический).

Стили речи: разговорный, книжные (научный, публицистический, деловой), художественный. Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле.

Типы текста: повествование, описание, рассуждение, оценка действительности. Соотношение типа текста и стиля речи. Умение составлять художественное описание природы с элементами оценки действительности, описание животного в научно – публицистическом стиле, художественное повествование с элементами описания.

Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи. Лексические, тематические, грамматические и интонационные средства связи. Умение определять средства связи предложений в тексте. Временная соотнесенность глаголов. Использование глагольного времени в переносном значении. Умение конструировать текст по заданной временной схеме, проводить лексическое и грамматическое редактирование. Умение преобразовывать текст с параллельным построением в предложение с однородными членами и наоборот.

Композиция текста. Завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Умение определять элементы композиции в данном тексте, составлять текст заданной композиционной структуры. Умение восстанавливать деформированный текст с опорой на знание композиции и средств межфразовой связи.

В содержании кружка интегрированы задания из различных областей знаний: русского языка, литературы, математики, окружающего мира. Особое внимание обращено на развитие логического мышления младших школьников.

Актуальность  программы  позволяет показать, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слов, чисел, знаков. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов, развития  интеллектуальных возможностей, обеспечение полноты и глубины знаний, развитие сообразительности, смекалки, побуждение к самообразованию, к эмпирической работе с информационно - справочной и научно – популярной литературой по предметам.

Программа включает в себя следующие направления:

  • Речь;
  • Слово;
  • Предложение и словосочетание;
  • Текст;
  • Культура общения;
  • Культура речи.

ТСО:

  • Компьютер;
  • Мультимедиапроектор;
  • Экран.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение:

  • Кабинет логопеда;
  • Зеркало;
  • Наглядно-дидактические пособия, наглядно-иллюстративный материал, методическая учебная литература;
  • Аппликатор Кузнецова, массажные мячики, коврики, Су-Джок шарик и кольца;
  • Аудиозаписи, картотека игр и упражнений;
  • Картотека пальчиковых и артикуляционных гимнастик;
  • Картотека дыхательно-голосовых и логоритмических упражнений.

Учебно-методический комплект по внеурочной деятельности:

1. Речевые секреты. Книга для учителя начальных классов. Ладыженская Т.А. и др. – М.: Просвещение, 1992.

2. Занимательно о русском языке. Пособие для учителя / Иванова В.А., Потеха З.А., Розенталь Д.Э.– Л.: Просвещение,1990.

3. Учись! Твори! Развивайся! Игры для развития мышления, речи, общения, творчества. Зельцерман Б., Рогалева Н.– ПЦ, 1997.

4. Развитие речи. Дети 7 – 10 лет. Мельникова И.И.- Ярославль, Академия развития. 2002.

5. «Начальная школа» №12 (1990), 8 (1991), 12 (1991), 11-12 (1991).

Календарно-тематическое планирование по кружковой  деятельности «Гном-говорун», 1-2 классы

(1 час в неделю, всего 36 часов)

п/п

Дата проведения

Тема занятия

1

Речь и ее значение в жизни.

2

Техника речи.

3

Речь. Устная и письменная речь.

4

Особенности устной речи: окраска голоса, громкость, темп.

5

Слово. Лексическое значение слова.

6

Толковый словарь.

7

Однозначные и многозначные слова.

8

Слова – «родственники».

9

Слова – «родственники» и слова – «друзья» (синонимы).

10

Слова – «родственники» и слова, внешне сходные, но разные по значению (омонимы).

11

Слова, противоположные по смыслу (антонимы).

12

Предложение.

13

Простое предложение с точкой, вопросительным и восклицательным знаком.

14

Понятие о тексте.

15

Тема текста.

16

Озаглавливание.

17

Основная мысль в тексте.

18

Типы текста.

19

Волшебные слова.

20

Слова – выражения просьбы, благодарности, извинения.

21

Слова – выражения приветствия, прощания.

22

Изобразительные средства языка: сравнение, олицетворение.

23

Вежливые слова.

24

Знакомство со словарями: толковым, орфографическим.

25

Виды предложений по цели высказывания и интонации.

26

Типы текстов: рассуждение, сравнительное описание, повествование.

27

Деформированный текст.

28

План текста. Виды планов.

29

Связь между предложениями в тексте.

30

Типы связи между предложениями в тексте, составление цепочки связей из опорных слов.

21

Творческое изложение с языковым разбором.

32

Сочинение по данному началу.

33

Сочинение по опорным словам.

34

Сочинение по наблюдениям.

35

Сочинение загадок.

36

Волшебные слова: слова приветствия, прощания, извинения.

Календарно-тематическое планирование по кружковой  деятельности «Гном-говорун», 3-4 классы

(1 час в неделю, всего 36 часов)

п/п

Дата проведения

Тема занятия

1

Общее понятие о культуре речи.

2

Основные качества речи: правильность, точность, богатство.

3

Выразительность речи.

4

Интонация: сила, темп, тембр, мелодика речи.

5

Монолог и диалог.

6

Слово, его значение.

7

Слова нейтральные и эмоциональные и эмоционально окрашенные.

8

Знакомство со словарём синонимов.

9

Изобразительно-выразительные средства языка: метафора, эпитет, сравнение, олицетворение.

10

Крылатые слова.

11

Научные слова.

12

Жизнь слова. Откуда берутся слова? Как живут слова?

13

Основные источники пополнения словаря.

14

Знакомство с элементами словообразования.

15

Знакомство с происхождением некоторых антропонимов и топонимов.

16

Устаревшие слова.

17

Тема, микротема, основная мысль текста.

18

Опорные слова.

19

Структура текста.

20

План, виды плана.

21

Стили речи: разговорный и книжный (художественный и научный).

22

Типы текста. Повествование, описание, рассуждение.

23

Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи.

24

Средства связи при цепном построении текста.

25

Средства связи в тексте с параллельным построением.

26

Видовременная соотнесённость глаголов, единообразие синтаксических конструкций.

27

Волшебные слова: слова приветствия, прощания, просьбы, благодарности, извинение.

Основные качества речи: правильность, точность, богатство, выразительность.

28

Монолог и диалог как разновидность речи. Текст-монолог и текст-диалог.

29

Драматические импровизации.

30

Выразительное чтение, интонация. Импровизация. Инсценирование диалога.

21

Сравнение, метафора, олицетворение, эпитет – сравнительная характеристика.

32

Каламбуры. Крылатые слова и выражения. Пословицы, поговорки, афоризмы.

33

Иностранные заимствования. Новые слова. Канцеляризмы.

34

План. Виды плана (вопросный, цитатный, картинный, мимический).

35

Стили речи: разговорный, книжные (научный, публицистический, деловой), художественный.

36

Типы текста: повествование, описание, рассуждение, оценка действительности. Соотношение типа текста и стиля речи.